Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 25 страница



тасмад - поэтому; агьяна-самбхутам - порождённое невежеством; хрит-стхам - находящееся в сердце; гьяна - знания; асина - мечом; атманаха - души; чхиттва - разрубив; энам - это; самшайам - сомнение; йогам - в йогу; атиштха - войди; уттиштха - встань, чтобы сражаться; бхарата - О потомок Бхараты.

ПЕРЕВОД: Поэтому, мечом знания разруби в своём сердце узел сомнений, порождённых невежеством. Вооружившись йогой, О Бхарата, встань и сражайся!

КОММЕНТАРИЙ: Систему йоги, изложенную в этой главе, называют санатана-йогой, или вечной деятельностью, совершаемой живым существом. Эта йога предусматривает два вида жертвоприношений: принесение в жертву материальной собственности и обретение знания о своём истинном «Я», которое относится к категории чисто духовной деятельности. Если, принося в жертву материальную собственность, человек делает это не ради духовного самоосознания, то его жертвоприношение остаётся материальным действием. Но тот, кто выполняет эти жертвоприношения ради духовной цели, или в преданном служении, совершает истинное жертвоприношение. Когда мы приступаем к духовной деятельности, мы обнаруживаем, что она также подразделяется на две категории: постижение своего собственного «Я» (своей изначальной природы) и постижение истины, касающейся Верховной Личности Бога. Тот, кто следует путём «Гиты», как она есть, легко может понять два этих важных раздела духовного знания. Такому человеку нетрудно понять, что душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа, и таким образом обрести совершенное знание. Это знание приносит ему огромное благо, ибо позволяет без особых усилий постичь природу трансцендентных деяний Господа. В начале этой главы Верховный Господь Сам рассказал о Своих божественных деяниях. Тот, кто не понимает наставлений «Гиты», не имеет истинной веры. Такой человек злоупотребляет частичной независимостью, дарованной ему Господом. Если, выслушав эти наставления, человек так и не сумел понять истинной природы Господа, как вечной, исполненной блаженства и всеведущей Личности Бога, значит, он безнадёжный глупец. Чтобы избавиться от невежества, нужно постепенно усваивать принципы сознания Кришны. Сознание Кришны пробуждает различные виды жертвоприношений, приносимые полубогам, жертвоприношение Брахману, жертвоприношения, совершаемые теми, кто хранит обет безбрачия и теми, кто ведёт семейную жизнь, жертвоприношения, связанные с обузданием чувств, занятиями мистической йогой и совершением аскез, а также принесение в жертву материальной собственности, изучение Вед и деятельность в рамках социальной системы варнаашрама-дхарма. Все эти виды деятельности относятся к категории жертвоприношений и основываются на предписаниях. Но во всех этих видах деятельности важным фактором является достижение духовного самоосознания. Тот, кто стремится к этой цели, является истинным учеником «Бхагавад-гиты», но тот, кто сомневается в авторитете Кришны, падает и возвращается к материальной деятельности. Поэтому Господь советует изучать «Бхагавад-гиту», или любое другое священное писание, под руководством истинного духовного учителя, преданно служа ему. Истинный духовный учитель является вечным звеном в цепи ученической преемственности и ни на шаг не отступает от указаний Верховного Господа, который передал их много миллионов лет назад богу Солнца, от которого наставления «Бхагавад-гиты» низошли на землю. Поэтому, человек должен следовать по пути «Бхагавад-гиты, как она есть», указанному в самой «Гите» и остерегаться корыстных людей, которые стремясь к само возвеличиванию, уводят других с истинного пути. Господь, вне всякого сомнения, является Верховной Личностью, и Его деяния трансцендентны. Тот, кто постиг это, становится освобождённой личностью, даже если он только начал изучать «Гиту».

Так заканчивается комментарий Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к четвёртой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Трансцендентное знание».

 

 

ГЛАВА ПЯТАЯ



КАРМА-ЙОГА - ПУТЬ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

ТЕКСТ 1



арджуна увача
саннйасам карманам кришна

 пунар йогам ча шамсаси
йач чхрейа этайор экам

 тан ме брухи су-нишчитам

 

арджуна увача - Арджуна сказал; саннйасам - отречение; карманам - от всякой деятельности; кришна - О Кришна; пунах - снова; йогам - преданное служении; ча - также; шамсаси - Ты превозносишь; йат - который; шрейах - более благотворно; этайох - из этих двух; экам - один; тат - тот; ме - мне; брухи - пожалуйста скажи; су-нишчитам - определённо.

