Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 10 страница



Вместе с тем одиночество человека, идущего своим путем, заканчивается, когда он достигает каких-то результатов. К таким результатам относятся не только нечто материальное, но и его удовлетворенность, внутреннее спокойствие и согласие с собой. Видя и чувствуя его успех, за ним последуют другие люди, считающие, что если они станут сторонниками счастливого человека, это их самих приведет к счастью. Выбирая самостоятельную оценку самого себя, человек становится неуязвимым. На него перестают действовать проявления внешней агрессии, нелицеприятные оценки. Это крайне необходимо, чтобы достичь задуманного. Неуязвимость особенно важна для большой цели. В подобном случае велика разница между реальными возможностями человека и теми способностями, которые он должен обрести, чтобы этой цели достичь. В начале пути к достижению цели его действия неизбежно малы по сравнению с теми, которые необходимы, чтобы достичь ее. И если человек будет оценивать то, что делает в начале, по тому, что говорят об этом другие, то получится, что его действия незначительны и неудачны. Так будет даже при полной искренности окружающих и отсутствии у них злого умысла. В самом деле, если они знают о целях человека, то видят их несоответствие конкретным действиям. Если не знают, — то действия человека для них бесцельны. Если же человек сам будет оценивать свои поступки, то они станут началом будущих успехов. Человек, стремящийся к достижению своих целей, будет успешнее, позволяя себе быть хорошим для себя, хотя и может казаться глупым, злым, плохим для кого-то другого. Выбирая самостоятельную оценку самого себя, человек приобретает прежде всего собственную поддержку и веру в свои действия. Эта поддержка остается с ним независимо от отношения соратников и окружающих, их понимания, любви, верности и сопереживания. Выбирая самостоятельную оценку самого себя, человек автоматически перестает быть управляемым извне. При этом он 104 вовсе не становится слепым. В его распоряжении по-прежнему весь мир. Все, что происходит с ним и вокруг него после его действий, - информация о том, насколько это приближает его к результату. Именно информация, опыт, а не оценка или приговор. Самостоятельная оценка собственных способностей, действий может быть верной, заниженной и завышенной. Как правило, человек занижает свои способности тогда, когда ищет оправдание для того, чтобы что-то не делать. «Я не делаю этого, потомучтонемогу», — как бы говорит он. Подобное состояние в системе АФП названо самоуничижением. Другая крайность этого состояния, его противоположный полюс — неадекватное завышение своих качеств, способностей и возможностей. Такое состояние называется значимостью. При этом человек претендует на то, чего в данный момент не может сделать или достичь. Но при этом он заявляет, что подобное действие ему по силам или что он уже является обладателем подобного достижения. Ш Сказание о Фаэтоне Однажды встретил бог Солнца, прекрасный и могущественный Гелиос, глупую и надменную нимфу Климену. В результате их свиданий у дочерей Климены появился маленький братик. Сына назвали Фаэтоном. Мать души не чаяла в мальчике, который вырос таким же красивым, как и отец. Но наслушавшись рассказов о своем божественном происхождении, Фаэтон сделался высокомерным гордецом. Напыщенность юноши стала предметом злых шуток его сверстников. Их насмешки огорчали и сердили Фаэтона, который хотел, чтобы все признавали его богом, а не обычным человеком. Наконец, после долгих просьб, он узнал у матери, где живет его отец, и отправился за доказательствами своего происхождения. Фаэтон прошел через всю Азию и Индию и добрел до огромной скалы. Золотой дворец Гелиоса на ее вершине, лазурные боги и резвящиеся нимфы повергли Фаэтона в изумление. Сияние золота чуть не ослепило его, когда он подошел ближе. - Что ты хочешь, сын мой? - спросил его всевидящий Гелиос и снял золотую корону, чтобы юноша совсем не ослеп. — Отец мой, если я смею тебя так называть, — в слезах взмолился Фаэтон, — дай мне доказательства моего происхождения! 