Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 20 страница



 

ТЕКСТ 6



аджо 'пи санн авйайатма
бхутанам ишваро 'пи сан
пракритим свам адхиштхайа
самбхавамй атма-майяйа

аджо - нерождённый; апи - хотя; сан - будучи таковым; авйайа - без тления; атма - тело; бхутанам - всех тех, кто рождён; ишвара - Верховный Господь; апи - хотя; сан - будучи таковым; пракритим - в трансцендентной форме; свам - Меня; адхиштхайа - будучи в таком положении; самбхавами - Я воплощаюсь; атма-майяйа - Моей внутренней энергией.

ПЕРЕВОД: Хотя Я - нерождённый, и Моё трансцендентное тело нетленно, хотя Я - Господь всех живых существ, Я, всё же, в каждое тысячелетие являюсь в Своём изначальном трансцендентном образе.

КОММЕНТАРИЙ: Господь говорит о характерной особенности Своего рождения: хотя Он может явиться подобно обычному человеку, Он помнит все Свои многие, многие прошлые «рождения», в то же время, как обычный человек не помнит даже то, что он делал несколько часов назад. Если кого-нибудь спросить, что он делал в это же самое время днём раньше, то обычному человеку будет трудно сразу ответить на этот вопрос. Ему, несомненно, придётся напрячь свою память, чтобы вспомнить, в точности, всё, что он делал в это же время накануне. И всё же, зачастую, некоторые люди осмеливаются провозглашать себя Богом, или Кришной. Не следует принимать всерьёз подобные бессмысленные заявления. Затем Господь снова объясняет Свою пракрити, или Свою форму. Пракрити означает «природа», так же как сварупа, или чья-либо собственная форма. Господь говорит, что Он появляется в Своём собственном теле. Он не меняет своё тело, как обычное живое существо, переходящее из одного тела в другое. Обусловленная душа может иметь один тип тела в этом рождении, и другой - в следующем. В материальном мире живое существо не имеет постоянного тела, а переселяется из одного тела в другое. Однако Господь не делает этого. Когда бы Он ни являлся, Он делает это в том же изначальном теле, благодаря Его внутренней энергии. Другими словами, Кришна является в этом материальном мире в Своей изначальной вечной форме, с двумя руками, держащими флейту. Он появляется в Своём нетленном теле, которого не может коснуться скверна материального мира. Хотя Он является в том же трансцендентном теле и является Господом Вселенной, всё же может показаться, что Он принимает рождение, подобно обычному живому существу. Несмотря на то, что Его тело вечно, кажется, что Господь Кришна растёт от детства к отрочеству и от отрочества к юности. Но, как это ни удивительно, достигнув юношеского возраста, Он больше не меняется. Во время битвы при Курукшетре у Него было множество правнуков, или, другими словами, по материалистическим подсчётам, он был в достаточно пожилом возрасте. И всё же Он выглядел как молодой человек в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет. Мы никогда не встречаем изображений Кришны в преклонном возрасте, потому что Он никогда не стареет, как мы, хотя и является наистарейшей личностью во всём творении - в прошлом, настоящем и будущем. Ни Его тело, ни Его разум не подвержены разрушению или изменениям. Поэтому становится ясным, что, несмотря на то, что Он существует в материальном мире, Он существует в нерождённый, вечной форме блаженства и знания, и Его трансцендентное тело и разум неизменны. Фактически, Его появление и исчезновение подобны восходу Солнца, движущемуся перед нами и затем исчезающему из поля зрения. Когда Солнце скрывается за горизонтом, мы считаем, что оно село, если же Солнце появляется перед нашими глазами, мы думаем, что оно взошло над горизонтом. В действительности же Солнце всегда находится на своём месте, но из-за несовершенства наших чувств мы считаем, что оно появляется и исчезает в небе. И так как появление и исчезновение Господа отличаются от появления и исчезновения обычного живого существа, очевидно, что Он, благодаря Своей внутренней энергии, есть вечное блаженство и знание, и Его никогда не касается материальная скверна. Веды также подтверждают, что Верховный Господь не рождён, хотя и кажется, что Он рождается в Своих многочисленных проявлениях. В других ведических произведениях также утверждается, что, хотя, кажется, что Господь принимает рождение, Он, однако, не меняет тела. В «Бхагаватам» описывается, как Он появляется перед Своей матерью в форме Нараяны, с четырьмя руками и всеми шестью знаками божественного совершенства. В соответствие со словарём Вишвакоша, Его явление в Его изначальной вечной форме есть проявление Его беспричинной милости. Господь осознаёт все свои предыдущие явления и уходы, но обычное живое существо забывает всё, что было связано с его прошлым телом, как только получает новое. Кришна - Господин всех живых существ, во время Своего пребывания на земле Он совершает чудесные подвиги, которые были бы не под силу человеку. Господь есть вечная Абсолютная истина, и нет разницы между Его формой и Им Самим, между Его свойствами и Его телом. Теперь может возникнуть вопрос, почему Господь нисходит в этот мир и уходит из него. Это будет объяснено в следующем стихе.

