ВЕСЕЛЬЕ? КОГДА ОНО БЫЛО У ВАС ПОСЛЕДНИЙ РАЗ?



■ 4.2 Изучите ваши убеждения. Было ли у вас недавно веселье? Составьте и запишите список всех дел, которые приносят удовольствие, которые вы осуществили на этой неделе.

 

■ 4.3 Перечислите как можно больше приятных дел, которые вы можете вспомнить перед тем, как вы попали в депрессию. Постарайтесь выполнять одного из таких «старых друзей» раз в день. Отслеживайте как у вас это получается.

Проделывая это все с помощью инвентаризации, вы осуществляете активный шаг, который обещает освободить вас от печалей, боли и страданий, накопленных в течение многих лет. Только начиная делать что-то, мы можем обрести стойкость и поддержать собственную мотивацию для осуществления изменений. Мы замечаем, что наша мотивация усиливается по мере того, как мы все больше понуждаем себя активно действовать!

Когда в конце концов мы становимся готовыми для того, чтобы выполнить наш Четвертый Шаг, мы, по сути делаем следующее: мы останавливаем продолжительный дрейф по жизни и собственно жизнь в узких границах привычного образа мышления о самих себе. Мы собираемся остановить дрейф! Мы собираемся научиться осознавать тот путь, идя по которому, мы нечаянно обманывали себя и свою жизнь. Мы готовы сделать эту инвентаризацию, потому что мы знаем, что есть нечто лучшее рядом для меня, чем то, что у меня есть сейчас. Четвертый Шаг – это мое новое начало. Вещи начнут меняться для меня по мере того, как я постепенно начну вытаскивать негативные кирпичи из стены, которая держит меня в изоляции от остального мира.

 

ПРОЧТИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДУЮЩЕЕ!!!


«Четвертый шаг – это критический момент, если мы хотим начать путешествие в направление целостности, мира и обретения хороших чувств по отношению себе. Но если мы хотим оставаться в яме грусти, то исходящее из этого убеждение, что мы ничего хорошего из себя не представляем и никуда не годимся, будет ограничивать нашу способность осознавать, чем мы можем стать и что мы можем сделать для самих себя. Я считаю, что много наших проблем коренится в нашей потребности быть совершенными и делать вещи так как другие от нас ожидают. Это подобно тому, как если бы мы должны были сначала удовлетворить их потребности прежде чем свои собственные. Значимы е люди нашего прошлого укрепляли в нас убеждение в том, что для того, чтобы я был приемлемым мне нужно делать вещи только так, как они от меня хотят. И я должен был делать приятное им, в противном случае я мог быть отвергнут и навсегда оставлен в одиночестве. Сама по себе эта ситуация пугающая для любого из нас. Мне всё время нужно пытаться быть кем то другим, а не тем, кем я на самом деле являюсь, и я постоянно наполнялся грустью так как я никогда не дотянусь до того уровня, которого от меня ждали другие. Вся моя жизнь оценивалась на основании того, каким я должен быть по мнению других. То, что было хорошо, никогда не было достаточно хорошо, и я продолжал тянуться к максимуму в попытке сделать все идеально, но этот «максимум» никогда не был чётко обозначена. Я чувствовал, что я никогда не дорасту до ожидания других людей и это наполняло меня ощущением стыда за самого себя. Я не только чувствовал себя виноватым, но ещё я стыдился самого себя. Я не только испытывал чувство вины, я также чувствовал стыд – стыд того, что моя неадекватность будет очевидна для всех и я буду посмешищем. Мой постоянный страх заключался в том, что другие могут увидеть, насколько я плох»2 (М54)

 

■ 4.4 Бесстрашная нравственная инвентаризация направлена к тому, чтобы не оставить неперевернутым ни один камень, ведь я начинаю собирать доказательства того, что мне необходимо начать все по-новому, попробовать жить так день за днем. Я буду учиться тому, как останавливаться и слушать слова, которые я часто говорю себе, когда я чувствую, что скатываюсь в яму депрессии. Если я смогу это делать день за днем, тогда в течение одного этого дня я буду знать, что для меня будет надежда. Если бы у меня был когда-либо в жизни хотя бы один хороший день, то, я теперь знаю, я смог бы иметь и другой такой же.

