Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 12 страница



Выбор творчества связан с установлением собственных правил для каждой ситуации, в которой оказывается человек. Эти 124 правила создаются самим творческим человеком. Они подчиняются целям его саморазвития, а не целям других людей (государства, общества, семьи, родителей, детей, супругов, работы и т. д.). Человек начинает заниматься творчеством, когда конструирует мнение о ситуации и свои действия в ней исходя из достижения своих целей. Выходя за пределы навязанного, не следуя стереотипам, он начинает творить. Выбор стереотипов связан не только с использованием правил, но и с подчинением им. Выбирая стереотипы, человек приобретает то, что выгодно и желанно большинству. Невозможно делать как все или как всегда и при этом получить что-то свое. Стереотип отвергает отличие и индивидуальность, он исключает идеал и неповторимость. Выбирая стереотипное действие, человек вынужден согласовывать свое действие с авторитетами, ответственными за этот стереотип. Он расплачивается за его использование тем, что оценивается в соответствии с эталонами следования стереотипу. Выбирая стереотип, человек тратит массу сил. Силы нужны, во-первых, для того, чтобы выполнить стереотип успешнее других исполнителей этого же стереотипа. Во-вторых, они нужны для того, чтобы преодолеть сопротивление. Сопротивляются те, кто следует противоположным стереотипам. Поэтому, следуя стереотипам, человек одновременно теряет силы и становится агрессивнее. К тому же у него нарастает неудовлетворенность. Она связана с тем, что любой результат от выполнения стереотипных действий не приводит к самовыражению. Выбирая творческое действие, человек обретает свободу и сохраняет силы. Это происходит потому, что только он один может действовать в соответствии со своим уникальным внутренним миром. Возможность самовыражения в действии приносит ему удовлетворение. У человека отсутствует или исчезает необходимость бороться за владение стереотипом с другими претендентами на него. Это устраняет агрессивность. Выбирая стереотипы, человек оказывается среди людей, которые тоже сделали подобный выбор. Они окутывают его массой стереотипных оценок, суждений, убеждений и прочих действий. Выбирая творчество, человек оказывается только среди тех, кто действует в его направлении. 125 Каждый новый выбор в пользу стереотипов усиливает зависимость от них. Один раз последовав стереотипу в мелочи, человек в следующий раз делает это автоматически. После выбора стереотипа он автоматически переходит к выбору еще одного стереотипа в следующем действии. Поэтому единственная возможность достичь своих целей — избегать стереотипов во всем, включая мелкие, незначительные действия. Ш Притча «Перчики» Один странный господин купил на рынке большую корзину острого красного перца. Принеся ее домой, господин сел и начал поедать перец стручок за стручком. И несмотря на то, что он испытывал ужасающее жжение, глаза его слезились, а губы и десны распухли и потрескались, он методично и непреклонно продолжал свое занятие. В это время вошел в дом господина юноша, его ученик, и в изумлении воззрился на него. — Как вы можете есть этот кошмарный перец?! — спросил ученик. — Он такой красивый и блестящий, что я не мог не купить его, — ответил господин, еле шевеля языком. — Но зачем вы издеваетесь над своим желудком и вашей многострадальной язвой? Зачем вы едите стручки дальше, один за другим? — Ничего не могу с собой поделать. Мне все время кажется, что следующий стручок обязательно окажется сладким. Следуя стереотипам, человек оказывается меньше и слабее тех, кто в этой же ситуации действует творчески или использует стереотип осознанно. Он следует тому, что требует от него стереотип. Его действия, мысли, эмоции становятся предсказуемыми, их легко просчитать тем, кто действует творчески, осознанно. Атот, кто предсказуем, всегда открыт для использования. Выбирая творчество, человек становится непредсказуем в принципе. Это связано с тем, что он действует в соответствии со своими предпочтениями, а не с известными всем стереотипами. В результате он становится защищенным от тех, кто стремится использовать его, играя на власти стереотипов. 