Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 20 страница



Выбирая быть здесь, человек вовсе не лишает себя возможности достигать будущих целей. Наоборот, в достижении целей ему помогает осознание, что его жизнь происходит прямо сей 209 час, а не позже. Это стимулирует его использовать каждое мгновение реальности для того, чтобы продвинуться к своим целям. Предпочитая быть здесь, человек получает возможность полностью участвовать в реальности. Он двигается к своим истинным целям. Он переживает по поводу истинных действий. Он анализирует то, что происходит на самом деле. Предпочитая быть там, человек отгораживается от происходящего воспоминаниями и фантазиями. Он утрачивает возможность полностью участвовать в реальности. Предпочитая быть здесь, человек приобретает возможность полностью, целостно воспринимать реальность, переживать, анализировать и изменять ее. Только находясь здесь, в настоящем человек делает это целиком. Только так он может обнаружить собственные иллюзии и недочеты. Только пребывая здесь, человек испытывает истинные эмоции по поводу происходящего. Его эмоции не искажаются воспоминаниями и фантазиями. Только будучи здесь, человек на самом деле получает возможность соединить свои цели с реальностью при помощи действий. Будучи там, человек утрачивает возможность целостно воспринимать, переживать, анализировать и изменять реальность. Ему доступна только та часть реальности, которая связана с прошлым или будущим. Он теряет связь между целями и реальностью. Между ними становятся воспоминания и фантазии. Будучи там, человек скрывается от собственных ошибок. Вместо того, чтобы обнаружить ошибки прямо здесь, он переводит внимание на прошлое или в будущее. Такой человек прячется от своих истинных переживаний. Он подменяет их виной, обидой или тоской о том, что могло бы быть или о том, что когда-то было. Предпочитая быть здесь, человек получает возможность двигаться к той цели, которая для него важнее сейчас. Он реализует те желания, которые занимают его в настоящий момент. Он предпочитает это тому, что должен был сделать когда-то, или тому, что нужно сделать потом. Но это не значит, что такой человек предпочитает сиюминутные капризы большим целям. Он выявляет и реализует те цели и желания, которые важнее именно сейчас. Он не игнорирует происходящее, а наоборот, выдвигает его на первый план. Это связано с тем, что любое реальное желание, будучи искусственно отодвинутым на второй план, 210 продолжает действовать. Оно будет требовать внимания, сил на свое подавление. В конечном итоге подавленное желание будет мешать двигаться к истинным целям. Освобождаясь от их груза, человек освобождает силы для большего. При этом реализация желаний может быть не полной, а частичной. Степень реализации должна быть такой, чтобы оно перестало мешать истинным целям и было контролируемым. Предпочитая быть здесь, человек получает возможность каждое мгновение определять, насколько важны для него выдвинутые ранее цели. Он не выполняет бездумно то, что было выбрано когда-то как цель. Человек постоянно оценивает, стоят ли цели тех затрат, которых они от него требуют, действительно ли они способствуют его совершенствованию. Будучи здесь, он каждое мгновение получает возможность выбирать новую цель, корректировать и совершенствовать прежний выбор. Если реальность, интуиция и чувства подсказывают, что необходимо продолжать движение к цели, он делает это. Если они требуют прекратить действия или изменить их, человек именно так и поступает. В результате, будучи здесь, человек получает возможность делать только то, что наиболее уместно в настоящий момент. Он делает то, что приносит ему радость сейчас, то, что сейчас больше всего подходит для достижения истинных целей. Предпочитая быть там, человек не обращает внимание на реальность. Его восприятие в одних случаях сосредоточено на целях, которые он поставил раньше. В других случаях он живет в фантазиях, которые наметил на потом. Он игнорирует несоответствия между целями, поставленными раньше, и реальностью, не учитывает изменений