Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 17 страница



  176 Этот раздел посвящен убеждениям человека. Убеждения играют определяющую роль в любом выборе в жизни. Их действие не ограничивается теми выборами, которые описаны в данном разделе. Такое глобальное значение убеждений связано с их ролью в совершении любого жизненного выбора. Они определяют моральные и нравственные нормы. Они формируют политические, религиозные взгляды человека. На убеждениях основаны все представления человека о мире. Они регулируют поведение. Именно убеждения мотивируют и формируют то, что человек делает. Когда человек убежден в чем-то, он поступает так, будто это верно. При восприятии мира убеждения действуют как фильтры. Они не пропускают дальше себя то, что им противоречит. В результате человек видит только то, что им соответствует. Поскольку он действует также в соответствии с убеждениями, то они полностью определяют его жизнь. И наоборот, то, что он видит и делает, поддерживает и усиливает то, во что он верит. Притча «Джеймс и старушка» В начале XX века жил в Америке ученый Уильям Джеймс. Он занимался тем, что ездил по стране и читал научно-популярные лекции про достижения науки. Однажды Джеймс приехал в маленький городок. Большинство населения в нем было фермерами. Как обычно, Джеймс начал свою лекцию. Очень внимательно ученый следил за реакцией зала, так как опасался, что его могут не понять. Но люди слушали достаточно спокойно. Только в первом ряду маленькая сухонькая старушка постоянно хихикала. После каждого смешка Джеймс усиливал свое красноречие. Но старушка продолжала хихикать... После лекции все разошлись. Джеймс собирал бумаги и плакаты, когда веселая старушка подошла к нему и ехидно спросила: — Мистер Джеймс, так на чем же, по-вашему, держится Земля? Джеймс начал автоматически вспоминать закон Кеплера. Но так как он был вежливым человеком, то в ответ просто спросил: — А как Вы сами думаете, мэм? — Земля держится на большой черепахе! 178 — А черепаха-то на чем держится?! — Вы меня не запутаете! Там черепахи до самого низа! Убеждения — это не просто карты, составленные по результатам того, что произошло. Это программы будущих действий. Убеждения определяют суждения и оценки, отношение к себе и окружающим людям, событиям. Они влияют на построение, поддержание и особенности отношений. Если кто-то разделяет убеждения человека, то вызывает у него ощущение близости. Убеждения — это руководящие принципы. Они обеспечивают устойчивость и непрерывность. Именно они вызывают у человека знание того, как себя вести правильно, а как нет. Именно они определяют, как чувствовать правильно, а как нет. Именно убеждения диктуют, какие цели хороши, а какие нет. Убеждения судят, кто прав, а кто нет, что такое хорошо и что такое плохо. И мало кто задумывается при этом, что его знания и убеждения могут не соответствовать действительности. Притча « Монах и разбойник» Один благочестивый монах отличался крайней осторожностью в вопросах веры. Не было ни одного случая, чтобы он нарушил хоть какие-нибудь, даже самые незначительные правила, принятые в его монастыре. Когда монах стал стар и немощен, он по-прежнему соблюдал посты и изнурял себя физическими нагрузками. При этом он скромно не требовал для себя послаблений по возрасту. Так, во время очередного недельного отказа от пищи и воды, несмотря на изнуряющую летнюю жару, он пешком ходил по отдаленным деревням. С утра до вечера монах беседовал с желающими о правильной жизни и исцелял больных травами. Несмотря на нарастающую слабость и головокружение, он отверг помощь сельчан и пошел в монастырь пешком. На дороге, возле леса, силы покинули старца и он упал на землю, потеряв сознание. Постепенно жизнь уходила из него, и каждый следующий вдох был слабее предыдущего. Тут его и заметил беглый преступник, который скрывался в лесу от правосудия. Всю свою жизнь он промышлял разбоем. Случалось ему и отнимать жизнь у тех, кто не хотел расставать 179 ся с кошельком и драгоценностями. Сейчас он благополучно жил в лесу. Еду и любовь ему с избытком давали девушки из соседней деревни. Сердце его очерствело давным-давно, но и оно дрогнуло при виде полумертвого изможденного монаха, обезвоженное тело которого в судорогах дергалось, поднимая пыль с дороги. Преступник отнес монаха в тень дерева и, разжав его зубы лезвием ножа с засохшей человеческой кровью, влил опытной рукою в иссохшее, воспаленное горло немного воды. Переждав, пока монах откашляется, он напоил его. Через некоторое время он дал ему немного хлебного мякиша. Начав жевать хлеб, монах открыл глаза. — Кто ты, праведник? — еле слышно спросил он слабым голосом. — Я живу в этих лесах, — отвечал преступник. Его распирало от смеха. Впервые его назвали праведником. — Ой-ой-ой! — заскулил монах. — Так ты тот самый разбойник! Зачем же я вкушал пищу из твоих грешных рук?! Я не должен принимать ее! Из последних сил монах