Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра? 35 страница



 

ТЕКСТ 4



бхумир апо 'нало вайуху
кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха

бхумир - земля; апах - вода; аналах - огонь; вайу - воздух; кхам - эфир; манах - ум; буддхих - разум; эва - непременно; ча - и; аханкара - ложное эго; ити - таким образом; ийам - все эти; ме - Мои; бхинна - разделённые; пракритир - энергии; аштадха - всего восемь.

ПЕРЕВОД: Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - все вместе эти восемь элементов составляют Мои отделённые материальные энергии.

КОММЕНТАРИЙ: Наука о Боге анализирует изначальное положение Бога и Его разнообразных энергий. Материальная природа называется пракрити, или энергия Господа в Его различных пуруша воплощениях (экспансиях), как это описано в «Сатвата Тантре»:

вишнос ту трини рупани пурушакхйанй атхо видуху
экам ту махатах сраштри двитийам тв анда-самстхитам
тритийам сарва-бхута-стхам тани гйатва вимучйате

«Для материального творения полная экспансия Господа Кришны принимает формы трёх Вишну. Первая форма, Маха-Вишну, создаёт всю материальную энергию в целом, которая называется махат-таттва. Вторая, Гарбходакашайи Вишну, входит во все вселенные, чтобы создать многообразие в каждой из них. Третья форма, Кширодакашайи Вишну, распространяется по всем вселенным в качестве всепроникающей Сверхдуши, известной как Параматма, которая присутствует даже в атомах. Каждый, кто постиг этих трёх Вишну, может освободиться из материального плена».

Этот материальный мир представляет собой временное проявление одной из энергий Господа. Вся деятельность материального мира, направляется этими тремя Вишну - экспансиями Господа Кришны. Эти пуруши называются инкарнациями. Обычно те, кто не знают науку о Боге (Кришне), полагают, что материальный мир предназначен для наслаждения живых существ, и что живые существа являются причинами (пурушами), управляющими и наслаждающимися материальной энергией. Согласно «Бхагавад-гите», это атеистическое заключение ложно. В данном стихе утверждается, что Кришна является изначальной причиной материального проявления. «Шримад-Бхагаватам» также подтверждает это положение. Составные части материального проявления являются отделёнными энергиями Господа. Даже брахмаджйоти, которое является высшей целью имперсоналистов, есть духовная энергия, проявляемая в духовном небе. В брахмаджйоти отсутствует духовное многообразие, имеющееся на планетах Вайкунтхи, а имперсоналисты принимают это брахмаджйоти как высшую вечную цель. Проявление Параматмы также является временным всепроникающим аспектом Кширодакашайи Вишну. Проявление Параматмы не вечно в духовном мире. Поэтому действительной Абсолютной истиной является Верховная Личность Бога, Кришна. Он - полностью самодостаточная Личность, являющаяся источником всех энергий, и Он обладает различными внешними и внутренними энергиями.

Как упоминалось выше, материальная энергия состоит из восьми основных проявлений. Среди них первые пять, а именно земля, вода, огонь, воздух и небо называются пятью гигантскими, или же грубыми творениями, которые включают в себя пять объектов чувственного восприятия. Они являются проявлениями того, что физически воздействует на органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Материальная наука охватывает лишь эти десять понятий и ничего более. Тем не менее, тремя другими категориями, а именно умом, разумом и ложным эго, материалисты пренебрегают. Философы, занимающиеся умственной деятельностью, также не являются совершенными в своём знании, ибо они не постигли высший источник, Кришну. Ложное эго, связанное с понятиями «Я есть» и «Это моё», выражающими начальный, основной принцип материального существования, включает в себя десять органов чувств, посредством которых осуществляется материальная деятельность. Разум относится к материальному творению в целом, называемому махат-таттва. Поэтому из восьми внешних энергий Господа проявляются двадцать четыре элемента материального мира, составляющих предмет изучения атеистической философии санкхья. Эти элементы по своему происхождению производны от энергий Кришны и отделены от Него, однако атеистические философы санкхьи, познания которых невелики, не понимают, что Кришна - причина всех причин. Предметом изучения философии санкхьи является лишь проявление внешней энергии Кришны, как это описано в «Бхагавад-гите».

 

ТЕКСТ 5



апарейам итас тв анйам
пракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагате

апара - низшая; ийам - эта; итах - кроме нее; ту - но; анйам - другая; пракритим - энергия; виддхи - только попытайся понять; ме - Мой; парам - высшие; джива-бхутам - живые существа; маха-бахо - О могучерукий; йайа - кем; идам - это; дхарйате - используется; джагат - материальный мир.

