Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 6 страница



Поскольку на это ответа у искателя истины не нашлось, он последовал дальше. Скоро он увидел толпу крестьян. Они сидели в канаве, дрожа от страха. — Чего вы боитесь? — спросил их путник. — Вон того чудовища, — крестьяне указали на огромный арбуз, который рос посреди поля. — Оно становится все больше и больше. Скоро чудовище непременно убьет нас всех. — Все не так! — горячо возразил первый искатель истины. - Сейчас я скажу то, что избавит вас от страха! — Лучше убей его или прячься, пока в канаве есть место! Путник молча подошел к арбузу, отрезал кусок и начал есть. Увидев это, крестьяне в ужасе разбежались. — Сейчас он и нас убьет! — кричали они. Тогда путник понял, что жить с дураками можно, только думая и действуя как дурак. Прожив в этой стране до смерти, он смог сделать разумными несколько дураков. Постепенно он достиг Истины и познал свой Путь. Тем не менее дураки запомнили его только как победителя чудовища. Они называли его Пожирателем Арбузов. Пытаясь достичь его ума и силы, они упорно рубили и поедали арбузы. Второй искатель истины повсюду искал Духа Водопада. Он обошел все водопады и места под названием Водопад. Нигде Духа не было. Дойдя до отчаяния, он рухнул ниц и взмолился: «Я никуда не уйду до тех пор, пока Дух не явит: ся мне и не скажет, как мне найти мой путь». Дух тут же появился. Он рассказал второму путнику, какие он должен выполнять упражнения, чтобы найти свой путь. Несколько лет ушло у человека на освоение упражнений. В конце концов он достиг Истины. Его настойчивость и целеуст- 61 ремленность восхищала окружающих. Многие умные люди стали его последователями и тоже осваивали упражнения Духа Водопада. Но им не удалось добиться тех же результатов. Когда они встречались с последователями Пожирателя Арбузов, то спорили до хрипоты о том, чей метод эффективнее. — Нужно правильно есть арбузы! — кричали дураки. — Нужно настойчиво и целеустремленно осваивать упражнения Духа Водопада! — отвечали им умные. Но ни те, ни другие так и не достигли истины. Ш Притча «Младшая дочь короля» Жил-был король, который считал свои убеждения и истину синонимами. Это подтверждали его успехи. На неудачи же король просто закрывал глаза. Было у этого короля три дочери. Когда они подросли, он пригласил их к себе и молвил: — Я — обладатель несметного состояния. Десятая его часть навсегда сделает любого человека богачом. Я дам каждой из вас треть. От меня вы получили жизнь. От меня — воспитание. От меня же — власть и богатство. Только от меня зависит, что с вами будет. Значит, я — владелец вашей судьбы. Две дочери преклонили колени, полные радости. Их позы и каждое слово выражали полное согласие и обожание. Только третья дочь не смогла удержаться и сказала: — Это, конечно, здорово. Но я не могу согласиться с тем, что моя судьба всегда зависела, зависит и будет зависеть от твоей воли. — У тебя будет шанс убедиться в этом, — немедленно отреагировал король. — Заточите ее в одиночную камеру. Ты будешь сидеть в ней по моей воле, но не по своей глупости, поскольку я мог бы простить тебя. Это будет хорошим доказательством того, что твоя судьба зависит от моей воли. Пока послушные дочери короля жили, предаваясь наслаждениям, их непокорная сестра страдала в обществе пауков и крыс. Все были уверены, что она совершила нечто плохое, раз вызвала на себя такой гнев отца. С годами принцесса слабела и хирела, но не покорялась воле отца. Потеряв терпение, он изгнал ее из королевства в дикую пусты 62 ню — место, где по преданиям жили только беглые каторжники и колдуны. Сначала принцессе пришлось туго. Особенно страшно было по ночам. Но постепенно она приспособилась к новой жизни. Пещера заменила ей дворец, ключевая вода — изысканные вина, дикие фрукты — королевские яства. Она поняла, что тепло ей может дать солнце, а музыку — птицы. Через некоторое время она увидела, что все, что составляет ее новую жизнь, находится в гармонии, не зависимой от желаний короля-отца. Одним прекрасным утром принцесса увидела