Перечень основных эмпирических характеристик 8 страница
17 См.: Д р а II к о в В. Л. Природа таланта Шаляпина. Л., 197,3.
18 Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в обла-
сти математики. М., 1970, с. 74.
19 Там же, с. 82.
48
технического интеллекта является положение о фундаменталь- \
ной роли пространственного фактора в мышлении конструкте- j
ров пли инженеров различных профилей.20 Ообобщения, сде-
ланные в области психологии технического интеллекта, нахо-
дятся на границе между психологией творчества и психоло-
гией труда, а также инженерной психологией как ее частной
областью. В этих же двух областях в последнее время накоп-
лен большой эмпирический материал, удачно обобщенный
Д. А. Ошаниным в понятии <оперативный образ>.21 Фактический
материал, на котором это обобщение базируется, как и основной
смысл самого обобщения, ясно показывает, что по своей при-
роде оперативный образ разных уровней абстрагированности,
начиная с элементарно-сенсорного и кончая высшими форма-
ми понятийной мысли, с необходимостью включает в свой пси-
хологический состав пространственно-временную схему, без
которой эти разноуровневые психические процессы вообще не
могли бы реализовать свою оперативную функцию регуляторов
пространственно-упорядоченного предметного действия.
Областями прикладной психологии, эмпирический материал
которых, пожалуй, наиболее выразительно демонстрирует не-
|
|
обходимую функцию пространственных компонентов мысли в
ее общей организации и динамике, являются патопсихология
и клиническая нейропсихология. Здесь реальная функция про-
странственных структур предельно выявляется теми демаски-
рующими отклонениями от нормальной реализации мыслитель-
ных актов, которые возникают при различных органиче-
ских, нейрогенных и психогенных нарушениях деятельности
мозга.
В контексте данного весьма схематического эмпирического
описания, составляющего лишь отправной пункт дальнейшего
теоретического анализа, необходимо отметить по крайней ме-
ре две группы взаимно дополняющих друг друга фактов.
Первый круг фактов относится к симптоматологии снмуль-
танной агнозии, второй - к семантической афазии. Укажем
сразу же, что взаимная дополнительность соответствующих фе-
номенологических картин обусловлена тем, что в первом слу-
чае расстройство собственно мыслительных функций проявля-
ется в нарушении общих форм пространственной организации
нервно-психической деятельности, а во втором - нарушения
пространственной организации выявляются в структуре собст-
венно речемыслительных расстройств.
20 См., напр.: Психологические особенности обучающихся в тех-
|
|
ническом вузе, вып. 1 и 2. Новосибирск, 1973; Пономарева Р. А. Ис-
пользование способов создания подростками образа технического объекта.-
<Вопросы психологии>, 1974, № 3.
21 См.: Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ. Ав-
тореф. докт. дис. М., 1973; Психологические вопросы регуляция дея-
тельности. М. 1973.
49
Наиболее характерным признаком симультанной агнозии
является невозможность узнавания содержания воспринимае-
мых ситуаций, в частности изображенных на картинах, при со-
хранности узнавания отдельных объектов. Этот признак ясно
показывает, что здесь мы имеем дело с дефицитами отобра-.
жения смысла как семантическими речемыслительными следст-
виями или проявлениями общепространственных гностических
нарушений.22 Не случайно поэтому уже Вольперт, который ввел
само понятие <симультанная агнозия>, интерпретировал пос-
леднюю не просто как нарушение узнавания картин, а как ре-
зультат <нарушения более общей способности схватывать смысл
отношений между отдельными объектами, независимо от спо-
соба их предъявления (зрительного, слухового или тактиль-
ного)>.23 Чрезвычайно показательно, что опыт и проницатель-
|
|
ность многих крупных клиницистов, таких, например, как Лип-
ман, Балант, Гольдштейн, Гельб, Клейст и др., приводили их
к выводу, что внутри собственно агностических расстройств, ба-
зирующихся на общих деструкциях пространственной органи-
зации психики, обнаруживает себя уже не только перцептивно-
гностическое, а мыслительное расстройство, выраженное на-
рушением именно понимания картин и объективных ситуаций.
