Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 18 страница



    45 То, что со мной происходит, может быть случайностью.     46 Я критически воспринимаю то, что не логично.     47 Есть убеждения, в которых я всегда уверен.     48 То, что со мной происходит, часто бывает как гром среди ясного неба.     49 На мои решения (чувства) очень влияет то, что со мной происходило раньше, и мысли о том, что со мной будет в будущем.     50 Мне чаще, чем другим, говорят: «Ты как ребенок».     Ключ к тесту расположен в конце раздела о принятии решений на стр. 245. реальность versus опыт Жизненный опыт - это фонарик, подвешенный на спине: он освещает только пройденный путь. Конфуций Люди говорят нам с момента нашего рождения, что мир такой-то и такой-то и все обстоит так-то и так-то. У нас нет выбора. Мы вынуждены принять, что мир именно таков, каким его нам описывают. К. Кастанеда. Путешествие вИкстлан Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть. Талмуд Реальность не всегда правдоподобна и вероятна. Хорхе Луис Борхес Глаза не видят, если сердце приказывает им ослепнуть. Сенека Опыт — это название, которое каждый дает своим ошибкам. Оскар Уальд РЕАЛЬНОСТЬ__ОПЫТ_ У вас есть большие Многое из того что вы делаете, дает возможности своими возможность избежать тех ошибок, действиями соответ- которые были совершены ранее, ствовать происходя- Это достигается за счет проверенных щему с вами. Кроме действий, которые вы предпочитаете того, вы способны риску. Тем не менее это не спасает вас к творчеству, к гиб- от новых ошибок. Скорее всего, вам кому приспособле- необходимо изменить способ восприятие к миру. Вы тия мира, для того чтобы быть более также имеете мак- успешным. К тому же ваш способ симальные шансы восприятия реальности заслоняет разобраться в своих от вас ваши истинные цели и желания истинных целях. и большую часть того, что вам нужно. 189 Первый выбор, который необходим для освобождения от ложных, ограничивающих убеждений, — выбор между реальностью и опытом. Он наиболее важен, поскольку именно реальность или опыт образуют основу для действий. А действия — главное проявление жизни. Основывающийся на опыте приходит к тому, что его действия становятся отточенными шаблонами, вытекающими из стереотипных мыслей. Основывающийся на реальности неизбежно приходит к творчеству. Он вынужден делать это, поскольку реальность побуждает его изобретать то действие, которое подходит именно сейчас. Положительная сторона выбора реальности: возможность соответствовать происходящему сейчас. Положительная сторона выбора опыта: возможность избежать ошибок, которые были совершены ранее. Выбирая реальность, человек одновременно получает возможность увидеть свои истинные цели и желания. Они перестают заслоняться от него грузом опыта. Определяя истинные цели при наблюдении реальности, он получает возможность узнать, как достичь этих целей. Он определяет, что необходимо предпринять, чтобы устранить разрыв между целями и его реальными способностями, возможностями. Опыт заставляет действовать иначе. Он диктует те цели, которые отвечают некогда происходившему с человеком. Опыт выбирает для человека то, что соответствует самомуже опыту. Он отвергает то, чего в нем нет, тем самым полностью игнорируя реальность. Поэтому, ища свои цели, человек не будет успешен, если воспользуется для этого опытом. В нем он сможет найти только то, что он уже умеет делать, или то, что у него не получилось раньше. Ему нужно обратиться к тому, что есть сейчас, а не к тому, что он набрал в жизни раньше. Выбирая реальность, человек получает прочную основу для творчества. Он освобождает себя от границ опыта и получает возможность развивать свои способности, несмотря на ограничения, налагаемые опытом. Выбирая опыт, человек ставит пределы для своего творчества там, где его опыт заканчивается. Он лишается возможности развивать свои способности, как только выходит за пределы опыта. Выбирая реальность, человек получает от нее постоянную информацию о том, что делает. Эта 190 информация используется для нескольких