Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 36 страница



ПЕРЕВОД: О сын Притхи, знай, что Я - изначальное семя всех существ, разум разумных, и мощь могущественных людей.

КОММЕНТАРИЙ: «Биджам» означает «семя»; Кришна - семя всего существующего. В контакте с материальной природой, семя порождает различные живые существа, движущиеся и неподвижные. Птицы, звери, люди и многие другие живые создания относятся к движущимся живым существам; деревья и растения - к неподвижным, так как они не могут передвигаться, а только стоят неподвижно. Каждое живое существо принадлежит к одному из 8,400,000 видов жизни, и некоторые из них - движущиеся, а некоторые - неподвижные. Однако во всех случаях семя их жизни есть Кришна. Как утверждается в Ведической литературе, Брахман, или Высшая Абсолютная Истина, есть то, из чего всё исходит. Кришна является Парабрахманом, Высшим духом. Брахман безличен, но Парабрахман - Личность. Имперсональный Брахман пребывает в персональном аспекте - это утверждается в «Бхагавад-гите». Поэтому, изначально, источником всего является Кришна. Он - корень. Подобно корню, который поддерживает всё дерево, Кришна, будучи изначальным корнем всего существующего, поддерживает всё, что находится в материальном проявлении. Это также подтверждается Ведической литературой. Йато ва имани бхутани джайанте. «Высшая Абсолютная Истина - является источником происхождения всего». Он - изначально вечный из всех вечных. Он - высшее живое существо среди всех живых существ, и Он один поддерживает жизнь во всём. Кришна также говорит, что Он - корень всякого разума. Если человек не обладает разумом, он не сможет понять Верховную Личность Бога, Кришну.

 

ТЕКСТ 11



балам балаватам чахам
кама-рага-вивариджитам
дхармавируддхо бхутешу
камо 'сми бхаратаршабха

балам - сила; балаватам - сильных; ча - и; ахам - Я; кама - страсти; рага - и привязанности; вивариджитам - свободных; дхарма-авируддхах - не противоречащая религиозным принципам; бхутешу - во всех существах; камах - половая жизнь; асми - Я; бхаратаршабха - О предводитель Бхарат.

ПЕРЕВОД: Я - сила сильных, свободных от страсти и желания. Я - половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам, О предводитель Бхарат (Арджуна).

КОММЕНТАРИЙ: Мощь сильного человека должна быть применена для защиты слабых, а не для проявления личной агрессии. Подобным же образом, сексуальная жизнь, в соответствии с религиозными принципами (дхарма), предназначена для продолжения рода, а не для каких-либо иных целей. Ответственность родителей состоит в том, чтобы их дети выросли сознающими Кришну.

 

ТЕКСТ 12



йе чайва саттвика бхаваха
раджасас тамасас ча йе
матта эвети тан виддхи
на тв ахам тешу те майи

йе - все те; ча - и; эва - безусловно; саттвика - в благости; бхаваха - состояния бытия; раджаса - в гуне страсти; тамаса - в гуне невежества; ча - также; йе - хотя; матта - из Меня; эва - непременно; ити - таким образом; тан - эти; виддхи - попытайся узнать; на - не; ту - но; ахам - Я; тешу - в тех; те - они; майи - во Мне.

ПЕРЕВОД: Все состояния бытия, будь то благость, страсть или невежество, являются проявлениями Моей энергии. Я, в некотором смысле, всё, но Я независим. Я не подвластен гунам этой материальной природы.

КОММЕНТАРИЙ: Любая материальная деятельность в этом мире совершается под влиянием трёх гун материальной природы. Несмотря на то, что эти гуны материальной природы исходят от Верховного Господа, Кришны, Он не подвержен их влиянию. Так, например, по законам государства человек может быть наказан, но царь, законодатель, не подчиняется этим законам. Подобным образом, все гуны материальной природы - благость, страсть и невежество - исходят из Верховного Господа Кришны, но Сам Кришна не подвластен материальной природе. Следовательно, Он - ниргуна, это означает, что эти три исходящие из Него гуны не влияют на Него. Такова одна из особых характеристик Бхагавана, или Верховной Личности Бога.

 

ТЕКСТ 13



трибхир гуна-майяир бхаваир
эбхих сарвам идам джагате
мохитам набхиджанати
мам эбхйа парам авйайам

трибхих - тремя; гуна-майяих - состоящими из гун; бхаваих - состояниями бытия; эбхих - этими; сарвам - вся; идам - эта; джагат - вселенная; мохитам - ввергнутая в иллюзию; на абхиджанати - не знает; мам - Меня; эбхйа - этого; парам - Высшее; авйайам - неисчерпаемое.