человека. Это был очередной изгнанник, который не подчинился воле короля. Они полюбили друг друга и стали жить вместе. Пещера принцессы стала основой города, который они решили построить в некогда дикой пустыне. Постепенно к ним присоединялись другие изгнанники. Оказалось, что большинство из этих людей способны на многое, если им не мешать. Результатом их усилий стал чудо-город. Его могущество, красота и темпы развития были столь велики, что все слухи и сказки о городе сразу становились правдой. Все жители единогласно решили, что изгнанная дочь короля и ее муж будут правителями города. В конце концов слава о городе дошла до отца принцессы. Он решил посетить чудо-город и увидеть его правителей, которые были известны своими мудрыми решениями. Когда он был принят, то увидел свою дочь. — Каждый человек имеет свою судьбу и свою возможность выбирать, — вот все, что сказала ему она. €> Образы: перекресток, куда съезжаются все машины; земная ось, вокруг которой крутится земля; зерно, которое при помещении в соответствующие условия превращается в дерево, лягушка, которая, сбрасывая кожу характера, становится принцем. ? Вопрос: Я делаю это для себя или для кого-то другого? ^ Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно делать как все (как лучшие люди) и (или) для всех (для лучших людей). Действительность: Нужно действовать для себя (своих целей). Призыв: Сделай себя своей целью! Всегда будь собой! Инструкция: Регулярно находите то, что вы хотите сделать для себя лично, для своего роста и развития, и делайте это. вера (доверие) versus сомнение Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем... Многоветвист разум тех, кто нерешительны. Бхагавад-Гита Сама вера и есть Бог. Ален (Эмиль Огюст Шартье) Мой жребий низок, мое предназначение высоко, но я уверен в одном: Богу приятно слышать меня, хотя глупцы и смеются. Тулсидас, индийский поэт Надо всегда помещать веру вперед фактов. Разве были факты, утверждавшие, что я смогу писать стихи? Я просто в это поверил. Самое творческое начало, которое в нас есть, — это вера во что-то. Роберт Фрост Запряги в свой фургон звезду! Ральф Уолдо Эмерсон 64 ВЕРА СОМНЕНИЕ При осуществлении При осуществлении своих своих целей и желаний целей и желаний вы всегда вам всегда есть на что обнаруживаете отсутствие опереться. опор или их недостатки, Часто вы автоматически ненадежность. находите то, что поможет Вы часто сомневаетесь, в достижении цели. не уверены в выбранных Для вас характерна целях, склонны к их уверенность в своих изменению при наличии целях и доверие препятствий, испытываете к способам их недостаток сил. достижения, к своей Вы пассивны и склонны интуиции, стойкость. рассуждать. При этом наличие Вы больше времени препятствий тратите на сбор информа- не ослабляет веру. ции, чем на действие. Вы активны Часто препятствия и готовы к риску. требуют от вас больше, Вы можете приобрести чем вы способны дать, — все необходимое поэтому вы для достижения того, отказываетесь от цели. во что верите, Тем не менее, у вас всегда преодолеть любые есть возможность препятствия изменить род занятий значительно успешнее, и найти что-то другое, чем большинство людей. во что можно будет   поверить. Этот выбор в одном случае позволяет человеку приобрести опоры для осуществления своих целей и желаний. При противоположном выборе человек обнаруживает отсутствие этих опор или их недостатки, ненадежность. В первом случае человек выбирает уверенность в своих целях и доверие к способам их достижения, к своей интуиции. При этом наличие препятствий не ослабляет его веру. При противоположном выборе человек предпочитает сомневаться. Он не уверен в выбранных целях, проявляет склонность их изменять при наличии препятствий. 