Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 32 страница



преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хрдайешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь предвечному Господу, Говинде, чей образ всегда доступен взору преданного, глаза которого умащены бальзамом любви. Он видит Господа в Его вечной форме Шьямасундары, пребывающим в сердце преданного». (Б.с. 5.38)

На этой стадии, Господь Кришна никогда не исчезает из поля зрения преданного, и преданный никогда не теряет Господа из виду. То же самое относится к йогу, который видит Господа в аспекте Параматмы в своём сердце. Такой йог становится чистым преданным Господа и не может прожить ни мгновения, не видя Его перед собою.

 

ТЕКСТ 31



сарва-бхута-стхитам йо мам
бхаджатй экатвам астхитаха
сарватха вартамано 'пи
са йоги майи вартате

сарва-бхута-стхитам - пребывающему в сердце каждого; йа - тот, кто; мам - Мне; бхаджати - преданно служит; экатвам - единство; астхитаха - находится; сарватха - во всех отношениях; варта-мана - оставаясь; апи - несмотря на; са - он; йоги - трансценденталист; майи - во Мне; вартате - пребывает.

ПЕРЕВОД: Йог, который знает, что Я и Сверхдуша во всех живых созданиях суть одно, поклоняется Мне и всегда остаётся во Мне при всех обстоятельствах.

КОММЕНТАРИЙ: Йог, практикующий медитацию на Сверхдушу, видит внутри себя полное проявление Кришны, Господа Вишну с четырьмя руками, в которых Он держит раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Йогу должно быть известно, что Господь Вишну неотличен от Кришны. Кришна в форме Сверхдуши находится в сердце каждого живого существа. Более того, нет разницы между бесчисленными Параматмами, присутствующими в сердцах бесконечного множества живых существ. Также, нет никакой разницы между человеком, сознающим Кришну, всегда занятым трансцендентным любовным служением Кришне, и йогом, достигшим совершенства, погруженным в медитацию на Сверхдушу. Йог, сознающий Кришну, даже если он вовлечён в разнообразную деятельность материального бытия, всегда пребывает в Кришне. Это подтверждается «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами: никхилешу авастхасу дживанмукта са учйате. Преданный Господа, всегда действующий в сознании Кришны, автоматически достигает освобождения. В «Нарада-панчаратре» это подтверждается следующим образом:

дик-каладй-анаваччхинне кришне чето видхайа ча
танмайо бхавати кшипрам дживо брахмани йоджайет

«Сосредоточив своё внимание на трансцендентной форме Кришны, который является всепроникающим и находится вне времени и пространства, человек погружается в мысли о Кришне и обретает счастье трансцендентного общения с Ним».

 

Сознание Кришны - высший уровень транса в практике йоги. Даже само понимание того, что Кришна присутствует как Параматма в сердце каждого, делает йога безупречным. Веды подтверждают это непостижимое могущество Господа следующим образом:

эко 'пи сан бахудха йо 'вабхати
аишварйад рупам экам часурйа-ват бахудхейате

«Вишну один, и всё же Он, безусловно, является вездесущим. Оставаясь единым, Он, посредством Своей непостижимой энергии пребывает всюду. Подобно Солнцу, Он появляется во многих местах сразу».

 

ТЕКСТ 32



атмаупамйена сарватра
самам пашйати йо 'рджуна
сукхам ва йади ва духкхам
са йоги парамо матаха

атма - сущность; аупамйена - сравнивая; сарватра - везде; самам - равенство; пашйати - видит; йах - тот, кто; арджуна - О Арджуна; сукхам - счастье; ва - или; йади - если; ва - или; духкхам - горе; са - такой; йоги - трансценденталист; парама - совершенный; матаха - считается.

ПЕРЕВОД: Тот является совершенным йогом, кто, сравнивая всех с самим собой, видит истинное равенство живых существ, как в счастье, так и в несчастье, О Арджуна!

