Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 28 страница



 

ТЕКСТ 24



йо 'нта-сукхо 'нтар-арамаха

 татхантар-джйотир эва йаха
са йоги брахма-нирванам

 брахма-бхуто 'дхигаччхати

йах - тот, кто; антах-сукхах - счастлив изнутри; антах-арамах - черпая наслаждение внутри себя; татха - также как; антах-джйотих - направлен внутрь; эва - несомненно; йах - любой; са - он; йоги - мистик; брахма-нирванам - освобождение во Всевышнем; брахма-бхутах - самореализованный; адхигаччхати - достигает.

ПЕРЕВОД: Тот, кто черпает счастье, активность, радость и просветление в самом себе, поистине является совершенным мистиком. Он обретает освобождение во Всевышнем и в конечном итоге достигает Его.

КОММЕНТАРИЙ: Если человек не способен испытывать счастье в себе, разве может он отказаться от внешней деятельности, предназначенной для получения поверхностного счастья. Освобождённый человек наслаждается счастьем, основанным на реальном опыте. Поэтому он может безмолвно сидеть в любом месте и наслаждаться жизненной деятельностью внутри себя. Такая освобождённая личность более не желает внешнего, материального счастья. Это состояние называется брахма-бхута, достижение которого гарантирует возвращение домой, обратно к Богу.

 

ТЕКСТ 25



лабханте брахма-нирванам

 ришайах кшина-калмашаха
чхинна-дваидха йататманаха

 сарва-бхута-хите ратаха

 

лабханте - достигать; брахма-нирванам - освобождение во Всевышнем; ришайах - тот, кто активен внутри; кшина-калмашаха - кто свободен от всех грехов; чхинна - оторванный; дваидхах - двойственность; йата-атманаха - занятый самоосознанием; сарва-бхута - всех живых существ; хите - деятельностью во благо; ратаха - занятый.

ПЕРЕВОД: Тот, кто находится вне двойственности и сомнений, чей ум погружен в себя, кто всегда занят деятельностью на благо всех живых существ, и кто свободен от всех грехов, достигает освобождения во Всевышнем.

КОММЕНТАРИЙ: Только о человеке, полностью погруженном в сознание Кришны, можно сказать, что он вовлечён в работу на благо всех живых существ. Когда человек действительно осознаёт, что Кришна является источником всего сущего, и затем, когда он действует в таком духе, он действует ради всех. Причина страданий человечества кроется в забвении положения Кришны, как верховного наслаждающегося, верховного владыки всего сущего и высшего друга. Поэтому деятельность, направленная на возрождение этого осознания в человеческом обществе, является благотворительностью высочайшего уровня. Не будучи освобождённым во Всевышнем, человек не может заниматься благотворительной деятельностью такого уровня. Человек, сознающий Кришну, не сомневается в главенствующем положении Кришны. У него нет сомнений, ибо он полностью освободился от всех грехов. Таково состояние божественной любви.

Человек, пекущийся лишь о материальном благополучии человеческого общества, в действительности не может кому-либо помочь. Временное облегчение, приносимое внешнему телу и уму людей, не может удовлетворить их полностью. Истинной причиной трудностей, с которыми человек сталкивается в тяжёлой борьбе за существование, является забвение им взаимоотношений с Верховным Господом. Когда человек полностью осознаёт свои отношения с Кришной, он становится освобождённой душой, хотя он может находиться в обители материального мира.

 

ТЕКСТ 26



кама-кродха-вимуктанам

 йатинам йата-четасам
абхито брахма-нирванам

 вартате видитатманам

 

кама - из желаний; кродха - и гнева; вимуктанам - тех, кто освобождён; йатинам - святых людей; йата-четасам - кто обуздал ум; абхитах - гарантировано в ближайшем будущем; брахма-нирванам - освобождение во Всевышнем; вартате - там есть; видита-атманам - тех, кто самореализован.

