Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 24 страница



самовыражение versus подавление САМОВЫРАЖЕНИЕ ПОДАВЛЕНИЕ Вы всегда готовы проявить себя, свои чувства и желания. Вы можете позволить себе быть разным. Вы знаете себя. У вас есть возможность разобраться в себе, избавиться от заблуждений, быть самим собой, выразить себя. У вас развита способность всегда казаться таким, как нужно, избегать проявления тех сторон самого себя, которые не соответствуют своим или чужим убеждениям. В то же время ваши возможности самовыражения ограничены вашими убеждениями. Поэтому многое из того, чего бы вы хотели, подавлено. А на то, что подавлено, вы тратите силы, которые могут дать вам все, чего вы достойны. Это выбор того, как относиться к проявлениям самого себя, когда они не совпадают с убеждениями. При первом варианте человек разрешает себе проявление любых чувств и желаний. При втором варианте он позволяет появиться только части из них. Это выбор между возможностью быть самим собой и необходимостью казаться таким, как нужно. Самовыражение дает возможность выразить себя, а подавление препятствует этому процессу. Положительная сторона выбора самовыражения: возможность проявления самого себя. Положительная сторона выбора подавления: возможность избежать проявления тех сторон самого себя, которые не соответствуют своим или чужим убеждениям. Человек может подавлять проявления, которые не угодны его убеждениям. При этом он выбирает формальную благопристойность. Он отождествляет себя со своими убеждениями и с идеями, которые считает верными. Он посвящает себя выражению этих убеждений и подавлению всего, что им препятствует. Он может рассчитывать на поддержку тех, кто разделяет такие 256 убеждения. Конечно, поддержка будет оказана в той степени, в которой эти люди сами им верны. Если убеждения одобряются большинством, то человек будет пользоваться уважением. Особая самоотверженность при отстаивании общепринятых убеждений может даже сделать его героем. Если убеждения спорны, то человек подвергнется осуждению. Может быть, он даже станет изгоем. Но в любом случае он будет лишь выразителем интересов «за» или «против». Выбирая самовыражение, человек признает, что он — не только совокупность убеждений. Он дает себе возможность быть не схемой, а живым существом. Он приобретает право на внутреннее многообразие и богатство. Он дает возможность жить всему, что в нем есть. Такой выбор позволяет человеку освободить массу сил. Это силы, которые обычно сдерживают внутри все, что не совпадает с убеждениями. Человек, выражающий себя, получает возможность разобраться в своих взаимоотношениях с окружающими. Он оказывается понятым ими или узнает о том, что окружающие люди не способны его понять. В случае непонимания ему необходимо быть в другом месте, вместо того чтобы строить отношения там, где он не нужен. В любом случае он теряет только плохое и получает возможность обрести хорошее. Будет ли то, что он выражает, совпадать с убеждениями большинства или нет, — он будет выразителем своих собственных интересов. Выбирая подавление, человек не избавляется от того, что он подавляет. Он лишь загоняет это вглубь себя. В результате он разрушает сам себя. Он не выражает то, что требует выражения, и накапливает то, что требует освобождения. Он тратит силы на сдерживание того, что при выражении дает приток новых сил. Именно поэтому можно сказать, что, выбирая подавление, человек одновременно выбирает саморазрушение. Но упорный Выбор подавления большинством людей не случаен. Он связан с глубокими убеждениями о том, какие способы выражения верны, а какие нет. Такая цензура самовыражения закладывается взрослыми в каждого ребенка. Выбирая самовыражение, человек прежде всего отрицает цензуру тех особенностей, которые собирается выражать. Он дает полную свободу выражения тому, что в нем есть. 17 -4764 257 Если человек выбирает самовыражение, он не становится необузданным и опасным анархистом. Он только создает для себя выбор, обеспечивает себе возможность быть разным. Более того, если человек следует целям самовыражения, их достижение невозможно при выборе разрушающих поступков. К таким поступкам относятся как разрушающие других (например, убийства), так и саморазрушающие (употребление наркотиков и т.