 

■ 4.5 Видите ли вы себя в этом утверждении из Книги:

 

«Первое непреложное убеждение, согласно Дороти Роу, которого придерживаются многие депрессивные так, как если бы это было Божье откровение, - это убеждение в том, что неважно то, насколько я хорош и приятен, на самом деле я плохой, злой, ничтожный и как я сам не могу принять себя, так и никто другой»3 (М54).

 

 

В ходе осуществления Четвертого Шага я наконец-то хочу войти в более глубокий анализ самого себя и исследовать, что порождает этот страх, который кажется висит над моей головой подобно темному и убийственному облаку.

 

 


Как сказано в книге «Двенадцать шагов и двенадцать традиций»:

 

«Четвертый Шаг – это решительные и тщательные усилия обнаружить в себе те склонности, которые были у каждого из нас. Открывая то, каковы наши эмоциональные дефекты, мы можем двигаться в сторону их исправления. Без старательных и настойчивых усилий сделать это, у нас не будет трезвости или удовлетворения жизнью. Без тщательной и бесстрашной нравственной инвентаризации большинство из нас поняли, что вера, которая в реальности работает в ежедневной жизни, все еще недостижима»4 (с.50 русс.изд. с корр.).

И еще:

«Существует прямая связь между самоанализом, медитацией и молитвой. И по отдельности эти практические шаги приносят значительное облегчение и пользу. Но когда они все таки связаны непосредственно и переплетены, они образуют в результате непоколебимое основание для жизни»5 (с.111 русс.изд. с корр.).

 

Я верю, что через установление сознательного контакта с Богом, как мы Его понимаем, мои ежедневные усилия услышать слово моей Высшей Силы, поможет мне сфокусироваться на том, что мне необходимо изменить. Я надеюсь, что моя депрессия всегда будет мной осознана в тот момент, когда я буду чувствовать себя поверженным и в тревоге без определенной причины. Если я буду медленно падать, я возьму ручку и запишу свои мысли, которые у меня появляются в последнее время, мысли о том, что я верю, что моя грусть постепенно испариться как туман ранним утром.

Я изгоняю мои страхи, вину и раздражение выкладывая их на бумагу перед глазами.

 

■ 4.6 Соберите факты о себе. Реагируют ли ваш разум и тело определенным предсказуемым способом? Вы обнаружите, что вы нуждаетесь в том, чтобы жизнь была определенной и предсказуемой, потому что если бы жизнь была непредсказуемой, то тогда жизнь была бы наполнена риском. Чувствуя себя в депрессии, вы знаете, что вы имеете. Живя той жизнью, которой вы живете сейчас, у вас нет надежды когда-либо чувствовать себя иначе, потому что вы боитесь риска жить в неопределенности!

 

■ 4.7 После того, как вы возьмете ответственность за себя и проделает собственную личную инвентаризацию – и так будет каждый день – мы сможем начать чувствовать себя иначе и для нас откроются новые горизонты надежды .

 

■ 4.8 Размышления о своей жизни могут вывести нас из депрессии путем развития новых стратегий для того, чтобы справиться со старыми убеждениями, которые у нас когда-то были относительно самих себя.

Если наши представления о Боге колеблются между картиной диктатора, судьи и любезного друга, наше рвение сегодня может испытывать приливы и отливы и наша любовь может быть блокирована раздражением и гневом на бессилие Бога. Наши страхи перед тем, что Бог может нас попросить сделать (некоторые прочтут: потребовать, приказать) может переполнить нас. Один из вариантов исследовать наш страх или наше смущение по поводу любящего Бога – исследовать свободу, непосредственность,


игривость, с которой мы любим некоторых из самых близких нам людей. Кого вы больше всего любите в этом мире? Поразмышляйте об этих людях в конкретных деталях и позвольте своим чувствам по отношению к этим людям быть. Чувствуете ли вы страх? Смущение? Безопасность? Почему да или почему нет.

 

■ 4.9 ПОЖАЛУЙСТА, ЗАПИШИТЕ ВАШИ ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ. ПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВАШЕЙ ИСТОРИИ – ЭТО УЖЕ НАЧАЛО. ОТМЕТЬТЕ ТЕ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ВЫ ХОТИТЕ ОТВЕТИТЬ.

