Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 3 страница



2. В качестве настроя на правильное действие перед действием, взаимодействием, предполагаемым переживанием. В результате человек получает дополнительную возможность успешно ориентировать свой выбор. 3. Как ориентир к верному предпочтению во время действия, переживания, взаимодействия. В результате человек получает возможность скорректировать выбор в процессе действия. 4. Как контроль правильности сделанного выбора после действия, переживания, взаимодействия. В результате человек получает возможность быстро определить ошибочные, неверные для себя предпочтения. Обратите внимание, что сами по себе данные призывы не рассчитаны на получение результата. То есть от произнесения призыва с любым настроем и сосредоточением ничего не изменится (кроме настроения, веры, уверенности). Это только вспомогатель 27 ный инструмент. Не следует преувеличивать или принижать их значение. Их можно (но не обязательно) использовать. Эффект от них получат люди с определенными особенностями внутреннего мира. Они не лучше и не хуже тех, кому эти призывы не покажутся полезными. Итак, ваша цель — попробовать применить это с пользой для себя. — инструкция. Выполнение инструкций направлено, во-первых, на сбор информации для анализа своего выбора. Во-вторых, инструкции способствуют формированию желаемых предпочтений. Все инструкции составлены так, что, выполняя их правильно, человек неизбежно совершает определенные действия, испытывает соответствующие переживания, определенным способом взаимодействует с людьми. Все это облегчает исследование конкретного выбора и изменение его в верном направлении. Необходимо понимать, что это только часть инструкций по изменению выбора. Полный набор инструкций дается на тренинге АФП вместе с другими способами анализа и формирования предпочтений. Кроме того, вовсе не обязательно выполнять все инструкции, особенно если у вас нет проблем с соответствующим выбором. И главное — инструкции бесполезно выполнять, если это нарушает ряд правил: 1. Сохранение в тайне для окружающих связи своих действий с АФП. 2. Сохранение своей жизни и здоровья. 3. Неприкосновенность жизни и здоровья окружающих. 4. Сохранение общественного порядка и уклада. 5. Недопущение действий, имеющих главной целью произвести определенное впечатление (шокировать, возвыситься и т. д.). 6. Безразличное отношение к инструкции. 28 Если людям предложат выбирать между счастьем и несчастьем, они скорее всего выберут второе, потому что они слишком много в него вложили. Ошо Единственное, в чем у нас нет выбора, так это в необходимости выбирать. Роберт Энтони Из всех способностей, которыми обладает человек, одной из самых важных является способность делать выбор. Она помогает предпочесть нечто желаемое и отвергнуть ненужное. То, что человек из себя представляет, может зависеть от разных причин. Но всегда одной из этих причин, как правило главной является сумма выборов, которые он сделал в течение своей жизни. Выбор определяет жизнь от начала до конца. Только три вещи человек не может выбрать свое рождение, свое тело и свое предназначение. Все остальное — полностью результат его выбора. Это его цели, его действия, его убеждения, его чувства, его отношения, его способности. Это его видение самого себя, других людей и мира. Это его силы и понимание, это его воля и вера. Каждый сделанный выбор — это кирпичик в здании жизни. Нравится ли человеку то, что он имеет или нет — это уже результат того, что он выбрал. Что бы человек ни имел, это результат того, что он принял и сделал для этого. Отсутствие выбора — это «застывшие» цели и убеждения, на которые не влияет реальная жизнь. Это постоянное предпочтение определенного поведения. Это однотипное реагирование на разнообразие происходящего. Это шаблонность и стереотипность событий и ситуаций в жизни человека. Состояние отсутствия выбора здесь называется зависимостью. Зависимость — это принятие решения при отсутствии альтернатив, то есть без выбора. Такое решение суживает разнообразие того, как себя 29 вести, что чувствовать, как думать, к чему стремиться. При зависимости нет вариантов. Она предполагает автоматическое решение. Человек может осознанно или неосознанно попытаться освободиться от зависимости. Для этого он ищет другие варианты решения, то есть пытается создать ситуацию выбора. Но зависимость насильственно склоняет его к тому, что ей угодно, то есть лишает выбора. Зависимость — это принятие решения в соответствии с убеждениями, а не в связи с целями. Зависимости не важно, ведет ли решение к цели человека, к его счастью, гармонии, к самосовершенствованию. Она предпочитает подтверждение самой себя и лежащих в ее основе убеждений. Эта книга и система АФП предлагают выявить и изменить ситуации, в которых человек является зависимым, то есть не имеет нужного выбора. В таких случаях человек раз за разом получает то, что ухудшает его жизнь, препятствует счастью, гармонии, самосовершенствованию. Но не смотря на негативный результат, он снова и снова продолжает действовать