Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 14 страница



г   ЛОЖЬ   ПРАВДА     Вы можете воспринимать Вы часто не способны открыто   реальность такой, какова воспринимать реальность   она есть, даже когда это и избегаете открытого общения,   указывает на ваши особенно если это сложно   ошибки и заблуждения. для вас. Вы тратите слишком   Вы также готовы к откры- много сил, чтобы создать для   тому общению с людьми. себя возможность не учитывать   Поэтому у вас есть реальность в действиях и отно-   возможность исходить шениях, обойти ее, если она   в своих действиях ставит под удар убеждения.   и отношениях из реально- Если вы бываете правдивы, то   сти. В то же время вы тогда, когда это ничего не стоит.   стремитесь быть правдивым В трудных ситуациях вы бываете   вовсе не по моральным правдивы, как правило, вынуж-   соображениям, а исходя денно, под влиянием обстоя-   из своей выгоды. В целом тельств. В целом вы стремитесь   для вас характерна ответ- избежать ответственности.   ственность. В результате В результате вы так или иначе   вы не тратите силы и ум на оказываетесь под ударом пос-   ложь и готовы поставить ледствий своей лжи, накапли-   окружающих в известность вающейся, как снежный ком, и о своих интересах. запутывающей вас, как паутина. Этот выбор осуществляется в двух случаях. Во-первых, при восприятии реальности. При этом человек выбирает способ, при помощи которого он будет осуществлять восприятие. Независимо от результатов его выбора предполагается, что он может воспринимать реальность адекватно, без искажений. Во-вторых, выбор касается способа сообщения другим людям об уже воспринятой реальности. И тут предполагается, что человек знает о том, что на самом деле является реальностью, и может дать о ней адекватную информацию. И в том и в другом случае возможны два варианта выбора. Это правда и ложь. Выбор правды — это открытое восприятие реальности и открытое сообщение о ней другим. Такой выбор предполагает построение взаимоотношений с соответствующей группой людей, которые готовы к восприятию реальности таким же способом, как и сам человек. Выбор лжи — это неготовность воспринимать реальность самому и неготовность сообщать о реальности другим. Ложь приводит к бегству от реальности во время восприятия последней. Такой выбор предполагает отношения с другой группой людей — прежде всего с теми, кто не готов воспринимать реальность настолько же, насколько и сам человек. Кроме того это те, кто воспринимает реальность еще более ограниченно. Они позволяют человеку ввести себя в заблуждение. Положительная сторона выбора правды: возможность исходить в своих действиях и отношениях из реальности. Положительная сторона выбора лжи: однократная возможность не учитывать реальность в действиях и отношениях. Выбор между правдой и ложью пытаются регулировать, связав его с моралью. При этом утверждается, что «быть правдивым хорошо, а быть лживым плохо». Такие способы управлять выбором правды или лжи применяются для того, чтобы управлять человеком извне для своих целей. Однако те, кто заявляет о необходимости выбора правды по моральным соображениям, сами действуют в соответствии с собственной выгодой, а не по принципам этики или морали. Их заявления связаны с попыткой выяснить истинные убеждения и цели человека и пытаться воздействовать на него через эти убеждения. Для этого они заставляют его быть правдивым там, где это выгодно для них. Сами же они, как правило, выбирают ложь и в этих, и в других ситуациях. 