Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 5 страница



Выбор себя имеет значение для достижения результата и потому, что он напрямую связан с развитием способностей. Только выбирая себя, человек освобождает свои силы, время, внимание для совершенствования. Итогом развития способностей является уверенное достижение результата, цели. Выбор других 4. 51 не позволяет развивать свои способности, поскольку требует всего времени и сил на постоянное повторение тех стереотипов, которые подходят для достижения чужих целей. Выбор себя более целесообразен и с точки зрения расходования своих ресурсов. Они вкладываются в самого же человека. То есть вкладывая свои силы, свое время, свои способности в собственные цели, человек никуда их не отдает, а только развивает. Поэтому такой человек никогда не бывает опустошенным, усталым. Выбор других приводит к полному «вычерпыванию» человека. Он отдает все, что имеет, вовне. Любые зарплаты и компенсации при этом не приближают его к собственным целям, не способствуют развитию. Они только обеспечивают возможность дальше и дольше отдавать себя другим. Выбор себя более целесообразен с точки зрения эмоционального состояния, самодостаточности. Такой человек действует только тогда, когда действие его радует. Для него важно, чтобы процесс действия нравился ему самому, чтобы результаты устраивали прежде всего его самого. Поэтому он имеет возможность от любого действия испытывать положительные эмоции. Выбор других делает эмоциональное состояние зависимым от оценки других людей. Если человек сделал для них достаточно, то может рассчитывать на хорошую оценку себя и на хорошее настроение. Если сделал меньше, чем обычно, он оценивается плохо и чувствует себя плохо. Выбирая себя, человек также освобождается от зависти. Это происходит потому, что он перестает сравнивать то, что делает он сам, с тем, что делают другие. Освобождая себя от сравнений, он освобождается от самоуничижения и высокомерия. Выбирая других, человек становится мишенью для чужих сравнений. При этом он также начинает сравнивать сделанное собой с тем, что сделали другие. В его положении это единственная возможность самостоятельно оценить результаты своего труда. Это связано с тем, что только собственная, истинная цель может быть единственным внутренним критерием для оценки. Совпадающее с целью — хорошо и полезно для человека. Не совпадающее — плохо и вредно. Лишаясь собственных целей, он лишается критерия оценки. Поэтому он не проводит сравнение сделанного с целью. Он заменяет это сравнением сде 52 ланного собою со сделанным другими. Сравнение себя с другими — единственная мера успеха такого человека. В результате он становится пленником зависти и самоуничижения или заносчивости и высокомерия. Ш Притча «Идиот» Один купец остановился на ночлег в маленькой деревеньке. Ночью в его телегу забрался слабоумный сын хозяина дома. Он играл там, пока не заснул. Наутро купец уехал в город. Только выгружая товар, он увидел идиота. Рассердившись, что тот съел все заморские яства, он прогнал его на улицу. Вдогонку он запустил в идиота тыквой. Оказавшись среди больших домов и огромного количества людей, идиот оторопел. Он испугался, что если заснет, то не сможет найти себя среди людей. Поэтому он привязал к ноге тыкву и завалился спать. Тут его и увидел сын купца, большой проказник. Пока идиот спал, он отвязал тыкву от его ноги и привязал к своей. Затем он лег рядом и, толкнув спящего в бок, притворно захрапел. Вскочив, идиот стал искать тыкву. Увидев ее на ноге другого человека, он пришел в ужас. Идиот решил, что сын купца — это он сам. Толкнув проказника, он завопил: — Если ты — это я, то скажи мне, кто я и где я?! Выбор себя позволяет человеку обрести понимание своей уникальности, неповторимости своей сущности, своей природы. Занимаясь собой, он осознает свою исключительность с каждым новым открытием своих целей, желаний. Он понимает ограниченность культа «среднего человека», правил, норм. Единственным правилом для него становится то, что он является исключением. В результате такой человек становится интересен для других как демонстратор неповторимых способностей. Такой человек также начинает ценить в другом человеке его уникальность, помогая ее обнаружить каждому, кто в этом заинтересован. Выбор себя не противоречит тому, что человек хочет. Он также не противоречит возможностям человека. Более того, он не противоречит выбору того, что человек должен. Это связано с тем, что такой выбор предполагает иные представления о долге, 53 которые описаны чуть ниже. Выбирая себя, человек сливает «хочу», «могу» и «должен» в единое, несокрушимое целое. Для него желание, долг и возможность становятся синонимами. Выбор того, что человек хочет, помогает ему развить то, что он может. Этот выбор помогает разобраться и с тем, что он должен. В таком случае выбор того, что должен, даже усиливает, делает необратимым выбор того, что хочешь. Это происходит как только человек выбирает то, чтобы быть должным самому себе, а не другим — обществу, семье, детям, родителям, работе, убеждениям и т. д. Как