Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 11 страница



8 — 4764 113 ка (и физические, и умственные, и духовные), тем больше радость. Иными словами, радость требует вложений. Удовольствие же достижимо без усилий. Оно доступно в любой момент. Оно не требует поиска целей и преодоления препятствий для их достижения. Привлекательность удовольствия очевидна — для него не нужно прикладывать значительных усилий. Ш Притча «Муравей и стрекоза» Муравей сидел перед цветком. Он прикидывал расстояние до источника нектара. В это время на растение приземлилась стрекоза. Она попробовала нектар и начала кувыркаться над цветком в воздухе, исполняя дикий танец. — Как тебе удается жить просто так, не имея цели и не достигая ее? От чего ты получаешь радость? — спросил муравей. — Мне нравится жить просто так. Да и зачем мне какие-то цели? Есть цветы — они и являются источником удовольствий, — прожужжала стрекоза в ответ. Муравей почесал в затылке и пополз своей дорогой. «Наверное, у стрекоз все по-другому. Их цели непонятны нам, муравьям, как и наши цели для них — полная галиматья». Он влез через щель в стене в мясную лавку. В это время мясник как раз рубил коровьи туши. Пробравшись под стол, муравей направился к упавшему кусочку мяса. В этот момент он и увидел стрекозу. Она залетела через окно, привлеченная красным цветом мяса. Сев на кусок, она разинула рот, приготовившись полакомиться. Тут ее и разрубил топор мясника. Голова стрекозы упала перед муравьем. «Она жила, чтобы поесть, и оказалась съеденной. Непостижим смысл жизни стрекоз!» — сказал себе муравей и взвалил на спину кусочек мяса. Есть еще одно препятствие на пути выбора радости, которое приводит к предпочтению удовольствия. Оно связано с некоторыми убеждениями, ограничивающими выбор. Эти убеждения сводятся к формуле:« Мы можем получить то, что хотим, за счет тяжелого и упорного труда» или «Надо сначала работать и лишать себя приятных переживаний, чтобы потом отдыхать, пожиная плоды заработанного, наслаждаясь приятными пережи 114 ваниями». Самый большой вред этого убеждения в том, что оно отделяет действие от удовольствия. Деятельность при этом отождествляется со страданием, с ношей, которая отнимает силы, нести которую противно и неудобно. Убеждение прямо утверждает, что работа — нечто тяжелое и неинтересное, но ее нужно терпеть, потому что за это получают вознаграждение. Получив это вознаграждение, можно радоваться и ничего не делать. Во время безделья якобы и восстанавливаются потраченные силы. Безделье обеспечивается вознаграждением, полученным от работы. То есть функция действия — только обеспечение последующего бездействия. Для любого человека естественно стремиться к уменьшению неприятного и к увеличению приятного. Поэтому любой, кто согласен с приведенным заблуждением, ищет возможности меньше работать и больше отдыхать, то есть уменьшить долю действия и увеличить долю удовольствия. Крайний вариант этого пути — употребление поведенческих или химических стимуляторов удовольствия. Они позволяют почти ничего не делать и при этом получать удовольствие. К поведенческим стимуляторам относится, например, увлечение азартными играми, экстремальным спортом, участие в войнах. К химическим стимуляторам прежде всего относится употребление наркотиков, алкоголя, никотина. И то, и другое быстро приводит к зависимости от такого рода стимуляторов. Жизнь превращается в бессмысленное паразитирование. Выход из этого заблуждения возможен. Это происходит в том случае, если человек обретает способность извлекать положительные эмоции и силы из того, что он делает. То есть больше не отождествляет свою деятельность со страданием. Деятельность перестает быть подтверждением неизбежной сложности жизни, наказанием, повинностью или уносящим силы занятием. Это возможно только тогда, когда человек делает то, что ему нравится, что соответствует его целям и желаниям. Только такие действия увеличивают силы человека, дарят ему радость и не требуют дополнительного вознаграждения. Они сами по себе являются выгодным занятием, к тому же приближающим к целям. Таким образом, не получая радости от достижения целей, человек прежде всего определяет истинность своей цели. Затем 115 он определяет, достаточно усилий он приложил к достижению того, что хочет. Выбирая удовольствие, человек