146 На самом деле предпочтение лжи не является плохим. Точно так же предпочтение правды не обязательно хорошо. Речь идет о том, какой выбор приближает к цели, а какой отдаляет от нее. Если выбор правды помогает достичь цели, то это хороший выбор. Если правда отдаляет от цели, — то это плохой выбор. Тем не менее выгоднее создавать ситуации, когда выбор правды приближает к цели, и избегать ситуаций, когда к цели приближает ложь. Это связано с тем, что приближение к цели при помощи ж:и всегда вводит в заблуждение либо самого человека, либо го партнеров. Кроме того, ложь требует дополнительных сил. Сна также формирует дистанцию и недоверие между людьми. В результате даже приближая человека к цели, ложь затем все равно причиняет ему вред. Она рано или поздно не даст возможности удержать цель. С каждым шагом ложь требует все большей изобретательности, для того чтобы не быть раскрытой. Поэтому лучше выбирать правду и создавать ситуации, когда такой выбор помогает достичь цели. Как правило, человек, выбирающий ложь, не всегда лжет. Он говорит правду, если это не препятствует его убеждениям или подтверждает их. То есть он выбирает правду, когда это нетрудно. Такой «выбор» не является истинным. Настоящий выбор между правдой и ложью происходит тогда, когда человеку необходимо преодолеть какое-либо препятствие на пути к цели. Это может быть препятствие в виде ограничивающего убеждения, которое необходимо преодолеть в самом себе. Это может быть и препятствие в отношениях. Такое препятствие требует от человека открытого заявления партнеру о своих претензиях к нему. То есть это любые препятствия на пути к развитию своих способностей или отношений. Отказ от правды в ситуациях, сопровождающихся подобными препятствиями, либо приводит к искаженному восприятию реальности, либо тормозит совместные действия и отношения. В любом случае это затрудняет достижение целей. Поэтому при желании достичь своих целей один из первых шагов связан с выбором правды. Он сводится к открыванию своих карт. Такой человек начинает с того, что говорит правду самому себе. Затем ему следует определить, что мешает ему говорить правду в отношениях. Он выясняет, какие убеждения требуют от него тратить силы на ложь. Он разбира 10* 147 ется, зачем ему нужно общество людей, которым невозможно доверять и которые не принимают реальность. Он определяет, действительно ли эти люди не принимают реальность или это его собственная иллюзия. Таковы первые шаги к выбору правды. Как уже было сказано, выбор правды или лжи в частности касается восприятия реальности. При этом выбор правды предполагает готовность принять реальность независимо от того, соответствует ли она убеждениям. Например, если человек обнаруживает нечто, расходящееся с его убеждениями, он готов признать ошибочность убеждений. Это помогает достичь целей несмотря на трудности, поскольку в процессе достижения неизбежно обнаружение собственных заблуждений и ограничений. Выбор лжи при восприятии реальности ведет к противоположным результатам. Он предполагает готовность отказаться от восприятия реальности, если она не совпадает с убеждениями. В одном случае, если человек обнаруживает нечто, расходящееся с его убеждениями, он намеренно искажает реальность, чтобы она не противоречила убеждениям. Другим вариантом выбора лжи является «забывание» о фактах, расходящихся с убеждениями. Человек вытесняет такие факты из памяти, заменяя их чем-то другим или просто «пустотой». Ш Притча «Чудище» В одном городе жил пожилой еврей, имевший большое пристрастие к изучению Талмуда. Он посвящал этому богоугодному занятию все свободное время. В один из таких часов, наполненных тихой радостью, его отвлек шум с улицы. Подойдя к окну, еврей увидел стайку проказливых мальчишек. Их игра только началась, поэтому шум обещал нарастать и продолжаться довольно долго. «Похоже, надо ждать беспокойного дня и разбитых оконных стекол», — подумал еврей. — Ребята, идите скорее сюда, что я вам скажу! — закричал он. Когда дети собрались вокруг него, открыли рты и вытаращили от любопытства глаза, он сказал шепотом заговорщика: — Бегите к синагоге! Там, за забором, спряталось диковинное морское чудище. У него пять ног, голова питона, огром 148 ные крылья, похожие на стрекозиные, и рога как у слона бивни, только зеленые! Не успел еврей договорить эту чушь, как детей будто ветром сдуло. С улыбкой хитрый еврей вернулся к чтению священной книги. Только он углубился в свое занятие, как его снова прервал шум, теперь уже более громкий. Вновь старик подошел к окну и увидел толпу бегущих евреев. — Куда вы? — крикнул он. Но евреи уже исчезли