Национальная идея: методологические принципы
Конструирования
Леонова О.Г. (Москва)
Одной из современных российских общественных проблем является отсутствие ориентиров общей самоидентификации и национального единства, что, в частности, должно воплощаться в национальной идее, которой в современной России нет.
Отсутствие национальных ориентиров, которые, как правило, находят свое выражение в национальной идее, может завести национальное развитие в тупик, поскольку люди не знают, ради чего они совместно живут, работают и ради чего им приходится преодолевать трудности.
Национальная идея, выражающая духовно-интеллектуальный смысл существования нации, является одним из важнейших элементов, определяющих ее единство.
Национальную идеи, как научную категорию, можно определить следующим образом. Национальная идея — это духовно-интеллектуальная ценность, отражающая предназначение нации и побуждающая формирующих ее людей к дальнейшему совместному развитию и единству.
Национальная идея выполняет важные функции. Так, она призвана дать «смысл жизни» стране, а также мотивировать интеграционные процессы и присоединение к этой стране для различных народов, государств и регионов в качестве союзников и стратегических партнеров;
Без национальной идеи в условиях глобального мира существование суверенной государственность в долгосрочной перспективе становится весьма проблематичным.
|
|
Предназначение национальной идеи — это сплочение и мобилизация общества для совместного решения стратегических задач и проблем исторического развития нации.
Национальная идея как политический и социокультурный феномен имеет свои характерные особенности:
- содержание национальной идеи должно иметь позитивный, конструктивный и созидательный характер (т. е. быть «за», а не «против»);
- национальная идея является системой, в которой представлены интеллектуальные, духовные, исторические и иные ценности;
- национальную идею должны принять все представители нации, они должны увидеть в ней частицу себя и быть готовы участвовать в ее реализации, т. е. идея должна носить всеобщий общественный характер;
433
Национальная идея России
- национальная идея должна иметь побудительное содержание, являться движущей силой развития, как всего общества, так и отдельной личности;
- национальная идея должна способствовать самоидентификации личности, помогать отвечать на вопросы «Кто мы?», «Чем мы отличается друг от друга?» и «Зачем мы в этом мире?»
При этом составляющие национальной идеи должны быть не конъюнктурными приоритетами социально-экономической политики, а темами, которые способны консолидировать нацию.
|
|
Чтобы идея стала национальной, в нее должны поверить все люди, иначе предлагаемый вариант останется идейным суррогатом и декларируемые национальные цели никогда не будут достигнуты.
Национальные идеи различных стран можно подразделить на следующие типы.
1. Национальная идея, содержание и слоган которой содержит в себе императив государственного единения. Таковыми являются национальные идеи стран: Аргентины («В союзе и в свободе»), Анголы («Единение обеспечивает силу»), Египта («Мир и развитие, единство и свобода»), Ливии («Свобода, социализм, единство»), Мали («Один народ, одна цель, одна вера»), Швейцарии («Один за всех — все за одного»), Ямайки («Все как один»).
2. Национальная идея, содержание и слоган которой определяет базовый принцип существования. Примерами данного типа являются национальные идеи: Австралии («Расцветай, о, Австралия!»), Австрии («Австрия погибнет последней»), Армении («Помним прошлое, сильны в будущем»), Белоруссии («За сильную и процветающую Беларусь!»9), Великобритании («Боже, храни королеву!»), Венесуэлы («Хорошо народу, — хорошо Венесуэле»), Израиля («Возрождение и сохранение еврейского народа»), Испании («Превыше всего Испания, превыше Испании Бог!»10), Италии («Италия оставляет след»), Канады («От моря и до моря»), Китая («Вперед, по дороге построения социализма!»), Нидерландов («Становиться сильными, будучи маленькими»11), США («Chase the American Dream»12), Чехии («Истина восторжествует»), Республики Кореи («Все для блага народа»), Японии («Взять все лучшее из того, что есть у разных народов и использовать это для улучшения жизни своего народа»).
|
|
9 В Белоруссии оппозиционные силы поддерживают национальную идею «Живе, Бела
русь!», которая не менее популярна в стране, чем официальная ее версия.
