Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 14 страница



Брахман - это противоположность материи. Поэтому брахми стхитих означает «не на уровне материальной деятельности». Преданное служение Господу рассматривается в «Бхагавад-гите» как стадия освобождения. Таким образом, брахми стхитих есть освобождение от материальных оков.

Шрила Бхактивинода Тхакур подводя итог второй главы «Бхагавад-гиты», назвав её сутью всей книги. В «Бхагавад-гите» рассматриваются карма-йога, гьяна-йога и бхакти-йога. Во второй главе были подробно обсуждены карма-йога и гьяна-йога, а также была затронута бхакти-йога, то есть все три вида йоги, о которых говорится в этой книге.

Так заканчивается комментарий Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады ко второй главе «Шримад Бхагавад-гиты», под названием «Обзор «Бхагавад-гиты».

ГЛАВА ТРЕТЬЯ



КАРМА-ЙОГА

 


ТЕКСТ 1



арджуна увача
джйайаси чет карманас те

 мата буддхир джанардана
тат ким кармани гхоре мам

 нийоджайаси кешава


арджуна - Арджуна; увача - сказал; джйайаси - лучше; чет - если; кармана - чем кармическая деятельность; те - Тобой; мата - считается; буддхи - разум; джанардана - О Кришна; тат - поэтому; ким - почему; кармани - в действии; гхоре - ужасно; мам - мне; нийоджайаси - вовлекая меня; кешава - О Кришна.

ПЕРЕВОД: Арджуна сказал: О Джанардана! О Кешава! Почему Ты убеждаешь меня участвовать в этой ужасной войне, если считаешь, что разум выше деятельности ради её плодов?

КОММЕНТАРИЙ: В предыдущей главе Верховная Личность Бога, Шри Кришна, очень подробно описал природу души, с тем, чтобы спасти Своего близкого друга Арджуну, тонущего в океане материальных страданий. Он рекомендовал ему путь самоосознания: буддхи-йогу, или сознание Кришны. Иногда сознание Кришны неправильно понимается как некое пассивное состояние, и часто, имеющий такое неверное представление, удаляется в уединённое место, чтобы стать полностью сознающим Кришну, повторяя святое имя Господа Кришны. Но тому, кто не квалифицирован в философии сознания Кришны, не рекомендуется повторять святое имя Кришны в уединённом месте, где он может приобрести лишь дешёвое восхищение неискушённой публики. Арджуна также думал об сознании Кришны, буддхи-йоге, или продвижении в духовном знании посредством разума, как о чем-то подобном уходу от активной жизни и практики покаяния и аскез где-нибудь в уединённом месте. Другими словами, он хотел искусно избежать борьбы, используя сознание Кришны как оправдание. Но, как искренний ученик, он поставил этот вопрос перед своим учителем и спросил Кришну о том, какой способ действия наилучший. В ответ, Господь Кришна детально объяснил карма-йогу, или деятельности в сознании Кришны, которой посвящена третья глава «Бхагавад-гиты».

 

ТЕКСТ 2



вйамишренева вакйена

 буддхим мохайасива ме
тад экам вада нишчитйа

 йена шрейо 'хам апнуйам

 

вйамишрена - двусмысленными; ива - безусловно; вакйена - словами; буддхим - разум; мохайаси - Ты смутил; ива - конечно же; ме - мой; тат - поэтому; экам - только; вада - пожалуйста, скажи; нишчитйа - утверждая; йена - которым; шрейо - истинное благо; ахам - я; апнуйам - может иметь это.

ПЕРЕВОД: Твои двусмысленные наставления смутили мой разум. Поэтому, прошу Тебя, скажи мне определённо, какой путь принесёт мне наивысшее благо?

КОММЕНТАРИЙ: В предыдущей главе, в качестве прелюдии к «Бхагавад-гите», было объяснено много различных путей, таких как санкхья-йога, буддхи-йога, контроль деятельности чувств с помощью разума, бескорыстная деятельность и положение неофита. Всё это было представлено без определённой системы. Однако, для дальнейших действий и понимания, будет необходим более организованный план пути. Поэтому Арджуна хотел прояснить эти кажущиеся запутанными вопросы, чтобы любой обыкновенный человек смог понять их однозначно, не давая им ложных толкований. Хотя у Кришны не было намерения запутывать Арджуну игрой слов, Арджуна не мог постичь процесс сознания Кришны - ни в бездействии, ни в активном служении. Иными словами, своими вопросами, он расчищает путь к сознанию Кришны для всех учеников, серьезно желающих понять тайну «Бхагавад-гиты».

