Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 13 страница



Выбирая накопление, человек сразу ищет способы сохранить его и обезопасить от возможных претендентов извне. Опасаясь утратить приобретенное, он относится к нему как к источнику тревог и терзаний. Приобретенное становится причиной прекращения действий. Целью отказа от дальнейших действий является необходимость избежать траты сил и отвлечения. Приобретение ставит стены между владельцем и другими людьми, обрекая его на одиночество. То есть, предпочитая накопление, человек тайно и с тревогой захватывает, сохраняет и не отдает приобретенное. Предпочитая использование, человек получает возможность не зависеть от того, что имеет. Он гибко двигается к цели, применяя все, что им получено. Если достижение цели и развитие требует отказаться от приобретенного, он готов к этому. Такой человек воспринимает необходимость отказаться от приобретенного как высшую стадию его использования. Как правило, такая стадия наступает всегда, когда приобретение человека полностью исчерпало свои возможности как помощник в совершенствовании. В таких случаях использование подразумевает отказ от приобретения, освобождение от него, обретение независимости от него, очищение места для нового приобретения. 135 Предпочитая накопление, человек отождествляет себя с тем, что имеет. Поэтому отказ от приобретения для него равнозначен отказу от того, чем он считает себя. Такой человек определяет и ограничивает свои действия необходимостью сохранить достигнутое. Он стремится сохранить приобретенное во что бы то ни стало и при этом становится все более зависимым от приобретения. Он воспринимает необходимость отказаться, утратить приобретение как наибольшую катастрофу. Эта катастрофа для него равна отказу от самого себя. Притча «Охотник на обезьян» Давным-давно где-то в Индии один человек решил стать охотником на обезьян. Никто не советовал ему делать этого, поскольку ловля обезьян была делом изматывающим. Большинство людей быстро прекращали эти занятия, так как не могли тягаться с обезьянами в ловкости и быстроте. Но этот человек достиг больших успехов. Каждый день он возвращался в город без признаков усталости с клеткой, полной мечущихся и верещащих обезьян. Свой секрет он открыл только тогда, когда стал достаточно богат, а цена на обезьян упала. - Нужно взять с собой сосуд с фруктами, — говорил он. -Сосуд должен иметь узкое горлышко. Когда обезьяна, пробегая мимо, обратит внимание на сосуд, она не откажется полакомиться. Когда она засунет руку в сосуд, бегите к ней с громким криком и хватайте. - Но она же убежит! — усомнились слушатели. - Она, конечно, пытается, но кулак с рисом не проходит в горлышко сосуда. Выбирая накопление, человек становится охранником и слугой того, что сохраняет. Он тратит все силы на то, чтобы предотвратить использование и потерю накопленного. Он озабочен не тем, как правильно распорядиться полученным, а как его сохранить в неприкосновенности. Предпочитая использование, человек всегда готов расстаться с материальным или психологическим приобретением. Он делает это не от беспечности, а для того, чтобы достичь нового. Любые его действия прежде всего направлены на использование. Он никогда не отказывается от новых возможностей и при 136 обретений ради сохранения накопленного. Он также никогда не совершает ничего для накопления. Вместе с тем это вовсе не значит, что выбирающий использование — транжира и мот. Использование — это ответственность за то, во что вкладывается приобретенное. Использование — лучший способ сохранить и приумножить достигнутое. Выбирая использование, человек предотвращает бессмысленное консервирование и устаревание приобретений. Кроме того, это вовсе не значит, что, выбирая накопление, человек проявляет экономность, предприимчивость. Не значит то, и что он защищен от утрат. Он не менее доступен для желающих использовать чужое и беззащитен перед действием времени на накапливаемые приобретения, чем тот, кто их использует. Накапливаемые приобретения больше разрушаются от времени, потому что они не функционируют и устаревают. Человек губит свои приобретения тем, что лишает их возможности изменяться. Человек предпочитает использование тогда, когда имеет четкое представление о приобретениях. Он правильно использует приобретенное, когда знает, каковы его роли и функции. Для такого человека приобретенное является прежде всего эквивалентом затраченных сил и времени. Приобретения для него — это плата за жизнь, потраченную на некие действия. Они обеспечивают некий уровень возможностей и свобод. Для такого человека приобретения — это инструменты для дальнейших действий. Причем действия могут быть самыми разными — непосредственное развитие своих способностей, их совершенствование, открытие своего дела, возможность отдохнуть, восстановить силы, а также обеспечение уверенности, безопасности. Все это и многое другое — прямые или косвенные вложения в свое развитие. Предпочтение накопления связано с иллюзиями и заблуждениями по отношению к приобретениям. Значение приобретений