Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 29 страница



Выбор расположенности заставляет особенно внимательно относиться к критике. Как правило, она применяется редко, как одно из последних средств. Это обусловлено не только непониманием и встречной агрессией. Критика требует не только указывать на недостатки. Она предполагает одновременное ободрение и конструктивные предложения, если критикующий действительно хочет, чтобы она оказала позитивное действие. А дополнительные одобрения должны превосходить критику и нести в себе такой положительный заряд, который поможет критику воспринять. Такая критика требует значительных затрат. К тому же она крайне редко сопровождается благодарностью. Поэтому человек, выбирающий расположенность, очень редко критикует. Если же он делает это, то один на один. Наличие свидетелей только усиливает обиду того, кого критикуют. Свидетели «разбавляют» критику. Кроме того, они пытаются связать ее 311 с собою, со своими действиями. То есть они применяют критику к себе, причем в том контексте, который верен для них, а не для критика. В результате их отношение меняется независимо от желаний критика. Выбор расположенности приводит к ответственности за слова, которые человек произносит. Такой человек воспринимает слова как инструмент, который настраивает или разрушает взаимодействие. Слова для него — питательная среда для отношений. Он помнит, что чем больше в человеке ограничений, тем большее влияние на него оказывают слова. И тем больше такой человек ждет определенных слов, которые подтвердят истинность его убеждений. Человек, выбирающий расположенность, учитывает, что его словам могут верить. Он знает, что на его словах могут основывать свои действия и цели. На них будут строить мнение о нем. Он принимает как факт, что многие люди составляют ошибочное мнение о человеке на основании того, насколько его слова соответствуют их убеждениям. При этом они не учитывают не только цели человека, но и его действия, достижения. Человек, выбирающий расположенность, учитывает, что люди легко путают действия и слова. Он помнит, что окружающие порой не замечают негативные действия, если они скрыты за красивыми словами. Произнося слова, он несет за них ответственность перед собой. Это означает, что он определяет реакцию на свои слова как результат собственных действий, а не как признак несовершенства мира. Когда его не понимают, он не обвиняет мир в глупости, а стремится стать понятным. Оказавшись пойманным на данных обещаниях или высказанном мнении, он рассматривает это как необходимость быть более осторожным. Выбор расположенности связан с внимательным отношением к проявлениям благодарности и восхищения. Выбирая расположенность, человек всегда ищет поводы для благодарности и восхищения. Он делает это, поскольку проявление благодарности увеличивает его шансы на взаимодействие. Наличие же повода для благодарности не формирует подозрений в лести. Проявляя благодарность и восхищение, человек без усилий достигает расположения и доверия. Он присоединяется к силам, которые заключены в том, кому он выражает благодарность или восхищение. Кроме того, он производит на большинство людей впечатле 312 ние благополучного человека. От этого желание взаимодействовать с ним усиливается. Впечатление благополучия связано с тем, что большинство людей проявляют благодарность крайне редко, в определенные моменты. Они делают это только тогда, когда психологическая состоятельность и благополучие достигают чрезмерного для них уровня. В результате они просто оказываются вынуждены растратить часть себя на благодарность. Видя щедрое проявление благодарности и восхищения у других, они воспринимают это как признак больших внутренних запасов. Высказывая благодарность или восхищение, человек готовит возможность получить нечто взамен. Он рассматривает благодарность как семя, которое может дать полезные всходы и не требует ухода. Выражая благодарность и восхищение, человек открывает в людях новые стороны. Затем он начинает использовать эти стороны во взаимодействии. Высказывая восхищение и благодарность, он создает и умножает поводы для взаимодействия и облегчает свое собственное движение к цели. Это происходит за счет изменения позиции нескольких групп людей. Во-первых, он устраняет тех, кто сомневается в нем. Во-вторых, смягчает тех, кто открыто противодействовал ему. В-третьих, он приобретает помощь со стороны тех, кто был нейтрален к нему. В-четвертых, формирует преданность у тех, кто ранее был готов ему помогать. При всем этом он не тратит на свою благодарность и восхищение никаких сил. Шлем Александра (по «Жизнеописаниям Александра» Плутарха) Намереваясь повторно сразиться с Дарием, Александр выступил в поход. Преследование оказалось долгим и изматывающим. За одиннадцать дней воины Александра преодолели три тысячи триста стадиев. Особенно выматывало отсутствие воды. Однажды им встретились македоняне. Они возили на мулах воду из реки. Когда македоняне увидели страдающего от жажды Александра, они быстро наполнили шлем водой и подали его с поклоном Александру. Взяв в руки шлем, Александр осмотрелся. Он увидел, что глаза всех всадников прикованы к нему. В тишине Алек 313 сандр возвратил шлем, так и не сделав ни глотка. Он похвалил македонян и сказал: — Если я буду пить один, мои всадники падут духом. Самообладание и великодушие царя вдохновило всадников. В один голос они вскричали, что готовы идти за Александром до конца, не чувствуя усталости, жажды и считая себя бессмертными, пока он с ними. Выбор неприятия связан с поиском и придумыванием поводов для жалоб, недовольства, упреков, агрессии. Жалуясь и упрекая, человек указывает на свои завышенные ожидания. Это надежды, которые оказались не сбывшимися. Он указывает на собственное несовершенство и при этом пытается возложить ответственность за него на других. Тем самым он производит впечатление проблемного человека с завышенными требованиями. От этого желание взаимодействовать с ним ослабевает. Выбор расположенности приводит к терпимому отношению к таким особенностям человека, которые не препятствуют достижению общих целей. Расположенность помогает человеку стимулировать партнера на совместное действие и дополнительное вложение сил и умений. Все это достигается путем принятия и высокой оценки его особенностей. Расположенность позволяет человеку освободиться от принципиальности и помогает проявлять позитивное отношение к любым особенностям партнера, когда это способствует целям. Выбор неприятия ограничивает человека его принципами. Он нетерпим к любым особенностям партнера, которые расходятся с его личными представлениями и убеждениями. При этом он демонстрирует свое неприятие не зависимо оттого, способствует это цели или уводит от нее. Ветер и солнце (Эзоп) Как-то раз сошлись холодный северный ветер и солнце. — Я сильнее тебя, — сказал ветер, — я принес погибель неисчислимому количеству живых созданий. И разрушил неисчислимое количество сооружений. — Нет, я сильнее, — возразило солнце. 