КОММЕНТАРИЙ: Человек, находящийся в сознании Кришны, является совершенным йогом; основываясь на своём собственном личном опыте, он сопереживает счастью и страданиям каждого живого существа. Причиной страданий живого существа является забвение им своих взаимоотношений с Богом. А источником счастья является знание о том, что Кришна является высшим наслаждающимся всеми нашими действиями. Кришна - владелец всех земель и планет. Совершенный йог является искренним другом всех живых существ. Он знает, что живое существо, обусловленное гунами материальной природы, забыв о своих взаимоотношениях с Кришной, становится жертвой тройственных материальных страданий. И поскольку, сознавая Кришну, человек становится счастливым, он пытается распространить знание о Кришне повсюду. Поскольку совершенный йог стремится говорить людям о важности сознания Кришны, он является лучшим филантропом в мире и самым дорогим слугой Господа. На тасмат кашчид ме прийакрттамаха. Иными словами, преданный Господа неустанно заботится о благе всех живых существ, и, поэтому, он фактически является другом каждого из них. Он лучший из всех йогов, ибо стремится к совершенству не только ради собственного блага, но и для блага других. Он не завидует своим собратьям живым существам. Такова разница между чистым преданным Господа и йогом, заинтересованным лишь в собственном возвышении. Йог, который удалился в уединённое место, ища идеальных условий для медитации, может не быть столь совершенным, как преданный, который пытается сделать всё возможное, чтобы направить каждого человека к сознанию Кришны.

 

ТЕКСТ 33



арджуна увача
йо 'йам йогас твайа проктаха
самйена мадхусудана
этасйахам на пашйами
чанчалатват стхитим стхирам

арджуна увача - Арджуна сказал; йа - система; айам - этот; йога - мистицизм; твайа - Тобой; проктаха - описанный; самйена - в общих чертах; мадхусудана - О победитель демона Мадху; этасйа - этого; ахам - Я; на - не; пашйами - видеть; чанчалатват - из-за беспокойности; стхитим - положение; стхирам - устойчивое.

ПЕРЕВОД: Арджуна сказал: О Мадхусудана, система йоги, которую Ты обобщённо описал, кажется мне непрактичной и непосильной, ибо ум мой беспокоен и неустойчив.

КОММЕНТАРИЙ: Система мистической йоги, о которой Господь Кришна рассказал Арджуне, начиная со слов шучау деше и заканчивая, йоги парама, в этом стихе отвергается Арджуной, потому что он считает её невыполнимой. В век Кали обыкновенный человек не может покинуть дом и отправиться в уединённое место где-нибудь в горах или в джунглях, чтобы заниматься йогой. Текущий период характеризуется ожесточённой борьбой за выживание и короткой продолжительностью жизни. Люди несерьёзно относятся к самоосознанию даже путём простых и практичных методов, что уж говорить о более сложной системе йоги, которая предписывает человеку определённый образ жизни, определённое положение тела во время медитации, правильный выбор места, и отвлечение ума от материальной деятельности. Как человек практичный, Арджуна понимал, что не в состоянии следовать этой системе йоги, хотя и был щедро одарён во многих отношениях. Принадлежа к царской семье, он был очень высоко продвинутым во многих отношениях; и будучи великим воином, обладал большой продолжительностью жизни, а главное, Арджуна был самым близким другом Господа Кришны, Верховной Личности Бога. Пять тысяч лет назад Арджуна обладал гораздо большими возможностями, чем мы в настоящее время, и тем не менее, он отказался принять эту систему йоги. И действительно, не найдено никаких исторических упоминаний о том, чтобы он когда-либо практиковал этот вид йоги. Поэтому, в целом, эта система может считаться неподходящей для века Кали. Безусловно, очень немногие, редкие люди, способны заниматься ею, но для большинства людей это непосильная задача. Если так обстояло дело пять тысяч лет назад, то что же говорить о сегодняшнем дне? Те, кто подражают этой системе йоги, посещая различные так называемые школы и общества, хотя и довольны собой, безусловно напрасно теряют время. Они пребывают в полном неведении относительно желаемой цели.

 

ТЕКСТ 34



чанчалам хи манах кришна
праматхи балавад дридхам
тасйахам ниграхам манйе
вайор ива су-душкарам

чанчалам - беспокойный; хи - несомненно; манах - ум; кришна - О Кришна; праматхи - неистовый; бала-ват - сильный; дридхам - упрямый; тасйа - его; ахам - я; ниграхам - укротить; манйе - думать; вайор - ветер; ива - как; судушкарам - трудный.

ПЕРЕВОД: Ум беспокоен, непокорен, упрям и очень силён, О Кришна, и укротить его, мне кажется, труднее, чем управлять ветром.

