Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 21 страница



Соответственно они считают, что Высшее безлично. И так как они слишком погружены в материальное, мысль о сохранении личности после освобождения от материи пугает их. Когда они узнают, что духовная жизнь также индивидуальна и личностна, у них возникает страх перед возобновлением личностного существования, и поэтому они, естественно, предпочитают своего рода растворение в имперсональной пустоте. Обычно они сравнивают живые существа с пузырьками пены на поверхности океана, растворяющимися в океанских волнах. Таково высочайшее совершенство духовного бытия, которое может быть достигнуто без сохранения индивидуальной личности. Такого рода жизненная концепция пропитана страхом и лишена истинного знание о духовной реальности. Более того, есть множество людей, которые не могут даже представить себе возможность духовного существования. Запутавшись в многочисленных теориях и противоречиях различных философских концепций, они испытывают неприятие или гнев и приходят к бессмысленному заключению о том, что высшей причины не существует и что все, в конечном счёте, есть пустота. Такие люди находятся в болезненном, обусловленном состоянии жизни. Некоторые люди слишком привязаны к материальному, и поэтому не уделяют должного внимания духовной жизни, другие хотят раствориться в высшей духовной причине, третьи же, от безысходности не верят ни во что, испытывая неприязнь к всевозможным духовным концепциям. Последние находят прибежище в различного рода интоксикациях, и вызванные ими галлюцинации иногда принимаются за духовное видение. Необходимо избавиться от всех трёх форм привязанности к материальному миру: отрицания духовной жизни, страха перед отождествлением себя с духовной личностью, концепции пустоты, в основе которой лежит разочарование жизнью. Чтобы освободиться от этих трёх стадий материалистической концепции жизни, человек должен принять полное прибежище у Господа, под руководством истинного духовного учителя, и следовать всем правилам и регулирующим принципам преданного служения. Высшей ступенью преданности является бхава, или трансцендентная любовь к Господу.

Согласно «Бхакти-расамрита-синдху», наука преданного служения описывается следующим образом:

адау шраддха татах садху- санго 'тха бхаджана-крийа
тато 'нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татаха
атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамаха

«Для начала человеку необходимо иметь стремление к самоосознанию. Это приведёт к тому, что он будет пытаться общаться с людьми, достигшими высокого духовного уровня. На следующей стадии человек получает посвящение от возвышенного духовного учителе, и, следуя его указаниям, новообращённый преданный начинает процесс преданного служения. Человек, исполняющий преданное служение под руководством духовного учителя, освобождается от всех материальных привязанностей, достигает устойчивости в процессе самоосознания, и обретает вкус к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне. Этот вкус приводит в дальнейшем к развитию привязанности к сознанию Кришны, которая созревает до уровня бхавы, или начальной стадии трансцендентной любви к Господу. Подлинная любовь к Богу называется према, это высочайшая ступень совершенства жизни». Находясь на уровне премы, человек постоянно занят трансцендентным любовным служением Господу. Таким образом, постепенно продвигаясь по пути преданного служения, под руководством истинного духовного учителя, человек может достичь высочайшего уровня, освободившись от всех материальных привязанностей, от страха перед тем, что он является индивидуальной духовной личностью, и от разочарований, приводящих в результате к философии пустоты. И затем, в конечном счёте, он сможет достичь обители Верховного Господа.

 

ТЕКСТ 11



йе йатха мам прападйанте
тамс татхаива бхаджамй ахам
мама вартманувартанте
манушйах партха сарвашаха

 

йе - все они; йатха - как; мам - Мне; прападйанте - предаются; тан - им; татха - так; эва - непременно; бхаджами - награждаю; ахам - Я; мама - Моему; вартма - по пути; анувартанте - следуют; манушйах - все люди; партха - О сын Притхи; сарвашаха - во всех отношениях.

ПЕРЕВОД: Как люди предаются Мне, так Я, соответственно, и вознаграждаю их. Каждый во всем следует Моим путём, О сын Притхи.

