Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 9 страница



* Призыв: Выполните предназначение! Инструкции: Выберите цель, которая будет главной для вас в течение определенного времени; делайте все во имя достижения этой цели так, будто цель является откровением свыше, уникальным предназначением, призванием, посланием миру, людям, претворением в жизнь некоей истины. активность versus инертность Движущемуся предмету легче продолжать двигаться. И наоборот, коль скоро объект находится в состоянии покоя, ему проще оставаться в покое. Закон инерции Из сияния энтузиазма я позволяю вырваться эмоции. Я преследую ее. Задыхаясь, я ее догоняю. Она снова летит и исчезает, бросаясь в хаос всевозможных чувств. Я снова ловлю ее, хватаю и с наслаждением обнимаю... Я умножаю ее модуляциями и, наконец, побеждаю в первой теме. Вот и вся симфония. Людвиг ван Бетховен Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае. В. Пелевин. Затворник и Шестипалый АКТИВНОСТЬ ИНЕРТНОСТЬ Для вас характерно стремление действовать, проявлять творческие способности и создавать возможности для этого. Вы получаете радость от своих действий. Для вас характерно стремление бездействовать и получать от этого удовольствие. Вы предпочитаете избегать ответственности и часто оказываетесь в роли реагирующего. 93 Это выбор отношения к действиям. Предпочтение активности приводит к стремлению действовать. Активность стимулирует поиск причин для действий. Она способствует созданию возможностей для них. Предпочтение активности связано с получением радости от действия. Предпочтение инертности приводит к стремлению бездействовать или, по крайней мере, к отказу от поиска причин и возможностей для действия. Оно связано с удовольствием от бездействия. Положительная сторона выбора активности: возможность действовать. Положительная сторона выбора инертности: возможность бездействовать. Предпочитая активность, человек стремится наполнить время действиями, вложить свои силы и идеи в творчество. Он выбирает такие способы существования, которые приводят к действиям и стимулируют творчество. Он предпочитает брать ответственность за любые действия и служить движущей, причинной силой событий. Выбирая инертность, человек стремится сохранить бездействие и избегает вкладывать силы. Он организует время так, чтобы не совершать поступков. Онвыбираеттакиеспособы существования, которые позволяют избегать действий и сохраняют стереотипность существования. Он предпочитает избегать ответственности и оказывается в роли реагирующего, подчиняясь следствиям. Ш Притча «Пчелы» Когда-нибудь все живое умирает. Так умер и один огромный лес. В стародавние времена он радовал глаз красотой деревьев, цветов и трав, настраивал на спокойствие тишиной и прохладой сводов деревьев. В нем находили себе пристанище многие звери, птицы и насекомые. Люди же любили лес как источник грибов, ягод, дичи и трав. Но пришло время и деревья отжили свое. Постепенно лес покинули животные, забыли люди. И стал он тихим и пустым, как все мертвое. Как раз в это время мимо пролетал пчелиный рой. Пчелы искали удобное место для жизни. Им сразу понравилось множество деревьев, дупла которых были просто созда 94 ны для их ульев. Так в лесу обосновались пчелы. Их устраивало удобство полых стволов и близость луга. Больше пчел не интересовало ничего. Шло время, разрушались истлевшие стволы. И деревья стали падать и превращаться в труху, уничтожая дома пчел. Пчелы, которые случайно обосновались в более крепких стволах, преисполнились гордости. — Посмотрите на этих бездомных! — жужжали одни. — Они заслуживают этого наказания за свою беспечность и безалаберность. — Давайте будем милосердными и поделимся с ними кровом... за умеренную плату, — рассуждали другие. — Сестры, не будем уподобляться болтунам! — предостерегали третьи. — Пора укрепить наше жилище изнутри. Под жужжание деревья продолжали падать. Каждый день одна-две пчелиные семьи оставались без крова. Наконец, лес превратился в груду трухи, над которой летал рой пчел. Выбор активности создает причину действовать. Такой человек инициативен, ему не нужно стимула или влияния извне, для того чтобы начать действовать, он может это сам. При этом для него не имеет значения, начали действовать другие или нет. Выбор инертности приводит к тому, что человек начинает действовать только после внешнего импульса. Причем он не ожидает, не ищет этого воздействия. Оно для него является случайностью. Его действие — это, как правило, реакция на происходящее, а не собственная инициатива. Если такой человек считает себя активным, то он ожидает, пока другие начнут действовать или когда наступит «лучшее время» для действия. Выбор активности предполагает стремление к постоянному совершенствованию. Такой человек ищет причины для того, чтобы действовать дальше. Он использует достижения и потери как раздражитель, стимул. Даже достижение цели он рассматривает как начало пути к новой цели. Выбор пассивности предполагает стремление