только он понимает, что должен только себе, это сильно расширяет его возможность увидеть то, что он хочет. Это также расширяет то, что человек может. Только делая то, что хочет и может, следуя этому как обязательному долгу, человек становится счастлив и успешен. И наоборот, пренебрегая своими желаниями и выбирая служение другим, будучи должным им, человек остается неудовлетворен и несчастлив, несмотря ни на что. Выбор себя, собственных целей, предпочтение делать то, что хочешь, не тождественно эгоизму. Этот выбор означает приоритет своих желаний и потребностей. Для того чтобы помешать человеку выбирать самого себя, ему извне навязывают убеждения о том, что такой выбор неправилен. Человека, предпочитающего себя, называют плохим, черствым, аморальным. Его выбор оценивается другими как безрассудный, недальновидный. Такие убеждения свидетельствуют, что только выбор «жизни для других» приносит счастье. Вместе с тем совершенно не очевидно, что, предпочитая цели других людей, человек совершит больше хорошего, чем предпочитая свои цели. Но в то же время совершенно очевидно, что другим людям выгодно, чтобы человек посвящал свою жизнь именно им. Отдавая приоритет себе и своим целям, человек, конечно, навлекает на себя обвинения в эгоизме. Это происходит тогда, когда желания других не удовлетворяются, поскольку не соответствуют, противоречат его собственным желаниям и целям. Но только сам человек выбирает, удовлетворять ли свои потребности или чужие требования. Предпочитая свои потребности, он имеет возможность быть счастливым, гармоничным и успешным. Удовлетворяя потребности других, он может быть удобным, но при этом будет несчастным. К тому же во время выбора жела 54 тельно помнить, что более успешен, а значит, более полезен для других людей тот, кто занимается развитием своих способностей, достижением своих целей. Намного меньше пользы оттого, кто тратит жизнь на обеспечение условий для других людей и остается нужным им только в качестве исполнителя инструкций. Но даже им такой исполнитель перестает быть полезен, как только их цели меняются. То есть по-настоящему необходим другим может быть только тот, кто имеет достаточно развитые способности и широкие возможности. А развить их можно, только выбирая себя. Выбирая же других, человек постоянно тратит уже имеющиеся способности на достижение чуждых целей. Другие не заинтересованы в его развитии, поскольку призывают на службу человека за те способности, которые у него уже есть. Им не важны способности, которых пока нет. Такие способности невозможно использовать. Вкладывание средств в их развитие — слишком большой риск. Во-первых, новые способности работника могут не сочетаться с целями вкладчика. Во-вторых, развитие способностей может привести к росту самооценки работника. А это приводит к росту его требований или к отказу от служения чужим целям. Точно так же, если выбираешь себя, это не значит, что ни в коем случае нельзя делать то, что соответствует целям других. Когда свои желания и потребности совпадают с желаниями и потребностями другого человека, то их нужно реализовывать. То есть выполнять желания других следует тогда, когда это соответствует своим желаниям. Предпочтение собственных целей, выбор своих желаний — не простое дело. Истинные желания и цели достигаются в течение долгого времени и требуют затраты всех сил. И чем значительнее желание, тем большую часть жизни человек использует на его достижение. Выбор того, что хочешь, не прост и потому, что он предполагает отказ от некоторых благ, льгот и подарков. Это то, что предлагают другие люди за наемный труд для их пользы, за отказ от своих целей, желаний. Так человеку платят за пренебрежение собой. Именно пренебрежением собой можно назвать готовность отдавать свою жизнь, время, силы и способности на достижение чуждых целей. Чем большего человек способен дос 55 тичь, выбирая свои цели и желания, тем больше то, что ему предлагается, чтобы он выбрал желания других. Чем сложнее отказаться от таких «подарков», от такого «уникального стечения обстоятельств », чем больше зависимость от благ, в которую впадает человек, выбирая желания других, тем больше и значительнее его собственные желания и тот результат, который можно получить от их достижения. Выбор себя не прост и потому, что может сопровождаться одиночеством. Как только человек сосредоточивается на себе самом, от него отходит львиная часть его окружения, которая ранее его использовала. Некоторые становятся его врагами, но большинство просто забывает о нем. Это самое мощное оружие людей в борьбе с теми, кто пытается выбрать самого себя. Оно усиливается убеждениями, требующими «родства», «взаимовыручки». Способность преодолеть страх одиночества и соблазн находиться внутри группы людей — составная часть выбора самого себя. Человек, готовый к такому выбору, понимает, что простое пребывание среди людей — не есть отсутствие одиночества. Он готов отказаться от «массовки вокруг себя» на время достижения своих целей. На этом пути он становится более способным, гармоничным и счастливым. Развиваясь, он неизбежно