Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 19 страница



Выбирая закономерность, человек приобретает возможность искать причины происходящего с ним. Он получает возможность 199 определять последствия того, что делает сам. Для этого он учитывает, что его действия и мысли также являются причиной, вызывающей последствия. Из его жизни постепенно уходят случайности. В результате у него появляется шанс познать механизмы закономерности и выйти за пределы действия причинно-следственных отношений. Но это вовсе не значит, что предпочтение закономерности делает жизнь скучной, предсказуемой и неинтересной. Такое предпочтение позволяет видеть захватывающие связи и понимать истинное значение закономерностей. В результате то, что проходило незамеченным, считалось случайным и недостойным внимания, становится источником интереснейшей, важнейшей информации. Причем эта информация — не просто новый мусор, набор ненужных фактов. Это то, что позволяет из раба ситуаций стать их хозяином. Выбирая закономерность, человек отказывается от интереса, связанного с восприятием случайностей. Он меняет его на интерес, который приобретает, осознанно влияя на причины и следствия явлений. Выбирая случайность, человек лишает себя возможности выявить механизм закономерностей ибо отрицает сам факт их наличия. Выбирая случайность, человек вовсе не освобождается от влияния тех причин и следствий, в которых он находится. Он, конечно, может называть случайностями те последствия, причиной которых явились его действия, но не освобождается от влияния последствий. При этом человек называет случайностями далеко не все события. Ярлыка «случайность» удостаиваются только те следствия, которые не соответствуют убеждениям и разрушают иллюзии. Это возникает тогда, когда происходящее наступает вследствие причин, которые ставят под сомнение убеждения человека. Тогда он либо признает эти причины, выбирая закономерность, либо отрицает их, настаивая на случайности. Таким образом, выбор случайности — это только отказ от возможности увидеть истинные причины случившегося, который совершается не для развития и не для достижения истинных целей. Человек отказывается от поиска причин происходящего во имя сохранения иллюзий, убеждений. Выбирая случайность, человек отдает предпочтение не очень удачному способу защиты. Он защищается идеей «случайности происходящего» от не понятной ему реальности. 200 Выбирая закономерность, человек получает возможность влиять на то, что с ним происходит, соглашаясь с тем, что все происходящее — последствия его же действий. Он узнает, что последствия зависят от многих причин. Но все эти причины могут быть сведены к простому принципу: «Чем больше действие влияет на мир, тем к большим следствиям оно приводит; чем больше способности человека, тем большие последствия он может вызвать своими действиями». Он определяет связь последствий со своими способностями. Чем больше способности и выполняемые при их помощи действия, тем больше последствия таких действий и тем сильнее их влияние. Он замечает, что может получать последствия не только от использования своих способностей. Человек узнает, что последствия наступают и тогда, когда способности «простаивают», вместо того чтобы служить целям. То есть он осознает, что способности — не только награда и предмет гордости. Это большая ответственность и стимул действовать. Человек определяет зависимость между конкретными действиями и конкретными последствиями. При этом он узнает, что последствия зависят от того, каким целям служит действие, и точно соответствуют им. Они не зависят от тех целей, которыми человек прикрывает свои действия, которые пытается придумать или по поводу которых заблуждается. Причем и прикрытие, и придумывание, и заблуждение — отдельные действия, имеющие свои последствия. Последствия также зависят от того, какие убеждения человек доказывает своими действиями, то есть какие убеждения его действия искажают, уводят их от реальности. Убеждения строят кривое зеркало со своей кривизной искажения мира. От специфики искажения и несоответствия действия реальности и зависят последствия. Все это позволяет влиять на последствия, отказываясь от искажающих их убеждений и ложных целей. Последствие — это то, что часто сваливается неожиданно на человека, который выбирает случайность. Но то, что следствие оказывается неожиданным, вовсе не делает его случайностью. Любые следствия детерминированы поступками. Только человек, выбирающий случайность, пытается несоответствие между своими планами и реальностью объяснить случайностью, несправедливостью судьбы, неправильным окружением и т. д. Если следствия 201 нежелательны, это напоминание о неправильности поступка, нарушении закономерностей, неправильных представлениях о закономерностях. Причем следствия всегда касаются именно тех мест, которые отвечают за неправильные действия. Они бьют по «больному» месту. Это те области внутреннего мира, прицел которых наиболее сбит иллюзиями, ограничивающими убеждениями. Это те части души, «дырки» которых наиболее «воспалены». Выбирая закономерность, человек получает возможность