10 В современной Испании национальной идеей также считается девиз «Плюс ультра!»,
который можно понимать как «Нет предела, все дальше и дальше!»
11 Другой вариант национальной идеи Нидерландов («Quest the new world») не поддается
точному переводу.
12 Мы приводим национальную идею США в оригинале, т. к. дать точный перевод на рус
ский язык не представляется возможным. Обычно данную национальную идею цитируют
в урезанном виде как «американская мечта», что не отражает ее полной сути и теряет ди
намику своего содержания.
434
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
|
|
секция IV
3. Национальная идея, номинирующая высшие государственные ценно сти. К данному типу относятся национальные идеи следующих стран: Бельгии («Король, закон, свобода»), Вьетнама («Независимость, свобода, счастье»), Ливии («Свобода, социализм, единство»), Объединенных Арабских Эмиратов («Аллах, Родина, Президент»13), Саудовской Аравии («Образование (наука) и вера»14), Таиланда («Монархия, религия, братство») и др.
Российская Федерация, к сожалению, представляет собой государство, которое не имеет официально сформулированной и поддерживаемой обществом национальной идеи и девиза национального Бытия.
Чтобы национальная идея стала подлинно национальной и имела бы мобилизующий эффект, она должна включать в себя:
- миссию нации;
- стратегические целевые ориентиры нации;
- национальные интересы и их реализацию;
- интересы каждого представителя нации и их реализацию;
- механизм реализации национальной идеи.
Но национальная идея может стать таковой, если она понятна народу,
может воодушевить его поставленными целями и является реалистичной, не обещая «рай на земле» в конкретные сроки.
Поэтому условиями признания нацией предлагаемого варианта национальной идеи можно считать следующие критерии:
- понятность;
- привлекательность;
- реализуемость.
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что национальная
идея не рождается сама по себе, как «Афродита из пены морской», и не возникает как «шедевр» народного фольклора. Задачей научного сообщества и политической элиты является осознание стоящих перед страной задач, базового принципа ее существования, высших государственных и духовных ценностей национальной культуры и грамотное формулирование национальной идеи.
Можно предложить ряд принципов конструирования национальной идеи страны.
1. Принцип динамики. Это означает, что национальная идея отражает некий вектор движения, который должен быть устремлен вперед, в будущее.
2. Принцип целеполагания. Национальная идея должна включать в себя смысл жизни, цели жизни, ценности нации, показатель жизнеспособности страны.
13 Перевод данной национальной идеи на русский язык допускает вариант «Аллах, нация,
правитель».
14 Возможны два варианта перевода с арабского языка первого слова: «образование» и
«наука».
435
Национальная идея России
3. Мобилизующий эффект. Национальная идея должна быть способной воодушевить народ на достижение поставленных целей и реализацию номинированных смыслов.
4. Консолидирующий принцип, который способствует объединению всех народов страны независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, (т. е. в своем содержании национальная идея не должна затрагивать национальный и конфессиональный аспекты).
5. Принцип вневременности. Национальная идея не должна ограничиваться какими-то сроками или рамками времени.
6. Емкость смысла, простота, запоминаемость — важные принципы построения национальной идеи.
7. Принцип полисемантики. Полисемантичность смысла позволяет каждому человеку видеть в национальной идее нечто свое, сокровенное.
8. Исторический принцип, что означает отражение в национальной идее исторической преемственности, генетических кодов, культурных традиций.
9. Речевая динамичность слогана (т. е. национального лозунга) придает национальной идее желаемый эффект звучания. В идеале она должна звучать коротко и ярко, как выстрел.
10. Имиджеообразующий принцип. Остановимся на данном принципе подробнее.
