Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 28 страница



История Шихуанди Цинь Шихуанди был первым императором Китая. Он начинал как правитель царства Цинь и слыл бесстрашным воином с необузданными амбициями, скорым на безжалостную расправу, хотя и способным к милости. Не зря его нос сравнивали с жалом осы, сердце — с сердцем тигра, голос — с криком шакала. Шихуанди силой и хитростью завоевал окружающие земли и создал Китай. Именно он объединил нацию и культуру, покончив с феодальной раздробленностью. Его империя превосходила по силе и мощи империю Александра Македонского. Чтобы держать все под контролем, он переселил всех соратников завоеванных им государств и 120 тысяч их родственников в столицу. Самые важные персоны были расположены в огромном дворце. Именно Шихуанди построил Великую Китайскую стену. Именно он создал общие законы и правила, узаконив все, вплоть до размера колес у повозок. В то же время именно Шихуанди поставил вне закона учение Конфуция, сжег тысячи конфуцианских книг и казнил тысячи сторонников его учения. Это вызывало огромное недовольство и порождало массу врагов. В последние годы жизни страхи совсем одолели Шихуанди. Мало кто видел его в это время, поскольку император остерегался контактов с людьми. Его великолепный дворец в столице Сяньяне помогал императору передвигаться не замеченным. Дворец имел 270 павильонов, соединенных подземными переходами. Император проводил каждую ночь в новой спальне. Всех, кто его встречал, немедленно обезглавливали. Только единицы приближенных знали о его место 300 нахождении. Тех из них, кого подозревали в разглашении этой тайны, ждала казнь. Шихуанди покидал дворец только инкогнито и всегда менял облик. Чем больше император затворялся от людей, тем меньше у него оставалось реальной власти. Его евнухи и слуги вершили политику, зачастую не ставя Шихуанди в известность. Приближенные, доверенные лица и прислуга — все плели против императора интриги. В конце концов великий и ужасный Шихуади превратился в испуганную марионетку. Во время одной из тайных поездок по провинции император умер. Рядом с ним оказались только несколько испуганных евнухов, слуга и... никого из близких. Тело было тайно перевезено во дворец. За императорским паланкином везли тележку с соленой рыбой, чтобы заглушить запах разлагающегося трупа. Мало кто узнал о кончине великого Шихуанди. Не исключено, что он был отравлен теми, кто обеспечивал его изоляцию, поскольку смерть была загадочной и скоропостижной. Предпочитая контакт, человек получает возможность изменить то, что его не устраивает, или уйти. Избегая, человек позволяет сохраняться и приумножаться тому, что его не устраивает. Предпочитая контакт, человек использует силы продуктивно. Это связано с тем, что его затраты на взаимодействие сразу переходят на другого человека. Предпочитая избегание, человек тратит силы непродуктивно. Это происходит потому, что силы используются для отвлечения, вытеснения внимания от взаимодействия. Они не оказывают должного влияния на другого человека. Притча «Река и ветер» Река легко миновала препятствия камней, деревьев и гор. Она смела на своем пути плотину и несколько домов и наконец достигла пустыни. Попытавшись преодолеть пески, река убедилась, что не все ей по силам. С каждым метром воды в ней оставалось все меньше. Пустыня же казалась безграничной и ненасытной — вода исчезала в ней без следа. Конечно, можно было попытаться обогнуть пустыню, но река точно знала, что ее жизнь пролегает через пески. Спорить же с судьбой — значит, уподобляться болотам. Остановившись, река задумалась. И тут она услышала ветер. 