д.). Действия опасные для себя и других возникают при подавлении чувств, а не тогда, когда человек дает себе возможность их выразить. Они появляются, когда подавленные, накопленные, искаженные и ожесточенные в неволе чувства прорываются сквозь защиты. Выбирая самовыражение, человек не становится анархистом еще и потому, что он по-настоящему обретает уважение к самому себе. Он перестает тратить свою жизнь на разрушающие желания. Вместо них он предпочитает то, что ведет его вперед, к самому себе. Когда человек выбирает самовыражение, он перестает копить в себе негативные чувства, агрессию и гнев. При накоплении эти чувства удерживаются до тех пор, пока не достигнут разрушающих размеров. Прорвавшись, они оказываются неподконтрольными и производят массу бед. Выбирая самовыражение, человек позволяет своим негативным переживаниям проявиться тогда, когда они еще находятся в зачаточном состоянии. Когда человек выбирает самовыражение, он освобождает себя от сизифова труда сдерживания и накопления негативных переживаний. Это позволяет ему не отвлекаться на их охрану и усмирение. Вместо их подавления он сосредоточивается на том, что приносит ему удовлетворение. Когда человек выбирает самовыражение, он постепенно начинает пользоваться тем, что ему принадлежит. С каждым самопроявлением он все больше приближается к истинному использованию самого себя. Это связано с тем, что по-настоящему использовать себя может не всякий. Это по силам только тому, кто позволяет себе выразить и познать все свои стороны. Владеть тем, что тебе принадлежит, можно только зная все особенности того, чем владеешь. Только это дает возможность тратить то, что дано, исключительно на достижение цели. Только 258 это позволяет освободиться от затрат на внешние эффекты, ошибки, угодничество и благопристойность. Вопрос: Это помогает мне выразить себя или подавляет мое развитие?  Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно сдерживать в себе то, что противоречит общепринятому. Действительность: Нужно выразить себя.  Призыв: Выразите себя!  Инструкция: Регулярно проявляйте те свои стороны, чувства и желания, которые вы обычно не используете, подавляете или только обнаружили. гнев versus обида, ненависть Как только Вы поймете, что Вам не на что обижаться, Вам будет принадлежать весь мир. Лао-Цзы ГНЕВ ОБИДА Вы способны открыто выражать свое несогласие и активно препятствовать тому, чего не хотите. Вы готовы всегда взять на себя ответственность за то, что с вами происходит. Поэтому у вас есть возможность устранить нежелательное или, как минимум, освободиться от переживаний по этому поводу. То есть вы способны сопротивляться. Вы подавляете свои чувства, когда вас что-либо не устраивает. При этом вы часто не можете разобраться, кто на самом деле отвечает за ваши неудачи, считаете происходящее несправедливым. В результате — вы не можете повлиять на попытки причинить вам ущерб в той степени, в которой на самом деле могли бы. Кроме того, ваши переживания нередко делают вас зависимыми от чужих целей. То есть вы часто уступаете там, где вполне могли бы побороться. Это выбор чувства, при помощи которого человек противостоит чуждому, нежелательному и повреждающему воздействию. Имеется в виду любое воздействие, которое угрожает человеку нарушением целостности его тела, убеждений, времени, чувств и т. д. Предпочитая гнев, человек открыто выражает свое несогласие. Он активно препятствует вторжению. Предпочитая обиду или ненависть, человек скрывает свое несогласие. Он пассивен перед вторжением. Такой человек не предпринимает по отношению к вторжению никаких активных действий. Вместо этого он выбирает осуждение вторжения и переживание случившегося. 