Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 37 страница



Долг тех людей, на чьём попечении находятся дети, состоит в том, чтобы восстановить божественное сознание, дремлющее в них. Предписываемые «Ману-смрити», являющимся руководством по религиозным принципам, десять очистительных обрядов предназначены для восстановления божественного сознания в рамках системы варнаашрама. Однако в настоящее время ни один из этих обрядов нигде в мире не исполняется по всем правилам, и потому 99,9 процентов населения относятся к нарадхама. Когда все население становится нарадхама, естественно, что все их, так называемое образование полностью сводится на нет всемогущей энергией физической природы. В соответствии со стандартом «Гиты», образованным человеком может считаться тот, кто одинаково воспринимает учёного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда. Таково видение истинного преданного. Шри Нитьянанда Прабху, воплощение Господа как духовного учителя, дал освобождение двум типичным нарадхама, братьям Джагаю и Мадхаю, и показал, каким образом милость истинного бхакты нисходит на последних из людей. Таким образом, нарадхама, осуждённый Личностью Бога, может снова оживить своё духовное сознание только по милости преданного.

Шри Чайтанья Махапрабху, проповедуя бхагавата-дхарму, или деятельность бхакт, давал людям совет смиренно слушать послание Личности Бога. Суть этого послания заключена в «Бхагавад-гите». Самые низшие среди человеческих существ могут освободиться с помощью этого процесса слушания в смиренном состоянии духа, но, к сожалению, они отказываются даже предоставить свой слух этим посланиям, что уж говорить о подчинении воле Всевышнего. Нарадхама, или низшие среди людей, склонны всецело отрицать первостепенный долг человеческого существа.

(3) Следующий класс душкрити называется майяйапахрита-гьяна, или те люди, чьи обширные познания обесценены воздействием иллюзорной материальной энергии. В большинстве своём эти люди очень образованны, являются видными философами, поэтами, литераторами, учёными и т.п.; однако иллюзорная энергия направляет их по неверному пути, и потому они оказывают неповиновение Всевышнему.

В настоящее время, даже среди знатоков Гиты, существует большое количество майяйапахрита-гьяна. В «Гите» простым и ясным языком утверждается, что Шри Кришна - Верховная Личность Бога. Никто не равен Ему и никто не стоит выше Него. Сказано, что Он - отец Брахмы, прародителя всех человеческих существ. Говорится, что Шри Кришна в действительности не только создатель Брахмы, но и отец всех видов жизни. Он - корень безличного Брахмана и Параматмы; Сверхдуша в каждом существе есть Его полная экспансия. Всё проистекает из Него, и наилучшее для каждого человека - склониться к Его лотосным стопам. Несмотря на все эти ясные утверждения, майяйапахрита-гьяна подвергают осмеянию Божественную Личность и считают Его всего лишь ещё одним человеческим существом. Они не ведают, что благословенная форма человеческой жизни создана по образу и подобию вечного и трансцендентного аспекта Всевышнего.

Все произвольные интерпретации «Гиты», исходящие от людей категории майяйапахрита-гьяна, не входящих в систему парампары, представляют собой лишь многочисленные помехи на пути духовного познания. Заблуждающиеся комментаторы не склоняются к лотосным стопам Шри Кришны и не учат других следовать этому принципу.

(4) Последний класс душкрити называется асурам бхавам ашритаха, или те, кто следуют демоническим принципам. Этот класс явно атеистичен. Некоторые из них утверждают, что Всевышний никогда не может низойти в этот материальный мир, но они не способны привести каких-либо разумных доводов в пользу подобного заявления. Есть и такие, которые ставят Его в зависимость от имперсонального аспекта, хотя в «Гите» утверждается обратное. Завидуя Верховной Личности Бога, атеист склонен провозглашать некоторых людей инкарнациями, хотя те, в действительности, являются таковыми лишь в его воображении. Люди, основное правило жизни которых заключается в том, чтобы открыто осуждать Личность Бога, не способны предаться лотосным стопам Шри Кришны.

Шри Ямуначарья Албандару, из Южной Индии сказал: «О мой Господь! Ты непостижим для тех, кто следует атеистическим принципам, несмотря на то, что священные шастры подтверждают Твои необычайные качества, черты и деятельность, Твою личностность, а также несмотря на то, что Тебе отдают должное великие авторитеты, известные глубиной своих познаний в трансцендентной науке и обладающие всеми качествами людей благочестивых».
Таким образом, (1) чрезвычайные глупцы, (2) последние из людей, (3) заблуждающиеся философы, занимающиеся мыслительными спекуляциями, и (4) исповедующие атеизм, как уже говорилось выше, никогда не склоняются к лотосным стопам Личности Бога, несмотря на рекомендации всех шастр и авторитетных философов.

