Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 16 страница



165 ко сосредоточиваясь на результате, человек гарантированно приходит к стереотипам — надежному средству их достижения. Только так он способен убить творчество на корню. Выбор процесса во время действия позволяет привлечь способности к тому, что человек делает. Это дает возможность не отвлекаться на обдумывание результата. Выбор процесса — это осознание того, что результат придет так или иначе, а процесс может быть упущен. Такой выбор помогает сосредоточиться на том, что зависит от самого человека, то есть на процессе действия. Выбор результата заставляет сосредоточиться на том, что все равно не находится в поле зрения человека. Во-первых, результат не может находиться в поле зрения человека, поскольку его пока нет. Во-вторых, его появление может зависеть от нескольких, в том числе не подконтрольных человеку причин. Сосредоточиться на том, что неизвестно, — невозможно. Поэтому попытка держать результат в поле зрения в любом случае превращается в самообман. Выбирая процесс, человек нацелен на то, чтобы сделать свое действие правильным. Для него правильным является наиболее совершенное действие. Он выбирает правильный путь. Такой путь ведет к совершенствованию, а не к результату действия. Поэтому он может оказаться не самым коротким. Выбирая результат, человек нацелен на то, чтобы как можно быстрее его достичь. При этом его перестает заботить правильность действия, его совершенство. Такого человека интересует только быстрота достижения. Он выбирает короткий путь, который не всегда правилен. Выбирая процесс, человек приобретает возможность быть свободным от результата. Он обретает право отказаться от результата во имя совершенства действия. Предпочитая результат, человек подчиняет ему процесс. Он отказывается от творчества во имя сохранения достигнутого. Выбор процесса — это максимальная возможность стать успешным в том, что делаешь. Это связано с тем, что повлиять на успех можно только в том случае, если действие не закончено. Если же оно завершено или ограничено достижением результата, то изменить его, повлиять на его успех становится невозможным. 166 Притча «Бурная жизнь» Жил-был один человек, который работал инспектором в каком-то учреждении. Однажды, когда он шел домой, то наступил на ногу мудрецу Ен-ту. — Брось работу и приходи через три дня на берег реки, — сказал ему старец. Внутри человека зародилось какое-то непонятное чувство. С одной стороны, оно было похоже на страх перед неизвестностью. С другой стороны, оно напоминало чувство раскаяния за свою неуклюжесть. На следующий день, повинуясь какому-то импульсу, он уволился. «Бедняга совсем спятил!» — так оценили его действия все без исключения. Впрочем, об этом событии все тут же забыли. Через три дня человек приплелся на берег реки. Там уже стоял Ен-ту. — Порви одежду и прыгай в воду! — сказал он, указывая на бурную реку. Чувствуя, что сходит с ума, человек исполнил указание. Всех его сил хватило только на то, чтобы держаться на воде. Он уже начал тонуть, когда его втащил в лодку какой-то рыбак. — Зачем ты залез в такое сильное течение?! — спросил он. — Сам не знаю! — искренне ответил человек. Рыбак поселил бедолагу у себя и сделал своим помощником. Когда через два года они приехали в город продавать рыбу, то человек сразу увидел Ен-ту. — Бросай все и уходи прочь отсюда! — сказал старец. Блуждая несколько дней по незнакомым местам, человек оказался в деревне. Здесь его заметил какой-то крестьянин. Следующие два года он проработал помощником крестьянина. Один раз, выйдя во двор по нужде, он увидел Ен-ту. — Брось-ка то, чем занимаешься! — заявил неумолимый старик. — Возвращайся в наш город и торгуй плетеными корзинками. В городе человек добился немалого успеха в этом деле. Его корзинки шли нарасхват. Через два года он стал богат. Но тут к нему опять наведался Ен-ту. — Дай сюда твои деньги! — сказал он. Получив мешок с целым состоянием, он бросил его в огонь. — А теперь иди пешком в соседний город. Там станешь