обратить внимание на самые незначительные, отдаленные последствия своих действий. У него появляется шанс внести коррекцию в свои поступки до того, как они принесут ему ощутимый вред. Он получает время, чтобы определить ранние последствия — те, что соответствуют самому началу действия. Они формируются в период, когда в действие еще не вложено много сил и способностей. Человек может стремиться навстречу желаемым последствиям, усиливая соответствующие им действия с самого начала. Одновременно он может избегать нежелательных следствий, не выполняя соответствующие им действия. При этом он освобождается от суеверий и предчувствий, обращая внимание только на реальные последствия своих действий. То есть он воспринимает только реальные изменения в том, на что его действия направлены. Когда последствия начинают действовать, первоначально они выглядят как предупреждения. При этом действия личности все чаще и чаще не достигают поставленной цели. Процент «случайностей» возрастает так, что со стороны все выглядит как закономерность. Но, как правило, при выборе случайности человек игнорирует последствия. Он упорно называет последствия случайностями и продолжает действовать в соответствии со своими убеждениями. Тогда последствия полностью разваливают способности человека, препятствуя самой возможности изменять мир. Возникают несчастные случаи, крупные неприятности на работе. Но убеждения и тут требуют отказаться от суеверий, проявить настойчивость, чтобы наконец добиться успеха. В результате возникают болезни. Если человек не обращает на них внимание, следствием его неправильных действий может стать даже смерть. Такая «мера воздействия» связана с тем, что чем дольше человек проходит по пути неправильных действий, тем сильнее последствия. 202 На определенном этапе продолжающихся неправильных действий последствия приобретают необратимый характер. Это связано с тем, что сумма последствий достигает критической отметки и переходит ее. Возникает так называемая критическая масса последствий. Автор неправильных поступков как бы теряет возможность встать на путь правильных действий и «срывается в пропасть». Это несколько напоминает одностороннее движение по дороге, образующей развилку. Одностороннее движение — это неправильные действия. После прохождения через развилку (совершения критического действия) обратное движение (правильные действия) невозможны. Сзади едут другие машины — последствия. А теперь подробнее о критической массе последствий. Это сумма следствий неправильных действий. Ее формирование завершается, когда происходит критическое действие. Далее последствия уже перестают зависеть от характера действий. Они приобретают необратимый, не контролируемый человеком характер. То есть даже правильное действие уже не способно остановить массу последствий. Кроме того, последствия начинают строить жизнь таким образом, что человек получает возможность выполнять только определенные действия. Это действия, которые усиливают последствия. Это выглядит так, как будто они «разгоняют лавину последствий». Заканчивается процесс смертью человека. Феномен критической массы последствий — не наказание, не средство устрашения. Его смысл в последнем действии на человека механизма закономерностей. Оно направлено на устранение человека как источника неправильных действий. Этот феномен срабатывает в тех случаях, которые обычно оцениваются человеком или его окружением как фатальная безысходность. Для того чтобы избегать нежелательных следствий, человек может исследовать все, что он делает. Для этого нужно: • выявлять реальные цели своих действий; • если реальные цели не соответствуют истинным целям, отказываться от действий; • определять последствия своих действий, разделяя их на желательные и нежелательные. Если следствия нежелательны (не соответствуют поставленным целям), то определять причины несоответствия желаемому (они лежат в 203 убеждениях, неверной оценке реальности, своих способностей, целей); • требовать желательных следствий в обмен на свои действия и не принимать нежелательные. Для того чтобы не принимать нежелательные последствия, необходимо четко следить за тем, с кем и как человек взаимодействует. Получать необходимые ему следствия человек может, только если происходят взаимодействия с определенными людьми — теми, кто может ему дать то, что он хочет. Выбирая случайность, человек может на это только надеяться. В результате, если у того, с кем человек взаимодействует, нет адекватных возможностей, он неизбежно «расплачивается» тем, что человека не устраивает, поскольку другого не имеет. В любом случае человек может получить только то, что кто-то другой ему в состоянии отдать. В реальности он получает даже не это, а то, что не жалко отдать. Это никак не связано с тем, что при этом человек дает сам. Таково простейшее объяснение, почему за добро платят злом. Даже принимая существование закономерности, человек не всегда получает возможность ее увидеть. Это связано с тем, что разные люди обладают неодинаковыми способностями определять последствия своих действий. Но единственная возможность научиться