 

ТЕКСТ 3



шри-бхагаван увача
локе 'смин дви-видха ништха

 пура прокта майянагха
гьяна-йогена санкхьянам

 карма-йогена йогинам

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога, сказал; локе - в мире; асмин - это; дви-видха - два вида; ништха - вера; пура - раньше; прокта - было сказано; майя - Мной; анагха - О безгрешный; гьяна-йогена - связующим процессом познания; санкхьянам - эмпирическими философами; карма-йогена - связующим процессом преданности; йогинам - преданных.

ПЕРЕВОД: Благословенный Господь сказал: О безгрешный Арджуна! Я уже объяснял, что есть два класса людей, которые осознают Личностный аспект. Некоторые склонны сознавать Его эмпирическим путём, или с помощью философских размышлений, а другие склонны познавать Его через преданное служение.

КОММЕНТАРИЙ: Во второй главе «Бхагавад-гиты», в стихе 39, Господь объяснил два метода, а именно санкхья-йогу и карма-йогу или буддхи-йогу. В этом стихе Господь объясняет то же самое более подробно. Санкхья-йога, или аналитическое изучение природы духа и материи, является предметом изучения для людей, склонных к размышлению и пониманию вещей путём экспериментального метода познания и философии. Люди другого типа действуют, сознавая Кришну, как это объяснялось в шестьдесят первом стихе второй главы. Господь объяснял, также в тридцать девятом стихе, что работая в соответствии с принципами буддхи-йоги или сознания Кришны, человек может быть освобождён от оков действий; к тому же, этот процесс является поистине безупречным. Тот же принцип, только более чётко, объяснён в шестьдесят первом стихе: буддхи-йога - это когда человек всецело зависит от Всевышнего (или более конкретно, от Кришны), и таким образом все чувства могут быть легко взяты под контроль. Итак, оба метода йоги находятся во взаимной зависимости, как религия и философия. Религия, без философии является простой сентиментальностью, а иногда и фанатизмом, тогда как философия без религии есть мыслительные спекуляции. Высшей целью является Кришна, поэтому философы, которые также искренне заняты поисками Абсолютной Истины, в конечном счёте, приходят к сознанию Кришны. Это также утверждается в «Бхагавад-гите». В целом процесс представляет собой понимание реального положения своей истинной сущности по отношению к Верховной сущности. Косвенный процесс философских размышлений, через который, постепенно, человек может прийти к уровню сознания Кришны; и другой процесс есть прямое соединение со всем сущим в сознании Кришны. Из этих двух процессов, путь сознания Кришны является лучшим, потому что он не зависит от очищения чувств с помощью философских размышлений. Путь сознания Кришны сам по себе является очистительным процессом, и будучи прямым методом преданного служения одновременно легок и возвышен.

 

ТЕКСТ 4



на карманам анарамбхан

 наишкармйам пурушо 'шнуте
на ча саннйасанад эва

 сиддхим самадхигаччхати

 

на - без; карманам - предписанных обязанностей; анарамбхат - невыполнением; наишкармйам - свобода от реакций; пуруша - человек; ашнуте - обретает; на - не; ча - также; саннйасанад - через отречение; эва - просто; сиддхим - успех; самадхигаччхати - достигает.

ПЕРЕВОД: Просто воздерживаясь от деятельности, человек не может достичь свободы от кармических реакций, и одним только отречением не достичь совершенства.

КОММЕНТАРИЙ: Отречённый уклад жизни может быть принят человеком, прошедшим процесс очищения, который состоит в выполнении предписанных обязанностей, установленных для того, чтобы очистить сердца материалистически настроенных людей. Без очищения человек не может достичь успеха путём резкого принятия четвёртого уклада жизни (санньясы). По мнению философов - эмпириков, просто приняв санньясу, или отказавшись от деятельности ради плодов, человек может сразу же уподобиться Нараяне. Но Господь Кришна не одобряет это учение. Без очищения сердца, санньяса является лишь нарушением общественного устройства. С другой стороны, если кто-нибудь принимает путь трансцендентного служения Господу, даже без выполнения своих предписанных обязанностей, то, сколько бы он ни продвинулся на этом пути, все принимается Господом (буддхи-йога). Св-алпам апй асья дхармасья траяте махато бхаят. Даже небольшое продвижение на этом пути позволяет преодолеть величайшие трудности.

 

ТЕКСТ 5



на хи кашчит кшанам апи

 джату тиштхатй акарма-крите
карйате хй авашах карма

 сарвах пракрити-джаир гунаихи

 

на - не; хи - безусловно; кашчит - кто-либо; кшанам - даже момент; апи - также; джату - даже; тиштхати - остаётся; акарма-крит - ничего не делая; карйате - вынужденный действовать; хи - безусловно; авашах - беспомощно; карма - работа; сарвах - все; пракрити-джаих - порождённая гунами материальной природы; гунаихи - качествами.

