Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 8 страница



Выбор воли ведет к совершенно иному восприятию препятствий. Как уже было сказано выше, они воспринимаются как источник для получения сил. Кроме того, препятствия для такого человека — косвенный указатель истинности цели. Только истинные цели окружены препятствиями. Только к ложным целям дорога легка и приятна. Препятствия для человека, выбравшего волю, подобны горам — забираться на них сложно, но на вершине ближе к небу. Препятствия не мешают человеку воспринимать себя успешным, удачливым, фаворитом судьбы. Напротив, они являются прямой оценкой его целей — чем больше цель, тем сложнее препятствие. А что может быть лучше, чем подтверждение достоинств собственной цели, собственных действий, собственной жизни? Воля учит не избегать препятствий и неудач, а воспринимать их как подарки судьбы, достающиеся тем, кто готов достичь своих целей. Такой человек считает их посланиями, указывающими путь к цели. В подобных случаях препятствия действительно становятся ступеньками к целям. Кроме того, препят 82 ствия являются отличным тренажером. Они служат для развития качеств, необходимых при достижении и удержании цели. Воля постоянно сохраняет цель в поле внимания человека. При этом она помогает воспринимать препятствия как возможности. При таком восприятии препятствия становятся стимулом, подталкивающим к приобретению способностей и отказу от стереотипов. И главный стереотип, который помогает преодолеть воля, — боязнь препятствий, недооценка самого себя. Препятствия становятся стимулом для роста, развития, совершенствования. Человек благодаря воле учится осознавать, что, избегая препятствий, он лишается возможности расти, приближаться к целям. Он понимает, что, отказываясь от преодоления препятствий, он теряет цель. Выбор воли дает возможность искать различные способы преодоления препятствий. Воля помогает не отказываться от своего, даже если не срабатывают испробованные ранее, проверенные методы. Например, если человек не может преодолеть препятствие, принимая его как возможность, стимул, тренажер, он пробует иные средства. То есть воля не заключается в следовании одному и тому же способу преодоления препятствий — это скорее признак слабости, упрямства. Воля состоит в неустанном поиске новых и новых способов. Она стимулирует развитие способностей, которые помогают приближаться к цели, несмотря на препятствия. Воля помогает человеку не просто совершать новые и новые попытки достичь цели. Одновременно с совершением таких попыток человек приобретает новые возможности, знания, соратников. На этом пути он обретает не только нужные ему способности и отношения. Он развивает дополнительно те полезные качества и отношения, к которым непосредственно не стремился. Всем этим он тоже обязан воле. Отсутствие же воли ведет не только к потере имеющихся способностей, которые притупляются, не проверенные препятствиями, но и препятствует новым приобретениям. Кроме того, соратники уходят к более упорным и успешным людям. Уже очевидно, что воля предназначена для укрепления целей. Но это не значит, что воля — инструмент, превращающий цель в Догму. Человек с сильной волей может измениться, поменять 83 свои цели. Однако он делает это сам, и его воля не слабеет. Для него цели — то, на чем он концентрирует все силы. Вместе с тем они не являются предметом фанатичного поклонения. Человек понимает, что его представления о том, к чему стремиться, меняются и уточняются в процессе достижения. В этом отличие волевого человека от слабого. Когда человек слаб, его цели меняются под воздействием внешних обстоятельств. Причем, поскольку каждая его новая цель не является истинной, она «отщипывает» для себя еще кусок воли. В результате слабеет воля, предназначенная для истинных целей. Самостоятельно отказаться от ложных целей и убеждений слабый человек не может из-за страха перед возможными трудностями. Выбор воли помогает человеку быть упорным. Упорство — это способность сохранять верность цели. Это возможность и желание выбирать все новые и новые пути к цели, несмотря на неудачи и препятствия. Отсутствие воли выглядит как упрямство, поскольку может быть связано с отстаиванием убеждений, но не с достижением целей. Упрямство проявляется двояко. Оно может выглядеть как слепое следование убеждениям, подменяющим цели. Кроме того, упрямство — это следование безуспешным способам преодоления препятствий на пути к целям. Воля помогает пережить поражения и неудачи, если они случаются. Она является инструментом, действующим вместе с верой. Воля помогает помнить о том, что поражения — разновидность препятствий. Поражения, как и препятствия, являются свидетельством активности, так как не проигрывает только тот, кто бездействует. Поражения, как и препятствия, являются свидетельством уровня, величины цели, поскольку не проигрывает только тот, кто не ставит перед собой задачи, требующие значительных сил. Поражения, как и препятствия, являются стимулом для развития, поскольку указывают на недостаточные способности. Причем