Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 34 страница



ПЕРЕВОД: Йог превосходит аскета, философа-эмпирика и того, кто занимается кармической деятельностью. Поэтому, О Арджуна, в любых обстоятельствах, будь йогом.

КОММЕНТАРИЙ: Когда мы говорим о йоге, мы имеем в виду соединение нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Люди называют этот процесс по-разному, в зависимости от избранного ими метода. Когда процесс соединения связан преимущественно с плодотворной деятельностью, он называется карма-йогой, когда преобладает эмпирический подход, он называется гьяна-йогой, а когда основой процесса являются взаимоотношения с Всевышним Господом, в умонастроении преданности, это называется бхакти-йога. Бхакти-йога или сознание Кришны является высшим совершенством всех методов йоги, как это будет объяснено в следующем стихе. Господь подтвердил здесь превосходство йоги, но Он не упомянул, что это лучше, чем бхакти-йога. Бхакти-йога исполнена духовного знания, и как таковую, ничто не может превзойти её. Аскетизм без самопознания является несовершенным. Эмпирические знания, не основанные на преданности Верховному Господу также несовершенны. И кармическая деятельность без сознания Кришны лишь пустая трата времени. Поэтому, из всех упомянутых здесь видов йоги, наивысшую ценность имеет бхакти-йога, и это ещё более ясно объяснено в следующем стихе.

 

ТЕКСТ 47



йогинам апи сарвешам
мад-гатенантар-атмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме йуктатамо матаха

йогинам - из всех йогов; апи - также; сарвешам - всех видов; мат-гатена - пребывая во Мне; антах-атмана - всегда думая обо Мне в глубине своего сердца; шраддха-ван - с полной верой; бхаджате - оказывает трансцендентное любовное служение; йах - тот, кто; мам - Мне (Верховному Господу); са - его; ме - Мной; йукта-тамах - величайший йог; матах - считается.

ПЕРЕВОД: И из всех йогов, тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне, поклоняясь Мне в трансцендентном любовном служении, тот теснейшим образом связан со Мной в йоге и является величайшим.

КОММЕНТАРИЙ: Важное значение здесь имеет слово бхаджате. Корнем бхаджате является глагол бхадж, который применяется для выражения идеи служения. Слово «поклонение» не может использоваться в том же смысле, что и бхадж. Поклоняться значит - боготворить или оказывать уважение и почести достойному. Но служение с любовью и верой особо предназначено для Верховной Личности Бога. Можно избегать поклонения уважаемым людям или полубогам, и прослыть неучтивым, но нельзя пренебрегать служением Всевышнему, не будучи осуждённым за это. Каждое живое существо является неотъемлемой частицей Господа, и поэтому каждое живое существо призвано служить Всевышнему Господу в соответствии со своим положением. Отказываясь делать это, оно падает в низшие сферы бытия. Это подтверждается в «Бхагаватам»:

йа эшам пурушам сакшад
атма-прабхавам ишварам
на бхаджантй аваджананти
стханад бхраштах патантй адхаха

«Тот, кто не желает служить предвечному Господу, источнику всех существ, и не исполняет своего долга перед Ним, безусловно, падёт вниз, лишившись своего естественного положения».
В этом стихе также используется слово бхаджанти. Таким образом, бхаджанти применимо лишь по отношению к Верховному Господу, тогда как слово «поклонение» может быть применено к полубогам или к любому другому обычному живому существу. Слово аваджананти, используемое в этом стихе Шримад-Бхагаватам, также содержится в Бхагавад-гите: аваджананти мам мудха: «Только глупцы и мошенники осмеивают Верховную Личность Бога, Господа Кришну». Такие глупцы берут на себя труд писать комментарии к Бхагавад-гите, безотносительно служения Господу. Поэтому, они не могут должным образом установить различие между словом бхаджанти, и слово «поклонение». Кульминация всех видов йоги заключается в бхакти-йоге. Все другие виды йоги являются лишь средством достижения бхакти в бхакти-йоге. Йога в действительности означает бхакти-йога; все другие разделы йоги являются ступенями на пути к конечной цели - бхакти-йоге. Долгий путь самоосознания начинается с карма-йоги и заканчивается бхакти-йогой. Карма-йога, без стремления к результатам деятельности, является началом этого пути. Когда карма-йога приводит к увеличению знания и отречённости, она переходит в стадию называемую гьяна-йогой. Когда сосредоточенность на Сверхдуше усиливается посредством различных физических процессов, и ум концентрируется на Ней, гьяна-йога переходит в аштанга-йогу. И, когда человек превосходит уровень аштанга-йоги и обращается Верховной Личности Бога, Кришне, это называется бхакти-йога, кульминация. Фактически, бхакти-йога является конечной целью, но для того чтобы детально проанализировать бхакти-йогу необходимо понимать все предшествующие ступени йоги. Прогрессирующий йог находится, таким образом, на истинном пути вечной удачи. Тот, кто привязывается к определённому уровню и не совершает дальнейшего прогресса, называется соответственно: карма-йогом, гьяна-йогом или дхьяна-йогом, раджа-йогом, хатха-йогом, и т. д. Если человеку в достаточной степени повезёт, и он придёт к бхакти-йоге, то следует понимать, что он уже превзошёл все другие ступени йоги. Поэтому становление на пути сознания Кришны - есть наивысшая ступень йоги. Подобно этому, когда мы говорим о Гималаях, то имеем в виду самые высокие горы в мире, высочайший пик которых, гора Эверест, считается наивысшей точкой.

