КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ



У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Главными и наиболее важными умениями человека в современном обществе становится способность порождать новые идеи, умение видеть обычные вещи с неожиданного ракурса. Все эти качества присущи креативной личности, поэтому присутствие их у человека делает его незаменимым и значимым в профессиональной личной или социальной деятельности.

Последнее подтверждают прогнозы аналитиков World Economic Forum в области развития и изменения тех компетенций, которые будут востребованы в 2020 году. Так, третья по значимости компетенция в 2020 году – креативность. Ее значение возрастет на 7 пунктов по сравнению с 2015 г., т.к. усложнение процессов требует нестандартных решений [2].

Именно поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования второго поколения ставит перед системой образования задачу всестороннего содействия становлению и формированию такой личности [5].

Особенно важно наличие этих качеств у младших школьников, поскольку именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития креативности, т.к. по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ.

Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Так как игры в жизни детей младшего школьного возраста, и, в частности, настольные игры продолжают занимать хоть и не ведущее, но значительное место, то целесообразным будет их использование в качестве средства развития креативности.

Более того, по итогам исследования рынка настольных игр в России маркетинговым агентством DISCOVERY Research Group, которое завершилось в 2017 г. можно сделать вывод, что рынок настольных игр переживает сегодня необычайный подъем, т.к. продажи настольных игр ежегодно увеличиваются на 25–40%, каждый год выходят тысячи новых наименований, игры продаются миллионными тиражами [1].

Объектом исследования является процесс развития креативности у младших школьников.

Предметом исследования — приёмы использования настольной игры, положительно влияющие на развитие креативности младших школьников.

Целью исследования является выявление и апробация приёмов использования настольной игры, положительно влияющих на развитие креативности младших школьников.

В психолого-педагогической литературе вопрос креативности всегда вызывал к себе большой интерес, как среди отечественных, так и среди зарубежных исследователей. В зарубежной науке изучением проблем креативности занимались и внесли значимый вклад Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Э. де Боно и другие. Среди отечественных исследователей проблемам креативности уделяли внимание Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин и другие.

В определении креативности, предложенном Н.Ю. Хрящевой, креативность — способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта [4].

Креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом ещё в 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего 4: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

Применяемые нами в ходе исследования методики изучения уровня креативности младших школьников представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Модель диагностического обследования выявления уровня креативности детей младшего школьного возраста

Диагностический инструментарий (методики, автор) Диагностируемые показатели
Тест креативности Элис Пол Торренса (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо в 1990 году).   Тест направлен на изучение креативности, творческого мышления.  
Тест «Каковы ваши творческие способности?» предложенный Евгением Павловичем Ильиным Выявляет обобщенный показатель креативности
Опросник для определения уровня креативности предложенный Евгением Павловичем Ильиным   Определяет уровень креативности
    Экспресс-метод Д. Джонсона Диагностика уровня креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками. Оценка творческих проявлений, доступных прямому наблюдению.

 

Констатирующий эксперимент показал нам, что беглость, гибкость и оригинальность как основные компоненты в структуре креативности соответствует возрастной норме. Но наша задача - максимально повысить эти показатели в экспериментальной группе. Опросник для определения уровня креативности, предложенный Е.П.Ильиным также показал, что большинство учащихся нуждаются в целенаправленном развитии творческого мышления. Результаты констатирующего этапа будут представлены позднее в сравнении с контрольным этапом.

Проведенный нами анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента стали отправным пунктом для проведения формирующего эксперимента и составления программы развития креативности у детей младшего школьного возраста посредством различных приёмов использования настольных игр.

Целью данной программы является развитие креативности у младших школьников посредством различных приёмов использования настольных игр.

Нами были разработаны различные приёмы, позволяющие создавать новые, интересные и педагогически целесообразные игры, использование которых позволит оптимизировать учебный процесс:

1. «Интеграция игр» – объединение двух игр, так называемый «коктейль» игр для решения более широкого диапазона задач.

2. «Метод модификации игры» - преобразование, видоизменение игры с приобретением новых свойств.

2.1. «Смена содержания» – замена содержания и тематики игры на учебную. Содержание игры – это то, чем наполнена игра, её внутренние составляющие, это её «внутренности».

