Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 31 страница



333

Притча «Огонь»

Однажды в древние времена один естествоиспытатель изобрел способ разжигания огня. Чтобы поделиться своим открытием, он стал показывать его всем желающим. Но демонстрации пламени были недолгими. На второй день жрец объявил естествоиспытателя опасным колдуном и того разорвали на куски. Огнем отныне в этом племени пользовался только жрец. Делал он это с двумя целями — для своего удобства и для устрашения соплеменников. Шли века. В людях племени сохранялся страх и трепет перед красными и горячими языками пламени. Поэтому новые жрецы ввели культ поклонения орудиям добывания огня, сохранившимся со времен казненного естествоиспытателя. Они также сочинили массу историй о естествоиспытателе, который со временем стал положительным героем.

Спустя несколько сотен лет эту землю посетила группа туристов. Среди них оказался Ен-ту, который получил путевку от правителя одной европейской страны в благодарность за консультации. Туристы пришли в изумление при виде ритуалов поклонения огню, которые демонстрировали аборигены, чтобы прогнать чужаков со своей земли. Их очаровали предания племени о человеке, который изобрел огонь. «Своими действиями эти люди хотят нас прогнать! — подумал Ен-ту, пока все слушали. — Надо уезжать отсюда».

— То, что они делают, имеет отношение только к разведению огня! — сказал один турист. — Посмотрите, как им холодно ! Надо объяснить этим дикарям, как разжигается огонь, во имя человеколюбия!

Как только он попытался показать спички жителям племени, жрец с улыбкой подал ему чашу с ядом. Выпив ее, турист восхитился вкусом напитка. При этом он позабыл о своих благородных желаниях, а через полчаса умер.

— Ты не довел свое дело до конца! — сказал другой турист первому, когда тот, отложив спички, хлебал напиток. — Слушайте меня, люди! То, чему вы поклоняетесь, только предметы для разведения огня! Вы можете научиться самостоятельно разжигать огонь! Я научу вас этому совершенно бесплатно!

— Ваши предания — прямое указание к действию! Владейте огнем и используйте его! — подхватил третий турист. Пока

334

он говорил это, Ен-ту медленно, но верно двигался по дороге, идущей из племени к туристическому автобусу.

— Не слушайте эту ересь! — заверещал жрец. — Эти люди невежественны! Посмотрите, насколько плохо они знают наш язык и предания! К тому же они опасны! Они ставят под сомнение наши ритуалы, чтобы взять племя в рабство. Оба туриста были отведены в сторону и умерщвлены. Последнего оставшегося в живых жрец хотел на следующий день прилюдно пытать и казнить за опасную ересь. Но его ночью выкрала группа скрытых вольнодумцев. Турист с энтузиазмом рассказал своим спасителям о секрете разжигания огня. Когда дикари овладели необходимыми им навыками, то тут же поссорились. Глядя на них, турист только в этот момент понял, что в огне этих людей интересует только личная выгода. Каждый из них, по всей видимости, стремился занять место жреца. В конце концов дело дошло до драки, в которой погибли не только конкуренты самого ловкого дикаря, но и турист. Пытаясь разжечь огонь еще раз с целью закрепить навык, победитель сжег дом и сам погиб под рухнувшей кровлей.

Рассказывая эту историю ученикам, Ен-ту всегда прибавлял:

— Люди хотят слышать только то, к чему готовы. Они считают, что им известно все. Когда они хотят что-то получить, то это бывает не то, что им нужно на самом деле, а то, что они считают нужным. Говоря что-то, учитывайте это и останетесь живы. А лучше подумайте, стоит ли говорить вообще.

Притча «Змея»

В древние времена за одной небольшой деревней, в лесной пещере около скалы жила огромная змея. Жители деревни очень боялись ее. Змея умертвила своим ядом много детей, унесла несколько коров и убила всех местных смельчаков, которые пытались с нею справиться. Тогда жители деревни обратились за помощью к отшельнику, жившему неподалеку.

