Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 23 страница



 

ТЕКСТ 25



даивам эвапаре ягьям
йогинах парйупасате
брахмагнав апаре ягьям
ягьенаивопаджухвати

даивам - в поклонении полубогам; эва - таким образом; апаре - некоторые; ягьям - жертвоприношение; йогинах - йоги-мистики; парйупасате - поклоняются совершенно; брахма - Абсолютная Истина; агнау - в огне; апаре - другие; ягьям - жертвоприношение; ягьена - жертвоприношением; эва - так; упаджухвати - поклоняются.

ПЕРЕВОД: Одни йоги совершенным образом поклоняются полубогам, предлагая им различные жертвоприношения, другие же возносят жертвы на огонь Верховного Брахмана.

КОММЕНТАРИЙ: Как описывалось выше, человек, занятый исполнением обязанностей, в сознании Кришны, также называется совершенным йогом, или первоклассным мистиком. Но есть и другие йоги: те, кто совершают подобные жертвоприношения, поклоняясь полубогам, и те, кто приносит жертвы Высшему Брахману, или безличной ипостаси Верховного Господа. Таким образом, существуют различные виды жертвоприношений, с точки зрения различных категорий поклоняющихся. Такое подразделение жертвоприношений на различные категории, в зависимости от того, кто их совершает, весьма поверхностно. Настоящее жертвоприношение подразумевает удовлетворение Верховного Господа, Вишну, который также известен как Ягья. Все различные типы жертвоприношений можно разделить на две основные группы: принесение в жертву материальных предметов и жертвоприношения, совершаемые ради обретения духовного знания. Те, кто сознают Кришну, жертвуют свою материальную собственность Верховному Господу, в то время как другие, желающие временного материального счастья, жертвуют материальную собственность, стремясь удовлетворить полубогов, таких как Индра, бог Солнца и другие. Имперсоналисты же, жертвуют своей индивидуальностью, растворяясь в существовании безличного Брахмана. Полубоги - это могущественные живые существа, назначенные Верховным Господом поддерживать и контролировать все материальные функции вселенной, такие как тепло, вода и свет. Те, кто заинтересованы в получении материальных благ, поклоняются полубогам, совершая разнообразные жертвоприношения, в соответствии с ритуалами Вед. Таких людей называют баху-ишвара-вади, что означает «верующие во многих богов». Другая категория людей - те, кто поклоняются имперсональному аспекту Абсолютной Истины, и считают полубогов существующими лишь временно, - жертвуют высшему огню индивидуальное «Я» и, таким образом, прекращают своё индивидуальное существование, погружаясь в бытие Всевышнего. Такие имперсоналисты проводят своё время в философских размышлениях, пытаясь постичь трансцендентную природу Высшего. Другими словами, те, кто работают ради плодов деятельности, приносят в жертву материальную собственность для обретения мирских удовольствий, тогда как имперсоналисты жертвуют своим материальным самоотождествлением ради того, чтобы погрузиться в бытие Всевышнего. Для имперсоналиста огненным алтарём жертвоприношения является Высший Брахман, а подношением - собственная индивидуальность, сжигаемая в огне Брахмана. Однако человек, сознающий Кришну, подобно Арджуне, жертвует всем ради удовлетворения Кришны, таким образом, вся его материальная собственность, также, как и он сам - все жертвуется Кришне. Таким образом, преданный становится первоклассным йогом, но не утрачивает своего индивидуального существования.

 

ТЕКСТ 26



шротрадининдрийанй анйе
самйамагнишу джухвати
шабдадин вишайан анйе
индрийагнишу джухвати

шротра-адини - слух; индрийани - чувства; анйе - другие; самйама - ограничения; агнишу - на огонь; джухвати - приносят; шабда-адин - звук и прочие; вишайан - объекты, доставляющие наслаждение чувствам; анйе - другие; индрийа - органы чувств; агнишу - на огонь; джухвати - жертвуют.

ПЕРЕВОД: Некоторые из них приносят в жертву процесс слушания и другие чувства на огонь контроля ума, а другие приносят на жертвенный огонь объекты чувств, такие как звук.