этому связана с признанием и исследованием закономерностей. Притча «Смерть в Самарре» Как-то один богатый шейх, живший в Бухаре, призвал к себе Нострадамуса и, щедро заплатив, приказал вычислить, как долго ему осталось жить. Помудрив с магическими кристаллами и астрологическими картами, Нострадамус вдруг вздрогнул и резко побледнел. Это не укрылось от внимательных глаз шейха и он потребовал правдивого ответа, пригрозив смертью. — Ты умрешь через три дня, о великий шейх, — прошептал в ужасе Нострадамус. — Это судьба! Печалью наполнились глаза шейха, но он привык решать большие проблемы. Заказав билеты на подставных лиц по сложной схеме, сбивающей любую слежку и изменив вне 204 шность до неузнаваемости, он окончательно запутал следы. Кроме того, во всех городах на пути его замысловато петляющего маршрута шейх обращался к лучшим врачам, которые тщательно исследовали состояние его здоровья. Несчастные случаи тоже были исключены в связи с надежностью транспорта — современных поездов из Европы. Через три дня шейх оказался в Самарре. Он выбрал этот отдаленный город по нескольким причинам. Во-первых, никто здесь не знал о нем ничего и не водился с его врагами. Во-вторых, город был одноэтажным и ничто не могло упасть на него сверху. В-третьих, здесь никогда не было и не ожидалось стихийных бедствий. В-четвертых, здесь было запрещено любое огнестрельное оружие. И наконец, он знал все яды, которые ему могли здесь подсунуть, и имел от них противоядия. Когда третьи сутки заканчивались, шейх сидел в одиночестве на побережье озера. Никого не было рядом и ничто не нарушало тишину. Вдруг он услышал шаркающие шаги. Мышцы шейха напряглись, а потом расслабились. Он увидел старуху, которая подошла и села рядом, глядя на гладь озера. — А я уж испереживалась вся, касатик, — прошамкала старуха. — День на исходе, а я, старая перечница, в Бухару никак не успеваю. Совсем артрит замучил, язви его! Гляжу, а ты сам ко мне явился, не заставил бабку за тобой бегать! — А кто ты? — спросил шейх. — Ну ты даешь, касатик, — ухмылка бабки была циничной, тоскливой и жадной. — Я твоя смерть. Притча «О вспыльчивости» Один человек отличался тем, что по малейшему поводу впадал в ужасную ярость. От этого он терпел много бед. Однажды ему надоела эта черта и он обратился к известному мудрецу с просьбой избавить его от вспыльчивости. — Иди по восточной дороге, пока не наткнешься на засохшее дерево, — ответил ему мудрец. — Встань под дерево и предлагай всем воду. Обосновавшись под деревом, человек стал поить всех проходящих. О нем стали говорить как о добрейшем человеке, полном сострадания. Сам же человек, как мог, сдерживал злость, которая то и дело охватывала его в ответ на неучтивость некоторых прохожих. Наконец, один из них, отмахнувшись от чашки с водой, вывел его из себя. Не помня себя от 205 гнева, он схватил камень и раскроил путнику череп. Прохожий упал замертво. В то же время сухое дерево расцвело. Оказалось, что убитый был закоренелым детоубийцей. Он направлялся к месту самого жестокого преступления. А вспыльчивый человек раз и навсегда утратил свою несдержанность. Она будто куда-то улетучилась. Персей и Акрисий Жил как-то богатейший и могущественный царь Акрисий. И была у него дочь Даная. Несмотря на ее красоту, царь никак не выдавал ее замуж из-за пророчества, согласно которому он должен был погибнуть от руки своего внука. Что только не делал царь — и распускал слухи о том, что его дочь мертва, и прятал ее в тайные подземные покои. Но Даная приглянулась самому Зевсу. Бог проник в подземелье в виде золотого дождя. От их любви и родился сын Персей. Но царь был неумолим. Он приказал запереть спящих Данаю и Персея в сундук и сбросить его в море. Однако сундук вынесло на остров. Казалось, что беда миновала. Персей быстро рос. Но местный царь, который увидел Данаю в первый день ее появления на острове, сразу полюбил красавицу. Пока она раздумывала, Персей вырос. Он был против брака матери и царя Полидекта. Тогда царь отправил его на запад. Он сказал, что там живут три сест-ры-горгоны. Это крылатые чудища, на головах которых змеи вместо волос. Тот, кто встретится с ними взглядом, превращается в камень. Обрадовался бы Акрисий, если бы услышал эти слова. Но Персей отважно направился в путь. Преодолев массу сложностей и препятствий, он получил голову горгоны Медузы. На обратном пути его жизнь неоднократно подвергалась опасности. Чего стоило только сражение с ужасной гидрой, от которой он спас Андромеду, свою будущую жену. Так или иначе, но Персей, его молодая жена и счастливая мать вернулись домой. В страхе бежал Акрисий в чужие края. Так Персей занял трон. Он был мудрым и справедливым правителем. Однажды владыка соседнего царства пригласил Персея на праздничные игры. Там оба правителя решили померяться силами в метании диска. Первым диск метнул хозяин. Потом вышел Персей. Его диск улетел так далеко, что поразил одно- 206 го из зрителей. Несчастный старик тут же скончался. Только I потом выяснилось, что это и был Акрисий, дед Персея. Вращающаяся дверь Некогда жил человек огромной силы, который по своим собственным