314 Долго споря, они решили, что самым сильным признают того, кто скорее заставит человека сбросить одежду. Ветер сразу приступил к делу. Но его порывы либо заставляли запахнуть одежду, либо надеть сверху еще что-то потеплее, либо срывали головы с плеч. В конце концов ветер уступил место солнцу. Солнце немного пригрело человека, проходящего в плаще. Посмотрев вверх, человек снял плащ. Тогда Солнце засияло и стало сильно припекать. Постепенно человек разделся и отправился купаться к ближайшей речке. — Уговоры полезнее силы, — сказало солнце ветру. Притча «Умник» Один человек задался целью стать самым мудрым. Много лет он провел в учебных заведениях, занимался с репетиторами и в библиотеках. Наконец, он посчитал, что стал достаточно умен. И действительно, его надменный взгляд вызывал желание отвести глаза и отойти. Никто не смел рассуждать в его присутствии. Но гордость его была поколеблена, когда человек услышал о некоем мудреце Ен-ту, проживавшем в бедной хижине на берегу реки. Якобы он знал нечто, не доступное другим. Немедленно придя к нему, человек гордо вошел в хижину. Он брезгливо оглядел скромность убранства. Глядя на мудреца сверху вниз, он увидел, что тот сосредоточенно складывает лягушку из листа бумаги. — У тебя есть что-то, что может увеличить мою мудрость? — спросил он хорошо поставленным голосом. — Откуда? — ответил Ен-ту. — Я только складываю оригами из бумаги. Когда человек вышел, он прокомментировал свои слова собранной лягушке: — Может быть, этот человек и считает себя мудрым, но я не понимаю, где он прячет свою мудрость, если весь заполнен тщеславием и хамством. © Образ: улыбка, которая рождает ответную улыбку; солнце, которое светит и на прекрасные цветы, и на детей, и на отбросы, и на преступников, и от этого не становится хуже; замочная скважина — надо только подобрать ключ, который откроет дверь, не прибегая к насилию и взлому. 315 Вопрос: Я делаю это, чтобы расположить человека или вызвать его неприятие?  Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно держать людей на расстоянии и показать им свои силы. Действительность: Нужно привлекать людей и показывать им свою расположенность. Призыв: Располагайте к себе людей! Используйте их особенности для своего развития! X Инструкция: Проявите свое расположение вместо неприятия так, чтобы не причинить себе вреда. избирательность versus бесконтрольность Человеку мудрому свойственно не класть все яйца в одну корзину. Мигель де Сервантес Сааведра Говори уместно или мудро молчи. Джордж Герберт Приходилось ли вам слышать об искусном полководце, который, собираясь захватить крепость, оповещал бы о своем плане противника? Скрывайте свою цель и не хвалитесь успехами; не давайте понять, как далеко простираются ваши расчеты, до тех пор пока им что-то может помешать, пока битва не окончена. Одерживайте победу еще до объявления войны. Одним словом, подражайте военным, чьи намерения не известны никому, кроме тех опустошенных стран, через которые они уже прошли победным маршем. Нинон де Ланкло Необходимо быть безжалостным, искусным, терпеливым и мягким. Но безжалостность не должна быть жестокостью, ловкость — коварством, терпение — равнодушием и мягкость — глупостью. К. Кастанеда. Сила безмолвия 317   ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ Вы умеете контролиро- Ваши убеждения, доверчивость вать, что отдаете и что и невнимание к собственным принимаете во время целям постоянно приводят взаимодействия. вас к сложностям, которых вы Вы способны оценить вполне могли бы не допускать. особенности людей Вы не умеете контролировать с точки зрения вашей то, что даете, и то, что получаете. безопасности. Вы Раз за разом вы создаете себе способны верно распо- сложности, которые мешают рядиться информацией, вам достичь того, чего вы которой обладаете. заслуживаете. Вы постоянно Вы также способны получаете то, что приносит избежать того, что вам вам вред. Вы постоянно не нужно. В результате воспринимаете людей вы не обращаете ничего не такими, какие они есть. во вред себе или другим, Тем не менее у вас всегда можете получить желае- есть возможность сохранять мое и отвергнуть верность своим нежелательное. убеждениям.   Этот выбор определяет стратегию отношений, с помощью которой человек во время взаимодействия проявляет себя сам и принимает послания. Под проявлением себя имеется в виду информация, которую человек открывает в своем послании. Послание проявляется в действиях, чувствах, оценках, которые человек использует во время взаимодействия, и касается истинных целей, желаний, потребностей. Информация, заключенная в послании, может открываться полностью, частично или искажаться. Принимать послания означает контролировать информацию, направленную на человека извне. При этом определяется, какую часть послания и при каких условиях человек принимает. По сути, это выбор отношения к посланиям, касающимся человека, а также определение степени открытости как при проявлении себя, так и при восприятии извне. Выбор избирательности предполагает осторожность по отношению к информации. Причем в первую очередь это касает- 318 ся своих целей и во вторую — целей другого человека. Избирательность — это контроль того, как человек проявляет себя, что он отдает и что принимает во время взаимодействия. Все это избирательность подчиняет целям человека. Выбор бесконтрольности предполагает доверчивость по отношению к посланиям и информации. Они как принимаются, так и передаются без учета собственных целей. Для удобства восприятия и анализа выбор между избирательностью и бесконтрольностью подразделяется на три раздела.