 

После каждого вопроса вы увидите буквы О/Р. Это знаки, которые обозначают, что вы должны = ОСТАНОВИТЬСЯ И РАЗМЫШЛЯТЬ, (О/Р).

 

■ 4.10 Можете ли вы вспомнить как первый раз в жизни вы были в состоянии чувствовать потерю того, кого вы любите? (О/Р)

 

■ 4.11 Перечислите всех тех значимых людей, которые умерли перед тем, как вы достигли возраста десяти лет. Что вы можете вспомнить об их похоронах? Остановитесь и поразмышляйте (О/Р)

 

■ 4.12 Можете ли вы вспомнить свои чувству во время поминок или погребения? (О/Р)

 

■ 4.13 Позволил ли я себе скорбь и печаль от потери тех, кого я любил в прошлом или я подавил эти эмоции потери, грусти и отделения? (О/Р)

 

■ 4.14 Можете ли вы вспомнить потерю любимого домашнего животного или другого животного, которого вы любили, будучи ребенком? (О/Р)

 

■ 4.15 Продолжаю ли я сходить с ума по поводу болезненных ситуаций в моем прошлом? (О/Р)

 

■ 4.16 Чувствую ли я все еще вину по поводу чего-то, что я сделал много лет назад и никому об этом не сказал? (О/Р)

 

■ 4.17 Чувствую ли я все еще раздражение по поводу кого-то или чего-то? (О/Р). Схожу ли я все еще с ума по поводу развода Папы и Мамы, который заставил меня чувствовать себя покинутым и оставленным? (О/Р)

 

■ 4.18 Являюсь ли я все еще рассерженным на Бога? Запишите некоторые из причин, по которым вы были разгневаны на Бога. Чувствуете ли вы, что некоторые из Его представителей считали вас недостойным? Можете ли вы вспомнить некоторые конкретные примеры, когда вы чувствовали, что с вами жестоко обращаются? (О/Р)

 


■ 4.19 Думаю ли я, что Бог не простит меня за мои прошлые действия?

 

■ 4.20 Есть ли у меня проблемы с доверием БОГУ? (О/Р) Думаю ли я, что Бог хранит мои интересы в Своем сердце?

 

■ 4.21 Думаю ли, что подобным же образом я имею проблемы доверия другим людям, которые являются частью моей жизни? (О/Р)

 

■ 4.22 Какие у вас были чувства по поводу Бога, когда вы росли? (О/Р). Представляли ли мои родители, учителя, учителя Библейской школы Бога как друга или как жесткого родителя? (О/Р)

 

■ 4.23 Вы когда-либо чувствовали присутствие Бога в своей жизни? (О/Р)

 

■ 4.24 Запишите в какое время вы чувствовали особую близость Бога к вам? (О/Р)

 

■ 4.25 Верите ли вы в то, что Бог всегда ищет как вас наказать? (О/Р)

 

 

РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ

Для того, чтобы проделать хорошую инвентаризацию, мне необходимо дойти до своих корней и открыть то, как я стал тем человеком, которым являюсь сегодня. Как говорит пословица: «Мы – это наши родители».

Когда мы были маленькие, мы «проглотили» наших родителей, имея в виду что «проглотили» их главные личные характеристики. Даже сегодня, родители, дедушки и бабушки, приемные родители, или опекуны – все они часть нашей личности – плохо это или хорошо. Для выхода из моей депрессии  мне необходимо разобраться как я смог получить определенные послания о себе самом от этих взрослых людей, которые окружали меня, когда я был беспомощным младенцем и ребенком. Все мы получали послания, когда были детьми – некоторые были полезными, а другие нет. Некоторые послания, направленные нам, могли заставить чувствовать нас ничего не стоящими, потому что мы получили послание о том, что мы никогда не сможем сделать ничего, для того, чтобы удовлетворить других.

 

 

■ 4.26 Каковы были ваши отношения с родителями отца? А что с отношениями с родителями матери? Запишите позитивные воспоминания вашего детства по отношению к вашим дедушкам и бабушкам (О/Р).

 

■ 4.27 Были ли фоном вашей родительской семьи алкоголизм или депрессия? Мы знаем, что дети родителей-алкоголиков имеют свои собственные проблемы, когда становятся старше. Семьи алкоголиков обычно жестокие и хаотичные. Жизнь ребенка, которые растет в такой дисфункциональной семье обычно становится пугающим опытом (О/Р).