притягивает к себе тех, кто имеет сходные цели, и тех, кто считает, что подражая ему, тоже сможет быть счастлив и успешен. На этом этапе он не просто оказывается в обществе людей, но и получает возможность выбирать отношения. У него появляется способность поддерживать отношения с теми, кто его понимает и готов быть соратником. У него также есть возможность использовать тех, кто восхищается им и тратит жизнь на подражание. Когда человек выбирает в этой ситуации, его решение вытекает из предпочтения себя или предпочтения других. Повторно выбирая себя, такой человек строит отношения с теми, кто готов принять его и способен быть принятым сам. Выбор того, что хочешь, не прост еще и потому, что ответственность за его исполнение будет лежать только на самом себе. Можно, конечно, считать других ответственными за достижение собственных целей и желаний. Но в этом случае достижение этих целей и желаний будет зависеть от воли того, на кого переложена ответственность. В результате цели могут быть не достигну 56 ты совсем. Они также могут быть достигнуты на чужих условиях. Даже если цели будут достигнуты и результаты будут вручены человеку, они не будет его устраивать. Это связано с тем, что форма и содержание достигнутого не будет соответствовать желаемому. Это неизбежно, так как достигнутое создано кем-то другим. Выбор того, что хочешь, непрост еще по одной причине. Его невозможно совершить, основываясь на предпочтениях других людей и пытаясь приложить их интересы и цели к себе. Иными словами, выбор себя — это не копирование понравившихся чужих целей. Это не повторение действий, мыслей, которые понравились в исполнении других людей. Для выбора своих целей нужно заглядывать в себя, а не рассматривать всех вокруг, пытаясь заглянуть в их души. Для выбора своих целей нужно слушать себя, а не выслушивать советы или искать инструкции. Для выбора своих целей нужно чувствовать себя, а не фантазировать о чувствах других. Чтобы выбирать то, что хочешь, нужно быть готовым к тому, что собственные желания могут противоречить желаниям других. Нужно быть готовым к тому, что истинные цели, скорее всего, не совпадут с собственными и общественными стереотипами. При этом, несмотря на любые противоречия и несовпадения, необходимо принимать собственные цели и желания. В этом и состоит выбор себя. Для того чтобы отвлечь от выбора своих целей, человеку навязывают мнение, что его желания изменчивы и легковесны. Но следование целям и желаниям, когда они истинны, — не анархия и хаос. Такой выбор не означает, что нужно делать все, что придет в голову. Необходимо постоянное внимание к своему внутреннему миру. Он содержит множество псевдожеланий, того, что навязано окружающим миром или собственными саморазрушающими образованиями психики. В то, что существующие внутри желания могут быть чужими, трудно поверить. Также сложно поверить, что «найденные» цели могут оказаться навязанными. Но даже не веря в то, что цели могут быть навязаны, можно отличить истинные, собственные желания и цели от тех, что пришли извне. Истинные цели всегда соответствуют одному критерию. Они способствуют саморазвитию человека. Истинные цели не имеют негативных последствий для процесса само 57 совершенствования. Это значит, что, следуя таким целям, человек будет делать для себя только то, что ему нужно. Конечно, при этом он может оказаться плохим для того, чьи желания он не удовлетворяет. Но эта оценка — всего-навсего способ заставить его работать на чужие цели. На самом деле следование собственным целям, выбор себя предполагает действия, которые не разрушают свою жизнь или жизнь других. Поэтому употребление наркотиков, праздное безделье, убийства, кражи и мошенничество не относятся к истинным желаниям. Можно сказать, что истинное желание приносит пользу и способствует развитию человека, одновременно не претендуя на подобные желания других людей. Собственные цели предполагают множество путей для их достижения. Тем самым они дают возможность для творчества. Это еще одно отличие таких целей от навязанных. Навязанные цели предполагают действия, направленные на удовлетворение желаний других людей. Для этого нужны конкретные действия, предполагающие конкретный путь. Творчество и поиск других путей только уведут от навязанной цели. Чтобы выбирать то, что хочешь, нужно быть готовым к тому, что желания превышают реальные возможности. Нужно быть готовым к тому, что цели в процессе их достижения потребуют преодолевать трудности и развивать способности. Поэтому выбор себя не сводится к провозглашению своих целей с последующим ожиданием чуда. Такие действия вызывают лишь презрение, осуждение или недоумение, насмешки. Выбор себя предполагает развитие способностей, приобретение новых возможностей для того, чтобы дойти до цели, исполнить желания. Да и вообще, ради чего развивать свои способности, как не ради достижения своих же целей ? Соотношение целей со способностями человека — еще один критерий принадлежности целей к истинным или ложным. Истинные цели, во-первых, всегда превышают способности, требуют их развития. Во-вторых, эти