ПЕРЕВОД: Арджуна сказал: О Кришна, сначала Ты просил меня отказаться от деятельности, а затем рекомендуешь мне служить с преданностью. Теперь будь милостив, скажи мне определённо, какой из двух путей более благотворный.

КОММЕНТАРИЙ: В пятой главе «Бхагавад-гиты» Господь доказывает, что деятельность в преданном служении намного благотворнее сухих умственных рассуждений. Заниматься преданным служением гораздо легче, нежели последним, поскольку преданное служение, будучи по своей природе трансцендентным, освобождает живое существо от кармических последствий. Во второй главе излагались начальные знания о душе и её заключении в материальном теле. В ней также давались объяснения по поводу того, как можно вырваться из материального плена, воспользовавшись методом буддхи-йоги, или преданного служения. В третьей главе было объяснено что тот, кто расположен на уровне знания, не имеет более обязанностей, которые он должен исполнять. И, в четвёртой главе, Господь рассказал Арджуне, что все виды жертвенной деятельности достигают наивысшего проявления в знании. Однако, в конце четвёртой главы Господь советует Арджуне пробудиться и вступить в сражение, действуя на уровне совершенного знания. Таким образом, подчёркивая одновременно важность деятельности в преданном служении и бездействия в знании, Кришна озадачил Арджуну и поколебал его решимость. Арджуна понимал, что отречение в знании включает в себя прекращение всех видов деятельности, совершаемых ради удовлетворения чувств. Если же человек совершает работу в преданном служении, как он сможет прекратить действовать? Иными словами, он думает, что санньясам, или отречение в знании, предусматривает отречение от всякой деятельности вообще, поскольку деятельность и отречённость представляются ему несовместимыми. По-видимому, он не понимает, что деятельность, совершённая в полном знании, не приносит кармических реакций и значит, равносильна бездействию. Поэтому он спрашивает, следует ли ему отказаться от всякой деятельности в целом, или же работать в полном знании.

 

ТЕКСТ 2



шри-бхагаван увача
саннйасах карма-йогаш ча

 нихшрейаса-карав убхау
тайос ту карма-саннйасате

 карма-його вишишйате


шри-бхагаван увача - Личность Бога, сказал; саннйасах - отказ от деятельности; карма-йога - деятельность в преданности; ча - также; нихшрейаса-карау - ведущие к освобождению; убхау - и то, и другое; тайох - из двух; ту - но; карма-саннйасат - в сравнении с отказом от кармической деятельности; карма-йога - деятельность в преданности; вишишйате - лучше.

ПЕРЕВОД: Благословенный Господь сказал: отречение от деятельности, и деятельность в преданности одинаково хороши для освобождения. Но, из этих двух, деятельность в преданном служении лучше, чем отречение от деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Плодотворная деятельность (связанная с поиском чувственных удовольствий) является причиной материального порабощения. Пока человек занимается деятельностью, направленной на повышение уровня телесного комфорта, он, несомненно, будет переселяться в тела различных типов, тем самым постоянно продлевая сроки материального заточения. Шримад-Бхагаватам подтверждает это следующим образом:

нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа апрноти
на садху манйе йата атмано 'йам
асанн апи клеша-да аса дехаха

парабхавас тавад абодха-джато
йаван на джиджнасата атма-таттвам
йават крийас тавад идам мано ваи
карматмакам йена шарира-бандхаха

эвам манах карма-вашам прайункте
авидйайатманй упадхийамане
притир на йаван майи васудеве
на мучйате деха-йогена тават

«Люди, помешанные на чувственных удовольствиях, не знают, что их нынешнее тело, полное страданий, является результатом их прошлой кармической деятельности. Хотя это тело временное, оно постоянно создаёт проблемы во многих отношениях. Поэтому деятельность, связанная с удовлетворением чувств, не приносит блага. Считается, что человек живёт напрасно, если он не задаётся вопросом о природе кармической деятельности ради результатов, и до тех пор, пока он погружен в сознание чувственных удовольствий, он вынужден переселяться из одного тела в другое. Хотя ум, под влиянием невежества, может быть поглощён кармической деятельностью, человек должен развивать любовь к преданному служению Васудеве. Только тогда у него появится возможность вырваться из плена материального существования». (Бхаг. 5.5.4-6)

Поэтому, одной гьяны (или знания о том, что человек не есть это материальное тело, но индивидуальная душа) не достаточно для достижения освобождения. Необходимо действовать в статусе духовной души, в противном случае нет никакого спасения от материального рабства. Однако деятельность в сознании Кришны, не является деятельностью на кармической платформе. Деятельность, совершаемая в полном осознании, способствует нашему продвижению в истинном знании. Простой отказ от кармической деятельности, без сознания Кришны, фактически не очищает сердце обусловленной души. До тех пор, пока сердце не очищено, человек вынужден заниматься кармической деятельностью. Но деятельность в сознании Кришны автоматически помогает избежать кармических реакций, вместе с тем, не вынуждает опускаться на материальный уровень. Таким образом, действия в сознании Кришны всегда выше отречения, которое всегда влечёт за собой риск падения. Отречение без сознания Кришны является неполным, это подтверждает Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху»:

