Опыт использования воспитательного потенциала



Художественно-культурной среды

 

Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе [25, с. 27-39].

Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

- выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

- определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

- развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;

- формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

- неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);

- наличие отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся [25, с. 27-39].

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

- школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

- педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;

- общая цель школы – цель каждого педагога и ученика;

- необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;

- каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;

- равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся [25, с. 27-39].

Проблемы, связанные с воспитанием человека, на современном этапе определяются характером и содержанием условий, характеризующих жизнь современного общества, окружающую его среду. К негативным тенденциям окружающей нематериальной среды принадлежат возрастающая интеллектуализация человека, изменение отношений к духовно-эстетическим ценностям, распространение псевдокультуры, утрата духовно-нравственного потенциала.

Сегодня мы наблюдаем возрастающую потребность в системном анализе среды, ее культурного и педагогического потенциала. Как было сказано выше, администрацией Воронежской области было проведено комплексное независимое исследование по проблеме «Культурная среда и культурная политика Воронежской области». Однако специалисты системы образования готовы задать вопрос: анализ культурного потенциала Воронежской области был осуществлен для реализации коммерческих проектов или для повышения воспитательного потенциала культурной среды Воронежского края?

Потребность в осмыслении и разработке новых способов взаимодействия социальной, педагогической и культурно-творческой практики со стремительно изменяющейся социокультурной средой испытывают и представители различных гуманитарных наук.

В последние десятилетия возобновлены исследования в области изучения процессов, происходящих в рамках среды, «педагогизации среды», конструирования среды, развивающей одаренность личности. Ряд исследований посвящен воспитательным возможностям среды. Именно аспект педагогического влияния, как детерминирующий процесс развития среды и личности в ней, является сущностным отличием большинства современных исследований.

В первую очередь художественно-культурная среда охватывает сферу художественной культуры, практической художественно-творческой деятельности человека, в процессе которой он приобщается к художественной культуре и всей системе ее ценностей, присущих обществу.

Художественно-культурная среда рассматривается нами как один из ресурсов, определяющий дополнительные возможности образовательного учреждения в интенсификации воспитательных воздействий, расширении системы взаимодействий школы и среды.

Интересный опыт использования потенциала художественно-культурной среды в воспитательной работе накоплен гимназией им. И. С. Никитина города Воронежа, которая смогла сохранить традиции взаимодействия с учреждениями культуры и в настоящее время.

МОУ «Гимназии им. И. С. Никитина» (до 1994 года средняя школа № 59 с углубленным изучением французского языка) существует с 1962 года. В ее истории представлены различные этапы формирования воспитательной системы, богатой собственными традициями, открытой и поликультурной. Каждый этап развития воспитательной системы гимназии связан с именем нового лидера педагогического коллектива – директора школы. Особо можно отметить развитие школы в период «директорствования» ветерана Великой Отечественной войны – Василия Артамоновича Минакова (возглавлял школу с 1963 по 1981 гг.). Именно в этот период зародился гимн школы, школе было присвоено имя воронежского поэта И. С. Никитина, укреплялись связи с производством, внешкольными учреждениями и особо с учреждениями культуры.

Традиции использования потенциала художественно-культурной среды и, соответственно, тесного взаимодействия с учреждениями культуры долгие годы (помимо изучения ряда предметов на французском языке) были «лицом» школы, а потом гимназии. Сегодня учащиеся, учителя и родители, среди которых подавляющее большинство выпускники школы, воспринимают эти формы взаимодействия как само собой разумеющееся явление, не задумываясь о том, насколько интересен, уникален и значим этот опыт с точки зрения идей современной педагогики.

Опыт использования воспитательного потенциала художественно- культурной среды в 1970–80-е годы представлял собой в школе № 59 стройную систему деятельности педагогического коллектива, который в рамках формирования гармоничной всесторонне развитой личности большое внимание уделял развитию ее духовно-нравственных начал, социальной активности, самостоятельности, эстетического сознания, умений и навыков активного зрителя.