 

ТЕКСТ 16



чатур-видха бхаджанте мам
джана сукритино 'рджуна
арто джигйасур артхартхи
гьяни ча бхаратаршабха

чатух-видха - четыре вида; бхаджанте - служат; мам - Мне; джана - личности; су-критина - те, кто благочестивы; арджуна - О Арджуна; арта - бедствующий; джигйасух - любознательный; артха-артхи - тот, кто желает материальной прибыли; гьяни - тот, кто знает вещи такими, какие они есть; ча - также; бхарата-ришабха - О великий среди потомков Бхарат.

ПЕРЕВОД: О лучший из Бхарат (Арджуна), четыре типа благочестивых людей воздают преданное служение Мне: находящиеся в бедственном положении, жаждущие богатства, любознательные, и те, кто ищет знание Абсолюта.

КОММЕНТАРИЙ: В отличие от вероотступников, приверженцы пожизненных принципов, изложенных в писаниях, именуются сукритина, или те, кто подчиняются правилам и предписаниям писаний, моральным и социальным законам, и кто, более или менее, преданы Верховному Господу. Такие люди подразделяются на четыре категории: те, которым случается страдать; те, которые нуждаются в деньгах; те, которые иной раз проявляют любознательность, и те, которые иногда стремятся к познанию Абсолютной Истины. Эти люди при различных обстоятельствах приходят к преданному служению Верховному Господу. Они не являются чистыми преданными, потому что они хотят, чтобы в обмен на преданное служение осуществились какие-то их желания. Чистое преданное служение не сопровождается стремлением к материальной выгоде. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11) чистая преданность определяется следующим образом:

анйабхилашита-шунйам гьяна-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану- шиланам бхактир уттама

«Трансцендентное любовное служение Верховному Господу Кришне следует воздавать благожелательно, не имея стремления к материальной выгоде, или к получению доходов посредством плодотворной деятельности или философских спекуляций. Это называется чистым преданным служением».

Когда люди, относящиеся к этим четырём типам, приходят к преданному служению Верховному Господу и достигают полного очищения, общаясь с чистыми преданными, они также становятся чистыми преданными. Что же касается неверующих, то для них преданное служение очень затруднительно, ибо их жизнь эгоистична, беспорядочна и лишена духовных целей. Но, даже среди них попадаются такие, которые, по воле случая, встретившись с чистым преданным, сами становятся чистыми преданными.

Те, кто всегда заняты кармической деятельностью, приходят к Господу, когда их одолевают материальные несчастья, и тогда они вступают в общение с чистыми преданными, и вследствие перенесённых страданий становятся преданными Господа. Те, кто просто разочарованы, также иногда приходят к общению с чистыми преданными, и у них появляется интерес к познанию Бога. Аналогичным образом, когда сухие философы разочаровываются во всех областях знания, у них иногда возникает желание узнать о Боге, и они приходят к Всевышнему, чтобы преданно служить Ему и тем самым превзойти знание о безличном Брахмане и Параматме, находящейся в сердце и прийти к личностной концепции Бога, милостью Верховного Господа или Его чистого преданного. Как правило, когда страдающие, любознательные, стремящиеся к знанию и нуждающиеся в деньгах освобождаются от всех материалистических желаний, и когда они полностью осознают, что материальное вознаграждение не имеет ничего общего с духовным ростом, они становятся чистыми преданными. До тех пор, пока такая стадия очищения не достигнута, преданные, занятые трансцендентным служением Господу, сохраняют стремление к плодотворной деятельности, мирскому знанию и т.п. Необходимо преодолеть всё это прежде, чем человек сможет подняться на ступень чистого преданного служения.

 

ТЕКСТ 17



тешам гьяни нитйа-йуктаха
эка-бхактир вишишйате
прийо хи гьянино 'тйартхам
ахам са ча мама прийаха

тешам - из них; гьяни - пребывающий в полном знании; нитйа-йуктаха - постоянно занятый; эка - только; бхакти - преданное служение; вишишйате - особенно; прийа - очень дорог; хи - безусловно; гьянина - человеку, пребывающему в знании; атйартхам - высоко; ахам - Я есть; са - он; ча - также; мама - Мне; прийаха - дорог.