интересуется только тем, как получить удовольствие, приложив минимум усилий. Еще одним поводом отказаться от выбора радости для него является то, что он пытался достичь ее, но обнаружил, что это требует слишком много сил, и поэтому того не стоит. Итак, выбор радости тесно связан с преодолением трудностей. Однако это не означает, что для получения радости достаточно преодолеть какое-нибудь препятствие. Радость не связана со страданием, это не мазохизм. Она возможна только при преодолении своих трудностей — тех, что возникают на пути достижения своих целей. Радость не наступает при преодолении трудностей, которые стоят на пути достижения чуждых целей. Тогда преодоление трудностей приводит только к чувству бессмысленности происходящего, к разочарованию. Это является еще одним поводом отказаться от радости для тех, кто предпочитает удовольствия. Чужие трудности — это навязанные, искусственные трудности, которые приходится преодолевать людям, работающим на цели другого человека. Их преодоление не приближает к собственным целям и не реализует свои желания. Есть три отличия своих трудностей. Во-первых, преодоление такой трудности способствует достижению своих же целей. Во-вторых, преодоление этой трудности позволяет отказаться от ложных целей, которые не ведут к развитию, а наоборот, способствуют саморазрушению. В-третьих, преодоление своих трудностей приводит к приобретениям. Преодоление же чужих трудностей в лучшем случае не приводит человека ни к чему. Однако, как правило, оно ставит препятствия для его собственного развития, поскольку вынуждает тратить силы, предназначенные для достижения собственных целей, которые за это время отдаляются. Принимая тот факт, что на пути к своим целям возможны трудности, и преодолевая их, человек обязательно получает в награду радость. Избегая трудностей, он лишается возможности достигать целей. Его жизнь лишается радостей. Чтобы восполнить дефицит положительных переживаний, он вынужден впадать в зависимость от удовольствий, которые становятся для него единственным источником положительных эмоций. 116 Чем больше трудности на пути к целям, тем больше радость при их преодолении. Поэтому поиск желаний и действий, которые не сопровождаются трудностями, не только не приносит радости, но и не дает значительного приближения к целям. Избегая трудностей, человек лишает себя и целей, и радостей их достижения. Это не значит, что нужно искать трудности, чтобы получить радость и достичь цели. Уже было сказано, что выбор радости — это не мазохизм. Надо искать не трудности, а цели и способы их достижения. И на этом пути именно трудности укажут на то, что цель достойна. Трудности показывают, что для достижения цели необходимо нечто приобрести, стать совершеннее. Трудность — индикатор будущей радости и признак отсутствия зависимости. Это инвестиция в будущие достижения. Величина трудности — признак величины цели. Выбирая радость, человек не избавляется от возможных негативных переживаний, в том числе от переживаний по поводу возникающих неудач и трудностей. Но эти переживания не становятся для него препятствием. Они только отмечают нежелательность происходящего. Они помогают освободить чувство протеста, не держать внутри негативные переживания. Они принципиально отличаются от негативных переживаний, возникающих при преодолении чужих трудностей. Любые переживания по поводу чужих трудностей бессмысленны. Положительные переживания по поводу чужих трудностей непонятны, поскольку не приближают к своим целям. Негативные переживания по поводу чужих трудностей не только непонятны, но и нецелесообразны, поскольку только отнимают силы. Ш Притча «Пастух» Пастух бродил по горам в поисках убежавшей овцы. Он лениво размышлял, не сделать ли ему небольшой крюк, чтобы попасть в то место, где много земляники. Но земляники он съел уже немало, поэтому не спешил. К несчастью, рядом проходил медведь, который не ел уже две недели. Увидев человека, зверь кинулся за ним. Убегая, пастух не заметил края обрыва и с криком полетел вниз. Однако он успел зацепиться за ветки кустарника, росшего на склоне. Тяжело 117 дыша, мальчишка висел в трех метрах от дна ямы и видел голову медведя, ноздри которого раздувались, втягивая запах пищи. Осторожно посмотрев вниз, пастух в ужасе закричал. Напряженная, готовая