речь идет не о способностях вообще. Поражения, какими бы они ни были, не могут быть свидетельствами общей несостоятельности. Поражение — только следствие владения таким способом действия, который не привел к успеху в данном случае. При этом данный способ действия наверняка успешен в какой-либо другой ситуации. То есть поражение указывает только на то, что человек выбрал не тот инст 84 румент для достижения цели. Но оно никак не может судить о качестве самого инструмента. Например, то, что данная книга не содержит инструкций по противопожарной безопасности, не означает, что это плохая книга*. Поэтому число поражений равно числу дополнительных способов действовать. Эти способы могут быть использованы впоследствии, в соответствующих им ситуациях. Большое количество поражений — скорее свидетельство неумения выбирать нужный способ действия, чем показатель некачественности самого способа. Рассматривая поражение именно так, человек может извлечь из него дополнительную возможность. Это возможность научиться действовать более гибко, применять те средства, которые больше подойдут для успеха. Таким образом, поражения являются лишь формой совершенствования, информацией о том, как не следует действовать в конкретной ситуации. Воля помогает видеть в поражении не конец пути к цели, а новое начало. Воля помогает не бояться поражений, а действовать, даже когда они возможны. Тем самым она позволяет избегать консерватизма, застоя, стереотипов. Воля помогает рисковать. Она побуждает использовать имеющиеся способности и достижения, вместо того чтобы позволять им гнить и атрофироваться во имя сохранения. © Образы: стальной стержень вместо позвоночника, корсет на теле; лев и заяц — лев без колебаний и увиливания стремительно двигается к цели, а заяц в попытках избежать опасности попадает в западню; обучение ходьбе, изучение букв алфавита и освоение вождения машины, которые из непостижимых, непонятных занятий превращаются в подсознательные навыки; лебедь, рак и щука из басни Крылова. ? Вопрос: Я найду силы или окажусь слабее препятствий? Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно беречь силы. Действительность: Нужно искать силы. Призыв: Отсутствие сил не означает отсутствие возможностей. Найдите силы для преодоления препятствий. К Инструкции: Устраняйте колебания при любом выборе и сожаления после выбора. * К сожалению, большинство книг так и оценивают. Да и не только книг... миссия (служение) versus работа (служба)* Мое послание — моя жизнь. Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как. Махатма Ганди Фридрих Ницше О, если бы раздался тайный глас и мне открыл, зачем родили нас, Я был бы счастлив при любом ответе, а вот рыдаю тысячами глас. АбуАли ибн Сина Не знаю, каким будет ваше предназначение, знаю одно: по-настоящему счастливы будут только те из вас, кто научится служению. Альберт Швейцер Бог обязан действовать, обязан излить Себя в тебя, как только Он увидит, что ты к этому готов. Экхарт Слово «миссия» имеет религиозную окраску, так как именно религия предлагает человеку взять на себя некую миссию, то есть стремиться к некой цели, идущей от Бога. Здесь под миссией понимается достижение своей цели, которая приравнивается к целям сверхчеловеческого порядка. Слово «работа» подразумевает обычно любую деятельность. Здесь под работой понимается деятельность, не связанная с собственными целями. 86 Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие — в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно. Бхагавад-Гита Мне более страшно не успеть помолиться, чем не получить ответа на молитву. Аль-Хаиз МИССИЯ РАБОТА Вы делаете только то, что соответствует вашим целям и только на это тратите свои силы и время. Вы относитесь к своим целям и действиям как к откровению свыше, как к чему-то уникальному, восхитительному, как к предназначению, к призванию, к посланию миру, людям. Ваша деятельность всегда приятна для вас. Если работа мешает целям, вы отказываетесь от нее. У вас есть все возможности, чтобы прийти к состоянию спокойствия, смысла и правоты. К выполняемым действиям вы часто относитесь как к повинности, которая исполняется из-за определенных жизненных обстоятельств, то есть вынужденно. Ваша деятельность не всегда приятна для вас. Вы не рассматриваете то, что делаете, как достойное восхищения, уникальное. Если ваши желания мешают работе, вы отказываетесь от желаний. Свои силы вы тратите почти всегда на то, что вам самому не нужно, нередко испытывая слабость. При желании вы сможете избавиться от тревоги и внутренней неуверенности, получить лучшие условия для деятельности. Это выбор того, что делать и как к этому относиться. Он подразумевает две составляющие — «что делать» и «как относиться к тому, что делаешь». Он осуществляется тогда, когда человек узнает о том, что помимо навязанных целей у него есть собственные цели и что он может их найти. Кроме того, этот выбор осуществляется тогда, когда человек уже знает свои истинные цели. В обоих случаях человек встает перед выбором — достигать целей или отказываться от