ПЕРЕВОД: Из них мудрец, обладающий полным знанием и соединённый со Мной чистым преданным служением - самый лучший. Ибо Я очень дорог ему, и он дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Освободившись от скверны материальных желаний, все страдающие, любознательные, обездоленные и стремящиеся к высшему знанию имеют возможность стать чистыми преданными. Но тот из них, кто обладает знанием Абсолютной Истины и свободен от всех материальных желаний, действительно становится чистым преданным Господа. И Господь говорит, что среди этих четырёх типов преданных, обладающие полным знанием и в то же время отдающие себя преданному служению - лучшие. Стремясь к знанию, человек постигает, что его истинная сущность отлична от его материального тела, и, продвигаясь далее в своём развитии, он обретает знание о безличном Брахмане и Параматме. Достигнув полного очищения, он осознаёт, что его истинное положение - быть вечным слугой Бога. Таким образом, общаясь с чистыми преданными, любознательные, страдающие, ищущие материального благополучия и обладающие знанием очищаются сами. Из тех, кто находится на начальных стадиях преданного служения, человек, полностью осознающий Верховного Господа и в то же время преданно служащий Ему, очень дорог Господу. Пребывающий в чистом знании о трансцендентности Верховного Господа настолько защищён преданным служением, что материальная скверна не может его коснуться.

 

ТЕКСТ 18



ударах сарва эваите
гьяни тв атмаива ме матам
астхита са хи йуктатма
мам эвануттамам гатим

ударах - благородные; сарве - все; эва - непременно; эте - эти; гьяни - тот, кто знает; ту - но; атма эва - точно, как Я; ме - Моя; матам - заключение; астхита - расположенный; са - он;
хи - несомненно; йукта-атма - занятый преданным служением; мам - Мне; эва - непременно; ануттамам - высочайшее; гатим - назначение.

ПЕРЕВОД: Все эти преданные, несомненно, возвышенные души, но того из них, кто обладает знанием обо Мне, я считаю воистину пребывающим во Мне. Погруженный в трансцендентное служение Мне, он достигает Меня.

КОММЕНТАРИЙ: Это не означает, что другие преданные, не обладающие полным знанием, не дороги Господу. Господь говорит, что все они - возвышенные души, ибо каждый, кто обращается к Богу, желая достичь каких-либо целей, именуется махатмой, или великой душой. Господь принимает преданных, которые хотят определённых благ за своё преданное служение, потому что, таким образом, выражается их взаимная привязанность. Благодаря своей привязанности к Господу они просят Его о каком-либо материальном благе и, получив желаемое, бывают столь довольны, что это также способствует их продвижению в преданном служении. Однако, преданный, обладающий полным знанием, считается очень дорогим Господу, потому что его единственная цель состоит в том, чтобы служить Верховному Господу с любовью и преданностью. Такой преданный не может прожить и мгновения без общения с Верховным Господом или без служения Ему. Точно так же Верховный Господь очень любит Своего преданного и не может пребывать в разлуке с ним.

В «Шримад-Бхагаватам» (9.4.63) Господь говорит:

ахам бхакта-парадхино ху асватантра ива двиджа
садхубхир граста-хридайо бхактаир бхакта-джана-прийаха

«Я всецело нахожусь во власти Моих преданных. На самом деле у Меня нет независимости. Мои преданные не имеют никаких материальных желаний, поэтому Я нахожусь только в их сердцах. Что говорить о них, когда даже те, кто предан Моим преданным, очень дороги Мне».

 

ТЕКСТ 19



бахунам джанманам анте
гьянаван мам прападйате
васудева сарвам ити
са махатма су-дурлабхаха

бахунам - много; джанманам - рождений и смертей; анте - после; гьяна-ван - тот, кто обладает полным знанием; мам - Мне; прападйате - вручает себя; васудева - Верховная Личность Бога, Кришна; сарвам - все; ити - таким образом; са - это; маха-атма - великая душа; су-дурлабхаха - очень редко.

ПЕРЕВОД: После множества рождений и смертей тот, кто обрёл совершенное знание  - предаётся Мне, познав Меня как причину всех причин и причину всего сущего. Но такая великая душа встречается очень редко.

КОММЕНТАРИЙ: Живое существо, занимаясь преданным служением или совершая трансцендентные обряды, после многих, многих рождений, может воистину достичь трансцендентного чистого знания, заключающегося в том, что Верховная Личность Бога является конечной целью духовного осознания. В начале духовного осознания, когда человек пытается отрешиться от своей привязанности к материализму, у него может быть некоторая склонность к имперсонализму, но по мере дальнейшего духовного прогресса, он может понять, что существует деятельность, принадлежащая духовной жизни, и эта деятельность - изначальное преданное служение. Осознав это, человек развивает привязанность к Верховной Личности Бога, и предаётся Ему. Тогда он может понять, что милость Господа Шри Кришны есть всё, и что Он - причина всех причин, и что это материальное проявление не существует независимо от Него. Он постигает, что материальный мир является искажённым отражением духовного многообразия, и осознаёт, что всё здесь связано с Верховным Господом Кришной. Таким образом, он видит, что всё связано с Васудевой, или Шри Кришной. Такое универсальное видение Васудевы побуждает быстрее предаться Верховному Господу Шри Кришне, как высочайшей цели. Такие предавшиеся великие души встречаются крайне редко.

