Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 26 страница



Одним из предшественников этого направления был детектив Д. Хьюстона «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon, 1941), который ввел в американское кино тип жесткого, циничного героя и образ расчетливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «черных фильмов» – «Двойная страховка» (Double Indemnity, 1944, Б. Уайлдера). Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице, и был весьма жестким для того времени. Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставляли американцев посмотреть в лицо реальности.

«Черные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», («Стеклянный ключ», The Glass Key; 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», The Postman Always Rings Twice; 1946), Э. Хэмингуэй («Убийцы», The Killers; 1946) и др. Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Автостоп», Detour; 1945) и Э. Дмитрик («Перекрестный огонь», Crossfire, 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др, приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «черный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода – «Пленница» (Caught, 1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (A Double Life, 1948, Д. Кьюкора), «В уединенном месте» (In a Lonely Place, 1950, Н. Рей). Изредка стилистика «черного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (Pursued, 1947, Р. Уолша).

Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами более позднего периода: «Печать зла» (Touch of Evil, 1958, О. Уэллса), «Долгое прощание» (1973, Р. Олтман), «Китайский квартал» (1974, Р. Поланский), «Блейд-раннер» (Blade Runner, 1982, Р. Скотт). Ее использовали французские режиссеры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», Tirez sur le pianiste, 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», Samourai, 1967), и др. Среди лучших современных образцов «черного фильма» в США – фильмы «Убей меня снова» (Kill Me Again, 1989), «К западу от Ред-Рока» (Red Rock West, 1992), «Последнее соблазнение» (The Last Seduction, 1993).

 

ЧИКАНО ФИЛЬМ, Чікано фільм [англ. Chicano Film] – фильмы данного жанра начали выпускаться с 1949 года и производятся по сей день, Основная тема жанра вращается вокруг Мексикано-Американского вопроса, или конфронтации мексико-американцев и англо-американцев. Конечно, данное противостояние не означает, что в реальной жизни оно столь сильно, как и в кинематографе. Примеры фильмов: «I am Joaquin» (1967), «С высоко поднятой головой» (Walk Proud 1979), «Стоять и доставлять» (Stand and Deliver, 1987).

 

ЧИЛЛЕР, Чіллер [англ. Chiller]– приводящий в состояние озноба. См. «Фильм ужасов».

«ЧИСТОЕ КИНО» , «Чисте кіно» [франц. «Cinéma-Pur»] – см. «Авангард».

ЧИТЧИК, ЧИТЧИК [от англ. Reader – читатель] – сотрудник агентства или студии, профессионально занимающийся поиском идей или оригинальных сценариев. С этой целью читчики просматривают (прочитывают) огромное количество новых изданий, периодику, сообщения в Интернете.

ШВЕДСКАЯ ШКОЛА, Шведська школа – см. «Новое шведское кино».

ШИРОКОЭКРАННЫЕ ЭПОПЕИ , Широкоекранні епопеї – главным оружием Голливуда в борьбе с телевидением стали широкоэкранные эпопеи. Начиная с картины Кинга Видора «Война и мир» (1956) был выпущен ряд так называемых «блокбастеров», фильмов, изобилующих дорогостоящими декорациями, роскошными костюмами, звездными составами исполнителей, а зачастую и тысячами статистов. Теперь картины всех жанров делались только в широкоформатном варианте. Но больше всего киностудии гордились историческими мелодрамами, действие которых разворачивалось в библейские или античные времена. Считалось, что именно такие фильмы наглядно демонстрировали преимущества большого экрана перед телевизионным. Поначалу такие ленты привлекали внимание публики, особенно после того, как «Бен Гур» Уильяма Уайлера (1959) удостоился 11 «Оскаров». Однако спустя три года от грандиозных постановок пришлось отказаться, после того как «Клеопатру» Джозефа Лео Манкевича – на тот момент самый дорогостоящий фильм (43 миллиона долларов) – постигла оглушительная неудача.

 

ШИРОКОЭКРАННЫЙ ФИЛЬМ , Широкоекранний фільм [англ. Large Screen Film] – технология киносъемки.В 1950-е годы телевидение могло позабавить публику лишь черно-белым изображением на маленьком экране. Так что кинобоссы пришли к вполне естественному выводу, что можно вернуть зрителей в кинотеатры, предложив им красочное широкоэкранное зрелище, да еще и со стереофоническим звуком.

Технология широкоэкранного проецирования разрабатывалась еще в 1920-е годы. Среди первых систем такого рода было и «Поливидение», созданное А. Гансом. Однако первой широкоэкранной системой в 1950-е годы стала «Синерама». Первоначально она применялась для обучения авиационных стрелков во время второй мировой войны.