в клубах пыли. Его вопрос услышал только отставший толстяк. Остановившись и тяжело дыша, он сказал: — Мы бежим к синагоге! Ты разве не слышал новость? Там появилось чудо света. Неизвестно, как оно попало туда со дна океана, где проживало тысячи лет. Но известно, что у него десять ног, голова дракона, огромные крылья, похожие на крылья летучей мыши, и рога как у слона бивни, только золотые! — Так чего торопиться? — сказал старик, пряча улыбку за Талмудом. — Океан не близко, чудище не исчезнет и до завтра. — Говорят, оно исполняет желания, — сказал толстяк шепотом, — вот и бежим, пока оно не передумало! Отмахнувшись, старец снова сел за Талмуд. Дела пошли споро, так как от мысли, сколько людей он с легкостью провел, настроение еврея заметно улучшилось. Внезапно стекла затряслись. Огромная толпа бежала за окном. Подойдя, старик увидел почти всех жителей города. Во главе их был сам раввин. Из толпы доносились отрывочные описания чудища и слова «синагога», «желание», «бессмертие», «золото», «здоровье», «власть»! При виде раввина что-то екнуло внутри у еврея. «А ведь не бывает дыма без огня! — подумал он. — Если раввин среди них, тогда... кто знает, может, чудище и впрямь исполняет желания?» И ноги сами понесли старика к выходу. Итак, у человека существуют такие способы вытеснения реальности из памяти, как замена их чем-то другим, не соответствующим фактам, или просто пустотой. Оба варианта лживого восприятия реальности делают проблематичным достижение истинных целей. Так происходит, поскольку выбор лжи заставляет останавливаться только на определенных целях. Достиже 149 ние таких целей не требует избавления от ограничений и заблуждений. То есть выбор лжи препятствует росту и развитию. Любые действия и мысли человека — результат поставленных им целей. Поэтому выбор правды или лжи — это выбор соответствующих целей. Скрывая нечто от самого себя, человек отказывается от тех целей, которые требуют открыть реальность, скрытую ложью. Одновременно он соглашается с теми целями, к которым его приближает ложь. Предпочтение правды в отношениях на первый взгляд создает перед человеком множество сложностей. То, что требует открытости и договора с партнером по поводу имеющихся разногласий, кажется трудным и не всегда уместным. Гораздо проще на первый взгляд скрыть правду и избежать претензий и разногласий. Но это не приводит к их устранению. Они неуклонно накапливаются и рано или поздно становятся заметны даже при желании их скрыть. Разногласия еще больше затрудняют процесс взаимных соглашений и уступок. Кроме того, скрывая разногласия и претензии, человек не позволяет партнеру понять его. Он не обеспечивает истинно сонаправленного действия — действия, имеющего общие цели с обеих сторон. Он даже мешает такому действию. С другой стороны, правда в отношениях позволяет отказаться от взаимодействия с теми, кто не приемлет цели человека. В результате оказывается, что не нужно тратить на таких людей время и силы. Выбор правды дает возможность не тратить силы на изобретение, запоминание и поддержание лжи. Предпочтение лжи в отношениях на первый взгляд облегчает их. Кажется, что это позволяет избежать сложностей, сгладить острые углы. Но скрывая свои особенности и претензии, человек тем самым скрывает свои истинные цели. Он не дает возможности действовать с ним заодно и в результате оказывается своим среди чужих и чужим среди своих. Кроме того, ложь вызывает агрессию и недоверие по отношению к нему. В результате путь лжи ведет человека к одиночеству в отношениях. Уже было отмечено, что любые действия и мысли человека — результат поставленных им целей, что выбор правды или лжи — это выбор соответствующих целей. Говоря другому человеку неправду, испытывая желание скрыть свое истинное лицо, человек также использует обман как способ достижения какой-то цели. 150 Он отрицает те цели, которых пытается достичь в отношениях открыто. В результате, обманывая партнера, человек, во-первых, не доверяет его возможностям принять истинные цели и помочь достичь их. Во-вторых, обманом он дает