Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 33 страница



354

отсутствии достижения цели он возлагает на спасателя всю вину за случившееся.

Выбирая помощь, человек оказывает ее только тогда, когда просят о ней, то есть когда инициатива исходит от того, для кого помощь предназначена. И сам он принимает помощь только тогда, когда она не ведет к зависимости от помогающего, то есть когда его не пытаются лишить собственной инициативы и свободы. При спасении человек агрессивно и назойливо предлагает свои услуги или требует оказания услуг ему самому. В случае отказа от спасения он стремится к насильственному его осуществлению.

Выбирая помощь, человек стремится к взаимодействию. При этом каждое его действие соответствует его истинным целям. Он готов помочь только тогда, когда это не ущемляет его собственных задач и не лишает сил, необходимых для их достижения. Он готов принять помощь, если это не возводит препятствий на пути к его цели. Он помогает только тогда, когда хочет это делать. Он принимает помощь только тогда, когда может потом от нее отказаться. При спасении человек действует, жертвуя собственными истинными целями. Он тратит все силы, все время и всего себя ради того, чтобы помочь самому или заставить кого-то помочь себе.

Выбирая роль спасателя, человек сознательно поощряет и раздувает в своих жертвах стремление к бездействию и беспомощности. Для этого он прежде всего ищет желающих бездействовать. Им он демонстрирует свое сочувствие, понимание и готовность сделать все для их блага. При этом он обычно не просит в ответ ничего. Если он все-таки требует расчета, то цена является мизерной, формальной, символической. На самом деле спасающий хочет оплаты своих услуг и в ответ требует признания его власти и сохранения зависимости спасаемых. То есть он готов сделать все для их благополучия при условии, что они останутся неблагополучными. Чтобы склонить их к уготовленной роли, спасающий намеренно акцентирует внимание на собственном превосходстве и их недостатках. В результате будущие спасаемые считают себя неспособными достичь поставленных целей. Свои действия они начинают рассматривать как вредные, ошибочные, опасные для достижения целей. Подго

355

товленные манипуляциями спасателя, они в одних случаях сами просят у него спасения. В других случаях они оказываются не в состоянии противостоять его попыткам навязать спасение.

Чтобы сохранить их зависимость, спасатель подавляет любые попытки изменить ситуацию. Он разрушает стремление своих жертв начать действовать самостоятельно. В таких случаях он указывает на их недостатки и еще сильнее настаивает на том, чтобы принимать его спасение. Он оказывает спасаемым такие услуги, которые не позволяют им стать самостоятельными и лишают возможности обрести собственные силы и умения. Он упрекает их в неблагодарности, легкомыслии. Спасатель постоянно акцентирует их внимание на бывших, настоящих и предполагаемых неудачах. При этом он преувеличивает значение и размер неудач и недостатков. Тем не менее спасение все-таки может помочь человеку собрать силы и обрести самостоятельность. В таких случаях тот, кто спасает, делает все, чтобы этого не случилось, поскольку иначе спасение в дальнейшем окажется ненужным. Спасатель же не хочет лишиться своей власти.

Выбирая роль спасающего, человек не только манипулирует, основываясь на особенностях других людей. Одновременно он сам становится открыт для манипуляций. Мишенями для чужих манипуляций становятся те его особенности, которые он использует при собственных манипуляциях. Его используют в своих целях те, кто готов дать ему иллюзию власти. Они требуют от него соответствия тому, что он заявляет, и безжалостно настаивают на этом. Они не прощают спасателю недоделанное. Они безжалостно критикуют и беспощадно обвиняют его за «недоданное спасение». Поэтому, выбирая спасение, человек одновременно выбирает роль жертвы. Он становится жертвой тех, кого спасает.