Подойдя к пещере змеи, отшельник обратился к животному на языке пресмыкающихся. Между ними состоялась интереснейшая философски-зоологическая беседа, в конце которой человек учтиво сказал:

— Любезная госпожа, не убивай детей, не вреди людям.

335

— Я сделаю это из уважения к тебе, — ответила змея, склонив голову перед отшельником.

После этого отшельник отправился в паломничество. Он вернулся в родные места через год. На пути домой отшельник решил проведать змею. Подойдя к скале, он увидел исхудавшее животное в луже крови со страшными ранами на спине. Было видно, что змея умирает

— Что случилось, госпожа?! — спросил пораженный отшельник.

— Я страдаю от того, что послушалась тебя, — слабым голосом прошипела змея. — Как только мальчишки из деревни узнали, что я больше не причиню им вреда, они стали забрасывать меня камнями всякий раз, как я вылезала из пещеры на поиски пищи. В этот раз меня, похоже, настигли...

И змея испустила дух. «Смерть Геракла»

Женой великого и бесстрашного Геракла была прекрасная Деянира, дочь царя Ойнея. Она очень любила своего мужа. Геракл и Деянира прожили счастливо несколько лет. Однажды, направляясь в гости, они подошли к реке. Через нее всех переносил на своей спине огромный кентавр Несс. Геракл решил переплыть реку сам, предложив великану перенести его жену.

Когда Геракл доплыл до половины реки, он услышал крик. Обернувшись, он увидел, что кентавр, прижав к себе отбивающуюся Деяниру, убегает прочь. Тут же Геракл вскинул свой лук и прямо в воде поразил кентавра метким выстрелом. Кентавр упал, сраженный смертельной стрелой. Пока Геракл плыл обратно, великан решил отомстить ему за свою смерть. Для этого он посоветовал Деянире собрать его кровь.

— Моя кровь волшебная, — прохрипел кентавр, — если Геракл разлюбит тебя, она поможет.

И Деянира собрала и спрятала кровь Несса. Она совершенно забыла о яде, которым Геракл смазывал стрелы и который растворился в крови кентавра.

Через какое-то время Геракл отправился в Фессалию, где хотел наказать царя Эврита за давнюю обиду. Тот в свое время обвинил Геракла в краже и не выдал за него замуж свою дочь.

336

Пока Геракл был в пути, Деянира затосковала. Особенно она тревожилась из-за того, что дело было связано с другой женщиной. Ревность и страх лишиться мужа не давали ей покоя. Тогда она натерла припрятанной кровью кентавра нарядную одежду Геракла и послала ее с посыльными мужу. Как только Геракл надел присланную одежду, все его тело пронзила боль. Яд немедленно проник в тело и, причиняя невыносимые страдания, начал убивать героя. Корчась в муках, Геракл срывал свою одежду вместе с кусками мяса. Но было уже поздно.

Узнав о случившемся, Деянира покончила собой. Геракл же был сожжен на костре и стал жить среди Богов.

? Вопрос: Я действую избирательно или не контролирую последствия?

-фц Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно принимать и отдавать доверчиво.

Действительность: Нужно принимать и отдавать избирательно, контролируя себя и других.

Призыв: Всегда контролируйте то, что даете, и то, что берете! Избегайте ненужного и получайте желаемое! % Инструкция: Сообщая нечто, учитывайте то, насколько объем, способ открытия и умолчания, форма и время вашего сообщения соответствуют достижению ваших собственных целей. Сделайте все, чтобы не принять то, что вам не нужно, избежать негативных ответов другихлюдей или максимально их смягчить.

— 4764

сотрудничество versus манипулирование

Если мне и удалось заглянуть дальше, чем вам и Декарту,

то только благодаря тому,

что я встал на плечи гигантов.

И. Ньютон

(из письма к Роберту Гуку 5 февраля 1675/6 г.) Одинаковые птицы сбиваются в стаи.

Роберт Бертон

Кратчайший и лучший путь добиться удачи — дать людям ясно понять,

что это в их собственных интересах

способствовать продвижению ваших.