Благодаря великой удаче человек приходит к сознанию Кришны путём бхакти-йоги, заняв благоприятное положение в соответствие с ведическими наставлениями. Идеальный йог концентрирует своё внимание на Кришне, которого называют Шьямасундара. Прекрасный цвет тела Кришны напоминает облако, Его лотосоподобное лицо лучезарно словно Солнце, Его одежды сверкают чудесными драгоценностями, а тело покрыто цветочными гирляндами. Он освещает все стороны света великолепным сиянием, которое называется брахмаджйоти. Он воплощается в различных формах, таких как Рама, Нрисимха, Вараха и Кришна, Верховная Личность Бога, Он нисходит, подобно человеческому существу, как сын матери Яшоды, и Он известен, как Кришна, Говинда и Васудева. Являясь идеальным ребёнком, другом, мужем и наставником, Он исполнен всех богатств и трансцендентных качеств. Если человек полностью осознаёт эти качества Господа, его называют высочайшим йогом.

Этот уровень высочайшего совершенства в йоге, может быть достигнут только посредством бхакти-йоги, и это подтверждается всей ведической литературой:

йасйа деве пара бхактирйатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхахпракашанте махатманаха

«Только тем великим душам, которые обладают безоговорочной верой в Господа и духовного учителя, естественным образом открывается весь смысл ведического знания».
Бхактир асйа бхаджанам тад ихамутропадхи-наирасйенамушмин манахкалпанам, этад эва наишкармйам. «Бхакти означает преданное служение Господу, которое свободно от желания материальной выгоды в этой жизни или в следующей. Отказавшись от подобных склонностей, необходимо полностью сосредоточиться на Всевышнем. Такова цель наишкармйи».

Таковы некоторые из средств для выполнения бхакти или сознания Кришны, высшей стадии совершенства системы йоги.

 

Так заканчиваются комментарии Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к Шестой главе «Шримад Бхагавад-гиты» по теме Санкхья-йога Брахма-Видья.

 

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ



ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА

 

ТЕКСТ 1



шри-бхагаван увача
майй асакта-мана партха

 йогам йунджан мад-ашрайаха
асамшайам самаграм мам

 йатха джнасйаси тач чхрну

 


шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; майи - на Мне; асакта-мана - тот, чей ум сосредоточен; партха - О сын Притхи; йогам - самоосознание; йунджан - тот, кто практикует; мат-ашрайаха - в сознании Меня (сознании Кришны); асамшайам - несомненно; самаграм - в полной мере; мам - Меня; йатха - как; джнасйаси - постигнешь; тат - об этом; шрну - послушай.

ПЕРЕВОД: Верховный Господь сказал: Теперь услышь, О, сын Притхи, как занимаясь йогой, полностью сознавая Меня, с умом, устремлённым ко Мне, ты сможешь всецело познать Меня, освободившись от сомнений.

КОММЕНТАРИЙ: В седьмой главе «Бхагавад-гиты» природа сознания Кришны описана полностью. Кришна обладает всеми достояниями, и здесь рассказывается о том, как Он проявляет их. Кроме того, здесь описываются четыре типа удачливых людей, которые обращаются к Кришне, и четыре типа неудачливых людей, которые никогда не делают этого.