Общение ученика школы с миром искусства начиналось, и сегодня по традиции начинается, с первого класса, когда происходит первое знакомство с театром. Первому выходу первоклассников в театр уделяется большое внимание. Этот выход предваряет подготовительная работа, включающая знакомство с традициями школы, историей дружбы школы с театрами города, с правилами поведения в театре, с содержанием и особенностями той постановки, которую малышам предстоит увидеть. К подготовительной работе, помимо учителя начальных классов, подключаются учитель музыки, библиотекарь, учитель изобразительного искусства. По традиции первый выход осуществляется в Театр оперы и балета, где первоклассников ожидает много новых впечатлений: оркестровая яма, музыка, красочные декорации, яркие костюмы, внимательный персонал, приветственное слово работников театра и, наконец, посвящение в юные зрители в присутствии всех учеников и учителей школы [20].

Посвящение в юные зрители – это особое таинство вхождения в мир театра. Текст «Клятвы юного зрителя» сохранился еще с 1970-х:

Я как зритель обещаю:

Быть внимательным и чутким,

Мир прекрасного искусства

Постараюсь я понять,

На пустые развлечения

Не затрачу и минутки.

Человек рожден для счастья,

Чтоб все ценности познать.

Обещаем хранить

Дорогие традиции школы.

Обещаем любить

Храм искусства и красоты.

И его посещать коллективно

Всегда мы готовы

И ему отдавать

Наши чувства и наши мечты.

В мир искусства маршрут начинаем –

Дождались мы его наконец.

И актеров игру согреваем

Благодарностью наших сердец.

Сейчас в материалах школьного музея нигде точно не указано, кто был автором этого текста. Возможно, это инициатор и вдохновитель дружбы с театрами Г. Т. Дмитриева, заместитель директора по УВР, возможно, автор текстов многих агитбригад того времени Л. Г. Полякова, заместитель директора по воспитательной работе, а также есть мнение, что этот текст стал результатом творческой работы группы учителей-энтузиастов и родителей учащихся.

В 1970-е годы местом первой встречи с театром не всегда был Театр оперы и балета, иногда это был кукольный театр, иногда театр юного зрителя или драматический театр им. А. В. Кольцова. Но поскольку постепенно увеличивалось количество учащихся школы, к празднику посвящения в юные зрители подключались родители, то даже такого зрительного зала как в Театре оперы и балета иногда было маловато. В последние годы на посвящении первоклассников в юные зрители присутствуют и их родители. Первый выход первоклассников в театр – это выход туда всей его семьи, и это тоже стало традицией. Гимназия приобщает к театру не только самого ребенка, но и членов его семьи.

В разные годы сценарий праздника включал и другие интересные моменты: вручение первоклассникам программок с автографами ведущих артистов, буклетов о театре; награждение грамотами, благодарственными письмами, буклетами с автографами наиболее активных зрителей – старшеклассников. Среди них были те, кто писал о театре в газеты, участвовал в конкурсах рисунков и сочинений о театре, сочинял стихи, посвященные любимым артистам, участвовал в зрительских конференциях [20].

В 1974 году Министерством культуры РСФСР, Министерством просвещения РСФСР, ЦК ВЛКСМ, СП РСФСР, ВТО была учреждена Всероссийская неделя «Театр и дети», в рамках которой активно осуществлялась пропаганда театрального искусства через разнообразные формы работы: посещение спектаклей, встречи с актерами, зрительские конференции, конкурсы сочинений, рисунков о театре, фестивали школьных театральных коллективов. Введение Всероссийской недели предполагало, что в процессе ее организации и проведения большой объем работы возлагался и на работников театров, которые должны были встречаться со школьниками, делиться секретами создания спектакля, рассказывать им о своей профессии, беседовать о значении театрального искусства.

Педагогический коллектив школы творчески подходил к организации этой недели. Ее проведение активно освещалось школьным Корреспондентским пунктом. Все мероприятия сопровождались активным вовлечением учащихся в анализ того, что в течение этой недели происходило. В материалах музея школы собраны и представлены интервью с учащимися разного возраста, посвященные впечатлениям о том или ином спектакле, чувствам и эмоциям юных зрителей, отзывы, рецензии, сочинения, рисунки учащихся, многочисленные фотографии. Для учащихся были организованы экскурсии «за кулисы» в костюмерный и декорационный цеха [19]. Были организованы встречи с актерами – ветеранами Т. Семеновой, заслуженным артисткой РСФСР М. И. Шишловой, Ю. Кочерговым, Т. Несмеловой, которые поделились своими воспоминаниями о работе театра в годы Великой Отечественной войны [8; 19].

