Формирование базового набора идентичностей как основа взаимодействия субъектов воспитательного пространства.



Вне жестко заданной дефиниции понятие «идентичность» можно определить через совокупность характеристик:

- идентичность есть проявления самосознания, акцентирующие непрерывность и тождество как присущие ему свойства;

- содержание идентичности включает образы, концепты и суждения, отражающие отношения «Я – другой», «Я – социальный мир», «Я – культура», «Я – Я»;

- идентичность не задана, она становится, видоизменяется, в результате чего можно говорить о процессе ее становления;

- характеристики процесса становления идентичность обусловлены мерой и характером активности (субъектности) человека, уровнем развития рефлексии;

- процесс становления идентичности носит длительный дискретный характер и отличается выраженной поисковой направленностью, сопряжен с позиционированием индивида (группы, общности) себя в окружающем мире;

- становление идентичности в своей основе имеет сопряженные механизмы идентификации – отчуждения, но не сводим к ним;

- базовый вектор процесса становления идентичности пролегает в направлении от узкого к более широкому выбору, от механического (импульсивного, случайного) закрепления к более продуманному, отрефлексированному;

- процесс становления идентичности допускает и предполагает элементы внешнего управления, в том числе специально организованного, педагогического.

Базовый набор идентичностей (БНИ) – устоявшаяся система обыденных типизаций, организующих повседневность и реализующих ее. Повседневность – одна из сфер человеческой реальности (наряду с такими мирами, как наука, религия, искусство, игра и т.п.). Каждый такой мир обладает только ему присущим особенным способом субъективного отношения к жизни. В основе повседневной жизни лежит, как правило, самодостаточное наличное знание. Он не подвергается сомнению и открывается в непосредственном обыденном восприятии. Повседневный опыт привычен, не требует специальных доказательств и интерпретаций. Сознание человека в повседневной жизни конкретно, событийно, ситуативно, построено на диалоге с другими ее участниками.

БНИ – частный случай широкой системы эпистем (символических образцов как индикаторов должного поведения, отличных от должествований; в их основе лежит мнение; они «растворены» в социальных действиях, явлениях, имеют вид конкретных, доступных для восприятия каждого человека образцов). Именно эпистемы являются единицей «скрытого содержания образования», описанного в статьях И. Фрумина, А. Н. Тубельского и др.

Наличие базового набора идентичностей как совокупности устоявшихся в данной общности образов, концептов и суждений, отражающих отношения «Я – другой», «Я – социальный мир», «Я – культура», «Я – Я», предполагает наличие периферийных групп идентичностей. Последние могут выступать раздражителем, заставляющим в ситуациях их неоднократного подтверждения или очевидной притягательности в определенных условиях подвергать сомнению, пересматривать БНИ.

Для сохранения набора образцов базовых идентичностей как условия стабильности и развития социокультурного пространства необходимо сохранять и развивать базовые структуры идентичности (социальные прототипы); обеспечивать достаточный человеческий ресурс для поддержания социальной инфраструктуры; создавать достаточно высокую концентрацию качественных человеческих ресурсов на решающих участках, в наиболее важных структурах, которые позволяют сделать набор идентичностей данного общества привлекательным и конкурентоспособным по сравнению с идентичностями других обществ того же порядка (С. Градировский).

Воспитательное пространство мы рассматриваем как модификацию социокультурного пространства. Видовое отличие заключается в ведущей роли воспитательной функции у субъектов-носителей и, как следствие, свойственной им направленной активности по отношению к индивидам и образуемым ими группам. Результатом становятся специфические связи и отношения – воспитательные отношения.

Для большинства педагогических исследований воспитательного пространства характерна субъктно-субъектная логика. С одной стороны, подчеркивается автономия и необходимость согласования позиций ведущих субстанций, задающих воспитательное пространство, а с другой – активность ребенка, его субъектность как необходимое условие существования данного вида пространства.

Базовый набор идентичностей при выстраивании связей и отношений между различными субъектами может формироваться:

а) как суммативный набор, когда идентичности, приветствуемые каждым субъектом, сосуществуют как несоотнесенные; право выбора и соотнесения делегируется индивиду; каждый субъект предлагает к освоению или навязывает свое представление о базовом наборе идентичностей;

б) как согласованный набор, когда идентичности соотносятся и предъявляются индивиду как нечто в определенной степени единое; снижается возможность выбора, но возрастает степень определенности за счет нивелирования рассогласований; каждый субъект предъявляет или навязывает согласованный базовый набор идентичностей. Согласованность не предполагает унификацию идентичностей. Выделяется ядро, принципиально важное для всех субъектов, отнесенные на периферию идентичности могут быть различными.

