ГЛАВА IV . ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА



В КОНТЕКСТЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ

 

 

Художественно-культурная среда как разновидность

Социокультурной среды: понятие, структура, функции

 

Потенциальные возможности среды как фактора воспитания определяются не столько информационными и социальными факторами, сколько культурно-эмоциональными. Отношение человека к окружающей действительности, смыслам и ценностям окружающей среды, ориентация на ее духовно-нравственные ценности, будут, в конечном счете, определять результат влияния среды на личность.

Искусство, как составляющая культуры, способно соединить знания с «ценностным осмыслением действительности» [13, с. 45]. Выделяя художественную культуру в качестве подсистемы культуры, М. С. Каган подчеркивает, что искусство есть самосознание культуры и именно художественная культура способна поддерживать нравственные основания человечества [13, с. 45].

М. Бахтин говорит о гуманитарном познании: «Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения». И осуществляется это прежде всего путем расширения горизонта диалогических отношений [9]. Поэтому в контексте «средового подхода» следует обратить внимание на художественно-культурную среду как фактор, особо влияющий на личность ребенка.

Только через художественное освоение картины мира современный ребенок может быть подготовлен к дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Готовность к осуществлению профессиональной деятельности сегодня выходит далеко за рамки знаний, умений и навыков, предполагая в первую очередь, сформированную систему личностных ценностей, а также способности к творчеству и взаимодействию с представителями различных культур. Целесообразная организация художественно-культурной среды может рассматриваться как фактор воспитания и развития личности. Более того, неорганизованная художественно-культурная среда, наполненная нравственными художественными ценностями, личностными смыслами, информацией о культурных событиях и возможностях художественно-культурной среды, субкультурными явлениями и процессами, происходящими в области художественной культуры, обладающая исторической памятью, также может рассматриваться в качестве фактора воспитания.

Анализируя систему художественной культуры, культуролог И. И. Горлова выделяет ее основные компоненты:

- личность, группа, общество, способные создавать и воспринимать художественные ценности;

- целенаправленная деятельность личности, группы, общества по созданию, сохранению, распространению и потреблению художественных ценностей;

- институты, обеспечивающие процессы создания, сохранения, распространения и освоения художественных ценностей, то есть творческие организации, студии и кружки, научные и учебные заведения, органы управления культурой;

- продукты художественной культуры: произведения искусства.

Продолжая классификацию, автор показывает, что художественная культура структурно включает в себя несколько подсистем, которыми являются:

- собственно художественное творчество (индивидуальное, групповое, коллективное);

- организационная инфраструктура художественного творчества (творческие организации по размещению заказов и реализации художественной продукции);

- материальная инфраструктура художественной культуры (производственные и демонстрационные площади);

- художественное образование и повышение квалификации (учебные заведения и дополнительное образование);

- организационная рефлексия процессов и результатов художественного творчества (художественная критика и пресса);

- эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса к художественной культуре);

- реставрация и сохранение художественного наследия;

- дизайн (художественно оформленная продукция утилитарного типа);

- государственная политика в области художественной культуры [5].

Поэтому в контексте теоретической педагогики будет целесообразным выделение понятия «художественно-культурная среда», поскольку она имеет собственные, отличные от социальной, культурной, культурно-образовательной, образовательной и других сред, содержание, миссию и функции. Выделяя художественную культуру (в качестве подсистемы культуры) как особую сферу жизнедеятельности человека, логичным будет выделить художественно-культурную среду как особую составляющую социокультурной среды, наполненную собственными нормами и ценностями, художественными образами и особыми идейными смыслами.

Проблемы культурной, социокультурной, художественной, культурно-художественной среды активно разрабатываются в культурологии и искусствоведении. Но искусствоведческие, культурологические исследования, к сожалению, по мнению С. И. Дорошенко, чаще всего не попадают в поле зрения педагогов-теоретиков и поэтому не имеют должного влияния на развитие педагогической мысли [6].