КОММЕНТАРИЙ: Четыре уклада человеческой жизни, именуемые: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, предназначены для того, чтобы помочь людям стать совершенными йогами, или трансценденталистами. Поскольку человеческая жизнь даётся не для того, чтобы наслаждаться чувственными удовольствиями подобно животным, четыре уклада человеческой жизни устроены таким образом, чтобы человек мог достичь совершенства в духовной жизни. Брахмачари, или ученики, под руководством истинного духовного учителя, контролируют ум, воздерживаясь от чувственных удовольствий. В этом стихе упоминается, что они жертвуют в огонь контроля ума процесс слушания и чувства. Брахмачари слушают только то, что относится к сознанию Кришны; слушание является основой для понимания, и поэтому безупречный брахмачари полностью поглощён харер наманукиртанам - воспеванием и слушанием славы Господа. Он ограждает себя от восприятия материальных звуков, его слух поглощён трансцендентной звуковой вибрацией Харе Кришна, Харе Кришна. Подобным образом, домохозяева, которым дозволено удовлетворять чувства, делают это с большими ограничениями. Сексуальная жизнь, употребление интоксикаций и мясоедение являются основными склонностями человеческого общества, но предписания для домохозяев не поощряют неограниченную сексуальную жизнь, равно как и другие виды чувственных удовольствий. Поэтому в цивилизованном человеческом обществе существует институт брака, базирующийся на принципах религиозной жизни, поскольку это - средство ограничения половой жизни. Тот, кто ведёт ограниченную половую жизнь, не испытывая привязанности к ней, также совершает ягью, жертвуя стремлением к удовлетворению чувств во имя возвышенной, духовной жизни.

 

ТЕКСТ 27



сарваниндрийа-кармани
прана-кармани чапаре
атма-самйама-йогагнау
джухвати гьяна-дипите

сарвани - все; индрийа - чувств; кармани - действия; прана-кармани - перемещения жизненного воздуха; ча - также; апаре - другие; атма-самйама - обуздания ума; йога - связующего метода; агнау - на огонь; джухвати - приносят; гьяна-дипите - в стремлении к самоосознанию.

ПЕРЕВОД: Те, кто заинтересован в достижении самоосознания, что касается контроля ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств, так же как и жизненную силу (дыхание) на огонь контролируемого ума.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь упоминается система йоги, составленная Патанджали. В «Йога-сутре» Патанджали, душа описана как пратьяг-атма и параг-атма. До тех пор, пока душа привязана к удовлетворению чувств, она называется параг-атма. Душа подвергается воздействию десяти воздушных потоков, циркулирующих в теле, это можно ощутить в процессе тренировки дыхания. Система йоги Патанджали учит, с помощью особой техники, контролировать воздушные потоки в теле таким образом, чтобы, в конечном счёте, движение воздушных потоков способствовало очищению души от материальных привязанностей. В соответствии с этой системой йоги, конечной целью является достижение уровня пратьяг-атмы. Уровень пратьяг-атмы - есть отказ от материальной деятельности. Органы чувств находятся во взаимодействии с объектами чувств: ухо слышит звуки, глаза видят формы, нос различает запахи, язык ощущает вкус, а рука осязает предметы; таким образом, каждый из органов чувств занят деятельностью, не связанной с душой. Все это функции прана-вайу. Апана-вайу движется вниз, вйана-вайу выполняет функции сжатия и расширения, самана-вайу поддерживает равновесие, удана-вайу движется вверх, и когда человек просветляется, он направляет деятельность всех этих воздушных потоков на достижение самоосознания.

 

ТЕКСТ 28



дравйа-ягьяс тапо-ягьяха
йога-ягьяс татхапаре
свадхйайа-гьяна-ягьяш ча
йатайа самшита-вратаха

дравйа-ягья - принесение в жертву материальной собственности; тапа-ягья - жертвоприношения, которые выражаются в подвижничестве; йога-ягья - жертвоприношения, которые выражаются в занятиях восьмиступенчатой мистической йогой; татха - таким образом; апаре - другие; свадхйайа - жертвоприношения, которые выражаются в изучении Вед; гьяна-ягья - жертвоприношения, которые выражаются в усвоении духовного знания; ча - также; йатайа - просвещённые; самшита-вратаха - исполняющие суровые обеты.

ПЕРЕВОД: Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность и совершая суровые аскезы, принимая строгие обеты и занимаясь мистическими практиками восьмиступенчатой йоги, другие изучают Веды ради обретения трансцендентного знания.