ПЕРЕВОД: Тот, кто свободен от гнева и всех материальных желаний, кто достиг самоосознания, дисциплинирован и постоянно стремится к совершенству, непременно получит освобождение во Всевышнем, в ближайшем будущем.

КОММЕНТАРИЙ: Из святых людей, которые неустанно стремятся к спасению, лучшим является тот, кто пребывает в сознании Кришны. "Бхагаватам" даёт этому факту следующее подтверждение:

йат-пада-панкаджа-палаша-виласа-бхактйа
кармашайам гратхитам удгратхайанти сантах
тадван на рикта-матайо йатайо 'пи
руддхасрото-ганас там аранам бхаджа васудевам

«Преданные, которые неустанно служат пальцам лотосных стоп Господа, с легкостью разрубают тугие узлы желаний, связанных с кармической деятельностью. Что же касается непреданных — гьяни и йогов, то, хотя они и пытаются остановить волны материальных желаний, сделать это так трудно, что все их попытки оканчиваются неудачей. Поэтому последуй нашему совету и занимайся преданным служением Кришне, сыну Васудевы». (Бхаг. 4.22.39)

Желание обусловленной души наслаждаться плодами своего труда укоренилось столь глубоко, что даже великим мудрецам, несмотря на огромные усилия, очень трудно контролировать это желание. Но преданный Господа, постоянно занятый служением ради сознания Кришны и достигший совершенства в осознании себя, очень быстро обретает освобождение во Всевышнем. Благодаря полному постижению науки самоосознания, он всегда пребывает в состоянии транса. Священные писания проводят следующую аналогию:

даршана-дхйана-самспаршаир матсйа-курма-вихангамах
сванй апатйани пушнанти татхахам апи падма-джа

«Лишь взором, медитацией и касанием, рыбы, черепахи и птицы поддерживают своё потомство. Подобным же образом поступаю и Я, О Падмаджа!»

Рыба выращивает потомство, просто наблюдая за ним. Черепаха делает это просто медитируя. Она откладывает яйца на суше и, находясь в воде, медитирует на них. Точно также, преданный сознающий Кришну, хотя и находится вдали от обители Господа, может вознестись к этой обители, просто думая о нём постоянно, таким образом, будучи занятым в сознании Кришны. Он не чувствует мук материальных страданий; это состояние жизни называется брахма-нирвана, или отсутствие материальных страданий, благодаря постоянной погружённости во Всевышнего.

 

ТЕКСТ 27-28



спаршан критва бахир бахйамш

чакшуш чаивантаре бхрувохо
пранапанау самау критва

насабхйантара - чаринау

йатендрийа - мано - буддхихи

мунир мокша - парайанаха
вигатеччха - бхайа - кродхаха

йах сада мукта эва саха

 

спаршан - объекты чувств, такие как звук; критва - сосредоточив; бахих - внешние; бахйан - ненужный; чакшух - глаза; ча - также; эва - несомненно; антаре - внутри; бхрувохо -бровями; прана-апанау - восходящий и нисходящий потоки воздуха; самау - во взвешенном состоянии; критва - держа; насабхйантара - в ноздрях; чаринау - дыхание; йата - контролируемый; индрийа - чувства; манас - ум; буддхи - разум; муних -трансценденталист; мокша - освобождение; парайанах - будучи предназначенным; вигата - избавившись; иччха - от желаний; бхайа - страх; кродха - гнев; йах - тот, кто; сада - всегда; мукта - освобождённый; эва - несомненно; саха - он есть.

ПЕРЕВОД: Отключившись от всех внешних объектов чувственного восприятия, сосредоточив взор между бровей, задержав вдыхаемый и выдыхаемый воздух в ноздрях - контролируя, таким образом, ум, чувства и разум, трансценденталист становится свободным от желания, страха и гнева. Тот, кто всегда пребывает в таком состоянии, несомненно, уже освобождён.