цели требуют от человека развития именно его собственных способностей, а не попыток изменить других. То есть они связаны с развитием самого человека, а не с усовершенствованием мира. Навязанные цели не способствуют развитию. Поэтому они в одном случае могут быть мень 58 ше способностей человека или равны им, в другом случае навязанные цели могут быть связаны с действиями, направленными на развитие способностей других людей. Выбор того, что хочешь, вовсе не обязательно должен соответствовать характеру человека. Он также не обязательно должен вытекать из событий его жизни. Выбор себя — не логическая задача. Более того, выбор себя крайне редко совпадает с тем, что диктуется личностью человека, его характером. Характер человека — это только совокупность тех убеждений и ролей, которые ему навязаны извне. Характер — это комплекс стереотипов. Человеку формируют характер, чтобы сделать его удобной машиной для достижения целей. При этом его еще снабжают убеждением, которое утверждает: «Характер — это твоя индивидуальность. Покажи свой характер, когда хочешь показать себя». Соответствие характеру требует подтверждения того, что у человека уже есть. Это бессмысленные действия, напоминающие топтание на месте. Выбор себя — за пределами характера. Он требует действий, которые могут соответствовать не характеру, а способностям человека. К таким способностям относится творчество, гибкость, разнообразие, умение сознательно вести себя HeV соответствии со стереотипами характера, а по велению истинных целей. Кстати, чтобы не допустить этого, человеку навязывается несколько убеждений — «ярлыков». Такое качество, как гибкость, творчество, подобные убеждения требуют оценивать как бесхарактерность или двуличность. Выбор того, что хочешь, непрост и потому, что человек, выбирающий свои желания, неизбежно отличается от большинства, живущего, как все. Выбирая свои желания, человек выбирает одновременно право на отличие от других. Он выбирает жизнь, в которой рассчитывает только на свои силы. Помощь окружающих предназначена только для тех, кто живет для окружающих. Даже при ее безвозмездности (что само по себе невозможно) она не может обеспечить достижения чего-либо достойного. Поэтому тот, кто претендует на значительное, не сковывает себя чужими страховочными путами. Выбор того, что хочешь, непрост и потому, что он может привести к утрате репутации скромного и сдержанного человека. Но обычно эти качества приписывают пугливым, комплексую 59 щим и недалеким неудачникам. Стоит ли жертвовать собой ради того, чтобы оставаться в их числе? Главное, почему выбор того, что хочешь, непрост, состоит в следующем. Каждое действие такого человека сталкивается с массой разнообразных препятствий. Эти препятствия — дело рук тех, кто хочет использовать такого человека как инструмент или подставку. Выбирая себя, человек учится признаваться себе в том, чего он хочет. Он получает возможность любить то, что хочет. Он делает, создает, возрождает, обновляет, сохраняет то, что любит. Он помогает другим делать то, что любит сам. Он учит других делать то, что он любит. Он организует других, чтобы они хорошо делали то, что он любит. Он пропагандирует и рекламирует то, что любит. Для этого он говорит, рисует и пишет о том, что любит, создает в разных формах то, что любит. Он продает, отдает и дарит то, что любит. Он живет тем, что любит, и выражает своей жизнью то, что любит. Ш Притча «Два мудреца» Много лет назад жили-были два человека, которые больше всего на свете хотели познать Истину и свой Путь. Для этого они испытывали все средства, которые были им известны. Было время, когда они шли путем размышления, доходя до головных болей, выпадения волос и психических расстройств. Они читали умные книги до носовых кровотечений и потери зрения. Пытаясь идти путем телесных упражнений, они упорно истязали плоть. В результате они добились только сердечных болей, один из них повредил позвоночник, а другой - суставы рук и ног. В конце концов, узнав друг друга, они решили совместно медитировать до тех пор, пока не найдут ответа или не умрут. В результате перед ними явился Дух. — Скажи нам, как познать свой путь! — взмолились они. — Число путей равно числу сердец, — отвечал Дух. — Поэтому тот из вас, кто стоит ближе ко мне, должен пойти в Страну Дураков. Тот же, кто стоит дальше, должен найти Духа Водопада, чтобы достичь желаемого. Поскольку все известные им пути оба человека исчерпали, они последовали совету Духа. Тот, который пошел в 60 Страну Дураков, через несколько месяцев поисков все-таки нашел ее. Как только он пересек ее границу, как сразу встретил женщину, которая несла на спине дверь. — Зачем ты это делаешь? — спросил ее путник. — Я боюсь, что грабители захотят обокрасть мой дом. Поэтому я и прячу дверь, чтобы через нее никто не вошел. — Подожди! Сейчас я расскажу тебе истину, которая избавит тебя от необходимости таскать дверь за собой. — Оставь свои дурацкие речи при себе! — ответила женщина. — А если хочешь помочь, то скажи, как сделать дверь полегче.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!