Притча « Верблюд букиниста»

Ен-ту ежегодно посещал друга — букиниста, который снабжал его книгами из своей коллекции. Букинист жил в небольшом городке, со всех сторон окруженном пустыней. Обычно Ен-ту отправлялся в путь и возвращался с караваном торговцев. Но однажды он заболтался с букинистом и торговцы

356

отбыли без него. Тогда букинист дал Ен-ту своего верблюда и палатку и Ен-ту отправился в путь.

К вечеру резко похолодало. Колючий ветер дул прямо в лицо. Ен-ту понял, что придется остановиться на ночлег посреди пустыни. Он поставил палатку и, забравшись внутрь, поблагодарил букиниста. Палатка была надежной защитой от ветра. Спавшего Ен-ту разбудил толчок в бок. Вокруг никого не было. Когда он собирался расценить это событие эзотерически, в палатку протиснулась морда верблюда.

— Что ты хочешь? — спросил Ен-ту, который знал множество языков и диалектов, в том числе и языки животных.

— Мне холодно на ветру, — жалобно ответил верблюд, -позволь мне ненадолго просунуть в палатку хотя бы больной нос.

Ен-ту кивнул в знак согласия и снова заснул. Во сне он снова спорил с букинистом. На самом блестящем доводе его снова разбудил толчок в бок.

— Прошу прощения, но у меня голова раскалывается от рева ветра, а глаза ломит от холода, — хрипло сказал верблюд.

— И что же? — спросил Ен-ту сначала на курином языке, но потом поправился и перешел на верблюжий.

— Позволь мне ненадолго погреть голову в твоей палатке. Когда верблюд просунул голову, в палатке стало достаточно тесно. Ен-ту заметил, засыпая, что вместе с головой верблюда в палатке оказалась почти вся его шея. Потом, уже без разрешения, верблюд решил втиснуть все тело. «Мне совестно в третий раз будить старика Ен-ту, да и живот мерзнет»,

— бормотал он при этом. Когда верблюд решил, что достиг своего, Ен-ту уже лежал под открытым небом. Палатка, порвавшись в трех местах, жалко свисала с горба верблюда. «Как можно так устанавливать палатки? Сразу видно — жалкий интеллигент!» — кипятился до утра верблюд, пытаясь укрыться под клочками.

Человек может искать спасения в стремлении получить недостающее. В итоге он тоже оказывается в роли жертвы. Прежде всего он находит тех, кому приятна роль спасающего. Он льстит и осыпает комплиментами предполагаемых спасателей. Он подчеркивает их возможности, щедрость и доброту. Одновременно он требует спасения, сознательно демонстрируя собственную беспомощность и невозможность действовать. Кро-

357

ме того, он действительно сохраняет бездействие. И в результате не только показывает себя не способным достичь поставленных целей, но из-за длительного бездействия действительно утрачивает способность самостоятельно достичь своих целей. В качестве оплаты услуг, получаемых от спасателя, спасаемый предлагает свою зависимость и признает власть спасателя над собой. Но в результате сам спасатель оказывается в зависимости от спасаемого. Он утрачивает возможность бросить его на произвол судьбы и вынужден постоянно действовать за него, поскольку тот беспомощен. Кроме того, спасатель, оставивший спасаемого, теряет положительный имидж. А это единственная плата за спасение. Она быстро улетучивается, забывается и поэтому ее необходимо регулярно обновлять.

Выбирая роль спасаемого, используя соответствующие манипуляции, человек оказывается в той же ловушке, что и спасатель. Он также становится мишенью манипуляций, которые сам и выбрал. Его используют в своих целях те, кто дал ему возможность бездействовать, — его спасатели. Они требуют от спасаемого соответствия тому, что он заявляет, и безжалостно настаивают на этом. Прежде всего они пресекают любые попытки действовать самостоятельно. Однако спасаемый достаточно быстро обнаруживает, что то, что он получает, не всегда его устраивает. Но любые его попытки изменить полученное пресекаются. Ему не прощают активности, проявлений самостоятельности и самодостаточности. Его немедленно обвиняют в симуляции или неблагодарности. Поэтому, выбирая роль спасаемого, человек одновременно выбирает роль жертвы. Он становится жертвой тех, кто его спасает.