 

ТЕКСТ 7



йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата
абхйуттханам адхармасйа
тадатманам срджамй ахам


йада йада - когда бы ни; хи - непременно; дхармасйа - религии; гланих - расхождения; бхавати - проявляются; бхарата - О потомок Бхараты; абхйуттханам - преобладание; адхармасйа - безверия; тада - в то время; атманам - себя; срджами - проявляю; ахам - Я.

ПЕРЕВОД: Всякий раз, когда религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам, О потомок Бхараты.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе особое значение имеет слово «срджами». «Срджами» не может быть использовано в значении «творение», потому что, как говорилось в предыдущем стихе, формы или тела Господа не создаются, поскольку все формы существуют вечно. Поэтому «срджами» означает, что Господь проявляет Себя таким, какой Он есть. Хотя Господь и является в определённое время, а именно в конце Двапара-юги двадцать восьмого тысячелетия восьмого Ману в одном дне Брахмы, тем не менее Он не обязан следовать правилам и предписаниям, потому что Он полностью свободен в Своих действиях и волен поступать по Своему желанию. Таким образом, Он появляется по собственной воле тогда, когда в мире преобладает безбожие, и исчезает истинная религия. Религиозные принципы изложены в Ведах, и любое отклонение от правильного выполнения предписаний Вед делает человека атеистичным. В «Бхагаватам» утверждается, что такие принципы есть законы Бога. И лишь Сам Господь может создать систему религии. Известно также, что первоначально Господь рассказал Веды Брахме, открыв ему это знание из сердца. Поэтому принципы дхармы, или религии, являются прямыми указаниями Верховной Личности Бога (дхармам ту сакшад бхагават-пранитам). Эти правила ясно изложены в «Бхагавад-гите». Цель Вед состоит в том, чтобы установить эти принципы, по воле Верховного Господа, и в конце «Гиты» Господь прямо говорит, что высший принцип религии - преданность Ему и ничто более. Ведические принципы побуждают человека полностью предаться Господу; и, всякий раз, когда эти принципы нарушаются демонами, появляется Господь. Из «Бхагаватам» мы узнаём, что Господь Будда является воплощением Кришны, который явился в пору засилья материализма, когда материалисты использовали авторитет Вед в своих интересах. Хотя в Ведах есть некоторые ограничительные нормы и правила в отношении жертвоприношения животных для определённых целей, люди с демоническим складом ума совершали жертвоприношения животных, не считаясь с указаниями Вед. Господь Будда явился, чтобы остановить эти бессмысленные действия и установить ведические принципы неприменения насилия. Поэтому каждая аватара, или воплощение Господа, имеет определённую миссию, и все они описываются в священных писаниях. Никого не следует принимать за аватару, если о нём не упоминается в писаниях. Неверно думать, что Господь является только на земле Индии; Он может появиться в любом месте, и когда пожелает. В каждом Своём воплощении Он говорит о религии ровно столько, сколько может быть понято определёнными людьми при определённых обстоятельствах. Но цель всегда одна - привести людей к осознанию Бога и выполнению религиозных принципов. Иногда Господь нисходит лично, иногда Он присылает Своих истинных представителей в образе сына или слуги, или приходит Сам в какой-либо скрытой форме.

Принципы «Бхагавад-гиты» были изложены Арджуне, а вместе с ним и другим возвышенным душам, поскольку Арджуна по уровню своего развития значительно превосходил обыкновенных людей, жителей других частей света. Два плюс два равно четырём - это математическое равенство верно как для школьника, изучающего арифметику, так и для учёного-математика. И всё-таки высшая математика отличается от простой арифметики. Так и Господь во всех своих воплощениях учит нас одним и тем же законам, но в зависимости от разных обстоятельств они могут даваться на более высоком или более низком уровнях. Высшие религиозные принципы начинаются с принятия четырёх укладов и четырёх статусов социальной жизни, как это будет объяснено далее. Общая цель всех воплощений Кришны - пробудить сознание Кришны повсюду. И такое сознание проявляется или не проявляется в зависимости от различных обстоятельств.