реальности, возможных собственных иллюзий. Вместо этого он предпочитает упорное служение прежним задачам. Очевидное упрямство и слепоту собственных действий он считает упорством и целеустремленностью. Притча «Советники» Как-то Ен-ту встретил соседа, который пожаловался мудрецу на двух своих детей. - Было три нахлебника! - сказал сосед. - Хорошо, что одного ты взял в ученики. От этих же по-прежнему мало толку! Один больно драчлив, другой - слишком умен. 14» 211 — У моего друга два сына, — сообщил Ен-ту в ответ. — Один тоже был рассудителен и преуспел в науках. Другой был бесстрашен и стал воином. В результате один стал советником по тонким вопросам морали при дворе одного умудренного султана. Второй возглавил армию в соседнем государстве, где был довольно воинственный монарх. — И что?! — спросил сосед, усмотрев намек в словах Ен-ту. — Дети могут дать радость или горе! — изрек Ен-ту и потерял к беседе интерес. «А ведь старик прав», — подумал сосед дома. Созвав детей, он отослал их в соседние княжества. Тот, что был драчлив, попал к старенькому князю одной небольшой горной страны. — Сейчас время жестокой вражды! — изрек сын князю. — Поэтому любой правитель должен тратить основные силы и средства на вооружение армии. Вот у меня брат — ученый болтун. Если бы я, как он, не упражнялся в воинских искусствах, давно бы был битым! — Я слабый и старый человек, у меня бедное государство, — ответил с укором князь. — Если бы я доверял силе и оставил бы дипломатию, мое государство давно бы лежало в руинах. С другой стороны, если тебя отпустить, ты предложишь то же моему молодому соседу и наверняка развяжешь с нами войну. В результате бедному вояке отрубили ноги. В двух отдельных посылках с фальшивым адресом отправителя его тело выслали домой. Другой брат попал как раз к молодому соседу. Видя, что юному правителю явно не хватает мудрости, он долго и обстоятельно рассказывал тому о философии, астрологии и химии. Когда речь дошла до медицины, правитель прервал ученого. — Если бы я тратил время на ученую болтовню, то разучился бы держать саблю в руках. Хватит читать и мечтать, лучше плети кольчуги. Бедного ученого оскопили и посадили в клетку. Там он провел остаток жизни за плетением кольчуг. Их молодому правителю надо было много — он собирался идти войной на старенького князя. Предпочитая быть здесь, человек действует сейчас, в соответствии со своими стремлениями. Он преодолевает многочис 212 денные барьеры, которые мешают осуществиться таким действиям. Это опасения прошлых неудач и воображаемых будущих трудностей. Это страх перед низкой оценкой действий другими людьми, перед нарушением требований окружающих. Он получает возможность увидеть, какие способности ему нужны, чтобы достичь своих целей. Он выясняет, какую часть этих способностей может приобрести сейчас. Затем он определяет, как это сделать, чтобы не получить вреда или сделать его контролируемым. Притча «Монахи и девушка» Как-то два молодых, но очень благочестивых и набожных монаха Нань и Суйво прогуливались по проселочной дороге. Увлеченные богоугодной беседой, они не заметили, как собрались тучи и разразилась гроза. Подобрав рясы, монахи пошлепали по грязи к монастырю. Повернув за деревню, они увидели молодую стройную девушку в шелковом кимоно и шарфе, которая растеряно смотрела на огромную лужу на дороге. Мокрая одежда облепила ее тело, и Нань с ужасом увидел, что под кимоно ничего нет. — Живее, девушка! Оп-ля! С этими словами Суйво подхватил девушку на руки и перенес через лужу. До монастыря монахи шли молча. Вечером, когда одежда была просушена и вечерняя медитация завершена, в келью Суйво зашел Нань. Лицо его пылало гневом, и он не мог больше сдерживать себя. — Монахи не должны приближаться, а тем более касаться женщин! Особенно молодых и красивых! Это противоречит тому, чему учит Учитель. Зачем ты сделал это?! — Я перенес девушку через лужу и оставил ее там, — ответил Суйво, — так зачем ты все еще тащишь ее на себе? Притча «Лесоруб» Как-то раз Ен-ту прогуливался по лесу. Тишину нарушало только пение птиц, шелест травы и