Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 32 страница



Наконец, выбор манипуляций — это путь к одиночеству, поскольку истинная открытость с обманутыми невозможна.

Выбирая сотрудничество, человек не ставит перед собой цель получить власть над другим. Он не испытывает необходимости отнять у другого человека силы, способности, присвоить себе то, что ему не принадлежит- Он не допускает манипуляций по отношению к себе. Поэтому он получает только того партнера, у которого также отсутствует цель приобрести над ним власть, воспользоваться им. В результате, предпочитая сотрудничество, человек освобождается от противостояния с теми, кто с ним взаимодействует. Поэтому силы во взаимодействии направлены на выявление противоречий, ихустранениеи достижение цели. Они

перестают уходить на противостояние или обман. Достигая целей, каждый участник взаимодействия получает то, к чему стре

344

милея. Потерпев неудачу, участники взаимодействия предпринимают повторную попытку или прекращают сотрудничество.

Выбирая манипуляции, человек отдает предпочтение противостоянию, поскольку намеренно подавляет истинные цели партнера. Он превращает взаимодействие в войну, в которой выигрывает тот, кто навяжет свои цели. В результате такой человек получает все последствия этого противостояния. Прежде всего его манипуляции могут быть обнаружены как до, так и после достижения цели. Это приводит либо к претензиям, либо к потерям, либо, как минимум, к утрате доверия и одиночеству. Даже если цели достигнуты, а манипуляции не обнаружены, манипулятор вынужден защищать достигнутый результат, поскольку использует силы, умения, способности других людей для достижения своих целей. И когда намеченный результат достигнут, на него претендует не только манипулятор, но и те, чьими усилиями он для этого воспользовался. Поэтому достижение цели при манипуляциях всегда приводит к несправедливому дележу полученного, к его краже, утаиванию или потере. В случае, если цель не достигается и результат не получен, манипулятор также страдает. Он вынужден участвовать в поиске виновных и их наказании. Нередко виновным оказывается он сам, если изначально требовал власти или, наоборот, претендовал на роль жертвы.

Лиса, коршуны и вороны

Коршуны и вороны всегда питались одной и той же добычей. Наконец им надоело соревноваться, кто быстрее и удачливее окажется в очередной раз. И решили птицы на общем слете, что будет мудро делить всю добычу поровну. С тех пор настали райские времена. Увидит коршун павшего оленя — сообщает не только своим, но и воронам. Заметит добычу ворон — об этом оповещают коршунов. Так у них наладилось регулярное питание и восстановилось здоровье. Однажды увидел кто-то из них лису, раненную охотниками. Пища была не особо деликатесная, но птицы обеих стай собрались вокруг.

— Мы возьмем себе переднюю часть лисы, — сказали вороны,- — в прошлый раз мы ели зад добычи!

— Тогда нам на этот раз есть заднюю часть, - согласились коршуны.

345

Их переговоры прервало хихиканье лисицы.

- Извините, пожалуйста, я не сдержалась, - проговорила она, глядя на птиц. - Я думала, что коршуны - более благородные птицы, чем вороны. А всем известно, что чем более уважаема птица, тем больший почет нужно ей оказывать. Вы же не уважаете себя и позволяете это делать воронам.

— В чем это проявляется? - недоверчиво спросили коршуны.

- Вы отдаете им самую вкусную, переднюю часть моего тела. А ведь в ней - глаза, мозг, язык и другие вкусные вещи! -продолжала хихикать лиса.

— А ведь это верно! — согласились коршуны. — Мы возьмем перед лисы, а вороны пусть едят зад.

- Не выйдет! — оскорбились вороны. - Мы уже договорились, что передняя часть наша!

— Смотрите, как они невежливы! - подлила масла в огонь лиса.

Тут между птицами началась драка. Многие погибли в сражении. Остались живы только те, кто успел вовремя улететь прочь.

Лиса же осталась под деревом, в окружении большого количества дичи. Питаясь свежей птицей и отдыхая в тени, она залечила раны.

Выбор манипуляций — это неизбежное принятие «гражданства манипуляторов ». Оно предполагает открытость других людей для манипуляций. Как правило, это приводит к их подчинению манипуляциям. Легкость этого процесса объясняется особенностями манипуляторов. Каждый из них открыто демонстрирует жажду власти. Каждый живет среди ложных целей и чувств. И то, и другое делает манипулятора слабым и уязвимым. Он вкладывает все силы в изменение и порабощение другого, сам оставаясь беззащитным. Все его внимание переключено на анализ жертв манипуляций. При этом его собственный внутренний мир остается доступным для воздействия. Манипулятор занят усовершенствованием других, не замечая, как искажается и погибает его собственный внутренний мир, лишенный истинных целей и чувств, подчиненный достижению власти. Все это приводит к тому, что самим манипулятором становится удивительно легко манипулировать. Так и проходит жизнь тех, кто отказался от сотрудничества.