В условиях глобализации, размывания национальных культур и стирания границ между государствами имидж страны приобретает особо значимую роль.
Имидж страны становится важной социальной ценностью, от наличия и качества которой во многом зависит успех политической и экономической деятельности государства во внешней политике и социальная стабильность, устойчивость его внутриполитических процессов.
При восприятии имиджа реципиентами, стране приписывают свойства, характеризующие ее как психологический субъект, умеющий мыслить, испытывать эмоции, имеющий свой характер и темперамент и другие типичные свойства, присущие только человеку. Таким образом, респонденты приписывают стране некоторые устойчивые, инвариантные личностные характеристики. Имидж страны всегда персонифицирован и содержит те или иные символы, относимые к обобщенному образу данной нации или народам, населяющим страну. В этом смысле имидж является собирательным образом людей — граждан этой страны.
Как известно, важнейшим фактором восприятия имиджа страны является степень выраженности ее цивилизационных характеристик. Имидж страны, в котором акцентируется ее статус не просто суверенного государства, но цивилизации, позволяет создать привлекательный и эмоционально-выразительный ее внешний образ, дает право говорить
436
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
секция IV
о своих цивилизационных интересах и определяет динамические характеристики поведения.
Процесс создания имиджа должен быть активным и целенаправленным, а значит, можно в нем акцентировать желательные и важные для восприятия целевой аудиторией черты и затушевывать черты, имеющие негативную окраску.
Имидж страны информативен, он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому субъекту-прообразу, т. е. данной стране.
Имидж активен. Он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных лиц (ведущих политических акторов), так и целых групп населения — зарубежной аудитории. Как следствие, люди испытывают симпатию или антипатию, приятие или неприятие, предпочтение или отторжение данного объекта, т. е. конкретной страны. Это сказывается на принятии национальными лидерами других государств решений в области их внешнеполитической деятельности по отношении к этой стране или внутренней политики.
Имидж характеризует экспрессивную, выразительную сторону образа данной страны, он всегда эмоциональной окрашен и направлен более на иррациональные пласты сознания аудитории, которой адресован.
Наконец, имидж страны функционален. Функциональность имиджа проявляется в том, что он не является самоцелью. Имидж нужен стране для решения поставленных задач и достижения определенных целей во внешней политике. В условиях глобализации и угрозе стирания национальных границ имидж помогает стране закрепить свою национальную идентичность, свое право суверенного государства, самобытной цивилизации и самостоятельного политического субъекта.
Особенности имиджа страны, ориентированного на его восприятие зарубежной аудиторией, во многом зависят от требований, которые предъявляет к нему данный реципиент. Имидж является результатом работы по согласованию цивилизационных импульсов с коллективным социокультурным опытом того региона мира, которому он адресован.
Национальная идея отражается в имидже страны, и, поскольку, она несет в себе доминирующие архетипы и культурные коды данной цивилизации, то легко «считываются» народами, принадлежащими к данной циви-лизационной культуре. Однако она могут быть непонятна и «нечитабельна» людьми других стран, находящихся в иной цивилизационной и культурной парадигме. В данной ситуации основной задачей является перевод индивидуальных национальных символов на язык общепринятых значений, чтобы сделать имидж распознаваемым и понятным для целевой аудитории. Несмотря на данные сложности, элементы уникальности обязательно должны присутствовать в национальной идее страны и находить свое отражение в ее имидже, т. к. именно они на подсознательном уровне реципиента под-437
Национальная идея России
черкивают суверенность, силу и независимость страны, ее самодостаточность и «нерастворенность» в унифицированной глобальной культуре.
Эффективная национальная идея помогает внушить зарубежной аудитории желаемое представление о стране, при этом созданный имидж мотивирует общество на коррекцию внешней и внутренней политики, приспосабливая их к выполнению страной заданной имиджем роли.
Посредством имиджа страна демонстрирует свою готовность к выполнению, определенной политической и социокультурной роли в мировом сообществе, а целевая аудитория опознает в данной стране потенциального партнера.