ПЕРЕВОД: Все люди беспомощны перед природой и вынуждены действовать, в соответствии с побуждениями, порождёнными гунами материальной природы; поэтому никто не может воздержаться от деятельности, даже на мгновение.

КОММЕНТАРИЙ: Постоянная активность обусловлена природой души, а не тем, что она воплотилась в теле. Без присутствия индивидуальной души, материальное тело не может двигаться. Тело только неживой механизм, управляемый индивидуальной душой, которая всегда активна и не может остановиться даже на мгновение. Поэтому индивидуальная душа должна быть вовлечена в благую деятельность в сознании Кришны, в ином случае она будет занята деятельностью продиктованной иллюзорной энергией. В контакте с материальной энергией, индивидуальная душа попадает под влияние материальных гун, и, чтобы очистить душу от этого влияния, необходимо выполнять предписанные обязанности, изложенные в шастрах. Но если душа вовлечена в свою естественную деятельность в сознании Кришны, то чтобы она ни сделала, всё будет ей на благо. «Шримад-Бхагаватам» подтверждает это:

тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер
бхаджанн апакво 'тха патет тато йади
йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким
ко вартха апто 'бхаджатам сва-дхарматаха

«Человек, оставивший материальные занятия ради преданного служения Господу, но не достигший зрелости, иногда может пасть, однако даже в этой неудаче для него нет ничего плохого. С другой стороны, человек, не занимающийся преданным служением, даже если он выполняет все предписанные ему обязанности, ничего не достигает» (Бхаг. 1.5.17). Таким образом, процесс очищения необходим для достижения уровня сознания Кришны. Поэтому, санньяса, или любой другой очистительный процесс, помогает достичь высшей цели - сознания Кришны, без которого всё бессмысленно.

 

ТЕКСТ 6



кармендрийани самйамйа

 йа асте манаса смаран
индрийартхан вимудхатма

 митхйачарах са учйате

 

карма-индрийани - пять действующих органов чувств; самйамйа - контролируя; йа - тот, кто; асте - остаётся; манаса - умом; смаран - думая; индрийа-артхан - объекты чувств; вимудха - глупый; атма - душа; митхйа-ачарах - притворщик; са - он; учйате - называется.

ПЕРЕВОД: Тот, кто сдерживает чувства и органы действия, но чей ум привязан к объектам чувств, несомненно, заблуждается и называется притворщиком.

КОММЕНТАРИЙ: Есть много притворщиков, которые отказываются действовать в сознании Кришны, делая вид, будто занимаются медитацией, тогда как их ум переполнен мыслями о чувственных удовольствиях. Такие лицемеры могут рассуждать на отвлечённые философские темы, дабы произвести впечатление на введённых в заблуждение последователей, но в соответствии с этим стихом такие люди называются величайшими обманщиками. Для удовлетворения чувств, человек может заниматься деятельностью, соответствующей любому социальному положению, но если он следует правилам и предписаниям, соответствующим его истинным наклонностям, то постепенно сможет очистить своё существование. Того же, кто выдаёт себя за йога, в то время как в действительности занят лишь поиском объектов для удовлетворения чувств, следует считать величайшим мошенником, даже если иногда он рассуждает о философии. Его знания не имеют ценности, так как результаты знания такого грешника отбирает иллюзорная энергия Господа. Ум такого лицемера всегда нечист, и поэтому его показная йогическая медитация, не имеет никакой ценности.

 

ТЕКСТ 7



йас тв индрийани манаса

нийамйа арабхате 'рджуна
кармендрийаих карма-йогам

асактах са вишишйате

йас - тот, кто; ту - но; индрийани - чувства; манаса - умом; нийамйа - регулируя; арабхате - начинается; арджуна - О Арджуна; карма-индрийаих - активными органами чувств; карма-йогам - преданность; асактах - без привязанности; са - он; вишишйате - намного лучше.

ПЕРЕВОД: С другой стороны, тот, кто контролирует чувства умом и занимает активные органы чувств преданным служением, действуя без привязанности, стоит гораздо выше.

КОММЕНТАРИЙ: Вместо того чтобы становиться псевдотрансценденталистом ради беспечной жизни и чувственных удовольствий, гораздо лучше продолжать заниматься своим собственным делом и стремиться к достижению цели жизни, которая заключается в освобождении из материального плена и возвращении в царство Бога. Главной свартха-гати, или целью каждого из нас является достижение Вишну. Весь институт варна и ашрама предназначен для того, чтобы помочь нам в достижении этой цели жизни. Домохозяин может также выполнить своё предназначение, посредством регулярного служения в сознании Кришны. Ради самоосознания, человек может жить упорядоченной жизнью, в соответствии с предписаниями шастр, и продолжать выполнять свои обязанности без привязанности, и таким образом духовно продвигаться. Тот, кто искренне следует этому методу, гораздо выше лицемерного притворщика, который принимает показную духовность и тем самым обманывает неискушённую публику. Искренний дворник, подметающий улицы, значительно лучше, чем медитирующий шарлатан, который занимается медитацией только для того, чтобы заработать себе на жизнь.