либо преувеличивается, либо приуменьшается: в первом случае приобретение — это «хорошо», во втором — «плохо», «грязно», «низко». В любом случае приобретения рассматриваются как нечто не адекватное своему значению. Для такого человека они либо все, либо ничего. Если человек считает, что приобретать и накапливать нечто грязно и пошло, он тем более не выбирает использование. Он всего-навсего начинает накапливать то, что 137 считает достойным. Это могут быть книги, открытки, камешки и т. д. Что же касается достойных приобретений, то они обходят стороной такого человека. Его внутренняя оценка приобретений как чего-то недостойного «освобождает» его от хорошей работы, комфортных условий жизни и нормальных вещей. В подобных случаях человеку проще осудить накопление хорошего и сосредоточиться на накоплении экстравагантного мусора. Преувеличенное значение приобретения, поклонение и трепет перед ним побуждает накапливать приобретенное. Такое отношение поддерживается несколькими иллюзиями. Одна из них связана с тем, что накопленное обеспечивает защиту и неуязвимость. Исходя из этого, человек предпочитает сохранять накопленное на черный день, на всякий случай. Ему кажется, что накопленное пригодится когда-нибудь, что оно послужит для решения возможных будущих проблем. Но он не учитывает, что любое накопление — это то, что приобреталось определенными действиями. За эти действия человек так или иначе рассчитывается соответствующими последствиями. Накапливая приобретения, он одновременно накапливает последствия этих действий. И чем больше накопление, тем больше возможные последствия. Используя приобретенное, он не накапливает последствия в одном месте, поскольку все его приобретения расходятся и функционируют дальше. Последствия приобретенного связаны и с действиями, в ходе которых накопленное приобреталось, и с действиями, при помощи которых оно сохранялось. Например, чем больше накопленное, тем больше сил тратится на его сохранение и учет. Чем больше сил тратится, тем меньше их остается на то, чтобы воспользоваться накопленным, и на то, чтобы приобрести нечто новое. Чем дольше накопленное сохраняется без использования, тем меньше оно соответствует нуждам текущего момента. Чем больше накопление, тем больше на него претендентов, тем больше на человека обрушивается зависти, ненависти и т. д. Чем больше накопление, тем больше человек воспринимается другими как придаток к нему, который неплохо устранить. Другая иллюзия говорит о том, что приобрести нечто возможно, только удерживая это внутри себя. Для этого якобы нужно не отпускать приобретенное, всячески охраняя его от возможных влияний извне. Убеждение в том, что приобретения — это 138 езультат накопления, заставляет человека приуменьшать ценность любого использования. Как правило, такой человек стремится к стереотипным, лишенным творчества способам приобретения. Он подсознательно, инстинктивно настроен на «заглатывание и удержание» всего, что он видит. Использование же предполагает настрой на «пропускание через себя» того, чего человек достиг. При этом приобретение без усилий впускается и без усилий направляется туда, где человек его использует. Человек не «впихивает» в себя добычу, не всасывает ее, но позволяет ей пройти через себя. Еще одна иллюзия связана с тем, что человек отождествляет свое значение, достоинство, уровень с количеством накопленного. Исходя из этого, он предпочитает сохранять и приумножать накопленное. Он считает, что с увеличением накопленного растет сам. Создавая такую умозрительную связь между собой и накопленным, человек приобретает зависимость от него. Следующая иллюзия о значении и роли накопленного связана с отождествлением определенного уровня накопленного и счастья, радости. Такой человек стремится увеличить накопленное, для того чтобы стать счастливым. Эта иллюзия активно поддерживается теми, кто заинтересован в использовании такого человека для достижения собственных целей. Обеспечивая ему возможность для накопления, они за это используют его труд. Иллюзия о спокойствии и предсказуемости выбора накопления также достаточно привлекательна. Но она не учитывает, что предсказуемость накопления так же очевидна и для тех, кто стремится к использованию чужого. Иллюзии о связи накопления с достоинствами и счастьем поддерживаются другим заблуждением. Оно гласит, что необходимы сложности, переживания, проблемы и неудачи на пути накопления. Сложности — признак верности, правильности выбранного пути к счастью и достоинству. Это заблуждение помогает претерпевать все неудобства, лишения и одиночество на пути накопления. Но наибольший его вред состоит в том, что оно не дает испытать интереса от использования приобретенного. Оно лишает права изменить ситуацию, поскольку изменение может принести радость. Эта радость противоречит мысли о том, что единственный путь к счастью пролегает через трудности и лишения. 