Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 34 страница



364

него и способен принять к рассмотрению то, что противоречит его взглядам.

Выбор преследования связан с противоположным восприятием. Это выбор невнимания к особенностям другого человека. Это презрение и осуждение отличий чужого внутреннего мира, целей и потребностей. Такой человек агрессивно требует от другого отказаться от своих прав и одновременно преувеличивает собственные права.

Выбор принятия позволяет человеку использовать свои силы и время для достижения собственной выгоды. Он затрачивает их на поиск общего с другим человеком, на построение отношений и развитие своих возможностей. То есть принимая, человек занимается тем, что ему нужно, что соответствует его целям. Выбор преследования вынуждает тратить силы и время на других — на критику и унижение другого человека. Вместо того чтобы создавать то, что нужно ему самому, такой человек разрушает то, что построил другой. Успешное преследование — это то, которое достигает разрушения чужих целей. Но при этом преследователь совсем не приближается к собственным истинным целям. То есть преследуя, человек занимается тем, что касается других людей. Как правило, он выполняет заказ врага того человека, цели которого разрушает.

Выбирая принятие, человек основывается на том, что все люди хорошего мнения о себе. Подчеркивая их положительные стороны, можно вызвать их расположение. Не видя в них хорошего и выпячивая плохое, можно способствовать только неприятию. Конечно, возможны случаи, когда кто-то не может найти в человеке положительные для себя стороны, но вынужден по каким-то причинам продолжать взаимодействие. В таких случаях он строит взаимодействие так, чтобы не испытывать неприятных переживаний. Он изучает такого человека, воспринимая его как уникальное создание, которое по неким причинам скрывает свои достоинства с помощью специальных приемов. Свою задачу принимающий человек видит в том, чтобы обнаружить техники, мешающие увидеть положительные стороны, и совершенствует свое умение находить позитивные качества. Как только возникает возможность разорвать взаимодействие с таким человеком, он делает это немедленно.

365

Выбор принятия не допускает оценок другого человека как плохого или хорошего. Тот, кто выбирает принятие, не оценивает человека в целом. Он воспринимает только его действия по отношению к себе в зависимости от того, соответствуют ли они его собственным целям. При соответствии он считает их полезными и желательными, при несоответствии — нежелательными или бесполезными. Но в любом случае он не оценивает действия другого человека негативно, когда взаимодействует с ним. И тем более не оценивает негативно самого человека в целом. Если возникает необходимость отказаться от взаимодействия, он делает это без негативных оценок. И вообще такой человек считает, что оценивать людей могут только те, кто полностью совершенен. Такими качествами, по-видимому, обладают только боги, то есть существа, заведомо превосходящие людей.

Выбор принятия не допускает критики. То есть такой человек не указывает на недоразвитость, слабость и ошибки другого. Он считает критику занятием бесполезным, неблагодарным и всегда опасным. Критика почти всегда бесполезна, поскольку это инструмент, который оказывает на человека очень ограниченное воздействие. Во-первых, она может быть изначально неверной, когда основывается на заблуждениях самого критика или когда он неточно воспринимает действия критикуемого. Во-вторых, критика должна быть построена так, чтобы человек ее мог услышать. Иначе она бесполезна. Но соблюдение этого требования практически невозможно, поскольку услышать критику не позволяют именно те недостатки, на которые она и направлена. В-третьих, изменение в ответ на критику происходит только у тех, кто стремится к самосовершенствованию. Что же касается всех остальных, то до них критика не доходит. Она может быть воспринята ими только в период формирования в детстве.

Критика, как правило, неблагодарна и опасна, поскольку указывает на ошибки. Критикуемый оказывается уязвлен. Он воспринимает критику в лучшем случае как попытку его переделать, а в худшем — как нападение. Тем самым она вызывает негодование, агрессию.

Принимая, человек пытается избежать критики как способа взаимодействия. Прежде всего он избегает критиковать сам. Это касается ситуаций, когда его просят критиковать, и тем более

366

критики по своей инициативе. Он рассматривает критику как услугу. Качественная критика дорого стоит, поскольку основана на умении четко видеть недостатки и правильно сообщать о них. Но независимо от качественности критики, она, как правило, оценивается как оскорбление, вызывает ответную агрессию. Поэтому такой человек критикует и указывает на ошибки только при соблюдении трех условий: 1) уверенность в собственной неуязвимости в дальнейшем; 2) собственная инициатива того, кого он будет критиковать; 3) «предоплата» критики, или гарантия вознаграждения за нее. В случаях, когда вознаграждение человека не устраивает, он категорически отказывается от критики.

