Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 38 страница



Как живые существа, так и полубоги подчинены воле Верховной Личности Бога; поэтому живое существо не может поклоняться полубогу, исходя из своего собственного желания, и полубог не в состоянии одаривать какими-либо благословениями без санкции высшей воли. Как говорится, и травинка не шелохнётся без воли Верховной Личности Бога. Обычно те, кто испытывает страдания в материальном мире, обращаются к полубогам, как это рекомендует им ведическая литература. Человек, желающий что-либо получить, может поклоняться соответствующему полубогу. Например, больному рекомендовано поклоняться богу Солнца; человек, стремящийся получить образование, может поклоняться богине учёности, Сарасвати; человек, желающий прекрасную жену, может поклоняться богине Уме, супруге Господа Шивы. Таким образом, в шастрах (Ведических писаниях) изложены рекомендации для различных типов поклонения различным полубогам. Поскольку каждое конкретное живое существо хочет наслаждаться определённым материальным благом, Господь наделяет его сильным желанием получить благословение от определённого полубога, и, таким образом, он успешно обретает желаемое. Конкретный тип религиозного отношения живого существа к определённому полубогу также определяется Верховным Господом. Полубоги не способны вселить в живое существо подобную привязанность, но поскольку Кришна является Верховным Господом и Сверхдушой, пребывающей в сердце каждого живого существа, Он даёт человеку импульс к поклонению определённым полубогам. Полубоги по существу представляют собой различные части вселенского тела Верховного Господа, поэтому они не имеют независимости. В Ведической литературе (Тайттирья Упанишад, первая анувака) утверждается: «Верховная Личность Бога в форме Сверхдуши присутствует также и в сердце полубога. Поэтому Он исполняет желание живого существа через посредничество полубога. Однако как полубог, так и живое существо находятся в зависимости от высшей воли. Они не независимы».

 

ТЕКСТ 22



са тайа шраддхайа йуктаха
тасйарадханам ихате
лабхате ча татах каман
майяива вихитан хи тан

са - он; тайа - тем; шраддхайа - вдохновением; йуктаха - наделённый; тасйа - этого полубога; арадханам - для поклонения; ихате - он стремится; лабхате - обретает; ча - и; татах - от этого;
каман - он желает; майя - Мной; эва - одним; вихитан - устроено; хи - обязательно; тан - те.

ПЕРЕВОД: Наделённый такой верой, он ищет милости определённого полубога и обретает желаемое. Но в действительности эти блага даруются Мной одним.

КОММЕНТАРИЙ: Полубоги не могут наградить поклоняющихся благословениями, не имея на то позволения Верховного Господа. Живое существо может и забыть, что всё является собственностью Верховного Господа, но полубоги не забывают об этом. Так устроено, что процесс поклонения полубогам и достижения желаемых результатов исходит не от полубогов, а от Верховной Личности Бога. Не очень разумное живое существо не знает об этом и потому бездумно обращается к полубогам ради обретения каких-либо благ. Но чистый преданный, испытывая нужду в чём-либо, взывает лишь к Верховному Господу. Однако просьбы о материальных благах не свойственны чистым преданным. Живое существо обычно обращается к полубогам, так как испытывает страстное желание утолить свои похотливые стремления. Это случается, когда живое существо стремится к тому, к чему ему не должно стремиться, и Сам Господь не удовлетворяет его желания. В «Чайтанья-чаритамрите» сказано, что тот, кто поклоняется Верховному Господу и в то же время хочет материального наслаждения, противоречив в своих желаниях. Преданное служение Верховному Господу и поклонение полубогу не могут быть равнозначны, ибо поклонение полубогу имеет материальную природу, а преданное служение Верховному Господу полностью духовно. Для живого существа, стремящегося вернуться к Господу, материальные желания являются препятствиями. Поэтому чистый преданный не обретает материальных благ, которых желают не очень разумные живые существа, предпочитающие поклоняться полубогам материального мира, а не посвящать себя преданному служению Верховному Господу.