Суммативный набор идентичностей сохраняет для субъектов шанс стать значимым для индивида если не в составе сети, то персонально. Но тем самым возрастает вероятность разрушения формируемого пространства воспитания, а воспитательное пространство сужает свой масштаб (формируется на ином, нижестоящем уровне). Так, например, пространство воспитания образовательного учреждения с суммативным набором базовых идентичностей, реально может стать основой для образования воспитательного пространства класса, детского сообщества, клуба по интересам.

Согласование идентичностей и формирование базового набора может происходить стихийно (крайне редкие случаи, возможные при максимальном совпадении поддерживаемых каждым субъектом БНИ, характерных для «материнских» пространств, либо в ситуации добровольного отказа в пользу набора идентичностей, поддерживаемых иным субъектом (замещение)). При этом отказ от «своего» набора идентичностей не может ограничиться формальной констатацией, а предполагает реальное изменение предпочтений, что должно найти отражение в повседневной жизнедеятельности. В отличие от транслируемого социокультурного опыта, базовый набор идентичностей нельзя жестко отредактировать (оставив одно и убрав другое), поскольку он иллюминируется повседневной реальностью, всем спектром совместной жизнедеятельности и взаимодействия субъектов как на рациональном, так и иррациональном уровнях. Можно лишь акцентировать отдельные составляющие базового набора идентичностей, придав им более четкое звучание и/или обеспечив частоту проявления и убедительность подкрепления.

Наиболее распространенными вариантами согласования идентичностей с целью формирования взаимодействующими субъектами базового набора идентичностей являются:

- интеграция (отбор схожих и смещение на периферию различных идентичностей);

- актуализация (принятие за основу набора идентичностей одного из субъектов и корректировка субъектами собственных базовых наборов на этой основе);

- замещение (вытеснение поддерживаемых субъектами наборов идентичностей в пользу одного из них, что может происходить как на добровольной основе, так и принудительно);

- построение (разработка желаемой модели базового набора идентичностей первоначально как гипотетического, желаемого, а затем деятельность каждого субъекта по коррекции собственного базового набора идентичностей под разработанную модель).

Согласование БНИ – необходимое условие формирования и развития воспитательного пространства. Инициирование воспитательного пространства сопряжено с использованием механизмов обеспечения позиционирования индивидов в пространстве воспитания.

Проиллюстрируем данное утверждение. В индивидуальной истории субъекта существенную роль играет школа (групповой субъект, с которым выстраиваются непосредственные взаимосвязи), которая является носителем определенного базового набора идентичностей. Данный БНИ:

- в той или иной мере включает (интерпретирует) акцентированные идентичности как образцы из базового набора идентичностей образования как социального института, которое, в свою очередь акцентирует и интерпретирует БНИ общества и государства. Интерпретация обусловлена особенностями как внутренней культуры школы, так и доминирующими субкультурными характеристиками (доминируют, как правило, взрослая (как антитеза детской, подростковой и т.п.) и профессиональная (педагогическая) субкультуры);

- индивидуальный субъект не может не соотносится с базовыми наборами идентичностей, транслируемыми другими групповыми субъектами, с которыми выстраиваются непосредственные связи (семья, группы сверстников, группы по интересам). Данные групповые субъекты, в свою очередь, акцентированно или неакцентированно, целенаправленно или стихийно демонстрируют собственные или согласованные базовые наборы идентичностей, в которых также в снятом виде присутствуют проинтерпретированные БНИ отдельных социальных институтов. Приоритетность объектов идентификации определяется индивидуальным субъектом. В этой связи базовый набор идентичностей, демонстрируемый школой, может быть не востребован (индифферентен) или отвергаем. Следствием становится заслуживающий внимания феномен: как обязательный институт школу «избежать» нельзя, но «не заметить» можно. В качестве критериев востребованности может выступать мера субъектности личности в школьной повседневной реальности и «идентификационный след» школьной культуры (принята ли как основа для типизации окружающей действительности и самоопределения, используется ли для оценки других). В конкретных школах в различной степени представлены механизмы «контраргументации», такие как, например, запрет или дискредитация отдельных взаимосвязей как источников идентификации, целенаправленное внедрение «навязанной идентичности».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!