Человек, выбирающий принятие, избегает критиковать другого при свидетелях. Они, как правило, примеряют критику на себя. Это вызывает в них страх, агрессию и снижает вероятность последующих отношений.

Иная ситуация при обсуждении и восхвалении достоинств человека. Человек, выбирающий принятие, делает это без вознаграждения. При этом он готов высказывать комплименты в присутствии любого количества людей, что только увеличивает вероятность построения взаимодействия и с ними. Однако он учитывает затраты своего времени: если они больше, чем выгода от обсуждения и восхваления, то выходит из такой ситуации.

Принимая, человек порой просит критики в свой адрес. Из нее он пытается извлечь возможность стать совершеннее. При этом он ни в коем случае не оправдывается, поскольку его оправдания критик воспринимает отрицательно и трактует их как сомнение в истинности своих слов. Это связано с тем, что критикующий рассчитывает на благодарность за критику. Оправдания же ставят под сомнение критику, а тем самым и обоснованность претензий на вознаграждение. То есть это воспринимается как критика в ответ на критику. В результате оправдания только переводят критику в оскорбления.

Принимающий человек избегает критики других. Вместо этого он критикует себя сам. Рассмотрим подробнее механизм таких действий. Уже было сказано, что критика воспринимается как оскорбления и унижения. Поэтому, в частности, выбор принятия не допускает критики отличий другого человека. Тот, кто выбирает принятие, воспринимает оскорбление и унижение

367

кого-то как признак слабости оскорбляющего. Сильный человек договаривается и действует, а не оскорбляет. Оскорбление же — признак невозможности оказать влияние, добиться своего без агрессии. В связи с этим он воспринимает оскорбления в свой адрес как комплимент его силе, признак его способностей и умения замечать манипуляции. А также признак его влиятельности. То есть его считают способным на то, чем можно воспользоваться. Видя это, им пытаются манипулировать. Безуспешность манипуляций и приводит к оскорблениям. Кроме того, он считает оскорбления маркером слабости оскорбляющего. То, что чужие оскорбительные оценки не влияют на человека, объясняется тем, что он сам себя оценивает. И тем самым не допускает, чтобы мнение другого человека стало решающим. Он считает, что адекватно оценить другого человека вообще невозможно. Все, на что способен каждый, — оценить себя. Любые же мнения о другом — это всегда иллюзия.

Итак, человек, который выбирает принятие, воспринимает оскорбления как признак собственной значительности. Тем не менее в дальнейшем он избегает взаимодействия с тем, кто его оскорбляет. Он не желает становиться мишенью агрессии этого человека. Для того же, чтобы оборвать чужие оскорбления, он начинает оскорблять себя сам. Причем делает это сильнее и изобретательнее, чем человек, который его оскорбляет. Он ни в коем случае не оправдывается. Оправдания воспринимаются оскорбляющим как сомнение в истинности сказанного. То есть он считает, что ему показывают неэффективность оскорблений. В результате оправдание только усиливает оскорбления.

Выбор принятия другого основан на принятии самого себя. То есть сначала человек принимает и любит самого себя, свои особенности, начинает видеть в себе хорошее. И только затем он становится способен принять другого человека, увидеть хорошее и в нем. Выбор принятия связан с осознанием собственных недостатков, ограничений и ошибок. Сначала человек обретает возможность увидеть их, вместо того чтобы замечать недостатки в других людях. Такой человек перестает преследовать окружающих за их несовершенство и ошибки. Он принимает на себя ответственность за собственные несовершенства, вместо того чтобы взваливать вину за них на других. Он перестает пре

368

следовать окружающих за «препятствия, которые они ему чинят». Принимая на себя ответственность за свои неудачи, человек не переносит ее на других. Поэтому ему не нужно подвергать других людей критике и преследованиям. Обнаруживая в себе недостатки, человек перестает искать их в других.

 Образ: бумеранг, который возвращается и поражает атакующего.

 Вопрос: Это помогает принимать человека или воевать с ним?

 Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно указывать и устранять отличия других людей.

Действительность: Нужно находить и использовать отличия других людей.

Призыв: Примите особенности людей и используйте их! К Инструкция: Воспринимая особенности любого человека, попробуйте делать это с интересом. Оценивая человека, учитывайте только его действия по отношению к вашим целям, а не его соответствие вашим убеждениям. Не оценивайте всего человека как целое по его действиям.

ответственность versus жертвенность

Жизнь справедлива,

потому что в ней все есть как есть.