к прыжку рысь смотрела на него из ямы голодными глазами. Мышцы перекатывались на ее спине и ногах. Она уже неделю ждала, когда обед сам упадет к ее ногам. Это будет ее месть ничтожным и слабым людям, вырывшим яму, в которую она попала. Тут по рукам пастуха стали ползать два симпатичных мышонка. Их норы располагались под кустом и теперь осыпались. Они начали грызть корни куста, спасая свое жилище. Так мальчишка и висел с мокрыми штанами. Он глядел то вверх, то вниз, то на мышей и не мог унять дрожь в теле. Его крики ветром относило от деревни, которая была достаточно далеко, так что вряд ли кто-нибудь их слышал. Вдруг пастух увидел перед собой большую спелую и сочную ягоду. Это была его любимая земляника. Затаив дыхание, держась за куст одной рукой, пастух протянул другую к ягоде, сорвал ее и съел. Боже, как она была вкусна! Геракл: выбор судьбы Геракл, сын самого бога Зевса и жены царя Амфитриона, с детства был мудр и физически крепок. Уже в колыбели он задушил двух змей, посланных ему ревнивой женой Зевса Герой. С детства он в совершенстве владел всеми видами оружия и правил колесницей. Юношей он убил огромного льва. Однажды, охраняя стадо животных, юный Геракл увидел двух женщин. Одна была серьезной, молчаливой и носила белые одежды. Другая была облачена в шитое золотом платье, украшенное драгоценностями. Выглядела она так, будто сейчас пустится в пляс. Эта женщина первой подбежала к Гераклу и смеясь заговорила: — Я вижу, ты в раздумье, какой жизненный путь предпочесть. Я предлагаю тебе свой. Это сплошное удовольствие. До смерти у тебя не будет забот и трудностей. Будешь вкусно есть, пить, лучше всех одеваться, вволю отдыхать и сладко спать. Что касается денег, то они придут к тебе от других людей. Все будут трудиться за тебя. 118 — А как зовут тебя, красавица? — спросил в ответ Геракл. — Друзья зовут меня Роскошью. Враги придумали мне дурацкое имя Скверна. — Я тоже хочу предложить тебе свою дружбу, — сказала вторая женщина. - Правда, я не могу дать тебе роскошь и беззаботность. Но я помогу тебе все делать самостоятельно, приобретать новые способности. Тебе придется все делать самому, но только так ты сможешь стать самым сильным и мудрым. У меня нет гладких дорог Роскоши. Идущие за мной стаптывают ноги в кровь о камни и тернии. Но только они достигают Славы, Могущества и Бессмертия своими собственными усилиями. О тех же, кто идет вслед за Роскошью, не остается даже воспоминания. Только мой путь достоин настоящего человека, будь то мужчина или женщина. — А тебя как звать? — вновь спросил Геракл. — Имя мне Труд, другие зовут меня Добродетелью. Недолго думал Геракл и выбрал вторую дорогу. С тех пор и стал он известен своими подвигами. Они принесли ему такую славу и почет, какая есть только у богов. ? Вопрос: Я испытываю радость, делая это, или испытал бы удовольствие, не делая этого? ф Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно стремиться к деятельности, которая дает максимальные возможности ничего не делать и получать удовольствия. Действительность: Нужно стремиться к деятельности, которая приносит радость. •* Призыв: Получи радость от действия! X Инструкция: Заменяйте бездействие, которое приносит удовольствие, на действия, которые приносят радость. творчество versus стереотипы Тот, кто не хочет применять новых средств, может ждать новых бед. Фрэнсис Бэкон Больше всех рискует тот, кто не рискует. Иван Бунин Жизнь — это серьезная, безрадостная шахматная партия, которая требует, чтобы мы расставили фигуры, составили план и, следуя ему, парировали ходы соперника. Иногда, однако, лучше рискнуть и сделать совершенно внешне необоснованный, непредсказуемый ход. Жан де Лабрюйер Лучший расчет — это отсутствие расчета. Вы только выиграете, если будете поступать как вздумается. Пабло Пикассо ТВОРЧЕСТВО СТЕРЕОТИП Действуя, вы Действуя, вы стремитесь стремитесь приспосабливаться к миру, к самовыражению, соответствовать большинству. предпочитаете новое Вам не удается быть творческим старому. Вы сами человеком, но вы лучше многих определяете справляетесь с порученными и формируете заданиями и инструкциями. свои интересы, Многое вы делаете устанавливаете автоматически, по привычке. правила и не зависите Вы считаете, что лучше синица от мнений. в руке, чем журавль в небе, Вы часто бываете и часто находите этому непредсказуемы. подтверждение. В результате вы Поэтому вы неохотно рискуете. получаете В то же время вам не удается возможность узнать, выразить себя в своих действиях, кто вы есть вы подозрительны и сильно на самом деле. зависите от мнения других людей. 