КОММЕНТАРИЙ: Эти жертвоприношения можно отнести к различным категориям. Есть люди, которые жертвуют свою собственность, посредством разного рода благотворительности. В Индии богатые бизнесмены и аристократы открывают разнообразные благотворительные институты, такие как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалайа, видйапитха и т. д. В других странах также существует множество больниц, домов для престарелых и других заведений подобного рода, предназначенных для бесплатной раздачи пищи, образования и медицинского обслуживания неимущих. Все эти виды благотворительной деятельности называются дравйамайя-ягья. Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение в жизни или подняться на райские планеты вселенной, добровольно подвергают себя аскезам разных типов, таких как чандрайана и чатурмасйа. Следуя этим путём, они принимают суровые обеты и ведут жизнь, соответственно определённым строгим правилам. Например, тот, кто даёт обет чатурмасйа, не должен бриться в течение четырёх месяцев в году (с июля по октябрь), не должен есть определённые виды продуктов, не должен есть дважды в день и не должен выходить из дома. Жертвуя жизненными удобствами, человек совершает тапомайя-ягью. Люди другой категории занимаются различными видами мистической йоги, такими как йога Патанджали (с целью погрузиться в бытие Aбсолюта), хатха-йога или аштанга-йога (для того, чтобы овладеть определёнными способностями). А некоторые путешествуют по святым местам паломничества. Все эти практики объединены названием йога-ягья - жертвоприношения целью, которых является достижение определённого вида совершенства в материальном мире. Есть люди, которые посвящают себя изучению различных ведических писаний, в особенности «Упанишад» и «Веданта-сутры», или философии Санкхьи. Эти виды деятельности называются свадхйайа-ягья, или жертвоприношение через овладения знанием. Все эти йоги совершают различные виды жертвоприношений, с верой в то, что таким образом им удастся достичь более высокого уровня бытия. Однако метод сознания Кришны отличается тем, что он является прямым служением Верховному Господу. Ни один из перечисленных выше видов жертвоприношений не даёт возможности обрести сознание Кришны; его можно достичь только по милости Господа и Его истинного преданного. Поэтому сознание Кришны является трансцендентным.

 

ТЕКСТ 29

 


апане джухвати пранам

 пране 'панам татхапаре
пранапана-гати руддхва
пранайама-парайанаха
апаре нийатахараха
пранан пранешу джухвати

 

апане - в нисходящем воздушном потоке; джухвати - приносят в жертву; пранам - поток воздуха, выходящий наружу; пране - в потоке воздуха, выходящем наружу; апанам - нисходящий воздушный поток; татха - а также; апаре - другие; прана - потока воздуха, движущегося наружу; апана - и нисходящего воздушного потока; гати - движения; руддхва - остановив; прана-айама - транс, который наступает в результате полного прекращения дыхания; парайанаха - те, чья цель; апаре - другие; нийата - упорядочено; ахарах - потребление пищи; пранан - потоки воздуха, движущиеся наружу; пранешу - в потоки воздуха, выходящие наружу; джухвати - приносят в жертву.

ПЕРЕВОД: Есть даже те, кто склонен сдерживать процесс дыхания, оставаясь в трансе; они практикуют задержку выдоха на переходе во вдох и вдох на переходе в выдох, в конце концов, прекращают дышать вообще и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят в жертву выдыхаемый воздух.

КОММЕНТАРИЙ: Система йоги, позволяющая управлять процессом дыхания, называется пранаямой; заниматься ей начинают на ступени хатха-йоги, осваивая различные сидячие позы. Все эти приёмы рекомендуются для того, чтобы контролировать чувства по мере продвижения к духовному самоосознанию. Практика пранаямы включает в себя управление воздушными потоками в теле, с возможностью синхронного перенаправления их движения. Апана - это нисходящий воздушный поток, а прана - восходящий. Йог, занимающийся пранаямой, учится направлять потоки воздуха в обратную сторону, пока они не придут в равновесие (пурака). Подобным образом, когда выдыхаемый воздух предлагается вдыхаемому - это называется речака. Когда же оба воздушных потока полностью останавливаются - это называется кумбхака-йога. Практикуя кумбхака-йогу, йоги увеличивают продолжительность жизни на много, много лет. Однако, человек сознающий Кришну, будучи постоянно погруженным в процесс трансцендентного любовного служения Господу, автоматически обретает способность управлять чувствами. Его чувства, постоянно поглощённые служением Кришне, не имеют никаких шансов заниматься чем-либо другим. Итак, в конце жизни, преданный естественным образом переносится в духовную обитель Господа Кришны, следовательно, он не пытается увеличить продолжительность своей жизни. Он сразу поднимается на уровень освобождения. Человек, сознающий Кришну, начинает с трансцендентного уровня и постоянно пребывает в таком состоянии сознания. Поэтому он никогда не падает и в конце жизни немедленно переносится в царство Бога. Умеренность в еде достигается автоматически, когда человек ест только кришна-прасадам, пищу, первоначально предложенную Господу. Умеренность в потреблении пищи очень облегчает процесс обуздания чувств. А тот, кто не управляет чувствами, не сможет вырваться из материального плена.