КОММЕНТАРИЙ: Ум настолько силен и упрям, что порой он берёт верх над разумом, хотя должен находиться у него в подчинении. Человеку, живущему в реальном мире, которому постоянно приходится преодолевать множество препятствий, несомненно, очень трудно держать ум под контролем. Искусственно, можно установить равновесие ума по отношению к друзьям и врагам, но, в конечном счёте, мирскому человеку это не под силу, ибо обуздать ум труднее, чем сдержать бушующий ветер. В Ведической литературе сказано:

атманам ратхинам виддхишарирам ратхам эва ча
буддхим ту саратхим виддхиманах праграхам эва ча 

индрийани хайан ахурвишайамс тешу гочаран
атмендрийа-мано-йуктамбхоктетй ахур манишинаха

«Индивидуальная душа является пассажиром колесницы материального тела, а интеллект - возницей. Ум - это поводья в руках возницы, а чувства - кони. Таким образом, душа, взаимодействуя с умом и чувствами, то наслаждается, то страдает. Таково заключение великих мыслителей». Предполагается, что разум должен управлять умом, но ум столь силен и упрям, что часто преодолевает даже свой собственный разум. Подразумевается, что такой сильный ум, обуздывается с помощью йогической практики, но для мирского человека, каким был Арджуна, этот метод оказался непосильным. Что же тогда говорить о современных людях? Здесь используется весьма уместное сравнение: ни один человек не в силах остановить разбушевавшийся ветер. ещё труднее усмирить необузданный ум. Самый лёгкий метод, позволяющий контролировать ум, как утверждает Господь Чайтанья, - это повторение «Харе Кришна», великой мантры освобождения, в смиренном состоянии духа. Предписанный метод таков: са ваи манах кришна-падаравиндайох: человек должен думать только о Кришне. Только в этом случае, не останется места ни для какой другой деятельности, возбуждающей ум.

 

ТЕКСТ 35



шри-бхагаван увача
асамшайам маха-бахо
мано дурниграхам чалам
абхйасена ту каунтейа
ваирагйена ча грхйате

шри бхагаван увача - Личность Бога сказал; асамшайам - несомненно; маха-бахо - О могучеркий; манах - ум; дурниграхам - трудно обуздать; чалам - беспокойный; абхйасена - занимаясь; ту - но; каунтейа - О сын Кунти; ваирагйена - через отречение; ча - также; грхйате - можно контролировать.

ПЕРЕВОД: Благословенный Господь сказал: О могучерукий сын Кунти, несомненно, очень трудно обуздать беспокойный ум, но это возможно с помощью соответствующей практики и  отрешённости.

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь соглашается с Арджуной в том, что трудно контролировать упрямый ум. Но в то же время Он советует, что это возможно сделать с помощью соответствующей практики и  отрешённости. В чем же состоит эта практика? Люди нынешнего века не способны строго соблюдать правила и предписания, такие как жить в священном месте, сосредоточивая ум на Сверхдуше, ограничивая деятельность ума и чувств, соблюдая обет воздержания, оставаясь в уединении и т. д. Однако, посредством практики сознания Кришны, человек вовлекается в девять видов преданного служения Господу. Первым и самым главным из них является слушание о Кришне. Это очень могущественный трансцендентный метод, позволяющий очистить ум от всех тревог. Чем больше человек слышит о Кришне, тем более он становится просветлённым и  отрешённым от всего, что отвлекает ум от Кришны. Отстраняя ум от деятельности, не посвящённой Кришне, человек может очень легко обучиться вайрагйе. Вайрагйа означает отрешённость от материального и вовлечение ума в духовную деятельность. Имперсональное духовное отречение труднее, чем привлечение ума к деяниям Кришны. Это практичный метод, потому что когда человек слушает о Кришне, в нём естественным образом развивается привязанность к Высшему Духу. Эта привязанность называется парешанубхути, или духовное удовлетворение. Оно подобно чувству удовлетворения, которое испытывает голодный человек, утоляя свой голод с каждым кусочком съеденной пищи. Точно также, выполняя преданное служение, человек испытывает трансцендентное удовлетворение и его ум постепенно отстраняется от материальных объектов. Это напоминает процесс выздоровления от болезни, с помощью квалифицированного лечения и соответствующей диеты. Слушание повествований о трансцендентной деятельности Господа Кришны - эффективное средство лечения нездорового ума, а вкушение пищи, предложенной Кришне - подходящая диета для больного пациента. Таким лечением является процесс сознания Кришны.

 

ТЕКСТ 36



асамйататмана йогаха
душпрапа ити ме матихи
вашйатмана ту йатата
шакйо 'ваптум упайатаха

асамйата - необузданный; атмана - ум; йогах - самоосознание; душпрапах - трудно достичь; ити - таково; ме - Моё; матихи - заключение; вашйа - контролируемый; атмана - ум; ту - но; йатата - пытаясь; шакйах - практический; аваптум - достигать; упайатаха - соответствующими средствами.

ПЕРЕВОД: Для того, чей ум не обуздан, самоосознание - тяжкий труд. Но тот, чей ум под контролем, и кто идёт к цели правильным путём, непременно добьётся успеха. Таково Моё заключение.

