Необходимость и возможность повышения



Воспитательного потенциала

Художественно-культурной среды в современных условиях

 

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечается возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития страны. Развитие человеческого потенциала в интересах общества и государства предполагает системные преобразования, улучшающие качество социальной среды. Также ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры по следующим причинам:

«переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;

по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей» [15].

Необходимость удовлетворения духовных потребностей должна стимулировать развитие культуры регионов, формирование социокультурной среды, не только способной удовлетворять возрастающие запросы и потребности социума, но и формировать систему ценностей, запросы и потребности личности и общества, соответствующие требованиям времени, современным задачам образования и воспитания.

В соответствии с основными идеями «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» разработана Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)».

Особое внимание программа уделяет развитию искусства, подчеркивая роль регионов в решении обозначенных проблем, что обращает наше внимание именно на художественно-культурную среду региона в контексте современной культурной политики.

Программа предусматривает реализацию наиболее важных и эффективных проектов и мероприятий по разработке и реализации художественных продуктов в области театрального, музыкального, изобразительного, циркового, современного искусства и кино, а также совершенствование системы подготовки кадров, владеющих новыми технологиями в сфере современного искусства [22].

В Программе подчеркивается, что в случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:

«снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры;

стагнация в развитии самобытной культуры многонационального народа Российской Федерации и духовных ценностей ее граждан;

ослабление культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации;

ограничение влияния государства на состояние культуры России в целом;

замедление процесса создания условий для творческой самореализации граждан» [22].

Программа «Культура России (2012-2018 годы)» определяет следующие Приоритеты государственной политики в области культуры:

- воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

- развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

- сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

- поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества [22].

Российская Федерация, с учетом обширности территории, многообразия регионов, глубоких культурно-исторических традиций и многовековой истории, обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере.

Культурная среда, подчеркивается в Программе, сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса [22].

Изучением потенциала и тенденций развития культурной, социокультурной, культурно-образовательной среды сегодня занимаются представители различных гуманитарных наук.

Н. М Генова характеризует современные процессы, связанные с развитием российской культуры, отмечая при этом регионализацию как одну из тенденций этого развития. Автор отмечает, что мобильность социума требует в рамках региона создания такой среды, которая включала бы в себя «возможности объединения культурных инициатив, социально-культурного партнерства, межрегиональных и международных культурных контактов» [4].

Региональная культурная политика в современной России, по мнению автора, способствует развитию национально-культурных движений, активизации народного творчества, сохранению культурного наследия, культурной идентификации, развитию межрегиональных отношений. Исходя из этого контекста, формируются региональные приоритеты, обеспечивающие безопасность, стабильность и устойчивость в условиях модернизации и становления гражданского общества.

По нашему мнению, культурная среда того или иного поселения (города или села), а также региона, в силу экономических причин, а также традиций российского культурного наследия в основе своей социально ориентирована, поскольку ее приоритетом является государственно-общественная система культуры, в том числе художественной, поддерживаемая государством деятельность учреждений культуры, результат которого – социализация личности. Следует отметить, что субкультурные составляющие и тенденции развития культурной среды в большей степени личностно ориентированы, при этом также способствуют социализации личности и также являются фактором воспитания.

Особое место в этой связи принадлежит художественно-культурной среде как особой составляющей культурной среды, образующей пространство функционирования художественной культуры и практической художественно-творческой деятельности человека, в процессе которой он приобщается ко всей системе норм и ценностей, присущих обществу.

Опираясь на толкование среды как совокупности условий бытия человека (культура, творчество, быт) и степени его активности (поведение, общение, деятельность), можно говорить, что художественно-культурная (культурно-художественная) среда является совокупностью условий для образования и потребления материальных и духовных продуктов истории человеческой жизнедеятельности, где взаимодействует определенный субъект – одновременно создатель и потребитель культурно-художественного продукта.

Раскрытие творческого потенциала, развитие художественных способностей личности, содействие личностному и профессиональному самоопределению ребенка, формирование социокультурной идентичности – все эти процессы происходят в условиях как организованной, так и неорганизованной среды региона. Обе эти составляющие художественно-культурной среды региона изучались недостаточно, бессистемно, без учета взаимосвязей и достижений различных областей гуманитарного знания.