так, как и раньше. Такое происходит, когда выбор человека зависим, то есть постоянно совершается для соответствия его убеждениям, выполнения ролей. Выбор также может служить удовлетворению целей других людей. В любом случае, такой выбор постоянно отдаляет человека от его собственных целей, препятствуя счастью, самосовершенствованию. В книге пойдет речь об основных ситуациях, в которых возникают проблемы с выбором. Каждый выбор, который будет подвергнут анализу и возможному изменению, может быть основой для зависимости. О зависимости можно говорить, когда выбор становится стереотипным, автоматическим. Это происходит, когда человек раз за разом выбирает одно и то же независимо от реальности. При этом он может основываться только на том, что в его опыте есть подтверждение успешности такого выбора в прошлом. Он может также выбирать нечто в соответствии со своими убеждениями, пытаясь подтверждать их, вместо того чтобы достигать других целей. Оказавшись зависимым, человек сначала может не замечать никакого вреда от этого и даже положительно оценивать происходящее. Его жизнь становится определенной, предсказуемой и ясной в той области, которую зависимость берет под контроль. 30 Человеку не надо решать, что выбрать, — зависимость сама определяет его поведение. При этом подтверждаются убеждения, лежащие в основе зависимости. Он испытывает заранее известные эмоции и ощущения. Это дает осознание правильности происходящего. Оно подтверждается достижением гарантированного результата. Такова первая стадия зависимости. Цели, которые в это время достигаются, понятны. Они не требуют дополнительного поиска. Действия, которые от человека ожидаются, стереотипны и не требуют развивать способности, искать новые решения. Иными словами, человек на этой стадии получает от ситуации отсутствия выбора результаты, которые оценивает позитивно. Зависимость помогает ему использовать и подчеркивать то, что он умеет. Она обращается к тому, что у него есть. Если человек переживает эмоции, то лишь те, которые уже переживал. Зависимость требует достижения целей, на пути к которым не нужно перенапряжение, преодоление трудностей. Одновременно она закрывает от человека его слабые стороны, помогает ему воспринимать действительность иллюзорно. Однако период спокойствия и эйфории неизбежно подходит к концу. Рано или поздно человек пресыщается тем, что у него есть, и начинает хотеть большего — стремиться к чему-либо новому, развивающему его способности, и пытается изменить свой выбор. При этом он наталкивается на препятствия, выстроенные зависимостью. Это, например, убеждения, которые противоречат любым поступкам, кроме тех, которые соответствуют зависимости. Она любыми средствами заставляет человека находиться в «застывшем» состоянии. Это состояние делает невозможным любые изменения, кроме угодных зависимости. То есть человек становится ограничен в своем выборе и, соответственно, в своих действиях в пределах зависимости. Как только он осознает неприятность этого положения и понимает ограниченность, пределы возможного, установленные зависимостью, он переходит к следующему этапу взаимоотношений с ней. Этап* бездумного, стереотипного, зависимого выбора за- * Книга ставит главной задачей сделать этот этап как можно короче. Для этого в ней представлено множество выборов, охватывающих большую часть сторон жизни. 31 канчивается, как только человек осознает, что негативные стороны зависимости превышают позитивные. Вторая стадия — контрзависимость. На ней человек изыскивает возможности, чтобы выбрать то, что зависимость выбрать не позволяет. Для этого он начинает искать способы противостояния зависимости. Он определяет способности, которые у него есть, и начинает испытывать потребность в способностях, которых пока не имеет. Основная задача этой стадии — развитие новых способностей. Это необходимо, поскольку при попытках изменить свой выбор только на основании имеющихся способностей человек уступает зависимости. Он испытывает слишком сильные негативные эмоции, не выдерживает противоречия с убеждениями. Он сталкивается с невозможностью отказаться от навязанных обязанностей, с непониманием, осуждением, противодействием и одиночеством. Оказывается, что без дополнительных сил, понимания и новых способностей он не в состоянии освободиться от зависимости, от навязанного выбора. Стадия заканчивается, когда человек достигает таких возможностей, чтобы начать активное освобождение от зависимости. Если человек не чувствует себя готовым к развитию способностей, конкурирующих с зависимостью, он возвращается на первую стадию. В случае успешного их развития — переходит на третью стадию. Третья стадия — война за независимость, приобретение права свободного выбора. Она характеризуется прямой войной с зависимостью, в которой человек использует то, что приобрел на второй стадии. Начало стадии связано с любыми действиями или мыслями, которые противоречат зависимости. Стадия состоит из действий и попыток удержать выбор, отличающийся от предложенного зависимостью. А завершается она либо победой над