Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 31 страница



ПЕРЕВОД: Стадия совершенства называется трансом, или самадхи, когда ум, практикующего йогу, полностью отстраняется от материальной мыслительной деятельности. Эта стадия характеризуется способностью видеть свою сущность чистым умом и ощущать в себе наслаждение и радость. В этом радостном состоянии, человек испытывает безграничное трансцендентное счастье и наслаждается посредством трансцендентных чувств. Утвердившись, таким образом, человек никогда не отступает от истины, и, после обретения этого, он считает, что нет большего блага. Находясь в таком положении, человек никогда не испытывает потрясений, даже в самый разгар величайших бедствий. Воистину, это настоящая свобода от всех страданий, возникающих от контакта с материей.

КОММЕНТАРИЙ: Занимаясь йогой, человек постепенно отрешается от материальных концепций. Это основной, характерный принцип йоги. И после этого, человек впадает в транс, или самадхи, означающий, что он осознал Сверхдушу через трансцендентные ум и разум, без всяких опасений отождествления своего «Я» с высшим «Я». Практика йоги в большей или меньшей степени основана на принципах системы Патанджали. Некоторые неправомочные комментаторы пытаются отождествить индивидуальную душу со Сверхдушой, а монисты полагают, что это и есть освобождение, но они не понимают истинной цели системы йоги Патанджали. В системе Патанджали принимается трансцендентное наслаждение, но монисты не признают его, опасаясь поставить под сомнение теорию единства. Двойственность знания и познающего не принимается монистами, но в этом стихе принимается трансцендентное наслаждение посредством трансцендентных чувств. И это подтверждается Патанджали Муни, знаменитым толкователем системы йоги. Великий мудрец утверждает в своих «Йога-сутрах»: пурушартха- шуньянам гунанам пратипрасавах кайвальям сварупа-пратиштха ва чити-шактир ити.

Эта чити-шакти, или внутренняя энергия, трансцендентна. Пурушартха означает «материальная религиозность, экономическое развитие, чувственное удовлетворение и, наконец, попытка обрести единство со Всевышним. Это «единство со Всевышним» монисты называют кайвальям. Но, в соответствии с Патанджали, кайвальям есть внутренняя, или трансцендентная способность, с помощью которой живое существо осознаёт своё истинное положение. Господь Чайтанья называет это положение вещей чето-дарпана-марджанам, или очищение загрязнённого зеркала ума. Это «очищение», фактически, является освобождением, или бхава-маха-давагни-нирвапанам. Теория нирваны - также предварительной - соответствует этому принципу. В «Бхагаватам» это называется сварупена вьявастхитих. Бхагавад-гита также подтверждает это положение в этом стихе.

После нирваны, или прекращения материальных действий, проявляются действия духовные, или преданное служение Господу, известное как сознание Кришны. В словах Бхагаватам, сварупена вьявастхитих: это «реальная жизнь живого существа». Майя, или иллюзия, есть состояние духовной жизни, заражённое материальной инфекцией. Освобождение от материальной инфекции не означает уничтожения изначального вечного положения живого существа. Патанджали также принимает это, говоря: кайвальям сварупа-пратиштха ва чити-шактир ити. Это чити-шакти, или трансцендентное наслаждение, и есть истинная жизнь. Это подтверждается в Веданта-сутре словами: анандо-майо'бхьясат. Это естественное трансцендентное блаженство является конечной целью йоги и очень легко достигается с помощью бхакти-йоги, или преданного служения Господу. Бхакти-йога будет подробно описываться в седьмой главе «Бхагавад-гиты». В системе йоги, как описывалось в этой главе, существует два типа самадхи, называемых сампраджната-самадхи и асампраджната-самадхи. Когда человек достигает трансцендентного положения с помощью различных философских исследований, это называется сампраджната-самадхи. В асампраджната самадхи нет больше никакой связи с мирскими удовольствиями, поскольку человек становится трансцендентным по отношению ко всем типам счастья, испытываемого с помощью чувств. Когда йог однажды достигает этого трансцендентного положения, он уже никогда не утрачивает его. Если йог не способен достичь этого положения - он неудачлив. Современная так называемая практика йоги, которая включает в себя различные чувственные наслаждения, несостоятельна. Йог, позволяющий себе сексуальные наслаждения и приём одурманивающих веществ - просто насмешка над всей системой. Даже те йоги, которых привлекают сиддхи (совершенства), не находятся на правильном пути. Если йоги стремятся к побочным эффектам занятия йогой, они не могут достичь ступени совершенства, как утверждается в этом стихе. Поэтому людям, которые занимаются йогой ради впечатляющих акробатических трюков или демонстраций сиддхи, следует знать, что они уходят от истинной цели йоги.