оттолкнул преступника и, опершись руками о землю, попытался исторгнуть из себя пищу и воду. Но у него ничего не выходило. Предприняв очередную попытку, монах неожиданно захлебнулся и умер. Убеждения, подобные описанным в притче, ограничивают представления о действительности. Более того, существует убеждение об убеждениях. Оно гласит: «Правильное убеждение даст успех во всех случаях жизни». Убеждения образуются при обобщении своего опыта и опыта других людей. Источниками убеждений являются воспитатели, авторитеты, прошлые травмы, повторяющийся опыт, общество, культура, мораль. Наибольшее значение имеют базовые убеждения. Они составляются в детстве при помощи родителей или тех, кто их заменяет. Эти убеждения — костяк для более поздних, которые их только подтверждают, уточняют и усиливают. Базовые убеждения обеспечивают «автоматический» выбор. Вера в них подсознательна. Человек не только в них не сомневается, но даже не допускает возможности усомниться. Такие убеждения появляются до того, как ребенок начинает говорить. К трем-четырем годам формируются все базовые 180 убеждения. До двенадцати лет ребенок совершенствует и оттачивает их. В юношеском возрасте он придает им реальные черты. Взрослея, человек не только забывает начало формирования убеждений, не только связанные с ними события, но и не осознает, что сам является их автором. Он механически исполняет то, что решил много лет назад. Само по себе наличие убеждений не является чем-то плохим. У каждого есть основные убеждения, которые ежедневно подтверждаются реальностью. Поэтому человек соблюдает правила дорожного движения, не прыгает из окна высотного дома и не дотрагивается до горячих предметов. Но кроме того, у человека есть множество других убеждений о себе, о других и о мире. Эти убеждения уже не являются столь четко определенными и нуждаются в проверке реальностью. Тем не менее человек принимает их также беспрекословно, как законы гравитации. Тем самым он сужает свой выбор. На самом деле в подобных случаях эти убеждения и становятся плохими. Причем плохими не вообще, а в конкретном случае, когда затрудняют достижение целей, не соответствующих убеждениям. Такое убеждение ограничивает возможности и лишает человека свободы выбора. Убеждения вредны, когда они перестают быть инструментами, которые можно использовать или не использовать по собственному желанию. Полезные убеждения — инструмент, который человек использует по необходимости. Противоположны им так называемые ограничивающие убеждения. Каждое такое убеждение в момент своего появления отражало некую ситуацию. Тогда оно отражало реальность, а не ограничивало ее. Но оно не имеет основания впоследствии, когда уже в совершенно иной ситуации на него продолжают опираться снова и снова. Ограничивающее убеждение оторвано от обстоятельств, возведено в ранг всеобъемлющей истины и никогда не проверяется на соответствие действительности. Оно устанавливает автоматический способ обращения с жизнью. Такое убеждение кажется человеку подходящим для любых ситуаций, становится правилом, применимым везде. Оно создает одновременно две иллюзии. С одной стороны, это иллюзия собственной правоты и правильности. С другой стороны, иллюзия неправоты тех, кто убеждение не под 181 держивает. Ограничивающее убеждение делает человека рабом своей воли, превращаясь из инструмента в хозяина. Ограничивающие убеждения могут касаться информации, которую человек считает истинной. Они искажают информацию. При этом человек не задумывается о том, почему информация остается для него истинной намного дольше, чем она таковой является. Он принимает ее на веру, не проверяя. Убеждение в одном случае описывает некое утверждение, которое должно быть только таким, как положено самим убеждением. В другом случае ограничивающее убеждение утверждает, что нечто не может обладать определенными свойствами, совершать некие действия. Причем в качестве доказательства в обоих случаях убеждение приводит само себя, родственные ему убеждения или факты прошлого. В любом случае оно не соответствует сегодняшней реальности, ограничивает ее. Например, утверждение «Я не могу освоить материал этой книги» явно ограничивает поведение человека. В качестве аргумента в его поддержку человек обычно приводит: «Как-то я пробовал нечто подобное и не получилось». Убеждение «Я должен вести себя так-то» тоже ограничивает поведение человека в определенных рамках, которые не всегда пригодны. При этом ожидаются неуточненные плохие последствия, если не будут соблюдаться определенные правила. Такое ограничивающее убеждение, как правило, сводится к фразам: «Я не могу» или «Я не должен». Оно описывает неспособность или отсутствие права на что-то в настоящем и в будущем. Кроме того, оно предсказывает неудачу и препятствует обнаружению истинной способности. В целом убеждения могут касаться ролей, действий и отношений, которые человек автоматически сохраняет. Они формируют правила существования в мире, по которым человек живет. Ограничивающие убеждения сами по себе нематериальны, неосязаемы. Но несмотря на это, последствия их приложения к действительности более чем материальны. Они определяют жизнь целиком и полностью. Ограничивающие убеждения управляют человеком из глубины, тайно. В этой неуловимости скрыто их могущество. Самое коварное ограничивающее убеждение, видимо, то, которое человек считает истиной, не задумываясь и не пытаясь проверить. 