 

прапанчикатайа буддхйахари-самбандхи-вастунаха

мумукшубхих паритйаговаирагйам пхалгу катхйате

 

«Когда человек, стремящийся к освобождению, отрекается от вещей, которые имеют отношение к Верховной Личности Бога, считая их материальными, такое отречение называется неполным. Отречение является полным, когда оно основано на знании того, что всё сущее принадлежит Господу и ни одно живое существо не должно считать себя собственником чего бы то ни было». Необходимо осознать, что в действительности в этом мире нам ничего не принадлежит. Тогда, в чем заключён вопрос отречения? Тот, кто знает, что всё сущее является собственностью Кришны, всегда пребывает в отречении. Поскольку всё принадлежит Кришне, всё должно использоваться в служении Кришне. Эта совершенная форма деятельности в сознании Кришны гораздо лучше, чем любые попытки искусственного отречения санньяси из школы майявади.

 

ТЕКСТ 3



гьнейах са нитйа-саннйаси

йо на двешти на канкшати

нирдвандво хи маха-бахо

сукхам бандхат прамучйате

 

гьнейах - знай же; са - он; нитйа - всегда; саннйаси - отречённый; йа - кто; на - никогда; двешти - не испытывает отвращения; на - не; канкшати - стремится; ниридвандва - преодолевший влияние двойственности; хи - несомненно; маха-бахо - О могучерукий; сукхам - счастливо; бандхат - из плена; прамучйате - полностью освобождается.

 

ПЕРЕВОД: Тот, кто равно не стремится к плодам своей деятельности и не ненавидит их, считается всегда пребывающим в отречении. Такая личность, свободная от всех видов двойственности, легко преодолевает материальную обусловленность и полностью освобождается, О могучерукий Арджуна.

 

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто пребывает полностью в сознании Кришны всегда отречён, потому что он не испытывает ни ненависти, ни желания результатов своих действий. Такой отречённый, посвятивший себя трансцендентному любовному служению Господу, в полной мере обрёл знание, потому что он осознал своё конституциональное положение в отношениях с Кришной. Он хорошо знает, что Кришна - это целое, а он сам является неотъемлемой частичкой Кришны. Такое знание является совершенным, потому что оно верно и качественно, и количественно. Концепция единства с Кришной является неправильной, поскольку часть не может быть равна целому. Знание о том, что человек качественно тождественен Господу, но отличается от Него в количественном отношении, есть истинное трансцендентное знание, ведущее человека к состоянию полной самодостаточности, когда нечего больше желать и не о чем скорбеть. В его уме нет двойственности, поскольку всё, что он делает, он делает только для Кришны. Освободившись, таким образом, от двойственности, он свободен, даже в этом материальном мире. Начало формы

   

Конец формы

ТЕКСТ 4



санкхья-йогау притхаг балаха

 праваданти на пандитаха
экам апй астхита самйаге

 убхайор виндате пхалам

санкхья - аналитическое изучение материального мира; йогау - деятельность в преданном служении; притхак - различный; балаха - неразумные; праваданти - говорят; на - никогда; пандитаха - образованные; экам - в одном; апи - даже; астхита - будучи расположенным; самйак - полный; убхайор - обоих; виндате - наслаждается; пхалам - результат.

ПЕРЕВОД: Только невежда говорит о карма-йоге и преданном служении, как о чём то отличающимся от аналитического изучения материального мира (санкхьи). Те, кто действительно обладает знанием, говорят, что тот, кто следует по одному из этих путей, достигает результатов обоих.

КОММЕНТАРИЙ: Цель аналитического изучения материального мира заключается в том, чтобы найти душу всего сущего. Душой материального мира является Вишну, или Сверхдуша. Преданное служение Господу, влечёт за собой служение Сверхдуше. Один процесс - найти корень дерева, а другой - орошение этого корня. Истинный приверженец философии санкхьи сначала обнаруживает корень материального мира, Вишну, а затем, обретя совершенное знание, занимает себя в служении Господу. Поэтому, в сущности, между этими двумя методами самоосознания нет разницы, поскольку целью и того, и другого является Вишну. Те, кто не знает об этой высшей цели говорят, что цели санкхьи и карма-йоги не одинаковы, но тот, кто образован, тот знает общую цель этих различных процессов.