126 Р История о Бисмарке и колбасе Канцлер Германии Отто Бисмарк был очень чувствителен к критике Рудольфа Вирхова. Ученый-патолог и либеральный политик, человек блестящего и острого ума, Вирхов постоянно осыпал канцлера меткими критическими замечаниями. Наконец, выйдя из равновесия, Бисмарк вызвал ученого на дуэль. Он отправил секундантов сообщить об этом Вирхову. — Поскольку я отвечаю на вызов, у меня есть право выбора оружия, — немедленно отреагировал ученый. Когда секунданты с достоинством согласились, он продолжил: — Я выбираю это. — Что это?! — ответили секунданты, когда Вирхов протянул им две палки колбасы. — Это колбаса! — ответил ученый. — Как видите, палки на вид одинаковы. Однако одна из них заражена смертельно опасными микробами, а другая совершенно безвредна. Пусть его превосходительство решает сам, какую колбасу он съест. Мне достанется вторая. Услышав об условиях поединка, Бисмарк в бешенстве отменил дуэль. Человек выбирает творчество тогда, когда освобождается от власти самых опасных стереотипов. Этими стереотипами являются убеждения. Такой человек оказывается вне навязанных идей религиозного, политического содержания, вне любых убеждений. Все они созданы для того, чтобы сделать предсказуемыми и удобными действия большинства. Он воспринимает любые идеи и убеждения как способ очаровать или запугать человека. Сам он использует убеждения прежде всего для того, чтобы достичь своих целей. Он гибко подходит к любым убеждениям, следуя тем, которые помогают ему действовать и игнорируя те, которые мешают. Выбирая творчество, человек приобретает возможность доверять своей интуиции, фантазиям. Он формирует способность использовать их в жизни. Его фантазии и интуиция становятся Источником новых решений, определяющих жизнь. Из простого хаоса образов его внутренний мир превращается в мастерскую. В результате он приобретает огромный приток сил, по 127 скольку у любого человека большая часть жизни проходит в мечтах. Фантазии перестают быть пустыми мечтами, как только человек начинает им доверять, воплощать в действия и применять в жизни. Выбирая стереотипы, человек доверяет только логике. Большая часть его жизни, связанная с фантазиями и мечтами, тратится попусту. Масса информации, подсказанной интуицией, проходит мимо него. Он не решается поверить в свои мечты, начать творить. Это происходит потому, что человек не может переступить через свои убеждения, которые отрицают силу его фантазий и интуиции. Выбор творчества — это выбор риска. Это стремление найти и сохранить состояние «полета, потока», вдохновения. Такой человек осознанно ищет возможность оказаться в состоянии, которое даст возможность творить. Для этого он может пользоваться разными способами. Например, он представляет себя движущимся в потоке или на крыше поезда, воображает, что попал в потусторонний, мистический мир, в иную реальность, что у него появились новые возможности, «выросли крылья». Он может вспоминать себя в минуты подъема, успеха, во время удачной игры. В других случаях человек силой воображения просто переворачивает реальность, превращая ее в праздник, игру, приключение. Все это связано с поиском эффективного способа выйти за пределы стереотипов, избавиться от их контроля и стать спонтанным. Подобные методы вызывания в себе творческого состояния работают только тогда, когда человек уже выбрал творчество. Если же он предпочитает стереотипы, то все сделает для того, чтобы воспринять их как несуразные и неэффективные. Выбор стереотипов не дает возможности войти в творческое состояние, прибегнуть к риску. Для такого человека риск сродни непредсказуемому поведению пьяного или сумасшедшего человека. То есть риск для него — нечто чуждое и пугающее. Даже не отрицая возможности творчества в принципе, он отказывается от него, используя массу поводов. Это и недостаточность информации, чтобы рисковать, и неготовность, нерешительность, и необходимость еще раз все обдумать, и