кондитером. Через какое-то время в новом кондитере из соседнего города стали обнаруживать признаки святости. Его речи были 167 полны глубокого смысла. Его советы приносили успех. Он стал исцелять больных. — Скажите, кто Вас научил этому? — спрашивали его все. — Даже не знаю, что сказать, — отвечал человек. — А кем Вы начинали Ваш путь? — продолжали интересоваться люди. — Я был инспектором. — Оставив работу Вы приняли монашество?! — Нет, я просто оставил работу. — Ну расскажите, пожалуйста, подробнее, — начинали умолять они. — Я бросился в реку. Потом я был рыбаком. Затем я покинул рыбака и оказался в деревне. Там я занимался сельским хозяйством. После этого я торговал корзинами. Скопленные деньги я отдал и пришел в этот город. Теперь я кондитер. ' — То, что Вы говорите, не объясняет Ваших способностей, — разочарованно вздыхали слушатели. — Это верно, — вздыхал в ответ человек. © Образ: светлячок, который светит только в полете; муха, бьющаяся об стекло, которую волнует результат, быстрота достижения, а не процесс — полет. ? Вопрос: Если бы это не дало результата, делал ли бы я это? ф Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно действовать ради результата. Действительность: Нужно действовать ради самого действия. Призыв: Действуйте для процесса, а не для результата! 1% Инструкция: Сделайте что-нибудь себе в радость, не думая о том, что получится. цель versus бесцельность Счастье не в том, чтобы делать всегда что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. Лев Толстой Самое главное в мире — это не то, где мы стоим, а то, в каком направлении идем. И. В. Гете Лестница жизни полна заноз, и больнее всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз. У. Браунелл Меть высоко! Пусть времени всего на строчку, Она должна быть гениальной. Преступен не провал, а низость цели. Джеймс Рассел Лоуэлл Никакой ветер не бывает попутным для тех, у кого нет порта назначения. J Мишель Монтень Не составить планов — значит запланировать свое поражение. Бенджамин Франклин На ловца и зверь бежит. Русская пословица ЦЕЛЬ БЕСЦЕЛЬНОСТЬ Вы всегда точно представляете, чего хотите. Вы умеете концентрировать все силы, возможности и внимание на той задаче, которая стоит в настоящий момент. Для вас типична ответственность и активность. В конечном итоге ваши цели помогают вам развиваться. Часто вы достигаете цели безо всякого труда или, наоборот, ваши цели недостижимы в принципе из-за их величия. Вы часто действуете, не имея представления о том, чего необходимо достичь, без цели, плана, направления. Вы часто двигаетесь не к цели, а от препятствий. Ваши силы, возможности, внимание привлечены к тому, что не является целью настоящей жизни. Вы нередко безответственны и пассивны. В конечном итоге ваши цели не способствуют вашему развитию. ........... 169 Этот выбор не тождественен выбору между процессом и результатом. Выбор цели предполагает точный ориентир, к которому человек двигается. Он связан с предпочтением конкретных характеристик того, чего необходимо достичь. Наличие цели — это возможность достижения, первый шаг к успеху, его мысленное присвоение. Бесцельность — выбор, при котором у человека нет представлений о цели, то есть о том, чего необходимо достичь. Такой человек действует, не имея цели, плана, направления. Бесцельность — это отсутствие возможности чего-либо достичь, отказ от успеха. Итак, выбирая цель, человек интересуется прежде всего тем, чего он достигнет. Его внимание сосредоточено на том, что ему нужно. Он способен точно определить, ради чего действует, сосредоточен на своих целях. Вместе с тем, у такого человека могут быть трудности с выявлением того, чего надо избегать. Выбирая бесцельность, человек тем не менее действует. При этом он уходит от того, что ему не нравится. Если при выборе цели человек движется «к», то при бесцельности — «от». Такой человек точно знает, чего нужно избегать, и затрудняется в выборе того, к чему стремиться. В результате для того чтобы действовать, он должен ощущать серьезные толчки или угрозу позади себя, которые