Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 29 страница



 

ТЕКСТ 3



арурукшор мунер йогам

 карма каранам учйате
йогарудхасйа тасйаива

 шамах каранам учйате

 

арурукшор - того, кто только начал заниматься йогой; мунер - мудреца; йогам - восьмиступенчатая система йоги; карма - работа; каранам - причина; учйате - сказано что; йога - восьмиступенчатая йога; арудхасйа - тот, кто достиг; тасйа - его; эва - непременно; шамах - прекращение всякой материальной деятельности; каранам - средством; учйате - сказано что.

ПЕРЕВОД: Говорится, что для неофита в восьмиступенчатой системе йоги, работа является средством; а для того, кто уже достиг высот в йоге, средством является прекращение всякой материальной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Процесс воссоединения со Всевышним называется йогой, его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самоосознания. Эта лестница начинается с низшего уровня материальной обусловленности живого существа и восходит к совершенству самоосознания в чистой духовной жизни. В соответствии с различными уровнями высоты, разные части этой лестницы известны под разными названиями. Но в целом, вся лестница называется йогой и может быть разделена на три части, а именно гьяна-йога, дхйана-йога и бхакти-йога. Первый этап этой лестницы, называется йогарурукшу, а её высшая ступень - йогарудха.

Что касается восьмиступенчатой системы йоги, то начальные попытки войти в состояние медитации посредством соблюдения пожизненных принципов и практики различных сидячих поз (которые в той или иной степени являются физическими упражнениями), относят к плодотворной материальной деятельности. Подобная деятельность ведёт к достижению совершенного равновесия ума и контроля над чувствами. Когда человек становится опытным в практике медитации, его перестаёт беспокоить деятельность ума.

Однако, человек в сознании Кришны, с самого начала находится в состоянии медитации, поскольку он всегда думает о Кришне. И, так как он постоянно вовлечён в служение Кришне, считается, что он прекратил всякую материальную деятельность.

 

ТЕКСТ 4



йада хи нендрийартхешу

 на кармасва анушаджате
сарва-санкалпа-саннйаси

 йогарудхас тадочйате

йада - когда; хи - непременно; на - не; индрийа-артхешу - в удовлетворении чувств; на - никогда; кармасу - в кармической деятельности; анушаджате - обязательно занимается; сарва-санкалпа - всех материальных желаний; саннйаси - отречённый; йога-арудхах - продвинутый в йоге; тада - в то время; учйате - сказано, что.

ПЕРЕВОД: Человек считается достигшим высокой ступени йоги тогда, когда, отказавшись от всех материальных желаний, он перестаёт действовать ради удовлетворения собственных чувств и не вовлекается в кармическую деятельность.

КОММЕНТАРИЙ: Когда человек полностью вовлечён в трансцендентное, любовное служение Господу, он удовлетворён собой и поэтому больше не занимается удовлетворением чувств или плодотворной деятельностью. В противном случае, ему придётся действовать ради удовлетворения собственных чувств, поскольку ни одно живое существо не может жить в бездействии. Без осознания Кришны, человек будет вынужден искать эгоцентрическую или расширенно эгоистическую деятельность. Однако, тот, кто сознаёт Кришну, может делать всё для удовлетворения Кришны и, в силу этого, он совершенно не привязывается к удовлетворению чувств. Тот же, кто не имеет такого понимания, должен пытаться механически избегать материальных желаний, пока не поднимется до верхней ступени лестницы йоги.

 

ТЕКСТ 5



уддхаред атманатманам

 натманам авасадайет
атмаива хй атмано бандхуур

 атмаива рипур атманаха

 

уддхаред - человек должен освободиться; атмана - умом; атманам - обусловленная душа; на - никогда; атманам - обусловленная душа; авасадайет - вынужденная деградировать; атма - ум; эва - несомненно; хи - поистине; атмана - обусловленной души; бандхуур - друг; атма - ум; эва - несомненно; рипух - враг; атманаха - обусловленной души.

ПЕРЕВОД: Человек должен использовать свой ум для возвышения, а не для деградации. Ум может быть, как другом обусловленной души, так и врагом.