КОММЕНТАРИЙ: Будучи вовлечённым в сознание Кришны, человек может немедленно понять свою духовную сущность, и тогда, в процессе преданного служения, он уже может понять Верховного Господа. Укрепившись в преданном служении, человек достигает трансцендентного состояния, позволяющего ему ощущать присутствие Господа в сфере своей деятельности. Такое состояние называется освобождением во Всевышнем.

Разъяснив вышеуказанные принципы освобождения во Всевышнем, Господь даёт наставления Арджуне о том, как достичь этого положения, практикуя мистицизм, или йогу, известную как аштанга-йога, которая подразделяется на восемь ступеней: Яма, нийама, асана, пранайама, пратйахара, дхарана, дхйана и самадхи. Метод йоги ясно и подробно описан в шестой главе, а в конце пятой это объяснено только предварительно. С помощью метода пратйахары йог должен отвести свои чувства от объектов, таких как звук, касание, форма, вкус и запах, а затем, удерживая взгляд между бровей, сосредоточить его на кончике носа, полу прикрыв глаза. Не следует совсем закрывать глаза, так как в этом случае велика вероятность засыпания. Не стоит, и открывать их полностью, так как в этом случае есть риск привлечься объектами чувств. Движение дыхания сдерживается в ноздрях, нейтрализуя восходящий и нисходящий потоки воздуха в теле. Практикуя такую йогу, человек способен получить контроль над чувствами, воздерживаясь от объектов чувств и, таким образом, подготовить себя к освобождению во Всевышнем.

Этот процесс йоги помогает человеку избавиться от всех видов страха и гнева и, в таком трансцендентном состоянии, ощутить присутствие Сверхдуши. Иными словами, сознание Кришны является самым лёгким способом исполнения принципов йоги. Это будет подробно объясняться в следующей главе. Человек, сознающий Кришну, будучи всегда вовлечён в преданное служение, не рискует потерять контроль над чувствами и позволить им найти себе другое занятие. Этот метод позволяет контролировать чувства намного эффективнее, нежели метод аштанга-йоги.

 

ТЕКСТ 29



бхоктарам ягья-тапасам

 сарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанам

 гьнатва мам шантим рччхати

 

бхоктарам - пользующийся; ягья - жертвоприношение; тапасам - покаяние и аскезы; сарва-лока - всех планет и правящих на них полубогов; махайшварам - Верховный Господь; су-хридам - благодетель; сарва - всех; бхутанам - живых существ; гьнатва -таким образом постигнув; мам - Меня (Господа Кришну); шантим - облегчение материальных страданий; рччхати - обретает.

ПЕРЕВОД: Мудрецы, знающие меня как конечную цель всех жертвоприношений и аскез, Верховного Господа всех планет и полубогов, благодетеля и доброжелателя всех живых существ, достигают умиротворения, избавляясь от мук материальных страданий.

КОММЕНТАРИЙ: Обусловленные души, находясь в тисках иллюзорной энергии, стремятся достичь мира в материальном мире. Но им неизвестна формула мира, которая объяснена в этой части Бхагавад-гиты. Эта формула величественна и проста: плодами всех наших действий наслаждается Господь Кришна. Всё, что у нас есть, необходимо предлагать в трансцендентном служении Господу, ибо Он - властитель всех планет и управляющих ими полубогов. Нет никого, более великого, чем Он. Он более велик, чем величайшие полубоги, Господь Шива и Господь Брахма. В Ведах Верховный Господь описывается как: там ишваранам парамам махешварам. Под влиянием иллюзии, живые существа пытаются господствовать над всем, что попадает в поле их зрения, но, в действительности, они подчинены материальной энергии Господа. Господь - повелитель материальной природы, а обусловленные души подчинены её строгим законам. Без понимания этих очевидных фактов, не представляется возможным достичь мира во всем мире, ни в индивидуальном порядке, ни в обществе в целом. В этом суть сознания Кришны: Господь Кришна - Верховный властитель, а все живые существа, в том числе и великие полубоги, Его подчинённые. Совершенного умиротворения можно достичь только в сознании Кришны.

