Москва — лицо России, материализованный компонент общенациональной идеи



Гурари М.Н., Лащенко Н.С. (Москва)

Национальную идею как словесную объединительную формулу искус­ственно изобрести для живого общества нельзя. Она является результиру­ющей уже существующего в развитии социума тренда. Сейчас такого гене­рального вектора в российском обществе нет — оно находится в состоянии идейного разброда. Дисперсное, атомизированное общество не способно объединительную идею ни породить, ни воспринять, ни солидарно толко­вать на основе общего понимания ценностей.

Но есть не только словесное, но и визуальное выражение идеи. А по­скольку в эпоху телевидения и интернета зрительные символы стали особо значимы, не лишне будет напомнить, что зримым образом национальной идеи России, признанным не только у нас, но и за рубежом, была и остает­ся Москва. Возглавив борьбу за освобождение от татаро-монгольского ига в XIV веке и процесс собирания русских земель, Москва надолго стала ядром кристаллизации геополитического и социокультурного пространства, на­зываемого Россией. За столетия сформировался узнаваемый и уникальный

483


Национальная идея России

облик государственно-политического, духовного и культурного центра, символизирующего единство нашей многонациональной страны. Об этом говорят образы сложившихся московских ансамблей и города в целом.

Значимость столицы в мироощущении России ясно выражена в лите­ратуре. Москва — визуальный носитель, материализованный компонент общерусской идеи. Недаром говорят: «Кто не видел Москвы, тот не видел России». Отметим: Москву надо именно УВИДЕТЬ, т. е., зримо ощутить ее архитектурное воплощение. Именно поэтому историко-архитектурное на­следие Москвы имеет непреходящую ценность и не подлежит замене на «новоделы» и муляжи, именно поэтому ответственность за архитектурные эксперименты выносится на суд истории, а всякое существенное изменение облика Москвы имеет далеко идущие политические последствия.

Архитектура отражает и одновременно формирует мировоззрение об­щества, организуя жизненное пространство человека. Созданные ею объек­ты по мере переживания исторических событий превращаются в артефакты культуры, без которых немыслима самоидентификация конкретного чело­века и общества в целом. Это могут быть разноуровневые, но неизменно значимые структуры: жилые и общественные здания, культурные ландшаф­ты, поселения, город, наконец, столица как квинтэссенция политической и культурной жизни страны.

Продукт архитектуры отражает и материально воплощает не только стили и вкусы момента, но и общую идею, базирующуюся на ментальности народа или народов, страну населяющих, и на консенсусном мировоззрен­ческом фундаменте, которыми руководствуется общество, отвечая на вы­зовы времени. Условно ее можно назвать общегосударственной, имперской или общенациональной идеей.

Общая идея прочитывается в устройстве и архитектурных образах горо­да, ансамблей, отдельных зданий. Главный пример — Кремль: это узнавае­мый визуальный компонент общенациональной идеи во все времена и при всех режимах. Давно потерявший оборонительную функцию, он стал сим­волом, святыней: «державный венец…алтарь России» (М.Ю. Лермонтов).

В Москве развитие общей идеи можно проследить в постройках и проек­тах разных эпох. Так, вынос центра из Кремля на Красную площадь в XVI в. определил не только естественный рост города, но и изменение геополити­ческого статуса Москвы — начало превращения ее в столицу евразийской империи. Программным идеологическим событием на этом пути стало воз­ведение Храма Покрова на Рву, известного как Храм Василия Блаженного, где синергия западных и восточных мотивов создала самобытную и непо­вторимую композицию. Русь, наследуя Византии в религиозном и культур­ном плане, устремляется в азиатские просторы и выходит в Европу. А храм, одновременно символ небесного Иерусалима и новой единой Руси, с тех пор становится неотъемлемой частью образа Москвы.

484


Стендовая секция

Общая тема архитектуры московских храмов — раздельное выявление частей, элементов, сочетание их в едином движении, что можно уподобить постепенному восхождению, пути к спасению. Путь к спасению через объ­единение становится сквозной темой архитектурных образов Москвы, а со временем — значимым компонентом общенациональной идеи. По-своему в разные исторические эпохи она прослеживается в возведенном Храме Христа Спасителя и в неосуществленных проектах Дворца Советов, Инсти­тута Ленина и Наркомтяжпрома, в прежних генпланах Москвы, в так наз. «сталинских» высотках. Сегодняшнее состояние страны и общества, поте­рявшего стержень и ориентиры развития, ярко выражено в архитектурных образах Сити, памятника Петру Первому, так наз. «точечной застройки» в исторически сложившихся кварталах, в генплане 2010 года и прочих про­дуктах эпохи.

Роль Москвы как символа России особо выявляется в минуты опасности, при угрозе потери национальной независимости — во времена Смут XVII и XX веков, обеих Отечественных войн — 1812 и 1941 годов, в т.ч., и потери культурной независимости — как сегодня. Не случайно крутая смена идео­логических и культурных ориентиров сверху тоже касалась столицы: вспом­ним символичный перенос ее Петром Первым на берега Балтики и возврат большевиками в Москву в 1918 г.