Именно в это время (1974-1980) складывается система работы школы по воспитанию активного зрителя. Каждый просмотр спектакля – это не просто выход школьников за пределы школы для интересного времяпровождения, это большая подготовительная, а затем и аналитическая работа. В рамках каждого отдельного выхода в театр можно выделить следующие этапы:

- проектировочный;

- информационно-подготовительный;

- практический;

- рефлексивный;

- «последействие».

На этапе проектирования осуществлялся выбор спектакля и возрастной аудитории учащихся, которой было бы интересно его содержание и проблематика. Сразу определялись формы рефлексивной работы над содержанием, а иногда и «формой подачи» спектакля. Это могли быть групповые и индивидуальные формы. Конкурс стенгазет, заметок, сочинений, рисунков. В средних и, особенно, старших классах это были конференции, «круглые столы», дискуссии.

На информационно-подготовительном этапе учащиеся знакомились с автором пьесы, историей создания спектакля вообще и на воронежской сцене в частности, повторяли правила поведения в театре. В зависимости от возраста и сложности самой постановки осуществлялось ознакомление с содержанием спектакля. Иногда встречи с актерами и другими работниками театра проводились до выхода в театр, и это позволяло, с одной стороны пробудить интерес к предстоящей встрече с произведением искусства, а, с другой стороны, познакомить учащихся с процессом работы над спектаклем, его содержанием и художественными образами, создаваемыми актерами.

В материалах школьного музея есть серия фотографий школьников с актерами театра оперы и балета Т. К. Лазаревой и народным артистом РСФСР Е. И. Поймановым с подписью «Мы готовимся слушать оперу «Князь Игорь» [19]. Имеется информация о тематических встречах и беседах с учащимися заведующей литературной частью драматического театра им. А. В. Кольцова З. Я. Муравьевой, а также театрального критика, в то время еще кандидата исторических наук, З. Я. Анчиполовского, солистов балетной труппы театра оперы и балета С. Куртосмановой, Л. Ефимовой и др. [19].

До просмотра спектакля учащимся сообщалась тема сочинения, тематика конкурса рисунков или интервью, вопросы дискуссии для обсуждения спектакля, круг вопросов, обсуждаемых на зрительской конференции. Вся предварительная работа делала просмотр спектакля более интересным, познавательным, осмысленным. Однако, судя по отзывам и сочинениям учащихся, полученная информация не мешала глубокому эмоциональному просмотру.

Во время просмотра спектакля и педагоги, и учащиеся представляли собой единый коллектив подготовленных зрителей, которые любят театр и всегда благодарны актерам за их труд и талант.

Рефлексивный этап представлял собой творческий подход к анализу спектакля. Он осуществлялся в различных формах, известных учащимся и педагогам, еще до просмотра. Зрительские конференции проходили иногда сразу в зале театра, под впечатлением увиденного, иногда в самой школе, спустя некоторое время с присутствием артистов или без, иногда в актовом зале, иногда по классам на уроках литературы, истории или музыки (в зависимости от содержания спектакля). Рецензии на спектакли писались на уроках литературы, исторические события, увиденные через призму художественного образа, являлись предметом обсуждения на уроках истории. Уроки изобразительного искусства позволяли выразить свое отношение к увиденному в форме рисунка.

В школьном музее сохранились отзывы и рецензии на спектакли: «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Четыре капли» В. Розова, «Спешите делать добро» М. Рощина, «Посеешь ветер» (по книге П. П. Владимирова «Особый район Китая»), «Старый дом» А. Казанцева, «Последний срок» В. Распутина, «Синие кони на красной траве» М. Шатрова, «Нас водила молодость» И. Кина, «Остановите Малахова» В. Аграновского, оперы «Князь Игорь» А. Бородина и «Иван Сусанин» М. Глинки и др. [19].