Эмпирический опыт показывает, что существуют некие общие схемы восприятия национальной идеи той или иной страны. В содержании национальной идеи страны должны проявляться некоторые устойчивые установки, ожидания и требования, присущие коллективному сознанию той или иной целевой аудитории. Так, сообщество западных стран ожидает от России зримых отражений в ее национальной идее результатов развития демократии, построения гражданского общества, соблюдения достоинства и прав человека. Но есть некий универсальный шаблон в общественном сознании, задающий параметры восприятия имиджа страны. Здесь имеются в виду несколько факторов, достаточно неизменных и существенных в восприятии имиджа страны. К ним относятся: степень ее дружественности и неагрессивности, политической и социально-экономической стабильности, достижения ее культуры, а также наличие позитивной установки по отношению к внешней среде (собственному народу и потенциальным партнерам).
Национальная идея страны не тождественна понятию Миссии.
Национальная идея отражает стратегические цели страны, векторы ее развития, которые нуждаются в вербализации и предполагают рациональное постижение. Осознание же миссии является комплексным и включает в себя наряду с когнитивным еще и смыслообразующий, ценностно-эмоциональный аспекты.
Миссия страны — это такой компонент структуры имиджа, который содержит оценочно и эмоционально нагруженную информацию о том, во имя чего она существует в глобальном мире, каково ее мистическое предназначение, в чем состоит высший, метафизический смысл и содержание ее деятельности в мировом сообществе. Именно с таких, мистически окрашенных позиций, пытались интерпретировать миссию России известные русские философы и богословы.
Основными инструментами формирования национальной идеи страны являются приемы мифологизации, информационно-коммуникативные технологии, в том числе целенаправленные информационные потоки и создание информационного поля субъекта — прообраза имиджа.
438
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
секция IV
Национальная идея страны будет эффективной, если вписывается в традиционный способ жизнедеятельности нации, формы ее Бытия и систему духовных ценностей. Национальная идея страны не будет эффективной, если не имеет под собой объективной основы. Такой объективной основой национальной идеи страны является ее опора на традиционную культуру и отражение в своем содержании доминирующих культурных (цивилизационных) архетипов. Именно традиционная культура, ее духовно-нравственные ценности, этические нормы, обряды и традиции составляют основу цивилиза-ционной идентичности данной страны, «читаемой» зарубежной аудиторией в ее национальной идее.
Если национальная идея отвечает большинству данных принципов, ее можно признать эффективной. Таким образом, понятие «эффективная национальная идея» означает грамотную методологию ее конструирования.
На специальных семинарах, посвященных данной теме, мы со студентами факультета глобальных процессов МГУ в режиме brain storming провели исследование национальных идей сорока стран мира на предмет их соответствия приведенным выше десяти принципам конструирования. Поскольку национальная идея — это феномен, рассчитанный на субъективное восприятие человека, результаты проведенной работы, с одной стороны, отражают это, а с другой стороны, данное исследование специально учитывало это.
Результаты коллективного анализа показали, что наиболее всем этим принципам соответствуют национальные идеи следующих стран: Саудовской Аравии (девять принципов из десяти возможных нашли свое воплощение в национальной идее данной страны: «Образование (наука) и вера»), США (также девять принципов можно обнаружить в известном слогане «Chase the American Dream»), Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, Испании и Австралии (было отмечено соответствие национальных идей восьми выше сформулированным принципам).
Любопытно, что была отмечена некоторая корреляция эффективности национальной идеи и указания конфессионального фактора (национальные идеи Саудовской Аравии, Польши, ОАЭ, Испании и др.)
Национальная идея, помимо принципов своего конструирования должна в своем слогане отражать некие базовые смыслы.