отсутствие выбора, и страх неудачи, и предпочтение безопасности возмож 128 ному краху, сожалению, неприятностям, и собственная мифическая невезучесть. На самом деле его останавливают собственные убеждения, твердящие, что лучше синица в руке, чем журавль в небе. Его держит стремление избежать критики, желание быть высоко оцененным или по крайней мере не оцененным плохо. Над ним довлеет груз прошлых ошибок, связывая по рукам и ногам. Причем он «забывает», что эти ошибки были, как правило, следствием любви к стереотипам. В редких попытках творить и рисковать он в лучшем случае подобен свадебному тамаде, повторяющему чужие шутки. Он превращает жизнь в поиск страховки, чередующийся всплесками отчаянного и неловкого безрассудства. Как уже было сказано, выбор творчества — это не отказ от стереотипов. Это гибкое использование стереотипов в случае необходимости. Кроме того, это и не безумный риск. Творчество предполагает гибкое, нешаблонное отношение к риску. Поэтому риск для творческого человека — метод выбора. И такой человек рискует только тогда, когда в результате может получить больше, чем имеет. При этом сначала он готовит поле для риска. Для этого он собирает информацию, творческая обработка которой и приведет к тому действию, которое будет рискованным. Если информации нет вообще, если область, где нужен риск, незнакома или мало знакома, творческий человек отказывается рисковать. Собрав необходимую информацию, он переходит к следующему этапу. При этом он обеспечивает страховку на случай неудачного риска. И только затем рискует. Убеждение «творчество — это безумие, бессмысленный риск» — выдумка тех, кто таким образом оправдывает свое предпочтение стереотипов. Выбор стереотипов рождает совсем другой подход к риску. Риск при этом отрицается вообще. Но все-таки иногда такой человек рискует. Его риск не связан с возможностью получить больше, чем есть. Как правило, такой человек рискует из безысходности, будучи загнанным в угол некоей ситуацией. При этом он рискует, не обращая внимание на то, насколько знаком с рискованной областью. Он не принимает в расчет наличие информации, ее качество и не обрабатывает ее. Не заботится и о страховке. Все это вполне соответствует его восприятию риска как 129 отчаянного безумства. Более того, подобные действия подтверждает такое восприятие. Как правило, в результате человек терпит неудачу. Тем самым он находит для себя подтверждение неуместности творчества и риска. Ш Притча «Из жизни водорослей» (по мотивам произведений Ричарда Баха) На дне великой и могучей реки жизнь совсем отличается от той, что на поверхности. На дне находится государство ракушек и государство водорослей. Река неумолимо течет над ними, не останавливаясь ни на минуту. Она не останавливалась ни в минуты их рождения, ни в часы смерти, ни за деньги и угрозы богатых, ни за молитвы и проклятия бедных. Река была выше их жизни и подчинялась лишь пути своего Русла, преклоняясь решениям его поворотов, простым и гениальным. Более хитрые ракушки зарывались в дно. Водоросли же поколение за поколением были вынуждены всю жизнь проводить, цепляясь за камни и стебли растений. Они с рождения учились этому. Цепляние для водорослей было жизненно важным умением. Только хорошо цепляющиеся могли рассчитывать на успех в жизни, создание семьи, карьеру. Герои получали ордена «Зацепившихся» первой, второй, третьей степени. Но случилось так, что одной молодой водоросли надоело подобное существование. Она гордо расправила свои зеленые суставы и крикнула, привлекая внимание соседей по камням. — Слушайте меня, позорно цепляющиеся! — шумела она. — Неужели вам не надоело рабски хвататься за свои камни? Мне уже давно осточертело заниматься цеплянием и трепаться о цепляний, даже на свиданиях и в минуты интима! Я думаю что течение знает, что делает и куда направляется. Сейчас я отпущу камень и пусть река несет меня куда хочет. Иначе я так и подохну от скуки, цепляясь! — Идиотка! — отвечали ей другие, извиваясь от хохота. — Только отпусти свой камень, и твоя замечательная река схватит тебя и так шмякнет об камни, что ты от этого быстрее сдохнешь, чем от скуки! Помни, что твои предки не зря трудились, зарабатывая для тебя этот камень! 