 


■ 4.28 Вы когда-либо праздновали день рождения, когда были ребенком? Запишите ваши чувства, которые вы можете вспомнить, которые были с этим связаны. (О/Р)

 

■ 4.29 Помните ли вы значительные части вашего детства, или у вас есть разрывы в воспоминаниях о некоторых его периодах? (О/Р)

 

■ 4.30 Кто из ваших родителей был более строг, мать или отец? (О/Р)

 

■ 4.31 Была ли у вас возможность выражать свои чувства, будучи ребенком? (О/Р)

 

■ А СЕЙЧАС ПОТРАТЬТЕ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ НА ТО, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ И ЗАПИСАТЬ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ВЫ ОТМЕТИЛИ. ЗАКОНЧИЛИ? ПРОДОЛЖАЙТЕ.

 

ОБИДА

■ 4.32 БОЛЬШАЯ КНИГА АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ ГОВОРИТ:

«В списке причин нашего недовольства мы указали против каждой фамилии наши обиды и претензии. Было ли то наше чувство собственного достоинства или наша бе­зопасность, наши амбиции, внутренние ощущения, наши сексуальные взаимоотношении, на которые все это оказало влияние?»

 

Пример

Я возмущен Причина Чувства
■ 1. Г-н Джонс Он может занять мою должность на работе Самоуважение (Страх)
■ 2. Г-жа Джонс Она ненормальная, она оскорбляла меня Личные отношения
■ 3. Я сам Я чувствую, что я неудачник Отношение к самому себе (Тревога)
■ 4. Родители Никогда не хвалили меня Самоуважение (Гнев)

 

■ 4.33 Пожалуйста, продолжите свой собственный список и постепенно признавайте себе кто и что может сделать вас обиженным по мере раскапывания различных причин и затем рядом с ними – того, как это все разными путями влияет на ваше настроение.

 

«…Мы спросили себя, почему мы были раздражены. В большинстве случаев оказа­лось, что наше чувств о собственного достоинства, наш кошелек, наши взаимоотношения (включая сексуаль­ные) были больными или оказались под угрозой. Таким образом, нас это ранило и "заводило »6.(с.63 русс.изд. с корр.)

 


ПРОВЕРЬТЕ ТО, ЧТО ЧАСТИЧНО ИЛИ ПОЛНОСТЬЮ ПРИМЕНИМО К ВАМ !

________ НЕВАЖНО ТО, НАСКОЛЬКО Я ХОРОШИЙ И ДОБРЫЙ , НА САМОМ ДЕЛЕ Я ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ, НИЧТОЖНЫЙ И НИ САМ Я НЕ МОГУ ПРИНЯТЬ СЕБЯ И НИКТО ДРУГОЙ7.

 

■ 4.34 Пожалуйста, запишите, как это убеждение применимо к вам.

________ ДРУГИЕ ЛЮДИ ТАКОВЫ, ЧТО Я ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ, НЕНАВИДЕТЬ И БЫТЬ ВРАЖДЕБНЫМ К НИМ

 

■ 4.35 Пожалуйста, запишите, как это убеждение применимо к вам.

_________ ЖИЗНЬ УЖАСНА, А СМЕРТЬ ЕЩЕ ХУЖЕ.

 

■ 4.36 Пожалуйста, запишите, как это убеждение применимо к вам.

_________ ТОЛЬКО ПЛОХИЕ СОБЫТИЯ ПРОИСХОДИЛИ СО МНОЙ В ПРОШЛОМ И ПОЭТОМУ ТОЛЬКО ПЛОХИЕ ВЕЩИ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ СО МНОЙ В БУДУЩЕМ.

 

■ 4.37 Пожалуйста, запишите, как это убеждение применимо к вам.

_________ ГНЕВ – ЭТО ЗЛО

 

■ 4.38 Пожалуйста, запишите, как это убеждение применимо к вам.

_________ Я НИКОГДА НЕ СМОГУ ПРОСТИТЬ НИКОГО, ОСОБЕННО СЕБЯ.

 

■ 4.39 Пожалуйста, запишите, как это убеждение применимо к вам.