В этой связи нельзя не остановиться на все чаще звучащих предложениях о переносе столицы в другой город. Известную формулу «Москва — третий Рим и четвертому не бывать» можно понимать и в самом прямом смысле: этот новый «Рим» не будет узнаваем и признаваем. Такой акт переноса сто­лицы может означать только разрыв традиции, отказ от преемственности сложившейся веками государственности, наконец, национальной идеи. Это старт с нулевой отметки, с большой вероятностью ведущий к распаду стра­ны. Нужно ли это России?

Добровольный перенос столицы в мирное время обычно связан с пред­ложением новой модели развития, нового пути, с которым согласна значи­тельная часть общества. А такой солидарной модели в нашем идейно и соци­ально разобщенном обществе на сегодня нет. Технический перенос столицы в относительно молодых государствах (в Нигерии — из Лагоса в Абуджу, в Бразилии — из Рио-де-Жанейро в Бразилиа), думается, не может быть об­разцом для решения наших проблем. Тем более, что приведенные в пример столичные проекты так и не стали восприниматься как новые символы этих стран. Скорее стоит взять на вооружение другой опыт: столица объединен­ной Германии из Бонна была сразу возвращена в Берлин.

Аналогично вредной для России представляется и идея вывода ряда ключевых государственных структур из Москвы в другие города. Впро­чем, средневековье знало подобные примеры дисперсной и даже кочую­щей центральной власти, только диктовалось это ее слабостью и феодаль-485


Национальная идея России

ной вольницей. На Руси идею переноса столицы пестовал Иван Грозный, и даже реально поделил столичные функции между Москвой и Алексан­дровской слободой, но закончились его политические игры Смутой. Се­годня все, что работает против образа Москвы, накопленного ею за века политического и социокультурного капитала, работает и против России, против ее единства.

В поиске общей идеи необходимо понять, что Москва — не просто го­род, а столица, сущностной и неизбывный компонент столь искомой рос­сийским политическим истеблишментом объединительной формулы. Про­пагандистских призывов к ее поиску без реального сохранения культурного наследия Москвы, возрождения целостного образа города как общенацио­нального достояния, недостаточно. В градостроительных, архитектурных и других проектах, касающихся Москвы, должен доминировать культурно-исторический императив: сохранение святынь, сложившихся ансамблей, улиц, природно-исторических ландшафтов — реальных носителей нацио­нальной идеи. Это является стратегической задачей всего общества, требует ответственности и политической воли руководства страны, адекватных мер контроля над действиями региональных властей, финансового обеспечения со стороны федерального центра.

Назрела необходимость подумать о том, чтобы освободить Москву от излишних, не свойственных ей как столице функций. Это сделать можно и даже необходимо не только из соображений радикальной разгрузки ре­гиона, радикального решения городских проблем, но и, что еще важнее, для повышения эффективности работы федеральных структур. На данный мо­мент Москва явно функционально перегружена, выполняя не только необ­ходимые для столицы всякого государства функции, но и ряд факультатив­ных, свойственных рядовым мегаполисам, но не только не обязательных, а порой и вредных для столиц.

В любом государстве столица должна быть главным политическим, государственно-управленческим, культурным и духовным центром. К не­обязательным функциям можно отнести функции промышленного, торго­вого и товарно-транзитного, а также финансового центра, тем более цен­тра «делового администрирования» (сопровождения, а de facto — офисного обслуживания частного бизнеса), транспортного, таможенного и логисти­ческого узла, туристического и развлекательного центра и пр. Ряд необя­зательных функций — научный и образовательный центр — в силу исто­рической традиции прочно вошли в ткань жизни Москвы и не могут быть изъяты без больших потерь. Целесообразность развития прочих из вышеу­помянутых факультативных функций сейчас надо оценить с точки зрения, во-первых, их стратегической необходимости применительно к Москве и, во-вторых, с учетом критической социальной, градостроительной, экологи­ческой, транспортной и пр. ситуации в столице.

486


Стендовая секция

Следует продумать федеральную программу передачи значительной части финансово-экономических и бизнес-организующих функций из Мо­сквы в другие крупные города — на Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, формируя в них привлекательные условия и снижая нагрузку на Москву как на единственный притягивающий капитал центр. Тогда получат подлинное решение задача выравнивания уровня социально-экономического развития регионов, проблемы занятости населения, ми­грационных процессов и сбалансированного распределения населения по территории страны, повышения уровня жизни по всей России. Не это ли является материальным ядром искомой национальной идеи?

С учетом национально-политического статуса Москвы и остроты про­блем, с которыми в последние годы столкнулась столица и Московская об­ласть, возможным административным решением было бы их объединение в федеральный столичный округ с особым статусом. Это, в совокупности с изложенными выше принципами, даст системную основу для развязыва­ния пущенного на рыночный самотек узла сложнейших городских проблем и позволит выработать оптимальный комплекс конкретных мер для их ре­шения. Более того, такой вывод столицы из кризиса учитывает интересы всей страны — и Центра, и провинции, поэтому он сплотит общество, даст столь необходимый нам сейчас позитивный импульс и будет реальным ша­гом вперед в поиске национальной идеи. Ведь Москва — лицо России.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!