сохранить имеющееся состояние. Такой человек ищет причины, чтобы отказаться действовать дальше. И удачи, и поражения он использует как повод для бездействия. Активность предполагает готовность к риску. Активный человек открыт для использования имеющихся возможностей и по 95 иска новых средств. Он принимает возможность поражения. Даже потерпев поражение, он готов к новым действиям. Пассивность предполагает предпочтение проверенных стереотипов. Такой человек избегает поражения любой ценой. Чтобы не проиграть, он готов даже отказаться от самой цели. Если поражение возможно, он обычно использует это как причину для отказа, причем стремится отказаться не только от конкретной цели, но и от любых дальнейших попыток, связанных с риском, творчеством. Ш История Панамского канала До Теодора Рузвельта, президента США, американские корабли могли попасть из Тихого в Атлантический океан, только совершая длительное плавание вдоль южных берегов Американского континента. Теодор Рузвельт мечтал сократить этот путь за счет строительства искусственного канала через узкое место, соединяющее Северную и Южную Америку. Но для этого необходимо было преодолеть много трудностей. В начале ему не верили соотечественники, сомневавшиеся в целесообразности затрат на проект гигантского канала. Политики других стран тоже не хотели, чтобы подобный проект осуществлялся без их ведома. Особенно были недовольны главы стран Южной Америки — они считали, что США хотят проникнуть на их территорию. Теодору Рузвельту пришлось не раз садиться за стол переговоров. Энтузиазм позволил ему получить согласие Колумбии и Панамы, у которых он приобрел право на строительство канала через Панамский перешеек. По проекту он должен был пройти от Колона на берегу Атлантического океана до города Панама, что на берегу Тихого океана. Когда строительство началось, проект чуть не потерпел крах из-за москитов — переносчиков желтой лихорадки. Но Рузвельт смог найти лекарства от болезни и инсектициды от насекомых. Несмотря на препятствия, президент буквально заряжал всех своей активностью и полным отсутствием пессимизма. В конце концов мечта Рузвельта исполнилась. Панамский канал стал не просто местом прохода торговых кораблей, он привлекал к себе внимание туристов своей красотой, безопасностью и комфортабельностью. 96 ® Образы: обучение ходьбе, изучение букв алфавита и освоение вождения машины, которые возможны за счет постоянных активных попыток, а результат освоения навьшов (обучение алфавиту, ходьбе, вождению) не ведет к пассивности в дальнейшем, не рассматривается как окончание действий. f Вопрос: Я делаю это по своей инициативе, с радостью или вынужденно, без радости? •ф Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно действовать, только если заставят обстоятельства. Действительность: Нужно действовать по своей инициативе. Призыв: Будьте активны! X Инструкция: В течение достаточного времени проявляйте активность, когда чувствуете в себе лень. самооценка versus мнения Будьте для самих себя спасительным островом, не ищите убежища в других. Паринирвана Сутра ...Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен ? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. А.С. Пушкин Собака лает — караван идет. Восточная пословица Собственную ценность надо осознавать... если хочешь удалить обман жизни. Ибо чувство собственной негодности — это смертоносная горгона. Это единственное духовное страдание; все другие духовные страдания могут быть ... немедленно и совершенно подавлены сознанием собственной ценности. Кто вполне уверен в ней, тот может спокойно переносить страдания, которые иначе довели бы его до полного отчаяния, он может без радости и друзей опираться на себя... Наоборот, в сознании собственного ничтожества не может утешить ничто на свете; его можно только замаскировать посредством обмана и фиглярства или заглушить сутолокою жизни, но и то и другое — ненадолго. Артур Шопенгауэр 98 САМООЦЕНКА МНЕНИЯ Принимая решение о целях, действиях, чувствах, мыслях и т.д., вы полностью независимы от чужих влияний, от мнений и оценок, критики и оскорблений. Вы способны формировать представление о себе исходя из собственных оценок и не зависеть от мнения окружающих. Вы не позволяете себя судить и сами не хотите быть судьей и критиком. Вы готовы к тому, чтобы поставить свои убеждения под сомнение и отказаться от них, если они Мешают вам. Вы внимательны и щепетильны к авторитетным мнениям и оценкам, к роли взглядов и убеждений в обществе. Вы готовы дать окружающим право выступить в роли судей и ценителей. Вы легко приобретаете благорасположение или нейтральное отношение окружающих. В то же время мнение других людей слишком важно для вас, и часто вы оказываетесь заложником этого мнения, полностью зависимым от него. Вы трепетно относитесь к своим убеждениям, стремясь подтверждать их. В то же время ваши достижения ограничены пределами убеждений. В данном случае человек выбирает тех, кого он назначает оценивать