ПЕРЕВОД: Помимо этой низшей природы, О могучерукий Арджуна, существует Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые взаимодействуют с материальной природой и так поддерживают вселенную.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно сказано, что живые существа принадлежат высшей природе (или энергии) Верховного Господа. Низшая энергия представляет собой материю, проявляющуюся в различных элементах: в земле, воде, огне, воздухе, эфире, уме, интеллекте и ложном эго. Обе формы материальной природы, т.е. грубая форма (земля и т.п.) и тонкая форма (ум и т.п.), порождены низшей энергией. Живые существа, использующие эти низшие энергии для различных целей, представляют собой высшую энергию Верховного Господа, и именно благодаря этой энергии осуществляется деятельность всего материального мира. Космическое проявление не способно действовать до тех пор, пока его не приведёт в движение высшая энергия, т.е. живые существа. Управление энергиями всегда осуществляется их обладателем, и потому живые существа постоянно подчинены Господу - они не существуют независимо. Их могущество не сравнимо с Его могуществом, в противоположность тому, что думают неразумные люди. Различие между живыми существами и Верховным Господом описано в «Шримад-Бхагаватам» (10.87.30) следующим образом:

апаримита дхрувас танубхрто йади сарва-гатас
тархи на шасйатети нийамо дхрува нетаратха
аджани ча йанмайям тад авимучйа нийантр бхавет
самам ануджанатам йад аматам мата-душтатайа

«О Вечный Всевышний! Если бы воплощённые в теле живые существа были вечными и вездесущими подобно Тебе, они не находились бы под Твоим контролем. Но если согласиться с тем, что живые существа есть мельчайшие частицы Твоей энергии, то сразу же становится понятной их подчинённость Твоей высшей власти. Поэтому истинного освобождения живые существа достигают тогда, когда предаются Твоей власти, и в результате обретают счастье. Только в этом изначальном состоянии живые существа могут что-либо контролировать. Поэтому люди, с ограниченными знаниями, которые защищают теорию монизма, провозглашающую, что Бог и живые существа равны во всех отношения, фактически, вводят в заблуждение себя и других».

Верховный Господь Кришна является единственным правителем, и все живые существа контролируются Им. Эти живые существа суть Его высшая энергия, ибо их существование в качественном отношении тождественно со Всевышним, однако они никогда не достигают равенства с Господом по степени могущества. Используя грубую и тонкую низшие энергии (материю), высшая энергия (живое существо) предаёт забвению свои истинные духовные ум и интеллект. Эта забывчивость возникает из-за воздействия материи на живое существо. Однако, когда живое существо освобождается от влияния иллюзорной материальной энергии, оно достигает стадии, называемой мукти, или освобождением. Ложное эго, находясь под влиянием материальной иллюзии, думает: «Я есть материя, и материальные приобретения принадлежат мне». Оно может осознать своё истинное положение, лишь освободившись от всех материалистических идей, в том числе и от представления о том, что оно может уподобиться Богу, во всех отношениях. Поэтому можно заключить, что «Гита» подтверждает, что живое существо - лишь одно из бесчисленных проявлений энергии Кришны; и когда эта энергия очищается от материальной скверны, она становится полностью сознающей Кришну, т.е. освобождается.

 

ТЕКСТ 6



этад-йонини бхутани
сарванитй упадхарайа
ахам критснасйа джагатаха
прабхава пралайас татха

этат - эти две природы; йонини - чей источник рождения; бхутани - всё созданное; сарвани - все; ити - таким образом; упадхарайа - зная; ахам - Я; критснасйа - всё включающий в себя; джагатаха - мира; прабхава - источник проявления; пралайа - уничтожение; татха - так же, как.

ПЕРЕВОД: Знай же, что Я - начало, и Я - конец всего, что есть материального и всего, что есть духовного в этом мире.

КОММЕНТАРИЙ: Всё существующее порождено материей и духом. Дух есть основное поле творения, и материя творится духом. Дух не создаётся на определённой стадии развития материи. Напротив, этот материальный мир проявляется только на основе духовной энергии. Материальное тело развивается благодаря тому, что дух присутствует в материи; ребёнок постепенно становится юношей, а затем мужчиной из-за присутствия этой высшей энергии, духовной души. Точно так же полное космическое проявление гигантской вселенной развивается потому, что в нём присутствует Сверхдуша, Вишну. Таким образом, дух и материя, которые объединяются, чтобы дать проявление этой гигантской вселенской форме, изначально являются двумя энергиями Господа, а, значит, Господь есть изначальная причина всего сущего. Фрагментарная неотъемлемая частица Господа, называемая живым существом, может, используя материальную энергию, построить небоскрёб, завод или город, но оно не может создать материю из ничего, и, безусловно, оно не может создать планету или вселенную. Причиной возникновения вселенной является Сверхдуша, Кришна, высший создатель всех индивидуальных душ и изначальная причина всех причин. Это подтверждается в «Катха-упанишад»: нитйо нитйанам четанаш четананам.