КОММЕНТАРИЙ: Слово атма означает «тело», «ум» и «душа», в зависимости от различных обстоятельств. В системе йоги особенно важное значение придаётся уму и обусловленной душе. Так как ум занимает центральное место в практике йоги, то в этом стихе слово «атма» относится к уму. Целью системы йоги является контроль ума и отвлечение его от привязанности к объектам чувств. Здесь особенно подчёркивается, что ум должен быть подготовлен таким образом, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения. В материальном мире человек подвержен влиянию ума и чувств. В действительности, чистая душа запутывается в ловушке материального мира из-за того, что ум подпадает под влияние эго, которое желает господствовать над материальной природой. Поэтому ум следует воспитать таким образом, чтобы он не привлекался блеском материальной природы, и тогда обусловленная душа может быть спасена. Не следует деградировать, прельщаясь объектами чувств. Чем больше человек привлекается объектами чувств, тем больше он запутывается в материальном существовании. Лучший способ высвободиться - занимать ум сознанием Кришны. Слово «хи» используется, чтобы подчеркнуть этот момент, т.е. человек должен поступать именно так. Говорится также:

мана эва манушйанам каранам бандха-мокшайох
бандхайа вишайасанго муктйаи нирвишайам манаха

«Для человека, ум является причиной рабства, и причиной освобождения. Ум, поглощённый мыслями об объектах чувств - причина рабства, а ум,  отрешённый от объектов чувств - причина освобождения». Таким образом, ум, который всегда вовлечён в сознание Кришны, является причиной высшего освобождения.

 

ТЕКСТ 6



бандхур атма атманас тасйа

 йенатмаиватмана джитаха
анатманас ту шатрутве

 вартета атмаива шатру-вате

 

бандхур - друг; атма - ум; атманас - живого существа; тасйа - его; йена - кем; атма - ум; эва - несомненно; атмана - живым существом; джитах - побеждён; анатманах - того, кто не смог обуздать свой ум; ту - но; шатрутве - из-за враждебности; вартета - остаётся; атма ева - тот же самый ум; шатру-ват - как враг.

ПЕРЕВОД: Для того, кто обуздал свой ум, он становится лучшим другом, а для того, кто не смог сделать этого, его ум останется величайшим врагом.

КОММЕНТАРИЙ: Цель практики восьмиступенчатой йоги - достижение контроля над умом, с тем, чтобы превратить его в своего друга в выполнении миссии человеческой жизни. Без овладения контроля над умом, практика йоги (напоказ) - лишь пустое времяпровождение. Тот, кто не может контролировать свой ум, постоянно пребывает в обществе величайшего врага, и поэтому миссия его жизни не выполняется. Естественное положение живого существа - следовать высшему порядку. И пока ум остаётся непобеждённым врагом, человек вынужден служить диктату вожделения, гнева, алчности, иллюзии и т. д. Но когда ум побеждён, человек добровольно соглашается исполнять указания Верховного Господа, находящегося в сердце каждого живого существа как Параматма. Практика истинной йоги даёт человеку возможность ощутить присутствие Параматмы в своём сердце и затем следовать Её указаниям. Тот, кто напрямую принимает практику сознания Кришны, тот, естественным образом, полностью предаётся воле Господа.

 

ТЕКСТ 7



джитатманах прашантасйа

 параматма самахитаха
шитошна-сукха-духкхешу

 татха манапаманайохо

 

джита-атманах - того, кто победил ум; прашантасйа - кто, держа под контролем свой ум, достиг умиротворения; параматма - Сверхдуша; самахитаха - полностью приблизился; шита - в холод; ушна - жару; сукха - в счастье; духкхешу - в отчаянии; татха - также; мана - в чести; апаманайохо - и бесчестии.

ПЕРЕВОД: Тот, кто победил ум, уже достиг Сверхдуши, ибо он обрёл спокойствие. Такой человек равно относится к счастью и горю, жаре и холоду, чести и бесчестью.

КОММЕНТАРИЙ: В действительности, живое существо, по своему предназначению должно следовать воле Верховного Господа, который пребывает в сердце каждого как Параматма. Когда ум сбит с толку внешней, иллюзорной энергией, человек запутывается в сетях материальной деятельности. Поэтому, когда ум контролируется с помощью одной из систем йоги, следует считать, что человек уже достиг своего предназначения. Необходимо следовать высшей воле. Когда ум человека сосредоточен на высшей природе, у него уже не остаётся другого выбора, кроме как следовать указаниям Всевышнего. Ум должен принять какое-либо высшее руководство и следовать ему. Контролируя ум, человек автоматически следует указаниям Параматмы, или Сверхдуши. Вследствие того, что человек, сознающий Кришну, сразу достигает этого трансцендентного состояния, преданный Господа не зависит от двойственности материального существования, а именно счастья и несчастья, жары и холода и т. д. Это состояние является практическим  самадхи, или погружением во Всевышнего.