 

ТЕКСТ 8

 


нийатам куру карма твам

 карма джйайо хй акарманаха
шарира-йатрапи ча те

 на прасиддхйед акарманаха

 

нийатам - предписанный; куру - делай; карма - обязанности; твам - ты; карма - работа; джйайах - лучше; хи - безусловно; акарманаха - без работы; шарира - тело; йатра - поддержание; апи - даже; ча - также; те - твой; на - никогда; прасиддхйет - выполнять; акарманаха - не работая.

ПЕРЕВОД: Исполняй предписанный тебе долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не работая, человек не сможет поддерживать своё физическое тело.

КОММЕНТАРИЙ: Есть много так называемых медитирующих, которые выдают себя за представителей высших сословий и великих профессионалов, притворяющихся, что пожертвовали всем ради продвижения в духовной жизни. Господь Кришна не хотел, чтобы Арджуна стал одним из таких лицемеров, но желал, чтобы Арджуна, выполнял предписанные обязанности, установленные для кшатриев. Арджуна был домохозяином и военачальником, и поэтому ему лучше было оставаться таковым и выполнять свои религиозные обязанности, предписанные для домохозяина кшатрии. Подобная деятельность постепенно очищает сердце мирского человека и освобождает его от материальной скверны. Так называемое отречение с целью удовлетворения нужд тела никогда не одобрялось ни Господом, ни каким-либо религиозным Писанием. В конце концов, человек обязан поддерживать тело и душу вместе какой-либо работой. Не следует по собственной прихоти оставлять работу, не будучи очищенным от материальных наклонностей. Каждым, находящимся в материальном мире, несомненно, владеет нечистое стремление к господству над материальной природой, или, другими словами, к чувственному удовлетворению. Такие загрязнённые наклонности должны быть очищены. Не пройдя очищения, через выполнение предписанных обязанностей, человек никогда не должен пытаться стать так называемым трансценденталистом, отказываться от работы и жить за счёт других.

 

ТЕКСТ 9



ягьяртхат кармано 'нйатра

 локо 'йам карма-бандханаха
тад-артхам карма каунтейа

 мукта-санга самачара

 

ягья-артхат - только ради Ягьи, или Вишну; карманах - чем работа; анйатра - иначе; локах - этот мир; айам - этот; карма-бандханаха - узы работы; тат - Его; артхам - ради; карма - работа; каунтейа - О сын Кунти; мукта-санга - освободившись от общения; самачара - делай это совершенным образом.

ПЕРЕВОД: Любая работа должна совершаться как жертвоприношение Вишну, иначе она привяжет человека к этому материальному миру. Поэтому, О сын Кунти, совершай предписанные тебе обязанности для Его удовлетворения, и, таким образом, ты всегда будешь оставаться непривязанным и свободным от этого рабства.

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку человек должен работать хотя бы просто для поддержания тела, то предписанные обязанности для каждого конкретного социального положения составлены с таким расчётом, чтобы эта цель могла быть достигнута. Ягья  означает Господь Вишну, или совершение жертвоприношения. Все жертвоприношения совершаются для удовлетворения Господа Вишну. Веды указывают: йагьо ваи вишнуху. Другими словами, одной цели служит как совершение человеком предписанных жертвоприношений, так и прямое служение Господу Вишну. Поэтому сознание Кришны является совершением ягьи, предписанной в этом стихе. Институт варнаашрамы имеет ту же цель - удовлетворение Господа Вишну. «Варнаашрамачара-вата пурушена параха пуман/вишнур арадхьяте...» (Вишну Пурана 3.8.8) Поэтому нужно работать для удовлетворения Вишну. Любая другая деятельность в этом материальном мире будет причиной рабства, поскольку как добрые, так и злые дела имеют свои последствия, а любые последствия связывают совершающего. Таким образом, человек может работать, сознавая Кришну для удовлетворения самого Кришны (Вишну); совершая такую деятельность человек, находится в освобождённом состоянии. Это великое искусство выполнения работы, и в начале этого процесса требуется очень опытное руководство. Поэтому следует действовать очень старательно, под умелым руководством преданного Господа Кришны, или по прямым указаниям Самого Господа Кришны (как это довелось Арджуне). Ничто не должно совершаться для чувственного удовлетворения, но все должно быть сделано для удовлетворения Кришны. Такая практика не только спасёт от кармических последствий, но и постепенно поднимет его к трансцендентному  любовному служению Господу, которое одно только и может возвысить человека и привести его в Царствие Божие.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!