Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 30 страница



харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

«В этот век вражды и лицемерия единственным путём, ведущим к освобождению, является повторение святого имени Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути».

 

ТЕКСТ 13-14



самам кайа-широ-гривам
дхарайанн ачалам стхираха
сампрекшйа насикаграм свам
дишаш чанавалокайан

прашантатма вигата-бхир
брахмачари-врате стхитаха
манас самйамйа мач-читто
йукта асита мат-параха

самам - прямо; кайа - корпус; ширах - голову; гривам - и шею; дхарайан - держа; ачалам - неподвижно; стхираха - устремлённым; сампрекшйа - глядя; насика - носа; аграм - на кончик; свам - своего; дишах - со всех сторон; ча - также; анавалокайан - не глядя; прашанта - спокойный; атма - ум; вигата-бхих - лишенный страха; брахмачари-врате - обет воздержания; стхитаха - храня; манас - ум; самйамйа - обуздав; мат - на Мне (Кришне); читтах - сосредоточив ум; йуктах - истинный йог; асита - должен сидеть; мат - Меня; параха - высшей целью.

ПЕРЕВОД: Необходимо держать тело, шею и голову прямо, постоянно удерживая взгляд на кончике носа. Таким образом, покорив и успокоив ум, без страха, полностью освободившись от половой жизни, человек должен медитировать на Меня внутри своего сердца, считая Меня конечной целью жизни.

КОММЕНТАРИЙ: Цель жизни заключается в том, чтобы постичь Кришну, который пребывает в сердце каждого живого существа как Параматма, форма четырёхрукого Вишну. Йогу практикуют для того, чтобы отыскать и увидеть эту форму Господа Вишну в своём сердце, а не ради какой-либо другой цели. Вишну-мурти, находящееся в сердце - это полное проявление Кришны, пребывающее в сердце каждого. Тот, кто не стремится осознать Вишну-мурти, без пользы занимается так называемой практикой йоги и, безусловно, напрасно тратит своё время. Кришна является высшей целью жизни, а Вишну-мурти в сердце живого существа является целью практики йоги. Для осознания Вишну-мурти в сердце, нужно соблюдать полное воздержание от половой жизни; поэтому йог оставляет дом и живёт один в уединённом месте, занимаясь практикой, упоминаемой выше. Человек не может стать йогом, ежедневно наслаждаясь сексом дома или где-либо ещё, и посещая, так называемые, занятия йогой. Йог должен учиться контролировать свой ум, избегая всех видов чувственных наслаждений, главным из которых является сексуальная жизнь. В правилах жизни в безбрачии, написанных великим мудрецом Ягьявалкьей, говорится:

кармана манаса вача сарвавастхасу сарвада
сарватра маитхуна-тйаго брахмачарйам прачакшате

«Предназначение обета брахмачарьи в том, чтобы помочь человеку полностью воздерживаться от потворства сексуальным желаниям, на уровне действий, слов и ума, в любое время, при любых обстоятельствах и в любом месте». Никто не в состоянии выполнять практику йоги должным образом, потакая сексуальным желаниям. Поэтому, брахмачарье обучают с детства, в то время, когда человек не знает о сексуальной жизни. Дети, в возрасте пяти лет, направляются в гуру-кулу, или школу духовного учителя, который обучает мальчиков в строгой дисциплине, чтобы в будущем они могли стать брахмачари. Без такой практики, никто не сможет добиться прогресса в любом из видов йоги, будь то дхйана, гьяна или бхакти. Однако тот, кто следует правилам и нормам семейной жизни, допуская сексуальные отношения только со своей женой (в соответствии с предписаниями), также называется брахмачари. Такая умеренная брахмачарья для домохозяев может быть принята в школе бхакти-йоги, но в гьяна и дхйана школе не допускают даже брахмачари-домохозяев. Они требуют полного воздержания без компромиссов. В школе бхакти, домохозяевам-брахмачари дозволяется контролируемая половая жизнь, поскольку культ бхакти-йоги настолько могущественен, что человек автоматически теряет сексуальное влечение, будучи вовлечённым в деятельность высшего порядка, служение Господу. В «Бхагавад-гите» говорится:

вишайа винивартанте нирахарасйа дехинаха

раса-варджам расо 'пй асйа парам дриштва нивартате

В то время как другие вынуждены силой удерживать себя от чувственных удовольствий, преданный Господа воздерживается автоматически, развив высший вкус. Никому, кроме преданных Господа, неведом этот высший вкус.