260 Положительная сторона выбора гнева: возможность устранить вторжение или, как минимум, освободиться от переживаний по этому поводу. Положительная сторона выбора обиды или ненависти: возможность воспринимать потери и неудачи как результат собственной неполноценности или чужой непорядочности. Выбор гнева — это выбор активного человека, предпочитающего открытое выражение себя, своих чувств. Выбор обиды или ненависти — это предпочтение подавлять свои чувства. Это выбор человека, предпочитающего представлять себя и переживать эмоции в соответствии с убеждениями. Выбор гнева предполагает непредвзятое восприятие воздействия. Он допускает, что на человека совершено повреждающее воздействие, которое должно быть отвергнуто. То есть такой человек рассматривает воздействие только как попытку причинить ему ущерб. Он не вкладывает в переживание воздействия дополнительный смысл и не наделяет повреждающие воздействия качествами справедливого или несправедливого, незаслуженного. Такой человек может рассматривать воздействия двояко. Первый вариант — когда он не может избежать такого воздействия или защититься от него. При этом человек рассматривает воздействие как требование стать совершеннее. Второй вариант — если попытка оказать повреждающее воздействие легко пресекается. При этом человек считает глупостью испытывать обиду на человека значительно слабее себя. Свою задачу в таком случае он видит в выяснении причин, которые привели к покушению на его территорию. Выбор обиды связан с полной убежденностью в собственных достоинствах. Такой человек считает, что повреждающее воздействие может быть направлено на кого угодно, но только не на него, что он хороший человек и не заслужил подобного обращения своими заслугами — чаще всего социально одобряемых убеждений и поступков. То есть такой человек не видит в воздействии на него стремления нечто отобрать. Он ищет в нем Желание унизить, лишить статуса. Причем он опасается именно за те достоинства, которые сам себе придумал, и считает, что Попытка повреждающего воздействия несправедлива, если направлена на него. Если же нападение совершает он сам, — это 261 всегда справедливо. Если нападение совершает кто-то другой, то оно справедливо, если направлено «на врагов» убеждений человека или на тех, кто достиг больше, чем он. Выбор обиды — это оценка повреждающего воздействия не по тому, какой оно наносит ущерб на самом деле. Ущерб оценивается по тому, что собой представляет обидчик с точки зрения самого обиженного. Нередко человек не замечает реального ущерба, если имеет невысокое мнение о личности обидчика. В таких случаях он выше обид. Это объясняется тем, что реакция на обиду для него будет означать чрезмерно высокую оценку обидчика. Чтобы не допустить этого, человек готов простить нанесенный ущерб. Все происходит наоборот, когда человек имеет высокое мнение о личности обидчика. При этом повреждающее воздействие он рассматривает не просто как повреждение, а как критерий более высокого положения обидчика. То есть для него это указание на отсутствие достоинств. Его обида становится обидой за собственное более низкое положение, а не за нанесенный ущерб. Вместо того чтобы избегать ущерба, он пытается продемонстрировать свое равенство. Выбор гнева — это принятие на себя ответственности за случившееся. Это способ воздействовать на то, что вызывает ущерб. Выбор обиды, ненависти — это перекладывание ответственности за случившееся на другого. Это способ отказа от изменения происходящего, реагирование по формуле «из-за тебя». Выбирающий обиду и ненависть просто ожидает, когда тот, на кого" обида направлена, исправится, одумается и т. д. Выбирающий гнев предпочитает действовать и изменять. Такой человек испытывает потребность устранить разногласия и препятствия между собой и тем, на кого направлен гнев. В конечном итоге он освобождается от гнева. Выбирающий обиду предпочитает объяснять и терпеть. Такой человек возводит препятствия и усиливает непонимание и несогласие с тем, на кого направлены обида или ненависть. В конечном итоге он увеличивает свою обиду. Выбор обиды ведет к тому, что любые негативные воздействия на человека только увеличивают обиду. Они никак не побуждают его к активной реакции. Возрастая, обида превращается в ненависть. Эта эмоция, которая выплескивает в неадекватной форме 262 все, что