Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 26 страница



277 время и после него. Выбирая горе, человек верит в то, что после любой утраты он: 1) будет жить, 2) то, что он будет жить, само по себе хорошо, 3) может снова быть счастлив, 4) то, что он может быть снова счастлив, — тоже хорошо. Итак, такой человек принимает то, что выход из горя сопровождается разными переживаниями и мыслями. Каждое из них для него — шаг к восстановлению. Это прежде всего относится к слезам. Человек, выбирающий горе, разрешает себе плакать. Он считает, что слезы — инструмент освобождения от утраты а не признак слабости. Особенно это важно для мужчин. Именно к ним относится нелепое убеждение «Большие мальчики не плачут», которое связывает слезы со слабостью. Именно из-за него мужчинам труднее выразить горе. Выбор горя помогает уважать переживания по поводу любой утраты. Он позволяет принять любые свои переживания. Длятако-го человека понятно, что любые переживания, если их не выразить, могут иметь долговременные последствия. Отказ от полноценного переживания небольших утрат, их игнорирование часто приводит к неготовности к встрече с тяжелой утратой. Кроме того, не пережитые мелкие потери начинают нагромождаться. Они становятся похожими на счета, которые придется оплатить рано или поздно. Поэтому человек всегда считает свое горе справедливым и самым сильным. Он не задумывается о том, что должен чувствовать, он просто чувствует. Он не извиняется за свои переживания. Он считает, что если его понимают — это хорошо, если не понимают — пусть будет так. Он готов принять помощь людей. Такой человек не считает, что переживание по поводу утраты — болезнь. Поэтому он не «лечит» горе химическими препаратами, алкоголем, никотином, наркотиками. Он не искажает свои переживания медикаментами, алкоголем и прочими зависимостями. Такой человек также не считает переживания наказанием. Он не усугубляет горе издевательствами над своими целями, своим телом, здоровьем, питанием, сном, режимом жизни. Все это только вносит путаницу в переживания. Чтобы контролировать переживания, нужно встречать утрату открытыми чувствами, а не в дурмане лекарств или болезни. Выбирая горе, человек считает, что его переживания по поводу утраты — необходимая работа по преодолению горя. Она 278 заключается в прохождении сквозь горе. Человек понимает, что единственный путь к выходу из переживаний проходит через сами переживания. Он принимает тот факт, что единственный способ пережить утрату — это признать ее и пройти сквозь все эмоции, связанные с этим, не уменьшая и не искажая их. Переживание — единственный способ выйти из утраты без дополнительных потерь здоровья, целей, интересов. Испытывая горе, он позволяет себе думать о том, что нет горя больше, чем его собственное. Он не ограничивает свои переживания рамками уместности и приличия. Он уважает свое горе, понимая, что его переживание — это тяжелая работа. Он готов принять помощь и поддержку. Выбирая горе, человек рассматривает его как переживание, которое помогает ему развиваться. Развитие в горе происходит всегда, когда человек открывается своим переживаниям, не пытается избежать всех их проявлений. Это дает возможность постепенно увидеть, что в душе есть место не только горю, каким бы большим оно ни было. Это дает возможность понять, что любое переживание — только часть души. Так горе помогает человеку перерасти утрату и увидеть за горем другие переживания, цели и интересы. Существуют естественные стадии переживания утраты. Сначала возникает шок и оцепенение. Это естественное рефлекторное действие, закрывающее чувства. Затем наступает отрицание и отстранение. Только потом возникает признание и боль. И завершается переживание принятием и возрождением. Выбирая горе, человек не сопротивляется шоку. Он понимает, что это первый и необходимый шаг к восстановлению после утраты. Он знает, что помогает шоку завершиться, если проживает его и не сопротивляется. Он освобождает себя от посторонних дел и решений на время шока. Он позволяет людям быть рядом и готовится к тому, что на смену бесчувствию обязательно придет боль. Если у