Вигатабхихи. Избавиться от страха можно лишь полностью сознавая Кришну. Обусловленная душа испытывает страх, из-за потери памяти и забвения своих вечных взаимоотношений с Кришной. В «Бхагаватам» сказано: бхайам двитийабхинивешатах сйад ишад апетасйа випарйайо 'смритихи: только сознание Кришны может быть основой для обретения бесстрашия. Таким образом, человек, сознающий Кришну, может достичь совершенства в практике. И, поскольку, конечная цель практики йоги заключается в том, чтобы увидеть Господа, пребывающего в сердце, человек, сознающий Кришну, является лучшим из всех йогов. Принципы системы йоги, описанные в данном стихе, отличаются от тех, что преподают в популярных обществах так называемой йоги.

 

ТЕКСТ 15



йунджанн эвам садатманам
йоги нийата-манасаха
шантим нирвана-парамам
мат-самстхам адхигаччхати

йунджан - практикуя, как это; эвам - как описано выше; сада - постоянно; атманам - тело, ум и душу; йоги - мистик-трансценденталист; нийата-манасаха - регулируя деятельность ума; шантим - состояние покоя; нирвана-парамам - прекращение материального существования; мат-самстхам - в духовном небе (царстве Бога); адхигаччхати - достигает.

ПЕРЕВОД: Таким образом, мистик-трансценденталист, практикующий контроль тела, ума и деятельности, прекращает материальное существование и достигает царства Бога [или обители Кришны].

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно объяснена конечная цель практики йоги. Практика йоги не предназначена для достижения каких-либо материальных целей, она существует для того, чтобы полностью покончить с материальным существованием. Тот, кто видит в йоге средство для улучшения здоровья или стремится обрести те или иные материальные совершенства, согласно «Бхагавад-гите», не является йогом. Кроме того, прекращение материального существования не влечёт за собой погружения в «пустоту», которая является всего лишь мифом. В творении Господа нет пустоты. Суть в том, что прекращение материального существования позволяет войти в духовное небо, обитель Господа. Обитель Господа ясно описана в «Бхагавад-гите» как место, где не нужны ни Солнце, ни Луна, ни электричество. Все планеты духовного мира излучают свет, подобно Солнцу в материальном мире. Царство Бога простирается всюду, но духовное небо и духовные планеты называют парам дхама, или высшей обителью. Тот, кто достиг совершенства в йоге и постиг Господа Кришну, как утверждается здесь (мат-читтах, мат-парах, мат-стханам) Самим Господом, может достичь истинного умиротворения и, в конечном итоге, может достичь Его высшей обители, Кришналоки, которая известна, как Голока Вриндавана. В «Брахма-самхите» (5.37) ясно сказано (голока эва нивасатй акхилатма-бхутаха), что Господь, хотя и пребывает вечно в Своей обители, называемой Голока, является также вездесущим Брахманом и Параматмой, находящейся в сердце, посредством Своих высших, духовных энергий. Никто не может достичь духовного неба или войти в вечную обитель (Вайкунтхи, Голока Вриндавана) Господа без правильного понимания Кришны и Его полной экспансии Вишну. Поэтому человек, действующий в сознании Кришны, является совершенным йогом, потому что его ум всегда поглощён размышлениями о Кришне. Са ваи манах кришна-падаравиндайох. Из Вед мы также узнаем о том, что там эва видитвати мртйум эти: «Вырваться из круговорота рождения и смерти можно лишь постигнув Верховную Личность Бога, Кришну». Иными словами, совершенством системы йоги является достижение освобождения от материального существования, а не обретение магических способностей или изощрённой гимнастической ловкости, дабы ввести в заблуждение неискушённую публику.

 

ТЕКСТ 16



натй-ашнатас ту його 'сти
на чаикантам анашнатаха
на чати-свапна-шиласйа
джаграто наива чарджуна

на - никогда; ати - слишком много; ашнатах - тот, кто ест; ту - но; йога - воссоединение со Всевышним; асти - произойдёт; на - не; ча - также; экантам - слишком; анашнатаха - воздерживаясь от еды; на - не; ча - также; ати - слишком много; свапна-шиласйа - тот, кто спит; джагратах - или бодрствует ночью; на - не; эва - когда-либо; ча - и; арджуна - О Арджуна.