Жан де Лабрюйер

СОТРУДНИЧЕСТВО МАНИПУЛИРОВАНИЕ
У вас есть хорошие возможности построить открытые взаимовыгодные отношения с равными правами. Вы можете найти соответствующие условия, цели и способы их достижения. Вы способны строить отношения с людьми, которые вам близки, и избегать отношений с теми, кто вас не понимает или пытается использовать вам во вред. Вы способны достичь своей цели за счет других людей, не прикладывая собственных адекватных усилий. Вместе с тем это почти всегда приводит к таким последствиям, которые для вас нежелательны и мешают вашему развитию и совершенствованию. Вы слишком часто оказываетесь зависимы от отношений, которые для вас вредны. Вы неверно оцениваете роль других людей в вашем развитии, и поэтому оно ниже ваших возможностей. Взаимодействие для вас почти всегда становится опасным противоборством.

338

Это выбор принципов и стратегии взаимодействия. Человек руководствуется ими, чтобы достичь своих целей. Принципы и стратегии взаимодействия сводятся либо к сотрудничеству, либо к манипулированию. Выбор сотрудничества предполагает взаимодействие, основанное на следующих принципах: открытое заявление тех целей, которые будут достигаться совместно; общность или сходность заявленных целей и способов их достижения. Кроме того, сотрудничество предполагает взаимовыгодные условия.

Выбор манипуляций предполагает иные принципы и стратегии достижения своих целей — использование сил, средств, действий людей, которые стремятся достичь совершенно иных целей. Манипуляции предполагают создание условий, выгодных только самому манипулятору. Причем выгодным он считает взаимодействие, в котором сам затрачивает меньше партнера, а приобретает больше него. Основное отличие манипуляции — сокрытие своих истинных целей и достижение их за счет преднамеренного или случайного обмана других людей.

Положительная сторона выбора сотрудничества: возможность построения открытых отношений с равными правами и признанными достижениями взаимовыгодных целей.

Положительная сторона выбора манипулирования: возможность достижения целей за счет других людей, без приложения собственных адекватных усилий.

История «Юлий и Микеланджело»

Во времена Микеланджело для каждого художника первым и важнейшим условием успеха и процветания был правильный выбор покровителя. Микеланджело в этом был так же точен, как и в своих творениях. Его покровителем был сам Папа Юлий II.

Отношения ваятеля и Папы были прекрасными. Их воззрения никогда не приводили к конфликтам. Но как-то Микеланджело занимался строительством мраморной гробницы для Папы. По этому поводу между художником и покровителем произошло серьезное разногласие. В результате Микеланджело в возмущении покинул Рим. Ответ Папы поверг в изумление его собственное окружение. Он сделал все, чтобы разыскать Микеланджело. Когда они

339

встретились, Папа употребил все свои способности, чтобы уговорить строптивого художника вернуться. Комментируя свой поступок, Папа сказал примерно так:

— Микеланджело всегда найдет себе другого хозяина. А я никогда не найду себе другого Микеланджело.

Выбор сотрудничества тесно связан с выбором правды. Он предполагает открытость своих целей, однако не означает безрассудства, глупости и слабости. Напротив, сотрудничество требует достаточной силы, чтобы заявлять и отстаивать свои цели, и достаточной мудрости, чтобы делать это в форме, уместной для восприятия окружающими.

История «Людовик и астролог»

Великий король Франции Людовик XI был большим почитателем науки астрологии. Он держал при дворе самого лучшего астролога, который только был в то время. Король обожал своего придворного и получал массу положительных эмоций от бесед с ним.

Но однажды астролог предсказал смерть некоей придворной дамы. Согласно его расчетам, это должно было произойти через восемь дней. К ужасу Людовика, предсказание сбылось. На восьмой день даму нашли мертвой. «Либо мой астролог преуспел в своей науке и стал подобен богам, либо... он специально умертвил женщину, а значит, ни перед чем не остановится, чтобы доказать свою точность»,

— в страхе рассуждал король. Так или иначе, он решил убить опасного придворного.