«Синерама» создавала более широкое изображение на экране, снимая каждый эпизод тремя кинокамерами, установленными в трех различных точках. Эти камеры образовывали правильную дугу и включались в работу синхронно. Затем три кинопленки проецировались на широкий полукруглый экран тремя проекторами, что позволяло получать изображение в шесть раз крупнее стандартного. Публика, смотревшая такие картины, как «Это «Синерама» (1952), не только помещалась как бы в самый центр действия, но и словно испытывала те же ощущения, что и персонажи на экране

«Синерама» пользовалась большой популярностью у зрителей, однако она не нашла широкого применения из-за чрезмерной дороговизны и немалых затрат времени на съемку. Затем была создана системе «Синемаскоп», дававшая изображение вдвое шире обычного и к тому же снабженная стереозвуком. Она также изначально разрабатывалась в военных целях для танковых перископов. «Синемаскоп» позволял втиснуть более широкое изображение в стандартную 35-миллиметровую кинопленку. Кинопроектор оборудовался специальным объективом, который как бы растягивал изображение, проецируя его на изогнутый экран.

Первой картиной, снятой с помощью подобной технологии, стало историческое полотно из истории Древнего Рима «Тога» (1953) Генри Костера. Ее успех превзошел все ожидания, и в течение двух лет большинство кинотеатров на Западе были переоборудованы под широкоэкранное кино. Вскоре появился и ряд новых систем. К примеру, независимый продюсер М. Тодд использовал при съемках мюзикла «Оклахома!» (1955) систему «Тодд-АО». В ней применялись широкоугольные объективы и пленка шириной 70 мм. Однако к 1960 году все киностудии переключились на систему «Панавижн», дававшую более четкое и яркое изображение, чем все прочие широкоэкранные системы.

 

ШЛОК МУВИ , Шлок муві [идиш. Schlock – шлак + Movie – кино] – сленг, обозначающий хлам. Подобные фильмы обычно производятся с низкими бюджетом в течение несколько недель. Как правило это фильмы ужасов и научной фантастики, произведенные компаниями AIP и AAP: «Робот чудовище» (Robot Monster, 1953), «Гигантская коготь» (The Giant Claw, 1959). См. «Трэш».

 

ШОМИН-ГЭКИ , Шомін-гекі – пьеса о простом народе, жанр в японском кинематографе. Фильмы «шомин-гэки» отражали современность и жизнь простых людей. Первые фильмы жанра появились в 30-е годы.

 

ШПИОНСКИЙ ФИЛЬМ, Шпигунський фільм [англ. Spy Film] – данный поджанр повествует о деятельности шпионов. Обычно это шаблонный рассказ о раскрытии данных агентов и их угрозе национальной или мировой безопасности. Фильмы чаще всего основываются на реальных или вымышленных событиях, которые имели место во времена «Холодной Войны» между США и СССР. Психологически такие фильмы помогали разрядить напряженность между сторонами втянутыми в конфликт. Некоторые фильмы: «Миссия невыполнима 1-3», «Тайные агенты».

 

Шокер, Шокер [англ. Shocker]повергающий в шок. См. «Фильм ужасов».

 

ЭКРАН, киноэкран , ЕКРАН, кіноекран [от франц. Ecran – ширма; англ. Screen] – натянутая на раму ткань, покрытая специальным веществом, на поверхность которой проецируется изображение. Экраны являются принадлежностью зрительного зала кинотеатра, где происходит демонстрация фильмов. Широкоформатные, широкоэкранные фильмы, стереофильмы показываются, каждый на своем виде экрана. Для панорамного кино, например, делается сильно изогнутый экран больших размеров (несколько сот м2). В круговой кинопанораме фильмы проецируются на круговой экран с углом обозрения 360о. На сверхбольших экранах (с соотношением сторон 1 к 2,2) показывают широкоформатные фильмы, а широкоэкранные – на экранах с соотношением сторон от 1 к 1,66 до 1 к 2,35.

 

ЭКРАННЫЕ ФОРМЫ, ЕКРАННІ ФОРМИ – о смерти кинематографа заявляли каждый раз, когда появлялось что-то новое в области человеческого досуга – телевидение, видео, компьютеры, виртуальная реальность. На самом же деле, все перечисленные достижения так или иначе связаны именно с экраном, то есть являются разновидностями экранных форм, различными версиями «движущегося изображения», каковым и был с момента рождения кинематограф, а сейчас – телевидение, видео, компьютерное изображение, телевидение высокой четкости, виртуальная реальность.

Благодаря цифровому видео в наши дни стало возможным записывать видеоинформацию на компакт-диски. Когда такой диск вставляется в систему «CD-Rom», зритель получает возможность либо наблюдать за разворачивающимся действием в его неизменном виде, либо активно вмешиваться в него. При помощи обычного джойстика он может воздействовать на сюжет фильма и на его финал. Вскоре компьютерная техника позволит зрителям не только изменять сюжетную линию таких всемирно известных картин, как «Унесенные ветром» и «В поисках затерянного ковчега», но и самим принимать в них участие. Возможно даже, что голография и «виртуальная реальность» найдут применение в самом процессе создания кинофильмов.