Базовые смыслы эффективного слогана — это есть отражение стандартных (знаковых) обозначений успеха, движения, инновационной деятельности и традиций. Конкретной задачей в данном случае является отражение в национальной идее смыслов, которые олицетворяют собой следующие понятия:
1. Показатель движения: «вперед», «прогресс», «путь», «прорыв», «развитие», «новое», «успех», «реформа», «эффективность» и т. д.
439
Национальная идея России
2. Указатель цели: «будущее», «модернизация», «свобода», «счастье», «независимость».
3. Обращение к истории, традиции: «великая», «монархия», «королева», «Отечество», «Родина», «традиции», «опыт».
В ходе коллективного анализа таких базовых смыслов национальных слоганов разных стран мира наиболее важными смыслами национальной идеи были признаны: ВЕРА + ПРОГРЕСС
Молодые о национальной идее России.
Национальная идея адресована, прежде всего, молодому поколению нашей страны, которое должно ее принять, трудиться над ее реализацией и передать поколению последующему. Поэтому особый интерес представляет взгляд молодых людей на данную проблему, их понимание и видение национальной идеи России.
Нами было опрошено более 250 студентов факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, которые на специальных семинарах, посвященных данной теме, заинтересованно ее обсуждали. Мы попросили молодых людей попытаться сформулировать национальную идею России, какой бы они хотели ее видеть.
Все поступившие предложения можно разбить на шесть групп. В скобках указаны фамилии авторов данных предложений, если предложение было сформулировано в ходе коллективного обсуждения и консенсуса, его мы отметили обозначением «(Коллект.)».
Первая группа предложений представляет собой констатацию высших бытийных ценностей:
Демократия. Православие. Народность. (А. Бельский)
Свобода, вера и надежда. (М. Бошкович)
Единая Россия, демократия и устойчивое развитие. (Н. Даниленко)
Ответственность каждого за будущее нации. (А. Добромыслов)
Ответственность всех и каждого за всех. ( Р. Рубина)
Одна страна, один Бог, одно будущее. (Р. Банный)
Россия — федерация золотой середины. (Е. Борисова)
Россия, единство, устойчивость и прогресс. (В. Маркелова)
Стабильность, стремление, свобода. (И. Гожев)
Духовность. Единство. Державность. (Коллект.)
Единство. Сила. Благополучие. (Коллект.)
Единство народа. Сила страны. Благополучие каждого. (Коллект.)
Через единство, любовь и стабильность — из великого прошлого в великое будущее. (Коллект.)
Во второй группе предложений ярко звучит мотив единства многона циональной России:
Национальное единство народов России. (Р. Нафиков)
440
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
секция IV
Единство и развитие. (М. Полубояринов) Сила России — единство русского народа. (И. Лившиц) Многообразие в единстве. (А. Полуйкова) Человек и государство едины. (А. Зайцева)
Национальное многообразие, мирное существование и потенциал народов России. (Коллект.)
Сила в единстве, единство в многообразии. (Коллект.) Единство народа — залог успеха страны. (Коллект.) Одна история — одна страна — одно будущее. (Коллект.)
Третья группа предложений делает акцент на идее модернизации, рассматривая модернизацию и прогресс как стратегические цели.
Модернизация как результат национального единства. (Д. Коцюба)
Модернизация — шаг в будущее. (С. Билюга)
Догнать и перегнать Европу и Америку. (Ю. Данилюк)
Самое лучшее из зарубежного опыта — в Россию! (Д. Луженцов)
Образование и труд — на благо российского народа. (А. Куликова)
Будущее России — за инновациями. (А. Шуриков)
Внедрим свои инновации! (К. Фролова)
Четвертая группа предложений считает главным содержанием национальной идеи движение вперед:
Превратим Россию в рай на земле. (В. Кузнецов)
Непрерывное развитие через опыт других стран. (Р. Ушаков)
Создадим Россию как зону единого мира. (К. Ухлинова)
Устойчивость Востока плюс развитие Запада. (К. Уланова)
Россия — шаг вперед! (Е. Тупицына)
Родина — мы станем твоей гордостью. (Г. Васенин)
Сильной стране — своя дорога. (И. Гожев)
Почтение традициям — гордость за будущее. (В. Ковнарев)
Сильное прошлое — перспективный фундамент на будущее. (Г. Васенин)
Очень большое количество предложений посвящено идее величия и са мобытности России:
Россия — страна с огромным потенциалом. (В. Голубкова) Великий народ России. (В. Скрынник) Величие и единство. (А. Асатурова) За уверенную самодостаточность. (Е. Зырянов) Сохраним российскую самобытность! (М. Корнилова) Отечеству — свой путь, свое будущее. (Н. Шишкина) Уникальность России в ее разнообразии. (О. Четверкина) Богатства страны — на благо народа! (Коллект.)