 

ТЕКСТ 23



антават ту пхалам тешам
тад бхаватй алпа-медхасам
деван дева-йаджо йанти
мад-бхакта йанти мам апи

анта-ват - бренный; ту - но; пхалам - плоды; тешам - их; тат - тот; бхавати - становится; алпа-медхасам - тех, кто обладает небольшим разумом; деван - полубогам; дева-йаджа - поклоняющиеся полубогам; йанти - идут; мат - Мой; бхакта - преданные; йанти - идут; мам - Мне; апи - также.

ПЕРЕВОД: Недалёкие люди поклоняются полубогам, и плоды, обретаемые ими, ограниченны и преходящи. Те, кто поклоняются полубогам, попадают на планеты полубогов, но Мои преданные, в конечном итоге, достигают Моей высшей планеты.

КОММЕНТАРИЙ: Некоторые комментаторы «Гиты» утверждают, что поклоняющиеся полубогам могут достичь Верховного Господа, но здесь ясно сказано, что поклоняющиеся полубогам попадают на различные планетные системы, где пребывают различные полубоги, например, поклоняющиеся Солнцу попадают на Солнце, а почитающие полубога луны достигают Луны. Точно так же, если кто-либо желает поклоняться такому полубогу, как Индра, он может достичь соответствующей планеты. Нельзя сказать, что каждый, независимо от того, какому полубогу он поклоняется, достигает Верховной Личности Бога. Это опровергается в данном стихе, ибо здесь ясно сказано, что поклоняющиеся полубогам отправляются на различные планеты материального мира, а преданные слуги, преданные Верховного Господа, отправляются прямо на высшую планету Личности Бога.

Здесь может возникнуть вопрос, если полубоги являются различными частями тела Всевышнего, то достигается ли, в конечном счёте, та же цель, если поклоняться им? Однако поклоняющиеся полубогам не слишком умны, поскольку они не знают, какой части тела следует предоставлять пищу. Некоторые из них столь глупы, что утверждают, будто есть много частей тела, которым следует давать пищу, и что для этого существует множество способов. Это не очень здравая мысль. Разве может кто-нибудь принимать пищу через уши или глаза? Такие люди не знают, что полубоги являются различными частями вселенского тела Верховного Господа, и в своём неведении полагают, что каждый из полубогов является Богом и конкурентом Верховного Господа.

Не только полубоги являются частями Верховного Господа, но также и обыкновенные живые существа. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что брахманы являются головой Верховного Господа, кшатрии - Его руками, и т. д., и что все они выполняют различные функции. Независимо от ситуации, если человек знает, что и полубоги, и он сам суть неотъемлемые части Верховного Господа, то его знание совершенно. Однако, если он не понимает этого, то попадает на различные планеты, где обитают полубоги. Преданные достигают другой цели.

Результаты, достигаемые при помощи благословений полубогов, преходящи, поскольку в этом материальном мире всё бренно, и планеты, и полубоги, и те, кто им поклоняется. Поэтому, в этом стихе ясно говорится, что все плоды, обретаемые поклонением полубогам, тленны, и потому лишь неразумные живые существа совершают такое поклонение. Поскольку чистый преданный, занятый преданным служением Верховному Господу, в сознании Кришны, достигает вечного блаженного существования, исполненного знания, его достижения и достижения тех, кто поклоняются полубогам, различны. Верховный Господь безграничен; Его благосклонность беспредельна; Его милость бесконечна. Поэтому, милость Верховного Господа по отношению к Его чистым преданным безгранична.

 

ТЕКСТ 24



авйактам вйактим апаннам
манйанте мам абуддхайаха
парам бхавам аджанантаха
мамавйайам ануттамам

авйактам - непроявленная; вйактим - личность; апаннам - достигнувшая; манйанте - думают; мам - обо Мне; абуддхайаха - неразумные люди; парам - высшее; бхавам - существование; аджананта - не зная; мама - Мой; авйайам - вечная; ануттамам - непревзойдённая.