 

ТЕКСТ 7



маттах паратарам нанйате
кинчид асти дхананьджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива

маттах - надо Мной; пара-тарам - высшее; на - не; анйат кинчит - что-либо ещё; асти - есть; дхананьджайа - О завоеватель богатств; майи - во Мне; сарвам - всё существующее; идам - что мы видим; протам - нанизано; сутре - на нить; мани-гана - жемчужины; ива - наподобие.

ПЕРЕВОД: О завоеватель богатств (Арджуна), нет истины превыше Меня. Всё покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

КОММЕНТАРИЙ: Существуют общеизвестные разногласия по поводу того, персональна или имперсональна природа Высшей Абсолютной Истины. Что касается «Бхагавад-гиты», то Абсолютная Истина определяется в ней как Личность Бога, Шри Кришна, и это подтверждается в тексте на каждом шагу. В этом стихе, в частности, подчёркивается тот факт, что Абсолютная Истина есть личность. Также и в «Брахма-самхите» есть подтверждения тому, что Личность Бога является Высшей Абсолютной Истиной: ишвара парама кришна сат-чит-ананда-виграха; это значит, что Высшая Абсолютная Истина, Личность Бога, есть Господь Кришна, Господь изначальный, источник всего наслаждения, Говинда и вечная форма, исполненная блаженства и знания. Эти авторитетные источники не оставляют сомнений в том, что Абсолютной Истиной является Верховная Личность, причина всех причин. Однако имперсоналисты оспаривают это утверждение, ссылаясь на Ведический текст, приведённый в «Шветашватара-упанишад»: тато йад уттаратарам тад арупам анамайям йа этад видур амритас те бхаванти атхетаре духкхам эвапи йанти. «В материальном мире Брахма, первозданное живое существо во вселенной, считается наивысшим среди полубогов, человеческих существ и низших животных. Однако выше Брахмы стоит Трансцендентное, не имеющее материальной формы и свободное от материальной скверны. Каждый, кто сумеет познать Его, также станет трансцендентным, а кто не знает Его, будет подвергаться страданиям материального мира».

Имперсоналисты придают большое значение, употреблённому здесь слову арупам. Но это арупам не безлично. Оно указывает на трансцендентную форму вечности, блаженства и знания, как это описывается в «Брахма-самхите», процитированной выше. Другие стихи в «Шветашватара-упанишад» обосновывают это следующим образом:

ведахам этам пурушам махантам адитйа-варнам тамасах парастат
там эва видван ати мритйум эти нанйах пантха видйате 'йанайа

йасмат парам напарам асти кинчид йасман нанийо но джйайо 'сти кинчит
врикша ива стабдхо диви тиштхатй экас тенедам пурнам пурушена сарвам

«Я знаю Верховную Личность Бога, который трансцендентен ко всем материалистическим концепциям, представляющим тьму. Только тот, кто знает Его, может освободиться от уз рождения и смерти. Нет иного пути к освобождению, кроме этого знания о Высшей Личности».
«Нет истины, превыше Верховной Личности, ибо Господь - наивысший. Он меньше мельчайшего, и Он больше величайшего. В Своём положении Он подобен безмолвному древу, и Он озаряет трансцендентное небо. Как дерево простирает свои корни, так и Он распространяет Свои беспредельные энергии».

Из этих стихов можно заключить, что Высшая Абсолютная Истина - это Верховная Личность Бога, который пронизывает все сущее Своими многообразными энергиями, материальными и духовными.

 

ТЕКСТ 8



расо 'хам апсу каунтейа
прабхасми шаши-сурйайохо
пранавах сарва-ведешу
шабдах кхе паурушам нришу

расах - вкус; ахам - Я; апсу - в воде; каунтейа - О сын Кунти; прабха - свет; асми - Я есть; шаши-сурйайохо - Солнца и луны; пранавах - три буквы а-у-м; сарва - во всех; ведешу - Ведах; шабдах - звуковая вибрация; кхе - в эфире; паурушам - способность; нришу - в человеке.