него появляются мысли, которые отрицают реальность утраты, он не подавляет их. Он просто наблюдает за тем, как часть его души отрицает случившееся. Он не тратит силы на поддержку или подавление такого явления, как отрицание утраты. Для него это первые мысли о реальности утраты. Он понимает, что борясь с такими мыслями или пытаясь реагиро 279 вать на утрату правильно, он неизбежно потеряет значительно больше сил. Он помнит, что отрицание — нормальная реакция на потерю. Важно распознавать признаки отрицания и воспринимать их как часть горя. Признание утраты — следующий шаг горя. Признание приносит сильнейшую боль. Но это помогает взять на себя полную ответственность за свои чувства и освободиться от утраты. При этом вокруг останется еще меньше людей, поскольку никто не хочет находиться рядом с болью. Выбирая горе, человек пытается прийти к тому, чтобы принять жизнь без того, что он потерял. Его задача — быстрее перейти от переживания «Почему это произошло со мной» к переживанию «Как мне теперь жить». Выбирая горе, человек воспринимает утрату как напоминание о временности своей жизни. Он понимает, что переживание утраты не изолировано от его состояния. Поэтому утрата для него — время позаботиться о себе. Он определяет свое физическое, эмоциональное, умственное и духовное состояние. Он прежде всего думает о состоянии своего здоровья. Для него утрата — стимул позаботиться о своем питании, режиме дня, отдыха, физического развития. Только оставаясь здоровым, человек способен максимально выразить чувство горя. Для него утрата не означает пренебрежения к своему здоровью, сну, спорту. Напротив, в такие моменты он с особой тщательностью следит за своими нагрузками, за достаточностью сна, избегает стимуляторов, транквилизаторов. Он следит за такими признаками, как слабость, истощение сил, потеря аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость, сухость во рту, физическая боль. Он не допускает пренебрежения гигиеной. Выбирая горе, человек просто переживает утрату. Эти переживания свидетельствуют только о значительности утраты. Они являются символом качества отношений с утраченным. Поэтому он не скрывает свое горе. Он проявляет его естественно. Выбирая тоску, человек предпочитает переживать в соответствии с принятыми им убеждениями. Он сам не проявляет естественных переживаний горя и осуждает их проявление другими людьми. Он наделяет переживания утраты дополнительным смыслом. Они перестают быть просто отражением утраты, по 280 является потребность либо преувеличить их, либо преуменьшить. Для него характерно стремление либо скрывать переживания, либо смаковать их. Причем желание скрывать переживания он считает признаком самоконтроля, внутренней силы. Когда человек смакует переживания, он погружается в бесконечное, а потому бессмысленное сожаление по утраченному. Он тратит неадекватно много времени на сохранение «мертвых» чувств. Это чувства, изживание которых — дело давно минувших дней. Он не проявляет уважения к своей жизни, к своим целям и времени. Вместо этого он предпочитает растрачивать себя на смакование тоски. Такой человек тратит время, не задумываясь о том, что привело к утрате, как ему жить дальше без того, что он потерял. И преувеличение, и преуменьшение переживаний приводит к их искажению. У человека появляются настойчивые мысли о самоуничтожении. Он истязает свое тело, разрушает свои цели и жизнь. Он консервирует и загоняет вглубь свои переживания при помощи лекарств, наркотиков, алкоголя и других зависимостей. Он отказывается от помощи. Его переживания по поводу утраты однообразны и поддерживают сами себя вечно. Выбирая горе, человек получает возможность отреагировать утрату без агрессии. В то же время он не держит пережитое в себе. Выбирая тоску, человек сохраняет в себе переживания, вызванные утратой. Это не исключает трансформации переживаний утраты в агрессию. Причем жертвой агрессии, как правило, становится вовсе не причина тоски. Выбирая горе, человек позволяет ему длиться столько, сколько нужно, чтобы избавиться от переживаний. Он дает себе время, чтобы определить, что привело к утрате, как ему жить дальше