КОММЕНТАРИЙ: Каждый ищет Кришну в Его различных аспектах и проявлениях. Кришна, Верховная Личность Бога, может быть частично осознан в Его безличном аспекте, сиянии брахмаджйоти, а также как всепроникающая Сверхдуша, пребывающая во всём, включая атомные частицы. Но только чистые преданные Кришны могут осознать Его полностью. Следовательно, Кришна является объектом познания каждого человека, и, следовательно, желание каждого человека обрести Его в том или ином аспекте исполняется. Также и в трансцендентном мире, Кришна отвечает взаимностью Своим чистым преданным, соответственно их трансцендентному отношению к Нему, как они того желают. Один преданный может относиться к Кришне, как к высшему повелителю, другой хочет, чтобы Он был его личным другом, третий желает, чтобы он был Его сыном, а четвёртый - возлюбленным. Кришна награждает всех преданных равно, в соответствии с силой их любви к Нему. Подобная взаимность существует и в материальном мире, где они в равной степени обмениваются чувствами с Господом, в зависимости от формы их поклонения. Чистые преданные, как здесь, так и в духовной обители, общаются с Господом лично, и способны оказывать Ему персональное служение, обретая, таким образом, трансцендентное блаженство, в любовном служении. Что же касается имперсоналистов, которые хотят совершить духовное самоубийство посредством уничтожения индивидуального существования живого существа, Кришна помогает также и им, позволяя раствориться в Своём сиянии. Подобные имперсоналисты не соглашаются признать вечную, исполненную блаженства Личность Бога; следовательно, отказавшись от своей индивидуальности, они не могут наслаждаться счастьем трансцендентного личного служения Господу. Те из них, кто не смог утвердиться даже в имперсональном существовании, возвращаются в этот материальный мир, чтобы проявить своё дремлющее желание деятельности. Они не допускаются на духовные планеты, но им даётся новый шанс действовать на материальных планетах. Господь, в качестве ягьешвары, вознаграждает тех, кто трудятся ради плодов своей деятельности, даруя им всё желаемое за исполнение предписанных обязанностей; также и йоги, стремящиеся к обретению мистических сил, получают их в награду от Господа. Иными словами, успех каждого живого существа зависит только от Его милости, и все виды духовных процессов являются лишь разными степенями успеха на одном и том же пути. И, поэтому, пока человек не придёт к высшему совершенству сознания Кришны, все его усилия остаются незавершёнными, как это утверждается в «Шримад-Бхагаватам»:

акамах сарва-камо ва мокша-кама удара-дхихи
тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам

«Не имеет ли человек желаний (состояние преданных), желает ли получить награду за свой труд, или уже освобождён, он должен прилагать все усилия, пытаясь поклоняться Верховной Личности Бога ради достижения полного совершенства, высшего уровня сознания Кришны (Бхаг., 2.3.10)».

 

ТЕКСТ 12



канкшантах карманам сиддхим
йаджанта иха деватаха
кшипрам хи мануше локе
сиддхир бхавати карма-джа

канкшантах - желая; карманам - кармической деятельности; сиддхим - совершенство; йаджанте - поклоняются, совершая жертвоприношения; иха - в материальном мире; деватаха - полубоги; кшипрам - очень быстро; хи - конечно; мануше - в человеческом обществе; локе - в этом мире; сиддхих бхавати - становятся успешными; кармаджа - кармическая деятельность.