задач. Во-первых, при ее помощи человек исправляет свои ошибки на пути достижения целей. Во-вторых, он корригирует сами цели, когда его возможности начинают их перерастать. Выбор реальности не страхует человека от неудачных действий, но дает возможность постоянно приближать то, что человек делает, к тому, что ему надо. Выбор опыта дает возможность избежать прежних ошибок, но при этом приводит к новым. Это связано с несоответствием между реальностью и опытом. Реальность основана на информации текущего, настоящего момента. Опыт основан на информации из прошлого, время которой уже прошло. Выбор реальности — это предпочтение восприятия происходящих явлений. Выбирая реальность, человек пытается видеть само явление, а не оценивать происходящее, не придавать ему некий дополнительный смысл. Выбор опыта — это предпочтение не восприятия явления, а его оценки. Выбирая опыт, человек воспринимает не то, что происходит, а контекст этого. То есть вместо ситуации он воспринимает то представление о ней, которое соответствует каким-либо убеждениям. Притча «Слухи» Однажды Ен-ту шел по улице и из его глаз катились слезы. — Случилось какое-то несчастье! — крикнул сосед Ен-ту, который жаждал быть первым во всем. Тут же подняла крик Ен-ту ничего не ответил, так как в это время утирал глаза. На самом деле он плакал оттого, что только что чистил лук. Услышав крик женщины, его подхватила стайка играющих — Горе! Горе! — голосили они, бегая по улице. Жители соседних домов в страхе выглядывали на улицу. — Какое несчастье! — крикнул еще раз сосед Ен-ту и вышел с корзиной из дома. Он собирался на базар. Увидев, что человек с криком покидает дом, а дети бегут прочь, люди вокруг решили, что произошло нечто ужасное, возможно, заразная болезнь. Никто не интересовался, что конкретно произошло, всем было некогда. Каждый стремил 191 ся взять самое ценное и поскорее покинуть город, чтобы спасти жизнь. Всеобщая суета и вопли только усиливали убежденность в надвигающейся опасности. Проходя мимо и утирая слезы, Ен-ту наблюдал за поспешной эвакуацией. Но поскольку старец не видел ничего опасного в действительности, он решил вернуться домой, пока ему в спешке не отдавили ноги. Выбор опыта приводит к тому, что человек начинает воспринимать только определенную часть реальности. Это та часть, которая соответствует опыту. Одновременно он уклоняется от восприятия той части реальности, которая в опыт не укладывается. При этом человек оказывается в очень опасном, незащищенном положении, напоминая слепца. Опасность определяется тем, что, отказываясь от восприятия реальности, человек продолжает оставаться под ее воздействием. Реальность продолжает влиять на человека при помощи своих законов. Отрицая реальность, он не освобождается от ее законов. Не замечая действующие на него силы, человек не может их использовать или избегать. В отличие от того, кто выбирает опыт, выбирающий реальность имеет возможность видеть свое соприкосновение с ней. Соответственно он получает возможность взаимодействовать с реальностью. Однако это вовсе не значит, что выбор реальности отрицает опыт. Он лишь отрицает его всесилие и незаменимость. Выбор реальности — это использование опыта как части того, что составляет внешний и внутренний мир. То есть при таком выборе опыт — это часть реальности. Отрицание опыта — это не выбор реальности, а выбор другого опыта, противоречащего предыдущему. Притча « Принц и маг» (по мотивам произведений Джона Фаулза) Юный принц не верил только в три вещи. Его отец говорил: «На земле есть все, сынок, поверь мне. Но не слушай того, кто скажет, что существуют принцессы, что существуют острова и, — в этом месте отец начинал истерически смеяться так, что на глаза наворачивались слезы, — не верь тем, кто говорит тебе, что есть Бог!» 192 Принц любил отца и уважал его. Не было случая, чтобы его слова расходились с действительностью. Да и не было принцесс, островов и Бога в их королевстве. Но жизнь в их роскошном дворце была слишком размеренной и скучной. Не удивительно, что принцу хотелось посмотреть, как