 

ТЕКСТ 8



гьяна-вигьяна-триптатма
кута-стхо виджитендрийаха
йукта итй учйате йоги
сама-лоштрашма-канчанаха

гьяна - обретённое знание; вигьяна - реализованное знание; трипта -удовлетворённое; атма - живое существо; кута-стхах - достигшее духовного самоосознания; виджита-индрийаха - обуздавшее чувства; йуктах - подготовленное к самоосознанию; ити - таким образом; учйате - говорится; йоги - мистик; сама - находящийся в состоянии равновесия; лоштра - галька; ашма - камень; канчанаха - золото.

ПЕРЕВОД: Говорится, что когда человек полностью удовлетворён приобретённым знанием и пониманием, его считают достигшим самоосознания и называют йогом [мистиком]. Такой человек находится на трансцендентном уровне и является хозяином своих чувств. Он видит единую природу вещей, будь то галька, камень или золото.

КОММЕНТАРИЙ: Книжное знание без понимания Высшей Истины, является бесполезным. Говорится, что:

атах шри-кришна-намадина бхавед грахйам индрийаиха
севонмукхе хи джихвадаусвайам эва спхуратй адаха

«Тому, чьи чувства осквернены влиянием материальной энергии, никогда не постичь трансцендентной природы имени, формы, качеств и игр Шри Кришны. Трансцендентное имя, форма, качества и игры Господа откроются ему лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства в процессе трансцендентного служения Господу» (Падма пурана).

Эта «Бхагавад-гита» является наукой сознания Кришны. Никто не может стать сознающим Кришну посредством обычного мирского образования. Человек должен быть достаточно удачливым, чтобы общаться с личностью, обладающей чистым сознанием. Тот, кто осознаёт Кришну, милостью Кришны понял полученное им знание, ибо нашёл удовлетворение в чистом преданном служении. Поняв знание, человек становится совершенным. Трансцендентное знание помогает человеку оставаться непоколебимым в своих убеждениях, того же, кто обладает лишь академическим знанием, легко сбить с толку и смутить кажущимися противоречиями. Только осознавший себя йог, является истинным хозяином своих чувств, ибо он предался Кришне. Чуждый мирского знания, он всегда остаётся на трансцендентном уровне. Мирское знание и досужие измышления, которые другие ценят на вес золота, для него не более ценны, чем галька или камень.

 

ТЕКСТ 9



сухрин-митрарй-удасина
мадхйастха-двешйа-бандхушу
садхушв апи ча папешу
сама-буддхир вишишйате

сухрит - к тем, кто доброжелательны по природе; митра - любящим благодетелям; ари - врагам; удасина - сохраняет нейтралитет между воюющими сторонами; мадхйастха - посредник между воюющими сторонами; двешйа - завистники; бандхушу - среди родственников или доброжелателей; садхушу - к праведникам; апи - также как; ча - и; папешу - к грешникам; сама-буддхих - чей разум находится в состоянии равновесия; вишишйате - достигший более высокой ступени.

ПЕРЕВОД: Ещё более продвинут тот, кто одинаково относится ко всем, будь то честные доброжелатели, любящие благодетели, друзья и  враги, завистники, праведники, грешники, и к тем, кто равнодушен и беспристрастен.

ТЕКСТ 10



йоги йунджита сататам
атманам рахаси стхитаха
экаки йата-читтатма
нирашир апариграхаха

йоги - трансценденталист; йунджита - должен сосредоточиться на сознании Кришны; сататам - постоянно; атманам - себя (своё тело, ум и душу); рахаси - в уединённом месте; стхитаха - находясь; экаки - в одиночестве; йата-читта-атма - всегда держать ум под контролем; нираших - не позволяя ему увлечься чем-либо другим; апариграхаха - освободившись от чувства собственности.

ПЕРЕВОД: Трансценденталист должен постоянно пытаться концентрировать свой ум на Высшем «Я»; ему следует жить одному в уединённом месте и всегда тщательно контролировать свой ум. Он должен освободиться от желаний и чувства собственности.

КОММЕНТАРИЙ: Кришна осознаётся в разных аспектах: как Брахман, Параматма и Верховная Личность Бога. Если коротко, сознание Кришны означает, постоянное трансцендентное любовное служение Господу. Но те, кто привязан к безличному Брахману или находящейся в сердце Сверхдуше также частично сознают Кришну, так как безличный Брахман является духовным лучом Кришны, а Сверхдуша - всепроникающей частичной экспансией Кришны. Таким образом, имперсоналист и медитирующий йог также косвенно сознают Кришну. Человек, напрямую сознающий Кришну, является наивысшим трансценденталистом, поскольку такой преданный знает, что такое Брахман, или Параматма. Его знание Абсолютной Истины является совершенным, в то же время как имперсоналист, и медитирующий йог не полностью сознают Кришну.