 

ТЕКСТ 5



йат санкхьяй прапйате стханам

тад йогаир апи гамйате
экам санкхьям ча йогам ча

йах пашйати са пашйати

 

йат - что; санкхьяй - посредством философии cанкхьи; прапйате - достигается; стханам - место; тат - это; йогаих - преданным служением; апи - также; гамйате - можно достичь; экам - один; санкхьям - аналитическое изучение; ча - и; йогам - деятельность в преданном служении; ча - и; йах - тот, кто; пашйати - видит; са - он; пашйати - действительно видит.

ПЕРЕВОД: Тот, кто знает что положение, достигнутое с помощью отречения, может быть также обретено путём деятельности в преданном служении и видит, следовательно, что путь преданного служения и путь отречения - это один путь, видит вещи, такими, какие они есть.

КОММЕНТАРИЙ: Истинная цель философского исследования заключается в поиске высшей цели жизни. Поскольку высшей целью жизни является самоосознание, нет никакой разницы между результатами достигаемыми посредством этих двух процессов. Изучая философию санкхьи, человек приходит к выводу о том, что живое существо не является частью материального мира; оно - неотъемлемая частица духовного целого. Следовательно, индивидуальная душа не имеет никакого отношения к материальному миру, и её деятельность должна быть связана со Всевышним. Когда она действует в сознании Кришны, она, фактически пребывает в своём естественном состоянии. Следуя процессу санкхьи, человек должен отрешиться от материи, а в процессе йоги преданности, развить в себе привязанность к деятельности ради Кришны. Фактически, оба процесса одинаковы, хотя на первый взгляд, кажется, что один из них подразумевает отречение, а другой - привязанность. Однако, отрешённость от материального и привязанность к Кришне - тождественны, по отношению одно к другому. Тот, кто обладает подобным видением, видит вещи в истинном свете.

 

ТЕКСТ 6



саннйасас ту маха-бахо

 духкхам аптум айогатаха
йога-йукто мунир брахма

 на чиренадхигаччхати

саннйасас - жизнь в отречении; ту - но; маха-бахо - О могучерукий; духкхам - несчастье; аптум - страдающий; айогатаха - не занимаясь преданным служением; йогайуктах - тот, кто занят преданным служением; муних - мыслитель; брахма - Всевышний; на - без; чирена - промедления; адхигаччхати - достигает.

ПЕРЕВОД: Простое отречение от всякой деятельности, не может сделать человека счастливым, за исключением того, кто занимается преданным служением Господу. Мудрецы, очищенные преданным служением, достигают Всевышнего без промедления.

КОММЕНТАРИЙ: Есть два класса санньяси, или людей, принявших отречённый уклад жизни. Майявади-санньяси занимаются изучением философии санкхьи, тогда как вайшнавы-санньяси изучают философию «Бхагаватам», который является авторитетным комментарием к «Веданта-сутре». Майявади-санньяси тоже изучают Веданта-сутру, но используют свой собственный комментарий, составленный Шанкарачарьей, который называется «Шарирака-бхашья». Последователи школы Бхагавата вовлечены в преданное служение Господу, в соответствии с предписаниями панчаратрики, и поэтому вайшнава-санньяси имеют множество обязанностей в трансцендентном служении Господу. Вайшнава-санньяси не имеют ничего общего с материальной деятельностью, и, тем не менее, они занимаются самой разнообразной деятельностью в преданном служении Господу. В отличие от них, майявади-санньяси, занимающиеся изучением философии санкхьи и «Веданты», и проводящие время в философских рассуждениях, не могут наслаждаться трансцендентным служением Господу. И поскольку такие занятия становятся иногда слишком скучны, то они, когда их иной раз утомляют размышления о Брахмане, принимают прибежище Шримад-Бхагаватам, не имея при этом истинного понимания. Вследствие этого изучение «Шримад-Бхагаватам» становится проблематичным. Сухие рассуждения и имперсональные интерпретации, искусственного характера, не приносят майявади-санньяси никакой пользы. Между тем, вайшнавы-санньяси, поглощённые преданным служением, счастливы выполнением своих трансцендентных обязанностей, и им гарантировано возвращение в царство Бога. Майявади-санньяси иногда падают с пути духовного самоосознания и снова возвращаются к материальной деятельности филантропического и альтруистического характера, и это не что иное, как материальные обязанности. Отсюда следует, что те, кто занимаются деятельностью в сознании Кришны, находятся в лучшем положении, чем санньяси, занятые только размышлениями о Брахмане, хотя они также приходят к сознанию Кришны, после многих рождений.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!