Лучший метод йоги в этом веке - сознание Кришны, причём этот путь несложен. Человек в сознании Кришны так счастлив в своих занятиях, что он не стремится ни к какому другому счастью. Существует много препятствий в этот век лицемерия для практики хатха-йоги, дхьяна-йоги или гьяна-йоги, в отношении же карма-йоги и бхакти-йоги таких проблем не существует.

Пока существует материальное тело, человеку приходится идти навстречу потребностям тела, а именно: есть, спать, защищаться и совокупляться. Тем не менее, тот, кто пребывает в состоянии чистой бхакти-йоги или сознании Кришны, удовлетворяя потребности своего тела, не приводит в возбуждение свои чувства. Он лишь пользуется тем, что необходимо для поддержания жизни, извлекая, так сказать, максимальную выгоду из неудачной сделки, и наслаждается трансцендентным блаженством в сознании Кришны. Его мало волнуют случайные происшествия, такие, как авария, болезнь, нужда и даже смерть самого дорогого родственника - но он всегда бдителен в исполнении своих обязанностей в сознании Кришны, или бхакти-йоге. Происшествия не в состоянии изменить его отношение к своему долгу. Как утверждается в Бхагавад-гите: агамапайино 'нитйаха

тамс титикшасва бхарата. Он сохраняет стойкость в любых непредвиденных обстоятельствах, ибо знает, что они преходящи и не затрагивают его обязанностей. Таким образом, он достигает высшего совершенства в практике йоги.

 

ТЕКСТ 24



са нишчаена йоктавйаха

 його 'нирвинна-четаса
санкалпа-прабхаван камамс

 тйактва сарван ашешатаха
манасавендрийа-грамам

 винийамйа самантатаха

са - это; нишчаена - с твёрдой решимостью; йоктавйаха - должна практиковаться; йога - система йоги; анирвинна-четаса - без отклонений; санкалпа - мыслительные спекуляции; прабхаван - рождённый из; каман - материальные желания; тйактва - отказываясь; сарван - все; ашешатаха - полностью; манаса - умом; эва - несомненно; индрийа-грамам - полный набор чувств; винийамйа - регулируя; самантатаха - со всех сторон.

ПЕРЕВОД: Человек должен заниматься йогой с неуклонной решимостью и верой. Он должен отказаться от всех без исключения материальных желаний, порождённых ложным эго и, таким образом контролировать с помощью ума все свои чувства во всех их проявлениях.

КОММЕНТАРИЙ: Практикующий йогу должен быть полон решимости, ему необходимо терпеливо и без отклонений следовать процессу йоги. Он должен быть уверен в конечном успехе и продвигаться по этому пути с великим упорством, не отчаиваясь, если встречаются задержки в достижение успеха. Успех обеспечен тому, кто практикует с непреклонной решимостью. Рупа Госвами говорит относительно бхакти-йоги:


утсахан нишчайад дхайрьят тат тат карма-правартанат
санга-тьягат сато-вриттех садбхир бхактих прасидхьяти

«Успех в бхакти-йоге ожидает того, кто с сердцем, исполненным энтузиазма, настойчивости и решимости, следуя предписанным обязанностям в обществе преданных, всецело погружается в благотворную деятельность».

Что касается решимости, то здесь нужно следовать примеру воробьихи, которая потеряла яйца в волнах океана. Воробьиха отложила яйца на берегу океана, но большие океанические волны унесли их. Воробьиха очень расстроилась и попросила океан вернуть её яйца обратно. Океан даже не обратил внимания на её просьбу. Тогда птица решила осушить океан. Она начала черпать воду своим маленьким клювом, и все вокруг смеялись над её невероятной решимостью. Слухи об этом распространились, пока наконец их не услышал Гаруда, гигантская птица, носитель Господа Вишну. Гаруда проникся состраданием к своей маленькой сестре и прилетел к ней. Он был очень доволен решимостью маленькой птички, и пообещал помочь ей. Гаруда тотчас же попросил океан вернуть её яйца, пригрозив, что в случае отказа займётся тем же, что и птичка. Океан испугался и вернул яйца. Так милостью Гаруды птичка вновь обрела счастье.

Подобным образом, практика йоги, особенно бхакти-йоги в сознании Кришны, может показаться очень трудным делом. Но если кто-либо следует её принципам с великой решимостью, Господь обязательно поможет ему, так как Бог помогает тем, кто сам себе помогает.