 

ШЕСТЬ ВЫШЕПРИВЕДЕННЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ЦИТИРУЮТСЯ ПО КНИГЕ: «ДЕПРЕССИЯ: ВЫХОД ИЗ ТЮРЬМЫ» ДОКТОРА ДОРОТИ РОУ.

ВСЕ ВЫШЕСКАЗАННОЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ИНГРЕДИЕНТОВ ДЕПРЕССИИ. ЭТИ УБЕЖДЕНИЯ ЗАКЛЮЧАЮТ ДЕПРЕССИВНЫХ В ТЮРЬМУ И КРЕПКО ДЕРЖАТ ДО ТОГО ДНЯ, КОГДА ОНИ ПРИМУТ РЕШЕНИЕ ЛИКВИДИРОВАТЬ РЕШЕТКУ.

 

■ 4.40 ПОТРАТЬТЕ ТЕПЕРЬ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ, ЗАПИСЫВАЯ КАК НЕКОТОРЫЕ ИЛИ ВСЕ ЭТИ ШЕСТЬ УБЕЖДЕНИЙ ПРИМЕНИМЫ К ВАМ И ВАШЕЙ ЖИЗНИ, КАК В ПРОШЛОМ, ТАК И В НАСТОЯЩЕМ.

 

ЗАВЕРШИЛИ? ПОЖАЛУЙСТА, ПРОДОЛЖАЙТЕ:

 

«Мы вернулись к нашему списку, ибо в нем был ключ к нашему будущему. Мы были готовы взглянуть на него с совершенно другой точки зрения. Мы пришли к понима­нию, что мир и люди повелевали нами. При таком положении ошибочные действия других, финансовые или реальные, имеют силу по-настоящему убивать… Вернемся к нашему списку. Выбросив из головы мысли о зле, которое нам причинили другие, мы с решимостью приня­лись искать наши собственные ошибки. Где мы были эгоистичными и эгоцентричными, нечестными, испуганными? Когда какая-либо ситуация возникала не только по нашей вине, мы пытались не принимать во внимание ошибки других, вовлеченных в нее, людей. На кого мы должны возлагать ответственность? Инвентаризация была наша, а не других людей. Когда мы увидели наши ошибки, мы

 

записали их черным по белому. Мы честно признали свои ошибки и мы очень хотим их исправить.

Обратите внимание, что слово "страх" указано в скоб­ках при оценке трудностей во взаимоотношениях с госпо­дином Брауном, госпожой Джонс, начальником и женой. Это краткое слово касается всех сторон жизни...

Мы тщательно проанализировали наши страхи. Мы записали все, чего боимся, даже если эти страхи не были связаны с какими-либо обидами. Мы спросили себя: от­куда у нас эти страхи? Не было ли причиной то, что мы во всем полагались на себя и это нас подвело? Самоуверенность – вещь хорошая, но в известных пределах. Не­которые из нас были очень уверены в себе, но это не решило ни проблему страха, и никакую другую проблему.

Мы пересмотрели наше собственное пове­дение за последние годы. Не были ли мы эгоистичными, не­честными или опрометчивыми? Кого мы обижали? Не вызывали ли мы в других, без всяких на то оснований, рев­ность, подозрение или горечь? Когда мы ошибались что нам следовало делать по-другому? Все это мы записали и проанализировали»8. (с.65-68 русс.изд. с корр.)

 

Обида означает остановку (или повторное «зависание») больной воли на чувстве по отношению к человеку, который нас обидел. Мы постоянно повторяем в своем сознании зло, причиненное нам другими. На самом деле, обида – это ключ к тому, чтобы загонять себя в депрессию. Множество раз обида была гневом, который был повернут внутрь. Так как гнев – значительная часть нашей депрессии, давайте изучим для чего он нам.

 

СЕМИНАР ПО ГНЕВУ

перечень скрытого гнева

 

Если мы и совершили какую-то непредвиденную ошибку, так это то, что мы прятали свой гнев от самих себя. Ниже приведен перечень для того, чтобы помочь вам определить прячете ли вы свой гнев от себя. Любой пункт как правило является скрытым неожиданным гневом.

 

1. Откладывание завершения взятых обязательств.

2. Постоянные, вошедшие в привычку опоздания.

3. Любовь к садистскому или ироническому юмору.