В первых шести главах «Бхагавад-гиты» было дано описание живого существа как нематериальной духовной души, способной возвыситься до уровня самоосознания, посредством различных методов йоги. В конце шестой главы ясно указывалось, что твёрдая концентрация ума на Кришне, или, другими словами, сознание Кришны, есть высочайшая форма всех видов йоги. Только сосредоточивая ум на Кришне, человек способен познать Абсолютную Истину полностью, и никак иначе. Постижение безличного брахмаджйоти или Параматмы, находящейся в сердце не представляет собой совершенного знания Абсолютной Истины, ибо оно частично. Полное и научное знание - это Кришна, и пребывающему в сознании Кришны открывается всё. Достигнув совершенства в сознании Кришны, человек понимает, что Кришна есть высшее знание, вне всяких сомнений. Разные виды йоги являются лишь ступеньками на пути к сознанию Кришны. Тот, кто идёт путём сознания Кришны, естественным образом обретает совершенное знание о брахмаджйоти и Параматме. Занимаясь йогой сознания Кришны, человек в совершенстве познаёт всё: Абсолютную Истину, живые существа и материальную природу во всех их многообразных проявлениях.

Поэтому, начинать занятия йогой следует так, как предписано в последнем стихе шестой главы «Бхагавад-гиты». Сосредоточение ума на Кришне, Всевышнем, становится возможным благодаря предписанному преданному служению в девяти различных формах, из которых шраванам является первым и самым важным. Поэтому Господь говорит Арджуне: «тач чхрину», или «Слушай Меня». Нет авторитета более великого, чем Кришна, и поэтому тот, кто слушает Его, получает величайшую возможность для прогресса в сознании Кришны. Поэтому, учиться следует непосредственно у Самого Кришны, или у Его чистого преданного, а не у неверующего выскочки, кичащегося академическим образованием.

Процесс постижения Кришны, Верховной Личности Бога, Абсолютной Истины, описан во второй главе Первой песни «Шримад-Бхагаватам» следующим образом:

шринватам сва-катхах кршнаха
пунйа-шравана-киртанаха
хрдй антах-стхо хй абхадрани
видхуноти сухрт сатам

нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики

тада раджас-тамо-бхаваха
кама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхам
стхитам саттве прасидати

эвам прасанна-манасо
бхагавад-бхакти-йогатах
бхагават-таттва-вигьянам
мукта-сангасйа джайате

бхидйате хрдайа-грантхиш
чхидйанте сарва-самшайаха
кшийанте часйа кармани
дршта эватманишваре

«Слушать повествования о Кришне, изложенные в ведических писаниях, или слушать Его Самого, напрямую через «Бхагавад-гиту», уже само по себе - праведная деятельность. И по отношению к тому, кто слушает о Кришне, Господь Кришна, пребывающий в сердце каждого, действует как доброжелательный друг, и очищает преданного неустанно слушающего о Нем. Таким образом, преданный естественным образом развивает своё спящее трансцендентное знание. По мере того, как человек слушает о Кришне из «Бхагаватам» и от преданных, он утверждается в преданном служении Господу. Совершенствуясь в преданном служении, он выходит из-под влияния гун страсти и невежества и таким образом постепенно избавляется от материальных вожделения и жадности. Когда эти загрязнения уходят прочь, ученик утверждается в состоянии чистой благости, и, обретя вдохновение благодаря преданному служению, в совершенстве постигает науку о Боге. Таким образом бхакти-йога разрубает тугой узел материальных привязанностей и позволяет сразу же достичь стадии «асамшайам самаграм», стадии постижения Высшей Абсолютной Истины, Личности Бога.» (Бхаг. 1.2.17-21)

Таким образом, лишь слушая Самого Кришну или Его преданного в сознании Кришны, можно понять науку о Кришне.

 

ТЕКСТ 2



гьянам те 'хам са-вигьянам

идам вакшйамй ашешатаха
йадж гьятва неха бхуйо 'нйате

гьятавйам авашишйате


гьянам - знание, воспринимаемое чувствами; те - тебе; ахам - Я; са - вместе с; вигьянам - божественное знанием; идам - это; вакшйами - изложу; ашешатаха - полностью; йат - которое; гьятва - зная; на - не; иха - в этом мире; бхуйах - дальше; анйат - другое; гьятавйам - познаваемый; авашишйате - остаётся.

ПЕРЕВОД: Сейчас Я возвещу тебе во всей полноте, как воспринимаемое чувствами знание, так и божественное знание, познав которое, нечего более постигать.

КОММЕНТАРИЙ: Полное знание включает в себя знание о феноменальном мире, и духовном, стоящем за ним. Такое знание называют трансцендентным. Господь хочет открыть это знание Арджуне, потому что Арджуна - Его преданный и близкий друг. В начале четвёртой главы Господь уже объяснял это, и вновь подтверждает это здесь: полное знание может быть обретено только преданным Господа, непосредственно от Самого Господа в ученической преемственности. Поэтому мы должны воспользоваться своим разумом и попытаться постичь источник всего знания, который является причиной всех причин и единственным объектом медитации во всех системах йоги. Познав причину всех причин, человек обретёт совершенное знание и для него уже не остаётся ничего непознанного. Веды подтверждают это: «ясмин вигьяте сарвам эва вигьятам бхаванти».