139 Преувеличивая значение приобретений, человек нередко преуменьшает собственное значение. В одном случае он считает себя недостойным приобретений определенного уровня. В другом случае полагает, что не достоин слишком быстрого или слишком легкого получения приобретений. Он заранее определяет, что вправе накапливать, и не разрешает себе большего. В результате те искусственные границы, которые он сам себе определяет, становятся реальными ограничениями его развития. Человек сам не позволяет себе найти способы приобрести больше, чем «положено». Тем не менее такие способы могут все-таки стать доступными в течение жизни. Тогда человек их либо избегает, либо «заваливает», либо пытается избавиться от излишнего приобретения. Как правило, чем меньше уровень того, что человек позволяет себе присвоить и накапливать, тем с большим страхом он относится к использованию. Если он что-то получает, то пытается всеми силами сохранить это и ни в коем случае не подвергать риску использования. Выбирая использование, человек тем самым стимулирует свое совершенствование. Он способствует тому, чтобы то, что им приобретено, работало для его роста и развития. Он достигает защиты и неуязвимости за счет постоянного видоизменения и движения приобретенного. Он достигает роста своих достоинств и своего уровня. Это происходит за счет того, что использование приобретения требует определенных действий. В процессе этих действий увеличиваются способности человека. Использование способствует и взаимодействию с другими людьми. Во время использования человек достигает спокойствия и радости. Это происходит за счет того, что, используя приобретенное, он освобождает себя от забот по его сохранению. Он делает свою жизнь интересной, творческой, наполненной изменениями и познанием. Выбирая использование, человек становится свободен от иллюзий накопления, обещающих защиту, предсказуемость и спокойствие. Он приобретает возможность радоваться использованию и отдаче от приобретенного. Он учиться не отождествлять свое достоинство и счастье с накопленным. Он находит возможность видеть себя в том, что делает, а не в том, что приобретает. Выбирая использование, человек приобретает возможность радоваться, когда отдает приобретения. Это связано с тем, что 140 он отдает для себя. Отдавая, человек получает возможность приобрести нечто более ценное на освободившееся место. Выбирая использование, человек получает возможность гибко обращаться с приобретениями. При этом он устраняет все ограничения, которые возможны при накоплении. Он способен отдать приобретения и получает за это вдвойне. Выбирая использование, человек понимает, что только вкладывание приобретенного в дальнейшие действия ведет к развитию и преуспеванию. Он осознает, что накопление тормозит и искажает движение того, что было создано. Поэтому накопление вызывает проблемы, страдания и недовольство. Выбор между использованием и накоплением не всегда очевиден. Нередко человек не использует то, что имеет, даже если полагает, что делает это. Человек по-настоящему выбирает использование только тогда, когда избавляется от иллюзий и ограничивающих убеждений. Для этого человек пытается обнаружить эти иллюзии и заблуждения, а затем избавиться от них. Чтобы обнаружить иллюзии, человек исследует, как он использует приобретенное. Он делает это внимательно и постоянно. Прежде всего, используя нечто, человек может определить, какой частью своего приобретения он при этом действительно пользуется, а какую «отложил» для накопления. Как правило, именно так поступает тот, кто на самом деле предпочитает накопление. Он демонстрирует свой выбор использования с целью быть лучше (современнее, круче и т. д.). Для этого он использует некую часть приобретения, как правило, незначительную. Еще один верный способ определить свой выбор — попросить об использовании того, что принадлежит другому человеку. При этом человек в ответ получает согласие или отказ. Как правило, отказ связан с тем, что человек стремится присвоить то, что просит, а не использовать это. Если он действительно намерен использовать то, что просит, он чаще получает согласие. Это происходит, поскольку использование обязательно будет сопровождаться совместной выгодой. Есть и противоположный способ проверить, что человек выбирает — использование или накопление. Для этого нужно отдать свое приобретение для использования кому-либо другому. Если на самом деле человек предпочитает накопление, он инстинктивно предпочитает отдать приобре 141 тенное такому же человеку, как и он сам. Такой человек вызывает у него доверие как «внутренне близкий». В результате человек лишается своего приобретения, поскольку оно присваивается и накапливается тем, кому он его отдал. В более благоприятном случае он не может отдать приобретенное никому вообще. Еще один способ определить, что человек выбрал — наблюдение за его действиями. Тот, кто выбрал использование, может активно, творчески использовать то, что приобрел. Он действует нестандартно, рискует. Он способен просить об использовании того, что ему нужно, но чего у него нет. Он готов рассмотреть предложения об использовании того, что у него есть, от тех, кто может это использовать. Он может взять нечто для использования и