Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 15 страница



 

ТЕКСТ 10



саха-ягья праджа сриштва

 пуровача праджапатихи
анена прасавишйадхвам

 еша во 'ств ишта-кама-дхуку

 

саха - наряду с; ягья - жертвоприношениями; праджа - поколения; сриштва - создавая; пура - в древности; увача - сказал; праджа-патихи - Господь всех живых существ; анена - этим; прасавишйадхвам - быть более и более процветающим; эша - несомненно; ва - ваши; асту - пусть будет; ишта - все желаемое; кама-дхуку - дарующий.

ПЕРЕВОД: В начале творения, Господь всех существ произвёл на свет несколько поколений людей и полубогов, наряду с жертвоприношениями во имя Господа Вишну, и, благословляя их, сказал: «Будьте счастливы этой ягьей [жертвоприношением], потому что совершение её дарует вам всё желаемое».

КОММЕНТАРИЙ: Материальное творение Господа всех существ Вишну, является возможностью, данной обусловленным душам, чтобы возвратиться домой, назад к Господу. Все живые существа в материальном творении обусловлены материальной природой, так как они забыли о своих отношениях с Кришной, Верховной Личностью Бога. Предписания Вед призваны помочь нам осознать эти вечные взаимоотношения, как это утверждается в «Бхагавад-гите»: ведайш ча сарвайр ахам эва ведьяха. Господь говорит, что цель Вед - понять Его. В ведических гимнах сказано: патим вишвасьят-меш-варам. Поэтому, Господом живых существ является Верховная Личность Бога, Вишну. В «Шримад-Бхагаватам» (2.4.20) Шрила Шукадева Госвами множеством способов описывает Господа как пати:

шрийах патир ягья-патих праджа-патир
дхийам патир лока-патир дхара-патихи
патир гатиш чандхака-вришни-сатватам
прасидатам ме бхагаван сатам патихи

(Бхаг. 2.4.20)

Праджа-пати есть Господь Вишну, и Он же является Господом всех живых созданий, всех миров и всех красот, и защитником каждого. Господь сотворил этот материальный мир для обусловленных душ, чтобы обучить их совершать ягьи (жертвоприношения) для удовлетворения Вишну, так, чтобы находясь в материальном мире, они могли жить очень комфортно без тревог. И затем, закончив существование в материальном теле, они могли войти в царство Бога. Такова вся программа для обусловленных душ. Посредством совершения ягьи, обусловленные души постепенно становятся благочестивыми во всех отношениях и сознающими Кришну. В этот век Кали, Ведические писания рекомендуют санкиртана-ягью (повторение имена Бога), эта трансцендентная система была введена Господом Чайтаньей для освобождения всех людей этого века. Санкиртана-ягья и сознание Кришны хорошо сочетаются вместе. Господь Кришна в Своей инкарнации преданного (как Господь Чайтанья) упоминается в «Шримад-Бхагаватам», с особым указанием на санкиртана-ягью, как следующее:

кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам
ягьяих санкиртана-прайаирйаджанти хи су-медхасаха

«В этот век Кали разумные люди будут поклоняться Господу и Его спутникам совершением санкиртана-ягьи». (Бхаг. 11.5.29) Другие ягьи, предписанные в Ведической литературе, нелегко совершать в этот век Кали, но санкиртана-ягья является лёгкой и возвышенной, для осуществления всех целей.

 

ТЕКСТ 11



деван бхавайатанена

 те дева бхавайанту ваха
параспарам бхавайантаха

 шрейах парам авапсйатха

 

деван - полубоги; бхавайата - удовлетворённые; анена - этими жертвоприношениями; те - те; дева - полубоги; бхавайанту - будут довольны; ваха - вы; параспарам - совместно; бхавайантаха - удовлетворяя друг друга; шрейах - благословение; парам - свыше; авапсйатха - ты достигнешь.

ПЕРЕВОД: Полубоги, будучи удовлетворённые жертвоприношениями, удовлетворят также и тебя; благодаря такому взаимообмену друг с другом, воцарится всеобщее процветание.