них. Выбор того, какие действия человек предпочитает выполнять, тесно связан с отношением к этим действиям — второй составляющей выбора. Выбор миссии предполагает прежде всего выполнение только тех действий, которые соответствуют целям. Вторая составляющая выбора миссии — отношение к целям и действиям. Для человека они становятся выражением абсолютной истины, предназначением. Цели и действия приравниваются им к призванию, если он атеист, и к «божьему промыслу» — если он верующий. Выбор работы предполагает выполнение действий, которые соответствуют целям другого человека и приближают эти цели. Выбор работы ведет к тому, что человек относится к выполняемым действиям как к повинности. Эта повинность исполняется из-за определенных жизненных обстоятельств, то есть вынужденно. Выбор миссии предполагает, что человек начинает рассматривать то, что он делает, как нечто уникальное, восхитительное. Он воспринимает каждое свое действие как послание миру, людям. Причем именно он определяет, что его послание имеет огромное значение. Все, что он делает, рассматривается им как претворение в жизнь истины. Только так он обретает веру в то, что он делает. Только так он получает силу, чтобы преодолеть препятствия и неудачи на пути к цели. Выбор работы предполагает, что человек перестает рассматривать то, что он делает, как нечто достойное восхищения. Работа не может быть чем-то уникальным, поскольку представляет собой выполнение стереотипных, структурированных извне действий. Все, что делается во время работы, служит целям других людей и потому называется службой. Выполняя работу, конечно, можно тешить себя мыслью о благих результатах, которые она несет окружающим. Но вместе с тем время, затраченное на нее, украдено у миссии, которую человек может 88 выполнить. Выполняя работу, человек теряет веру в собственные цели и возможности. Он тратит силы, все более и более связывая себя с привычными и гарантированными условиями жизни — платой, которую ему дают за то, чтобы он потратил свою жизнь на служение чужим целям. Однако это вовсе не означает, что, предпочитая миссию, человек отказывается работать. Он использует работу как источник средств для выполнения своей миссии, если это ему необходимо. В случае если работа препятствует его миссии, он делает выбор в пользу миссии. Предпочитая работу, человек не может использовать ее. Он сам используется работодателем. При этом работодатель достигает своих целей при помощи человека, выполняющего работу. Вознаграждение, полученное во время работы, никак не связано с миссией работника. Если работа мешает его миссии, он отказывается от миссии. Выбор миссии дает возможность иначе воспринимать дости-' жение своей цели. Она дает возможность видеть свою цель как откровение свыше. Такой выбор позволяет иначе воспринимать и действия на пути к цели. Свои действия миссия помогает видеть как реализацию предназначения, как совершенствование. Причем только такой подход дает возможность достичь своих целей. Если кому-то подобная оценка своих истинных целей кажется завышенной, то он, скорее всего, не достиг понимания этих целей. Истинная цель и есть предназначение человека, а ее реализация — служение этому предназначению. Выбирая служение цели, человек выполняет миссию, посвященную самому себе. Выбор миссии позволяет уже в начале действия получить преимущество перед теми, кто выбрал работу. Миссия предполагает действия, соответствующие склонностям человека, она эмоционально окрашена, поскольку значима для него. Работа предполагает действия, которые не зависят от склонностей человека. Ее эмоциональная окраска случайна. Считается, что человеку повезло, если работа совпадает с его увлечением. Миссия предполагает творчество, нестандартный подход, она нацелена на развитие возможностей человека, а работа — стереотипное механическое выполнение инструкций. Миссия выполняется во время и в темпе, которые удобны человеку. Работа требует темпа и времени, необходимых работодателю. Миссия приводит к результатам, 89 которые человек использует по своему усмотрению. Работа отнимает у человека результат его действий. Лишь частично человеку возвращают созданное им в виде зарплаты, гарантий и льгот. Миссия придает спокойствие и уверенность, поскольку человек воспринимает то, что делает, как истину. Миссия придает независимость, поскольку человек не может быть лишен ее кем-то не по своей воле. Работа сопровождается постоянной тревогой. Она требует угодливости перед работодателем. И то и другое объясняется тем, что наличие и условия работы зависят только от работодателя и никак не определяются способностями работника. Миссия дает смысл, работа — только порядок. Миссия позволяет человеку действовать так, как будто за ним стоит как минимум истина, а как максимум — все силы мироздания. Работа позволяет опираться в своих действиях только на свои практические навыки и на эфемерную поддержку работодателя. Выбор миссии позволяет человеку существенно экономить свои силы и время. Он использует их только для выполнения действий, связанных с миссией. Если