Пятая глава представляет собой объяснение практической стороны сознания Кришны, обычно известной как карма-йога. Здесь даётся ответ на вопрос о том, как карма-йога может привести к освобождению. Работать в сознании Кришны, значит работать с полным осознанием Господа, как высшего владыки. Такая деятельность ничем не отличается от трансцендентного знания. Бхакти-йога - это непосредственно само сознание Кришны, а гьяна-йога - путь, ведущий к бхакти-йоге. Сознание Кришны означает деятельность в полном знании о своих взаимоотношениях с Высшим Абсолютом, и совершенством этого сознания является полное знание о Кришне, Верховной Личности Бога. Чистая душа вечно служит Богу, как Его фрагментарная неотъемлемая часть. Душа вступает в контакт с майей (иллюзией) в связи с желанием господствовать над ней, что и является причиной его многочисленных страданий. Пока душа находится в контакте с материей, она должна выполнять работу в рамках материальных потребностей. Сознание Кришны, однако, приводит живое существо к духовной жизни, даже если оно ещё находится в пределах юрисдикции материи, ибо это практический метод пробуждения духовного существования в материальном мире. Чем дальше человек продвигается, тем больше высвобождается из тисков материи. Господь Кришна ни к кому не питает пристрастия. Всё зависит от выполнения практических обязанностей и усилий в контроле чувств, побеждающих влияние желаний и гнева. И, достигая сознания Кришны, посредством контроля вышеупомянутых страстей, человек, фактически, остаётся на трансцендентном уровне, на уровне брахма-нирваны.

Восьмиступенчатая мистическая йога автоматически практикуется в сознании Кришны, поскольку достигается её конечная цель. Существует постепенный процесс возвышения в практике ямы, ниямы, асаны, пратьяхары, дхьяны, дхараны, пранаямы, и самадхи. Но это только предварительная ступень совершенства, достигаемого с помощью преданного служения, которое только и может подарить умиротворение человеческому существу. Это является высочайшим совершенством жизни.

Так заканчивается комментарий Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к пятой главе «Шримад-Бхагавад-гиты», которая называется «Карма-йога, деятельность в сознании Кришны».

ГЛАВА ШЕСТАЯ



САНКХЬЯ-ЙОГА

 

ТЕКСТ 1



шри-бхагаван увача
анашритах карма-пхалам

 карйам карма кароти йаха
са саннйаси ча йоги ча

 на нирагнир на чакрийаха

 

шри-бхагаван увача - Господь сказал; анашритах - не ища прибежища; кармапхалам - в плодах своего труда; карйам - предписанные; карма - обязанности; кароти - выполняет; йаха - тот, кто; са - он; саннйаси - живёт в отречении; ча - также; йоги - йог-мистик; ча - также; на - не; них - без; агни - огня; на - не; ча - также; акрийаха - исполняя свой долг.

ПЕРЕВОД: Благословенный Господь сказал: Тот, кто, не привязан к плодам своего труда, кто выполняет работу из чувства долга, тот живёт в отречении и является истинным мистиком, а не тот, кто не зажигает огня и не выполняет никакой работы.

КОММЕНТАРИЙ: В этой главе Господь объясняет, что процесс восьмиступенчатой системы йоги является средством контроля ума и чувств. Однако, большинству людей очень трудно следовать этому процессу, особенно в век Кали. Хотя система восьмиступенчатой йоги рекомендуется в этой главе, Господь, тем не менее, подчёркивает, что процесс карма-йоги, или деятельности в сознании Кришны, лучше. Каждый в этом мире действует ради поддержания своей семьи и имущества, но никто не работает без какого-либо личного интереса, или стремления к удовлетворению собственных чувств, как в узком, так и в широком смысле. Критерий совершенства - действовать в сознании Кришны, а не ради наслаждения плодами своего труда. Действовать, в сознании Кришны- долг каждого живого существа, поскольку по своей природе все мы - неотъемлемые частицы Всевышнего. Части тела работают ради удовлетворения всего тела. Конечности тела действуют не ради собственного удовлетворения, а ради удовлетворения полного целого. Подобным образом, живое существо, которое действует не ради собственного удовлетворения, но ради высшего целого, является совершенным санньяси, совершенным йогом.