Особенно впечатлили автора статьи сочинения о спектакле «А зори здесь тихие», которые бережно хранятся в музее. Марина Бациенко (9 кл.) в своем сочинении писала: «Помимо грустных размышлений о том, что погибли такие замечательные девушки, я вынесла из спектакля новые размышления о большой человеческой ответственности каждого за все, происходящее на земле. За свои дела и мысли. За судьбу всех людей, за незнакомых, за знакомых, за маму» [19]. Инна Суркова (9 кл.) закончила свое сочинение словами: «Сколько бы веков не прошло, эту чудовищную войну невозможно забыть и нельзя забывать» [19]. Частым автором статей и сочинений была ученица Лариса Пошарникова, закончившая впоследствии исторический факультет ВГПУ, ныне школьный учитель истории [21]. Свое собственное мнение о многих спектаклях, всегда через призму проблем современности, оставила в истории школы Элина Самусева. Постоянными участниками зрительских конференций были Татьяна Красикова, Лариса Милованова, теперь преподаватели ВГПУ. Интересной, с точки зрения акцента на общечеловеческие ценности и духовно-нравственные проблемы человека, показалась нам тема сочинения «Уроки литературы – уроки театра», успешно раскрытая старшеклассниками [19].

Этап «последействия» – это в первую очередь неформальный обмен впечатлениями, переживаниями, повторные просмотры спектаклей, уже с родителями и самостоятельно. Для большинства выпускников школы этот этап продолжается всю жизнь, они ведут в театры нашего города друзей, детей, родственников, своих учеников. Этап «последействия» для учащихся плавно перетекал в следующий информационно-подготовительный, для учителей – в следующий проектировочный.

Однако, использование потенциала художественно-культурной среды не ограничивалось взаимодействием с театрами города.

С момента открытия в Коминтерновском районе Дома пионеров и школьников в 1975 году, школа активно привлекает к работе с учащимися руководителей кружков художественно-эстетического направления. В школе создаются театральные коллективы, работает кружок современного бального танца. Увлечение бальными танцами сначала носило массовый характер, свидетельством тому является то, что в этом кружке занимались, по просьбе самих ребят и классных руководителей, целыми классами. А школьный и районный этапы конкурса бального танца носили не только индивидуальный характер, но и были представлены коллективным соревнованием, где класс представлял собой ансамбль.

Открытие Дома актера в Воронеже также не прошло незамеченным в школе. Дом актера также стал элементом художественно-культурной среды, освоенной учащимися и педагогами. В 1978-79 учебном гг. 110 учащихся были зачислены в университет театральных знаний Дома актера и с удовольствием изучали особенности театрального искусства, различных жанров, учились слушать и слышать оперу, понимать язык балета, пантомимы и других средств выразительности [19].

Рассматривая этот опыт, можно говорить о том, что традиции взаимодействия с учреждениями культуры и искусства, использования их потенциала в решении задач воспитания актуальны и сегодня. Гимназию им. И. С. Никитина по-прежнему связывает крепкая дружба с театрами города, ее учащиеся такие же активные и неравнодушные зрители.

Однако, в целом в системе образования потенциал художественно – культурной среды используется недостаточно, в большей степени стихийно, под влиянием эмоций, желаний, запросов и потребностей самих детей, подростков и юношей, чем организованно. Ее чаще считают фактором стихийной социализации, чем фактором воспитания. Возможности художественно-культурной среды еще не до конца использованы, опыт и традиции этой работы в регионах не до конца изучены, что оставляет простор для исследователей.

Реализация воспитательного потенциала художественно-культур-ной среды связана, в первую очередь, со значимостью ценностей и традиций художественной культуры в микросреде, с организацией художественно-творческой деятельности, наличия социальных алгоритмов включения личности в сложившуюся художественно-культурную практику, с осознанием педагогическим сообществом воспитательных функций организованной и неорганизованной художественно-культур-ной среды.

 

Литература к главе IV

1. Андреев В. Н. Социально-педагогические условия организации художественной среды для развития творческого потенциала младших школьников (На примере художественно-изобразительного творчества) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Виктор Николаевич Андреев. – Биробиджан, 2003. – 238 c.