ПЕРЕВОД: Люди этого мира желают добиться успеха в кармической деятельности, и поэтому они поклоняются полубогам. И, несомненно, в этом мире они быстро обретают плоды такой деятельности.
КОММЕНТАРИЙ: Существует неверное представление о богах и полубогах этого материального мира, руководствуясь которым недостаточно разумные люди, выдающие себя за больших учёных, принимают полубогов за различные формы Верховного Господа. В действительности же, полубоги не являются различными формами Бога, они - Его различные неотъемлемые частички. Бог один, а Его неотъемлемых частиц множество. Веды говорят: нитйо нитйанам - Бог один. Ишвара парама кришна. Верховный Господь один - Кришна, наделяющий полубогов определёнными полномочиями для того, чтобы они управляли этим материальным миром. Эти полубоги являются живыми существами (нитйанам), наделённые, в разной степени, материальным могуществом. Они не могут быть равны Верховному Господу Нараяне, Вишну, или Кришне. Всякий, кто думает, что Господь и полубоги находятся на одном уровне, называется атеистом, или пашанди. Даже великие полубоги, такие, как Брахма и Шива, не могут сравниться с Верховным Господом. В действительности такие полубоги, как Брахма и Шива, поклоняются Господу (шива-виринчи-нутам). И всё же, как ни странно, в человеческом обществе существует много лидеров, которых почитают недалёкие люди, вследствие заблуждений вроде антропоморфизма или зооморфизма. Иха деватах обозначает могущественного человека или полубога в этом материальном мире. Но Нараяна, Вишну, или Кришна, Верховная Личность Бога, не принадлежит этому миру. Он выше его, или трансцендентен к этому творению. Даже Шрипада Шанкарачарья, лидер имперсоналистов, подтверждает, что Нараяна, или Кришна, находится за пределами этого материального творения. Тем не менее, глупцы (хрит-ангьяна) поклоняются полубогам, потому что они хотят немедленных результатов. И они получают их, но не осознают того, что приобретённое подобным образом временно и предназначается для людей с невысоким интеллектом. Разумный человек, сознающий Кришну, не испытывает необходимости поклоняться полубогам, ради немедленных, но временных результатов. Полубоги этого материального мира, так же, как и их почитатели, исчезнут с его уничтожением. Благодеяния, совершаемые полубогами, материальны и временны. И материальные миры, и их обитатели, включая полубогов и почитающих их - лишь пузырьки в космическом океане. Тем не менее, в этом мире человеческое общество помешано на временных вещах, таких как материальное богатство, обладание землёй, семьёй, и разного рода комфортом. Ради обладания этими временными вещами люди поклоняются полубогам или сильным мира сего. Если человек получил министерский портфель в правительстве, выслужившись перед каким-то политическим лидером, он считает своё достижение великим благом. Все они, таким образом, преклоняются перед так называемыми лидерами, «большими шишками», ради достижения временных благ, и действительно получают их. Эти глупцы не заинтересованы в сознании Кришны, приводящего к разрешению всех трудностей материального существования. Все они стремятся к чувственным наслаждениям и, даже ради мизерной возможности удовлетворить свои чувства, склонны поклоняться наделённым определённой властью живым существам - полубогам. Этот стих указывает на то, что люди редко интересуются сознанием Кришны. Большей частью они заинтересованы в получении материальных удовольствий, и поэтому они поклоняются какому-либо могущественному живому существу.

 

ТЕКСТ 13



чатур-варнйам майя сриштам
гуна-карма-вибхагашаха
тасйа картарам апи мам
виддхй акартарам авйайам

чатур-варнйам - четыре подразделения человеческого общества; майя - Мной; сриштам - созданные; гуна - качества; карма - работа; вибхагашаха - с точки зрения разделения; тасйа - этого; картарам - отец; апи - хотя; мам - Мне; виддхи - ты можешь знать; акартарам - как не исполнитель; авйайам - будучи неизменным.

ПЕРЕВОД: В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай, что, хотя Я создатель этой системы, Сам Я, будучи неизменным, непричастен к какой-либо деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Господь является творцом всего сущего. Всё порождается Им, и всё Им поддерживается, и, после уничтожения, всё покоится в Нём. Следовательно, Он является и создателем четырёх сословий, составляющих социальную структуру общества; начиная с сословия интеллектуальных людей, называемых брахманами, вследствие того, что они находятся под влиянием гуны благости. Затем следует сословие администраторов, которые называются кшатриями, и находятся под воздействием гуны страсти. Люди торгового сословия, называемые вайшьями, находятся под смешанным воздействием гун страсти и невежества, и шудры, или рабочий класс, находятся под влиянием гуны невежества. Но, несмотря на то, что Господь сотворил эти четыре класса человеческого общества, Он, Кришна, не принадлежит ни к одному из них, потому что Он не является одной из обусловленных душ, часть которых формирует человеческое общество. Человеческое общество подобно любому другому обществу животных, но для того, чтобы человек мог подняться над животным уровнем и систематически развивать сознание Кришны, Господом были созданы вышеупомянутые сословия. Стремление человека к определённому виду деятельности определяется воздействием на него тех гун материальной природы, которые он приобрёл. Признаки влияния различных гун материальной природы на жизнь человека описываются в восемнадцатой главе этой книги. Человек, сознающий Кришну, однако, находится даже выше брахмана, потому что качества брахмана предполагают знание о Брахмане, и достижение знания о Высшей Абсолютной Истине. Большинство из них осознают имперсональный Брахман - проявление Господа Кришны, и только тот, кто выходит за пределы ограниченного знания о Брахмане и достигает знания о Верховной Личности Бога, Господе Шри Кришне, становится сознающим Кришну, или, другими словами, становится вайшнавом. Сознание Кришны включает в себя знание обо всех полных экспансиях Кришны, а именно: о Раме, Нрисимхе, Варахе и других. Однако, как Кришна трансцендентен по отношению к системе разделения общества на четыре сословия, так и человек, сознающий Кришну, трансцендентен ко всем подразделениям человеческого общества, рассматриваем ли мы деление на социальные группы, нации или расы.