Притча «Больной олень» (Эзоп)

Олень простудился и прилег на поляне, окруженной от ветра деревьями.

Животные со всего леса приходили навестить его и выразить свое сочувствие.

— Бедняжка, как ты кашляешь, — говорили они, — но скоро все пройдет.

При этом они выщипали всю траву на поляне. И, выздоровев от болезни, олень погиб, зачахнув от недостатка корма.

358

Выбирая роль спасателя, человек развивает зависимость и слабость в том, кого спасает. Он не дает ему возможности для получения радости и силы. Сам он тоже теряет возможность идти к своим истинным целям. В одних случаях он тратит силы на спасение других и при этом впадает в зависимость от их беспомощности. В других случаях он сознательно атрофирует собственные способности и при этом единственное, что делает, — это принимает то, что ему могут дать со стороны.

Человек способен спокойно и уверенно реагировать на любые попытки сделать его спасателем. Так происходит, когда он выбирает помощь и осознает механизмы спасения. К подобным попыткам, как правило, относится лесть. Такой человек спокойно принимает комплименты и не чувствует себя обязанным за них расплатиться. После лести в свой адрес он интересуется, что от него желает автор комплиментов. Затем он требует продолжать похвалу, не ограничиваясь словами, а подчеркивая их подарками и услугами. Обычно это приводит к быстрому исчезновению человека, преследующего скрытые цели.

Человек может получить возможность просить о помощи, не связывая себя зависимостью. Это происходит тогда, когда он выбирает помощь как механизм восполнения недостающего. Многие избегают помощи именно потому, что считают ее постыдной, неловкой, наглой, недостойной и т. д. (в зависимости от убеждений). Кстати, именно такие люди чаще всего и становятся жертвами спасающих. Человек, выбирающий помощь, просит о ней, подразумевая совершенно определенную награду, которую получит тот, кто будет эту помощь ему оказывать. Такой наградой является осознание собственной значительности. То есть человек, который оказывает помощь, получает возможность почувствовать, увидеть, ощутить свои возможности, показать свои способности. Учитывая это, тот, кто просит о помощи, делает это, учитывая ее адекватный размер. Это помощь, которая компенсируется осознанием собственной значительности. Слишком большая помощь превосходит любые осознания собственной значительности. В таких случаях помощь ведет к претензиям, требованиям зависимости. Поэтому человек, просящий о помощи, избегает принимать подобные услуги. В то же время он не отказывает себе в возможности просить об адек

359

ватной помощи. Противоположным образом действует человек, требующий спасения.

Кроме того, когда ему отказывают в оказании помощи, человек не испытывает отрицательных эмоций и не формирует ограничивающих убеждений типа «нельзя просить вообще», «все люди — черствые и бездушные». Отказ предоставить помощь он расценивает по одному из следующих вариантов. Причиной отказа может быть отсутствие желания почувствовать себя значительным или следствием удовлетворенности этого желания. Возможно, что отказ был результатом собственной неубедительности. Наконец, могут просто отсутствовать возможности оказать помощь. Все это не является препятствием для поиска помощи в другом месте.

Когда человек просит о помощи и получает ее, он никогда не рассчитывает на ее повторение, продолжение или бескорыстность. Что касается бескорыстности, то он принимает помощь только в одном случае — когда уверен, что способен избежать последующих претензий или зависимости, особенно эмоциональной и психологической. Что же касается повторения или продолжения помощи, то такой человек никогда не рассчитывает на это. Он свободен от иллюзий по этому поводу. Такие иллюзии говорят, что если некто оказал помощь однажды, он будет повторять ее позже. Человек, выбирающий помощь, понимает, что ее оказывают, чтобы удовлетворить ощущение собственной значительности, испытать соответствующие эмоции. Поэтому он не рассчитывает, что у человека потребность в таких эмоциях наступит по его заказу. В случае отказа от повторения помощи он просто благодарит за предьздущую помощь и не настаивает на своей просьбе.