накопилось, на того, кто этого не заслуживает. Как правило, силами, заключенными в ненависти и обиде, сам человек управлять не в состоянии. Он не способен их контролировать, так как не привык выражать свои эмоции открыто. Поэтому такой человеклегко управляем. Он становится орудием в руках тех, кто стремится использовать скрытые в нем силы для достижения своих целей. Такой человек превращается в средство для выражения чужих интересов — политических, религиозных и иных, придающих «общепринятое» направление его ненависти. На самом деле под «общепринятыми» интересами скрыты цели конкретных людей. Они «позволяют» человеку присоединиться к ним, используя его силы для достижения собственных целей. История о конце господства Наполеона Бонапарта В январе 1809 года Наполеон спешно собирался из Испании, где он развязал войну, в Париж. Его шпионы доставили ему очень важные сведения о том, что Талейран и министр полиции Фуше готовят заговор. Информация была абсолютно достоверной. В Париже Бонапарт незамедлительно созвал министров и высших чиновников. Когда все собрались, то их глазам предстал возбужденный и взволнованный император. Он метался по комнате и сбивчиво упрекал министров в предательстве. Среди министров был и Талейран. Он стоял с совершенно невозмутимым видом, прислонившись к каминной полке. Глядя ему прямо в глаза, Наполеон громко и отчетливо сказал: «Измена совершается уже тогда, когда человек во мне начинает сомневаться». В ответ на это Талейран лишь вежливо улыбнулся. Ожидая увидеть на его лице испуг, поскольку подобные обвинения грозили виселицей, Наполеон обнаружил только признаки скуки. Это еще больше возмутило императора. Он еще ближе подошел к Талейрану, буравя непокорного подданного испепеляющим взглядом. «Я знаю, что некоторые министры, имена которых мне известны, хотят моей смерти!» — сказал император. Но Талейран по-прежнему безмятежно смотрел в глаза Наполеону. — Вы трус и подлец! — наконец взорвался Наполеон, выкрикивая оскорбления в лицо Талейрану. — Ваше бесчестье не знает границ! Для Вас нет ничего святого! Вы предали бы 263 своего отца за соответствующую плату! Я, что, мало Вам дал? Я осыпал Вас сокровищами, а Вы спите и видите, как бы мне навредить. Министры, оказавшиеся свидетелями вспышки императора, неловко переминались с ноги на ногу. Они боялись поднять глаза, чтобы увидеть бесстрашного завоевателя Европы в абсолютно неуправляемом состоянии. Впервые Наполеон потерял хладнокровие. — Я мог бы вздернуть Вас, как чумазого проходимца, на воротах Тюильри! — в голосе Наполеона стали прорезаться нотки рассерженной курицы. — Я могу сломать Вас, как бокал, но не хочу марать рук! Талейран стоял с отсутствующим, каменным лицом. Казалось, что его невозмутимость естественна и не стоит ему никаких усилий. Внезапно Наполеон задохнулся, выпучил глаза и неузнаваемым голосом прокричал: — А как насчет Вашей супруги? Говорят, она любовница Сан Карлоса. Почему Вы никогда не говорили об этом? — Поистине, сир, я полагал, что это Вас никак не интересует и тем более никак не влияет на наши отношения, — бесстрастно проронил Талейран. Выкрикнув еще несколько оскорблений, Бонапарт выбежал вон. В тишине Талейран с помощью слуги надел плащ. Обернувшись к прячущим глаза министрам, он спокойно сказал: — Прискорбно видеть, господа, что столь великий человек так дурно воспитан. Гнев Наполеона на деле оказался не так страшен. Он всего-навсего отстранил Талейрана от обязанностей и лишил звания великого камергера. По всей видимости, император посчитал, что это унижение для Талейрана будет страшнее ареста. Вместе с тем хладнокровие Талейрана и отсутствие самообладания и достоинства Наполеона оказало на приближенных подавляющее воздействие. У всех сохранилось четкое ощущение, что Наполеон уже не тот. «Это — начало его конца», — изрек Талейран, который увидел признаки завершения эры Наполеона еще во время неразумной войны с Испанией. Возможно, что тот самый заговор был только подстроенной им ловушкой, попыткой вывести императора из себя и показать всем признаки его слабости. Разгром в России только ускорил конец Бонапарта. 