ПЕРЕВОД: Ввергнутый в заблуждение тремя гунами материальной природы [благостью, страстью и невежеством], весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого.

КОММЕНТАРИЙ: Весь мир зачарован тремя гунами материальной природы. Те, кто введены в заблуждение этими тремя гунами, не могут понять, что Верховный Господь, Кришна, трансцендентен по отношению к материальной природе. В этом мире каждый находится под влиянием этих трёх гун и, таким образом, сбит с толку.

Каждое живое существо, находящееся под влиянием материальной природы, имеет определённый тип тела и, соответственно, определённый тип психической и биологической деятельности.

Существует четыре класса людей, действующих в трёх гунах материальной природы. Тех, кто всецело пребывает в гуне благости, называют брахманами. Тех, кто находится исключительно под влиянием гуны страсти - кшатриями. Находящихся под смешанным влиянием гун страсти и невежества именуют вайшьями. Тех, кто полностью пребывает в гуне невежества - шудрами. Те же, кто ведут животный образ жизни, располагаются ниже, на уровне животных. Впрочем, эти обозначения не являются постоянными. Я могу быть брахманом, кшатрием, вайшьей или кем-либо ещё, в любом случае, эта жизнь временна. Но, невзирая на то, что жизнь временна, и мы не знаем, кем станем в следующей жизни, зачарованные этой иллюзорной энергией, мы, по-прежнему, рассматриваем себя в свете телесной концепции, и, таким образом, считаем себя американцами, индийцами, русскими или же брахманами, индусами, мусульманами и т. д. Если мы запутываемся в гунах материальной природы, то забываем о Верховной Личности Бога, стоящей за всеми этими гунами. Поэтому Господь Кришна говорит, что люди, введённые в заблуждение этими тремя гунами природы, не понимают, что за материальным фоном находится Всевышний Бог.

Существует множество различных видов живых существ: люди, полубоги, животные и т. д. - все они находятся под влиянием материальной природы, и все они забыли о трансцендентной Личности Бога. Люди, находящиеся под влиянием гун страсти и невежества, и даже люди в гуне благости, не могут подняться выше понимания Абсолютной Истины как безличного Брахмана. Они приходят в замешательство перед Верховным Господом в Его персональном аспекте, который обладает всей красотой, богатством, знанием, силой, славой и отречённостью. Если даже добродетельные люди не могут понять этого, то на что надеяться тем, кто находится в страсти и невежестве? Сознание Кришны трансцендентно к трём гунам материальной природы, и те, кто истинно утверждаются в сознании Кришны, фактически достигают освобождения.

 

ТЕКСТ 14



даиви хй эша гуна-майи
мама майя дуратйайа
мам эва йе прападйанте
майям этам таранти те

даиви - трансцендентная; хи - несомненно; эша - эта; гуна-майи - состоящая из трёх гун материальной природы; мама - Моя; майя - энергия; дуратйайа - та, которую очень трудно преодолеть; мам - Мне; эва - несомненно; йе - которые; прападйанте - предались; майям этам - эту иллюзорную энергию; таранти - преодолевают; те - они.

ПЕРЕВОД: Трудно преодолеть Мою божественную энергию, состоящей из трёх гун материальной природы. Но тот, кто предался Мне, может легко выйти из-под её влияния.

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога обладает бесчисленными энергиями, и все эти энергии божественны. Хотя живые существа являются частью Его энергий и потому божественны, из-за контакта с материальной энергией их изначальная энергия сокрыта. Таким образом, живое существо, покрытое материальной энергией, не может преодолеть её влияние. Как утверждалось ранее, и материальная природа, и природа духовная, исходящие от Верховной Личности Бога, являются вечными. Живые существа принадлежат к высшей, вечной природе Господа, но в результате осквернения низшей природой, материей, их иллюзия также вечна. Поэтому обусловленную душу называют нитья-баддха, или вечно обусловленная. Никто не может отследить момент её перехода в обусловленное состояние в некое определённое время материальной истории. Поэтому освобождение от оков материальной природы очень затруднительно, несмотря на то, что материальная природа представляет собой низшую энергию, поскольку материальная энергия, в конечном счёте, служит проводником высшей воли, преодолеть которую живое существо не в состоянии. Низшая материальная природа определяется здесь как божественная природа, вследствие того, что она связана с божественным и приводится в движение божественной волей. Управляемая божественной волей, материальная природа, несмотря на то, что она - низшая, обладает чудесной способностью созидать и разрушать космическое проявление. Веды подтверждают это следующим образом: майям ту пракритим видйан майинам ту махешварам - «Хотя майя [иллюзия] не реальна и временна, за ней стоит высший волшебник, Личность Бога, который есть Махешвара, верховный повелитель».