301 — Я легко пересекаю пустыню, а значит, это можешь сделать и ты, — прошептал-просвистел он. — Я привязана к земле и не могу летать, — возразила река. — Ты действительно не можешь сделать этого привычным способом, — согласился ветер. — Все, кто так поступал, либо исчезали, либо превращались в болота. — Что же мне делать? — взмолилась река. — Я могу перенести тебя. — Ты хочешь проглотить меня и лишить индивидуальности? — река подозрительно нахмурилась. Рябь пошла по ней еще сильнее. Было видно, что это ей не по нраву. — В этом и есть мое предназначение! — взревел ветер. — Я подхватываю реку, несу ее над пустыней и затем отпускаю ее по ту сторону песков. Падая вниз дождем, она снова становится рекой. — Но как мне поверить в то, что ты говоришь? — У тебя нет выбора. Ты можешь не верить и станешь лужей — прибежищем головастиков. И даже для этого тебе понадобится не один год. — Лучше я останусь здесь и буду прежней, — все еще колебалась река. — Ты уже не сможешь остаться такой же! — ветер был неумолим. — Вспомни, как много раз ты отдавалась мне, становясь тучей, и затем превращалась в реку. Что-то откликнулось на эти слова в глубинах реки. Она вдруг решила, что стоит соединиться с ветром. И, отдавшись в его объятия, она понеслась над песками грозовой тучей. А пески умиротворенно шелестели внизу: «Ну вот и хорошо. Теперь мы снова станем дорогой от реки до горы». ? Вопрос: Это способствует контакту с человеком или бегству от него? ф Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно избегать контакта при любых сложностях. Действительность: Нужно стремиться к контакту независимо от сложностей. •* Призыв: Стремитесь к контакту! 1% Инструкция: Если вы избегаете контакта, стремясь что-либо не потерять или не изменить (как в материальном, так и в психологическом плане), определите на опьипе, насколько это соответствует действительности, и найдите возможность для контакта. неуязвимость versus защищенность НЕУЯЗВИМОСТЬ ЗАЩИЩЕННОСТЬ Вы способны и готовы обнаружить и устранить в себе то, что может вам повредить. Вы тратите для своей защиты много сил, однако это лишает вас психологической свободы и не дает гарантии безопасности. Это выбор того, каким образом человек достигает безопасности. Выбирая неуязвимость, человек стремится исследовать и устранить в себе то, что может ему повредить. Выбирая защищенность, человек использует все возможности для возведения вокруг себя наиболее надежных барьеров, препятствующих повреждению. По сути, это выбор между гибкостью и твердостью. Положительная сторона выбора неуязвимости: недопущение нападений. Положительная сторона выбора защищенности: устойчивость перед нападениями, которые слабее построенной защиты. Выбор защищенности привязывает человека к построенным им барьерам. Он заставляет его поверить в то, что существует комплекс условий для обеспечения безопасности. Именно выбор защищенности приводит к трате массы сил на поиск «удачного места» и борьбу за него. Выбор неуязвимости помогает освободить себя от поиска чудесных мест, которым высшие силы обеспечили гарантии безопасности. Такой выбор сосредоточивает усилия человека на том, чтобы выработать у себя способность устранять такие места, которые могут быть повреждены любой внешней агрессией. Выбирая неуязвимость, человек начинает искать свои слабые места, доступные для повреждения извне. Затем он исследует, что их привело к такой беззащитности. Во всех случаях уязви- 303 мость связана с убеждениями человека. Она определяется его верой в неполноценность этих мест. Человек, выбирающий защищенность, не ставит эти убеждения под сомнение. Вместо этого он привычно воздвигает барьеры вокруг тех мест своей души, которые считает неполноценными. Но это не устраняет их беззащитности. Наоборот, трата сил на поддержание барьеров подтачивает возможности беззащитного места. Кроме того, длительное существование «под колпаком» защит только подтверждает и укрепляет неполноценность. История битвы при Фарсале (Гай Юлий Цезарь против Помпея) Вступив на равнину Фарсала, войска Цезаря и Помпея расположились друг против друга. Помпей был верен прежним планам и не предлагал сражения. В верности избранной тактики его убеждали не совсем благоприятные предзнаменования и сновидения. Его окружение, напротив, вело себя на редкость самонадеянно. Будучи уверенными в победе, приближенные Помпея слали в Рим письма с требованиями снять дома поприличнее. Они считали, что победа уже в кармане, а с нею — место