будут его подталкивать. Чем сильнее это будет пугать человека, тем более успешными будут его действия. Выбор цели предполагает устремление всех сил и возможностей, всего внимания и всех психических ресурсов на ту задачу, которая стоит в настоящий момент. Выбор цели — это жизнь здесь и сейчас. Выбор бесцельности предполагает, что силы, возможности, внимание отвлечены к тому, что не является целью настоящей жизни. Это могут быть воспоминания о прошлом, мысли о том, что было раньше. В другом случае это фантазии о будущем, то есть то, что может быть потом. Выбор бесцельности — это жизнь в прошлом или будущем. При этом фантазии о будущем отличаются от целей тем, что никак не связаны с самим человеком, с его жизнью. В отличие от целей, которые также расположены в будущем, такие фантазии остаются абсолютно неплодотворными. Выбор цели — это установка указателя на пути к успеху. То есть цель — это указатель успеха, своеобразная пометка своей 170 территории. Выбор бесцельности — это жизнь на чужой земле, которая не отмечена целями. Без цели жизнь становится запутанной дорогой, трудности которой непредсказуемы. Выбор цели — это приобретение ответственности, выбор активной позиции. Только выбирая цель, человек может затем что-то сделать для своего успеха. Бесцельность — это безответственность и пассивность. Не ставя цели, человек не может быть ответственным за что-то, связанное с ней. Он не может направить свою активность на что-то конкретное. Все, что ему остается, — только надеяться на удачное стечение обстоятельств. Выбор цели — это стойкость при ее достижении, несмотря на препятствия. Это готовность к гибкому изменению стратегий достижения, к смене средств на пути к цели. Это поиск правильного пути. Выбор бесцельности — это постоянное лавирование между препятствиями. Такой человек движется не к цели, а от препятствий. Частая смена способов и средств действия у него направлена не на достижение цели, а на избегание сложностей. Это поиск легкой жизни и возможности ничего не делать. По сути, бесцельность имеет целью избегание трудностей. Не всегда человек, заявляющий о наличии цели, на самом деле выбирает свою цель. Это может быть всего-навсего стремление копировать людей, которые достигли успеха, достигая определенных целей. Истинный выбор цели — это стремление исполнить свое предназначение. Цель истинна, когда она ведет к самосовершенствованию, дает возможность проявить и развить способности при ее достижении. Признаки такой цели — уникальность, отличие от других и одновременно разнообразие путей для ее достижения, обязательное творчество на этом пути. Такая цель обязательно больше, чем возможности человека. Поэтому она не только требует развития способностей, но и предоставляет возможность двигаться к ней разными путями. Если человек выбрал бесцельность, это не обязательно выглядит как полное отсутствие целей. Как правило, он может заявить некие цели и даже производить впечатление целеустремленного. Однако выбор целей для него сводится лишь к тому, чтобы выдвинуть какие-нибудь цели. Скорее всего человек поступает так, поскольку хочет походить на кого-нибудь или желает избавиться от чьих-то навязчивых притязаний. Цели, кото 171 рые он выдвигает, могут быть двух типов. Первый тип — слишком малые цели. Они не требуют усилий, преодоления препятствий и обретения новых способностей, совершенствования. В отличие от истинных целей они не подразумевают развития. К ним ведет один, как правило, стереотипный путь. Это цель «снова вырастить урожай», «как в прошлом году, побывать на Кана-рах», «издать восьмую книгу». Есть и второй тип целей, маскирующих бесцельность. На первых взгляд, такая цель производит впечатление и вызывает уважение своей грандиозностью. Как правило, подобные цели затрагивают области, на которые человек повлиять не в силах — например, «сделатьлюдей счастливыми (хорошими)», или «всегда быть успешным», или «всем нравиться» и т. д. Иными словами, такие цели требуют изменить других людей, а не совершенствоваться самому. От истинных целей