105 — Что же ты хочешь? — спросил растроганный бог Солнца, нежно обняв сына. — Доверь мне на один день солнечную колесницу и коней, — взмолился Фаэтон, — я хочу один день управлять миром вместо тебя. Проедусь над всеми, чтобы каждый увидел, кто я такой! — Ты сам не знаешь, чего просишь, — помрачнел Гелиос. — Это верная смерть! Небо — не храм, а западня, полная чудищ! Никто из людей не сможет вести колесницу в направлении, обратном небу. А если не сделать этого — столкнешься со звездным потоком! Кроме того, тебе не под силу проехать сквозь рога Быка, избежать лука Стрельца, гривы Льва, клешней Скорпиона и Рака. Да и справиться с моими буйными конями, в груди каждого из которых пылает пламя, рвущееся через ноздри и пасть, — легкое и безопасное ли это дело? Управлять миром — удел богов. Ты же человек! Измени свое желание! Но Фаэтон не слышал предостережений. Остался равнодушен юноша и к подаркам, которые сулил Гелиос. Он никак не мог отвести глаз от золотой колесницы, серебряных спиц колес и усыпанной бриллиантами сбруи. Юноша уже представлял себя гордо летящим над всеми, кто его знает. Единственное, что смог сделать Гелиос, это дать совет держаться середины дороги, не приближаться к Солнцу и не бить коней бичом. Но Фаэтон не слушал. Его злили и нимфы, которые попытались намазать юноше лоб и лицо волшебной мазью, чтобы тот мог вытерпеть жар Солнца. Не слушая Гелиоса, Фаэтон легко вскочил в колесницу, и кони понеслись во весь опор. Не успел он перевести дух, как оказался среди бесконечного неба. Страх сжал его сердце. Силы держать поводья тут же закончились. Но больше всего напугал его Скорпион. И покатилась вниз колесница, сжигая города и сокрушая горы, высушивая реки и моря. Земли эти позже назвали Африкой. Потом весь мир охватил огонь. И взмолились боги о помощи, обращаясь к Зевсу. Окинув взором происходящее, Зевс сразу понял, что если он не вмешается, весь мир погибнет. Взмахнул Зевс рукой и поразил Фаэтона молнией, разрушив одновременно колесницу. Мертвое тело гордеца, превратившееся в горсть углей, упало в бездну. Кони же разбежались в разные стороны. 106 Искажение собственных способностей и возможностей связано с неверным определением желаний, которые стремится исполнить человек. Значимость и самоуничижение — отражение чуждых человеку желаний. Адекватная оценка того, что ты собой представляешь, есть не что иное, как достоинство. Только реально оценивая себя, свои желания и возможности, человек обретает достоинство. До сих пор речь шла об оценке действий самим человеком или об оценке его действий конкретными людьми. Но не меньшее, а часто и большее значение имеет еще одна группа оценок. Их нельзя отнести к самостоятельной, внутренней оценке, хотя они не имеют и реального внешнего источника. Такими дополнительными внутренними судьями являются убеждения, идеалы человека. Именно они проверяют на соответствие или несоответствие действия, чувства и цели человека. Даже те, кто сумел преодолеть зависимость от оценок других людей, не обязательно оценивают себя сами. Подавляющую часть чужих оценок составляют оценки воображаемые. Они даются человеку его убеждениями и внутренними идеалами. Именно убеждения выносят вердикт, хорошо или плохо то, что человек делает. Именно соответствие идеалам или, наоборот, нежелание походить на анти-идеалы заставляет многих совершать свои действия. Выбор между самооценкой и оценкой со стороны внутренних идеалов (анти-идеалов), убеждений наиболее сложен. Выбор самооценки — это оценка своих целей по тому, насколько они ведут к удовлетворению, целостности, гармонии, самовыражению и собственному росту. Отказ от самооценки — это оценка своих целей по тому, соответствуют ли они убеждениям, подходят ли они идеалам или противоречат им. Выбор самооценки — это оценка своих действий по тому, насколько они соответствуют цели. Отказ от самооценки — это оценка своих действий по тому, соответствуют ли они целям, предложенным убеждениями. Отказ от самооценки — это оценка своих действий