соображениям ввязался в борьбу с вращающейся дверью, решив во что бы то ни стало выиграть это великое соревнование. Он подошел к ней и толкнул со всей силы, на которую только был способен. Дверь сделала три полных оборота, прежде чем снова остановилась. Тогда он толкнул еще сильнее, и дверь прокрутилась четыре раза. В отчаянии силач вошел во вращающуюся дверь и продолжал толкать, каждый раз едва успевая отбежать, чтобы его не хлопнула дверь, которая все время следовала за ним по кругу. Собравшиеся вокруг зеваки с изумлением увидели силача, который бегал все быстрее и быстрее, пока центробежная сила, которую он сам создал, не выбросила его бесформенной грудой на улицу. Расстроенный и злой, он с трудом поднялся и подошел к обычной запертой двери, оснащенной многочисленными устройствами против взлома. За несколько секунд он вышиб дверь и хоть немного утешился своей победой. Некоторые зеваки, наблюдавшие за происходящим, решили, что в обычной двери не хватало нескольких засовов и еще как минимум пяти латунных крюков. Другие же одобрили вращающуюся дверь, но посетовали на то, что она по-прежнему впускает людей. Некоторые предположили, что силачу, пожалуй, неплохо было бы увеличить прием протеина. Лишь Ен-ту посмотрел на всю ситуацию и улыбнулся. ? Вопрос: Происходящее — следствие моих действий или не связано с ними? ф Ограничивающее убеждение (иллюзия): Часть происходящего не связана с моими действиями. Действительность: Все происходящее связано с моими действиями. 9 Призыв: Найдите закономерности событий, учтите их и обратите себе на пользу! К: Инструкции: Постоянно оценивайте то, что с вами происходит, как результат собственных действий и убеждений. Если происходящее с вами не связано с вашими действиями, определите заблуждения, которые скрывают от вас эту связь. здесь versus там Выкинь покойников из мавзолея своей души и разрушь мавзолей! Михаил Литвак ЗДЕСЬ ТАМ Вы способны сосредоточиться на происходящем, воспринимать его целостно. Это дает вам возможность достигать того, что нужно сейчас, максимально влиять на события своей жизни во время их совершения, обнаруживать собственные ошибки и исправлять их. Ваше внимание постоянно отвлекается на то, что было или могло бы быть раньше, или на то, что может произойти потом. В результате большая часть ваших переживаний и затрат не связаны с реальностью, а ваши заблуждения оказываются скрыты от вас. Вы в основном заняты целями, которые в настоящий момент вам не нужны. Это выбор времени и места, в котором человек предпочитает присутствовать. Выбирая быть здесь, человек сосредоточивает свое внимание на происходящее здесь и сейчас. Выбирая быть там, человек сосредоточивает свое внимание на том, что было или могло бы быть с ним раньше, или на том, что может произойти с ним потом. Александр Великий и Диоген Когда Александр Великий отправлялся в Индию, он повстречал Диогена. — Что ты собираешься делать после того, как завоюешь весь мир? — спросил Диоген. Полководец сказал: — Я собираюсь после этого расслабиться, совсем как ты. Диоген рассмеялся: — А что мешает тебе сделать это прямо сейчас? 208 Положительная сторона выбора быть здесь: вовлеченность в происходящее с возможностью влиять на него. ; Положительная сторона выбора быть там: отстраненность от происходящего, которое не устраивает. Выбирая быть здесь, человек получает возможность присутствовать там, где он находится на самом деле. Он обращает внимание, думает, чувствует исходя из того, что составляет его жизнь. Он вкладывает свои силы, свое понимание реальности, свои действия в то, что происходит. Он берет на себя ответственность за реальные события и приобретает возможность ими управлять. Он использует свое время, а значит, и свою жизнь, влияя на происходящее. Выбирая быть здесь, человек предпочитает, чтобы его жизнь проходила в реальности, а не в воспоминаниях, фантазиях и переживаниях по ее поводу. Выбирая быть там, человек действует по одному из двух сценариев. Первый сценарий — действия в соответствии с тем, что, по мнению человека, происходило с ним раньше. Это поступки, определяющиеся опытом или воспоминаниями. Второй сценарий — действия в соответствии с тем, что, по его убеждению, должно быть в будущем. Оба сценария далеки от реальности. При каждом из них человек игнорирует то, что происходит с ним сейчас. То есть он не учитывает настоящее — единственно реальное следствие его прошлого и единственную причину его будущего. Выбирая быть там, человек испытывает переживания, которые не связаны с реальностью. Он выражает эмоции по поводу прошлого или будущего, то есть устанавливает искусственную связь своих чувств с теми событиями, в которых в настоящий момент не участвует. Это чувства по поводу того, что происходило когда-то, происходит без него или будет происходить когда-нибудь. Выбирая быть там, человек использует свое время и свою жизнь на сожаления. Он сожалеет по поводу несделанного или сделанного неправильно. Он переживает по поводу того, что в настоящий момент делается неправильно, или возможных ошибок в будущем.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!