КОММЕНТАРИЙ: Полубоги наделены властью управлять материальными делами. Снабжение воздухом, водой и всеми другими благами для поддержания тела и души каждого живого существа доверено полубогам, неисчислимое количество которых, находится в различных частях тела Верховной Личности Бога. Их удовольствие и неудовольствие зависят от совершения человеком ягьи. Некоторые из жертвоприношений предназначены для удовлетворения конкретных полубогов; но даже и в этом случае, Господу Вишну поклоняются во всех жертвоприношениях в качестве главного Господина. Это утверждается также в Бхагавад-гите, что Сам Кришна является владельцем всех жертвоприношений: бхоктарам ягья-тапасам. Поэтому, конечное удовлетворение ягьяпати является главной целью ягьи. Когда эти ягьи исполняются совершенным образом, полубоги, ответственные за различные виды снабжения, естественно, испытывают удовлетворение, и снабжают натуральными продуктами с избытком. Совершение жертвоприношений даёт много побочных преимуществ, в конечном счёте, приводя к освобождению из материального плена. Благодаря совершению ягьи, как это утверждается в Ведах, вся деятельность очищается: ахара-шуддхау саттва-шуддхих саттва-шуддхау дхрува смритих смрити-ламбхе сарва-грантхинам випрамокшаха. Благодаря совершению ягьи освящается пища человека, и благодаря вкушению освящённой пищи, существование человека становится чистым; благодаря очищению существования, просветляются тонкие ткани памяти, и когда память становится просветлённой, человек способен думать о пути к освобождению, и сочетание всего этого ведёт к сознанию Кришны, в этом есть величайшая необходимость для современного общества.

 

ТЕКСТ 12



иштан бхоган хи во деваха

дасйанте ягья-бхавитаха
таир даттан апрадайаибхаха

 йо бхункте стена эва саха

 

иштан - желанный; бхоган - жизненные потребности; хи - безусловно; вах - тебе; девах - полубоги; дасйанте - наградят; ягья-бхавитаха - удовлетворённые совершением жертвоприношений; таих - ими; даттан - то, что дано; апрадайа - не предлагая; эбхйаха - полубогам; йа - тот, кто; бхункте - наслаждается; стена - вор; эва - несомненно; саха - он.

ПЕРЕВОД: Полубоги, распоряжающиеся различными ресурсами, необходимыми для жизни, будучи удовлетворёнными совершением ягьи (жертвоприношения), обеспечат человека всем необходимым. Но тот, кто наслаждается этими дарами, не предлагая их в свою очередь полубогам, несомненно, является вором.

КОММЕНТАРИЙ: Полубоги уполномочены обеспечивать всем необходимым от лица  Верховной Личности Бога, Вишну. Поэтому, они должны быть удовлетворены совершением предписанных жертвоприношений. В Ведах различные виды жертвоприношений предписываются для разных полубогов, но, в конечном счёте, всё предлагается Верховной Личности Бога. Тем, кто не может осознать  присутствие Верховной Личности Бога, рекомендуется совершать жертвоприношения полубогам. В соответствии с различными материальными качествами личностей, Веды рекомендуют различные виды ягьи. Поклонение разным полубогам происходит на подобной основе, а именно, в соответствии с различными качествами. Например, мясоедам рекомендовано поклоняться богине Кали, грозной форме материальной природы, для этой богине рекомендуется совершать жертвоприношение животных. Однако тем, кто находится в гуне благости, рекомендуется трансцендентное поклонение Вишну. Но, в конечном счёте, все ягьи предназначены для постепенного продвижения к трансцендентному положению. Обычным людям необходимо выполнять, по крайней мере, пять жертвоприношений, известных как панча-маха-ягья.

Однако следует знать, что все условия необходимые для жизни человеческого общества обеспечиваются полубогами, представителями Господа. Никто не может сотворить что-либо из ничего. Возьмём, к примеру, любую пищу человека. Список съедобной пищи включает: злаки, фрукты, овощи, молоко, сахар, и так далее, для людей в гуне благости; и также съедобное для не вегетарианцев мясо и тому подобное, ничего из вышеперечисленного не изготавливается людьми. Или другой пример: тепло, свет, вода, воздух и другие вещи, которые также необходимы для жизни - ничто из этого не может быть создано человеческим обществом. Без Верховного Господа, не было бы ни щедрого солнечного и лунного света, ни обильного дождя, ни ветра и т.п., без чего человек не мог бы жить. Очевидно, что жизнеобеспечение людей зависит от Господа. Даже для наших промышленных предприятий, требуется много различных видов сырья, таких как: металл, сера, ртуть, марганец и так много других необходимых предметов, всё это поставляется представителями Господа, чтобы правильно пользуясь этим, мы могли поддерживать своё здоровье и быть способными к самоосознанию, ведущему к высшей цели жизни, а именно, к освобождению от материальной борьбы за существование. Эта цель жизни достигается совершением ягьи. Если же мы забываем о цели человеческой жизни и просто используем полученные от представителей Господа блага для удовлетворения чувств, всё более и более запутываясь в материальном существовании, не являющимся целью творения, то, несомненно, мы становимся ворами, и поэтому, по законам материальной природы, подвергаемся наказанию. Общество воров, никогда не будет счастливо, потому что оно не имеет цели в жизни. Закоренелые материалисты, воры, не имеют конечной цели жизни. Они просто стремятся к чувственному удовлетворению, и не имеют знания о том, как совершать жертвоприношения. Однако Господь Чайтанья открыл самый лёгкий способ совершения ягьи - санкиртана-ягью, которую может совершать любой, принимающий принципы сознания Кришны.