Сегодня в регионах мы наблюдаем возрастающую потребность в системном анализе среды, ее культурного и педагогического потенциала. Так, администрацией Воронежской области было проведено комплексное независимое исследование по проблеме «Культурная среда и политика Воронежской области» [3].

Доклад, ставший результатом исследования, подготовила большая творческая группа специалистов под руководством Э. Боякова. Он состоит из следующих разделов: введение, цели и методология исследования, контекст, культурная среда Воронежа, выводы и рекомендации.

Во введении к докладу Э. Бояков высказывает точку зрения, которая интересна в контексте нашего исследования, что культура – это, прежде всего, среда, которая должна питать любую социальную, политическую, экономическую инициативу.

В разделе «Цели и методология исследования» подчеркивается, что «настоящее исследование – это одновременно и «моментальный снимок», срез существующей культурной среды, и попытка обозначить тенденции, ориентиры ее развития» [3].

Авторы исследования дают свое определение культурной среды, указывая на широту этого понятия: «это и традиционные культурные институты (театры, музеи, библиотеки); это и так называемые неформальные культурные инициативы, и различные формы творческого досуга жителей территории. Это здания, общественные пространства, люди, проекты, сети и в целом тот суммарный баланс творческой энергии, которая генерируется и потребляется на территории» [3].

Цель исследования авторы видят «в создании условий для эффективной культурной политики, способствующей всестороннему развитию культурной среды региона». В качестве ведущего метода исследования определена экспертная оценка различных сегментов культурной среды. Всего таких сегментов выделено 32, они представляют не только сферу культуры в ее традиционном понимании, но и сферу социальной и молодежной политики, спорта, образования, религии.

Интеграция различных сфер экономики, политики, образования, культуры является, по мнению авторов, одним из ведущих принципов развития культурной среды города.

Стоит обратить внимание, что именно к художественно-культур-ной среде относится большая часть сегментов, выделенных авторами, в том числе:

- академическая музыка;

- неакадемическая музыка;

- академическое изобразительное искусство, неакадемическое изобразительное искусство;

- театр;

- кинематограф;

- фестивали искусств;

- художественная критика и культурная журналистика;

- искусство для детей и молодежи;

- молодежные субкультуры;

- архитектура и городская среда;

- культурное наследие;

- культурные услуги для социально-незащищенных слоев населения;

- мода;

- реклама и др. [3].

Среди стратегий культурной политики региона авторы выделяют социальную стратегию, смысл которой видят в просветительской деятельности широких народных масс, стратегию развития творческой экономики, стратегию брендинга и консолидации элиты. В рамках указанных стратегий, заложено противоречие между необходимостью просвещения широких народных масс и переводом сферы культуры в сферу творческой экономики. Средством реализации социальной стратегии считается «работа с населением на местах – культурно-образовательные программы, художественная самодеятельность, клубная, кружковая и студийная работа, организованное посещение музеев, театров или концертов и т. д.» [3].

В данной связи хочется заметить, что авторами явно недооценивается роль культурной среды региона в воспитании детей и молодежи, ее возможности не только в расширении кругозора, но и в формировании социокультурной идентичности подрастающего поколения.

Л. Г. Савенкова подчеркивает значение художественно-творческой деятельности, художественно-творческой среды в развитии личности современного ребенка. Она пишет: «Выделение сферы художественно-творческой деятельности связано с тем, что через искусство происходит активное развитие познавательных способностей и творческой активности ребенка, оно активизирует заинтересованное, творческое отношение ребенка к окружающей действительности. «Чем выше эмоции, тем большую роль играют мысли, тем легче они возбуждают мысли» (П. П. Блонский)» [23].

Л. Г. Савенкова пишет, что именно в России были открыты и отработаны программы интегрированного взаимодействия библиотек, театров, музеев, детских парков со школами («Педагогическая мастерская» Г. Рошаля или в «Первый педагогический театр», где начинала свою работу Н. Сац) [23].

Опыт такого взаимодействия существовал и в Воронеже. Даже в постсоветский период еще продолжали сохраняться связи детского парка «Орленок» с Домом детства и юношества и другими образовательными учреждениями Центрального района. Хотя, несомненно, в 1990-е годы, до передачи парка в частные руки, эти связи были более тесными и регулярными.