по тому, совершили бы их идеалы или не смогли бы. Выбор самооценки — это оценка своих чувств по тому, насколько они позволяют выразить себя, передать требуемую реакцию на происходящее. Отказ от самооценки — это оценка своих чувств по тому, соответствуют ли они убеждениям и проявили бы их идеалы или нет. 107 Выбор самооценки приводит к тому, что человек начинает ценить то, чем обладает он, то, чего достиг он сам. К тому, чем обладают или чего достигли другие, он полностью безразличен или проявляет лишь интерес, любопытство. В любом случае он свободен при этом от зависти, гордости или самобичевания. Он перестает оценивать то, что он сделал, по тому, насколько это соответствует сделанному другими. Ш Притча «Косой ученик» Сосед Ен-ту завидовал его мудрости и славе. Он часто фантазировал, как окружающие будут рассказывать истории о его собственной находчивости и ясном уме. Начать свое восхождение к славе он решил с косоглазого сына. — Сынок, ты видишь две вещи там, где всякий нормальный человек видит одну! — сказал он подбоченясь. — Разве это так?! — ответил юноша. — Если бы это было правдой, я бы видел четыре луны вместо двух! Ен-ту как раз проходил мимо. Он записал эти слова в блокнот. Наутро Ен-ту пригласил юношу себе в ученики. Итак, человек перестает оценивать то, что он сделал, по тому, насколько это соответствует сделанному другими. Это касается и реальных людей, и воображаемых судей — тех идолов, которые предлагаются извне в качестве идеалов. То есть человек избавляется от идеалов. Он приобретает возможность самостоятельно оценивать свои достижения. Он освобождается от псевдоцелей, которые он должен был бы достичь, с точки зрения других. Таким образом, выбор самооценки выводит его из вечной гонки за лидером и дает право жить собственной жизнью. Выбор самостоятельной оценки приводит к сознательному использованию самого механизма оценок. Такой человек сознательно предпочитает не оценивать других. Если он и делает это, то только в тех случаях, когда это не вредит ему самому. Тех, кто пытается оценивать его, он избегает. Это связано с тем, что ценитель других людей может при помощи оценок пытаться оказать влияние и использовать человека. Если же он оценивает по привычке, без злого умысла, то, как правило, не обладает достаточными способностями для сотрудничества в силу меньшего 108 развития. В обоих случаях взаимодействие не является плодотворным и потому избегается. Ш Притча «Чай» Как известно, чай был изобретен в Китае. Слухи о нем распространялись за пределы страны быстрее, чем сам чай. Довольно скоро за пределами Китая и богатые, и бедные, и мудрецы, и глупцы уже знали о чае, но никто еще не попробовал его сам. Но вот что интересно: каждый говорил о чае то, что больше соответствовало его развитию, убеждениям, чем истинным свойствам чая. Так, один европейский правитель отправил специально уполномоченных представителей к императору Китая. Их цель была привезли настоящий чай лично для правителя. Конечно, император одарил их самым изысканным чаем. Но представители увидели, что каждый китаец, независимо от происхождения, пьет чай ежедневно. Из этого они сделали вывод, что император их обманул, дав ненастоящий чай. Один из представителей, философ и поэт, вернувшись на родину, представил доклад о чае. По его словам выходило, что чай — редкое вещество, которое по своей структуре отличается от всех известных веществ. Причем это отличие позволяет говорить о неземном происхождении чая, так как описать его определенными словами невозможно. Это с одной стороны трава, а с другой — вода. Это с одной стороны черное, но может быть зеленым. Это и горькое, и сладкое, и терпкое... Другие посланники заявили, что чай — напиток китайских простолюдинов. В общем, сведения были противоречивыми. Многие жители приграничных с Китаем стран пошли другим путем. Узнав, что чай — это трава или жидкость, они пробовали на вкус все травы и жидкости. Поскольку некоторые травы ядовиты, это нередко сопровождалось отравлениями и даже смертельным исходом. Проба жидкостей оказалась