ПЕРЕВОД: Неразумные люди, не знающие Меня, думают, что Я, принимаю эту личностную форму. Вследствие ничтожности их знания, они не знают о Моей высшей природе, которая является величайшей  и нетленной.

КОММЕНТАРИЙ: Поклоняющиеся полубогам уже описывались как не слишком умные люди, а здесь аналогичным образом описываются имперсоналисты. Здесь Господь Кришна в Своей личностной форме говорит с Арджуной, но всё равно, по своему невежеству, имперсоналисты утверждают, что, в конечном итоге, Верховный Господь не имеет формы. Ямуначарья, великий преданный Господа в ученической преемственности от Рамануджачарьи, написал в связи с этим два стиха, очень уместных в данном случае. Он говорит: «Мой дорогой Господь, преданные, подобные Вьясадеве и Нараде, знают, что Ты - Личность Бога. Изучив различные Ведические источники, можно постичь Твои черты, Твою форму, Твои деяния, и таким образом прийти к пониманию того, что Ты - Верховная Личность Бога. Но те, кто пребывают в гунах страсти и невежества, демоны, неверующие, не могут постичь Тебя. Они не способны понять Тебя. Какого бы совершенства такие неверующие ни достигли в обсуждении «Веданты», Упанишад и другой ведической литературы, у них нет шансов познать Личность Бога».

В «Брахма-самхите» сказано, что Личность Бога нельзя постичь, лишь изучая «Веданту». Личность Всевышнего можно познать исключительно Его милостью. Поэтому в настоящем стихе ясно утверждается, что не только поклоняющиеся полубогам не слишком умны, но также и те неверующие, которые изучают «Веданту» и спекулируют на темы ведической литературы, без какого-либо намёка на истинное сознание Кришны, тоже не отличаются высоким интеллектом, и для них невозможно постижение личностной природы Бога. Лица, находящиеся под впечатлением, что Абсолютная истина безлична, описываются как «асуры», что означает «те, кто не познали высший аспект Абсолютной истины». В «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что высшее понимание  начинается с безличного Брахмана, затем восходит к Параматме, находящейся в сердце, но последним словом в познании Абсолютной Истины является Личность Бога. Современные имперсоналисты ещё менее разумны, ибо они даже не следуют учению своего великого предшественника, Шанкарачарйи, который особо подчёркивал тот факт, что Кришна есть Верховная Личность Бога. Имперсоналисты, таким образом, не обладая знанием Высшей Истины, полагают, что Кришна только сын Деваки и Васудевы, или принц, или же могущественное живое существо. Такое мнение также осуждается в «Бхагавад-гите»: «Только глупцы считают Меня обыкновенной личностью». Суть в том, что никто не может понять Кришну, не оказывая Ему преданного служения и не развивая в себе сознание Кришны. «Гита» подтверждает это.

Нельзя постичь Верховную Личность Бога, Кришну, как и Его форму, качества или имя, просто с помощью умственных спекуляций или обсуждения Ведической литературы. Человек должен понять Его через преданное служение. Только после того, как человек полностью погружается в сознание Кришны, начиная с повторения маха-мантры - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - он способен постичь Верховную Личность Бога. Непреданные - имперсоналисты, думают, что Кришна обладает телом, сотворённым этой материальной природой, и что вся Его деятельность, Его форма и все остальное есть майя. Такие имперсоналисты называются майявади. Они не знают конечной истины.