Иногда санньяси, ошибочно полагают, что они уже освобождены от всех материальных обязанностей, и поэтому перестают выполнять жертвоприношения Агнихотра (огненные жертвоприношений), но на самом деле ими движут корыстные мотивы, так как их целью является слияние с безличным Брахманом. Подобное желание лучше любого материального желания, но и оно не лишено собственного интереса. Аналогичным образом, йог-мистик, который практикует систему йоги с полуприкрытыми глазами, прекратив всякую материальную деятельность, желает некоторого удовлетворения для своего личного «Я». Но, человек, действующий в сознании Кришны, работает ради удовлетворения полного целого, бескорыстно. Такой человек не стремится к собственному удовлетворению. Критерием успеха для него является удовлетворение Кришны, поэтому он является совершенным санньяси, или совершенным йогом. Господь Чайтанья - высочайший символ совершенного отречения, молился так:

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагад-иша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи

«О, Всемогущий Господь, у меня нет ни желания копить богатства, ни жажды наслаждения прекрасными женщинами. И я не хочу также иметь последователей. Единственное чего я хочу, получив беспричинную милость, преданно служить Тебе в этой жизни, и рождение за рождением».

 

ТЕКСТ 2



йам саннйасам ити прахуур

 йогам там виддхи пандава
на хй асаннйаста-санкалпаха

 йоги бхавати кашчана

 

йам - что; саннйасам - отречение; ити - таким образом; прахуур - они говорят; йогам - воссоединения со Всевышним; там - это; виддхи - вы должны знать; пандава - О сын Панду; на - никогда; хи - несомненно; асаннйаста - не отказываясь; санкалпаха - от стремления к удовлетворению собственных чувств; йоги - мистик-трансценденталист; бхавати - становится; кашчана - любой.

ПЕРЕВОД: То, что называют отречением, есть то же самое, что йога, или воссоединение со Всевышним, ибо никто не может стать йогом, если он не отказывается от желания чувственных удовольствий.

КОММЕНТАРИЙ: Настоящая санньяса-йога или бхакти означает, что человек знает своё конституциональное положение, как живого существа и действует соответственно. Живое существо не имеет отдельного, независимого бытия. Оно является пограничной энергией Всевышнего. Когда живое существо попадает в ловушку материальной энергии, оно обусловливается, но когда оно сознаёт Кришну, т.е. знает о духовной энергии, оно находится в своём истинном и естественном состоянии бытия. Поэтому, когда человек находится в полном знании, он оставляет все виды материальных наслаждений, или отрешается от всякой деятельности, направленной на удовлетворение чувств. Это практикуется йогами, которые удерживают чувства от материальных привязанностей. Но человек, в сознании Кришны, не имеет возможности занять свои чувства чем-либо, что не предназначено для Кришны. Таким образом, человек сознающий Кришну, является одновременно санньяси и йогом. Цель познания и сдерживания чувств, как это предписано в системах гьяны и йоги, достигается сама собой в процессе служения Кришне. Если человек не способен отказаться от эгоистического образа действий, то гьяна и йога бесполезны для него. Истинной целью каждого живого существа является отказ от эгоистического удовлетворения собственных чувств, и готовность удовлетворять чувства Всевышнего. Человек, сознающий Кришну, не желает никаких удовольствий для самого себя. Он всегда стремится доставить удовольствие Верховному Господу. Тот, кто не имеет знания о Всевышнем, вынужден действовать ради удовлетворения собственных чувств, потому что живое существо не может находиться на уровне бездействия. Все эти цели исполняются совершенным образом посредством практики сознания Кришны.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!