готов отдать то, что имеет для подобных целей. То есть он готов отдать то, что имеет, только тем, кто может это использовать. Он не дает то, что имеет всем, кто готов принять это «в дар». Используя нечто, такой человек убедителен и уверен. В использовании ему чужда стеснительность и страх. Он не производит впечатления наглого и безрассудного человека. Тот, кто выбрал накопление, пассивен в использовании того, что имеет. Если он и использует то, что приобрел, то вынужденно. При этом он пользуется стереотипными способами, избегает риска. Пытаясь использовать, он становится тревожен, неуверен и растерян. Поскольку это заметно, то он к тому же и не убедителен для окружающих. Такой человек избегает и стесняется просить. Если он и делает это, то так, чтобы ему отказали. Сам он отказывается от любых, даже выгодных предложений об использовании того, что имеет. Если же он дает нечто, то, как правило, в результате теряет это. Он не может использовать то, что ему дается. В лучшем случае такой человек сохраняет то, что ему дали для использования, от посягательств извне. Притча «Бриллиант» Не добившись успеха на поприще духовного развития, сосед Ен-ту решил стать богатым человеком. Несколько лет он копил деньги, отказывая себе во всем. Когда хранить накопленное богатство стало опасно, он продал все, что имел. На все деньги сосед купил огромный бриллиант. Ночью, во время дождя, он закопал драгоценный камень в ук 142 ромном месте. Каждый день сосед тайными тропами приходил к своему тайнику и проверял, на месте ли бриллиант. Так продолжалось много лет. При этом семья соседа Ен-ту влачила жалкое существование, перебиваясь с хлеба на воду. Наконец, один из горожан заметил регулярные походы соседа Ен-ту, из которых он возвращался ни с чем. Горожанин выследил бедолагу, а на следующий день украл бриллиант. Обнаружив пропажу, сосед Ен-ту чуть не сошел с ума. Стеная и вопя, он носился по всему городу, вырывая из головы пучки волос. Пробегая в очередной раз по улице, он наткнулся на Ен-ту. — Я знаю, как тебе помочь! — сказал Ен-ту, узнав в чем дело. Он привел соседа к себе во двор и указал на огромный булыжник, наполовину погрузившийся в землю. — Возьми этот камень и закопай в том же месте, — обратился он к соседу. — И он превратится в бриллиант? — в восторге вскричал сосед. — Нет, конечно! Но ты можешь думать, что закопал не булыжник, а свой драгоценный камень. Ты ведь не собирался использовать его. А лежать в земле и булыжник может так же, как и бриллиант! Царь Мидас Однажды Силен, воспитатель веселого и бесшабашного бога Диониса, напился допьяна и свалился с осла. На четвереньках он дополз до кустов, где и заснул. Тут лысого и толстого старика обнаружили фригийские крестьяне. Они привели полупьяного сатира к своему царю Мидасу. Узнав его, король обрадовался, что может оказать гостеприимство если не самому богу, то хоть его другу. Десять дней сатир пировал у Мидаса. Наконец Силен заскучал по Дионису. Мидас позаботился, чтобы старика доставили к его ученику. Дионис обрадовался и пообещал Мидасу исполнить любое его желание. — Сделай так, чтобы все, к чему я прикасаюсь, превращалось в золото! — сказал жадный Мидас. — Конечно! — сказал Дионис. — Правда, мне жаль, что ты не попросил чего-нибудь получше. 143 — Что может быть лучше золота и богатства? — вскричал обрадованный Мидас. Всю дорогу домой Мидас проверял исполнение обещания. Дотронувшись до ветки, он превратил ее в золото. То же сделал царь с камнями и листьями. Все это он тщательно спрятал. Мидас омыл руки в ручье, и вниз потекли золотые капли. Вернувшись домой, Мидас весь светился от счастья. Сел он за праздничный стол, чтобы отпраздновать свое обогащение. Но любой кусок пищи, до которого он дотрагивался, тут же превращался в кусок золота. Ужас охватил Мидаса. Его мучили жажда и голод, но изобильное еда и питье вокруг были недоступны. Тогда он приказал кормить себя. Но и тут его ждало разочарование. Прямо во рту пища превращалась в золото. Хорошо, что Дионис внял мольбам Мидаса и избавил его от страшного дара. С тех пор Мидас стал равнодушен к богатству. © Образы: конструктор; скупой рыцарь, Плюшкин. ? Вопрос: В этом используется то, что достигнуто мною раньше? Я буду использовать то, что достигну этим, или буду накапливать и сохранять? # Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно сохранять полученное, чтобы стать больше самому. Действительность: Нужно использовать полученное, чтобы стать больше самому. Призыв: Используйте то, что имеете. Не привязывайтесь к достигнутому! Изменяя, отказывайтесь от старого. Сохраняя — не ждите изменений. Х Инструкция: Используйте или выбросите часть того, что оставили про запас. правда versus ложь Источником лжи всегда служит намерение распространять господство своей воли на другие индивидуумы, отринуть их волю, чтобы тем удобнее утверждать свою; следовательно, ложь как таковая происходит от несправедливости, стяжательства, злости. Кто откровенен, тот не питает ничего дурного. Артур Шопенгауэр

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!