Тем не менее, при этом есть указания на то, что если они будут постоянно заниматься определённой практикой, они смогут достичь высшего совершенства рано или поздно. Для трансценденталиста очень важно держать свой ум сосредоточенным на Кришне. Он должен всегда помнить о Кришне и не забывать о нём даже на мгновение. Концентрация ума на Сверхдуше называется самадхи, или транс. Для того чтобы сосредоточить свой ум, человек должен всегда оставаться в уединённом месте и избегать беспокойств, вызванных соприкосновением с объектами внешнего мира. Ему следует быть очень осторожным, принимая только то, что благоприятно для его духовного развития, и, отвергая всё неблагоприятное. В идеале, он не должен жаждать ненужных материальных вещей, которые лишь опутывают его собственническими инстинктами. Достижение всех этих совершенств, при соблюдении мер предосторожности, в полной мере возможно лишь тогда, когда человек занимается непосредственно деятельностью, направленной на сознание Кришны, ибо такая деятельность означает самоотречение, практически не оставляющее места для материальных собственнических чувств. Шрила Рупа Госвами характеризует сознание Кришны следующим образом:

анасактасйа вишайанйатхархам упайунджатаха
нирбандхах кришна-самбандхейуктам ваирагйам учйате

прапанчикатайа буддхйахари-самбандхи-вастунаха
мумукшубхих паритйаговаирагйам пхалгу катхйате

«Когда человек не привязан ни к чему, но в то же время принимает всё в связи с Кришной, он по праву находится выше собственнических устремлений. С другой стороны, если человек отрекается от всего, не обладая знанием о связи всего сущего с Кришной, его отречение нельзя считать совершенным» («Бхакти-расамрита-синдху» 2.255-25).

Человек, сознающий Кришну, хорошо знает, что всё сущее принадлежит Кришне и потому всегда свободен от чувства личного обладания. Поэтому он ничего не желает для себя лично. Он умеет принимать то, что благоприятно для сознания Кришны и отвергать все неблагоприятное для него. Постоянно находясь на трансцендентном уровне, он отрешён от всего материального и всегда пребывает в одиночестве, не желая общаться с теми, кто не сознаёт Кришну. Поэтому человек, сознающий Кришну, является совершенным йогом.

 

ТЕКСТ 11-12



шучау деше пратиштхапйа
стхирам асанам атманаха
натй-уччхритам нати-ничам
чаиладжина-кушоттарам

татрайкаграм манах критва
йата-читтендрийа-крийаха
упавишйасане йунджйад
йогам атма-вишуддхайе

шучау - в освящённом; деше - месте; пратиштхапйа - разместившись; стхирам - как следует; асанам - сиденье; атманаха - его собственное; на - не; ати - слишком; уччхритам - высокое; на - не; ати - слишком; ничам - низкое; чаила-аджина - мягкой тканью и оленьей шкурой; куша - а также травой куша; уттарам - покрыв; татра - затем; эка-аграм - сосредоточив; манах - ум; кртва - сделав; йатачитта - контролируя ум; индрийа - чувства; крийаха - и деятельность; упавишйа - сидя; асане - на сиденье; йунджйат - должен заниматься; йогам - йогой; атма - сердце; вишуддхайе - чтобы очистить.

ПЕРЕВОД: Для того, чтобы практиковать йогу, нужно удалиться в уединённое место, постелить на землю траву куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть ни слишком высоким, ни слишком низким и должно находиться в освящённом месте. Затем йог должен сесть в устойчивой позе и приступить к занятиям йогой, контролируя ум и чувства, очищая сердце и фиксируя ум на одной точке.

КОММЕНТАРИЙ: «Священными» называют места паломничества. В Индии йоги, трансценденталисты или преданные, как правило, уходят из дома и поселяются в святых местах, таких как Прайаг, Матхура, Вриндаван, Хришикеш и Харидвар, где текут священные реки Ганга и Ямуна, и в уединении практикуют йогу. Но часто это не представляется возможным, особенно на Западе. Так называемые общества йоги в крупных городах, могут быть успешным в получении материальной выгоды, но они вовсе не подходят для настоящей практики йоги. Тот, кто не способен контролировать себя и чей ум обеспокоен, не может практиковать медитацию. Поэтому в «Брихан-нарадийа Пуране» сказано, что в Кали-югу (нынешнюю югу или эпоху), когда люди в большинстве своём живут мало, медленно продвигаются по пути духовного развития и всегда испытывают множество тревог и беспокойств, лучшим методом духовного самоосознания является повторение святого имени Господа:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!