4. Избыточная вежливость, постоянная жизнерадостность, показное смирение.

5. Постоянные вздохи.

6. Сарказм, цинизм или непочтительность в общении.

7. Улыбка в тот момент, когда становится больно.

8. Частые беспокойные или страшные сны.

9. Сверхконтролируемый монотонный голос при разговоре.

10. Трудность засыпания или в целом нарушение сна ночью.

11. Скука.

12. Замедленные движения.

 


13. Появление усталости быстрее, чем обычно

14. Сверхраздражимость по пустякам.

15. Появление сонливости в необычное время

16. Сонливость большая, чем обычно

17. Просыпание усталым, вместо того, чтобы быть свежим и отдохнувшим

18. Сжатие челюстей – особенно во сне

19. Тик лица, спазматические движения ног, привычные сжатия кулаков и схожие повторяющиеся действия, которые выполняются неосознанно или ненамеренно

20. Скрежет зубами – особенно во сне.

21. Хроническое напряжение мышц шеи или плеч

22. Хроническая депрессия – продолжительные периоды беспричинного чувства подавленности.

23. Язва желудка/проблемы с кишечником

 

■ СЕЙЧАС ПРОСМОТРИТЕ СПИСОК ИЗ 23 ПУНКТОВ, КОТОРЫЙ ПРИВЕДЕН ВЫШЕ И ОТМЕТЬТЕ ТЕ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ВАМ. ЗАПИШИТЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОТМЕЧЕННЫЕ ПУНКТЫ ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ К ВАШЕМУ ПРОЦЕССУ ВВЕДЕНИЯ СЕБЯ В ГРУСТЬ?

 

Если вы не осознаете, что вы в гневе, то это не значит, что вы не разгневаны. Именно гнев, о котором вы не даете себе отчета, может принести самый большой вред вам и вашим отношениям с другими людьми, так как он все равно находит путь к выражению, но подходящим для него путем. Фрейд однажды уподобил гнев дыму в старой дровяной печи. Нормальный путь для выхода дыма – вверх по дымоходу и прочь из трубы; если нормальный путь заблокирован, дым будет вытекать из печи незапланированным путем… через дверь, каминную решетку и т.д., мешая дышать каждому в комнате. Если все пути для выхода блокированы, огонь затухает и печь прекращает функционировать. Подобно этому, нормальное человеческое выражение гнева – активное физическое движение и/или громкое высказывание; посмотрите иногда на краснолицего голодного ребенка. Мы учимся «быть хорошими», что означает (кроме всего прочего) сокрытие «плохих» чувств. К зрелости, даже словесное выражение сокращается, так как от цивилизованного человека ожидают что он будет «цивилизованным». Таким образом, выражение чувств душится и для того, чтобы защитить себя от невыносимой ноши постоянно невысказанных «плохих» чувств, мы делаем следующий шаг и убеждаем себя, что мы не разгневаны, даже если на самом деле это не так. Такой самообман редко бывает успешным и блокированный гнев «вытекает» ненормальным путем, некоторые из которых перечислены выше9.

 


ЧТО Я ЧУВСТВУЮ?

ГНЕВ ВРАЖДЕБНОСТЬ АГРЕССИЯ

 

Гнев: Эмоция, которая говорит: «Что-то идет не так». Он может быть выражен, для того, чтобы указать другим на ваши личные границы, ценности, правила и обязательства. Вежливое выражение гнева – важный способ научить других тому, как их поведение влияет на вас. Оно может привести к взаимному уважению между вами и другим человеком.

 

Враждебность: Чувство, которое вносит вклад в нарушение прав, ценностей, правил или обязательств другого человека. Это чувство может включать размышления или раздумывания о реальной или представляемой несправедливости по отношению к вам со стороны другого человека и о том, как «свести счеты» с ним/ней. Эта эмоция ведет к чувству бессилия. Она может часто приводить к агрессии или бегству как средству наказать других.

 

Агрессия: Поведение, которое осуществляется для того, чтобы нанести вред другим, либо физический, либо эмоциональный из-за действительном или воображаемом «зле», причиненном вам. Это поведение может привести к неуважению к себе и другим людям. Это создает дистанцию между вами, вместо того, чтобы делать вас ближе.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!