зависимостью, либо поражением. Победа — это создание альтернативных выборов, которые устраивают человека, а не являются пустой формальностью. Поражение — это возвращение к выбору, который представляет зависимость. В первом случае человек переходит на четвертую стадию, а во втором — возвращается на вторую, где ищет новые возможности. Четвертая стадия — взаимодействие с зависимостью. Она начинается с опустошения, во время которого человек воспринимает себя как одинокого, непонятого близкими, лишившего- 32 ся смысла и радости. Это связано с тем, что он утрачивает общество людей, которые имели те же цели, убеждения, что и он, когда был зависимым. Эти люди продолжают действовать без выбора, думать по-прежнему и стремиться к тому же самому. При этом те действия, которые они предпринимали на третьей стадии, чтобы вернуть освобождающегося от зависимости в свое общество, оказались безуспешными. Они оставляют его в одиночестве. Другие люди заняты достижением собственных целей. Некоторые из них зависимы от чего-то другого, другие осознанно стремятся к собственным целям. Задача человека — не приобретать новую зависимость, примыкая к целям и убеждениям кого-то другого. На этой стадии он ищет свои собственные цели и использует полученный ранее опыт. Кроме того, человек осознает причины появления зависимости, ее закономерности. Он пытается извлечь из зависимости пользу, а не отрицать ее. Для этого он ищет возможности испытывать зависимое поведение и убеждения тогда, когда это выгодно. Он пытается применить опыт, полученный во время зависимости. Он пробует использовать воспоминания о зависимости как «опознавательный знак», который не допускает к нему другие зависимости. В результате человек приобретает возможность использовать выбор, который предоставляется зависимостью, обогащая им те варианты, которые у него имеются. Он принимает качества и способности, которые в нем развила зависимость, вместо того чтобы отрицать их или воевать с ними. Эта стадия наиболее продолжительна. Во время нее человек использует то, что приобрел во время зависимости, интегрируя это с другими сторонами самого себя и вновь обретая целостность и смысл. Если человек не переходит через этап утраты, одиночества, отрицания зависимости, то возвращается на третью стадию. Кроме того, у него появляется тенденция к переходу на вторую и далее первую стадии. Если человек находит собственные цели и обучается использовать зависимость, то приобретает возможность развить в себе качества, замещенные зависимостью. В итоге он отказывается от зависимости, то есть обретает цельность и внутреннюю гармонию. Эту часть раздела можно не читать без всяких опасений. Она -для тех, кто хочет знать, что АФП предлагает кроме определения и изменения своего выбора. Забегая вперед, ко второй части теории АФП, ограничения выбора и зависимость можно объяснить несколько иначе. Совершая выбор, человек предпочитает либо одно направление своей жизни, либо противоположное. Это определяется целями, которые достигаются в течение жизни*. Если цель предполагает радость от совершения действия, наполняет человека силой, смыслом, сопровождается развитием способностей, приводит к сотрудничеству и не вступает в противоречие с общечеловеческими ценностями, то она может быть названа истинной. Ложная цель предполагает удовольствие от бездействия, ведет к деградации или не помогает развитию способностей. Она приводит к разрывам отношений, одиночеству, разрушает мир и самого человека. Предпочитая истинную цель, человек совершает свободный выбор. Зависимый выбор — результат предпочтения ложной цели. Можно сказать, что, совершая выбор, человек «открывает дверь» в сторону цели — истинной или ложной. Это выглядит так, как показано на рис. 1. Рис. 1 Обладая свободным, независимым выбором, человек находится в естественном состоянии доступа ко всем своим возможностям и силам. Такое состояние можно назвать состоянием «полета», «нахождением в течении». Сточки зрения автора, че- Здесь дается схематичное объяснение цели человека. Полностью этот вопрос исследуется во второй книге теории АФП — «Путь совершенства, или искусство достижения цели». 34 ловек, который совершает свободный выбор, оказывается в естественном трансе. Состояние естественного транса является рабочим для достижения истинной цели, из него человек черпает необходимые ресурсы, информацию. Это состояние связи человека со всем, что может быть необходимо для познания и выполнения своего предназначения. Ограничивая свой выбор, входя в состояние зависимости, человек идет в противоположном направлении. Он покидает естественное состояние транса, поскольку уходит от свободного выбора, движения к истинной цели. В результате человек начинает «задыхаться» в выбранной им жизни. Он пытается вызвать естественный транс, потому что чувствует, что движение в ту сторону, для которой он создан, остановилось. Потребность в естественном трансе инстинктивна, глубинна, так как это потребность достичь истинной цели, выполнить предназначение. Но естественные пути к трансу оказываются недоступны из-за ограничений выбора. Пути закрыты, а потребности остаются. Тогда, не меняя выбора, продолжая сохранять зависимость, человек стремится иначе войти в состояние, в котором испытывает потребность, «голод». Единственная возможность, которая у него остается, — имитировать транс, получить его суррогат. И человек находит искусственные пути входа в транс — химические, эмоциональные, поведенческие. Каждый из путей соответствует той или иной зависимости. Но такой транс не открывает доступ к желаемым силам, информации, напротив, он «питает» зависимость. 