120 Совершая любые действия, человек поступает либо в соответствии с выработанными стереотипами, навыками, либо пытается творить. Этот выбор предлагает то, что будет приоритетным в действиях. С одной стороны, человек может применить новые, собственные способы. С другой стороны, он может выбрать проверенные, испытанные, общепринятые средства. Ш Притча «Лев» Однажды маленький львенок прогуливался по своей родной пустыне. Родители запрещали ему выходить за пределы знакомой и безопасной территории, но, увлекшись погоней за тушканчиками, он добежал до леса. Жара и бег утомили львенка и возбудили жажду. Не спеша прогуливаясь в тени деревьев, он набрел на озеро и поспешил к нему. Наклонившись над прозрачной водой, он замер от неожиданности — со дна на него смотрело страшное, косматое чудище. Хотя львенок и испугался, но решил не показывать страха. «В конце концов я царь зверей!» — подумал он и угрожающе зарычал. Но зверь под водой нисколько не испугался. Оскалившись в ответ, он обнажил огромные клыки. Но львенок был не из тех, кто отступает. За честь своего имени он решил биться. Выпустив когти, он что есть силы ударил по воде. Поднявшиеся волны «разбили» только его отражение. Положительная сторона выбора творчества: возможность самовыражения. Положительная сторона выбора стереотипов: возможность соответствия большинству. Выбирая творчество, человек предпочитает новое старому, нечто другое — тому же самому. Он приобретает возможность превратить любую деятельность в игру, в уникальное, необычное приключение. Выбирая творчество, человек сам определяет и формирует свои интересы. Выбирая стереотипы, человек предпочитает приспосабливаться к миру. Он действует так, как от него ожидают, ставя превыше всего общепринятое. Если же его окружение все-таки превозносит творчество, он тоже пытается творить. Но при этом он использует логику — храм стереотипов. Его творчество превращается в копирование того, что сде 121 лано другими людьми. Результаты такого «творчества» не приносят никаких психологических и материальных дивидендов. Видя это, такой человек использует неудовлетворительный результат как повод отказаться от творчества. Выбор творчества — единственная возможность сделать свою жизнь интересной, разнообразной. Это шанс прийти к уникальным достижениям. Выбор стереотипов — реальная возможность достичь того, что вложили в стереотипы те, кто их создал. Это шанс повторить «под копирку» чужую жизнь. Выбирая творчество, человек получает возможность исследовать то, что он собой представляет. Благодаря творчеству он приобретает средство познания самого себя. Оно действует следующим образом. Совершая творческие действия, человек выражает через них свою сущность. Такие действия исходят из его собственных, уникальных особенностей. В результате он получает возможность представить самого себя в своих делах. Он видит себя в результатах своих действий. Выбирая стереотипы, человек действует противоположным образом. Он поступает в соответствии с тем, что наработал сам, или с тем, чего достигли люди, чей опыт важен для него. Результаты его действий могут свидетельствовать только о том, какие стереотипы ему ближе и как он их усвоил. Его же собственный внутренний мир остается скрыт для него за шаблонными действиями. Выбирая творчество, человек получает возможность не ограничивать себя определенными способами достижения цели. Он настроен на изменения и изначально готов меняться. Выбирая стереотипы, человек изначально ограничен. Он находится в пределах того набора и того количества стереотипов, которые усвоил. Если ситуация не укладывается в стереотип, которым он владеет, он проигрывает ее сразу, поскольку отказывается от поиска нестандартных путей. Ш Притча «Муравьи и карандаш» Муравьи, поселившиеся рядом с домом художника, оказались свидетелями его творческих поисков. Началось все с того, что самый проворный из них как-то забежал на лист бумаги. Тут он и увидел карандаш, виртуозно выписывающий черные линии. Точные движения превращали их в непонятные, но прекрасные узоры. 