5 - 4764 65 Положительная сторона выбора веры: приобретение всего необходимого для достижения того, во что веришь. Положительная сторона выбора сомнения: возможность найти что-то другое, во что можно будет поверить. Вера — это главная опора, основа для превращения желаний в реальность. Это источник сил для действий, направленных на достижение целей. Вместе с тем понятие «вера» не воспринимается как название мощного инструмента для преодоления препятствий. Это связано с влиянием религии. Она придала слову «вера» однозначную трактовку. В результате «вера» воспринимается как непонятное чувство, которое человек обязан испытывать к сверхъестественным силам. За это он получает от них награду, варьирующуюся в зависимости от конкретной религии. То есть вера — чувство непонятной природы, направленное непонятно на что. Единственное, что очевидно для всех, — что вера направлена вовне. Это и есть заблуждение, ограничивающее выбор человека. Вера может быть направлена на что угодно. Одним из самых достойных ее мишеней является сам человек. Несмотря на влияние заблуждений, вера остается главным оружием того, кто выбирает себя. Для него вера расширяет возможность достичь того, что хочется. Именно вера дает способность раздвинуть ограничения убеждений. Именно вера дает возможность принять то, на что человек на самом деле способен. Именно вера дает возможность избавиться от тех задач, которыми человека опутали и ограничили снаружи. Как только человек утрачивает веру, его цель становится недостижимой при любом раскладе. И наоборот, при любом раскладе возможность достичь цель сохраняется, если есть вера. Выбирая веру, человек автоматически начинает выбирать то, что поможет ему в достижении цели. Сомневаясь, человек будет искать препятствия и недостатки. Выбирая веру, человек будет действовать. Он активен. Сомневаясь, он будет рассуждать и не тронется с места. Он пассивен. Веря, человек будет делать, не веря — пробовать делать. Веря, человек проходит через препятствия и благодарит судьбу. Не веря — останавливается перед ними и сетует на судьбу. Выбирая веру, человек в итоге торжествует. Не веря — скорее всего, сожалеет о том, чего не сделал, хотя и мог. 66 Выбор между верой и сомнением аналогичен выбору между рассуждениями и действиями. Человек, верящий в себя и в истинность своих целей, действует, ищет способы их достижения. Если же сомнения начинают подступать, он предполагает самый худший результат и... немедленно начинает действовать. Таким образом, любые, даже самые мелкие сомнения для него становятся поводом для укрепления веры. Сомневающийся рассуждает о препятствиях. Он обдумывает недостатки тех, кто эти препятствия ему создает. Он занят исключительно сбором информации о том, к чему может привести его желание, а к чему не может. Его силы и внимание сосредоточены на сравнении своих желаний с желаниями других. Он тратит время и чувства на осуждение тех, кто ему препятствует или не способствует, и на хвалу тем, кто хочет быть с ним заодно. Он старательно раздувает сомнения, даже если они только намечаются. Если препятствия только начинают подступать, он немедленно и окончательно отказывается от веры и действий. Верящий в себя человек ищет силы и информацию для достижения цели. Сомневающийся человек занят оценкой того, что могло бы быть в случае худшего развития событий. Его волнует только то, насколько препятствия и последствия могут быть хорошими или плохими, выгодными или невыгодными, опасными или нет и т. д. Верящий в себя человек занят тем, что есть сейчас, не отвлекаясь на прошлое или будущее. Сомневающийся человек грустит о том, что не получилось раньше или могло бы получиться, если бы... Он предается фантазиям о будущих успехах, которые ждут его, «как только сложатся обстоятельства», «как только улыбнется удача», «как только его наконец оценят». Все это не означает, что человек, имеющий веру, всегда достигает желаемого. Вера не всегда приводит к победе и не является единственным средством ее достижения. Человек, имеющий веру, не застрахован от неудач. Но он чаще преодолевает препятствия, ограничения и неудачи, чем тот, кто сомневается в себе. Это происходит благодаря тому, что верящий из неудач стремится извлечь опыт. Этот опыт он использует, чтобы в следующий раз действовать иначе. Такой человек 5 67 воспринимает неудачу как сообщение о том, что для успеха