они отличаются тем, что их невозможно достичь своими силами, без участия других людей, а потому и собственное бездействие можно списать на окружающих. Выбор цели — это придание жизни смысла. Найти цель тождественно тому, чтобы обрести смысл своей жизни. Появление смысла — еще одно важнейшее отличие истинной цели. Цель помогает сделать жизнь цельной, целостной (обратите внимание: эти слова даже имеют общий корень). Цель помогает объединить бессвязные ситуации и события. То, что «проходит мимо» человека, становится этапами его развития. Цель «нанизывает» способности человека на свою нить. Она дает возможность придать направление любым способностям, действиям и желаниям. Выбор бесцельности приводит к отсутствию смысла, жизненной пустоте. Такой человек ищет смысл вне себя. Он периодически принимает за смысл работу, в процессе которой его кто-то всего-навсего использует для собственных целей. Бесцельность делает из ситуаций и событий жизни хаос, не имеющий смысла. Она лишает способности, действия и желания единого направления и разбивает человека на множество бессильных ролей, в разыгрывание которых превращается его жизнь. Выбор цели позволяет человеку быть привлекательным и желанным для тех, кто имеет сходные с ним устремления. Этот выбор также дает возможность избавиться от общества людей, имеющих чуждые цели, либо выбравших бесцельность. Выбор 172 бесцельности тоже приводит к тому, что человек оказывается среди подобных себе. Но его новое окружение состоит из людей, которые тоже не имеют цели. Поэтому они бесполезны. Людям, имеющим цель, человек, выбравший бесцельность, оказывается неинтересен и не нужен. Как правило, выбор бесцельности — это одиночество. Человек, выбирающий цель, обретает способность видеть цели других людей. Этот выбор помогает определять причины, которые толкают людей на те или иные поступки. Такой человек быстро находит людей, которые стремятся к чему-то. Он умеет отделять их от тех, кто скачет между трудностями или служит целям других. Выбор бесцельности приводит к непониманию причин, по которым действуют другие люди. Такой человек видит в других ту же бесцельность и пустоту, что и внутри себя. Поэтому он часто оказывается используемым для достижения чужих целей. Если он не годен для этого, то становится для людей препятствием на пути достижения их целей. Ш Притча «Горец» Два монаха медитировали около водопада, который падал в пропасть. Чтобы пробраться к месту медитации, им надо было перелезть по дереву над пропастью. Побоявшись упасть, они остались на другой скале и там провели свои упражнения. Во время медитации мимо них несколько раз туда и обратно через дерево пробегал горец по имени Ахмед. Монахи были поражены тем, как спокойно он ходил над пропастью по стволу дерева. — Послушай, Ахмед, — спросили они, — как ты достиг такого спокойствия во время ходьбы над пропастью? Мы, например, не смогли побороть свой страх и унять дрожь в ногах. — Когда я иду на эту сторону, то мне нужна вода для моей семьи, поскольку без воды мне, жене и детям будет нечего пить и есть, — учтиво ответил Ахмед святым мужам. — Когда я несу воду обратно, то думаю о том, как хочу увидеть жену и детей. — Что же делать нам, — опять спросили монахи, — ведь нам нужно попасть на ту сторону для успешной медитации. А страх все еще сильнее нас. 173 - Не знаю, - развел руками горец, - только сильное желание, точная цель и великая нужда дают мне силы, чтобы пройти над пропастью. Притча «Ворота» Как-то мудрец остановился перед воротами. Многие проходили мимо, толкая его в плечо, требуя отойти и крутя пальцем у виска, но он не замечал их. Мудрец стоял уже довольно долго, когда очередной прохожий обратился к нему: — Почему ты не входишь? — Я не вижу ничего по другую сторону ворот. Зачем мне входить? Да и где вы сами — снаружи или внутри? — спросил в ответ мудрец. © Образ: место, выделенное на карте, маяк, удила на шее лошади, направляющие ее движение. ? Вопрос: Это соответствует моим целям или не связано ни с какими целями? Ограничивающее убеждение (иллюзия): Не