Для этого Людовик придумал вызвать астролога в свою комнату, расположенную на верхнем этаже замка. По сигналу короля слуги должны были сбросить астролога из окна комнаты. До земли было около сотни метров. Когда астролог зашел, Людовик, прежде чем дать сигнал слугам, спросил предсказателя в последний раз:

— А о своей судьбе что ты можешь сказать? Когда твою смерть предсказывает твой собственный гороскоп?

— Я умру ровно на три дня ранее Вас, — ответил астролог совершенно серьезно.

Король так и не подал сигнала. В результате астролог был спасен. Кроме того, его жизнь стала тщательно охраняться-

340

Он купался в роскоши и пользовался услугами лучших докторов. Кстати, он пережил Людовика на много лет. Это было одно из немногих предсказаний, данных королю, в котором астролог ошибся.

Выбор манипуляции аналогичен выбору лжи. Манипуляция возникает при стремлении достичь цели с неадекватно малыми затратами. Выбор манипуляций — свидетельство недостаточности сил для того, чтобы отстоять свои цели, и недостатка мудрости, чтобы предвидеть ответ за ложь.

Выбор сотрудничества связан с поиском партнерства с другими людьми. Он начинается с осознания роли других людей. Человек понимает, что достижение истинных целей в полной мере возможно только при участии других людей. Он проходит через первоначальную стадию достижения целей в одиночку и при этом ошибочно считает, что достаточно приобретения и развития необходимых способностей. Рано или поздно эта стадия заканчивается. Человек начинает понимать, что распределение обязанностей с другими людьми ускорит достижение цели. При этом он делает шаг к выбору сотрудничества. Кроме того, он осознает, что целостное видение цели и способов ее достижения возможно только вместе с другими людьми. Для целостного контроля достижения, совершенствования и изменения достигнутого тоже нужны люди. Целостность при этом обеспечивается несходством самих людей, их особенностей и способностей.

Притча «Хромой и слепой»

Один султан, известный своей щедростью, решил поразить всех. Он объявил царский пир для всех желающих. Любой мог совершенно бесплатно отведать яства, доступные ранее лишь царственным особам. Все потянулись ко дворцу. Только хромой человек без сил присел у обочины рядом с нищим.

— О чем печалишься? — спросил его попрошайка.

— Моя хромота не даст мне вовремя поспеть на бесплатный пир! — отчаянно вскричал калека.

— Мне еще труднее, я слеп и не знаю, куда идти! — понимающе вздохнул нищий.

Тут мимо проходил Ен-ту. Он услышал их разговор и сказал:

341

— Мне странно видеть что вы чего-то хотите, имеете средство достичь этого, но не используете его!

— Что же нам делать?! — вскричали хором слепой и хромой.

— Пусть слепой возьмет на плечи хромого. Вы можете использовать ноги слепца для ходьбы и глаза хромого для того, чтобы определять направление.

Слепой и хромой воспользовались советом Ен-ту. Они уже приближались к дворцу султана, когда увидели на обочине глухого и немого. Те тоже хотели попасть на пир, но не могли. Слепой и глухой наперебой стали рассказывать им о своем способе. Но все было тщетно. Немой слышал их, но не мог рассказать ничего глухому. Глухой мог говорить, но сказать ему было нечего. В конце концов слепой с хромым побывали на пире, а глухой с немым нет.

Осознавая все это, человек выбирает сотрудничество. Он начинает искать способ открыть свои цели так, чтобы они оказались доступны и привлекательны для других людей, а также искать других людей, имеющих сходные цели. Он приобретает способность слышать их цели, вместо того чтобы делать по этому поводу собственные предположения. Он стремится к тому, чтобы доносить свои цели в понятной, удобной форме. Это форма, которая дает возможность людям его услышать, преодолеть противоречия и прийти к взаимопониманию. Такой человек стремится быть понятным, вместо того чтобы требовать понимания и обвинять окружающих в глупости. В результате выбор сотрудничества приводит к желанию и умению оказаться услышанным, понятным и востребованным.