 

ТЕКСТ 8

 


паритранайа садхунам
винашайа ча душкритам
дхарма-самстхапанартхайа
самбхавами йуге йуге

паритранайа - для избавления; садхунам - преданных; винашайа - для уничтожения; ча - также; душкритам - злодеев; дхарма - религиозные принципы; самстхапана-артхайа - восстановив; самбхавами - Я появляюсь; йуге - из тысячелетия; йуге - в тысячелетие.

ПЕРЕВОД: Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы Я нисхожу Сам из века в век.

КОММЕНТАРИЙ: Согласно «Бхагавад-гите», садху (святой) - это тот, кто сознаёт Кришну. Человек может казаться нерелигиозным, но если он целиком и полностью сознаёт Кришну, его следует считать садху. Слово "душкритам" относится к тем, кто пренебрегает сознанием Кришны. Такие неверующие, или душкритам, описываются как неразумные, низшие представители человечества, даже если они украшены мирским образованием; в то время как другие, те, кто на все сто процентов погружены в сознание Кришны, считаются садху, даже если они необразованны и не обладают хорошими манерами. Что же касается неверующих, то Верховному Господу необязательно появляться Самому, чтобы уничтожить их, как Он это сделал с демонами Раваной и Камсой. Господь имеет много помощников, которые вполне могут справиться с уничтожением демонов. Господь нисходит главным образом для того, чтобы облегчить участь Своих беспримесных преданных, покой которых всегда нарушают демоны. Демоны причиняют беспокойства преданным, даже если они их родственники. Хотя Прахлада Махараджа был сыном Хираньякашипу, он подвергался гонениям со стороны своего отца, и хотя Деваки, мать Кришны, была сестрой Камсы, она и её муж Васудева терпели от него преследования только по той причине, что у них должен был родиться Кришна. Таким образом, Господь Кришна появился скорее ради того, чтобы спасти Деваки, чем чтобы убить Камсу, но выполнил Он и то, и другое одновременно. Поэтому здесь говорится, что Господь появляется в различных воплощениях во имя спасения преданных и уничтожения злодеев-демонов.

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадаса Кавираджа даёт определение аватары, или инкарнации следующим образом:

сришти-хету йеи мурти прапанче аватаре
сеи ишвара-мурти 'аватара' нама дхаре
майятита паравйоме сабара авастхана
вишве аватари' дхаре 'аватара' нама

«Аватара, или воплощение Господа, нисходит из царства Бога для того, чтобы проявиться в материи. Таким образом, определённая форма Личности Бога, которая нисходит, называется аватарой, или воплощением. Такие воплощения существуют в духовном мире, в царстве Господа. Когда же они нисходят в материальное творение, они называются аватарами».

Существуют различные виды аватар, такие, как пурушаватары, гунаватары, лилаватары, шактй-авеша аватары, манвантара аватары и йугаватары - все они появляются в определённое для них время повсюду во вселенной. Но Господь Кришна есть изначальный Господь, источник всех аватар. Господь Шри Кришна нисходит с определённой целью: утешить своих чистых преданных, жаждущих увидеть Его божественные игры и развлечения во Вриндаване. Итак, главная цель Кришна аватары - удовлетворение истинных Его преданных.

Господь говорит, что Он нисходит в каждую эпоху. Это означает, что Он воплощается также и в Кали-югу. Как утверждается в «Шримад-Бхагаватам», инкарнацией Господа в Кали-югу является Господь Чайтанья Махапрабху, который распространяет поклонение Кришне, с помощью движения санкиртаны (совместного воспевания святых имён) и распространил сознание Кришны по всей Индии. Он предсказал, что это движение санкиртаны охватит весь мир и будет шествовать из города в город, из селения в селение. Господь Чайтанья, будучи воплощением Кришны, Верховной Личности Бога, косвенно описывается в самых сокровенных местах писаний, таких, как «Упанишады», «Махабхарата», «Бхагаватам» и т. д. Преданных Господа Кришны очень привлекает движение санкиртаны Господа Чайтаньи. Эта аватара Господа не убивает злодеев, но, наоборот, спасает их, благодаря беспричинной милости Господа.

 

ТЕКСТ 9

 


джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватаха
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со 'рджуна

джанма - рождение; карма - работа; ча - также; ме - Моего; дивйам - трансцендентное; эвам - как это; йа - любой; ветти - знает; таттватаха - в действительности; тйактва - оставляя в стороне; дехам - это тело; пунах - снова; джанма - рождение; на - никогда; эти - обретает; мам - Мне; эти - обретает; са - он; арджуна - О Арджуна.