Другое значение слова «гуна» - верёвка; следует понимать, что обусловленная душа туго связана верёвками иллюзии. Человек, связанный по рукам и ногам, не может освободиться самостоятельно, ему может помощь тот, кто не связан. Потому что связанный не может помочь связанному, спаситель должен быть свободным. Поэтому, только Господь Шри Кришна, или Его истинный представитель в лице духовного учителя способны освободить обусловленную душу. Без такой высшей помощи, никто не сможет освободиться от пут материальной природы. Преданное служение, или сознание Кришны, может помочь получить такое освобождение. Кришна, будучи Господом иллюзорной энергии, может приказать этой непреодолимой энергии освободить обусловленную душу. Он отдаёт приказ об освобождении предавшейся души по Своей беспричинной милости и из-за отеческой любви к живому существу, которое изначально является возлюбленным чадом Господа. Поэтому, только предание лотосным стопам Господа даёт возможность получить освобождение из тисков строгой материальной природы.

Также важными являются слова «мам эва». «Мам» означает только Кришне (Вишну), а не Брахме или Шиве. Хотя Брахма и Шива занимают очень высокое положение и находятся фактически на одном уровне с Вишну, эти воплощения раджо-гуны (страсти) и тамо-гуны (невежества), не могут освободить обусловленную душу из когтей майи. Другими словами, и Брахма, и Шива также находятся под влиянием майи. Лишь Вишну является повелителем майи; Он один может дать освобождение обусловленной душе. Веды подтверждают это словами там эва видитва, или «свобода возможна только через понимание Кришны». Даже Господь Шива утверждает, что достичь освобождения можно только милостью Вишну. Господь Шива говорит:
мукти-прадата сарвешам вишнур эва на самшайаха.
«Нет никаких сомнений в том, что Вишну дарует освобождение всем».

 

ТЕКСТ 15



на мам душкритино мудхаха
прападйанте нарадхамаха
майяйапахрита-гьянаха
асурам бхавам ашритаха

на - не; мам - Мне; душкритинах - негодяи; мудхах - глупцы; прападйанте - предаться; нара-адхамаха - низшие из людей; майяйа - иллюзорной энергией; апахрита - украдено; гьянаха - те, чье знание; асурам - демоническую; бхавам - природу; ашритаха - принимающие.

ПЕРЕВОД: Негодяи, лишённые  разума, низшие из людей, те, чьё знание украдено иллюзией, и те, кому присуща безбожная природа демонов, не предаются Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» сказано, что, просто приняв прибежище лотосных стоп Верховной Личности, Кришны, человек может преодолеть строгие законы материальной природы. В связи с этим возникает вопрос: почему же тогда образованные философы, учёные, бизнесмены, чиновники и прочие руководители обыкновенных людей не предаются лотосным стопам Шри Кришны, всемогущей Личности Бога? Мукти, или освобождение от законов материальной природы - вот к чему различными путями стремятся лидеры человечества, строя грандиозные планы и проявляя настойчивость на протяжении многих лет и жизней. Но если это освобождение можно обрести, просто предавшись лотосным стопам Верховной Личности Бога, то почему же все эти разумные и трудолюбивые лидеры, не принимают столь простой метод?

«Гита» очень прямо отвечает на этот вопрос. Истинно учёные лидеры общества, такие, как Брахма, Шива, Капила, Кумары, Ману, Вьяса, Девала, Aсита, Джанака, Прахлада, Бали, а позднее Мадхвачарья, Рамануджачарья, Шри Чайтанья и многие другие - верующие философы, политики, преподаватели, учёные и т. д. - все они предаются лотосным стопам Высшей Личности, Его всемогущей власти. Те же, кто в действительности не являются философами, учёными, просветителями, управляющими и т. д., но представляются таковыми ради получения материальной выгоды, не принимают план или путь Всевышнего Господа; они просто производят свои собственные мирские планы и, следовательно, усложняют проблемы материального существования в своих тщетных попытках их решения. Поскольку материальная энергия (природа) столь могущественна, что может противостоять несанкционированным планам атеистов и расстраивать замыслы «комиссий по планированию».

Атеисты, строящие различные планы, описаны здесь словом душкритина, или «еретики». Крити - это тот, кто вершит благие дела. Среди прожектёров-атеистов иногда встречаются очень разумные и достойные люди, потому что осуществление любого плана, как хорошего, так и плохого, требует разума. Но поскольку они неправильно используют свой разум и противятся замыслу Верховного Господа, их называют душкритина; это означает, что их разум и усилия применяются в неверном направлении.