понять, что подозревает партнера в скрытых целях или сам скрывает некий умысел. В результате партнер в отношениях превращается в противника. Ложь вычеркивает партнера из союзников, попутчиков по достижению общих целей. Никто из обманутых людей не является попутчиком того, кто им лжет. Единственная спутница лжеца - причина, по которой он лжет. Как правило, такой причиной является необходимость сохранить в неприкосновенности некое убеждение о самом себе. Кроме того, сколь искусной ни является ложь, правда рано или поздно выходит наружу. Это приводит к негативным эмоциям, открытой агрессии, недоверию, ответной лжи или к отказу от отношений. К тому же результаты, достигнутые при помощи обмана, скорее всего, будет крайне трудно сохранить, после того как ложь будет раскрыта. Выбирая правду в отношениях, человек становится интересным для других. Он дает людям возможность увидеть себя. Выбирая ложь, в отношениях человек неинтересен. Он воспринимается только как маска, которую он демонстрирует. Для окружающих эта маска не имеет никакой связи с реальностью. Единственные изменения, которые в нем видны, — это изменения его лжи. Выбирая ложь, человек, по сути, только на какое-то время продляет собственное незнание или неведение других людей. В таких случаях ложь - средство продления агонии убеждений или отношений. Внутренние или внешние противоречия лишь отодвигаются и нагнетаются при помощи лжи. Выбор между правдой и ложью тесно связан с ответственностью за свои действия. Выбор правды предполагает ответственность. Выбор лжи - результат стремления решить проблему, «засунув голову в песок». Это следствие безответственности. Выбор правды более прост в отношениях с другими людьми и более сложен тогда, когда требуется сказать правду себе. В отношениях выбор правды сводится к отказу от взаимодействий с двумя группами людей. Первая группа - это те, кто не готов принять претензии и особенности человека. Вторая группа — те, чьи претензии и особенности он не готов принять сам. Гораздо сложнее 151 выбор правды внутри. Этот выбор связан с признанием реальности тогда, когда она противоречитубеждениям. Пытаться задавить ложь, которая расположена внутри, бесполезно. Чем больше сил человек тратит на это занятие, тем изощреннее и запутаннее становятся действия, к которым прибегает сфинкс самообмана. Все, что нужно, чтобы отказаться от обмана в такой ситуации, — прекратить заниматься бессмысленным самобичеванием и угрызениями совести. Их надо заменить на трезвое наблюдение за собой. В этом и заключается выбор правды. Выбор правды не сводится к искоренению лжи. Подобные занятия только приведут к изощренности лжи. Выбор правды — это поиск собственных убеждений — источника и фундамента лжи. Находя их, человек определяет отличия убеждений от реальности. Он исследует причины, которые заставляют следовать этим убеждениям. Выбор правды — это поиск способов принять реальность. Выбор правды — это ответ на вопросы: «Что во мне требует лжи? », «Что внутри пытается укрыться от реальности? », «Что во мне заинтересовано в том, чтобы быть неизвестным?», «Какая в этом польза? », «Что произойдет при отказе ото лжи ? », «Какие убеждения сохраняют ложь?». Выбор в пользу лжи может быть следствием определенных переживаний. Это переживания, от которых человек пытается отвернуться или скрыть их от других людей. Это или чувство собственной беспомощности, никчемности, или нежелание представить себя в невыгодном свете (так называемая стеснительность), или зависть, ревность, агрессивность, или чувство вины (своей или чужой). Нередко выбор лжи — следствие ожиданий, которые не соответствуют заслугам (завышенное самомнение). Одно из убеждений, поддерживающее выбор лжи, утверждает: «Я обманываю, потому что мне неудобно перед людьми». При этом человек считает, что лучше знает, как другим людям удобнее его воспринимать. Но людям крайне редко необходимо, чтобы им представляли реальность искаженно. И в любом случае никому кроме самих людей не дано определять, как им лучше, что удобнее. Поэтому подобное «оправдание» лжи