 

ТЕКСТ 13



ягья-шишташина сантаха

 мучйанте сарва-килбишаихи
бхунджате те тв агхам папаха

 йе пачантй атма-каранате

 

ягья-шишта - пища, которую принимают после совершения ягьи; ашина - едоки; сантаха - преданные; мучйанте - избавляться от; сарва - все виды; килбишаихи - от грехов; бхунджате - наслаждаться; те - они; ту - но; агхам - страшные грехи; папаха - грешники; йе - те; пачанти - готовить пищу; атма - для чувственного наслаждения.

ПЕРЕВОД: Преданные Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовит пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех.

КОММЕНТАРИЙ: Преданные Верховного Господа, или те, кто осознают Кришну, называются санта, и они всегда в любви с Господом, как это описывается в Брахма-самхите: преманджана - ччхурита - бхакти - вилочанена сантах садайва хридаешу вилокаянти. Санта, будучи всегда в близких, любовных отношениях с Верховной Личностью Бога, Говиндой (источником всех наслаждений), или Мукундой (дающим освобождение), или Кришной (всепривлекающей личностью), не может принять что-либо, не предложив это сначала Верховной Личности. Поэтому, такие преданные всегда совершают ягьи в форме различных видов преданного служения, таких как шраванам, киртанам, смаранам, арчанам, и др., и это совершение ягьи всегда удерживает их в стороне от всех видов загрязнений, вызванных греховными связями в материальном мире. Другие, готовящие пищу для себя или чувственного удовлетворения, не только являются ворами, но и питаются грехами всех типов. Как же человек может быть счастлив, если он одновременно является и вором, и грешником? Это не возможно. Поэтому, чтобы люди стали счастливыми во всех отношениях, они должны усвоить выполнение лёгкого процесса санкиртана-ягьи, в полном сознании Кришны. Иначе, на земле не может быть ни мира, ни счастья.

 

ТЕКСТ 14



аннад бхаванти бхутани

 парджанйаад анна-самбхаваха
ягьяд бхавати париджанйаха

 ягья карма-самудбхаваха

аннад - из злаков; бхаванти - расти; бхутани - материальные тела; парджанйаат - из дождей; анна - хлеба; самбхаваха - производство; ягьяд - из совершения жертвоприношений; бхавати - становится возможным; париджанйаха - дожди; ягья - совершение ягьи; карма - предписанные обязанности; самудбхаваха - рождённый из.

ПЕРЕВОД: Все живые тела существуют за счёт злаков, которые произрастают от дождя. Дожди вызываются совершением ягьи [жертвоприношения], а ягья рождается из предписанных обязанностей.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Баладева Видьябхушана, великий комментатор «Бхагавад-гиты», пишет следующее: е индради-анга-тайавастхитам ягьям сарвешварам вишнум абхйарчйа таччхешам ашнанти тена тад деха-йантрам сам-падайанти те сантах сарвешварасйа ягья-пурушасйа бхактах сарва-килвишайр анади-кала-вивриддхайр атманубхава-пратибандхакайр никхилайх папайр вимучйанте. Верховный Господь, который известен как ягья-пуруша, или тот, кто лично принимает все жертвоприношения, является господином всех полубогов, которые служат Ему, как различные части тела служат целому. Такие полубоги, как Индра, Чандра, Варуна и другие, – являются служащими, управляющими материальными делами, и Веды предписывают жертвоприношения для удовлетворения этих полубогов с тем, чтобы они были довольны и поставляли достаточное количество воздуха, света и воды для производства злаков. Когда поклоняются Господу Кришне, то соответственно поклоняются и полубогам, которые являются различными частями тела Господа; поэтому нет необходимости в отдельном поклонении полубогам. По этой причине преданные Господа, сознающие Кришну, предлагают пищу Кришне, и только потом съедают её – это процесс, насыщающий тело духовно. Таким образом, не только уничтожаются последствия прошлых греховных реакций тела, но и само тело получает иммунитет ко всем загрязнениям материальной природы. Как определённая вакцина защищает человека от болезни во время эпидемии, так и еда, предложенная сначала Господу Вишну, даёт нам способность сопротивляться материальным влияниям, и того, кто всегда так поступает, называют преданным Господа. Поэтому сознающий Кришну человек, который ест только пищу, предложенную Кришне, может нейтрализовать все последствия прошлых материальных инфекций, которые препятствуют процессу самоосознания. С другой стороны, тот, кто не делает этого, продолжает увеличивать количество своих грехов, и тем самым готовится к следующей жизни в теле, подобном телу свиньи или собаки, расплате за все прошлые грехи. Материальный мир полон скверны, но тот, кто приобрёл иммунитет против этого, принимая прасадам Господа (пищу, предложенную Вишну), спасается от этого влияния, тогда как тот, кто не делает этого, подвержен загрязнению.