264 Выбирая гнев, человек испытывает его из-за реальной попытки причинить ему вред, повреждение. Обида же всегда является реакцией на ущерб убеждениям, а не на реальный ущерб. Пытаясь освободить себя от обиды, человек прежде всего должен осознать ее основу. Устранив основу обиды, он освобождается и от нее самой. Часто такой основой могут быть иллюзорные ожидания по отношению к другим людям. Такой человек ожидает, что люди изначально должны относиться к нему хорошо и ценить его достоинства. Причем он считает так даже тогда, когда не делится с ними этими достоинствами. Он уверен, что люди должны не замечать его недостатки, даже если они им мешают. Он заранее ожидает, что люди не сомневаются в его правоте, и считает себя во всем правым. Если ожидания не реализуются, он воспринимает это как повреждающее воздействие и в ответ на него испытывает обиду. Ожидания также преувеличивают то место, которое один человек якобы занимает в жизни другого, а также истинное значение одного человека для другого, отношение к нему. Такой человек воспринимает как повреждающее воздействие то, что на самом деле не имеет к нему отношения. И, наконец, самые глобальные ожидания — по отношению к жизни и судьбе. Как правило, такой человек ожидает для себя полного счастья или, во всяком случае, значительно лучшего положения, чем есть на самом деле. Не получая этого, он рассматривает свою жизныкак результат повреждающих воздействий свыше. В этом случае он испытывает обиду на судьбу, Бога и т. д. Освобождаясь от ожиданий, человек перестает возлагать на других людей ответственность за что-то, что они «должны дать». Это не значит, что он начинает обвинять их в дурных намерениях. Это означает, что он принимает только на себя ответственность за то, что с ним происходит. Другой частью освобождения от ожиданий является снятие с себя ответственности за других людей. Человек выясняет ложные ожидания, которые по отношению к нему имеют другие люди. Именно на этих ожиданиях часто базируются повреждающие воздействия со стороны других людей. Обнаруживая эти ожидания, человек пытается их устранить, развенчать в тех случаях, когда они могут иметь для него негативные последствия. Для этого он просто лишает других людей иллюзий в отношении себя. 265 Выбирая гнев, человек не отказывается от обиды. Он начинает использовать ее как механизм защиты. Человек осознает, что обида — это наивная попытка убежать от реальности при помощи определенных убеждений (Например, «я — хороший, а обидчик - плохой, он обидел меня незаслуженно»). Пользуясь этим механизмом, он демонстрирует чувство обиды тем, кто не считает себя вправе обижать людей, «быть плохим». Выбирая обиду, человек лишается возможности использовать гаев. Это связано с пассивным отношением к источнику повреждающего воздействия. Заменой гнева для него является ненависть. Это накопленная, скрытая обида. Она переполняет края его внутреннего мира и выплескивается вовне. В отличие от гнева ненависть неспецифична, то есть не соответствует повреждающему воздействию, на которое направлена. Как правило, она значительно сильнее и вызывает дополнительную агрессию извне. Выбор гнева лучше, чем выбор обиды. Вместе с тем это не самый совершенный способ реагирования. Но только выражая свой гнев, человек способен избавиться от него и затем перейти к действиям. Только научившись активно реагировать, человек может стать автономным* в своих чувствах, то есть перестать реагировать вообще. Притча « На пути домой» Один человек возвращался домой из длительной поездки в другой конец страны. Он очень торопился, потому что соскучился по жене и детям. Чтобы сократить путь, человек поехал незнакомой дорогой. Но неизвестные петли заброшенной дороги только заставили его потерять время - он заблудился. К тому же в машине кончился бензин. Хорошо, что, заглушив мотор, он услышал вдалеке лай собаки — значит, неподалеку было жилье. Взяв пустую канистру, он быстрым шагом пошел к дому. Путь был неблизким, а дорога плохая, поэтому человек начал говорить сам с собой.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!