консула или претора, которому подобает жить в соответствующем доме. Всадники Помпея рвались в бой больше всех. Им не терпелось показать свое воинское искусство, изысканность и богатство оружия, доспехов и красоту коней. В лагере Цезаря все было значительно спокойнее. Людям здесь было известно о значительном преимуществе Помпея. На семь тысяч всадников противника у Цезаря была всего тысяча. Двадцать две тысячи пехотинцев Цезаря должны были вступить в бой с сорока пятью тысячами пехотинцев неприятеля. Тем не менее Цезарь не терял надежды. У него был план. Он приказал шести когортам, расположенным в глубине строя, незаметно перейти на правый фланг и встать позади. Всем воинам этих когорт были даны особые инструкции. Они должны были встретить конницу Помпея и, следуя указаниям Цезаря, переломить ход сражения. Битва началась. В центре сражалась пехота. Конница Помпея, величаво растянувшись, охватила весь правый фланг 304 противника. Но прежде чем всадники вытащили оружие для атаки, вперед выбежали когорты Цезаря. Они не стали, как обычно, метать копья и поражать неприятеля в ноги и туловище. По приказу Цезаря его воины целились врагам в лицо. Всем своим видом они показывали, что собираются изувечить как можно больше молодых и красивых всадников Помпея. Воины Помпея оказались не готовы к угрозе оказаться обезображенным. Потеряв отвагу при виде копий, специально направленных в лицо, они дрогнули. Бесстрашные всадники Помпея стали отворачиваться и закрываться. В конце концов их ряды расстроились и всадники обратились в позорное бегство. Воины Цезаря, настигая беглецов, беспощадно рубили их, усиливая панику. Так Цезарь, победив Помпея, чуть не способствовал лишению рассудка последнего. Выбирая неуязвимость, человек начинает активно изменять себя и мир. Он делает это так, чтобы предотвратить возможность быть атакуемым. Выбирая защищенность, человек возводит границу между собой и миром. Выбирая неуязвимость, человек идет на контакт с тем явлением, которое претендует на его безопасность. Он ищет в себе возможность изменить ситуацию. Он пытается стимулировать аналогичный поиску других. Выбирая защищенность, человек предпочитает оборону переговорам. Притча Леонардо да Винчи «Каштан и смоковница» Человек забрался на смоковницу и набросился на сочные плоды. Он обрывал их обеими руками и клал в рот одну за другой. Видя все это, растущий рядом каштан сочувственно зашелестел ветвями. — Бедная смоковница, — шумел он, — насколько ее дети беззащитны перед людьми! Вот я могу значительно лучше защитить свое потомство от посягательств. Сначала я окутываю моих отпрысков нежной оболочкой. Поверх нее одета твердая скорлупа, которая тоже имеет изнутри мягкую подстилку. Плюс к этому природа снабдила каштаны острыми и частыми шипами, благодаря которым человеку совсем непросто повредить мне. — Какие глупости ты говоришь! — захохотала в ответ смоковница. — Разве ты не знаком с изобретательностью и 305 кровожадностью человека? Если он не сможет просто так отнять твоих детей, то будет кидать прутья и камни, покуда не собьет их. Сбив плоды наземь, он будет топтать их ногами или бить камнями. Меня же он держит в руках осторожно и причиняет в результате значительно меньше вреда. Выбирая неуязвимость, человек создает безопасность сам. Он делает это там и тогда, где и когда безопасность нужна ему самому. Он находит безопасность при потребности в ней. Выбирая защищенность, человек обороняется от всего. Он строит защиту даже против того, что проходит мимо, не замечая выставленных барьеров. Он испытывает потребность оправдывать выстроенные барьеры. Для этого он искусственно создает ситуацию опасности. Притча-образ «Вишневые веточки» Одинокая молоденькая вишня, стоя среди могучих дубов, остро завидовала их силе и непоколебимости перед стихией. Она гнулась под любым осенним ветром, а им все было нипочем. Но когда наступила зима, все изменилось. Снег, падая на ветки деревьев, прогибал их. Дубовые ветки, сопротивляясь всеми силами, наконец ломались под весом снега. Тонкие ветки вишни под