ПЕРЕВОД: Человек не может стать йогом, О Арджуна, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или не высыпается.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе йогам рекомендуется упорядочить питание и сон. Есть слишком много означает есть больше, чем требуется для поддержания души в теле. Человек не нуждается в животной пище, так как существует достаточное количество зерна, овощей, фруктов и молока. Согласно «Бхагавад-гите», считается, что эти простые продукты питания являются пищей в гуне благости. Животная пища предназначена для тех, кто в гуне невежества. Поэтому те, кто употребляют животную пищу, спиртные напитки, курят и едят пищу, не предложенную Кришне, будут страдать от греховных реакций, так как они питаются осквернённой пищей. Бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат. Тот, кто ест ради удовлетворения собственных чувств, кто готовит пищу для себя, не предлагая её Кришне, ест только грех. Тот, кто ест грех и ест больше, чем ему необходимо, не может выполнять йогу совершенным образом. Лучше всего питаться только остатками пищи, предложенной Кришне. Человек, сознающий Кришну, никогда не станет есть того, что не было вначале предложено Господу. Поэтому только он сможет достичь совершенства в практике йоги. Йогой не сможет заниматься и тот, кто искусственно воздерживается от еды, изобретая собственные формы голодания и поста. Человек, сознающий Кришну, соблюдает посты так, как это рекомендовано в шастрах. Он не голодает и не переедает и потому компетентен в выполнении практики йоги. Тот, кто ест больше, чем требуется, по ночам видит много снов и потому спит больше, чем необходимо. Не следует спать более шести часов в сутки. Тот, кто спит больше шести часов в сутки, несомненно, находится под влиянием гуны невежества. Человек в гуне невежества ленив и склонен спать слишком много. Такой человек не может совершать йогу.

 

ТЕКСТ 17



йуктахара-вихарасйа
йукта-чештасйа кармасу
йукта-свапнавабодхасйа
його бхавати духкха-ха

йукта - регулируемый; ахара - приём пищи; вихарасйа - отдых; йукта - регулируемый; чештасйа - того, кто работает, чтобы прокормить себя; кармасу - выполняя обязанности; йукта - регулируемый; свапна-авабодхасйа - сон и бодрствование; йога - практика йоги; бхавати - становится; духкха-ха - облегчая страдания.

ПЕРЕВОД: Тот, кто умерен в своих привычках, касающихся еды, сна, труда и отдыха может смягчить все материальные страдания, занимаясь йогой.

КОММЕНТАРИЙ: Невоздержанность в том, что касается еды, сна, обороны и совокупления, или насущных потребностей тела, может препятствовать продвижению в практике йоги. Что касается приёма пищи, упорядочить это возможно только принимая прасадам, освящённую пищу. Согласно «Бхагавад-гите» (9.26) Господу Кришне можно предлагать овощи, цветы, фрукты, зерно, молоко и некоторые другие продукты. Таким образом, человек, сознающий Кришну, автоматически приучается не принимать пищу, не предназначенную для потребления человеком, или не относящуюся к категории благости. Что касается состояния сна, человек, сознающий Кришну, всегда бдительно относится к исполнению своих обязанностей в процессе сознания Кришны, поэтому любой излишек времени, проведённый во сне, считает величайшей потерей. Человек, сознающий Кришну, не может провести ни минуты своей жизни, без служения Господу. Поэтому время его сна сведено к минимуму. Его идеалом, в этом отношении, является Шрила Рупа Госвами, который был постоянно занят служением Кришне и спал не более двух часов в сутки, а иногда и того меньше. Тхакура Харидаса не принимал даже прасадам и не мог заснуть ни на мгновение, не выполнив своей ежедневной нормы повторения на чётках трёхсот тысячи имён Господа. Что же касается работы, то человек, сознающий Кришну, не делает ничего, что не связано с интересами Кришны, поэтому его деятельность всегда упорядочена и не затронута желанием удовлетворения чувств. Поскольку он не ищет чувственных удовольствий, он не занимается материальной деятельностью даже во время отдыха. И, поскольку он упорядочивает всю свою деятельность, речь, сон, бодрствование и все другие телесные потребности, для него не существует материальных страданий.

 

ТЕКСТ 18



йада винийатам читтам
атманй эваватиштхате
ниспрхах сарва-камебхаха
йукта итй учйате тада

йада - когда; винийатам - дисциплинирует особым образом; читтам - ум и его деятельность; атманина - трансцендентный уровень; эва - безусловно; аватиштхате - поднимается; ниспрхах - не желая; сарва - всех видов; камебхйах - материальных удовольствий; йуктах - находится в йоге; ити - так; учйате - говорится; тада - в это время.

ПЕРЕВОД: Когда йог, с помощью практики йоги, дисциплинировав деятельность своего ума, достигает духовного бытия, освободившись от  всех материальных желаний, считается, что он достиг йоги.