живут люди за горами, отделяющими их королевство от соседних государств. И юноша убежал из своего дворца. Путешествуя по горам и равнинам, принц повидал много нового и наконец оказался в прибрежном государстве. Вид на море был прекрасен, но было нечто, не дающее принцу спокойно любоваться волнами, разбивающимися об скалы. Фонтаны брызг, преломляя солнечные лучи, радужно переливались, но и они не радовали принца. И тут он заметил! Справа, слева и далеко на горизонте, всюду он видел острова. Это были именно они, участки суши, окруженные водой! На островах, вальсируя и смеясь, бегали воздушные создания, прекрасные и волнующие. Он смутно догадывался, кто это, но боялся ошибиться... «Нужно рассмотреть все это поближе, — бормотал он себе под нос, разыскивая лодку, — это наверняка мираж...» Блуждая по побережью, принц не замечал высокого мужчину в смокинге, который давно с интересом наблюдал за юношей, то и дело бросая взгляды в его сторону. Наконец, мужчина сам подошел к нему, делая вид, что прогуливается. — Скажите, эти участки земли, окруженные водой, на самом деле острова? — спросил принц. — Да, я сам родом оттуда, — ответил человек в смокинге, ничуть не удивившись вопросу. — А кто эти девушки, что бегают там, танцуют и весело смеются? — при этом вопросе принц почему-то покраснел и заметил, что ждет ответа с надеждой. — Это самые настоящие принцессы, как ты и думал, — улыбаясь, ответил человек в смокинге. — Вы хотите сказать, что и Бог есть?! — крикнул юноша в возбуждении. «Как этот человек догадался, что я думал, что они принцессы?» — подумал он со страхом. — Я и есть Бог, — сказал мужчина в смокинге и растворился в воздухе. Вернувшись домой, принц первым делом прибежал в покои отца. Глядя на сына, король все понял без слов. 193 — Я видел острова, я видел принцесс, - сын смотрел на отца с плохо скрываемым негодованием, — и я видел Бога. Он был живой и разговаривал со мной. — Я говорил тебе неоднократно, что не существует ни настоящих принцесс, ни настоящих островов, ни тем более Бога, — спокойно ответил король. — Но я видел их, отец! — с жаром продолжал юноша. — Скажи мне, как был одет тот, кто называл себя богом, — улыбаясь, молвил король. — Он был в смокинге. — А рукава были закатаны? — Так и было, — ответил принц. — Так одеваются маги, — король улыбался, и тон его был несколько снисходителен. — Тебя обманули. Но воспоминание о танцующих принцессах не давало юноше спать спокойно. Не прошло и недели, как он вернулся в те земли и на то побережье, где испытал недавно такое сильное потрясение. На берегу он увидел того же человека в смокинге. Принц почувствовал, как праведное возмущение нарастает внутри, и приблизился к вруну. — Я сын мудрейшего короля, — сказал принц горделиво, -и отец сказал мне, кто ты. Хотя ты и обманул меня в прошлый раз, но теперь тебе это не удастся. Теперь я знаю, что эти острова и принцессы - иллюзия, а ты - жалкий колдун и обманщик. Человек в смокинге улыбнулся и на мгновение стал похож на короля, отца принца. — Как ни печально и неудобно мне говорить об этом, но Вас обманули, принц. Не только здесь, но и в королевстве Вашего отца много островов и принцесс. Но Вы слишком доверчивы, чтобы заметить хоть что-то, кроме того, что говорит Вам Ваш отец, который, как и я, маг. Принц вернулся домой. Он прятал глаза от отца. Лицо юноши было озадаченным. Он не знал, кому верить. Подойдя к королю, он печально спросил: — Отец, это правда, что ты не король, а маг? — Да, это так, — ничуть не смутившись, отец закатал рукава своей мантии. — Значит, тот человек, что открыл мне глаза, и есть Бог? — Нет, сынок, тот человек маг, как и я. — Я хочу знать полную, настоящую правду, без всякой магии. 