небольшим весом снега прогибались и, стряхивая его, возвращались в первоначальное положение. Ахиллес Ахиллес, будущий герой Троянской войны, родился красивым и смышленым мальчуганом. С первых дней мать натирала его амброзией, чтобы сделать бессмертным. Кроме того, каждый день она погружала ребенка в воды Стикса. Тем самым она стремилась придать его телу неуязвимость для ран. Наконец, мать совершала над сыном еще один таинственный обряд — ежедневно около полуночи погружала сына в огонь, чтобы очищающее пламя выжгло все смертное в нем. Но все-таки у Ахиллеса было одно слабое место. Дело в том, что когда его мать совершала все эти ритуалы, она держала ребенка за ножку. Тут и осталось необработанным одно место — около пятки. 306 Тем не менее Ахиллес вырос величайшим воином. Он не знал поражений. Это помогло Ахиллесу совершить множество подвигов. Хотя некоторые считали его несколько более рискованным и опрометчивым, чем нужно, победа постоянно была на его стороне. Однако стрела, пущенная Парисом, нашла героя. Она поразила его в пятку — единственное незащищенное место.  Образы: крепость, стены которой являются одновременно защитой, мишенью и ловушкой-капканом для прячущихся в ней людей; рыцарские доспехи, которые отражают удары мечей, но своим весом ограничивают свободу движений рыцаря; атомное убежище, которое защищает людей от атомного взрыва, но из-за смертоносной радиации люди вынуждены находиться внутри него длительное время и жить в скученных условиях без доступа дневного света.  Вопрос: Я стремлюсь не иметь слабых мест или хочу их защитить?  Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно защитить слабые места. Действительность: Нужно устранить слабые места. Призыв: Найдите и устраните слабости в себе! Инструкции: Регулярно ищите и разрушайте внутренние барьеры, отделяющие вас от других людей. расположенность versus неприятие Какою мерою даете, такой воздастся вам. Матфей 7:12, Лука 6:31 В начале было Слово. Иоанн 1:1 К вам тянутся, если вы отражаете любовь, радость, терпение, миролюбие, доброту, верность, мягкость и самообладание. Джон М. Темплтон Одно доброе слово может согреть три зимних месяца. Японская пословица Прозвучавшие слова — это живые создания, как зерна какао, полные жизни... они прорастают и дают жизнь... Они попадут куда-то внутрь, останутся там и начнут расти, как пшеница, посеянная на богатой почве у реки. Габриель Окара Тот, кто жаден на похвалу, доказывает, что беден на достоинства. Плутарх Если бы криком можно было построить дом, то ишак построил бы Константинополь. Восточная пословица 308 РАСПОЛОЖЕННОСТЬ НЕПРИЯТИЕ Вы способны 1 достигать расположенности людей во всех случаях, | когда это возможно. Вы можете использовать убеждения и цели людей в своих интересах. Вы вызываете неприятие в ситуациях, когда это вам вредит, значительно чаще, чем могли бы. Ваша агрессивность и игнорирование интересов других людей создает массу ненужных препятствий. Преодолевая их, вы тратите силы и время, нужные вам для других целей. Вы зависимы в отношениях от ограничивающих вас принципов. Это выбор поведения и отношения, которые человек изначально предпочитает в процессе взаимодействия. Выбирая расположенность, человек изначально стремится вести себя вежливо, учтиво, любезно. Он прибегает к агрессии, грубости как крайнему, нежелательному средству. Это средство человек использует, только когда расположенность преследуется или игнорируется другим человеком. Выбирая неприятие, человек изначально стремится к критике, агрессии, унижению, грубости. Он расположен только тогда, когда его неприятие наказуемо или не действует. Выбирая расположенность, человек исходит из того, что думают о себе другие люди. Для каждого человека характерны несколько убеждений, подтверждение которых он хотел бы слышать от других. Все люди считают себя положительными. Любой человек убежден, что его цели правильны или, как минимум, достойны понимания. Все люди оценивают собственные убеждения как верные, а свои действия — как достойные похвалы и уважения. Есть верный