182 Ограничивающие убеждения далеко не всегда являются признаком болезненных повреждений психики. То есть они не свидетельствуют о ненормальности и не являются психиатрическим диагнозом. Практически все люди имеют ограничивающие убеждения. Большинство так или иначе испытывает неудобства от препятствий, выстроенных убеждениями. Это ограничения, которые человек вынужден учитывать в своей жизни, чтобы соответствовать своим убеждениям. Не все эти убеждения кажутся болезненными или нелепыми, напротив, для своих обладателей они — верх мудрости. Некоторые ограничивающие убеждения люди демонстрируют открыто, тратят на это свои силы и время. Годы, а то и вся жизнь уходит на то, чтобы эти идеи были приняты. Примером крайней, не только абсурдной, но и опасной формой ограничивающих убеждений может быть превосходство одной нации над другой. Именно оно в конце концов привело к фашизму. Другие ограничивающие убеждения людьми тщательно скрываются. Но большинство таких убеждений находятся за пределами сознания и внимания. При этом человек не понимает что действует для и во имя их. Человек не рождается с убеждениями. Он приобретает их в течение жизни, а потому их можно изменять. С убеждениями можно играть, их можно использовать, вместо того чтобы поклоняться им. Убеждения могут перестать направлять выбор в сторону, которая приводит к страданиям. Убеждения можно выбирать, вместо того чтобы делать выбор в соответствии с ними. Любой человек может использовать их так, чтобы добиться цели, а не так, чтобы подтверждать убеждения. Он может следовать убеждениям, пока они приводят к цели. Человек имеет полное право пользоваться чужими убеждениями или придумывать свои, когда старые перестают быть эффективными. Человек освобождается от ограничивающего убеждения не тогда, когда начинает ненавидеть или высмеивать его. Это всего-навсего формирование противоположного убеждения, которое больше нравится или поддерживается авторитетами. Освобождение происходит тогда, когда появляется возможность выбирать убеждения. Освобождение — это превращение убеждения в гибкий инструмент, в идею среди других равноценных идей. 183 Как же обнаруживать ограничивающие убеждения ? Для этого можно пытаться сделать выбор осознанно. При этом человек учится гораздо лучше обнаруживать ограничивающие убеждения и освобождаться от них, в отличие от тех, кто выбирает автоматически, то есть в соответствии с убеждениями. Выбирая, определите правило, которому вы следуете не задумываясь. Это правило, которое появилось для вас давно. Оно заменило необходимость рассуждать, анализировать ситуацию, присутствовать в ней. Такое правило и есть ограничивающее убеждение. Это то, что почти не осознается, не обдумывается, используется в качестве истины, закона жизни. Человек настолько уверен в ограничивающем убеждении, что никогда не пытается его изменить. А если его внимание натыкается на ограничивающее убеждение, то оно кажется ему очевидной истиной и человек не разбирается в этом дальше. Притча «Лабиринт» Однажды Ен-ту и его друг-букинист решили путем эксперимента установить, чем, собственно, отличается человек от крысы. Они построили за городом два одинаковых лабиринта. Один был предназначен для людей, другой для крыс. В лабиринте для людей разбросали несколько монет. В лабиринте для крыс приманкой служил кусочек сыра. После того как люди и крысы узнали о монетах и сыре, особых различий обнаружено не было. Но как только Ен-ту и букинист убрали приманки, они постигли разницу между крысой и человеком. Крысы пару раз побегали по своему лабиринту и оставили это занятие. Люди же продолжали искать монеты. Особенно старался сосед Ен-ту, который приходил по ночам и бегал по лабиринту, обследовав даже тот, который предназначался для крыс. Притча «О последовательности» Как-то сосед спросил у Ен-ту, сколько ему лет. — Пятьдесят, — ответил старец. — Когда я спрашивал тебя об этом лет двадцать назад, ты мне говорил то же самое! — Помнишь, вчера ты мне посоветовал быть последовательным и всегда стоять на том, что сказал? Теперь я следую твоему примеру. 