130 Но упрямая молодая водоросль не послушалась советов, истинность которых была проверена временем. Собравшись с силами, она оторвала руки от камня и... в тот же миг поток подхватил бескостное тело и, безжалостно вертя его, ударил со всей мочи об камни. Но несмотря на охватившие ее чувства ужаса, беспомощности перед стихией и боль, водоросль не уцепилась ни за что, а отдалась течению. Тогда поток поднял ее тело высоко над дном и понес за собою. Те водоросли, что жили ниже по реке, видя проплывающее над ними свободное и живое создание, подобное им, махали в восхищении всеми зелеными отростками и кричали: — Посмотрите на небесные воды, братья и сестры! Вы видите ее?! Она такая же, как и мы, но летит! И течение ей нипочем! Это Мессия, которая пришла для того, чтобы спасти всех нас! — Я такая же, как и вы, водоросли! — кричало им в ответ проносящееся мимо создание. — Наберитесь смелости, отцепитесь от камней, и река сама освободит вас и поднимет вверх. Ведь мы все родились для такого странствия, а не для вечного цепляния за дно! — О, Спасительница! — вот все, что слышала она в ответ, проплывая над ними. Видела же она все ту же картину. Все водоросли продолжали судорожно цепляться за свои камни, с восторгом глядя на нее. Когда она скрывалась вдали, они начинали слагать легенды и песни о ней. © Образы: говорящий попугай, который бессмысленно повторяет то, чему его научили; модельер, который изобретает стили одежды для того, чтобы им следовали другие. ? Вопрос: Я творю или следую проверенным способам? ^ Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно действовать проверенным способом, чтобы достичь желаемого. Действительность: Нужно действовать творчески, чтобы достичь желаемого. 9 Призыв: Твори! Выдумывай! Пробуй! Ъ Инструкция: Регулярно обнаруживайте привычки и делайте вместо привычных действий что-нибудь новое. использование versus накопление Глухим и слепым тебя делает привязанность к вещам. Мухаммад Деньги приобретают ценность не когда ими владеют, а когда ими пользуются. Эзоп Деньги не могут принести выгоды большей, нежели когда вы от них освобождаетесь. Ибо в этом случае вы мгновенно обретаете расчетливость и бережливость. Артур Шопенгауэр С точки зрения вечности мы ничем не владеем, а лишь берем во временное пользование. Роберт Энтони Человек становится мужественным, когда не боится что-либо терять. Мы малодушны только тогда, когда есть еще что-то, за что мы можем цепляться. К. Кастанеда. Второе кольцо силы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКОПЛЕНИЕ У вас всегда есть возможность приобрести нечто новое. Вы способны и готовы использовать то, что имеете. Вы независимы от того, что имеете. Ваше состояние счастья, гармонии, достоинства не зависит от того, что вы можете утратить. То, что вы получаете, способствует вашему совершенствованию. У вас всегда есть возможность сохранить старое. Вы достигли мастерства в выборе способов сохранить то, что приобрели. Однако это не освободило вас от тревог и терзаний, не дает делать то, что хочется, и не приносит неуязвимости, самодостаточности, достоинства. Вы зависимы от того, что имеете, часто отождествляете себя с тем, что имеете. Многие ваши убеждения по поводу приобретений лишают вас внутренней гармонии и не приносят счастья, радости. То, что вы получаете, препятствует вашему совершенствованию. 