листьев под ногами. Но внезапно раздался ритмичный стук, сопровождающийся мерным оханьем, похожим на хриплые стоны. Ен-ту пошел 213 на звук, чтобы предложить свою помощь. Через сорок минут он вышел на поляну. На ней Ен-ту увидел лесоруба, который рубил дерево. Оно было настолько велико, что его навряд ли могли бы обхватить десять человек. Но не это измучило бедного лесоруба, который еле-еле держался на ногах. Его топор был совершенно тупым и больше походил на колун. Им было невозможно разрубить даже щепку. На дереве же он оставлял только вмятины. — Почему бы вам не поточить топор? — спросил Ен-ту. — Вы бы не тратили столько сил, да и быстрее закончили бы Ваш труд. Я могу помочь Вам и принести точильный камень. — Да есть у меня точило, — прохрипел лесоруб, — но нет времени! ? Вопрос: Я здесь или часть моего внимания в фантазиях и воспоминаниях? ф Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно всегда помнить то, что было, и представлять то, что будет. Действительность: Нужно сосредоточить внимание на происходящем. Призыв: Будьте здесь! Щ Инструкции: Сосредоточьтесь на том, что происходит с вами в настоящий момент, и занимайтесь достижением того, что в данный момент больше всего способствует достиже- » нию ваших целей. интуиция versus логика Я чувствую себя ребенком, играющим на берегу, а передо мной лежит великий океан еще не открытых истин. Исаак Ньютон Воображение важнее знания. Альберт Эйнштейн Человек, лишенный воображения, лишен крыльев. МохаммедАли Интуиция — слух души. Чем бесстрашнее доверяешься интуиции, тем больше она готова служить. Роберт Энтони ИНТУИЦИЯ ЛОГИКА В своих суждениях, умозаключениях и решениях вы предпочитаете основываться на том, что подсказывает ваш внутренний голос. Это дает вам возможность доверять самому себе, познавать себя и максимально выражать то, что вы собой представляете. — Вы предпочитаете здравый смысл, логичность и рациональность, когда приходите к решению. Вы — критичный человек. Это дает возможность избегать самого себя, когда ваша интуиция, внутренний голос противоречит вашему опыту. Вместе с тем это мешает вашему самовыражению, творчеству и развитию, ограничивая их рамками логики. Это выбор основы, базы для собственных суждений, умозаключений и решений. Выбор интуиции — это предпочтениеголоса своего «Я» как основы для выработки суждения и действия. Это получение информации для решения непосредственно от своего «Я», от того, что называется самим собой. Выбор логики — это Предпочтение рационального мышления. Это получение информации без участия своего «Я», на основании убеждений. Это вы- 215 работка суждения или решения действовать в результате умозаключений, основанных на общепризнанных стереотипах. При этом игнорируется и подавляется такая основа для решения, как чувства или внутренний голос. Итак, первое отличие интуиции от логики в источнике, который становится их основой. Интуиция использует как основу информацию от своего «Я». Логика предпочитает в качестве основы информацию из внешнего мира, в частности, от других людей. Вся эта информация сгруппирована логикой в убеждения. Второе, не менее важное отличие в том, что интуиция основана на доверии, а логика — на критике. Положительная сторона выбора интуиции: возможность воспринимать свое «Я» и следовать ему. Положительная сторона выбора логики: возможность избегать голоса своего «Я». Предпочитая интуицию, человек рассуждает и действует так, как ему подсказывает ясность, озарение, чутье, внутренний голос, чувства, наитие. Предпочтение интуиции — это доверие к самому себе. Выбор интуиции — это признание собственного «Я» как главного действующего лица, руководящего действиями и суждениями. Это наибольшее уважение к самому себе, признание того, что «Я» и реальность тождественны. Выбирая интуицию, человек устраняет границы между собою и реальностью. Он становится частью мира. Притча «В гости» Как-то раз тихой зимней ночью пошел сильный снег. Ен-ту проснулся, открыл дверь и, сидя у порога, наблюдал, как снежинки падали на землю. Они причудливо искрились в лунном свете. Через час вся земля и деревья были покрыты снежной шалью. Бесшумно ступая, Ен-ту вышел из дома. Он бродил по деревне, периодически останавливаясь и подолгу глядя на небо. Он подошел к реке и, сев на упавшее дерево, зачарованно смотрел на то, как снежинки таяли, касаясь воды. Их отражение исчезало... Тут Ен-ту вспомнил о своем знакомом отшельнике. Он жил у подножья горы. Ен-ту сел в лодку и отправился к горе. Он прибыл к дому отшельника утром. Снег перестал падать. 