Несправедливы наши ожидания от жизни.

Роберт Энтони

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖЕРТВЕННОСТЬ
Вы способны активно влиять на все, к чему имеете отношение (управлять, владеть и пользоваться). Во всем, чем вы занимаетесь, вы можете использовать максимально эффективный способ из всех, которыми обладаете. Вы никогда не отвечаете за чужие ошибки. Вам часто удается избежать ответственности. Вместе с тем это приводит к беспомощности и бездействию, крайне невыгодным для вашего развития. Вы почти всегда зависимы от тех, кому передаете ответственность. Вам часто приходится переживать и рассчитываться за то, что сделано другими.

Этот выбор касается области взаимодействия. Под областью взаимодействия здесь понимаются цели, которых добиваются участники взаимодействия, действия с обеих сторон и соответствующие им убеждения, переживания.

Выбор определяет отношение к тому, что находится в области взаимодействия. Он также касается того, что может оказаться в этой области. Имеется в виду любое материальное или нематериальное свойство, качество, действие или предмет.

Выбор ответственности предполагает активное отношение к тому, что находится в области взаимодействия. Такой человек выбирает возможность влиять на то, что находится в области взаимодействия. Он изменяет это по своей инициативе, сам присваивает желательные последствия изменения и сам отвечает за нежелательные последствия своих действий.

370

Выбор жертвенности предполагает пассивное отношение к тому, что находится в области взаимодействия. Такой человек утрачивает возможность изменять то, что находится в области взаимодействия. Он выбирает избегание любых действий и демонстрирует свою полную беспомощность. В результате он не может присваивать желательные последствия действий.

Положительная сторона выбора ответственности: возможность управлять, владеть и пользоваться тем, за что принял ответственность.

Положительная сторона выбора жертвенности: возможность бездействовать за счет спасающих.

Выбор ответственности — это предпочтение активного влияния. Выбирая ответственность, человек стремится быть причиной событий, влиять на них. Выбор ответственности — это выбор, направленный против насилия над собой. Это поиск сил и возможностей. Выбор жертвенности — это демонстрация беспомощности. Это стремление быть объектом чужого влияния. Выбор жертвенности — это выбор, притягивающий насилие над собой. Это сохранение слабостей и ограничений.

Выбирая ответственность, человек сам формирует свои цели, желания. Он становится хозяином и творцом своих целей. Он сам действует и сам принимает последствия своих действий. Его достижения являются его собственностью. Выбирая жертвенность, человек принимает навязанные ему цели, желания и действия. Он признает свою беспомощность перед любым влиянием извне. Он утрачивает свои цели и возможность их достижения.

Ответственность помогает человеку избежать таких неэффективных способов показывать себя, из-за которых его воспринимают непривлекательным, некомпетентным или непонятным. В результате такого восприятия возрастает вероятность отказа от отношений. Ответственность не допускает столь расточительного отношения к возможным партнерам по взаимодействию. Ответственность — это регулятор, который дает человеку возможность представлять себя только так, как угодно его целям.

Выбирая ответственность, человек принимает на себя все последствия своих действий. Это освобождает его от поиска виноватых в том, чего он не смог достичь. Он отказывается от «охоты на ведьм, предателей, дураков и неблагодарных». Вмес

371

то этого он ищет собственные ограничения и способы их преодоления. В результате принятия ответственности человек перестает взаимодействовать с теми, кто не обладает необходимыми ему качествами. Его ответственность не допускает столь расточительного отношения к самому себе.

Выбирая жертвенность, человек пытается избежать негативных последствий собственных действий. Для этого он сохраняет бездеятельность или строит защиту. Но в любом случае в результате он теряет все последствия своих действий, в том числе и положительные. Такой человек постоянно занят защитой от возможных негативных последствий и поиском виноватых в том, чего он не смог достичь. Вместо поиска собственных ограничений и заблуждений он занят «охотой наведьм».

Выбирая ответственность, человек приобретает возможность заниматься только тем, что связано с его собственными целями. Он четко разграничивает свои цели и свою ответственность с чужими целями и чужой ответственностью. Ответственности за чужое он избегает, поскольку она не приближает его к собственным целям. Выбирая жертвенность, человек утрачивает возможность регулировать степень своей ответственности. Часто на него возлагается ответственность за достижение чужих целей. Он утрачивает возможность избегать такой ответственности. При этом он не может регулировать и достижение собственных целей, поскольку избегает ответственности за них.