Мудрость мастера

К одному известному мастеру спорта по борьбе пришел ученик, чтобы поучиться у него этому искусству. Многие годы он тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения.

— Учитель, — спросил ученик в один прекрасный день, — есть что-нибудь такое, чему бы ты еще мог меня научить?

— Ты научился всему, чему я мог тебя научить, — сказал мастер.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости, объявил всем и всюду, что теперь он лучший в стране и мог бы даже победить на ринге своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок. После длительной, спокойной и равной борьбы мастер вдруг неожиданным приемом положил ученика на обе лопатки и победил его.

— Странно, — сказал побежденный, тяжело переводя дыхание, — я научился у тебя всему, но как же случилось, что ты одолел меня приемом, которого я не знал?

— Юный друг, — сказал мастер, — все верно! Всему, чему мог, я тебя научил. Только этот единственный прием я приберег для сегодняшнего дня.

Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня»

Ворона схватила орех и улетела с ним в надежде полакомиться, но на лету выпустила его из клюва. Упав, орех оказался на крыше колокольни.

— Спаси меня от птицы, о величественное и могучее строение! — взмолился орех, обращаясь к колокольне. — Ты на-

319

столько прекрасна, что я не сомневаюсь в твоем милосердии. А гениальность твоих росписей не только восхищает, но и говорит о твоей близости к Богу.

— Продолжай, — довольно сказала старая колокольня.

— Пусть мне не суждено оказаться под ветвями моего отца, орехового дерева, — продолжил свою хвалебную речь орех, — но мне удалось все-таки почувствовать милость Божью, оказавшись в твоем обществе. Ворона повредила меня, а падение раскрошило внутри росток. Так смилуйся и позволь мне умереть в земляной ямке. Растроганная колокольня качнулась и сбросила орех в землю, которая виднелась в ее щели. Через какое-то время орех лопнул. Его корни проросли через трещины в камнях, раздвигая их. Его побеги двигали камни стены, пробираясь к солнцу. Скоро орех поднялся выше колокольни. По мере роста он сдвигал ее стены, а корни разрушали фундамент. Когда колокольня поняла свою ошибку, было уже поздно. Вскоре она рассыпалась, превратившись в руины.

© Образ: охотник, который пользуется оружием, капканами и ловушками, выбирает способ охоты, передвижения и укрытия в зависимости от особенностей животного.

 

Встретив воина с мечом, обнажи свой меч:

не декламируй стихов тому,

кто не является поэтом.