Этот стих очень красиво объясняется в третьей главе «Шветашватара Упанишад»: «В этом теле есть способность говорить, видеть, слушать размышлять, и т. д., но всё это не имеет ценности, если не связано с Верховным Господом. И, поскольку, Васудева вездесущ и всё есть Васудева, преданные вручают себя Ему в полном знании» (см. также «Бхагавад-гита» 7.17 и 11.40).

 

ТЕКСТ 20



камаис таис таир хрита-гьянаха
прападйанте 'нйа-деватаха
там там нийамам астхайа
пракритйа нийатах свайа

камаих - желаниями; таис таир - различными; хрита - искажен; гьяна - знания; прападйанте - предаются; анйа - другим; деватаха - полубогам; там там - соответствующие; нийамам - правила; астхайа - следующий; пракритйа - природой; нийатах - контролируемый; свайа - их собственной.

ПЕРЕВОД: Те же, чей разум осквернён материальными желаниями, вручают себя полубогам и следуют определённым правилам и предписаниям поклонения, соответствующим их собственной природе.

КОММЕНТАРИЙ: Те, кто свободны от материальной скверны, вручают себя Верховному Господу и вовлекаются в преданное служение Ему. До тех пор, пока человек полностью не очистится от материальной скверны, он по природе является непреданным. Но даже те, кто имеют материальные желания, и обращаются к Верховному Господу, не испытывают столь сильного влечения к внешней природе. Поскольку они направляются к верной цели, они вскоре освобождаются от всякого материального вожделения. В «Шримад-Бхагаватам» рекомендуется: является ли человек свободным от всех материальных желаний, полон ли он ими, желает ли он освобождения от материальной скверны, или является чистым преданным и не имеет желания материального удовлетворения чувств, во всех случаях он должен предаться Васудеве и поклоняться Ему.

В «Бхагаватам» говорится, что люди с не высоким интеллектом, утратившие своё духовное восприятие, принимают прибежище полубогов ради скорейшего удовлетворения своих материальных желаний. Обычно такие люди не обращаются к Верховной Личности Бога, поскольку они пребывают в определённых гунах природы (невежества и страсти) и, поэтому, поклоняются различным полубогам. Следуя правилам и предписаниям поклонения, они вполне удовлетворены. Поклоняющиеся полубогам движимы мелкими желаниями и не знают, как приблизиться к высшей цели, однако преданный Верховного Господа не заблуждается. Вследствие того, что в Ведической литературе имеются рекомендации для поклонения различным богам ради достижения различных целей (например, больному человеку рекомендуется поклоняться Солнцу), люди, не являющиеся преданными Господа, полагают, что для определённых целей лучше почитать полубогов, нежели Верховного Господа. Но чистый преданный знает, что Верховный Господь Кришна повелевает всеми. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что только Верховная Личность Бога, Кришна, является повелителем, а все остальные - слуги. Поэтому чистый преданный никогда не обращается к полубогам ради удовлетворения своих материальных нужд. Он зависит от Верховного Господа. Чистый преданный доволен тем, что даёт Господь.

 

ТЕКСТ 21



йо йо йам йам танум бхактаха
шраддхайарчитум иччхати
тасйа тасйачалам шраддхам
там эва видадхамй ахам

йа йа - кто угодно; йам йам - какой угодно; танум - форме полубогов; бхакта - преданный; шраддхайа - с верой; арчитум - поклоняться; иччхати - желает; тасйа тасйа - тому; ачалам - прочная; шраддхам - вера; там - что; эва - обязательно; видадхами - даю; ахам - Я.

ПЕРЕВОД: Я пребываю в сердце каждого как Сверхдуша. Если кто-либо желает поклоняться полубогам, Я укрепляю его веру, с тем, чтобы он мог посвятить себя какому-либо определённому божеству.

КОММЕНТАРИЙ: Бог всем предоставил независимость. Поэтому если кто-либо желает материального наслаждения и с большой искренностью стремится получить такого рода блага от полубогов материального мира, Верховный Господь, пребывающий в сердце каждого как Сверхдуша, понимая это, даёт таким людям соответствующие возможности. Как высший отец всех живых существ, Он не вмешивается в их независимость и даже создаёт им все условия, чтобы они могли исполнить свои материальные желания. Может возникнуть вопрос, почему всемогущий Бог предоставляет живым существам возможности для наслаждения этим материальным миром и, таким образом, позволяет им попасть в ловушку иллюзорной энергии. Ответ состоит в том, что, если бы Верховный Господь, как Сверхдуша, не предоставлял этих возможностей, то независимость живых существ не имела бы цены. Поэтому, Он даёт полную независимость каждому, всё, что он пожелает; однако Его высшее наставление мы находим в «Бхагавад-гите»: «Оставь все прочие занятия и полностью предайся Мне». Только тогда человек сможет стать  счастливым.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!