не менее опасным занятием. Они, конечно, видели чайные кусты, но не узнавали их или просто поедали листья. В общем, результатов поиски не принесли. Но однажды в одну из стран шпионы привезли ларь с чаем, который был признан настоящим. Они выкрали его из спальни самого китайского императора. Этот чай никто не решался попробовать, и он был отдан жрецам. Во время религиозных обрядов его демонстрировали верующим для 109 усиления экстаза. Однажды это увидел один просвещенный человек, который несколько лет прожил в Китае. — Что же вы делаете?! — вскричал он. — Нужно залить эту траву кипящей водой и выпить! За это его немедленно обезглавили. Судьи решили, что таким образом он хочет уничтожить государственную святыню. Тем не менее несколько жрецов уловили смысл сказанного. Они стали воровать чай из священных сундуков. Когда их видели пьющими какой-то темный напиток, жрецы говорили: — Это только лекарство от болезни. Кстати, оно очень опасно при передозировке. Один из этих жрецов, узнав, какой интересе к чаю проявляет европейский правитель, решил подзаработать. Взяв изрядную порцию чая, он отправился в Европу. Он добился аудиенции, и правитель предстал перед ним, окруженный экспертами. Оказалось, что эксперты по чаю в свое время путешествовали по Китаю. Обрадовавшись, что имеет дело со знатоками, жрец расстелил на полу свое снаряжение и приступил к завариванию напитка. — Это не чай! — тут же сказал один эксперт, — это обычная сухая трава, а чай — это напиток. — Зачем ты кипятишь воду, иноземец? — спросил другой эксперт, — тебя просили о чае, а не о воде! — Не пробуйте это варево! — в один голос предостерегли они правителя. — Пусть он сначала докажет, что это чай! Цвет истинного чая — золотой, а это — коричнево-желтая жидкость! — Отрубить лжецу голову! — подвел итог правитель. © Образы: гонка преследования у лыжников, собачьи бега за зайцем-муляжом. ? Вопрос: Я оцениваю это исходя из своей цели или из мнения других людей? Ц$ Ограничивающее убеждение (иллюзия): Мнение многих людей ближе к истине, чем мнение одного человека. Действительность: Мнение самого человека важнее для его развития, чем мнение всего человечества. 9* Призыв: Оцени себя сам! 3d Инструкция: Регулярно обнаруживайте то, что вы делаете под влиянием значимого мнения (реального или воображаемого), и действуйте, не учитывая мнения этих людей (реальных, идеалов и анти-идеалов). РАДОСТЬ VERSUS УДОВОЛЬСТВИЕ РАДОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ Переживания и эмоции, которые вас устраивают и к которым вы стремитесь, обеспечивают вашу свободу и независимость. Это, как правило, переживания, сопровождающие действия, ведущие к цели. Вы готовы увидеть свои истинные, реальные желания и реализовать их. Вы готовы приложить усилия, чтобы получить радость. Переживания и эмоции, которые вас устраивают и к которым вы стремитесь, угрожают вашей свободе и независимости. Это, как правило, искусственные переживания и удовольствия от бездействия, отсутствия сложностей и препятствий. В то же время вы не получаете положительных эмоций от того, что делаете. Вы не видите или не хотите увидеть своих истинных желаний и потому не реализуете их. Вы не готовы к усилиям, которые требуются, чтобы получить радость. Этот выбор выявляет, какие положительные эмоции и переживания предпочитает человек. В зависимости от его результатов будет определяться возможность свободы и независимости. Под положительными переживаниями имеются в виду те, которые устраивают человека. Это переживания, к которым он стремится и которые считает необходимыми. Все переживания тесно связаны с действиями и целями. Поэтому человек выбирает, испытывать ли ему положительные эмоции от действия или от бездействия. Положительные эмоции в зависимости от их связи с действиями и целями здесь разделены на две противоположные группы. Это радость и удовольствие. Под радостью понимаются любые положительные переживания, которые человек испытывает, совершая действия, ведущие к цели. То есть это 111 выбор позитивных переживаний от действия. Под