2. Белозерцев Е. П. Образование. Историко-культурный феномен. Курс лекций [Текст] / Е. П. Белозерцев. – СПб: Издательство: Юридический центр Пресс, 2004. – 704 с.

3. Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика Воронежской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dl.dropboxusercontent.com/u/93179183/downtown/voronezh_pulse_downtown.ru.pdf. Дата обращения 24.12.2014.

4. Генова Н. М. Культурная политика в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства региона : автореф. дис. … докт. культурологии : 24.00.01 [Текст] / Нина Михайловна Генова. – Кемерово, 2011. – 42 c.

5. Горлова И. И. Культурология [Текст] / И. И.Горлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 304 с.

6. Дорошенко С. И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании ХIХ-ХХ вв. [Электронный ресурс] / С. И. Дорошенко // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dialog-kultur-stolitsy-i-provintsii-v-otechestvennom-muzykalnom-obrazovanii-khikh-khkh-vv#ixzz2hX8of0WD. Дата обращения 24.12.2014.

7. Данилов Н. Театр, увиденный детьми [Текст] / Н. Данилов // Коммуна. – 18 декабря 1976 г.

8. Длугач А. От школьного порога [Текст] / А. Длугач // Театральная жизнь. – 1977. – № 461.

9. Дьяконов Г. В. Концепция диалога М. М. Бахтина как методология научно-гуманитарного мышления и мировоззрения [Текст] / Г. В. Дьяконов // Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике. Материалы Международной конференции (Смоленск, 23-25 октября 2003 г.) / под ред. В. А. Сонина. – Смоленск: Изд-во Смоленского госуниверситета, 2003. – С. 22-27.

10. Здравствуй, чудный мир! [Текст] // Молодой коммунар. – 1983. – 24 ноября.

11. Иванов А. В. Исследование структурных компонентов культурной среды общеобразовательного учреждения [Текст] / Иванов А. В. – М.: АПКиППРО, 2007. – 106 с.

12. Кабкова Е. П. Культурная среда русской городской усадьбы как фактор духовного воспитания личности (на примере московской усадьбы Останкино) [Электронный ресурс] / Е. П. Кабкова // Международный сетевой семинар «Интегративные процессы в современном образовании». – Режим доступа: http://art-education.ru/project/seminar-2011/seminar-2011.htm#Кабкова. Дата обращения 7.05.2014.

13. Каган М. С. Е. Г. Соколов. Диалоги [Текст] / М. С. Каган. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. – 307 с.

14. Кокорева Н. В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей : дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Наталья Валерьевна Кокорева. – Саранск, 2004. – 184 c.

15. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902130343. Дата обращения 24.12.2014.

16. Костина Э. П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка [Текст] / Э. П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11-12. – С. 37-42.

17. Кравченко А. И. Культурология [Текст] / А. И. Кравченко. – М.: Академический проект, Трикста, 2003. – 496 с.

18. Купач Т. Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях : дис. ... док. пед. наук : 13.00.06 [Текст] / Тамара Юрьевна Купач. – М., 2000. – 389 c.

19. Материалы Школьного музея «Крылья Родины» гимназии им. И. С. Никитина Коминтерновского района г. Воронежа Воронежской обл. [Текст]. Свидетельство № 4899 о присвоении звания школьный музей, выданное Министерством образования РФ.

20. Посвящение в зрители [Текст] // Коммуна. – 26 февраля 1977 г.

21. После спектакля [Текст] // Коммуна. – 27 ноября 1976 г.

22. Программа «Культура России (2012-2018 годы)» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fcpkultura.ru/docs.php?id=53. Дата обращения 07.05.2014.

23. Савенкова Л. Г. Гуманитаризация современного образования в условиях социокультурного пространства региона [Электронный ресурс] / Л. Г. Савенкова // Педагогика искусства. – 2013. – № 4. – Режим доступа: http://www.art-education.ru. Дата обращения 24.12.2014.

24. Савенкова Л. Г. Интеграция и предметно-пространственный подход к освоению искусства в школе [Текст] / Л. Г. Савенкова // Инициативы 21 века. – 2012. – № 1. – С. 86-90.

25. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

26. Турина Е. А. Среда культуры и искусства как фактор творческой социализации личности : дис. … канд. искусствоведения : 26.00.01 / Елена Андреевна Турина. – Киев, 2009.

27. Унарова С. Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных ориентаций личности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Сардана Николаевна Унарова. – М., 2003. – 200 c.

28. Черник Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках [Текст] / Б. П. Черник. – Новосибирск: СО РАН, 2001. – 199 с.

29. Чумичева Р. М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р. М. Чумичева // Детский сад от А до Я. – 2005. – № 4. – С. 6-17.

30. Щербакова А. И. Художественное образование в социокультурном контексте нашего времени: некоторые аспекты культурологического анализа [Электронный ресурс] / А. И. Щербакова // Международный сетевой семинар «Интегративные процессы в современном образовании». – Режим доступа: http://art-education.ru/project/seminar-2011/shcherbakova/shcherbakova.pdf. Дата обращения 7.05.2014.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев различные подходы к трактовке среды и пространства как педагогического феномена, опыт изучения данных феноменов в педагогической науке, содержание основных концепций среды и пространства (С. Т. Шацкий, В. А. Ясвин, И. Д. Демакова, Л. И. Новикова, Ю. С. Мануйлов, Е. П. Белозерцев, А. В. Иванов, Н. Л. Селиванова, А. Я. Данилюк, О. В. Гукаленко), авторы обращают внимание читателей на неоднозначность взглядов ведущих ученых на сущность данных феноменов, соотношение этих явлений. Научное осмысление феноменов пространства и среды в отечественной педагогике и психологии опиралось и опирается на общие методологические основания и продвигалось в одном направлении – к человеку как субъекту, взаимодействующему со своим окружением.

В современных условиях возрастает роль среды и пространства в развитии человека. Его окружение, освоенное и неосвоенное, позитивное и негативное, насыщенное событиями и отношениями и опустошенное, полно противоречий, движется и изменяется не только под влиянием стихийных, относительно социально-направляемых процессов, но и под влиянием самого человека, организующего либо не организующего свое окружение, пространство вокруг себя.

Авторы постарались подчеркнуть, что педагогический потенциал среды и пространства не может считаться раз и навсегда определенным, изученным и до конца понятым учеными, теоретиками и практиками; постарались сделать работу интересной не только с точки зрения теоретиков, но и для практикующих педагогов, занимающихся проблемами диагностики, моделирования и конструирования разнообразных сред и пространств.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ГЛАВА I . СРЕДА И ПРОСТРАНСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ……………………….…………..…………………… 1.1. Опыт научного осмысления феноменов среды и пространства……………………………………………………………. 1.2. Подходы к анализу соотношения среды и пространства в научном дискурсе………………………………………………….. 1.3. Педагогика среды: современные концепции……………... 1.4. Феномен пространства в педагогических концепциях…...   ГЛАВА II . СРЕДА И ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО И СТРУКТУРНОГО ПОДХОДОВ…………. 2.1. Структура среды: компоненты, элементы, уровни..……... 2.2. Разновидности среды и их социальное предназначение… 2.3. Пространство: подходы к типизации и структурированию…………………………………………………………………...   ГЛАВА III . ОПОРА НА СРЕДУ И ПРОСТРАНСТВО В АКТУАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ.…………. 3.1. Диагностика среды образовательной организации……… 3.2. Диагностика воспитательного пространства…………….. 3.3 Конструирование и развитие воспитательного пространства………………………………………………………………….. 3.4. Использование возможностей среды в решении задач воспитания школьников…………………………………………… ГЛАВА IV . ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В КОНТЕКСТЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ... 4.1. Художественно-культурная среда как разновидность социокультурной среды: понятие, структура, функции……………. 4.2. Необходимость и возможность повышения воспитательного потенциала художественно-культурной среды в современных условиях……………………………………………………….. 4.3. Опыт использования воспитательного потенциала художественно-культурной среды………………………………………   ЗАКЛЮЧЕНИЕ…............................................................................. 3   7   7    19  27  38      51  51  58    67      79  79  94   114   131     141   141     147   155   166

 

 

Научное издание

 

НЕЦЕНКО Ольга Викторовна, ШАКУРОВА Марина Викторовна

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!