 

ТЕКСТ 3



манушйанам сахасрешу

 кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам

 кашчин мам ветти таттватаха

 

манушйанам - людей; сахасрешу - из многих тысяч; кашчит - кто-нибудь; йатати - старается; сиддхайе - для совершенства; йататам - тех, кто так стремится; апи - в самом деле; сиддханам - тех, кто достиг совершенства; кашчит - кто-то; мам - Меня; ветти - знает; таттватаха - фактически.

ПЕРЕВОД: Из многих тысяч людей, может быть один стремится к совершенству, а из тех, кто достиг совершенства, едва ли один воистину познал Меня.

КОММЕНТАРИЙ: Уровни развития людей различны, и, из многих тысяч, может быть, лишь один обладает достаточным интересом к постижению трансцендентного, дабы попытаться понять, что есть его сущность, что есть тело и что - Абсолютная истина. Основная масса людей занята лишь удовлетворением своих животных наклонностей, а именно едой, сном, защитой и совокуплением, и почти никто не проявляет интереса к трансцендентному  знанию. Первые шесть глав «Гиты» предназначены для стремящихся к трансцендентному знанию, к пониманию собственной сущности и Высшей сущности, для проявляющих интерес к процессу реализации посредством гьяна-йоги, дхйана-йоги и умению отличать сущность от материи. Тем не менее, познать Кришну способен лишь тот, кто сознаёт Кришну. Остальные трансценденталисты могут познать безличный Брахман, ибо этой стадии достичь легче, нежели понять Кришну. Кришна является Высшей личностью, но в то же время Он стоит выше познания Брахмана и Параматмы. Йоги и гьяни запутываются в своих попытках понять Кришну, несмотря на то, что величайший из имперсоналистов, Шрипада Шанкарачарйа, признал в своём комментарии к «Гите», что Кришна - Верховная Личность Бога. Однако его последователи не считают Кришну таковым, ибо познать Кришну чрезвычайно трудно, даже и для тех, кто достиг трансцендентного осознания безличного Брахмана.

Кришна - Верховная Личность Бога, причина всех причин, предвечный Господь Говинда. Ишвара парама кришна сат-чит-ананда-виграха анадир адир говинда сарва-карана-каранам. Неверующим очень трудно постичь Его. Хотя они и заявляют, что путь бхакти, т.е. преданного служения, очень лёгок, они не способны следовать по нему. Если путь бхакти настолько прост, как это утверждают люди, не являющиеся преданными, то почему же они идут по другому, трудному пути. В действительности, путь бхакти не лёгок. Может быть, так называемый путь бхакти, по которому следуют люди, не обладающие знанием о бхакти, и в самом деле прост, однако на истинном пути, который осуществляется согласно правилам и предписаниям, учёные и философы, основывающиеся на мыслительных спекуляциях, удерживаются недолго. Шрила Рупа Госвами говорит в своей «Бхакти-расамрита-синдху»:

шрути-смрити-пуранади- панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактир утпатайаива калпате

«Преданное служение Господу, которое пренебрегает подлинной ведической литературой, такой, как Упанишады, Пураны, Нарада-панчаратра и т. д., представляет собой лишь помеху в жизни общества».

Для имперсоналиста, осознавшего безличного Брахмана, или же для йога, постигшего Параматму, невозможно познание Кришны, Верховной Личности Бога, как сына Яшоды или колесничего Арджуны. Даже великие полубоги иногда не имеют ясного представления о Кришне: «мухйанти йат сурайаха», «мам ту веда на кашчана». «Никто не знает Меня воистину», - говорит Господь. О том, кто познал Его, сказано: са махатма су-дурлабха. «Очень редко встречается такая великая душа». Поэтому тот, кто не служит Господу, даже будь он великим учёным или философом, не может познать Кришну таким, какой Он есть (таттватаха). Лишь чистый преданный способен узнать о непостижимых трансцендентных качествах, присущих Кришне, о причине всех причин, о Его всемогуществе и Его богатстве, Его славе, силе, красоте, знании и отречённости, ибо Кришна благосклонно расположен к Своим преданным. Он - высшая ступень постижения Брахмана, и только преданные могут познать Его в Его истинной сущности. Поэтому сказано:

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаиха
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адаха

«Никто не способен постичь Кришну, как Он есть, посредством грубых материальных чувств. Однако, Он открывается Своим преданным, поскольку они доставляют Ему удовольствие своим трансцендентным любовным служением». (Падма Пурана).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!