все действия должны и могут вести к цели. Действительность: Все действия должны и могут вести к цели. Призыв: Стремитесь к цели! Откажитесь от бесцельных действий! У; Инструкции: В течение достаточного времени определяйте цели, к которым Вы идете при помощи своих действий, и предполагайте цели, которых достигают своими действиями окружающие люди. КЛЮЧ К ТЕСТУ «ДЕЙСТВИЯ» В зависимости от того, какой ответ вы выберете («Да» или «Нет»), различаются ваши предпочтения. Каждая пара выборов (например, Воля versus Слабость) анализируется в нескольких вопросах, которые представлены в одной строке таблицы. Суммируйте количество ответов «Да» и «Нет» в каждой строке. Обратите внимание, какому выбору соответствует полученная сумма и какой выбор у вас преобладает. № вопроса ДА НЕТ 1, 16. 42, 48,55,68. 88. 107 Слабость Воля ? 14 90,38,77,84,89,98,111 Правда Ложь 3,21,29, 34,41,49, 56, 63, 75,97, Мнения Самооценка 105, 113     4, 11,22, 27,39, 70, 79, 87,96, 103, Накопление Использование 108, 115     5, 12,19,59, 67, 76, 86, 100,110,117 Стереотипы Творчество 6, 18, 47,53.64, 78, 101, 116 Инертность Активность 7,81 Результат Процесс 44 Процесс Результат 8,61,71,82,91,99, 109, 118 Ограничения Возможности 9, 15, 36, 43, 57, 72, 80,92 Работа Миссия 50,112 Миссия Работа 10, 24,31,45,54, 65, 83,106 Сомнение Вера 13, 23, 26, 30, 32, 33, 37, 46, 52, 58, Другие Я 62, 73,90, 94, 104     40 Я Другие 17,28, 35,51,69, 95, 114 Бесцельность Цель 175 УБЕЖДЕНИЯ — Я не могу поверить в это, — сказала Алиса. — Не можешь? - ответила Королева тоном, выражающим сожаление. - Попробуй снова: глубоко вдохни и закрой глаза. Алиса рассмеялась. — Бесполезно пробовать, - сказала она. - Невозможно поверить в невероятное. — Смею заметить, что у тебя не было достаточной практики, - ответила Королева. - Когда я была в твоем возрасте, я всегда делала это по полчаса в день. Так вот, иногда я умудрялась поверить в целых шесть невероятных вещей до завтрака. Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье Мы становимся зрелыми, когда делаем нечто невзирая на то, что родители (или врач, учитель, шеф, тетя и т.д.) находят это правильным. К. Бессер-Зигмунд Вы должны иметь приличных, хорошо одетых детей, а ваши дети тоже должны иметь хорошую квартиру и детей, а их дети тоже детей и хорошие квартиры, а для чего это — черт его знает. Антон Чехов. Записные книжки Наш разум заставляет нас забыть, что описание - это только описание, и прежде чем осознать это, человеческие существа сами заключают себя в заколдованный круг, из которого они редко вырываются в течение отпущенного им времени жизни. К. Кастанеда. Сказки о Силе Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и подчинить его, я думаю, труднее, чем управлять ветром. Для того, чей ум необуздан, самореализация - тяжкий труд. Но обязательно добьется успеха тот, кто властвует над своим умом и кто идет к цели верным путем. Человек должен использовать свой ум для освобождения, а не для деградации. Ум — и друг обусловленной души, и враг ее. Для того, кто победил ум, он — лучший друг. Но для того, кто не смог этого сделать, его ум останется величайшим врагом. Бхагавад-Гита Токусан говорит: ты не можешь купаться в куске льда. И ты не можешь жить в застывшем сознании. И что такое ум, кроме этого!.. Любые выводы мышления могут только усилить ум. Потому что мышление — узда, остановка и замерзание. Мышление — это болезнь. Минута размышления - и ты так далеко от реального, насколько это возможно. Ото ПОЛЕЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ Вы рассматриваете убеждения как инструменты для достижения цели. Убеждения не сдерживают вашего развития, поскольку если они вас ограничивают, вы можете отказаться от них. В том, что вы делаете, очень велика роль ваших убеждений. В то же время это часто мешает вам увидеть или сделать то, что им не соответствует. В результате вы оказываетесь зависимыми от убеждений, которых придерживаетесь, и они полностью определяют вашу жизнь и развитие.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!