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога заявляет, что тот, кто не принимает правильное лечение, чтобы добиться  отрешённости ума от материальной деятельности, вряд ли сумеет достичь успеха в самоосознании. Пытаться практиковать йогу и при этом думать о материальных удовольствиях - всё равно, что пытаться разжечь костёр, поливая его водой. Аналогичным образом, практика йоги без ментального контроля является пустой тратой времени. Такая показная практика йоги может быть материально выгодной, но она бесполезна с точки зрения духовного самоосознания. Таким образом, разум должен находиться под контролем, посредством постоянной погружённости в трансцендентное любовное служение Господу. Если человек не занят в процессе сознания Кришны, он не сможет постоянно контролировать ум. Человек в сознании Кришны легко достигает результатов практики йоги, без дополнительных усилий, но, практикующий йогу, не сможет добиться успеха без сознания Кришны.

 

ТЕКСТ 37



арджуна увача
айати шраддхайопетаха
йогач чалита-манасаха
апрапйа йога-самсиддхим
кам гатим кришна гаччхати

арджуна увача - Арджуна сказал; айати - неудачливого трансценденталиста; шраддхайа - с верой; упетаха - занятый; йогат - занятия йогой; чалита - уклоняться; манасаха - кто обладает таким умом; апрапйа - неудача в достижении цели; йога-самсиддхим - высочайшего совершенства в мистицизме; кам - какая; гатим - предназначение; кришна - О Кришна; гаччхати - достигает.

ПЕРЕВОД: Арджуна сказал: Какая судьба ожидает верующего человека, не проявившего упорства, который сначала принимает процесс самоосознания, но позже оставляет его, из-за мирского склада ума, и, таким образом, не достигает совершенства в мистицизме?

КОММЕНТАРИЙ: Путь духовного самоосознания или мистицизма описан в «Бхагавад-гите». Основополагающим принципом духовного самоосознания является знание о том, что живое существо отлично от материального тела и может обрести счастье там, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства. Это трансцендентное состояние, находящееся выше уровней тела и ума. Достичь духовного самоосознания можно совершенствуясь в знании, занимаясь восьмиступенчатой йогой или же бхакти-йогой. В каждом из этих процессов человек должен осознать истинное положение живого существа, его взаимоотношения с Богом, а также то, каким образом оно может восстановить утерянную связь со Всевышним и достичь высшей ступени совершенства, сознания Кришны. Следуя одному из трёх вышеуказанных методов, человек рано или поздно, непременно достигнет высшей цели. Об этом утверждает Господь во второй главе: даже небольшое продвижение на трансцендентном пути, даёт великую надежду на освобождение. Из этих трёх методов, путь бхакти-йоги особенно подходит для нынешнего века, потому что это наиболее прямой способ осознания Бога. Чтобы убедиться ещё раз, Арджуна просит Господа Кришну подтвердить Его предыдущее высказывание. Можно искренне принять путь самоосознания, но процесс совершенствования знаний и практика восьмиступенчатой системы йоги, в целом, очень трудны для этого века. Поэтому, несмотря на постоянные усилия, можно потерпеть неудачу по многим причинам. Прежде всего, человек может быть не в состоянии следовать процессу. Следование трансцендентному  пути равносильно в той или иной степени объявлению войны иллюзорной энергии. Поэтому, всякий раз, когда человек пытается вырваться из когтей иллюзорной энергии, она старается помешать ему, прибегая ко всевозможным соблазнам. Обусловленная душа уже очарована гунами материальной энергии, и велика вероятность того, что она снова может быть обманута, даже если совершает трансцендентную деятельность. Это называется: йогач чалита-манасаха - отклонение от трансцендентного пути. Арджуна желает знать, каковы последствия отклонения от пути самоосознания.

 

ТЕКСТ 38


 

каччин нобхайа-вибхраштаха
чхиннабхрам ива нашйати
апратиштхо маха-бахо
вимудхо брахманах патхи

каччит - или; на - не; убхайа - оба; вибхраштаха - отклонившийся от; чхинна - разорванное; абхрам - облако; ива - подобный; нашйати - исчезает; апратиштхах - без какого-либо положения; маха-бахо - О могучерукий Кришна; вимудха - сбитый с толку; брахманах - трансцендентности; патхи - на пути.

ПЕРЕВОД: О могучерукий Кришна, разве человек, отклонившийся от пути трансцендентности, не теряет своих качеств, подобно разорванному облаку, так и не нашедшему прибежища?


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!