«Гром с неба», сборник буддийской классики

Натяни лук до отказа — и ты пожалеешь,

что вовремя не остановился.

Лао-Цзы

Сколько ни воздерживайся от суетных бесед, все равно будет мало.

Фенелон

Знающий не говорит,

говорящие не знают.

Лао-Цзы

Выбор избирательности при проявлении себя во взаимодействии с окружающими прежде всего подразумевает осторожность — тщательный контроль и отбор информации, которую человек передает вовне. Информация открывается для других людей в соответствии с целями самого человека. Выбор осторожности — это выбор формы и времени передачи информации, а также ее объема. Это установление способа открытия информации или способа ее умолчания. Все это выбирается в соответствии с особенностями и целями человека, к которому эта информация обращена.

Выбор бесконтрольности при проявлении себя во взаимодействии с окружающими прежде всего подразумевает доверчивость и отсутствие собственного контроля за информацией. Информация открывается в соответствии с убеждениями по Поводу открытости, принятыми в обществе. При этом никак не Учитываются цели самого человека. Кроме того, все это проис-

— 4764

321

ходит без учета особенностей и целей человека, к которому информация обращена. Выбор доверчивости — это открытие любой информации без внимания к ее форме и объему. Это игнорирование времени и способа сообщения.

Иса и неверующие

(по Идрису Шаху)

Однажды Иса, сын Марии, шел по пустыне. Путь его проходил невдалеке от Иерусалима. С ним было несколько людей, склонных к жадности. Всю дорогу они по очереди просили Ису назвать им Тайное Имя, воскрешающее мертвых.

— Если я открою вам эту тайну, вы неправильно воспользуетесь ею, — отговаривал их Иса.

— Мы подготовлены к такому знанию и вполне заслуживаем его. К тому же оно укрепит нашу веру, — настаивали люди на своем.

— Вы сами не знаете, о чем просите, — предостерегал их Иса. Тем не менее он открыл им Тайное Имя.

Через несколько дней эти люди снова шли через пустыню. Возле дороги они увидели кучу костей. Солнце, время и птицы отбелили их до блеска.

— Давайте попробуем могущество Тайного Имени, — сказали они друг другу одновременно, будто заранее сговорились. И хором произнесли слова, стремясь не отстать друг от друга.

Как только последний звук слетел с их губ, кости наполнились странным внутренним светом и зашевелились. Двигаясь друг к другу они соединились в скелет. Тут же скелет начал обрастать мясом, кожей и страшной шкурой. Не успели люди опомниться, как перед ними стоял демон. Чудище набросилось на бедняг и разорвало всех на куски.

Положительная сторона выбора осторожности: возможность сохранить информацию и не обратить ее во вред себе или друтим.

Положительная сторона выбора доверчивости: возможность соответствовать убеждениям.

Выбор осторожности — это выбор права самому контролировать то, что открывается во взаимодействии, то есть сообщать ту информацию, которую нужно сообщить прежде всего для

322

собственных целей. При контроле человек учитывает в первую очередь свои цели, а не представления большинства о правде, лжи, морали, нравственности.

В результате человек, предпочитающий избирательность, осторожен во время взаимодействия. Он открывает то, что не может повредить достижению его целей. Если для достижения его целей необходимо объявить о них, то он правдив. Если открытость приведет к препятствиям в достижении целей, он умалчивает о них или представляет в форме, доступной для окружающих. В любом случае его проявления во взаимодействии прямо подчинены его целям.

Выбор доверчивости — это бесконтрольность информации и отсутствие права на ее дозирование в соответствии со своими интересами. При этом основными инструментами для отбора сообщаемой информации становятся убеждения — о правде и лжи, о порядочности и морали.

Человек, выбирающий бесконтрольность, доверчив во взаимодействии. Если он хочет быть правдивым, то сообщает все о своих целях. Если хочет быть лживым — искажает цели в своих действиях и словах независимо от того, идет ли это ему на пользу. Если он хочет быть морален — то сообщает только то, что соответствует морали. В любом случае его проявления не имеют никакого отношения к его целям.

Выбор осторожности допускает, что люди, которым сообщается информация, используют ее в собственных целях. Причем их действия определяются их собственной выгодой. Они не зависят от целей и желаний того, кто им сообщает информацию. Более того, люди, с которыми происходит взаимодействие, могут использовать открытую им информацию ему во вред. Это затруднит человеку достижение собственных целей.

Осторожность не тождественна подозрительности. Она предполагает контроль и отбор информации, которая предлагается друтим людям. Осторожность основана на уважительном отношении к своим целям. Она служит тому, чтобы информация не стала препятствием для их достижения. Осторожность не тождественна закрытости. В отличие от нее она допускает открытость другим людям. Но при этом открытость не должна повредить собственным целям. Закрытость же отождествляет дости


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!