любые проявления его жизнедеятельности. Это те люди, кому он добровольно дает полное право судить, выносить решение о целях, действиях, чувствах, мыслях и т. д. В первом случае ценителем становится сам человек. Во втором случае человек назначает кого-то другого. В качестве ценителей могут выступать не только реальные люди. Почти всегда много вымышленных судей, добровольно назначенных самому себе. Это, например некий идеал, вымышленный самим человеком или перенятый у других, не знакомая, но известная личность. Для человека не имеет значения его реальная связь с вымышленными ценителями. Они, например, могут жить в одно время с ним или раньше, в разных или одинаковых условиях и т. д. При этом, как правило, ценителей несколько. Одни люди получают от человека право на оценку одной области его жизни, другие — другой. Причем право быть экспертом и судьей дает им сам человек. 99 Количество людей, которым передается оценка жизни и деятельности, меняется в течение жизни. Это зависит от особенностей характера человека, его убеждений, моды. Для человека может быть важна как положительная, так и отрицательная оценка его жизни и действий. Положительная оценка бывает связана с одними людьми (теми, кто для него является образом достижения). Отрицательная оценка его жизни имеет значение, когда касается уже совершенно других людей (тех, кто для него является отрицательными образами). Итак, выбор сводится к тому, кто будет оценивать жизнь и деятельность человека. Он происходит между самостоятельной оценкой своих действий и оценкой их другими. В первом случае человек сам оценивает то, что он делает, хочет или представляет собой. В результате он формирует представление о себе исходя из собственных оценок и не зависит от мнения окружающих. Во втором случае человек предоставляет окружающим оценивать его и то, что он делает. В результате он принимает их приговор как истину и исходит в своих дальнейших действиях из него. Ш Притча «Обезьяна» Как-то мудрый Ен-ту в городе увидел шарманщика с обезьяной. Его не слишком привлекала мелодия шарманки, фальцет самого шарманщика и его глупые песни, но животное умилило мудреца своими ужимками. Ен-ту дал обезьяне банан, и она тут же съела его: Тогда он дал ей второй банан, который последовал за первым в желудок животного. На этом припасы мудреца закончились. Но обезьяна продолжала кривляться и требовать угощения. «У меня ничего нет, прости!» — мягко сказал старец. Обезьяна рассердилась на Ен-ту и плюнула ему в лицо. «Как я его наказала. Теперь будет знать, что он полный придурок», — подумала она и пронзительно захохотала. К ней присоединились зеваки и шарманщик. Ен-ту молча подошел к фонтану, умылся и сказал сам себе: «Что с них взять? Это всего лишь обезьяна и несколько людей». Положительная сторона выбора самооценки: независимость целей, чувств, мыслей и действий от мнения окружающих. 100 Положительная сторона выбора оценки другими: приобретение благорасположения или нейтрального отношения окружающих. Выбор самооценки является незаменимым для того, кто предпочел свои цели и решил следовать пути самовыражения. Действуя так и подчеркивая приоритет собственных целей, человек неизбежно сталкивается с претензиями части окружающих его людей, у которых есть свои планы на использование его способностей. Они считают, что для достижения их собственных целей обязаны прилагать усилия другие. Они пытаются добиться желаемого за счет действий, совершаемых для них другими людьми. Нередко в качестве приманки они предлагают значимое для человека вознаграждение, которое обещают в обмен на его услуги. Как правило, в качестве вознаграждения предлагается стандартный набор. Привлечь пытаются при помощи неких идей, лести, восхищения. Большое значение имеет обещание принять в избранный круг, предоставить привилегии, преимущества, поддержку и помощь. Нередко применяется тактика оказания мелких навязываемых услуг, якобы от чистого сердца или бесплатно, за которые потом требуется вознаграждение. Неплохим средством считается принуждение страхом, силой, шантажом. Такие люди называют себя нравственными, высокоморальными, человечными. Тех, кто отказывается следовать их указаниям, жить для них, предпочитая этому достижение собственных целей, они объявляют плохими, эгоистичными, безнравственными, аморальными, бессердечными. Как правило, истинные цели таких людей спрятаны под покровом идей, имеющих привлекательный для окружающих вид. Особенно любят такие люди облекать свои цели в религиозную или политическую форму. Тогда отказ от содействия они трактуют в религиозном или политическом контексте, называя безбожием, святотатством или предательством. Среди них могут быть не только и не столько посторонние люди. Прежде всего это родители, супруги, родственники, дети, друзья, руководство на работе. Отказ в служении их целям они называют неблагодарностью, жестокостью, отсутствием чувств, неверностью, глупостью, недальновидностью, корыстью и т. д. Все эти и многие подобные оценки являются способом, при помощи которого человека стремятся отвлечь от собственных целей. 