Выбирая ответственность, человек избегает переживаний по поводу собственных неудач и тем более чужих. Его ответственность не допускает подобного расточительного отношения к силам и времени. Он использует их только для достижения целей. Выбирая ответственность, человек освобождает себя от сожалений по поводу того, чего он не достиг раньше. Он дает себе возможность активно влиять на то, чего может достичь сейчас. Выбирая жертвенность, человек оказывается в плену сожалений о том, что он упустил. Они мешают ему действовать дальше, лишают сил и вынуждают занять пассивную позицию по отношению к тому, что ожидает человека в настоящем.

Выбор ответственности помогает человеку избегать чужих советов, поскольку он понимает их бесполезность. Они всего

372

навсего дают представление о том, как вел себя советчик в своей жизни. Тот, кто советует, не несет ответственности за свой совет. Вместе с тем он требует за него плату — как минимум благодарность того, кто принимает совет, как максимум — зависимость. И почти всегда это часть результата, которого достигает тот, кому совет дан. Не принимая советов, человек становится обязан своими достижениями только себе самому.

Выбор ответственности также способствует тому, чтобы никогда не давать советов. Поэтому человек, выбирающий ответственность, вместо советов оказывает помощь — тем, кто сам о ней просит. Он избегает советовать вообще и тем более отказывается высказывать мнение о том, как человеку действовать или вести себя с другими людьми. Тем самым он лишает возможности обвинить его в неверном совете и в клевете на людей.

Выбирая ответственность, человек использует любые способы, которые могут помочь достичь цели. С негативными последствиями их применения человек способен справиться сам. Его ответственность не допускает расточительного отношения к любым способам достижения своих целей. Поэтому он не отказывается от помощи как от одного из таких способов и проявляет инициативу, сам прося о помощи. Поэтому он принимает любые убеждения, если они полезны для достижения цели. Поэтому он вежлив или груб, правдив или уклончив, морален или аморален при необходимости. Поэтому он взаимодействует с теми, кто обладает необходимыми ему качествами.

Выбирая жертвенность, человек не освобождается от последствий своих мыслей и поступков. Так же, как и обладающий ответственностью, он находится под их влиянием. Но в отличие от того, кто выбирает ответственность, он отказывается от влияния на ситуацию. Вместо этого он предпочитает принимать благотворительное спасение со стороны и оказывается полностью беззащитен перед любыми влияниями. Это происходит из-за сознательного сохранения беспомощности. Она нужна такому человеку, чтобы иметь возможность не действовать самому. Он заменяет свое бездействие на любую помощь, но эта помощь сохраняет его существование ровно настолько, насколько он остается зависимым от нее.

373

«Все в твоих руках»

Мудрость Ен-ту не давала покоя его соседу. Пришел как-то сосед на луг, поймал там бабочку, спрятал ее в сомкнутых ладонях и сказал себе: «Сейчас приду к Ен-ту и спрошу: скажи-ка мне, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сожму ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, наконец, кто из нас умнее». Когда сосед пришел к Ен-ту и задал свой вопрос, тот только сказал: «Все в твоих руках».

? Вопрос: Это способствует моей ответственности или делает из меня жертву обстоятельств?

Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно избегать ответственности.

Действительность: Нужно стремиться к ответственности. 9* Призыв: Стремись к ответственности!

Инструкции: Примите ответственность за происходящее с вами (за свои действия, их последствия) на себя и освободитесь от ответственности за других.

автономность

versus реагирование

Ничто не может принести вам спокойствия, кроме вас самих.

Ральф Уолдо Эмерсон

Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь безразличным ко всему, что слышал, и ко всему, что услышишь.

Бхагавад-Гита

Сердиться на людей

означает считать их поступки чем-то важным. Настоятельно необходимо избавляться от подобного ощущения. Поступки людей не могут быть настолько важными, чтобы отвести на задний план

единственную жизненно важную альтернативу — наши неизменные встречи с бесконечностью.

К. Кастанеда. Учение Дона Хуана

АВТОНОМНОСТЬ РЕАГИРОВАНИЕ
У вас есть возможность отвечать на любое воздействие способом, наиболее приемлемым для достижения собственных целей. Вы умеете расходовать свои силы и время так, как это выгодно для вас. Вы — человек, свободный в своих чувствах. Вы не умеете управлять своими чувствами. Реагируя, вы полностью соответствуете своим убеждениям и жертвуете на это те силы и время, которые могли бы потратить на более важные занятия. Почти всегда ваши реакции полностью зависят от воздействия.

375


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!