ПЕРЕВОД: О сын Кунти (Арджуна), Я - вкус воды, Я - свет Солнца и луны, слог «ом» в ведических мантрах. Я - звук в эфире и талант в человеке.

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих объясняет, каким образом Господь, посредством Своих различных материальных и духовных энергий, проникает повсюду. Всевышний Господь может быть предварительно осознан через Его различные энергии, и таким образом постигается Его имперсональный аспект. Подобно полубогу Солнца, который является личностью и воспринимается посредством его вездесущей энергии, солнечного света, Господь, хотя Он и пребывает в Своей вечной обители, воспринимается через Его распространяющиеся всепроникающие энергии.

Основным свойством воды является её вкус. Никто не любит пить морскую воду, так как её чистый вкус смешан со вкусом соли. Привлекательность воды зависит от чистоты её вкуса, и этот чистый вкус представляет собой одну из энергий Господа. Имперсоналист воспринимает присутствие Господа в воде через её вкус, а персоналист прославляет Господа за то, что Он по Своей милости предоставляет людям воду для утоления жажды. Вот каким образом следует воспринимать Всевышнего. В сущности, между персонализмом и имперсонализмом нет никакого противоречия. Тот, кто имеет знание о Боге, понимает, что имперсональная концепция и персональная концепция одновременно присутствуют во всём, и что между ними нет противоречия. Поэтому Господь Чайтанья утверждает в Своей высшей доктрине: ачинтйа-бхеда и абхеда-таттвам - одновременное единство и различие.

Свет Солнца и луны также изначально исходит из брахмаджйоти, безличного сияния Господа. Подобным образом, пранава, или омкара, трансцендентный звук, с которого начинается каждый ведический гимн, обращённый к Всевышнему, также исходит из Него. Поскольку имперсоналисты очень боятся обращаться к Верховному Господу Кришне по Его неисчислимым именам, они предпочитают произносить трансцендентный звук омкара. Но они не понимают, что омкара - это звуковой образ Кришны. Полномочия сознания Кришны простираются повсеместно, и благословен тот, кто осознал Кришну. Тот же, кто не знает Кришны, пребывает в иллюзии, и таким образом, знание Кришны есть освобождение, а неведение о Нём - оковы.

 

ТЕКСТ 9



пунйо гандхах притхивйам ча
 теджаш часми вибхавасау
дживанам сарва-бхутешу
тапаш часми тапасвишу

пунйа - изначальный; гандхах - аромат; притхивйам - земли; ча - также; теджах - жар; ча - также; асми - Я есть; вибхавасау - в огне; дживанам - жизнь; сарва - во всех; бхутешу - живых существах; тапах - аскетизм; ча - также; асми - Я есть; тапасвишу - в аскетах.

ПЕРЕВОД: Я - изначальный аромат земли, и Я - жар огня. Я - жизнь всех живущих, и Я - тапасья всех аскетов.

КОММЕНТАРИЙ: Пунйа означает «то, что не подвержено разложению»; пунйа есть изначальное. В материальном мире всё имеет некоторый запах или аромат, как, например, аромат цветка, земли, воды, огня, воздуха и т. д. Аромат, не содержащий в себе примесей, изначальное благоухание, пронизывающее всё, есть Кришна. Точно так же всему присущ определённый изначальный вкус, и этот вкус можно изменить, добавляя химические вещества. Таким образом, в своём первозданном виде всё имеет некоторый запах или благоухание и определённый вкус. Слово вибхавасу означает «огонь». Без огня не будут работать заводы, мы не сможем приготовить пищу и т. д., и этот огонь есть Кришна. Согласно ведической медицине, несварение желудка возникает вследствие пониженной температуры в области живота. Таким образом, даже для пищеварения необходим огонь. В сознании Кришны мы начинаем понимать, что земля, вода, огонь, воздух и их проявления, все химические вещества и все материальные элементы происходят от Кришны. Продолжительность человеческой жизни также определяется Кришной. Поэтому милостью Кришны человек может продлить свою жизнь или же сократить её. Таким образом, сознание Кришны охватывает все сферы бытия.

 

ТЕКСТ 10



биджам мам сарва-бхутанам
виддхи партха санатанам
буддхир буддхиматам асми
теджас теджасвинам ахам

биджам - семя; мам - во Мне; сарва-бхутанам - всех живых существ; виддхи - попытайся понять; партха - О сын Притхи; санатанам - изначальное, вечное; буддхи - разум; буддхиматам - разумного; асми - Я есть; теджас - доблесть; теджасвинам - могущественных; ахам - Я есть.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!