КОММЕНТАРИЙ: Деятельность йога, в отличие от деятельности обыкновенного человека, характеризуется отсутствием материальных желаний, главным из которых является сексуальное желание. Совершенный йоги, настолько хорошо контролирует деятельность своего ума, что больше не может быть обеспокоен какими-либо материальными желаниями. Те, кто находятся в сознании Кришны, могут автоматически достичь этой ступени совершенства, как это утверждается в «Шримад-Бхагаватам» (9.4.18-20):

са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамси ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-мариджанадишу
шрутим чакарачйута-сат-катходайе

мукунда-лингалайа-даршане дршау
тад-бхртйа-гатра-спарше 'нга-сангамам
гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласйа расанам тад-арпите

падау харех кшетра-паданусарпане
широ хршикеша-падабхивандане
камам ча дасйе на ту кама-камйайа
йатхоттама-шлока-джанашрайа ратихи

«Царь Амбариша прежде всего сосредоточил свой ум на лотосных стопах Господа Кришны, затем, слово за словом, занял свою речь описанием трансцендентных качеств Господа; его руки убирали храм Господа, уши слушали повествования о деяниях Господа, глаза любовались трансцендентными формами Господа; своим телом он касался тел преданных Господа, его чувство обоняния насыщалось ароматом цветов лотоса, предложенных Господу, а его язык ощущал вкус листьев туласи, поднесённых лотосным стопам Господа; ноги несли его к местам паломничества и храмам Господа, голова отдавала поклоны Господу, а его желания были связаны с выполнением миссии Господа. Все эти трансцендентные занятия вполне достойны чистого преданного».

Этот трансцендентный уровень может быть невыразим, субъективно, последователями пути имперсонализма, но может быть очень лёгким и удобным, для человека в сознании Кришны, как видно из приведённого выше описания обязанностей Махараджи Амбариши. Пока ум не сосредоточится на лотосных стопах Господа, посредством постоянного памятования, подобная трансцендентная деятельность не осуществима на практике. Поэтому, в преданном служении Господу все эти виды предписанной деятельности, называются арчана, или вовлечение всех чувств в служение Господу. Чувства и ум требуют деятельности. Следовательно, простой отказ от деятельности не даст практических результатов. Таким образом, для большинства людей, особенно для тех, кто не ведёт отречённый образ жизни, трансцендентная вовлеченность ума и чувств, описанная выше - является совершенным способом достижения трансцендентного уровня, который в «Бхагавад-гите» называется юкта.

 

ТЕКСТ 19



йатха дипо нивата-стхаха
ненгате сопама смрита
йогино йата-читтасйа
йунджато йогам атманаха

йатха - как; дипа - светильник; нивата-стхаха - в безветренном месте; на - не; ингате - колеблется; са - это; упама - по сравнению с; смрита - подобен; йогина - йогом; йата-читтасйа - чей ум находится под контролем; йунджата - постоянно занятый; йогам - медитацией; атманаха - на трансцендентное.

ПЕРЕВОД: Как не колеблется пламя светильника в безветренном месте, так и трансценденталист, чей ум находится под контролем, всегда остаётся устойчивым в своей медитации на высшее «Я».

КОММЕНТАРИЙ: Человек, действительно сознающий Кришну, всегда поглощён трансцендентной деятельностью, находясь в постоянной, непрерывной медитации на поклонение Господу, такой же устойчивой, как пламя светильника в безветренном месте.

 

ТЕКСТЫ 20-23



йатропарамате читтам
нируддхам йога-севайа
йатра чаиватманатманам
пашйанн атмани тушйати

 
сукхам атйантикам йат таде
буддхи-грахйам атиндрийам
ветти йатра на чаивайам
стхиташ чалати таттватаха

 
йам лабдхва чапарам лабхам
манйате надхикам татаха
йасмин стхито на духкхена
гурунапи вичалйате

 
там видйад духкха-самйога
вийогам йога-самджнитам

йатра - в таком состоянии дел; упарамате - когда человек ощущает трансцендентное счастье; читтам - умственная деятельность; нируддхам - отстраненного от материальной деятельности; йога-севайа - занимаясь йогой; йатра - в которой; ча - также; эва - безусловно; атмана - чистым умом; атманам - свою истинную сущность; пашйан - осознав; атмани - в себе; тушйати - испытывает удовлетворение; сукхам - счастье; атйантикам - высшее; йат - которое; тат - это; буддхи - разумом; грахйам - достижимый; атиндрийам - трансцендентный; ветти - знает; йатра - где; на - никогда; ча - также; эва - безусловно; айам - он; стхитах - находящийся; чалати - отклоняется; таттватаха - от истины; йам - той, которую; лабдхва - постигнув; ча - также; апарам - никакое другое; лабхам - достижение; манйате - не считает; на - никогда; адхикам - больше; татах - чем это; йасминна - котором; стхитах - находясь; на - никогда; духкхена - испытывая страдания; гуруна апи - даже сталкиваясь с непреодолимыми трудностями; вичалйате - остаётся непоколебим; там - это; видйат - ты должен знать; духкха-самйога - страдания, возникающие в результате контакта с материальным миром; вийогам - уничтожение; йога-самджнитам - транс в йоге.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!