194 — Нет правды без магии, — ответил король. — Я убью себя! — крикнул принц в печали. Его привычный внутренний мир дал трещину и продолжал разваливаться. Тогда король магическими заклинаниями вызвал смерть. В воздухе стало холодно и тоскливо, когда в дверях появилась смерть и взглянула на принца алчными глазами. Принц побледнел, его сердце гулко застучало. Перед глазами его, как наяву, всплыли острова. Они были прекрасными, хоть и ненастоящими. На островах в танце кружились принцессы. Хоть и не настоящие, но прекрасные. — Ну что ж, хорошо, — сказал принц, — я смогу это пережить. — Я поздравляю тебя, сын мой, — сказал король, — ты тоже сейчас становишься магом. Притча «Монах и одноглазый дурак» Жили-были в одной деревне два брата. Старший был умным и образованным человеком. Младший же вырос ленивым и глупым лоботрясом. Кроме того, он был одноглазым. Однажды поздно вечером к ним в дом постучался путник. В этой деревне бытовало правило: если странствующий монах просится переночевать, он должен в споре победить хозяина дома. Стоявший за дверью, судя по одежде, и был монахом. Старший брат был в это время занят по дому и послал спорить с путником своего младшего брата. Поскольку младший брат был глуп, то старший сразу поставил условие — спор должен проходить без слов. Оба ушли в соседнюю комнату. Через минуту монах вышел. Он поклонился старшему брату и сказал, что он побежден и должен уйти. Конечно, тот изумился и попросил рассказать, как проходил спор. — Когда мы начали спор без слов, я показал вашему брату один палец. Как известно, это символизирует Будду. В ответ он показал мне два пальца, указывая на Будду и его учеников. Тогда я показал три пальца, говоря что есть Будда, его ученики и его учение. Ваш брат показал мне в ответ сжатую в кулак руку, напоминая этим, что все это одно целое. Я не нашел, что возразить, я побежден и должен уйти. Как только монах ушел, в комнату влетел разъяренный младший брат. 195 - Где этот нахал? — закричал он. - А что случилось? — спросил старший брат. - Когда мы начали спор без слов, этот нахал показал мне один палец. Сразу стал намекать, что я одноглазый, чтобы вывести меня из себя! Но я был вежлив, показав ему два пальца. У него-то два глаза. Но он продолжал меня дразнить и показал три пальца. - А это что еще? - улыбался старший брат. - Он показал, что у нас три глаза на двоих. Тогда я рассердился и показал ему кулак, намекая на то, что сейчас побью его. А он побежал тебе ябедничать. Где этот подлец? Я ему сейчас задам! Случай с Шаляпиным Знаменитый артист Федор Иванович Шаляпин однажды привлек внимание своего товарища необычным поведением. Каждый раз, выходя из театра, он громко восклицал на непонятном языке: «Во!». После этого к нему подъезжал извозчик, артист вскакивал в карету и отбывал прочь. - Что Вы кричите? - спросил Шаляпина товарищ. - И почему Вас понимают извозчики? - Извозчики слышат то, что хотят, так какая разница, что кричать? - ответил артист. - Я, например, кричу средний слог слова «извозчик»! Гибель долионов (из мифа о плавании аргонавтов за золотым руном-) На пути за золотым руном «Арго» прошел долгий путь. Как-то корабль шел через безмятежную гладь Пропонтиды. У побережья ее была Медвежья Гора. В скалах поблизости обитали дикие шестирукие великаны, а вот у побережья -миролюбивый народ долионов, которым благоволил сам Посейдон. Приставших к берегу аргонавтов долионы встретили как гостей. Поскольку был ясный день, то местные жители сразу обнаружили, что перед ними не завоеватели. Морякам поднесли вино и пищу, дали кров и выказывали всяческое расположение. Находясь в гостях, аргонавты тоже оказались полезны. Они избавили долионов от соседства злобных ве 196 ликанов. Сделал это великий Геракл, поразивший их из своего знаменитого лука. В общем, отбывали аргонавты уже от тех, кто считал их своими лучшими друзьями. К вечеру на море разыгралась свирепая буря. В кромешной тьме корабль носило по огромным волнам. Паруса разорвал ветер. Никто и не заметил, как корабль снова отнесло к берегу гостеприимных долионов. Во тьме, среди проливного дождя, ни долионы не узнали аргонавтов, ни аргонавты не признали новых друзей. Все схватились за оружие и началась жестокая битва. Когда бой закончился, все долионы были убиты. Только когда встало солнце, аргонавты поняли свою ошибку. Отчаяние овладело ими. Никто не смог смотреть в глаза рыдающим женам и испуганным детям. Молодая