В двадцатом стихе ясно сказано: «Те, кто ослеплён похотливыми желаниями, предаются различным полубогам». Известно, что помимо Верховной Личности Бога существуют полубоги, в чьём распоряжении находятся различные планеты (Б.-г. 7.23), и у Господа также есть своя планета. Также говорится, что: «Поклоняющиеся полубогам попадают на различные планеты полубогов, а те, кто являются преданными Господа Кришны, отправляются на планету Кришналока». Несмотря на ясность этих утверждений, недалёкие имперсоналисты продолжают настаивать, что Господь не имеет формы или, что эти формы надуманы. Разве, изучая «Гиту», можно заключить, что полубоги и их обители безличны? Совершенно ясно, что ни полубоги, ни Кришна, Верховная Личность Бога, не безличны. Все они - личности; Господь Кришна - Верховная Личность Бога, и у Него есть собственная планета, а у полубогов - свои.

Таким образом, утверждения монистов, что конечная истина не имеет формы, и что форма является надуманой, не соответствует истине. Здесь ясно говорится, что это не так. Из «Гиты» мы можем чётко понять, что формы полубогов и форма Верховного Господа существуют одновременно, и что Господь Кришна есть сат-чит-ананда, вечное блаженное знание. Веды также подтверждают, что Высшая Абсолютная Истина есть анандамайя, или полное блаженства наслаждение, и что Она абхйасат, по своей природе является безграничным источником благоприятных свойств. И в «Гите» Господь говорит, что, несмотря на то, что Он аджа (нерождённый), Он всё же является. Таковы факты, которые мы должны уяснить из «Гиты». Мы не способны понять, каким образом Верховная Личность Бога может быть безличной; теория имперсоналистов-монистов о том, что форма Господа лишь навязывается Ему, является ложной, как можно заключить из утверждений «Гиты». Отсюда ясно, что Высшая Абсолютная Истина, Господь Кришна, обладает как формой, так и природой личности.

 

ТЕКСТ 25



нахам пракашах сарвасйа
йога-майя-самавритаха
мудхо 'йам набхиджанати
локо мам аджам авйайам

на - не; ахам - Я; пракашах - проявляюсь; сарвасйа - каждому; йога-майя - внутренней силой; самавритаха - покрытый; мудха - глупый; айам - эти; на - не; абхиджанати - может понять; лока - люди; мам - Меня; аджам - нерождённого; авйайам - неисчерпаемого.

ПЕРЕВОД: Я никогда не являюсь перед теми, кто глуп и невежественен. От них Я сокрыт Своей внутренней энергией, и потому они не знают, что Я - нерождённый и непогрешимый.

КОММЕНТАРИЙ: Можно задать вопрос, почему Кришна во время Своего пребывания на земле был видим каждому, а сейчас Он не являет Себя всем? В действительности же Кришна никогда не являл Себя всем. Когда Кришна присутствовал на земле, только несколько человек были способны понять, что Он - Верховная Личность Бога. На собрании Куру, когда Шишупала выступил против избрания Кришны главой собрания, Бхишма встал на сторону Кришны и провозгласил Его Верховным Господом. Пандавы и ещё несколько человек знали, что Он - Верховный Господь, но это не было известно всем. Он не открылся неверующим и обыкновенным людям. Поэтому в «Гите» Кришна говорит, что все люди, за исключением Его чистых преданных, считают Его подобным себе. Лишь Своим преданным Он явил Себя в качестве источника всего наслаждения. Однако для всех других, неразумных неверующих, Он оставался сокрытым Своей внутренней энергией.

В молитвах Кунти в «Шримад-Бхагаватам» (1.8.18) говорится, что Господь сокрыт завесой йога-майи, и поэтому обычные люди не в состоянии понять Его. Кунти молится: «О мой Господь, Ты поддерживаешь всю вселенную, и преданное служение Тебе есть наивысший религиозный принцип. Поэтому я молю Тебя, чтобы Ты также поддерживал и меня. Твоя трансцендентная форма покрыта йога-майей. Брахмаджйоти есть завеса Твоей внутренней энергии. Будь милостив и устрани это ослепительное сияние, которое не позволяет мне увидеть Твою сат-чит-ананда-виграху, Твою вечную форму блаженства и знания».