без того, что он потерял. Он понимает, что если не уделить времени своему горю, жизнь после утраты никогда не станет такой полной, какой могла бы быть. Он не ставит перед собой дат окончания горя, не рассчитывает, что в некий «волшебный день» горе пройдет само по себе. Он учитывает, что горе всегда требует больше времени, чем предполагается. Поэтому человек позволяет горю закончиться самостоятельно. Если горе длится долго, значит, человеку многое нужно пережить. Если недолго — значит, переживание может быть быстрым. Он не торопит свои пере 281 живания, но и не затягивает горе. Он не превращает его в мыльную оперу, в скучный спектакль, исполняемый бессильным и никчемным артистом. Позволяя своим эмоциям быть, человек делает это с целью освободиться от них. Он понимает, что они не вечны, но чем дольше он живет с ними, тем больше времени тратит на то, что ушло из его жизни. Выбирая тоску, человек выражает свои переживания по поводу утраты определенное время. Если оно меньше положенного, то человек считается плохим, если больше — то слабым. Выбор горя — это принятие ответственности за свои переживания утраты. Ответственность помогает человеку не откладывать переживаний утраты, не искать того, на кого их свалить. Ответственность включает осознание, что утрата в первую очередь принадлежит самому человеку. Никто кроме самого человека не переживет ее. Никто за человека не признает смерть его близкого. Никто за него не простится и не отпустит того человека, те отношения, или часть тела, или что-то другое, что он потерял. Только он может сделать это. Никто не даст необходимые ответы, не сможет принимать решения и не предпримет нужных действий. Ответственность помогает принять реальность того, что единственный человек, который может пройти сквозь горе, — он сам. Ответственность помогает не откладывать переживания. Она помогает понять, что завтрашний день не будет лучше для сегодняшнего горя. Начинать работать с горем надо сразу, немедленно. Ответственность также предполагает, что восстановление после уграты — тоже личное дело человека. Поэтому, выбирая горе, человек никогда не разбавляет свои переживания, не отделяет их от себя. Он всегда говорит: «Я переживаю, мне больно, меня это обижает». Выбор тоски — это отказ от принятия ответственности. Такой человек ищет виновных в своей утрате. Он отказывается принимать ее на себя, переживать ее самостоятельно. Он пытается возложить на других ответственность за переживание утраты и за свое восстановление после нее. Выбирая горе, человек стремится открыть свои переживания людям. Для него это одно из условий для того, чтобы пережить горе. Он считает, что человек, скрывающий переживания утраты от людей, искажает переживания. Он полагает, что чем более публичной станет работа над горем, тем легче и качественнее можно 282 с ней справиться. Одиночество только усиливает изоляцию и боль. Если утрата связана с разрывом отношений, человеку тем более необходимо общество людей. Ему необходимо самому говорить о случившемся, сообщать о своих чувствах. В такой ситуации быть открытым проще, чем ожидать чужого мнения. При этом такой человек не пытается соответствовать принятым правилам выражения переживаний. Он также не идеализирует людей, которым открывает свои переживания. Такой человек придерживается мнения о том, что если люди его не поймут, это их проблема, причем не меньше, чем у него. Он принимает тот факт, что люди часто бывают безжалостны, несправедливы, склонны к подлости. Они часто чувствуют неловкость при необходимости реагировать на чужое горе. Он понимает, что многие люди не знают, как реагировать и что сказать в ситуации утраты, и именно поэтому не готовы слышать о чужом горе. Некоторые, не зная об утрате, говорят то, что сильно ранит. Другие делают это специально. Он также готов к тому, что через некоторое время люди, которые ему сочувствовали, забудут о его утрате и оставят его с ней один на один. Он принимает то, что у них своя жизнь. Возможно, некоторые из них возвращаются к реальности в надежде на то, что человек поступит так же. Другие просто безразличны к его боли, что не является