 

ТЕКСТ 30



сарве 'пй эте ягья-видаха
ягья-кшапита-калмашаха
ягья-шиштамрта-бхуджаха
йанти брахма санатанам

сарве - все; апи - хотя (несмотря на внешние различия); эте - эти; ягья-видаха - те, кому известна цель жертвоприношений; ягья-кшапита - устранены в результате совершенных жертвоприношений; калмашаха - те, чьи грехи; ягья-шишта - плодов этих жертвоприношений; амрта-бхуджаха - те, кто изведал нектарный вкус; йанти - достигают; брахма - высшей; санатанам - вечной обители.

ПЕРЕВОД: Все они, понимающие значение этих жертвоприношений, очищаются от греховных реакций и, изведав нектарный вкус их плодов, достигают высшей вечной атмосферы.

КОММЕНТАРИЙ: Приведённые выше описания различных жертвоприношений, включающих в себя принесение в жертву собственности, изучение Вед или философских учений и занятия йогой, свидетельствуют о том, что все жертвоприношения совершаются с одной целью - обуздать чувства. Стремление к наслаждению чувств является коренной причиной материального существования; поэтому, до тех пор, пока человек не достигнет состояния отречённости от чувственных удовольствий, он не сможет достичь вечного уровня бытия, исполненного знания, блаженства и полного жизни. Этот уровень бытия является вечной атмосферой или атмосферой Брахмана. Все вышеупомянутые виды жертвоприношений помогают человеку очиститься от греховных реакций материального существования. Тот, кто совершает жертвоприношения, не только обретает счастье и богатство в этой жизни, но и, в конечном итоге, возвращается в вечное царство Бога: либо сливается с сиянием безличного Брахмана, либо вступает в общение с Верховной Личностью Бога, Кришной.

 

ТЕКСТ 31



найам локо 'стй аягьясйа
куто 'нйах куру-саттама

на - не; айам - эта; лока - планета; асти - является; аягьясйа - того, кто не совершает жертвоприношений; кутах - где; анйах - другая; куру-сат-тама - О лучший из Куру.

ПЕРЕВОД: О лучший из династии Куру, тот, кто не совершает жертвоприношений, никогда не будет счастлив на этой планете или в этой жизни, что же тогда говорить о следующей?

КОММЕНТАРИЙ: В какой бы форме жизни ни находилось живое существо в материальном мире, оно неизменно пребывает в неведении о своей истинной природе. Другими словами, существование в материальном мире является следствием бесчисленных реакций нашей греховной жизни. Невежество является причиной греховной жизни, а греховная жизнь является причиной материального существования. Человеческая форма жизни - единственная лазейка, через которую можно выбраться из этого затруднительного положения. Поэтому Веды дают шанс на спасение, указывая пути религии, экономического процветания, регламентируемого удовлетворения чувств и, наконец, дают способы полного избавления от материальных страданий. Путь религии, или совершение рекомендованных выше жертвоприношений, автоматически решает наши экономические проблемы. Посредством совершения ягьи мы можем иметь достаточное количество пищи, молока и т. д. даже в условиях так называемого перенаселения Земли. Когда же насущные потребности тела полностью удовлетворены, следующей стадией, естественно, является удовлетворение чувств. Поэтому Веды предписывают людям вступать в освящённый брак, в рамках которого они могут удовлетворять потребности своих чувств. Таким образом, человек постепенно освобождается из материального плена и на высшей, совершенной ступени освобождения вступает в общение с Верховным Господом. Совершенство достигается с помощью исполнения ягьи (жертвоприношения), как описывалось выше. Но, если человек не хочет совершать рекомендованные в Ведах ягьи, как он может надеяться на обретение счастья в жизни? На райских планетах существуют различные уровни материального комфорта, и во всех случаях огромное счастье уготовано тем, кто совершает ягьи различных видов. Однако самого наивысшего счастья, человек может достичь, поднявшись на планеты духовного мира, посредством практики сознания Кришны. Поэтому жизнь в сознании Кришны является решением всех проблем материального бытия.

 

ТЕКСТ 32



эвам баху-видха ягьяха
витата брахмано мукхе
карма-джан виддхи тан сарван
эвам гьятва вимокшйасе


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!