Пока же зрительская аудитория становится свидетелем все более впечатляющих методов проецирования изображения на экран. Скажем, система «Имэкс» способна выдавать изображение троекратно больших размеров, чем стандартное широкоэкранное. Так называемый «Омнимэкс» при помощи специальных объективов проецирует эффективное 180-градусное изображение на куполообразные экраны над головами зрителей. Правда, подобные дорогостоящие системы применяются лишь в нескольких специально оборудованных кинотеатрах. Научные открытия в скором времени могут привести к тому, что сам кинопроектор окажется ненужным. Такие электронные процессы, как высокоразрешающее видео (ВРВ), позволят демонстрировать фильмы прямо по оптоволоконному кабелю либо проецировать их на экран через спутник.

 

ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ ФИЛЬМ, Експлуататорський фільм [англ. Exploitation Film] – фильмы, в которых с целью получения прибыли, используют экстраординарные события и ситуации, обычно считавшиеся нелитературными, шокирующими и отвратительными по отношению к основным героям. Чаще всего темы, которые использованные в эксплуататорских фильмах, затрагивают человеческие эмоции, и педалируют насилие и секс.

 

ЭКСПРЕССИОНИЗМ , Експресіонізм [от лат. Expressio – выражение, выявление] – художественное направление в западном искусстве. Экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в немецком кино в 1915–1925-х годах. Появление экспрессионизма связано с обострением социальных противоречий в Германии после Первой мировой войны. Протестуя против войны и подавления личности, мастера экспрессионизма совмещали в своих произведениях выражение протеста с чувством мистического ужаса перед хаосом бытия. Принцип субъективной интерпретации действительности, легшей в основу экспрессионизма, обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности. В центре кинопроизведения экспрессионизма – герой одиночка, воплощение абсолютного вечного «я», вступающий в безнадежную борьбу с косным «вещным миром». В эксп0рессионистскиих фильмах мир представал фантастически деформированным, лишенным естественных очертаний. Натура заменялась декорациями, использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. В деформации предмета виделся способ усиления выразительности, выявления его «внутренней сущности». Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев.

Герои многих экспрессионистских фильмов мистические существа: искусственный человек Гомункулус («Гомункулус», реж. Р. Райнерт), легендарное чудовище Голем («Голем, и как он пришел в большой мир», реж. П. Вегенер), вампир Носферату («Носферату, симфония ужаса», реж. Ф. Мурнау), убийца – сомнамбула Чезаре и его хозяин, таинственный доктор Калигари («Кабинет доктора Калигари», реж. Р. Вине).

Высокая пластическая культура лучших экспрессионистических фильмов, мастерство создания кинематографического пространства при помощи света и тени оказали влияние на развитие изобразительных средств киноискусства.

 

Экстремальное кино, Екстремальне кіно [англ. Extreme – противоположность] – сейчас этот термин достаточно укрепился в нашем лексиконе. Он стал для нас синонимом слова «риск». В фильмах этого жанра не последнюю роль играют современные экстремальные виды спорта и увлечения («Экстремалы», «Ямакаси», «Форсаж»).

Эксцентризм , Ексцентризм – термин связан с появлением в 1922 году Фабрики Эксцентрического Актера (ФЭКС) – киномастерской, основанной молодыми энтузиастами Петрограда. Как и полагалось в романтические 20-е годы, творческая группа ФЭКС заявила о себе манифестом. Он назывался «Эксцентризм», его авторами были Г. Козинцев, Г. Крыжицкий, Л. Трауберг, С. Юткевич – они именовали себя «Депо эксцентриков». Манифест ФЭКСов кажется вполне обычным для авангардистов 20-х годов: тот же задиристый напор, то же веселое поругание «классической культуры» – якобы затхлой и музейной, далекой от динамичных ритмов современности. Ей противопоставлялся некий «эксцентризм» – цирк, балаган, мюзик-холл и прочие площадные зрелища. Местом издания манифеста значился некий «Эксцентрополис», не больше ни меньше - «бывший Петроград».

 

Эксцентричная комедия, Ексцентрична комедія – ключевым моментом таких фильмов всегда становилось вторжение в скучный, упорядоченный мужской быт роковой женщины, в которую после многих комичных злоключений в конце концов влюблялся герой.В двух образцовых комедиях такого рода – «Это случилось однажды ночью» (1934) и «Воспитывая ребенка» (1938) – возмутительницей спокойствия становилась изнывающая от скуки богатая наследница. Однако ею с равным успехом могла быть и честолюбивая деловая женщина, решившая доказать в подобной схватке полов, что она ничуть не хуже коллег-мужчин, как, к примеру, в веселой комедии «Его девушка Пятница» (1940).