вдова царя долионов покончила собой. ? Вопрос: Я исхожу из ситуации или опираюсь на опыт, представления, убеждения? # Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно опираться на опьип. Действительность: Нужно увидеть реальность. •* Призыв: Стремитесь воспринимать реальность и жить в ней! # Инструкции: В течение достаточного времени действуйте, не учитывая жизненный опьип, импульсивно, не задумываясь, исходя из того, что имеет сиюминутную важность. закономерность versus случайность Мир есть то, что мы из него делаем. Ф. Шиллер Каждая причина имеет свое следствие, для каждого следствия есть причина, все происходит согласно закону. Случайность есть лишь имя закона, который пока неизвестен. «Кибалион», герметическая философия ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СЛУЧАЙНОСТЬ Вы готовы воспринимать и оценивать происходящее с вами как результат собственных действий и убеждений. Поэтому у вас есть возможность влиять на свою жизнь, регулировать ее события, достигая нужного и избегая нежелательного. Вы всегда можете предупредить то, чего не хотите. Вы допускаете, что происходящее с вами не имеет причин в ваших действиях, то есть может быть волею судьбы, случаем, чудом и еще чем-либо неподконтрольным. У вас всегда есть возможность не переживать ответственность по поводу негативных ситуаций, объявляя их случайностями. Вместе с тем это не освобождает вас от влияния тех событий, причиной которой вы явились, но уменьшает ваши собственные шансы повлиять на них. В результате то, что с вами происходит, часто неожиданно и вы перед этим беззащитны. Это выбор того, каким образом человек оценивает то, что с ним происходит. Если он выбирает закономерность происходящего, то оценивает то, что с ним происходит, как результат собственных действий и убеждений. Выбирая случайность, человек допускает, что происходящее с ним не имеет причин в его действиях, то есть может быть волею судьбы, случаем, чудом и еще чем-либо неподконтрольным. 198 Положительная сторона выбора закономерности: возможность достигать положительных закономерностей и избегать отрицательных. Положительная сторона выбора случайности: возможность не переживать ответственность по поводу негативных ситуаций, объявляя их случайностями. Выбирая закономерность, человек предполагает, что все действия подчиняются закономерностям. Под влиянием закономерностей находятся как его собственные действия, так и действия, не имеющие к нему отношения. Он признает смысл этих закономерностей. Для него смысл в том, что каждое действие ведет к последствию и само является последствием действия, которое его породило. То есть выбор закономерности или случайности — это выбор принятия или отрицания причинно-следственных связей. Выбирая закономерность, человек считает, что все имеет конкретную причину и приводит к конкретным последствиям. Это означает, что любое явление было вызвано чем-то и само по себе приводит к чему-то. Выбирая закономерность, человек получает возможность определять, что послужило причиной любого явления, любой ситуации, и регулировать их возникновение. Он берет полную ответственность за все, что с ним происходит. Такой человек предполагает, что всему случившемуся есть причина в его действиях и мыслях. Причем причина существует независимо от ее очевидности или неочевидности, независимо от того, известна она или нет. Выбирая закономерность, человек пытается определить ее и контролировать происходящее. Человек делает это для собственной выгоды. Во-первых, выгода в том, чтобы иметь возможность не допустить нежелательные явления, устраняя их причины. Во-вторых, в том, чтобы увеличить желательные явления, становясь их причиной. Выбирая случайность, человек снимает с себя ответственность за происходящее. Как только это происходит, человек одновременно утрачивает возможность оказать влияние на происходящее. Он не видит причин и последствий явлений и теряет возможность сознательно влиять на них. Он теряет возможность контролировать происходящее.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!