ему необходимо развивать свои способности. Он использует неудачу как еще одну возможность, чтобы доказать самому себе, что он достоин любви, уважения и веры. Причем вера дает ему возможность быть достойным всего этого независимо от того, насколько успешны его действия. Он может верить в свой успех уже потому, что претендует на него и не останавливается при временных неудачах. Выбор между верой и сомнением предполагает одновременный выбор способа реагирования на трудности и препятствия. Здесь вера смыкается с волей, а сомнение — со слабостью. Выбор веры помогает проявиться стойкости. Это качество сопровождает волю. Стойкость позволяет продолжать действие, несмотря на препятствия. Выбор веры также помогает концентрировать волю для достижения цели, несмотря на препятствия и искушения. Выбирая веру, человек одновременно приобретает стойкость, несгибаемость перед препятствиями. Какими бы ни были препятствия, вера может быть больше. Таким образом, чем больше препятствия, тем больше вера. Чем больше вера, тем больше стойкость перед препятствиями. Чем больше вера, тем больше уверенность в том, что трудности преодолимы. Чем больше вера, тем выше вероятность достижения цели, несмотря на любые препятствия. Ш Притча «Крапива» (Эзоп) Мальчик играл в смелого всадника. Скача верхом на палке от швабры, он увлекся и не заметил, как прыгнул в кусты. Там он сильно обжегся крапивой. Заплакав, ребенок бросил палку в кусты и побежал домой. — Где моя палка? — спросила его мать, оторвавшись от кастрюли, в которой она что-то готовила к обеду. — Я потерял ее из-за злой травы, — заплакал мальчик. — Я только дотронулся до куста, как он меня обжег. — Куст обжег тебя как раз потому, что ты слегка прикоснулся к нему. В следующий раз, когда тебе будет нужно пройти там, где растет крапива, хватай ее крепко и уверенно. Тогда она ничего тебе не сделает. Впрочем, за палкой матери пришлось идти самой. 68 Выбор сомнения предусматривает совсем иные реакции на препятствия. Сомнение предполагает отступление, отказ от действия при наличии трудностей. Выбор сомнения уменьшает силы и разрушает волю. Выбирая сомнение, человек считает, что у него есть возможность сохранить силы, затрачиваемые на концентрацию воли, преодоление препятствий. Он оправдывает себя тем, что может изменить цель, поскольку, скорее всего, ошибся. Но вместе с выбором сомнения человек утрачивает возможность достижения достойной цели. Это объясняется тем, что путь к достойной цели всегда отмечен препятствиями. Ш Притча «Человек и Луна» Один молодой художник с тонким и сложным внутренним миром влюбился в Луну. По ночам он любовался на нее и переживал, что не может обладать ею. Днем — погружался в страдания, что не может даже видеть ее. Он перебрался из своей уютной квартиры в хибару на горе, чтобы быть ближе к возлюбленной. Все время он тратил на мечты о том, что будет, когда он приблизится к предмету своего обожания. Как-то ночью его разбудили завывания ветра — на горе он свирепствовал так, как и не снилось горожанам. Выйдя во двор, он увидел дорожку лунного света, которая тянулась от Луны к двери его дома. Казалось, Луна услышала его молитвы и приглашает пройти к ней поближе. И юноша решился подняться по лунной дорожке. Осторожно встав на нее, он с изумлением обнаружил, что дорога прочна. Шаг за шагом он становился все ближе к Луне. Но и Земля становилась все меньше. Боковым зрением он видел город, который стал напоминать диковинное птичье гнездо. Он прошел больше половины дороги, когда сомнение начало сжимать его сердце. Остановившись, он закачался, потерял равновесие и упал прямо на скалы. Если Человек выбирает веру, это вовсе не означает, что он утрачивает способность сомневаться. Он не теряет критичность и не становится фанатиком. Такой человек сохраняет свое сомнение, но использует его иначе. Он сомневается в ограничениях. Для него сомнение — это мощное средство защиты от навя 69 зываемых стереотипов. Сомнение становится разрушителем собственных ограничений и иллюзий. Человек сомневается в невозможности преодолеть