В «Гите» ясно указывается, что деятельность материальной энергии всецело направляется Верховным Господом. Она не является независимой. Она работает подобно тому, как движется тень, в соответствии с действиями объекта. Тем не менее, материальная энергия очень могущественна, и атеисты, отвергающие Бога, не способны проникнуть в тайны её законов, равно как и в замысел Всевышнего. Поскольку они находятся во власти иллюзии, гун страсти и невежества, все их планы терпят крушение, так же как в случае с Хираньякашипу и Раваной, чьи замыслы потерпели полный крах, хотя с мирской точки зрения оба они были эрудированными учёными, философами, правителями и наставниками. Такие душкритины, или еретики, делятся на четыре нижеследующие категории:

(1) Мудхи, это те, кто чрезвычайно глупы, подобно трудолюбивым вьючным животным. Они хотят сами наслаждаться плодами своего труда и не желают отдавать их Всевышнему. Типичным примером вьючного животного является осёл. Это послушное животное выполняет очень тяжёлую работу для своего хозяина. На самом деле, осёл даже не знает, для кого он так тяжело работает днём и ночью. Он довольствуется пучком травы, заполняющим его желудок, сном, которому сопутствует страх быть побитым своим хозяином, и удовлетворением сексуального аппетита, рискуя постоянно получать пинки от противоположной стороны. Временами осёл ревёт нечто лирическое или задумчивое, но этот рёв только беспокоит окружающих. Таково положение глупца, работающего ради выгоды и не понимающего, кому следует посвящать результаты своего труда. Он не знает, что карма (действие) предназначена для ягьи (жертвоприношения). Чаще всего люди, которые очень тяжело трудятся день и ночь, дабы освободиться от бремени обязанностей, ими самими же и созданных, говорят, что у них нет времени слушать о бессмертии живого существа. Для таких мудх материальная преходящая выгода является высшей целью жизни, несмотря на то, что они наслаждаются только очень малой частью плодов своего труда. Иногда они проводят бессонные дни и ночи в стремлении получить какие-то вещественные плоды своей работы; несмотря на то, что они могут страдать язвой или несварением желудка, они удовлетворены, даже практически не принимая пищи, будучи просто погруженными, денно и нощно, в тяжёлый труд на благо своих иллюзорных хозяев. Не зная о своём истинном хозяине, глупые труженики тратят своё драгоценное время, служа мамоне. К сожалению, они никогда не предаются Высшему Повелителю всех повелителей, и они не уделяют время тому, чтобы услышать о Нём из подлинных источников. Свиньи, питающиеся отбросами, отказываются от сладостей, приготовленных из сахара и топлёного масла. Подобным образом, глупые трудяги без устали продолжают слушать о чувственных новостях, представляющих мерцающую материальную энергию, движущую материальным миром.

(2) Другая категория душкрити, или неверующих, называется нарадхама, что означает «низшие среди людей». Нара, означает «человек», а адхама означает «низший». Среди 8,400,000 различных видов живых существ имеется 400,000 форм человеческой жизни. Среди последних есть множество низших форм человеческих существ, которые, в большинстве случаев, нецивилизованны. К цивилизованным людям причисляют тех, кто следуют предписанным принципам общественной, политической и религиозной жизни. Люди, развитые в социальном и политическом плане, но не имеющие религиозных принципов, должны быть отнесены к категории нарадхама. Религия без Бога не является религией, потому что целью следования религиозным принципам является познание Высшей Истины и своих взаимоотношений с Ним. В «Гите» Личность Бога ясно утверждает, что не существует авторитета выше Его, и что Он - Высшая истина. Человеческая жизнь в её цивилизованной форме предназначена для того, чтобы человек возродил утраченное им сознание своей вечной связи с Высшей Истиной, Личностью Бога, всемогущим Шри Кришной. Каждый, кто упускает этот шанс, классифицируется как нарадхама. В священных писаниях содержится информация о том, что когда ребёнок, пребывает во чреве матери (в крайне неудобном положении), он молит Бога об избавлении и обещает поклоняться Ему одному, как только появится на свет. Молиться Богу, будучи в трудном положении - естественный инстинкт, присущий каждому живому существу, ибо оно находится в вечной связи с Богом. Однако, появившись на свет, ребёнок под влиянием майи, иллюзорной энергии, забывает и о трудностях рождения, и о своём освободителе.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!