132 Q3 Притча «Сумка» Однажды Ен-ту увидел человека, который сидел на обочине и плакал. - В чем дело? — спросил Ен-ту. - Я плачу потому, что я так беден, — стал жаловаться его собеседник — У меня нет денег, и все, чем я владею, — эта небольшая сумка. Ен-ту схватил сумку и бросился бежать что было сил, пока не скрылся из виду. - Теперь у меня совсем ничего не осталось! — вскричал бедняк, еще горше заплакал и побрел по дороге в том направлении, куда скрылся Ен-ту. Пройдя с полкилометра, он увидел, что его сумка валяется посреди дороги, и тут же заплясал от радости. -Ура!!! — вскричал он. — Я вернул все свое имущество!!! - Как странно! — воскликнул Ен-ту, выйдя из-за поворота. - Как странно, что та же сумка, которая заставляла тебя плакать, теперь вызывает такое ликование. Этот выбор касается приобретений, полученных в результате действия. Имеются в виду как материальные приобретения, вещи, деньги, так и развитие способностей, обретение знаний. К приобретениям относятся и духовные ценности. Это то, что человек в результате действия понимает о себе и о других, о своих целях и целях других людей. Кроме того, к приобретениям относится то, что человек имеет изначально, — что ему было дано от рождения или получено без очевидных действий с его стороны. Выбор касается отношения к приобретениям и способа обращения с ними. Он подразумевает предпочтение одного из двух вариантов — использования или накопления. Выбирая использование, человек предпочитает применять достигнутое или полученное для дальнейших действий. Он относится к приобретениям как к инструменту для достижения дальнейших целей, совершенствования и развития. Выбирая накопление, человек предпочитает сохранять достигнутое или полученное для того, чтобы не потерять его. Для него приобретение — его оценка и защита. Положительная сторона выбора использования: возможность приобрести нечто новое. 133 Положительная сторона выбора накопления: возможность сохранить старое. Выбирая использование, человек рассматривает приобретения с точки зрения их дальнейшего использования. Выбирая накопление, человек рассматривает приобретения с точки зрения их соответствия собственным убеждениям. Соответствие или несоответствие приобретения убеждению определяет, хорошее оно или нет, достойно ли оно его и достоин ли его он сам, сможет ли он его сохранить и как это сделать. Ш Притча «Ситара» Человек искал истину везде и всюду. Он спрашивал о ней у мудрейших, а потом, отчаявшись, у всех, кого встречал. Но их слова были далеки от истины. Наконец, в одном селении жители посоветовали ему сходить в лес. — Там есть священный колодец, и мы всегда спрашиваем у него, если чего надо, — говорили ему все как один. Он слышал и не такую чушь, и поэтому решил сходить к колодцу. «Тем более так путь будет короче», — утешал он себя, продираясь сквозь чащу, когда ветки больно били по лицу. Колодец представлял собой жалкое зрелище. Он «пригнулся» на подгнивший бок, все стенки были покрыты шершавой коркой птичьего помета. Наклонившись, человек едва не задохнулся от тухлого запаха застоявшейся воды. Внизу что-то глухо заурчало, когда человек, брезгливо морщась, в очередной раз задал свой вопрос. - Возвращайся в деревню и иди к ее западному концу. Там стоят три лавки, где ты и найдешь то, что тебе надо. Хозяева лавок — Оойе, Марке и Дасс. Человек не мог отделаться от ощущения, что слова эти звучали прямо у него в голове до самой деревни. Он почти бежал, когда его приветствовали лавочники Оойе, Марке и Дасс. Через десять минут человек в раздражении шел прочь. «Это был какой-то рекламный трюк», — думал он. Оойе продавал деревянные дощечки, Марке - медную проволоку, а Дасс — металлические пластинки. Ничто из этого и близко не походило на истину. 134 Человек шел дальше. Тоска все больше обволакивала его сердце. И вдруг он услышал чудесную музыку. Все в его измученной голове встало на место, и он познал истину. Человек подбежал к музыканту и, обхватив его за плечи, потребовал сознаться, где тот взял этот чудо-инструмент. Из рук музыканта выпала ситара. Она была сделана из кусочков металла, дерева и медных струн, в точности совпадающих с теми, что он видел в лавках Оойе, Марке и Дасса. Выбирая использование, человек относится к приобретенному с интересом и радостью. Он рассматривает приобретенное как материал для совершенствования, как возможность для продвижения к более высоким целям. Приобретенное становится источником развития, возможностью для творчества, причиной для взаимодействий с людьми. Предпочитая использование, человек открыто и с радостью принимает, использует и отдает приобретенное.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!