346

Выбор манипуляций всегда сопровождается иллюзиями относительно достигнутой власти. Манипулятор оценивает свои достижения, постоянно их преувеличивая. Это связано и с его открытостью манипуляциям со стороны, и с его невнимательностью к реальности. Переоценка собственной власти — еще одна причина беззащитности перед манипуляциями, направлен-' ными на самого манипулятора.

Выбор сотрудничества — это восприятие того, что не устраивает во время взаимодействия с позиции конструктивных предложений. Такие предложения направлены на стимулирование творчества и надежды. Выбор манипуляций в таких случаях -это агрессивная критика. Она бывает направлена на стимуляцию вины или стыда.

Выбор сотрудничества — это обращение к достоинствам того, с кем происходит взаимодействие. Он ведет к росту возможностей взаимодействия. Выбор манипуляций — обнажение недостатков того, с кем происходит взаимодействие. Он приводит к подавлению творческого начала того, с кем взаимодействуют.

Выбор сотрудничества - это отказ от спасения, преследования или жертвенности. Это предпочтение помощи спасению, принятия - преследованию, ответственности — жертвенности.

Выбор сотрудничества - это обнаружение в себе целей, чувств и убеждений, ведущих к манипуляциям, и освобождение от таких целей, чувств и убеждений. Это умение находить манипуляции в неразрешимых ситуациях и отказываться от них.

Выбор сотрудничества - это открытое заявление о своих целях в соответствующей форме и в соответствующих рамках, которые способствуют взаимодействию с человеком. Кроме того, они не должны препятствовать собственному развитию или развитию партнера. Выбор сотрудничества - это открытое признание права других людей на достижение собственных целей, которые могут способствовать их развитию, взаимодействию и не препятствуют целям тех, кто с ними сотрудничает. Выбор сотрудничества - это открытое обращение к друтим людям с предложениями о взаимовыгодном совместном действии. Это осознанное принятие их помощи на конкретно оговоренных условиях. И самое главное, это отказ от участия в манипуляциях и от Войны с манипуляторами.

347

Выбор сотрудничества — это отказ от навязывания своих целей. То есть такой человек очень ответственно предлагает свое сотрудничество. Это дает ему возможность сообщить о своих целях и определить их соответствие целям другого человека. В результате он информирует другого человека и дает ему возможность проявить встречную инициативу. Кроме того, он освобождает себя от надежд на взаимодействие с сомневающимся человеком. При этом он исходит из того, что сомнение — это чаще всего проявление манипуляций или, реже, неуверенность в своих целях. Такой человек также не проявляет насилия по отношению к тому, кто не имеет общих с ним целей. Тем самым он освобождает себя от претензий в дальнейшем. Итак, предлагая сотрудничество, человек делает это однократно. Тем самым он освобождает себя от затрат сил на уговоры. При отказе он просит объяснить причину или выясняет ее самостоятельно. Причиной может быть его собственное несовершенство. Он может неумело и неубедительно раскрыть свои цели и возможности. Может сказаться недостаточное развитие способностей для сотрудничества. Может проявиться манипуляция, которая не выявлена им самим, но очевидна другому человеку. В таких случаях он пытается выявить это и вновь предлагает сотрудничество. Если же его цели просто оказываются чуждыми другому человеку, то он отказывается от дальнейшего взаимодействия с ним.

Не навязывая свои цели, человек освобождает себя от неприязни, ненависти и зависти. Ведь если его цели будут приняты из вежливости, то в любом случае окажутся бесполезными. Это приведет только к снисходительному презрению, неуважению. Если же они причинят вред, это вызовет неприязнь и агрессию. Наконец, человек может навязать свою цель. В результате это может даже дать нечто его партнеру, то есть тот оценит приобретенное. В подобной ситуации навязывание, скорее всего, породит ненависть или зависть.

Вместе с тем, это не означает, что человек, ищущий сотрудничества, отказывается просить. Он допускает, что тот, к кому он обращается, может иметь целью оказание помощи. Он также допускает, что человек может стремиться отдать излишки, которые мешают ему развиваться дальше. Предлагая такому

348

человеку сотрудничество, он делает это в такой форме, которая не отрицает помощи. Кроме того, он может просить о помощи прямо. Умение просить он оценивает как показатель гибкости в достижении целей, признак доверия и силы. Вместе с тем, он готов принять именно помощь, а не оказаться спасаемым. Роль спасаемого характерна для манипуляторов.

Выбор манипуляции — прямое, агрессивное навязывание своих целей. Такой человек считает упорством свою назойливость и навязчивость. Он многократно требует принять его цели. При этом он пытается взять на измор или на жалость. Навязывая свою цель, он часто применяет уговоры, насилие, обман. При этом его не интересует причина отказа, соответствие его целей целям другого человека. Если его цели оказываются чуждыми другому человеку, он продолжает стремиться к тому, чтобы этого человека использовать. В результате он сам оказывается мишенью для неприязни, ненависти и зависти.