 

ТЕКСТ 25



шанайх шанайр упарамед
будхйа дхрити-грихитайа
атма-самстхам манах критва
на кинчид апи чинтаед

шанайх - постепенно; шанайр - шаг за шагом; упарамед - сдерживаться; будхйа - разумом; дхрити-грихитайа - с помощью убеждённости; атма-самстхам - расположенный в трансцендентности; манах - ум; критва - делая так; на - ничего; кинчит - что-либо ещё; апи - даже; чинтаед - думая о.

ПЕРЕВОД: Постепенно, шаг за шагом, с полной убеждённостью, нужно войти в состояние транса, с помощью разума, и, таким образом, ум должен быть сосредоточен только на Высшем  «Я» и не должен думать ни о чём другом.

КОММЕНТАРИЙ: C помощью надлежащей убеждённости и разума следует постепенно прекратить чувственную деятельность. Это называется пратйахара. Ум, обузданный посредством убеждения, медитации и прекращения чувственной деятельности, должен находиться в состоянии транса, или самадхи. В этом состоянии уже нет опасности попасть под влияние материальной концепции жизни. Иными словами, хотя человек вовлечён в контакт с материей до тех пор, пока существует материальное тело, он не должен думать о чувственном удовлетворении. Не следует думать о наслаждениях, не связанных с наслаждением Высшего «Я». Это состояние легко достигается непосредственной практикой сознания Кришны.

 

ТЕКСТ 26



йато йато нишчалати
манас чанчалам астхитам
татас тато нийамйайтад
атманй эвавашам найет

йата-йата - где бы ни; нишчалати - поистине возбужденный; манах - ум; чанчалам - изменчивый; астхирам - неустойчивый; татас татао - с тех пор; нийамйа - регулируя; этат - этот; атмани - в себе; эва - непременно; вашам - контроль; нает - должен поставить под.

ПЕРЕВОД: Где бы ни блуждал ум, из-за его изменчивой и неустойчивой природы, несомненно, нужно возвращать его назад, под контроль своего «Я».

КОММЕНТАРИЙ: Ум по своей природе колеблющийся и неустойчивый. Но осознавший себя йог должен контролировать ум; ум не должен управлять им. Тот, кто контролирует ум (а, следовательно, также и чувства) называется госвами, или свами, а тот, кто находится под контролем ума, называется годаса, или слуга чувств. Госвами известен эталон чувственного счастья. В трансцендентном чувственном счастье, чувства поглощены служением Хришикеше, или высшему владельцу чувств - Кришне. Служение Кришне очищенными чувствами называется сознанием Кришны. Это способ приведения чувств в полное повиновение. Более того, в этом заключается высшее совершенство практики йоги.

 

ТЕКСТ 27



прашанта-манасам хи энам
йогинам сукхам уттамам
упайти шанта-раджасам
брахма-бхутам акалмасам

прашанта - ум сосредоточенный на лотосных стопах Кришны; манасам - тот, чей ум сосредоточен таким образом; хи - несомненно; энам - этот; йогинам - йог; сукхам - счастье; уттамам - высочайшее; упаити - достигает; шанта-раджасам - усмиренная страсть; брахма-бхутам - освобождение посредством осознания своего тождества с Абсолютом; акалмашам - освобождённый от всех прошлых греховных реакций.

ПЕРЕВОД: Йог, чей ум сосредоточен на Мне, воистину достигает высочайшего счастья. В силу его отождествлённости с Брахманом, он освобождён, его ум умиротворён, его страсти успокоились, и он освободился от греха.

КОММЕНТАРИЙ: Брахма-бхута это состояние бытия, свободное от материальной скверны и расположенное в сфере в трансцендентного служения Господу. Мад-бхактим лабхате парам (Бх-г. 18.54). До тех пор, пока ум не сосредоточится на лотосных стопах Господах, человек не может осознать своё качественное тождество с Брахманом, Абсолютом. Са ваи манах кришна-падаравиндайох. Быть всегда занятым трансцендентальным любовным служением Господу, или пребывать в сознании Кришны, означает действительно освободиться от влияния гуны страсти и всякого материального загрязнения.

 

ТЕКСТ 28



йунджанн эвам садатманам
йоги вигата-калмашаха
сукхена брахма-самспаршам
атйантам сукхам ашнуте

йунджан - занимаясь йогой; эвам - таким образом; сада - всегда; атманам - «Я»; йоги - тот, кто связан с Высшим «Я»; вигата - очистившись; калмашаха - от всей материальной скверны; сукхена - в состоянии трансцендентного блаженства; брахма-самспаршам - находясь в постоянном соприкосновении со Всевышним; атйантам - высшее; сукхам - счастье; ашнуте - достигает.