признаком ненормальности. Поэтому он открывает переживания окружающим только для того, чтобы не скрывать горе и тем самым не искажать и не преумножать его. Он готов к тому, что никто не понимает полностью его горя, и не упрекает в этом людей. Из-за того, что утрата — собственность человека, никто не сможет понять всю ее полноту. Он принимает неуклюжесть людей, их равнодушие. Человек принимает тот факт, что мир расхочет слушать о горе раньше, чем у него самого пропадет желание о нем говорить. Такой человек всегда дает возможность оказать ему поддержку. Он также готов просить о помощи. Он пытается использовать все, что освободит его от переживаний утраты. Если он все-таки остается один, то сразу ищет людей, готовых ему помочь. Он делает это до того, как такие люди понадобятся. Его главная задача при этом — получить согласие на то, что он может обратиться за поддержкой в любое время. При этом он учитывает, что ему могут отказать. Это не значит, что он не достоин помо 283 щи или что его чувства не имеют права на выражение. Это только свидетельство того, что другой человек сам переживает по поводу какой-то проблемы. Выбирая тоску, человек оказывается не готов к подобному поведению окружающих. Он ошибочно полагает, что окружающие должны реагировать на его горе идеально. Причем идеальной он считает свое собственное представление о реакции на утрату. Поскольку в реальности так не происходит, такой человек прячет переживания от «осмеяния» и «жестокости». Он не только не просит помощи, но и избегает ее. Выбирая горе, человек живет настоящим. Выбирая тоску -прошлыми утратами или горькими фантазиями о не сбывшихся надеждах. Выбор тоски или горя связан с выбором накопления или использования. Выбирая горе как способ реакции на утрату, человек использует все, что у него есть. Не делает он исключения и для переживаний. Такой человек способен пережить утрату того, что он приобретает, то есть отдать то, что он имеет. Например, утрата нажитого имущества не является для него поводом для самоубийства, отказа от дальнейшей работы, глобального недоверия, депрессии и т. д. Для такого человека жизнь — это смена событий. Поэтому и горе он воспринимает как одно из событий. Поскольку любое событие такой человек привык использовать, точно так же он пытается использовать и горе. Выбирая тоску как способ реакции на утрату, человек сохраняет и копит то, что имеет. Он испытывает положительные эмоции, удовлетворение, только если сохраняет то, что приобрел. Что бы такой человек ни отдавал или ни терял, он рассматривает это исключительно как лишение, как причину для проявления негативных эмоций и прекращения действовать дальше. Успех и счастье для него равны приобретенному в жизни. Поэтому его цели и вся его жизнь могут быть легко стерты одной-единственной большой потерей. Притча «Лекарство от страха» Один султан плыл со своим любимым слугой на корабле. Слуга, который никогда раньше не ходил в плавание, сидел в пустом трюме, вопил от страха, жаловался и плакал. Все ста 284 рались успокоить его. Но слова сочувствия не достигали его сердца. Непрестанные вопли слуги окончательно отравили властелину путешествие. Это также мешало и Ен-ту, который плыл на том же корабле. Ен-ту попросил султана разрешения успокоить рыдающего слугу. Султан сразу же согласился. Ен-ту приказал матросам бросить слугу в море! И они охотно выполнили приказание, так как рады были избавиться от несносного крикуна. Слуга болтал ногами, ловил воздух ртом, цеплялся за борт и умолял вернуть его на корабль. Его вытащили за волосы, и он тихонько уселся в углу. Ни одного слова жалобы больше не сорвалось из его уст. Изумленный султан спросил у Ен-ту: «Какая мудрость скрывалась за этим поступком?» Ен-ту ответил: «Твой слуга еще не представлял, какой опасностью может грозить вода. А потому и не мог знать, какое счастье чувствовать твердые доски палубы под ногами!» £> Образ (процесс переживания горя): подъем на ледяную гору, когда человеку страшно, он чувствует себя неустойчиво, поднявшись на три шага вперед, он скатывается на два назад. Он боится упасть и не подняться.  