Некоторые клиницисты особенно четко осознавали двойст-
венный - и перцептивно-пространственный, и семантически-
мыслительный - характер этих нарушений. Так, например,
Клейст считал, что агностические расстройства в сфере вос-
приятия отношений являются частным случаем описанного Пи-
ком <расстройства понимания>, а Ниельсен указывал, что си-
мультанная агнозия - это не собственно агностическое нару-
шение, а расстройство более высокого уровня психической ор-
ганизации.24
Самым существенным для данного контекста моментом в фе-
номенологической картине этого агностического расстройства
является его связь с деструкцией симультанных синтезов. Эта
связь и лежит в основе выделения этой специфической нозо-
логической единицы именно как симультанной агнозии. Рас-
|
|
стройство же симультанности представляет собой нарушение
одновременно-пространственной структурированности. Здесь
реализуется тот частный случай деструкции пространственных
структур, который относится к одновременно-целостному охва-
ту именно межпредметных отношений, поскольку симультанное
отображение отдельных объектов в данном случае сохраняет-
ся, независимо от их величины и тем самым от того, какую
часть поля зрения отдельный предмет занимает. Таким обра-
22 См.: Тонконогий И. М. Введение в клиническую ненропсихолоппо.
Л., 1973.
23 См. там же, с. 57.
24 См. там же, с. 58.
50
зом, это нарушение относится не к объему одновременно-прост-
ранственных структур, а к их внутренней организации.
Поскольку симультанное воспроизведение целостной струк-
туры отдельных объектов относится к собственно перцептив-
ной сфере, а симультанное воспроизведение межпредметных от-
ношений - к сфере отображения смысла, т. е. к мышлению,
здесь фактически имеет место вариант, очень близкий к семан-
тической афазии, но реализующийся в структуре агностических
расстройств. Это семантико-афатическое нарушение внутри аг-
ностического расстройства целостно-пространственных структур.
Б структуре же самой семантической афазии нарушения си-
мультанно-пространственного воспроизведения отношений про-
являются в своих следствиях, выраженных распадом понима-
ния логико-грамматических конструкций определенного типа.
У больных семантической афазией больше всего страдают ре-
чевые конструкции с предлогами (<треугольник под кругом>),
конструкции с переходными глаголами (<одолжил кому-то или
у кого-то>), сравнительные конструкции (<Катя светлее Сони>),
словосочетания, выражающие отношения с помощью пассивных
грамматических форм (<земля освещается солнцем>) и грам-
матические конструкции атрибутивного родительного падежа
(<хозяин собаки> или <собака хозяина>),25 т. е. структуры,
воплощающие именно межпредметные отношения.
Произведенный А. Р. Лурия анализ всех семантико-афати-
ческих нарушений подобного типа убедительно показал, что
главный источник затруднений во всех этих случаях связан
с построением пространственных эквивалентов или схем отно-
шений, выражаемых такими конструкциями. Все эта дефицита
<сохраняют внутреннюю связь с распадом сложных форм ори-
ентировки в пространстве> и <наиболее вероятно, что в их
основе лежат дефекты специальных видов симультаиных
(пространственных) синтезов, представленных в языке и осу-
ществляемых при ближайшем участии теменно-затылочных
долей>.26
Таким образом, симультанная агнозия и семантическая афа-
зия действительно находятся в отношениях дополнительности.
Если в симультанной агнозии семантические речемыслительпые
нарушения <вмонтированы> в расстройство симультанного гпо-
зиса, то в семантической афазии под поверхностью основной
клинической картины нарушения понимания смысла, т. е. де-
струкции собственно мыслительного компонента познаватель-
ных процессов, явственно обнаруживается общее расстройство
симультапно-пространственных психических структур. Обе эти
25 См.: Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при
локальных поражениях мозга. М., 1962; Тонконогий И. М. Введение
и клиническую нейропсихологию.
26 Лурия Л. Р. Указ. соч., с. 136.
51
дополняющие друг друга клинические картины демонстратив-
но демаскируют факт наличия и рабочего участия простран-
ственных компонентов в структуре и динамике мыслительных
процессов, который в норме замаскирован парадоксальной спе-
цифичностью, абстрагированной формой и неопределенной
структурированностью мыслительного пространства.