Притча «Справедливость»

Как-то раз один человек прогуливался по лесу, как вдруг заметил камень необычной формы. «Вполне может быть, что под этим необычным камнем что-нибудь есть!» — сказал он сам себе и поднял камень. Как только это произошло, из дыры, которую закрывал камень, выползла огромная ядовитая змея.

— Сейчас я укушу тебя и ты умрешь! — прошипела змея. -И в этом будет мое истинно змеиное поведение и змеиная справедливость.

360

— Но ведь я освободил тебя! — взмолился в ужасе человек.

— Так не плати злом за добро!

— Вовсе нет! Ты поднял камень лишь из любопытства, лгун!

— резонно возразила змея.

— Смилуйся! — вскричал человек еще жалостливее и бросился на колени. — Ты указала мне на опасность любопытства и научила тому, что не от всех можно ждать благодарности. Так дай мне применить эти знания в жизни.

— Ну что ж, — возгордилась змея, — подождем, когда первое проходящее мимо существо нас рассудит. Вскоре мимо них пробежала лиса.

— Здравствуй, красавица-лисичка, — ласково обратился к ней человек. — Моя судьба в твоих руках! Прояви великодушие и спаси меня от змеи!

— Великодушие — от лукавого, — возразила лиса, — тут нужна справедливость. Чтобы она восторжествовала, мало ваших слов. Нужно в точности установить, как все было на самом деле!

Человек поднял камень, а змея протиснулась в щель под ним. Потом человек положил камень на место.

— Ну вот мы и вернулись к началу. Ты свободен! — заявила лиса человеку. — Кстати неплохо бы меня за это вознаградить! Это будет по справедливости!

— Спасибо тебе! — залился слезами счастья человек. — А теперь пойдем ко мне домой, я угощу тебя цыплятами. Дома человек дал лисе мешок, в котором что-то кудахтало и ворочалось.

— Иди в ту рощицу и ешь их там! — сказал человек шепотом, указывая направление. — Сама понимаешь, меня осудят, если увидят, что я прикармливаю лису. А там уж тебя никто не потревожит.

Прибежав в указанное человеком место, лиса попала прямо в руки охотников. Кстати, человек знал, что они там будут. Ему просто понравился хвост лисы, из которого было неплохо сделать воротник на шубу жены.

Смерть Асклепия

У солнцеликого бога Аполлона родился сын Асклепий. Был он с детства очень смышлен. Мальчика отдали на обучение мудрому кентавру Хирону. Так Асклепий постиг искусство врачевания.

361

Постепенно ученик превзошел своего учителя. Слава о его врачебном искусстве разнеслась по всему миру. Никому не отказывал Асклепий и сам предлагал свои услуги. Постепенно он стал не только вылечивать все болезни, но и воскрешать мертвых. Так и ходил он, всем известный, всех спасающий — в длинном одеянии, ниспадающем складками до земли, и с посохом, который обвивала искусно вырезанная фигурка змеи.

Как-то Рим и его окрестности поразил страшный мор. Повсюду лежали трупы. Смерть торжествовала. И взмолились жители Рима, призывая Асклепия на помощь. В виде огромного змея Асклепий прибыл в Рим. Он изгнал мор и вернул людям радость.

Скоро там, где жил Асклепий и где ступала его нога, люди вообще перестали умирать. Не в силах что-либо сделать, Смерть пожаловалась Зевсу, что врачеватель нарушает мировой порядок. Разгневался Зевс и поразил Асклепия молнией насмерть.

 Образ: змея, жалящая пригревшего ее человека; тонущий человек, тянущий за собой спасателя, сыр, лежащий в мышеловке; заколдованная спящая красавица, которая зависит от поцелуя принца.

 Вопрос: Эти действия направлены на помощь или на спасение?

 Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно принимать все, что позволяет бездействовать самому. Нужно давать тем, кто ничего не делает сам.

Действительность: Нужно принимать все, что помогает действовать самому. Нужно давать только тем, кто нечто делает сам и полезен этим. •* Призыв: Используйте помощь, избегайте спасения! Оказывайте помощь, только если это нужно и безопасно для вас! Не финансируйте пороки! Не давайте и не принимайте дары!

Инструкция: Попросите о помощи так, чтобы получить то, чего вам не хватает для достижения цели, и при этом не перейти в роль спасаемого. Избегайте ситуаций, в которых вам приходится спасать людей.

принятие versus преследование

Преследуй обидчика только для того, чтобы указать ему путь.

Лао-Цзы

Существо, побеждающее свой окружающий мир, разрушает себя самого.

Грегори Бейтсон. Экология духа

Считай, что более мужественно

не дать вовлечь себя в схватку,

чем выиграть сражение, а там, где уже есть один вмешавшийся глупец,

позаботься, чтобы их не стало двое.

Балтазар Грасиан

Если ты растешь,

то не удивляйся,

что тебя поливают.

Мадонна

ПРИНЯТИЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
Вы способны взаимодействовать с людьми, которые От вас отличаются, так, чтобы сохранить равенство и достичь необходимого результата. Вы способны увидеть и использовать для взаимной выгоды интересы другого человека. Это дает вам большую свободу при подборе соратников. В отношениях с человеком, который отличается от вас, вы способны в лучшем случае обрести иллюзию своей власти и правоты. В большинстве случаев ваша тактика разрушает отношения с ним или даже вызывает агрессию со стороны человека. Это ограничивает вас в выборе партнеров для взаимодействия. Сами взаимодействия зачастую становятся опасными. Причина всего этого зачастую состоит в неприятии некоторых собственных особенностей.

363

Жизнь невозможна без взаимодействия с людьми, чьи цели, убеждения, возможности, достоинства и недостатки отличаются от ваших собственных. Конечно, можно отказаться от отношений с такими людьми. Но это сильно ограничивает возможность достижения цели. Если человек собирается взаимодействовать с такими людьми, он выбирает способ, как это делать. Выбор предполагает принятие таких людей или их преследование. Принятие при взаимодействии основано на уважении отличий другого человека. Оно предполагает неприкосновенность его целей, убеждений, прав и прочих особенностей. Противоположный выбор — преследование — направлен на оспаривание, принижение, насильственное искажение и устранение целей, прав и прочих особенностей другого человека, не совпадающих с особенностями преследователя, его убеждениями, целями и правами.

Положительная сторона выбора принятия: возможность сохранить равенство и расширить взаимодействие.

Положительная сторона выбора преследования: возможность приобрести иллюзию власти и правоты.

Выбор принятия — это поиск взаимодействия. Такой человек ищет причины для согласия. Он находится в поиске правил, выгодных для обеих сторон. Выбор принятия — это путь к взаимодействию. Он быстрее всего приводит к достижению совместных результатов. Выбор преследования — это поиск власти. Это выбор роли судьи и исполнителя приговора. Причем законы такого суда сводятся к прихотям и иллюзиям самого преследователя. Выбор преследования — это короткий путь к власти. Правда, эта власть быстрее любой другой заканчивается сокрушительным поражением. Принимая, человек ищет в других нечто сближающее, общее с собой. В результате он находит в людях способности и возможности. Преследуя, человек ищет то, что его разделяет с людьми, и находит недостатки, ограничения.

Выбор принятия — это соответствующее восприятие особенностей другого человека. Во-первых, человек стремится сделать такое восприятие открытым. Это значит, что он следит за тем, чтобы воспринимать все, а не только то, что укладывается в рамки его убеждений. Во-вторых, человек стремится воспринимать с интересом, ищет в другом человеке то, что может быть полезным. В-третьих, он осознает право других людей отличаться от


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!