 

ТЕКСТ 14



на мам кармани лимпанти
на ме карма-пхале сприха
ити мам йо 'бхиджанати
кармабхир на са бадхйате

на - никогда; мам - не Меня; кармани - все виды работы; лимпанти - влияют; на - не; ме - Моей; карма-пхале - в кармической деятельности; сприха - стремление; ити - таким образом; мам - Мне; йа - тот, кто; абхиджанати - знает; кармабхих - последствия такой работы; на - никогда; са - он; бадхйате - запутывается.

ПЕРЕВОД: Никакая деятельность не может осквернить Меня, и Я не стремлюсь к плодам её. Тот, кто осознаёт эту истину обо Мне, также не запутывается в кармических последствиях своей деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Так же как, согласно существующим в этом материальном мире конституциональным законам, царь не может поступать неправильно, и на него не распространяются законы самого государства, также и Господь, хотя и является творцом этого материального мира, не подвергается его воздействию. Он творит, но остаётся в стороне от Своего творения, тогда как живые существа запутываются в кармических результатах материальной деятельности из-за их склонности господствовать над материальными ресурсами. Владелец предприятия не несёт ответственности за правильные или неправильные поступки своих рабочих, они сами отвечают за них. Живые существа погружены в соответствующую их наклонностям деятельность для удовлетворения чувств, но такая деятельность не предписана Господом. Ради прогресса в наслаждении чувств, живые существа вовлекаются в деятельность этого мира, стремясь к обретению райского счастья после смерти. Господь же, будучи полностью самодостаточным, не очаровывается так называемым небесным счастьем. Небесные полубоги - только Его исполнительные слуги. Хозяин никогда не желает низкосортного счастья, о котором могут мечтать Его подчинённые. Господь находится в стороне от материальной деятельности и её последствий. К примеру, дожди не несут ответственности за различные виды растительности, появляющейся на земле, хотя без этих дождей вегетативный рост невозможен. Ведическая смрити подтверждает это следующим образом:

нимитта-матрам эвасау сриджйанам сарга-кармани
прадхана-карани-бхута йато ваи сриджйа-шактайаха

«Господь — высшая причина возникновения всего, что существует в материальных вселенных. Непосредственной же причиной является материальная природа, проявляющая эти вселенные». Существует большое разнообразие среди сотворённых существ: это полубоги, человеческие существа, низшие животные, и на всех них оказывают влияние их прошлые хорошие или плохие поступки. Господь только создаёт им надлежащие условия для такой деятельности, регулируя это гунами природы, но Он никогда не несёт ответственности за их прошлую и настоящую деятельность. «Веданта-сутра» подтверждает, что Господь никогда не испытывает пристрастия к какому-либо живому существу. Живое существо само отвечает за свои собственные действия. Господь только предоставляет условия через посредство материальной природы, внешней энергии. Тот, кто обладает полным знанием всех хитросплетений этого закона кармы, или деятельности ради её плодов, не затрагивается последствиями такой деятельности. Другими словами, тот, кто осознаёт трансцендентную природу Господа, сведущ в сознании Кришны и, таким образом, не подвергается действию законов кармы. Тот же, кто не знает трансцендентной природы Господа и думает, что деяния Господа направлены на получение материальных результатов, как действия обычных живых существ, безусловно, запутывается в сети кармических реакций. Но тот, кто познал Высшую истину, есть освобождённая душа, утвердившаяся в сознании Кришны.

 

ТЕКСТ 15



эвам гьятва критам карма
пурваир апи мумукшубхихи
куру кармаива тасмат твам
пурваих пурватарам критам

эвам - таким образом; гьятва - хорошо зная; критам - было исполнено; карма - работа; пурваих - авторитетами прошлого; апи - хотя; мумукшубхихи - которые достигли освобождения; куру - просто исполняй; карма - предписанные обязанности; эва - непременно; тасмат - поэтому; твам - ты; пурваих - предшественниками; пурва-тарам - в древние времена; критам - как исполнялись.

ПЕРЕВОД: В древние времена все освобождённые души действовали с таким пониманием, и так обрели освобождение. Поэтому, подобно предшественникам, тебе следует исполнять свой долг в этом божественном сознании.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!