441
Национальная идея России
Народ страны — преемник великой истории. (Коллект.)
Великая страна — великие граждане! (Коллект.)
Стабильное развитие страны — благополучное будущее каждого. (Кол- лект.)
Счастье страны — счастье каждого! (Коллект.)
Будущее великой России — в руках каждого из нас. (Коллект.)
Величие России — в наших руках! (Коллект.)
Сила России — заслуга каждого. (Коллект.)
Возродим великое Отечество — позаботимся о будущем наших детей. (Коллект.)
Стабильное развитие великой России. (Коллект.)
Сохраним и приумножим. (Коллект.)
В итоге, как бы ни формулировалась национальная идея страны, все поддержали призыв: ВПЕРЕД, ВЕЛИКАЯ РОССИЯ! (Коллект.)
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
В восприятии национальной идеи лежат похожие категориальные схемы, подвергающиеся некоторым модификациям в зависимости от той политической и социокультурной роли в мировом сообществе, на выполнение которой претендует данная страна.
В ХХI веке актуальными чертами национальной идеи страны будут те, которые дают ответ на глобальные проблемы современности. Среди них — ориентация на позитивные нравственные идеалы, демонстрация духовного опыта цивилизации, осмысление мира и его проявлений, демонстрация толерантности, которая понимается как фундаментальная жизненная установка, при которой взаимодействие человека с окружающей средой строится не на насильственном ее преобразовании, а на сотрудничестве с ней. Толерантность как сущностная черта национальной идеи страны — это стратегия неагрессивного взаимодействия с миром, решение жизненных проблем не за счет насилия над природой или давления на более слабые страны, потребления их ресурсов, а в основном за счет внутренних духовных усилий и своего нравственного потенциала. Данные качества национальной идеи страны отражают систему ценностей и приоритетов, особо актуальных в современную эпоху.
От эффективной национальной идеи страны сегодня, в том числе зависит, насколько Россия сможет представлять свои интересы на международной арене, защищать и реализовывать их в противодействии с глобальным миром.
Таким образом, позитивная, динамичная и наполненная глубоким содержанием национальная идея страны становится достойным ответом на внутренние и внешние вызовы.
442
«Русский лад» как ядро национальной идеи: становление концепции
Миклина Н.Н. (Ставрополь)
Преимущественная ориентация на достижение технико-экономических, материальных показателей жизни вне облагораживающей эти цели идеи не приносит существенных результатов в России, но способствует дальнейшему расколу российского общества и весьма болезненно сказывается на самочувствии большинства населения страны, на состоянии нашей культуры, ее духовно-нравственного климата. Даже усиление влияния церкви в этих условиях оказывается показателем не только ее мощи, но и беспомощности. Мобилизующим фактором в обеспечении процветания России, в том числе экономического и технологического, может стать, на наш взгляд, нахождение и распространение такой межрелигиозной, межэтнической, межполитической, межидеологической и вместе с тем русской Метаидеи, которая могла бы сплотить народы нашей страны, людей, придерживающихся разных вероисповеданий, взглядов, убеждений, разного образа жизни, вернуть им утраченное чувство единства, достоинства, национальной самобытности и указать верный путь устойчивого развития российского государства, каждого входящего в него общественного образования, каждого индивидуума.