Если сопоставить эти факты и соотношения, представлен-
ные в эмпирическом массиве клинической нейропсихологии,
с кратко рассмотренными выше данными педагогической пси-
хологии, психологии творчества и инженерной психологии, то
картина внутренней общности основных тенденций, проявляю-
щихся в эмпирическом материале этих областей прикладной
психологии, станет, по-видимому, достаточно определенной.
Все эти разнообразные по конкретному контексту, но чрезвы-
чайно близкие по своему основному вектору факты и соотно-
шения, почти не проникшие еще пока в сферу академической,
собственно лабораторной экспериментальной психологии, ясно
говорят о том, что, когда по тем или иным причинам простран-
ственно-временные компоненты мысли, моделирующие здесь
уже не общий пространственный фон, а предметные <фигуры>
отдельных объектов или событий, свертываются или подвер-
гаются деструкции, рабочая эффективность мысли не как сте-
реотипно-алгоритмического, а как вариативно-адекватного жи-
вого собственно психического акта утрачивается, мысль теряет
свой творческий потенциал, становится все более пустотелой
речевой оболочкой, а в крайних вариантах уходит за пределы
нормы в сферу патологии.
О модальных характеристиках мысли
Модальность представляет вторую важнейшую эмпириче-
скую характеристику, в связи с которой, как и по поводу про-
странственно-временной структуры, у сечения <образ - мысль>
возникают серьезные противоречия и создается очень большая
эмпирическая неопределенность, коренящаяся в отправных по-
зициях теоретического поиска. Через экспериментальную пси-
хологию ощущений, восприятий и представлений, т. е. через всю
психологию образа, насквозь проходит категория качественной,
модальной специфичности во всем многообразии ее конкрет-
ных характеристик. При переходе в сферу экспериментальной,
как и теоретической, психологии мышления происходит резкий
скачок. В массиве фактов и феноменов традиционной лабора-
торной экспериментальной психологии мышления свойство мо-
дальности отсутствует полностью. Этот скачок определяется,
вероятно, теми же теоретико-методологическими предпосылка-
ми, что и аналогичная ситуация, относящаяся к характеристи-
кам пространственно-временной структуры. И уже исходя из
этого есть, по-видимому, основания думать, что аналогия эм-
52
лирических ситуаций в области модальности и пространственно-
временной структуры мысли имеет ряд не только негативных,
но и позитивных проявлений. Это означает, что в обоих слу-
чаях имеет место не исчезновение этих характеристик при пе-
реходе от образа к мысли, а лишь иллюзия их исчезновения,
иллюзия безмодальности, как и беспространствеиности мысли.
Или иначе: модальность, как и пространственно-временная
структура, фактически не исчезает, по-видимому, из феноменоло-
гической картины по ею сторону образно-мыслительного рубе-
жа, а подвергается аналогичной перестройке, глубже скрыва-
ющей это свойство под феноменологической поверхностью и тем
самым способствующей возникновению такой иллюзии.
Поскольку основной смысл описанных выше модификаций,
происходящих с пространственно-временной психической струк-
турой при переходе от образа к мысли, состоит в снятии мак-
ро- и микролимитов, выраженных по преимуществу в ликвида-
ции пороговых ограничений, предполагаемая аналогия застав-
ляет поставить вопрос: не является ли и иллюзия безмодаль-
ности мысли результатом не устранения модальности, а, на-
оборот, эффектом, сопровождающим раздвижение границ ее
диапазонов? В самом деле, хотя модальность и не входит в чи-
сло традиционно описываемых и анализируемых характеристик
мысли, тот факт, что в области мысли снимаются пороговые
ограничения, едва ли может вызвать серьезные сомнения. Ско-
рее он представляется даже тривиальным. Хорошо известно,
что каждая сенсорно-перцептивная модальность <вырезает>
определенный диапазон из объективного физического контину-
ума соответствующих раздражений (оптических, акустических,
термических, механических, химических и др.). В ряде случа-
ев эти диапазоны, отвечающие разным модальностям, относят-
ся к разным участкам одного и того же физического спектра -
континуума. Так, например, вибрационная и слуховая модаль-
ность относятся к разным участкам одного и того же спектра
механических колебаний, а температурная (относящаяся к теп-
ловым лучам) и зрительная модальность-к разным участкам
физически единого спектра электромагнитных колебаний.