35 Итак, естественный транс питает свободный выбор, расширяя его, а искусственный питает зависимый выбор, сужая его. Таким образом, человек реализует потребность в свободном выборе и естественном трансе как средстве достижения свободного выбора через искусственный (например, химический) транс, все больше впадая в зависимость и получая все меньше удовлетворения от своих химических трансов. Естественная потребность в трансе связана с естественной потребностью в достижении истинной цели и свободе выбора. Поэтому суженный выбор человека формирует у него потребность в состоянии транса, расширении выбора, которая со временем возрастает все больше. Так создается замкнутый круг зависимости. Каждый человек имеет какие-то ограничения в некоторых областях своей жизни, связанные с сужением выбора. Все эти случаи можно назвать зависимостью. С точки зрения автора, не бывает «хороших» зависимостей. Каждая уводит человека с необходимого, предназначенного для него пути в свою сторону, в свой тупик, ограничивает те или иные возможности и способности человека, препятствует развитию и совершенствованию. Каждая зависимость — это украденный кусок счастья, свободы, гармонии, цельности. Поэтому путь к себе, к самосовершенствованию, к смыслу, к счастью — это путь освобождения от зависимостей и ограничений выбора. И наоборот, освобождение от зависимости немыслимо без путей поиска смысла, счастья, самосовершенствования. Задачей этой книги является описание лишь начала такого пути — этапа анализа своего выбора и замены ограничивающего, зависимого выбора на свободный. Дальнейшие действия описаны во второй теоретической книге по АФП, посвященной формированию предпочтений, истинным, демонстрируемым, достигаемым и ложным целям человека, а также способам их достижения. 36 В то же время очевиден факт, что далеко не все зависимости и ограничения выбора приводят к заметным жизненным катастрофам. Только часть из ограничений выбора приносит очевидные страдания и ведет к проблемам — те, что заметно влияют на здоровье, жизненные достижения. Зависимости могут иметь разное значение как для человека, так и для его окружения. Это связано отчасти с тем, что разные выборы в разное время для разных людей имеют неодинаковое значение. Выбор в одной области может по важности превзойти все остальные. В итоге одна часть зависимостей оборачивается трагедией, другая — неудобством, причем не всегда заметным. Наиболее значимые зависимости перечислены ниже (см. стр. 38). Несмотря на внушительность списка, это лишь верхушка айсберга по имени «зависимость». Но и среди них, пожалуй, только алкоголизм, наркомания и отчасти культизм считаются нежелательными и от них хотят избавиться или избавить. Однако в любом случае непонимание сути зависимости, отсутствие изменений выбора, война с болезнью, симптомом (тягой к алкоголю, запоем, похмельем и т. д.) имеет печальные последствия. Зависимость или вообще не излечивается, или мимикрирует (переходит из одной формы в другую: «был алкоголиком — сталтрудоголиком»). Один из возможных выходов — воздействие на суть зависимости — на ограниченный выбор. Именно к этой благородной и благодарной задаче призывает вас эта книга. И главное: автор отдает себе отчет в том, что, несмотря на достаточную эффективность АФП, далеко не все люди с выраженными формами зависимости (алкоголизм, наркомания, культизм, неврозы) будут пользоваться этой книгой или обратятся к помощи специальных тренингов. Основные надежды автора связаны со здоровыми людьми. Это те люди, чьи ограничения выбора приносят неудобства, от которых пока можно «отмахнуться» — ощущение внутренней несвободы, эмоциональной неудовлетворенности, пустоты, серости, бессмысленности жизни. И именно состояние неудовлетворенности от замены истинной цели наложные, навязанные и может привести таких людей к этой книге и к АФП. И если так случилось именно с вами, примите мои поздравления. 37 НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ЗАВИСИМОСТИ Зависимости от веществ, вызывающих химический транс и иллюзию свободного выбора   Зависимости от способов жизни (поведения), вызывающих иллюзию свободного выбора 1. Алкоголизм 1 Культизм (сектантство)   2 Зависимое пищевое поведение (ожирение, склонность к диетам, голоданию)   3 Гемблинг (зависимость от азартных игр)   4 Кибераддикция, виртуальная зависимость (серфинг в Интернет, хакинг, компьютерные игроманы) 2. Наркомания 5 Трудоголизм (синдром профессионального сгорания)

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!