216 Морозный воздух был свеж. Посидев в лодке, через некоторое время Ен-ту повернул назад. — Почему ты не зашел к отшельнику? — спросили его ученики, когда он рассказывал о случившемся. — Я поехал под влиянием желания увидеть его. Оно прошло. Так зачем мне было видеться с ним? — ответил Ен-ту. Предпочитая логику человек принимает решения и действует в соответствии с несколькими жесткими механизмами. Обычно он основывается на здравом смысле, привлекает научный подход и общественные ценности. Предпочитая логику, человек испытывает недоверие к своему «Я». Он сомневается в истинности того, что ему подсказывает ясность. Он лишает себя связи с собственной интуицией. Для этого он возводит логический барьер между своим «Я» и тем, что он делает. Интуиция имеет для него сомнительную репутацию мистического, ненадежного, непредсказуемого явления. Он считает, что она не отражает реальность. Это убеждение делает для него собственное «Я» не источником информации, а провокатором, толкающим на опасные деяния. Выбирая логику, человек проводит между собой и реальностью «страховочную зону». Он отделяется от мира при помощи здравого смысла и рассудка. Предпочитая интуицию логике, человек получает доступ ко всем областям своего внутреннего мира. В результате он приобретает возможность контактировать с собственными целями, желаниями и чувствами. Предпочитая логику интуиции, человек может только строить умозаключения и оценивать свои цели, желания и чувства. Но при этом он утрачивает возможность переживать их. Доступ к чувствам, целям, желаниям он осуществляет не прямо, а через «таможню» логики. Предпочитая интуицию, человек получает возможность обращаться к самому себе. Для этого ему достаточно задавать себе вопросы, касающиеся того, что для него является истинно необходимым. Единственным условием является доверие к самому себе, вера в возможности интуиции. В результате человек начинает понимать, что только его собственное «Я» содержит ответы на вопросы, касающиеся его самого. Он приобретает возможность достичь этих ответов, доверяя голосу своего «Я». При ом он может использовать для контакта со своим «Я» все, что 217 подсказывает интуиция, — ощущения тела, фантазии души, события внешнего мира, сны и т. д. Выбирая интуицию, человек приобретает возможность черпать информацию из всего, на что обращено его внимание в текущий момент. Это то, что он ощущает, вспоминает, чувствует, о чем фантазирует и т. д. Его внимание и восприятие становятся прямой связью с собственным «Я». Веря в это, он обретает доверие своего «Я» и возможность получать его поддержку в любой момент времени. Доверяя интуиции, человек максимально расширяет границы осведомленности о самом себе. Предпочитая логику, человек может отвечать только на ограниченную группу вопросов. Это ответы, которые можно получить при помощи умозаключений. Причем поступать ответы могут только оттуда, откуда логика позволяет им прийти. Например, если такой человек получает ответ в виде ощущения в теле, а логика не позволяет принять его, человек игнорирует либо отвергает ответ. Притча «Слон и веревка» Когда в Индии рождается слоненок, он может причинить массу бед жителям деревни. Его крупные размеры в сочетании с ретивостью и детским любопытством делают его опасным для построек и плантаций. Чтобы слоненок не забрел куда-нибудь, его привязывают к дереву. Для этого используют толстую веревку, так как у него достаточно сил. Но взрослея, слоненок привыкает к веревке. Так, чтобы удержать в определенной области взрослого слона, достаточно очень тонкой веревки. Логика строится на общепризнанных и