ПЕРЕВОД: Тот, кто знает трансцендентную природу Моего появления и моих деяний, покидая это тело, не рождается вновь в этом материальном мире, но достигает Моей вечной обители, О Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ: Нисхождение Господа из своей трансцендентной обители уже описывалось в шестом стихе. Тот, кто может понять истину явления Личности Бога, уже освобождён от материальных оков, и, поэтому, после оставления нынешнего материального тела, он немедленно возвращается в царство Бога. Но не так-то легко живому существу достичь подобного освобождения из материального плена. Имперсоналисты и йоги достигают освобождения, лишь пройдя через многочисленные трудности и многие-многие рождения. И даже тогда освобождение, которого они достигают - слияние с имперсональным брахмаджйоти Господа - является лишь частичным, при этом существует опасность возврата в этот материальный мир. Но преданный, просто благодаря пониманию трансцендентной природы тела и деяний Господа, оставляя это тело, достигает обители Господа, не подвергаясь риску повторного возвращения в материальный мир. В «Брахма-самхите» утверждается, что Господь имеет множество форм и воплощений: адваитам ачйутам анадим ананта-рупам. Хотя существует много различных трансцендентных форм Господа, все они суть одна и та же Верховная Личность Бога. Человеку следует со всей убеждённостью осознать этот факт, хотя это выше понимания мирских учёных и философов-эмпириков. Как утверждается в Ведах («Пуруша-бодхини-упанишад»):

эко дево нитйа-лилануракто бхакта-вйапи хридй антар-атма

«Единственная Верховная Личность Бога вечно вовлечена, во многих и многих трансцендентных формах, в различные взаимоотношения со Своими чистыми преданными». Ведическая версия подтверждается в данном стихе «Гиты» лично Самим Господом. Тот, кто принимает эту истину, полагаясь на авторитет Вед и Верховной Личности Бога, кто не теряет времени на философские спекуляции, тот достигает высочайшей, совершенной стадии освобождения. Просто приняв эту истину на веру, человек, без сомнения, сможет достичь освобождения. Утверждение Вед «тат твам аси» воистину применимо в этом случае. Тот, кто сознаёт, что Господь Кришна есть Всевышний, или тот, кто обращается к Господу со словами: «Ты есть тот самый Верховный Брахман, Личность Бога», несомненно, немедленно достигает освобождения, и, следовательно, ему гарантировано вступление в трансцендентные отношения с Господом. Другими словами, преданный Господа, обладающий такой верой, достигает совершенства, и это подтверждается следующим Ведическим утверждением:

там эва видитвати мритйум эти нанйах пантха видйате айанайа

Человек может достичь совершенной стадии освобождения от рождения и смерти, просто осознав Господа, Верховную Личность Бога. Другого пути нет, потому что тот, кто не понимает Господа Кришну как Верховную Личность Бога несомненно находится под воздействием гуны невежества. Следовательно, истолковывая «Бхагавад-гиту» соответственно мирскому пониманию, или, образно говоря, облизывая банку с мёдом снаружи, он не достигнет освобождения. Такие эмпирические философы могут играть очень важные роли в материальном мире, но это не гарантирует им права на освобождение. Такие исполненные самомнения мирские учёные вынуждены ждать милости преданного Господа. Поэтому, каждому следует культивировать сознание Кришны с верой и пониманием, и таким образом достичь совершенства.

 

ТЕКСТ 10



вита-рага-бхайа-кродхаха
ман-майя мам упашритаха
бахаво гьяна-тапаса
пута мад-бхавам агатаха

вита - освободившиеся; рага - привязанности; бхайа - страха; кродхах - гнева; мат-майя - полностью во Мне; мам - Мне; упашритаха - будучи полностью расположенными; бахавах - много; гьяна - знание; тапаса - покаянием; путах - очистившиеся; мат-бхавам - трансцендентная любовь ко Мне; агатах - достигли.

ПЕРЕВОД: Освободившись от привязанностей, страха и гнева, полностью погрузившись в Меня и найдя во Мне единственное прибежище, многие и многие люди в прошлом очистились, благодаря знанию обо Мне, и таким образом все они обрели трансцендентную любовь ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Как описывалось выше, тому, в ком сильны материальные привязанности, очень трудно понять личностную природу Высшей Абсолютной Истины. Обычно люди, привязанные к телесной концепции жизни, настолько поглощены материализмом, что практически не способны осмыслить факт существования трансцендентного тела, которое нетленно, исполнено знания и вечного блаженства. В соответствии с материалистической концепцией, тело бренно, исполнено невежества и обречено на страдания. Поэтому, в большинстве случаев, люди, узнав о личностной форме Господа, переносят на Него подобные телесные представления. Такие материалистичные люди полагают, что форма гигантского космического проявления является наивысшей.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!