Диссертация Е. А. Туриной посвящена концептуализации понятий «среда культуры и искусства», «культурно-художественная среда», «фактор культурации», «творческая социализация». Автор подчеркивает необходимость теоретического осмысления факторов существования и развития культурно-художественной среды [26]. В данной работе впервые введено в научный оборот понятие «культурно-художествен-ная среда», сущностью которой является совокупность условий, где действует определенный субъект, который является одновременно творцом и потребителем художественного продукта. Также автор вводит понятие «эталонная модель культурно-художественной среды» [26].

Однако автор не рассматривает данный тип среды как фактор воспитания, предпочитая считать ее фактором, усиливающим процесс творческой социализации личности. Е. А. Турина подчеркивает влияние культурных институтов как составляющих культурно-художест-венной среды на ее состояние. В ходе исследования установлены как положительные, так и негативные проявления влияния культурных институтов на формирование культурно-художественной среды Украины. К положительным автор относит: эволюцию принципов социальной реабилитации личности в сфере государственной молодежной политики, распространение инновационных творческих технологий (компьютеризация в рамках многоуровневого образования), обновление форм общественных отношений, среди которых выделяются культурные феномены, авторские творческие модели (фестивали, проекты), урбанизированные среды (профессиональные и образовательные тусовки). К негативным: манипуляции сознанием людей средствами массовой информации, задекларированность законодательной базы государственных учреждений сферы образования (школьного, внешкольного, высшего) и культуры (государственный патронаж проектов культурных фондов) [26].

Рассматривая художественно-культурную среду в качестве фактора воспитания, следует говорить о существовании различных ее уровней: микроуровень (уровень образовательного учреждения или учреждения культуры, семьи, субкультур), мезоуровень (уровень города, поселка, села), макроуровень (регион, общество).

Социально-культурологический феномен «художественно-куль-турная среда» мы понимаем как компонент культурной среды, входящий в нее и образующий пространство функционирования художественной культуры как части всей культуры. В первую очередь художественно-культурная среда охватывает сферу художественной культуры, практической художественно-творческой деятельности человека, в процессе которой он приобщается к художественной культуре и всей системе ее ценностей, присущих обществу.

Художественно-культурная среда, также как и социокультурная, является открытой системой, активно взаимодействующей с другими системами, частью социума.

Особая эффективность воспитательного потенциала художественно-культурной среды определяется следующими причинами:

- чувственное познание окружающей среды присуще детям на любом возрастном этапе, независимо от уровня их интеллектуальной активности, не требует особых интеллектуальных усилий, влияет на уровне запечатления образов, примеров, ярких эмоциональных состояний;

- включение ребенка в различные виды художественной деятельности позволяет целостно воздействовать на эмоциональную, волевую и интеллектуальные сферы личности;

- художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание человека, а уже потом на формирование узкоспециальных художественных умений и навыков; большинство занимающихся художественной деятельностью в детстве не стремятся стать профессиональными художниками, музыкантами, актерами, танцорами и др.;

- именно художественно-творческая деятельность является наиболее востребованной учащимися и родителями как среди дошкольников, так и среди учащихся школьного возраста; большинство обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей – это учащиеся объединений, связанных с художественным творчеством;

- художественно-культурная среда региона, города, поселения пропитана народными традициями, народным творчеством, культурой своего народа; народная художественная культура близка детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером;

- художественно-культурная среда актуализирует все сферы личности и стимулирует ее творческую активность.

Структура художественно-культурной среды как открытой самоорганизующейся системы сложна. Можно выделить ряд взаимосвязанных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, представляет собой сложную систему:

- аксиологический;

- пространственно-временной;

- природный;

- социальный;

- содержательный;

- процессуальный;

- информационный;

- интерактивный.

Аксиологический компонент отражает ориентации на ценности художественной культуры современного общества в целом и наиболее значимые для данного региона, в частности; определяет ее содержание и функционирование. Эпоха неустойчивых ценностных ориентаций рождает неоднородную, противоречившую в аксиологическом отношении художественно-культурную среду.