В принципе хорошо известно также (хотя это и не интер-
претируется обычно в таких терминах), что переход от образа
к мысли <взламывает> как внешние границы этих диапазонов,
в определенном смысле соответствующие нижнему и верхнему
абсолютным порогам (от 16 до 22000 гц для слуха, от 6-8 до
500 гц для вибрационных ощущений или от 380 до 780 ммк
для зрительной модальности), так и их внутренние микрогра-
ницы, определяющие, скажем, звуковысотные или цветотоно-
вые различия и отвечающие разностным и дифференциальным
порогам. Мысль, выходя за пределы <вырезаемых> соответст-
вующей модальностью участков спектров, <ходит> по всему
диапазону каждого из этих спектров, может переходить из
53
одного спектра в другой (например, из оптического в акустиче-
ский), тем самым раздвигая их границы в пределе до беско-
нечности. Кроме того, она дробит внутреннюю структуру каж-
дого из этих участков на бесконечно малые микроэлементы.
Тем самым диапазон модальности мысли, как и ее простран-
ственно-временной структуры, снимая микро- и макрограницы.
включает в себя - в пределе - и бесконечно большие, и бес-
конечно малые шкальные единицы выражения качественных ха-
рактеристик.
Свидетельствуют ли эти факты снятия границ диапазонов
модальности о том, что в области мысли отсутствуют модаль-
ные характеристики? Ведь границы тех диапазонов, которые
<вырезает> тот или иной анализатор из соответствующего кон-
тинуума объективных вариаций отображаемого физического
раздражителя, явным образом определяются не самими по се-
бе объективными качественными особенностями данного уча-
стка общего спектра этих вариаций источника информации
(например, не самими особенностями звуковых частот спект-
ра механических колебаний), а спецификой системы отсчета,
связанной с .организмом как носителем информации. Поэтому
устранение макро- и микролимитов этих диапазонов разных
модальностей означает не освобождение вообще от модальных,
или качественных, характеристик мыслительного процесса, а ос-
вобождение от тех субъективных ограничений, которые накла-
дывает на эти характеристики специфика самого носителя ин-
формации как со стороны связанной с ним системы координат
(ее начала, связанного с носителем, и ее общих масштабов),
так и со стороны особенностей того физического алфавита,
в котором этот носитель кодирует соответствующие свойства ис-
точника информации. Это устранение субъективных ограничений
и наслоений не ликвидирует, а объективирует модальные ха-
рактеристики, что выражается в их переводе в более общую
систему отсчета и на более универсальный физический язык
при сохранении, однако, тех специфических особенностей, ко-
торые воплощены в каждом из этих диапазонов. Между тем
это устранение субъективных лимитов и особенностей модаль-
ных характеристик, реализующее их объективацию при пере-
ходе от образа к мысли, принимается в традиционной пси.о-
логии за исчезновение самих модальных характеристик, совер-
шенно так же, как устранение макро-, микроограничений и ли-
митов в пространственно-временных характеристиках мысли
отождествляется обычно с их ликвидацией.
В обоих случаях такой парадоксальной интерпретации.
принимающей расширение и универсализацию соответствую-
щей характеристики за ее исчезновение,27 способствует
27 Поучительно сравнить истолкования, выраженные в тезисах: <модаль-
ность исчезла>, <пространстио исчезло>, <материя исчезла>.
54
отождествление логико-символической и собственно психоло-
гической структуры мысли. При таком отождествлении психо-
логическая структура мысли, поскольку она, как всякое соб-
ственно психическое образование, <трагически невидима> (При-
брам), приносится в жертву структуре логико-символической,
которая тем самым-будучи к тому же еще чувственно до-
ступной-становится единственным объектом рассмотрения.
В результате такой подстановки создается абстрактная теоре-
тическая возможность (опирающаяся на возникающую этим
же путем видимость эмпирической обоснованности) лишить
мысль модальности, как и пространственно-временной струк-
туры. И та, и другая оказываются, таким образом, не свойст-
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!