122 — Ух ты! — вскричал муравей. — Вот это красота! И как только эта с виду неповоротливая штука может выразить так изумительно наши муравьиные дороги! А какая мощь! Нам, муравьям, по силам такая монументальная деятельность, только если мы соберемся со всего мира все вместе. В муравейнике всем понравился услышанный рассказ. Была отмечена как сама работа карандаша, так и тонкая наблюдательность и слог автора рассказа. Паломничество муравьев к месту чуда продолжалось несколько дней. Через какое-то время они заметили, что наблюдаемое явление значительно глубже. Оказалось, что творит не карандаш. Он был охвачен гигантскими червями. Балансируя на карандаше и периодически ловко его перехватывая, они увековечивали карты муравьиных троп на бумаге. Через несколько дней проворный муравей, который первым заметил карандаш, взобрался на одного из червей. Оказалось, что это не черви, а щупальца. Всего их было пять и они сходились к широкому основанию. Был резон прийти к выводу, что основание и есть источник прекрасных картин. Но муравьи не останавливались на достигнутом. Через некоторое время они узнали, что пальцы — часть ладони, а ладонь — часть руки. Потом они открыли существование тела, ног и курчавой головы художника. Попутно другие составили описание мольберта и красок. Постепенно муравьи познали сложнейшую технику рисования. Но никому из них не удалось увидеть в рисунке ничего кроме муравьиных троп. Выбирая творчество, в каждом своем действии человек освобождается от зависимости от мнения большинства. Он приобретает полный контроль над тем, что делает. Выбирая стереотипный подход, человек действует так же, как все остальные, попадая в общую струю. В результате он становится зависимым от течения, в которое попадает. Выбор творчества не означает, что человеку необходимо непременно писать картины или создавать симфонии. Это нужно только в тех случаях, когда такие действия являются истинными целями человека. Если же человек решает выбрать творчество и начинает в связи с этим бездумно копировать то, что делают известные творческие люди, на самом деле он выбирает стереотипы. Истинный выбор творчества — это поиск собственного 123 вклада в любое свое действие. Это попытка вложить свое «Я» в каждое действие, сделать его уникальным. При этом чем более обыденным является действие, тем больше возможность сделать его творческим. Чем сложнее действие, тем труднее вложить в него творческое начало. Особенно это касается людей, пренебрегающих творчеством в малом. Поэтому для выбора творчества необходимо выражать себя, начиная с обыденных действий. Только так можно прийти к творчеству в великом. Каждое вложение самого себя в любые, особенно мелкие шаги на пути к своим целям имеет значение. Оно приближает к ним больше, чем крупные действия стереотипного характера. Выбор творчества начинается с отказа от бездумного следования обыденным правилам во всех ситуациях. Исключениями являются ситуации, в которых стереотипы полезны для человека. К таким ситуациям, например, относится следование правилам дорожного движения. Но следование всем общепринятым правилам без раздумья неизбежно приводит к столкновению с ограничениями. Оно ведет к появлению непреодолимых препятствий к целям. Поэтому, выбирая творчество, человек переосмысливает стереотипы, которыми насыщены его рассуждения и поступки. Он использует стереотипы в собственных целях — и тогда, когда нужно. Этим он отличается от того, кто выбирает стереотипы. Такой человек пользуется стереотипами вынужденно, тогда, когда этого требуют сами стереотипы. Таким образом, сознательное использование стереотипов в соответствии со своими целями является разновидностью творчества. Поэтому человек, выбравший творчество, не отказывается от стереотипов. Он использует стереотипы при необходимости. Демонстративный отказ от используемых стереотипов порождает новые стереотипы. Так обычно поступают как раз те, кто слишком предан стереотипам. Они пытаются доказать незаменимость стереотипов психологической игрой. Такие люди намеренно поступают нестереотипно в ситуации, где это неуместно и, естественно, не получают нужного результата. А свою неудачу они трактуют как опасность и неуместность творчества вообще.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!