ПЕРЕВОД: Будучи уравновешенным и свободным от всякого материального загрязнения, йог достигает высочайшего совершенного уровня счастья в контакте с Высшим Сознанием.

КОММЕНТАРИЙ: Самоосознание означает осознание своего изначального положения во взаимоотношениях со Всевышним. Индивидуальная душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа и её предназначение в исполнении трансцендентного служения Господу. Эта трансцендентная связь со Всевышним называется брахма-самспарша.

 

ТЕКСТ 29



сарва-бхута-стхам атманам
сарва-бхутани чатмани
икшате йога-йуктатма
сарватра сама-даршанаха

сарва-бхута-стхам - пребывающим во всех живых существах; атманам - Сверхдушу; сарва - всех; бхутани - живых существ; ча - также; атмани - в себе; икшате - видит; йога-йукта-атма - тот, кто обладает сознанием Кришны; сарватра - повсюду; сама-даршанаха - видит равными.

ПЕРЕВОД: Истинный йог видит меня во всех существах, и также видит каждое существо во Мне. В действительности, осознавшая себя личность видит Меня везде.


КОММЕНТАРИЙ: Йог, сознающий Кришну, обладает совершенным видением, ибо он видит Кришну, Всевышнего, расположенного в сердце каждого живого существа как Сверхдуша (Параматма). Ишвара сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати. Господь в форме Параматмы присутствует как в сердце собаки, так и в сердце брахмана. Совершенный йог знает, что Господь извечно трансцендентен и не подвержен влиянию материального, присутствуя как в собаке, так и в брахмане. Таков высший нейтралитет Господа. Индивидуальная душа также расположена в сердце индивидуума, но она не может присутствовать во всех сердцах. В этом состоит различие между индивидуальной душой и Сверхдушой. Тот, кто не практикует йогу по-настоящему, не может видеть столь ясно. Человек сознающий Кришну видит Господа как в сердце верующего, так и в сердце неверующего. В смрити это подтверждается следующим образом: ататавач ча матртвад атма хи парамо харих.

Господь, будучи источником всех живых существ, подобно матери поддерживает их. Как мать одинаково относится ко всем своим детям, невзирая на их различия, так и Верховный Отец (или Мать) относится ко всем живым существам. Следовательно, Сверхдуша всегда находится в каждом живом существе. Кроме того, с внешней стороны каждое живое существо находится в энергии Господа. Как будет объяснено в седьмой главе, Господь имеет, главным образом, две энергии - духовную (или высшую) и материальную (или низшую). Живое существо, хотя и является частью высшей энергии, обусловлено низшей; живое существо всегда в энергии Господа. Каждое живое существо так или иначе находится в Нём. Йог беспристрастен, потому что он видит что все живые существа, хотя и находятся в различном положении в соответствии с результатами их деятельности, при всех обстоятельствах остаются слугами Господа. До тех пор пока живое существо пребывает в материальной энергии, оно служит материальным чувствам; находясь же в духовной энергии, оно служит непосредственно Всевышнему Господу. В любом случае живое существо является слугой Бога. У человека в сознании Кришны — это видение равенства является совершенным.

 

ТЕКСТ 30



йо мам пашйати сарватра
сарвам ча майи пашйати
тасйахам на пранашйами
са ча ме на пранашйати

йа - кто бы то ни; мам - Меня; пашйати - видит; сарватра - всюду; сарвам - все; ча - и; майи - во Мне; пашйати - видит; тасйа - для него; ахам - Я; на - не; пранашйами - потерян; са - он; ча - также; ме - для Меня; на - не; пранашйати - потерян.

ПЕРЕВОД: Для того, кто видит меня во всём, и всё - во Мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня.

КОММЕНТАРИЙ: Человек в сознании Кришны, несомненно видит Господа повсюду, и он видит, что всё пребывает в Кришне. Может показаться, что такой человек видит отдельные проявления материальной природы, но во всех без исключения случаях он сознаёт Кришну, зная, что всё сущее является проявлением энергии Господа. Ничто не существует без Кришны, Кришна - Господь всего, это основной принцип сознания Кришны.

Сознание Кришны - это развитие любви к Кришне, состояния, трансцендентного даже по отношению к освобождению от материальных уз. Эта стадия, следующая за самоосознанием на которой преданный достигает единения с Кришной в том смысле, что Кришна становится всем для него, и преданный преисполняется любовью к Кришне. Тогда между Господом и преданным устанавливаются очень близкие отношения. На этом уровне, живое существо достигает бессмертия. Личность Бога не исчезает более из поля зрения преданного. Растворение в Кришне является духовным самоуничтожением. Преданный не подвергает себя такому риску. В «Брахма-самхите» говорится:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!