Предпочтение сотрудничества ведет к отбору людей. Человек предпочитает тех, кто готов к совместному достижению целей. Одновременно из его жизни исчезают те, кто предпочли манипуляции. Такие люди не получают возможности взаимодействовать с человеком, который предпочел сотрудничество, по двум причинам. Во-первых все их попытки подменить сотрудничество манипуляциями пресекаются сразу или по мере обнаружения. Во-вторых, им самим никто не предлагает возможность манипуляции. А это то единственное, что их действительно заинтересовало бы. Таким образом, даже находясь рядом с манипулятором, человек, предпочитающий сотрудничество, живет на другой планете.

342

В результате он освобождается от необходимости приспосабливаться к обществу, требованиям, мнениям людей, которые противоречат его истинным целям. Он получает возможность открывать свои цели тем людям, кто его понимает и хочет достичь подобного. Все те, кто не желает иметь с ним общих целей, просто исчезают из его жизни. Уходят из его жизни и те, кто не хочет достигать общих целей взаимовыгодно, при помощи уместных для обеих сторон способов. Он освобождается от предателей и тех, кто стремится использовать его в своих целях. Эти непременные атрибуты манипуляций невозможны, если взаимодействие учитывает цели всех сторон. Только это защищает общее дело от саботажа и растаскивания. В сотрудничестве не нужны призывы «проявить инициативу», «бороться за честь дела» и т. д.

Выбирая манипуляции, человек также стремится достичь целей при участии других людей. Но отличия манипуляции от сотрудничества делают цели и пути к ним диаметрально противоположными. Манипулятор не осознает своих истинных целей. Само предпочтение манипуляций — признак непонимания своих истинных целей и чувств. Только непонимание может привести к подмене истинных целей целью манипуляций — жаждой власти. Этот выбор заставляет отметать свои цели, даже не приближаясь к ним. Они подменяются поиском власти — единственной движущей силой манипуляций. Этот выбор немыслим без подавления своих истинных целей и чувств. Он предполагает открытое заявление о том, чего у человека нет, чего он на самом деле не хочет и не чувствует. Манипуляция предполагает и действия, подтверждающие подобные заявления. Выбор манипуляций — это выбор ложной жизни во имя временной власти. Власть манипулятора неизбежно заканчивается прозрением и возмездием обманутых.

Выбор манипуляций — это не только презрение к своим целям и чувствам. Это выбор подавления истинных целей и чувств других людей. Задача подавления — достижение своих ложных Желаний. Выбор манипуляций — это взращивание негативных переживаний других людей, их обид, вины, зависимости и агрессии. В последующем эти силы используются для того, чтобы сформировать у людей зависимость и поддерживать свою власть над ними.

343

Выбирая манипуляции, человек пытается достичь желаемого за счет других людей, а не вместе с ними. При этом для него важно затратить минимум собственных сил и средств. Поэтому он ищет способ скрыть свои цели так, чтобы они оказались не доступными другим людям. То, что он сообщает, отличается от его целей. Его сообщение побуждает людей действовать вместо него. Для этого манипулятор, как правило, прибегает к помощи ограничивающих убеждений других людей. Он использует их желание помогать, спасать или, наоборот, быть жертвой. Выбор манипуляций — это игнорирование целей других людей. Он всегда связан с поиском власти над другими людьми. Этот выбор обязательно заканчивается зависимостью от тех, чьи манипуляции оказались сильнее.

Манипуляция является питательной средой для инертности, саботажа, предательства тех, на кого она действует. Тот, кем манипулируют, даже не осознавая манипуляции, сам стремится стать манипулятором. Это связано с тем, что манипуляция исключает общую цель. Любая цель подменяется целью манипулятора. Жертву манипуляции лишают собственной цели. Такой человек поэтому не заинтересован в достижении того, что его заставляет делать манипулятор. Нужны все новые и новые манипуляции, постоянный контроль и принуждение. Это к жертве манипуляций обращены призывы «проявить инициативу», «быть честным», «интересоваться делом».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!