удовольствием понимаются положительные переживания, которые человек испытывает, не предпринимая соответствующих шагов для их переживания, то есть искусственно. Это выбор положительных переживаний от бездействия, бесцельности. Выбирая радость, человек предпочитает действовать и испытывать положительные переживания от самого действия, совершенствования, преодоления препятствий, достижения цели. Выбирая удовольствие человек предпочитает испытывать желаемые переживания от бездействия, бесцельности или от отсутствия трудностей во время действия. Положительная сторона выбора радости: субъективная приятность, желательность достижения цели. Положительная сторона выбора удовольствия: субъективная приятность, желательность бездействия, отсутствия сложностей и препятствий. Человек, имеющий достойные его цели и желания, испытывает радость, достигая их. Его радость — это положительные переживания, которые по силе превышают любое удовольствие. Но чтобы радость от действия действительно была больше, чем удовольствие от бездействия, необходимо соблюдать несколько условий. ' Первое условие — чтобы получить радость от достижения некоей цели, прежде должны быть обязательно удовлетворены цели более низкого уровня. То есть если человек хочет получить радость от изучения английского языка, но при этом он голоден, то пока он не утолит чувство голода (меньшую цель, желание), радость от изучения английского языка (цели более высокого уровня) он не испытает. Цели наиболее низкого уровня — биологические. В первую очередь к ним относится безопасность для жизни. Затем биологические цели требуют поддержания определенной температуры тела, утоления голода и жажды. Более высокий уровень занимают желания, связанные с сексом. Их удовлетворение приводит к появлению целей еще более высокого уровня — связанных с получением определенного места в иерархии людей, в обществе, приобретением определенных навыков, влияния, власти. Следующий уровень целей — построение отношений, любовь, самосовершенствование в духовном 112 плане. Пытаясь «пропустить» цели нижнего уровня, человек не получает полной радости от достижения целей более высокого уровня. Более того, вряд ли в таком случае можно согласиться с тем, что выбранные им цели истинны. Истинными являются те цели, которых человек пока не достиг. Если он хочет любви, но не хочет секса (цель, которая ниже любви), его цель не истинна. Ш Притча «Пять минут» Великий мудрец Ен-ту, достигший в своей жизни всех совершенств, вспомнивший все прошлые жизни и решивший все проблемы, сидел под священным деревом в позе лотоса. Шел восьмой час медитации, но несмотря на порывистый ветер, снежную крупу и извилистые корни дерева, на которых покоилось его седалище, Ен-ту был неподвижен, как скала. Он просветлился много лет назад и практически был готов к освобождению. До мгновения вознесения оставалось всего пять минут, и Дух Ен-ту уже плавал в объятиях вечной свободы, пронизанный божественными лучами блаженства. Оставалось всего пять минут, когда на поляну, грациозно ступая, вышла самка оленя. — Как она красива! — подумал Ен-ту. — Я бы взял ее, если бы был оленем. После этого он умер, а в следующей жизни родился оленем. Таким образом, выбирая радость, человек стремится точно определить свои цели. Выбирая удовольствие, человек не интересуется, насколько его цели соответствуют его развитию, даст ли их достижение ему радость. Это находится за пределами его внимания и интересов, поскольку он вообще не интересуется истинными целями. Отказывается от выбора радости он потому, что пытался достичь ее, стремясь к цели, но не получил ничего, что сравнимо с удовольствиями. Существует еще одно обязательное условие для того, чтобы радость была желаемой, то есть чтобы она превышала удовольствие. Для получения радости необходимо приложить усилие, преодолеть трудность. Чем больше приложено усилий, тем больше радость. Чем больше преодолено препятствий, тем больше радость. Чем больше развиты в результате способности челове

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!