что-либо. Чем более невозможным ему кажется что-либо, тем больше его сомнение в том, что это действительно невозможно. То есть сомнение становится для него инструментом для достижения цели. Тот, кто выбирает сомнение, не утрачивает способности верить. Но он теряет возможность использовать веру для достижения целей. Для него вера - только средство сохранить собственные и навязанные заблуждения. Вера такого человека превращается в инструмент, укрепляющий ограничения и трудности, препятствия и сложности. Итак, очевидно, что чем больше вера, тем больше вероятность успеха. Тот, кто верит, приходит к своим целям, желаниям и мечтам. Тот, кто сомневается, приходит к тем непреодолимым препятствиям, ограничениям и негативным последствиям, о которых все время думал. Ш История Сомерсета Моэма В течение двадцати лет Сомерсет Моэм оставался непризнанным писателем. Все это время он был предметом насмешек и пренебрежения. Ему пришлось пережить немало огорчений и разочарований. Практически всем, кто его знал, казалось, что его карьера писателя не удалась. Все только гадали, что творится в его душе. Но на самом деле все это время Моэм проводил в размышлениях о человеческой природе. Своим прозрениям он придавал форму пьес. Хотя его творчество никого не интересовало, он продолжал писать и собирать материал. Он сохранял веру в свое дело и, казалось, был равнодушен к успеху. Однажды успешный лондонский продюсер искал срочную замену некоей пьесе, которая не имела успеха у зрителей. Он просматривал папки, когда обнаружил текст пьесы, давно забытой и погребенной под пылью — одеялом неудачных творений. Это была пьеса Сомерсета Моэма «Леди Фредерик». Пьеса на этот раз показалась сносной заменить ту, что провалилась. «По крайней мере, у меня нет под рукой ничего более достойного», - рассуждал продюсер. Ему была известна мудрость «Быстро дающий дает дважды». 70 К изумлению продюсера, пьеса, предназначенная «заткнуть дыру», оказалась «на ура» принята зрителями. «Леди Фредерик» имела настолько шумный успех, что скоро все театры стремились за любые деньги поставить хоть какую-нибудь пьесу Сомерсета Моэма. Автор оказался готов к внезапному и высокому спросу. За год сразу три его пьесы имели полный аншлаг. Критики согласились друг с другом во мнении, что Моэм гений. А Моэм продолжал писать книги, которые и сейчас радуют всех, кто умеет читать. Простого выбора веры недостаточно для того, чтобы получить все связанные с ней преимущества. Необходим постоянный поиск доказательств веры. Нужно дальнейшее укрепление и развитие веры. Единственное средство для этого - действия, направленные на достижение своих целей, желаний. Каждое такое действие, даже самое малое, укрепляет веру. Даже самый незначительный отказ от таких действий, самое малое сомнение приводит к разрушению веры. Можно сказать, что для развития веры нужно вкладывать в нее все свои силы. Точно также верно и обратное. Для развития сомнений силы вкладывают в сомнение. Выбирая веру, человек выбирает уверенность в том, что делает. Он присваивает себе право считать свои цели истинными. Он начинает считать себя достойным достижения целей и обладания соответствующими результатами. Веря в нечто, человек получает возможность достигать этого в соответствии со своими представлениями. Он сам вырабатывает правила для своей жизни, и вера помогает ему считать эти правила истинными. Вера помогает ему не оглядываться на правила, рекомендуемые другими. Веря в цель, человек приобретает право не оправдываться за те действия, которые ведут его к этой цели. Веря в средства достижения цели, человек сосредоточивает все силы на их использовании. Ему не надо тратить часть сил на доказательства преимущества способов, которые он выбрал. В результате он считает себя правым в этих действиях, а действия — верными. Веря в цель, человек легко и уверенно просит о том, что считает необходимым для ее достижения. Он приобретает право уверенно просить и требовать. При этом он не испытывает стесне

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!