Фрэнк Капра быстро утвердился в роли ведущего мастера эксцентричной комедии, добавив к традиционному набору ее средств немного сатиры и провинциального здравого смысла. Сатирой называют использование юмора для осмеяния общественных пороков. Творчество Капры вдохновило создателей сотен романтических комедий, а также «старого доброго кино» 1990-х годов. Фильм Д. и Э. Коэнов «Поверенный Хадсакера» (1994) стал прямой данью уважения великому режиссеру.

Сценарист и режиссер П. Стерджес также испытал сильное влияние эксцентричной комедии. Он усилил ее сатирическое звучание и дерзнул покуситься на такие опасные темы, как секс, политика, война и смерть. Примеры фильмов: «Двадцатый век» (1934), «Ничего святого» (1937), «Воспитание крошки» (1938), «Филадельфийская история» (1940), «Его девушка Пятница» (1940), «В чем дело, доктор?» (1972), «Признак класса» (1973), «Артур» (1981), «Рыбка по имени Ванда» (1988), «Маска». См. «Комедия».

ЭКШН, Екшн [англ. Action – «мотор!», действие]

1. Команда режиссера для начала сьемки;

2. Фильм с активно разворачивающимся сюжетом, держащим зрителя в напряжении, фильм, в котором герои решает проблемы силовыми методами. См. «Боевик».

 

Элитарное кино , Елітарне кіно – кино для интеллектуалов, «кино не для всех». Некоммерческие фильмы, рассчитанные на небольшую аудиторию. Как правило, таким фильмам редко сопутствует коммерческий успех. См. «Арт-хаус».

 

«ЭММИ», «ЕММІ»  [англ. Emmy] – престижная американская премия за телевизионные фильмы.

 

ЭПИК, Епік [англ. Epic – эпический фильм] – фильмы, которые считаются эпическим жанром или эпопеей, отражают исторические явления и героические подвиги. Темы в эпических фильмах взяты из Библии, древней Греции, древнего Рима и истории Индии, а также легенд средневековья. Обычно историческая точность в эпических фильмах приносится в жертву кассовым перспективам. Некоторые фильмы:  «Гладиатор», «Троя», «Страсти Христовы». 

 

ЭРОТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, Еротичний фільм [англ. Erotic Film] – жанр рассчитан в основном на мужчин. Его основным инструментом передачи эмоций выступают сексуальность, чувственность и ню. Поведение персонажей изображенных в эротическом произведении может быть связано как с искренним, почти божественным чувством любви, так и с обыкновенным сексуальным вожделением. Контрастируя с порно и сексексплуататорскими, эротические ленты основаны на более смысловых и чувственных отношениях к человеческой наготе. Нагота является основным элементом данного жанра. В отличие от порнографии, эротические фильмы не акцентируют внимание на графические детали половых органов и полового акта. В эротических фильмах часто присутствует элемент недосказанности, незаконченности сюжета – окончание изображаемой любовной прелюдии, ее детализация отдается на откуп воображению зрителя. Классические фильмы: «Эммануэль», «История О», «Основной инстинкт», «Стриптиз».

 

ЭФФЕКТ ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ, ЕФЕКТ ЗАПАМОРОЧЕННЯ [англ. Vertigo Effect] – операторский прием, разновидность Субъективной камеры. Зритель видит происходящее глазами героя во время сильного головокружения. Впервые этот прием использовал Альфред Хитчкок в фильма «Головокружение». См. «Субъективная камера».

«эффект кулешова» , «Ефект Кулешова» [англ. Kuleshov Effect] – эффект, создаваемый сопоставлением в монтаже кадров. Замысел фильма о счастье в конце концов тоже рассчитывал на монтажный эффект моментов, которые между собой в жизни не были связаны, но которым надлежало стать элементами реальности задуманного произведения. При восприятии текста, на человека воздействует не столько само содержание частей, сколько их монтажная взаимосвязь. Этот феномен, который называется «эффект Кулешова», был впервые обнаружен в кино. Кинорежиссер Л. Кулешов в 20-е гг. проделал такой опыт: он чередовал один и тот же кадр – лицо актера И. Мозжухина – с другими кадрами. В этих кадрах были: тарелка супа, гроб, девушка. Зритель, в зависимости от соседнего кадра, видел в одном и том же лице выражение то голода, то горя, то страсти. При этом сам зритель не осознавал, что видит одно и то же выражение лица. Л.В. Кулешов обнаружил, что главная сила воздействия на зрителя заключена именно во взаимосвязи кадров, в их монтаже, а не только в содержании кадров. Получалось, что эмоция в кино иллюзорна, ее не нужно играть, ее можно смонтировать.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!