Пространственно-временной компонент определяет границы художественно-культурной среды региона, выделяя ее из единого художественно-культурного пространства страны, отражая не только географическое положение, но и временные рамки.

Природный и социальный компоненты отражают влияние природных условий региона, социального и этнического состава жителей, уровня жизни, образования населения, менталитета, традиций и т.д. на аксиологический, содержательный и процессуальный компоненты.

Содержательный компонент, включающий предметную среду, учреждения культуры, художественного образования, общественные институты и т.д., с одной стороны, определяется уже названными элементами, с другой, сам формирует все элементы системы, начиная с аксиологического.

Процессуальный компонент обеспечивает функционирование системы и поэтому связан с каждым ее элементом.

Информационный и интерактивный компоненты отражают внутрисредовые связи художественно-культурного пространства с субъектами деятельности, с человеком как продуктом и как творцом художественно-культурной среды.

В содержании художественно-культурной среды можно выделить несколько блоков:

- культурная атмосфера региона, своеобразный стиль, который является основой художественно-культурной среды, впитывается жителями региона, провинциального города с детства;

- общественные институты, функции которых – образование детей, подростков и молодежи, в том числе художественное: семья, школа, учреждения дополнительного образования (детские школы искусств, художественные школы), учреждения среднего и высшего профессионального образования художественной направленности;

- учреждения художественной культуры: музеи, театры, концертные залы, библиотеки, и т. д. Насыщенность художественно-культур-ной жизни и деятельности региона сочетается с налаженной системой информации о «событиях для детей», хотя обращена эта информация, в основном к родителям. Количество детских художественных образовательных программ превосходит возможности одного ребенка, поэтому для контактов дошкольников и школьников с этими элементами художественно-культурной среды региона характерна избирательность и эпизодичность;

- средства массовой информации (коммуникации): телевидение, радио, периодическая печать, сеть «Интернет» давно прочно вошли в художественно-культурную среду региона, и имеют гораздо больший охват детской аудитории.

Художественно-культурная среда региона, города, поселения по своему социальному предназначению выполняет следующие функции:

- удовлетворяет духовные, в том числе, эстетические потребности личности;

- формирует духовные потребности, включая потребности в художественной деятельности, эстетическом развитии индивида;

- способствует воспроизводству художественно-культурного потенциала региона, города, села, образовательного учреждения и др.

Педагогическая миссия художественно-культурной среды состоит в создании условий для развития культурной и национальной идентичности, а также для самореализации духовных сил личности и социальных общностей через художественно-творческую деятельность.

Удовлетворение основных эстетических потребностей личности зависит от мощи культурного потенциала, образа жизни и уровня культуры населения, системы обслуживания в сфере художественной культуры, имеющихся форм и средств культурного обмена. Реализация же воспитательного потенциала связана, в первую очередь, со значимостью ценностей и традиций художественной культуры в микросреде, с организацией художественно-творческой деятельности, наличия социальных алгоритмов включения личности в сложившуюся художественно-культурную практику, с осознанием педагогическим сообществом воспитательных функций организованной и неорганизованной художественно-культурной среды.

На наш взгляд, проблема влияния художественно-культурной среды на развивающуюся личность недостаточно изучена в педагогике. Более того, воспитательные возможности художественно-культурной среды города и региона недостаточно используются в педагогической практике образовательных учреждений. Само понятие «художественно-культурная среда» нуждается в дальнейшем изучении, уточнении.

Художественно-культурная среда вовлекает человека, вольно или невольно, в гуманитарное пространство художественной культуры, способствуя философскому, нравственному, художественному, религиозному постижению мира.

В структуре художественной культуры, предложенной А. И. Кравченко, искусство – ее часть, состоящая из ядра и периферии. Ядро составляют неизменные принципы, к которым относятся эстетические критерии красоты. Периферия либеральна и революционна и составляет изменчивые стилевые критерии. Ядро и периферия выполняют в искусстве разные функции. Таким образом, они антагонистичны. Требования одной противоречат требованиям другой [17].

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!