Детский парк являлся площадкой для проведения массовых праздников (День защиты детей, День знаний, Международный день солидарности трудящихся и др.), каникулярных летних и зимних игровых и программ, спортивных и туристических соревнований и др. Там находился Молодежный театр, в котором выступали студенты ВГАИ. Парк являлся не только местом развлечения и отдыха, но и предоставлял возможность культурных практик детям, подросткам и молодежи, занимающимся художественно-творческой деятельностью. Постоянными гостями парка были дети, посещающие пришкольные лагеря отдыха, где с ними проводили различные познавательные и развлекательные программы.

Л. Г. Савенкова рассматривает причины слабого взаимодействия ведомств образования и культуры в решении задач воспитания. Это, по мнению автора, следующие причины.

1. Оторванность учреждений культуры от потребностей и деятельности образовательных учреждений. Выстраивание репертуара и программ деятельности учреждений культуры без учета образовательных программ школ региона; не согласовано время работы учреждений культуры и образования (раннее окончание рабочего дня в музеях-заповедниках, позднее начало спектаклей в будние дни в театрах, отсутствие 45-минутных выездных программ в учреждениях культуры и т. д.).

2. Существующие запреты и ограничения на образовательную деятельность педагогов в учреждениях культуры: на ведение учителями уроков и занятий в залах музеев и на территории заповедников; на проведение педагогами обсуждений увиденного в помещениях учреждений культуры непосредственно и сразу после состоявшегося художественного события (и часто − отсутствие мест для подобной работы); на проведение образовательных игр и праздников учреждениями образования на территориях учреждений культуры; и т. д.

3. Запреты и ограничения на деятельность сотрудников музеев в образовательных учреждениях: на проведение оплачиваемых уроков работниками музеев, не являющимися педагогами, запрет на совместное ведение уроков; на выход сотрудников музея в школу с коллекцией музейных предметов; на разворачивание временной музейной экспозиции «настоящего» музея в помещении школы; на работу детского музейного объединения во главе с сотрудником музея на территории образовательного учреждения и т. д. [23].

Автор также отмечает отсутствие в большинстве учреждений образования и культуры полифункциональных пространств для осуществления совместных проектов; затрудненность непосредственного и оперативного взаимодействия наиболее заинтересованных лиц; усложненность взаимодействия учреждений различных форм подчинения внутри каждого ведомства и между ними (например, не налажена система информационно-методического взаимодействия между частными и государственными образовательными учреждениями) [23].

Рассматривая требования к интегральной художественно-творчес-кой среде образовательного учреждения Л. Г. Савенкова опирается на идеи В. В. Давыдова и Л. В. Переверзева, которые разработали их применительно к предметно-пространственной развивающей среде:

- среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной. Она должна состоять из разнообразных элементов;

- среда должна быть достаточно связной, позволяя ребенку свободно переходить из одного вида деятельности к другому и выделять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

- среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

Их соблюдение позволяет обучающимся самостоятельно участвовать в создании среды, изменять ее, способствует развитию заинтересованного, активного отношения к окружающему предметному и природному миру.

Создавая и упорядочивая предметно-пространственное окружение, человек совершенствует и свою собственную природу, изменения которой определяются уже не биологическими законами, а специфическими законами трудовой деятельности и социальных отношений» [24].

Рассматривая среду как сущность бытия и отдельного человека, и общества в целом, мы считаем, что она является исходной формой всех видов художественной деятельности ребенка, педагога, воспитателя, родителя: игровой, учебной, трудовой, внеурочной и др.

Преобразование пространства образовательно-воспитательной деятельности с учетом возрастных особенностей важно еще и потому, что ребенок с первых дней своей жизни сразу попадает под влияние нескольких сред и пространств (дом, игровая комната, улица), которые чаще всего угнетают ребенка, воздействуя на него своими размерами (взрослые люди, мебель, домашние животные, дома, машины, деревья и др.). Это ощущение огромного, большого взрослого пространства остается у детей до старшего подросткового возраста, и не учитывать этого нельзя. Поэтому он старается скрыться в своем игрушечном пространстве, где ему уютно, где все соответствует его возрасту, размерам.

Рассмотрение в совокупности и взаимосвязи педагогических возможностей и условий организованной и неорганизованной художественно-культурной среды позволит задать новый эффективный вектор исследованиям в контексте средового подхода в педагогике.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!