способ разорвать взаимодействие с любым человеком — достаточно подвергнуть сомнению то, что он «хороший человек». Нужно критиковать его цели, убеждения и поступки. Способ сработает легко и наверняка, а возможно, и вызовет преследование в дальнейшем, если сопровождать все это прямым неуважением или оскорблением. Выбирая неприятие, человек так и поступает. Он игнорирует Мнения людей о самих себе и стремится указать на их несовер 309 шенство. Особенно большое желание сделать это он испытывает тогда, когда люди не знают о своих недостатках. Закономерным результатом неприятия является потеря взаимодействия. Вместе с тем, такой человек рассчитывает на взаимодействие с теми, кому демонстрирует свое пренебрежение и превосходство. Оказываясь в результате в одиночестве, он только подтверждает для себя правильность собственной позиции неприятия. Это не стимулирует его к выбору расположенности. Избегание со стороны других людей «доказывает» ему, что все люди несовершенны и поэтому избегают его общества. Выбирая расположенность, человек стремится к надежным и результативным взаимодействиям. Расположенность для него становится средством построения взаимодействия. Он пытается избежать грубости, критики, агрессии, считая, что они разрушают взаимодействие. При затруднениях во взаимодействии он в первую очередь стремится устранить их при помощи расположенности. В случаях, когда его не устраивают результаты взаимодействия, такой человек говорит об этом, объясняет, что его не устраивает. То есть он пытается привлечь скрытые возможности партнера. Затем, достигая согласия, он выходит на новый уровень взаимодействия. При отсутствии изменений он разрывает отношения. То есть он выбирает объяснение или прекращение отношений. Для него в любом случае неприемлемо применение способов отладки взаимодействия, унижающих человека. Выбирая неприятие, человек стремится обнаружить собственное превосходство и власть. Для этого он выявляет несовершенства другого человека и через них влияет на него. Его не интересуют собственные истинные цели. Он готов отказаться от них, предпочитая истинным целям порабощение и использование других людей. Причем ему важен сам факт использования. Он имеет большее значение, чем то, для чего, собственно, использовать других людей. Инструментом для выявления несовершенства других людей для него становится неприятие. Применяя его, он обеспечивает себе временную иллюзию собственного превосходства. Например, в случае затруднения при взаимодействии он стремится устранить его за счет неприятия особенностей партнера, то есть пытается обвинить, подавить партнера и при помощи власти над ним изменить ситуацию. 310 Выбор расположенности отрицает неприятие по нескольким причинам. Во-первых, даже если критика будет содержать описание истинных недостатков человека, он не сможет ее воспринять до тех пор, пока сам не будет готов обнаружить эти недостатки. Ранее этого момента недостатки для него не видны и воспринимаются как оскорбительная клевета. А после того, как человек сам обнаружил собственные недостатки, сообщать о них без его предварительной просьбы нет смысла вообще. Сообщать о недостатках по просьбе человека имеет смысл только за адекватную плату. Адекватная плата должна соответствовать способностям того, кто видит недостатки и сообщает о них. То есть она должна учитывать уровень, качество оказываемой услуги. Кроме того, она должна принимать во внимание риск агрессии со стороны того, кто просит сообщить о его недостатках. То есть адекватная плата включает в себя компенсацию этого риска. Во-вторых, неприятие требует массу сил и времени. Человек затрачивает на него как минимум столько же, как и на расположенность. В результате эти затраты оборачиваются против самого человека. С ним расплачиваются обидой, непониманием, агрессией или одиночеством. Оскорбляя партнера по взаимодействию, человек может рассчитывать на один из двух результатов — он либо растит в нем беспомощность, либо вызывает встречное оскорбление.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!