Вопрос: Я выражаю свое переживание или контролирую его, реагирую «как положено»?  Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно переживать утрату достойно. Действительность: Нужно переживать утрату так, чтобы i освободиться от нее. Призыв: Реагируя на утрату, предпочтите горе тоске. Инструкция: В течение достаточного времени полностью выражайте все (то есть любые) чувства, возникающие по поводу пережитых вами утрат. победитель versus побежденный Выглядеть преуспевающим человеком — на восемьдесят процентов быть им. Вуди Ален Никто не может заставить вас чувствовать себя неполноценным без вашего согласия. Элеонор Рузвельт, жена президента США ПОБЕДИТЕЛЬ ПОБЕЖДЕННЫЙ Вы способны ощутить себя успешным, показать, что вы добьетесь успеха. В результате то, как вас видят окружающие, дает вам возможность получить поддержку. Вы почти всегда представляете себя побежденным, преувеличиваете возможные трудности или ( излишне акцентируете на них внимание. Поэтому вам редко хотят помочь. Вместе с тем у вас есть возможность получить снисхождение и сопереживание, хотя и они и не гарантированы. Это выбор способа самоощущения и презентации. Применительно к способу самоощущения это выбор того, как человек представляет себя самому себе. Что касается способа презентации, то это выбор того, как человек представляет свое действие окружению. Возможны два способа самоощущения и презентации. Первый способ — представление себя победителем. При этом человек окружает свое действие, мысль или самого себя признаками, которые сопутствуют успеху. Он присваивает возможность сбыться тому, что он делает. Второй способ — представление себя побежденным. При этом человек окружает свое действие, мысль или самого себя признаками, которые сопутствуют неудаче. Он отнимает возможность сбыться у того, что делает. Положительная сторона выбора образа победителя: возможность получить поддержку. 286 Положительная сторона выбора образа побежденного: возможность получить снисхождение и сопереживание. Выбирая быть победителем, человек не бежит от неудач. Он не допускает их за счет излучения успеха. Прошлые же неудачи он разбавляет в своем сознании уже достигнутыми и грядущими победами. Победитель — человек, способный концентрироваться на хорошем, видеть позитивное. Такой человек выглядит так, будто он уже добился того, к чему стремится. Это дает ему возможность испытывать положительные эмоции не только при достижении результата, но и до него. Конечно, подобный выбор сам по себе не избавляет от поражения, но дает возможность меньше переживать по поводу неудачи, быстрее восстановиться и приступить к новому штурму цели. Выбор представления себя как победителя не предполагает спесивости, гордыни, грубости и высокомерия. Он не накладывает обязательства раздавать дары, давать обещания и быть благотворителем. Многие избегают этого выбора, предпочитая быть побежденными в связи с ограничивающими убеждениями, согласно которым победитель должен взваливать на себя ответственность за других. Но выбор победителя — это прежде всего выбор самоощущения во время совершения действия. Это не выбор лидерства, это выбор победы. Лидер может в результате проиграть, а победитель вовсе не должен быть лидером и мессией. Некоторые люди избегают отождествляться с победителем из-за того, что это связано для них с гордыней и агрессией. Подобное представление — маска, характерная для пытающегося избежать поражения. Это никогда не являлось и не является признаком человека, идущего к победе. Выбор представления себя как побежденного не гарантирует человеку снисхождения и благотворительности. Этот выбор не тождествен скромности, разумности и взвешенности. Он не отрицает спесивости и самовлюбленности, агрессии и ненависти. Думая о переживаниях победы, такой человек полагает, что они будут ярче, чем у того, кто считает себя победителем. По его Мнению, большая яркость связана с контрастом между чувством победы и его обычными переживаниями, смакующими поражение. Вопреки предположениям, такая победа не является более приятной или более неожиданной. Кроме того, если подобный

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!