Фактически, съедобной пищей являются злаки и овощи. Человеческие существа питаются различными видами злаков, овощами, фруктами и так далее, а животные питаются отходами злаков и овощей, травой, различными растениями и так далее. Люди, привыкшие питаться мясом и плотью, также зависят от произрастания растений, так как ими питаются животные. Поэтому, в конечном счёте, мы зависим от урожая, собранного с полей, а не от продукции больших заводов и фабрик. А урожай зависит от обилия дождя, который контролируется такими полубогами, как Индра, богами Солнца, Луны и т. д., и все они являются слугами Господа. Господь может быть доволен жертвоприношениями; поэтому, тот, кто не может совершать их, будет испытывать нужду - таков закон природы. Ягья, особенно санкиртана-ягья, предписанная для этого века, должна проводиться, по крайней мере, для того, чтобы спасти нас от нехватки продуктов и голода.

 

ТЕКСТ 15



карма брахмодбхавам виддхи

 брахмакшара-самудбхавам
тасмат сарва-гатам брахма

 нитйа ягье пратиштхитам

 

карма - работа; брахма - Веды; удбхавам - произведённый из; виддхи - следует знать; брахма - Веды; акшара - Высшего Брахмана (Личности Бога); самудбхавам - непосредственно проявленный; тасмат - поэтому; сарва-гатам - всепроникающий; брахма - трансцендентность; нитйам - вечно; ягье - в жертвоприношении; пратиштхитам - расположенный.

ПЕРЕВОД: Регулируемая деятельность предписана в Ведах, а Веды  непосредственно исходят от Верховной Личности Бога. Поэтому всепроникающее Божественное начало вечно пребывает в актах жертвоприношений.

КОММЕНТАРИЙ: Ягья карма или необходимость работы только для удовлетворения Кришны, утверждается в этом стихе более ясно. Но если работать для удовлетворения Ягья-пуруши, Вишну, то для начала нужно выяснить направление этой работы из Брахмана, или трансцендентных Вед. Веды есть кодекс предписанной деятельности. Всё, что совершается вне указаний Вед, называется викармой, или несанкционированной или греховной деятельностью. Таким образом, следует всегда принимать предписания Вед, чтобы спастись от последствий деятельности. Как в повседневной жизни каждый должен трудиться соответственно законам государства, так же он должен соблюдать законы высшего государства Господа. Все эти ведические законы исходят непосредственно из дыхания Верховной Личности Бога: «асйа махато бхутасйа нишваситам этад йад риг-ведо яджур-ведах сама-ведо 'тхарван гирасаха». «Четыре Веды, а именно Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда и Атхарва-веда - все они исходят из дыхания великой Личности Бога». Господь, будучи всемогущим, может говорить дыханием воздуха, как это подтверждается в Брахма-самхите, и каждый из органов Его чувств может совершать работу всех остальных органов. Другими словами, Господь может говорить Своим дыханием и оплодотворять Своими глазами. Действительно, шастры подтверждают, что Он, только бросив беглый взгляд на материальную природу, таким образом, породил все живые существа. После сотворения, или оплодотворения обусловленными душами чрева материальной природы, Он дал Свои наставления в форме Ведической мудрости, чтобы обусловленные души могли вернуться домой, назад к Господу. Мы должны постоянно помнить, что, находясь в материальном мире, мы, обусловленные души, страстно желаем материальных наслаждений. Но ведические наставления таковы, что каждый может удовлетворить свои извращённые желания, а затем вернуться к Господу, завершив свои так называемые наслаждения. Это шанс, предоставленный обусловленным душам для достижения освобождения, поэтому обусловленные души должны стараться следовать процессу ягьи, становясь сознающими  Кришну. Даже те, кто не способны следовать предписаниям Вед, могут усвоить принципы сознания Кришны, что заменит выполнение ягьи, или кармы.

 

ТЕКСТ 16



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!