общедопустимых стереотипах, на убеждениях, сформированных на основе внешнего воздействия. Она является заимствованным, чужим инструментом для человека, который ею пользуется. Поэтому ответы логики не будут касаться самого человека. В лучшем случае они могут свидетельствовать о его убеждениях, их логичности или нелогичности. Тем не менее человек, предпочитающий логику, поддерживает заблуждение, позволяющее ей существовать. Это убеждение утверждает, что только логика, общественные зна 218 ния способны дать точный, верный ответ о необходимых в конкретный момент действиях. Причем особенные надежды на логику возлагают в самых важных вопросах — о целях человека, смысле его существования. Это убеждение помогает человеку ерить в то, что не только нелепо, но и нелогично. Это вера в то, что нечто внешнее, сформированное не самим человеком, не учитывающее его особенностей, способно лучше его самого судить о его внутреннем мире, о целях, смысле и т. д. Выбирая логику, человек избегает интуиции на основании того, что она глупа, нереальна и нелогична, не имеет смысла и является простой выдумкой. Помимо того, что логические ответы не касаются индивидуальности человека, они не позволяют ему выйти за пределы общих стереотипов. Логика отрицает все, что не вписывается в ее законы и выходит за пределы фактов, на которых она основана. Логика — инструмент, годящийся только для наращивания того, что уже есть. Она способствует увеличению количества достигнутого на уровне своих способностей. Любое развитие, любое приобретение нового качества при помощи логики недостижимо. Это невозможно, поскольку требует отказа от стереотипов, нелогичного риска. Если бы люди, двигающие прогресс, руководствовались логикой, человек до сих пор жил бы в пещере. Выбирая интуицию, человек вовсе не отказывается от информации или ее интерпретации. Но в отличие от логики, получение и интерпретация информации происходят при полном доверии к своему «Я». При предпочтении логики решения основываются на опыте и умозаключениях, навязанных извне. Выбирая интуицию, человек вовсе не становится приверженцем мистического восприятия мира. Напротив, он отсекает навязанное извне как атеистами, так и мистиками. Их восприятию реальности он предпочитает собственное видение. Он не становится религиозным фанатиком, поскольку не следует чуждым озарениям, не примеривает на себя чьи-то верования. Он просто приобретает внимание, терпение и доверие к голосу своего «Я». Выбор логики — это внимание к уже имеющимся способностям. Это предпочтение «разумных» целей, обход препятствий. 219 Логика требует придерживаться более весомых доказательств. Это неизбежно приводит к выбору других людей, поскольку их больше, а значит, совокупность их мнений весомее. Кроме того, это ведет к отрицанию собственных целей. В начале пути к достижению собственных целей они кажутся неубедительными по сравнению с достижениями других людей. Будущие достижения и способности эфемерны по сравнению с гарантиями и обещаниями людей, заманивающих на службу к себе. Логика не заставляет отказываться от целей вообще. Но она требует достижения цели только определенными способами и средствами, и только за конкретное время. То есть путь логики несовместим с путем совершенствования. Главное преимущество интуиции перед логикой в том, что интуиция дает возможность достигать своих целей. Интуицию не останавливают, а стимулируют препятствия на пути к целям. Логика же сама является препятствием на этом пути. Интуиция позволяет считать себя человеком, способным к творчеству. Она помогает почувствовать, ощутить цель, к которой нужно стремиться. Даже если на момент определения цели реальных способностей человека не хватает для того, чтобы ее достичь, интуиция является барометром, подтверждающим верный путь. Благодаря интуиции человек чувствует себя достойным своих целей. Логика, напротив, не позволяет видеть цели, которые не соответствуют возможностям. По сути, логика позволяет считать человека достойным только того, чтобы подтвердить ее саму.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!