101 Если человек формирует оценку самого себя, своих действий и целей в соответствии с мнением окружающих, то он попадает в зависимость от них и становится заложником суждений тех, кому дает право быть судьей над собой. Судьи с удовольствием принимают на себя этот труд и агрессивно препятствуют любым попыткам лишить их «занимаемой должности». Многие готовы сами стать судьями. Всю жизнь они тратят на поиск жертв, нуждающихся в их услугах. Основываясь на собственных целях, настроении, заблуждениях, судьи начинают определять, что для человека хорошо, а что плохо. Хорошим при этом является то, что выгодно судьям, а плохим — соответствующее целям человека. В результате, даже если человек попытается выбрать достижение своих желаний и целей, то отступится от них. Это произойдет, поскольку судьи, чьим мнением он дорожит, негативно оценят его поступки. Действиями такого человека становится очень легко управлять — достаточно оценить их как хорошие или как плохие. Независимо от того, насколько человек будет стараться соответствовать мнению судей, он все равно будет совершать не угодные им поступки. Это связано с тем, что он неизбежно остается неудовлетворенным и агрессивным, служа чужим целям. Подобное будет происходить, даже если судьи станут постоянно осыпать его похвалами. Неудовлетворенность связана с тем, что собственные цели человека не достигаются. Нарастающая неудовлетворенность ведет к претензиям и агрессии. Они направляются на тех, кто за счет человека достигает собственных целей, то есть на его судей. Эта агрессия так или иначе будет расценена ее жертвами негативно. Более того, она будет осуждена дважды: во-первых как таковая, поскольку является нападением, во-вторых, потому что будет сильно отличаться от обычных действий человека, его беспрекословного подчинения. К такому поведению он по доброй воле уже приучил своих судей. Оно воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся, «положенное» или даже как благодарность за их нелегкий труд. Выбирая самостоятельную оценку самого себя, человек одновременно отказывается от того, чтобы самому быть судьей. Свои действия он оценивает сам, а оценку чужой жизни считает не своим делом. Он оставляет за другими людьми право самостоятельно распоряжаться тем, кто их будет оценивать и кого будут оце 102 нивать они сами. При этом их попытки оценивать его такой человек просто игнорирует. Он исходит из того, что оценивать действия можно только по одному признаку — соответствию или несоответствию действий истинным целям. Знать о целях человека может только он сам и Бог, если он существует. Иными словами, выбор самооценки предполагает, что никому не дано верно оценить то, что делает другой человек. Поэтому любые попытки искренне оценить действия другого человека или принять чужую оценку своих действий — либо наглость, либо глупость. Что же касается намеренно лживых оценок, то это просто попытка повлиять на человека и сделать его зависимым от своего мнения. Выбирая самостоятельную оценку самого себя, человек принимает очень серьезное решение. Он ставит на первое место достижение своих целей. Его цели сразу становятся выше и больше, чем вознаграждение, которое ему предлагают при отказе от них. Самое главное, что делая выбор в пользу самооценки, человек преодолевает свой основной страх — страх одиночества, боязнь остаться без поддержки и понимания, страх презрения, изгнания. Человек боится, что пренебрегая оценкой окружающих, он лишится их любви, добрых чувств. Поступая так, он следует ужасному заблуждению: «Люди нас любят за то, что мы делаем для них». На самом деле человек оценивается другими только по его достижениям, полезным для них. А достичь чего-то существенного самому, исполняя то, что важно для хорошего мнения других, невозможно. Все значительное было достигнуто только теми людьми, которые занимались важным и желанным для себя делом не зависимо от мнения других. Тем не менее, выбирая самостоятельную оценку, человек должен отдавать себе отчет в возможности одиночества. Он должен постоянно помнить о том, что, продолжая следовать собственным целям, он может неоднократно и надолго оказываться в одиночестве. Более того, человек, идущий своим путем, на первых порах неизбежно остается в одиночестве. Это связано с его отсоединением от толпы, которая идет куда-то по чьему-то желанию. Такой человек неизбежно становится заметен на фоне людей, которые следуют чужим целям. Своими действиями и радостями, не понятными для представителей толпы, он наверняка будет вызывать неодобрение. Вожаки толпы обязательно будут стараться на 103 строить массы против такого человека, ссылаясь на его чуждость и не понятность для всех. Им не просто невыгодна потеря работника — их пугает возможность конкуренции с его стороны, которую они обязательно попытаются пресечь в зародыше.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!