При всей своей навязчивости манипулятор оказывается неспособным просить. Он требует его спасать, выполнять действия за него, игнорируя предложения о помощи.

Притча «Дуб и виноградная лоза»

Семя винограда, подхваченное ветром, упало в плодородную почву около дуба.

— Как хорошо, — обрадовался дуб, — теперь у меня будет юная соседка. Я буду учить ее мудрости, а она будет развлекать меня.

Дуб защищал семя от ветра и подтягивал к нему из глубин земли питательные вещества. Наконец из семени выросла молодая и задорная виноградная лоза.

— Привет, девочка! — сказал ей дуб.

— О боже! — воскликнула лоза. — Что это за конкурент на моем поле?

Надо сказать, что она мечтала о самостоятельности и полной свободе.

— Давай я помогу тебе, — растерянно и обиженно продолжил дуб, — обвейся вокруг меня и расти!

— Отстань, похотливый старик! — ответила лоза. Гордая своей независимостью, она поднялась вверх насколько смогла. Самой лозе свой рост показался великолепным.

349

Она сразу торжественно выпустила во все стороны дерзкие побеги.

— Посмотри на меня! — крикнула она дубу. — Как глуп и самонадеян ты был, когда предлагал свои услуги! Я вполне могу обойтись без твоей дурацкой поддержки.

Ничего не ответил ей дуб. «Бедняга, — вздохнул он, чтобы его никто не услышал, — будь у тебя хоть капля независимости, ты бы не стала так безрассудно расходовать все жизненные соки на рост в высоту! Будь у тебя хоть капля ума, ты бы прежде всего укрепила ствол и корни, а потом уже рвалась бы ввысь».

Вскоре подул ветер и, напугав лозу, оборвал все молодые побеги. Какая-то мысль посетила лозу перед тем, как новый порыв ветра вырвал ее с корнем и унес в неизвестном направлении.

Геракл и Иолай

Однажды царь Эврисфей повелел Гераклу убить гидру.

— Ты у меня герой, — сказал царь, — вот и ступай к болотам близ города Лерна. Там поселилась ужасная девятиглавая гидра. Только помни, что восемь ее голов смертны. Девятая же смерти не подвластна.

Добравшись до логова чудища, Геракл начал пускать в отверстие раскаленные стрелы. Так он хотел выманить гидру наружу. Его план себя оправдал, и перед Гераклом предстало ужасное существо. Но ни капли страха не было в душе у героя. Он бросился к гидре и начал рубить ей головы одну за другой.

Однако усилия Геракла были тщетны. На месте отрубленной головы тут же вырастала другая, еще более страшная, злая и сильная. Кроме того, на помощь чудищу пришло другое. Это был огромный змей, который кусал Геракла в пятку, отнимая силы.

Тогда понял Геракл, что не справиться ему одному. Хорошо, что его сопровождал племянник Иолай. Договорившись, они стали действовать сообща. Иолай поджег в ближней роще деревья. Как только Геракл срубал гидре голову, Иолай прижигал место горящим стволом. После этого новая голова не вырастала. Так было восемь раз — Геракл рубил голову, а Иолай прижигал рану. Осталась девятая, бессмертная голо

350

ва. Но Геракл обрушил на нее огромную скалу. Похороненная под нею, голова перестала представлять опасность для людей.

 Образ: стая птиц, совершающая совместный полет на юг.

 Образ, соответствующий манипулятору: овечья шкура, которая под безобидной внешностью скрывает противоположное содержание; троянский конь.

 Вопрос: Это способствует сотрудничеству или является манипуляцией?

 Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно манипулировать людьми для успешного взаимодействия. Действительность: Нужно сотрудничать с людьми для успешного взаимодействия.

Призыв: Стремитесь к сотрудничеству! Уходите от манипуляций!

 Инструкция: Взаимодействуя с людьми, делайте это так, чтобы вы смогли открыто заявлять о достигаемых целях. Открывая свои цели, делайте это в выгодной и безопасной для себя форме, не допускайте бесконтрольности, безрассудства, глупости и слабости. Найдите способ открыть свои цели в привлекательной и выгодной для людей форме.

помощь versus спасение

Подбери пчелу из доброты,

и ты узнаешь, чем плоха доброта.

Пословица суфиев

Сколько волка не корми,

он все равно в лес смотрит.

Русская пословица

Из десяти вылеченных мною

только один поблагодарил меня.

Приписывается Иисусу Христу

Человек, желающий исповедовать добро во всех случаях жизни,

неминуемо погибнет среди множества людей, чуждых добру... <Он> должен научиться отступать от добра и пользоваться этим умением,

смотря по необходимости.