Эта завеса йога-майи также упоминается в пятнадцатой главе «Гиты». Верховная Личность Бога в Своей трансцендентной форме блаженства и знания покрыт вечной энергией брахмаджйоти и потому неразумные имперсоналисты не могут увидеть Всевышнего. Также в «Шримад-Бхагаватам» (10.14.21, 10.14.7) приведена молитва Брахмы: «О Верховная Личность Бога, О Сверхдуша, О Владыка всех тайн, кто может измерить твоё могущество и оценить Твои игры в этом мире? Ты постоянно наращиваешь Свою внутреннюю энергию, и поэтому никто не способен постичь Тебя. Образованные учёные могут исследовать атомную структуру материального мира или даже планет, но все же они не способны подсчитать количество Твоей энергии и могущества, несмотря на то, что Ты предстаёшь перед ними». Верховная Личность Бога, Господь Кришна, не только не рождён, но также Он и авйайа, неисчерпаемый. Его вечной формой является блаженство и знание, и все Его энергии неисчерпаемы.

 

ТЕКСТ 26



ведахам саматитани
вартаманани чарджуна
бхавишйани ча бхутани
мам ту веда на кашчана

веда - знаю; ахам - Я; саматитани - глубоко в прошлом; вартаманани - настоящее; ча - и; арджуна - О Арджуна; бхавишйани - будущее; ча - также; бхутани - все живые существа; мам - Мне; ту - не; веда - знает; на - не; кашчана - любой.

ПЕРЕВОД: О Арджуна, будучи Верховной Личностью Бога, Я знаю всё, что происходило в прошлом, всё, что происходит в настоящем, и всё, что ещё должно свершиться. Я также знаю всех живых существ; Меня же не знает никто.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно излагается вопрос о личностном и безличном аспекте. Если бы Кришна, образ Верховной Личности Бога, являлся майей, или имел материальную природу, как считают имперсоналисты, то Он, подобно живому существу, должен был бы менять своё тело и забывать всё о Своей прошедшей жизни. Любое существо, имеющее материальное тело, не может помнить свою прошлую жизнь, не может предсказать свою будущую жизнь и последствия своей настоящей жизни, т.е. оно не способно знать о событиях прошлого, настоящего и будущего. Не освободившись от материальной скверны, нельзя узнать прошлое, настоящее и будущее.

В отличие от обычного человека, Господь Кришна ясно говорит, что обладает полным знанием того, что происходило в прошлом, того, что происходит в настоящем, и того, что случится в будущем. Из четвёртой главы мы знаем, что Господь Кришна помнит, как миллионы лет тому назад Он обучал Вивасвана, бога Солнца. Кришна знает каждое живое существо, поскольку Он пребывает в сердце каждого как Высшая душа. Но, несмотря на Его присутствие в сердце каждого живого существа, как Сверхдуши, и Его присутствие за пределами материального неба, как Верховной Личности Бога, неразумные люди не могут осознать Его как Высшую личность. Безусловно, трансцендентное тело Шри Кришны нетленно. Он в точности подобен Солнцу, а майя подобна облаку. В материальном мире мы видим, что существуют Солнце, облака, а также различные звёзды и планеты. Облака могут на некоторое время скрыть Солнце, звёзды и планеты, но, вследствие ограниченности нашего зрения, нам только кажется, что они скрыты. Солнце, Луна и звёзды, в действительности, не могут быть скрыты. Точно так же майя не способна сокрыть Всевышнего. Благодаря Своей внутренней силе Он делается недоступным для восприятия неразумных людей. Как сказано в третьем стихе этой главы, среди многих миллионов и миллионов людей лишь некоторые стремятся к совершенству в этой человеческой форме жизни, а среди тысяч и тысяч таких совершенных людей едва ли найдётся один, способный понять истинную природу Господа Кришны. Даже если человек в совершенстве постиг имперсональный Брахман или Параматму, находящуюся в сердце, он не сможет понять Верховную Личность Бога Шри Кришну, не будучи в сознании Кришны.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!