2.2. «Изменение количественных и качественных элементов игры» - суть приёма можно легко понять из его названия, он состоит в том, что изменяются количественные и качественные показатели отдельных составляющих игры. 

2.3. «Расширение вариативности игры» - приём позволяет использовать различные варианты игр более целесообразно, с учетом подготовки детей. Игры можно усложнять, но изменения должны быть обоснованными.

2.4. «Уточнённое правило» - используется оригинальный вариант игры, но с каким-либо уточнением, дополнением, например, называть ассоциации в игре «Имаджинариум» с использованием наречий.

2.5. «Инверсия» – переворачивание условий известного игрового действия, игры. То есть, приём заключается в том, чтобы брать одно из основных условий, правил какой-либо игры и выполнять его, но наоборот.

2.6. «Игровая механика» - используются лишь условия игровой ситуации (действия игроков, состояние игр, обдумывание решения, победа) [3].

Программа по развитию креативности состоит из трёх блоков и рассчитана на 17 занятий:

1. Учебные занятия (15 занятий);

2. Внеурочная деятельность (2 занятия);

3. «Занимательные» переменки.

Ожидаемые результаты: разнообразие приёмов использования настольных игр учителем будет положительно влиять на креативность обучающихся.

После реализации программы развития креативности у младших школьников посредством различных приёмов использования настольных игр, мы провели повторные исследования с помощью вышеназванных методик.

На рис. 1. мы видим, что по результатам методики Э.П. Торренса по показателю беглость появились дети с высоким уровнем развития (16 человек), на высоком уровне по показателю оригинальность было 5 человек, стало 14, на среднем было 19 человек, стало 10, учащихся, находящихся на низком уровне выявлено не было. Высокий уровень разработанности показали 2 учащихся, тогда как низкие показатели не изменились. Гибкость на высоком уровне стали проявлять 10 человек, тогда как до реализации программы проявляли всего 3 человека. В контрольном классе существенных изменений не произошло.

До реализации программы После реализации программы  

Рис. 1. Уровень развития креативности по показателям в экспериментальном классе (в %, n=24), январь-май 2018 г

 

Результаты опросника (рис. 2.) для определения уровня креативности, предложенный Е.П. Ильиным говорят нам о том, что на высоком уровне вместо 7 человек стало 13, на низком уровне находилось 7 человек, стал 1, тогда как в контрольном классе количество человек на высоком уровне не изменилось.

Рис. 2. Уровень развития креативности в экспериментальном классе (в %, n=24), январь-май 2018 г

 

Рис. 3. Оценка родителями творческих проявлений младших школьников в экспериментальном классе (n=24), февраль, 2018 г

Проанализировав рисунок 3, можно увидеть, что родители стали больше замечать творческих проявлений за своими детьми. Так, на низком уровне креативности находилось 3 человека, а стал 1 человек, на высоком было 11 человек, стало 16. В контрольном классе оценка родителями творческих проявлений своих детей осталась идентичной первичной.

По результатам нашей опытно-экспериментальной работы мы доказали эффективность разработанных нами приёмов использования настольных игр, положительно влияющих на развитие креативности младших школьников.

В перспективе планируется создание методического пособия для учителя, рассматривающее календарно - тематическое планирование для младших школьников по отдельным предметным областям через разработанные нами приемы использования настольных игр.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анализ рынка настольных игр в России /PRNews лидирующая компания в области исследования коммуникаций [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.prnews.ru/topic/analiz-rynka-nastolnyh-igr-v-rossii (Дата обращения: 21 декабря 2017 г.)

2. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. / Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности. − Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (Дата обращения: 16 декабря 2017 г.)

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений [Текст] /Е.П.Ильин.- Питер: СПб., 2009.- 159 с.

4. Кудашов, Г.Н. Игровое конструирование:Научно-методическое пособие [Текст] /Г.Н. Кудашов. – Н.Новгород: Педтехнологии - НН, 2016.-184 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. / Министерство образования и науки Российской Федерации. − Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922 (Дата обращения: 9 октября 2017 г.)

 

К. В. Броневич

студентка группы 29ПО144–1

направление «Педагогическое образование»


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!