Никколо Макиавелли

Люди с большей готовностью платят за зло, чем за добро,

ведь благодарность — бремя,

а месть — удовольствие.

Тацит

помощь СПАСЕНИЕ
Вы способны получить то, чего вам не достает. Вы умеете просить о помощи и пользоваться ею. Вы также можете оказать помощь без ущерба для себя. Помогая людям, вы почти всегда делаете их зависимыми, беспомощными и неблагодарными. В итоге вы навлекаете на себя их возмездие. Нуждаясь в помощи сами, вы не имеете способностей получить ее и воспользоваться ею так, чтобы обрести самостоятельность и независимость. Вы подвержены большому риску оказаться зависимыми от тех, кто хочет сделать вас беспомощным, и от тех, кто кажется вам нуждающимся в вашем благодеянии.

352

Это выбор способа приобрести то, чего недостаточно для достижения цели. Недостающими могут быть силы, время, умения, навыки, способности. За счет этого способа человек сам приобретает то, чего ему не хватает для достижения цели, или способствует другому человеку приобрести недостающее.

Предпочтение помощи — первый способ получить или отдать недостающее. Помощь осуществляется в дополнение к основным, самостоятельным действиям. То есть если человек получает помощь, то она является дополнением к его собственным действиям. Если человек оказывает помощь, то она является дополнением к действиям того, кто нуждается в помощи. При оказании помощи возможны два варианта. Первый вариант, когда человек сам испытывает недостаток в силах, средствах и т. д. для достижения цели. При этом он рассматривает взаимодействие с другим человеком как способ получить его помощь в достижении своих целей. Такой человек прежде всего использует свои возможности. Их недостаток он компенсирует помощью. Второй вариант, когда другой человек испытывает недостаток и просит помощи. В этом случае оказание помощи возможно, если оно соответствует как целям помогающего, так и целям просящего. При этом помогающий не действует вместо самого просящего. Он лишь компенсирует недостаток собственных возможностей последнего. Выбор помощи — это выбор действий, дополнительных к основным. То есть если человек сам бездействует, то помощь ему не оказывается.

Предпочтение спасения — второй способ получить или отдать недостающее. Спасение заменяет самостоятельные действия спасаемого человека. Обязательным условием спасения является бездействие спасаемого. То есть если человек пытается действовать сам, то он не спасается. Спасение — это выбор действий, заменяющих собственные, основные. Таким образом, если человек является спасателем, то его действия заменяют и запрещают действия спасаемого. Если же он сам оказывается спасаемым, то получаемое полностью заменяет его собственные действия. Предпочитая спасение, человек использует взаимодействие двояко. В первом случае взаимодействие осуществляется для того, чтобы . обязать другого человека бездействовать и все сделать за него самому. Во втором случае взаимодействие осуществляется для

353

того, чтобы сохранять бездействие самому и обязать другого человека действовать и достичь цели вместо себя.

Положительная сторона выбора помощи: возможность избежать роли спасителя и последующего возмездия.

Положительная сторона выбора спасения: возможность обеспечить власть над другими людьми за счет их бездействия.

Помогая в достижении какой-либо цели, человек не совершает все действия за того, кому предназначена помощь. Прежде всего он обеспечивает возможность действовать самому человеку, который принимает у него помощь. Он стремится к тому, чтобы его помощь не была основным вкладом в достижение цели этого человека. Он следит за тем, чтобы на нем не лежала ответственность за достижение цели того, кому он помогает. Причем он не приемлет даже доли ответственности, временную ответственность и прочие попытки сделать его спасателем. Такой человек немедленно отказывается от оказания помощи в двух случаях. Первый случай — если его участие в достижении цели становится слишком весомым или приводит к бездействию того, кому он помогает. Второй случай — когда возникает его ответственность за результат. Отказываясь при этом от оказания помощи, человек обычно ссылается на свою некомпетентность.

Выбор помощи предполагает, что человек сам готов ее принять. При этом он не прекращает действовать сам. Прежде всего такой человек стремится к тому, чтобы как можно быстрее от помощи освободиться. Для этого он использует помощь как обучение, как время для пополнения сил и развития способностей. Он сохраняет за собой ответственность за достижение цели.

Спасая кого-то, человек стремится обеспечить его полное бездействие. Он пытается лишить спасаемого малейшей возможности сделать нечто самому, и делает все, чтобы взять на себя всю ответственность у того, кому он помогает. В первую очередь это касается достижения цели. Если он предпочитает быть спасаемым сам, то в течение всего времени спасения такой человек занимается только обеспечением дальнейшего бездействия. Для этого все силы он тратит на разработку способов удержать спасателя или на поиск нового претендента на эту роль. Он стремится возложить всю ответственность за достижение цели на того, кто его спасает. В случае неудачи, при


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!