действия не связаны с миссией, то человек их не выполняет. Тем самым он сохраняет силы и время, воздерживаясь от ненужных действий. Сохраняемые силы используются для последующих нужных действий. Освобождающееся время используется для того, чтобы выяснить, что необходимо делать. Вместе с тем такой человек способен бездействовать и не испытывает «зуда» делать хоть что-нибудь. Он не ограничен убеждениями типа «бездельничать стыдно». Он бездействует в ситуациях, когда он не знает, что делать для выполнения миссии, или тогда, когда сама миссия требует бездействия. То есть когда такой человек не знает что делать, он не делает ничего до тех пор, пока не будет знать. Выбор работы не позволяет человеку распределять свои силы по собственному усмотрению. Ему приходится их тратить в связи с требованиями работы, которые не зависят от его собственных целей. Поэтому даже если действия не связаны с целями человека или противоречат им, ему приходится затрачивать на них силы. Причем это те силы, которые могут быть потрачены на свои цели. То есть такой человек отнимает силы у собственных целей. В результате силы и время, которые будут необходимы для достижения своих целей, растрачиваются попусту. Кроме того, выбор ра 90 боты требует постоянно действовать. Такой человек стремится реализовать свое убеждение: «Не работать — плохо, аморально, только работа приводит к успеху». Поэтому выбор работы сопровождается постоянными действиями, зачастую переходящими в «озабоченную суету». Эти действия выполняются нередко просто для того, чтобы что-то делать. В случаях, когда такой человек не знает, что делать или должен сохранять бездействие, он продолжает совершать хаотические поступки, чтобы не сидеть просто так. Миссия дает ощущение правоты. Она дает человеку право на все, что необходимо для достижения цели. Поэтому человек, выполняющий миссию, приобретает право просить то, что ему необходимо, и принимать это, не чувствуя себя должным. Работа лишает ощущения правоты, поскольку условия ее выполнения определяются работодателем. Работодатель, в свою очередь, требует не только работы. Он хочет благодарности, страха и зависимости за создание условий работы. Человек, выбирающий работу, в лучшем случае осмеливается просить об улучшении ее условий. При этом он никогда не может просить о том, что связано с его собственными целями. Человек, выбирающий миссию, привлекателен для потенциальных союзников. Это те люди, которым близки его цели. Кроме того, подобный человек притягивает к себе тех, кто не имеет своих целей и готов заменить их целями других. За ним следуют, ему верят и помогают, он вызывает положительные эмоции. Человек, выбирающий работу, привлекателен только для работодателя. Его легко меняют на другого работника, требующего меньших условий работы и более талантливо демонстрирующего зависимость. Выбор миссии предполагает смирение перед своим предназначением. При этом под смирением понимается не самоуничижение и не религиозный экстаз отречения. Смирение — сердцевина миссии. Это полная преданность своим целям. Это осознание своего предназначения как единственного достойного пути. Это осознание себя, своих способностей как орудия для достижения цели. Смирение перед своей целью позволяет отсечь все постороннее. Оно помогает сосредоточиться и услышать голос интуиции. Смирение дает возможность сохранить силы, необходимые для действия, и использовать их по назначению, поскольку освобождает от хвастовства, пустословия и лишних действий. Выбор работы подменяет смирение гордостью и агрессивностью в отстаивании условий своей жизни. Смирение же при этом воспринимается как принадлежность религиозного фанатизма, как слабость. Для такого человека смирение равно неполноценности, а агрессивность соответствует силе и достоинству. Причем он совершенно не обращает внимания на то, что агрессивность не направлена на достижение целей. Ш Крест Жил некогда один человек. Ему казалось, что судьба слишком несправедлива к нему, все время он жаловался на свою тяжелую долю. Но однажды, когда у него случилась какая-то крупная неприятность, он не выдержал и воскликнул: «Господи, ты дал мне слишком тяжелый крест!» Тогда явился господь и сказал: «Пойдем, я дам тебе такой крест, который ты захочешь». И он привел этого человека в огромный зал, где было много разных крестов: больших, маленьких, золотых, серебряных, деревянных. Человек долго ходил, пробовал кресты на ощупь, на вес, смотрел на их форму и материал. Долго ходил он и наконец подошел к одному кресту и сказал: «Господи, дай мне этот крест». Тогда Господь улыбнулся и сказал: «Но это и есть твой крест». О Образ: Поезд, на котором можно добраться до цели значительно быстрее, который идет по некоему заданному маршруту, определяемому рельсами. ? Вопрос: Я делаю это, следуя призванию, высшей цели или нет? <ф[ Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно увидеть свою цель в общих (поощряемых, достойных) целях. Действительность: Нужно увидеть свою цель и отвергнуть общие цели.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!