связано со своими «выгодами». Обманывая человека «для него самого», для того «чтобы устранить неудобство», люди делают это по совершенно другой причине. Например, ложью маскируют то, что 152 видят в человеке своего врага. Причем врага, не понимающего Того, что происходит. Похожее убеждение утверждает, что ложь «может быть необходима другому человеку». Но крайне сложно предугадать, что действительно соответствует целям другого человека, что ему действительно нужно. В любом случае собственные предположения на этот счет — не более чем догадки, версии. На их основании делать выводы безответственно. Причем безответственно в первую очередь по отношению к себе. Лучшим выходом при этом является говорить человеку по своей инициативе только то, что касается себя самого. Если же человек просит сказать правду о себе, по всей видимости, следует ограничиться только тем, что соответствует своим целям. Выбор правды — это не отказ от избирательности* в информации о себе, которая открывается для других. Точно так же ложь — это не избирательность. Выбор правды предполагает выбор отношений только с теми людьми, которые готовы к открытости. Остальным людям такой человек стремится либо просто не лгать, либо сообщать часть правды, либо избегать ситуаций, в которых правда необходима. Человек не окончательно выбрал правду, если он оказывается в ситуациях, когда прилагает усилия, чтобы признаться себе в правде или сказать правду другому. Человек не окончательно выбрал правду, если его выбор определяется «необходимостью», имиджем, моралью или последствиями лжи. ? Вопрос: Я могу сказать об этом правду себе и другим или вынужден лгать? ^ Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно скрывать правду, чтобы добиться желаемого. Действительность: Невозможно действительно добиться желаемого, скрывая правду. Призыв: Создайте себе возможность быть правдивым! К Инструкция: Ищите возможность принять реальность самому, открыть правду другим и устранить последствия лжи при помощи правды. Ищите ситуации, которые приближают вас к цели без необходимости лгать себе и другим. Об избирательности см. раздел «Избирательность versus Бесконтрольность». возможности versus ограничения Лучше зажечь одну свечу, чем проклинать темноту. Девиз Кристоферов Невозможно вернуть только три вещи: стрелу, пущенную из лука, необдуманное слово и упущенную возможность. Идрис Шах. Истина Али Льва Чего не знает человек? Разве что предела своих возможностей... Восточная поговорка Многие самые благородные предприятия могли бы никогда не начаться, если бы можно было предвидеть все их трудности и недостатки. ч~ Теодор Л. Куайлер То, что представляется нам невозможным, вероятно, просто не пытались сделать. СейидХуссейн Наср В мире процветают те, кто не сидит на месте, а ищет те обстоятельства, которые им нужны. А если они таких обстоятельств найти не могут, то сами их создают. Джордж Бернард Шоу Достижимо все, что человек может себе представить и во что может поверить. Наполеон Хилл Никто не знает на что он способен, пока не попробует. Публилий Сирус 154 ВОЗМОЖНОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ Вы предпочитаете искать и использовать возможности, чтобы совершить действие. Поэтому вы часто можете преодолеть препятствия, которые казались непреодолимыми, развить способности, которых пока нет. Вами нелегко управлять. Вы предпочитаете искать и использовать ограничения, чтобы не совершать действие. У вас всегда есть возможность не выполнять действия, которые трудны, нежелательны или противоречат убеждениям, а также не использовать их результаты. Вместе с тем препятствия, перед которыми вы отступаете, далеко не всегда непреодолимы. На вас достаточно легко влиять. Это выбор того, что человек предпочитает использовать, чтобы совершить любое действие. Его предпочтение помогает либо выполнять действие, либо доказывать невозможность его выполнения. Выбор происходит между возможностями для выполнения действия и ограничениями, препятствующими действию.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!