184 © Образ: глаз лягушки. Лягушка видит большинство предметов, но она интерпретирует лишь те, которые двигаются и имеют определенную форму. Это очень важно для ловли мух. Однако, поскольку только движущиеся черные объекты воспринимаются как пища, лягушка будет обречена на смерть, даже если рядом будет лежать множество мертвых мух. Q Образ: якорь — он хоть и помогает сохранить свое положение, но тормозит и ограничивает движения; эффект плацебо — если дать человеку простой мел, сказав, что это сильнейшее лекарство, часто возможен эффект лекарства (эффект убеждений). С процессом формирования и использования убеждений достаточно глубоко связан процесс принятия решений. Поэтому после того, как освоите выборы, связанные с убеждениями, обратите особое внимание на следующий раздел — в нем описаны выборы, связанные с принятием решений. В помещенном ниже тесте, помогающем проанализировать свой выбор, объединены выборы, касающиеся убеждений и принятия решений. Тест представляет собой перечень утверждений (вопросов). Напротив каждого утверждения (вопроса) имеется поле для ответов, разделенное на две части: № Вопрос (утверждение) Да Нет 1 Чтобы получить помощь, надо выглядеть как можно слабее и несчастнее.     Первое поле — «Да» — означает, что вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос «Да». Второе поле — «Нет» — означает, что вы не согласны с утверждением или отвечаете на вопрос «Нет». Это значит, что на один вопрос (утвержден ие) вы должны дать один ответ — либо «Да», либо «Нет». Отсутствие ответа или наличие двух ответов на один вопрос является ошибкой. Если вы не можете дать однозначный ответ, то поступайте следующим образом: 1. Дайте первый ответ, который придет в голову. 185 2. Подумайте, что бывает чаще — «Да» или « Нет», и напишите более частый ответ. 3. Предположите, пофантазируйте, какой ответ вы могли бы дать. Если вопрос кажется непонятным, вернитесь к нему после завершения тестирования. тест «убеждения и принятие решения» № Вопрос (утверждение) Да Нет 1 Решения, принятые под влиянием чувств, чаще всего ошибочны.     2 Аморально менять свои убеждения.     3 Лучше всего служить большому общему делу.     4 Не все, что я получаю, мне на самом деле нужно.     5 Если я принял решение, значит, именно я отвечаю за то, что происходит.     6 Если дело перестало привлекать, все равно нужно довести его до конца.     7 Я всегда могу изменить важное решение, если ситуация изменится.     8 Меня часто используют в своих целях.     9 Я предпочитаю иметь варианты, чтобы выбрать более приемлемый.     10 Когда я принимаю решение, то придаю большое значение своим ощущениям, интуитивным догадкам, фантазиям.     11 Мои цели — результат осмысления жизни достойных людей или моего жизненного опыта.     12 Мне приходится тратить много сил на то, что мне не всегда нужно самому.     13 Если преследуют неудачи, нужно проявить настойчивость, чтобы добиться успеха.     14 Чтобы добиться успеха, нужно следовать правильным взглядам.     186 15 Если у меня нет возможности действовать проверенным способом, я стараюсь избежать такой ситуации.     16 Стоять на своем — средство добиться успеха.     17 Не все, что я получил, я заслуживаю на самом деле.     18 Я считаю, что ожидание никогда не повредит.     19 Только логика, проверенные опытом знания и то, что сделано достойными людьми, способны дать точный, верный ответ о необходимых действиях.     20 Чтобы принять правильное решение, нужно устранить все возможные альтернативы (варианты).     21 Развитие человека рано или поздно затрагивает интересы других людей и подавляет их.     22 В жизни все предопределено свыше и неподконтрольно человеку.     23 Бывает, что я делаю то, чего уже не хочу.     24 Я стремлюсь придерживаться своего решения независимо от обстоятельств.     25 Со мной крайне редко происходит то, что противоречит логике, убеждениям.     26 Чем больше вариантов решения, тем хуже.     27 Я стараюсь поступать так, как мои родители.     28 Вполне нормально чувствовать то, чего не понимают другие люди.     29 То, что со мной происходит, не всегда связано с тем, что делаю я сам.     30 Я предпочитаю синицу в руках журавлю в небе.     31 Ссылаться на озарение, чутье, внутренний голос, чувства, наитие при принятии решения — значит почти всегда проиграть.     32 Для меня типично откладывать свое решение.     33 Бывает, что я испытываю чувства вины, обиды или тоски за то, что могло бы быть, но не произошло.     34 Аморально пользоваться чужими убеждениями.     187 35 Мне часто приходится отвечать за других.     36 Я несу полную ответственность за все, что со мной происходит.     37 Я избегаю действий, которые не проверены опытом.     38 Вполне нормально хотеть того, чего не хотят другие люди.     39 Хочется верить, что мое решение — окончательное и лучшее.     40 У меня есть убеждения, которыми я не могу поступиться ни при каких обстоятельствах.     41 Когда я ставлю цели, то стараюсь, чтобы они соответствовали тому, что я умею.     42 Для меня характерно сожалеть о том, чего я не сделал или сделал неправильно.     43 У меня есть правила, которым я следую не задумываясь.     44 Я бы хотел, чтобы кто-то отвечал за меня.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!