Полилог ревнителей национальной идеи в сегодняшней России представлен множеством идей, часто противоречивых:
- модернизация всех сфер российской жизни в русле (процессов глобализации и) общемировых, в особенности, западных, ценностей и — идеи патриотизма, сохранения национально-этнической самобытности России, ее исконных культурных традиций;
- информационная открытость и — обеспечение безопасности российского государства;
- рост материального благосостояния и — духовно-нравственное оздоровление российского общества;
- сохранение и развитие природного и культурного богатства, многообразия Российской Федерации и — обеспечение целостности, единства ее территории, народов, культур;
- совершенствование системы централизованного управления, государственного контроля и — активизация местных органов самоуправления, гражданской позиции каждого;
- формирование всеобщих гражданских прав и свобод — и чувства ответственности каждого за свою судьбу, судьбу своей семьи, рода, малой и большой Родины;
443
Национальная идея России
- создание единой идеологии и — сохранение идеологического паритета в российском обществе;
- поиск устойчивого и в то же время динамичного развития нашей страны.
Можно ли многообразие этих и иных, безусловно, важных проблем современной России (включая проблемы науки, образования, воспитания, демографии и пр.) уложить в краткую формулу национальной идеи? В ответе на этот вопрос также нет единодушия: наряду с нацеленностью на рациональное осмысление такой идеи, уверенностью в отыскании ее подобным способом и отдельными попытками ее формулирования, высказываются мнения о ее иррациональности, «невысказываемости», «невыразимости», «химеричности», о том, что для нее еще «не пришло время».
А. Уайтхед, говоря о трудностях в формулировке наиболее общих идей, содержащих в себе «метафизические первоначала», о чуждости таких идей «обыденному употреблению», более всего доверял философскому языку, который способен «растягивать» слова и фразы до некоей всеобщности, но так и не выходит за рамки метафор, «безмолвно требующих от нас взлета воображения», и лишь приближает нас к смыслу основополагающих принципов бытия и познания «в форме асимптоматического» (бесконечного — Н.М.15). Поэтому, отвергая «точные утверждения» («точность есть подделка»16), А. Уайтхед видел сходство философии с поэзией, а задачу философии — в создании многозначительного «словесного символизма»17.
А.Ф. Лосев, примыкая к точке зрения Уайтхеда относительно важности символизма («Для меня символизм — это наивысший реализм…»18) и образного мышления («Рассудок создает только схемы. (…) Только в образах можно достичь истинного познания»19), отмечал принципиальную лишенность научного понятия «всякой образности», а задачу философии видел в нахождении «единичных оформлений предельной обобщенности», которые «являются законом возникновения и получения всего единичного»20. Бесконечно любивший и «чистую мысль», и выражающее ее слово, русский философ утверждал: «словесная мысль всегда была образной, картинной, как бы смысловым изваянием обозначаемых мыслью вещей, а соответствующим образом понимаемое слово всегда необходимо оказывалось мыслительно насыщенным и как бы словесным сгустком мысли»21.
15 Уайтхед А. Процесс и реальность / А. Уайтхед. Избранные работы по философии / Пер.
с англ. М., 1990. С. 274.
16 Уайтхед А. Очерки науки и философии / Там же. С. 322.
17 Уайтхед А. Способы мышления / Там же. С. 377.
18 Лосев А.Ф. В поисках смысла / А. Лосев. Страсть к диалектике: Литературные размыш
ления философа. М., 1990. С. 20.
19 Лосев А.Ф. Русская философия / Там же. С. 79.
20 Лосев А.Ф. В поисках смысла / Там же. С. 36.
444 |
21 Там же. С. 32.
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
секция IV
Именно в слове и, в особенности, в имени, писал А.Ф. Лосев, — «квинтэссенция как человеческо-разумного, так и всякого иного — человеческого и нечеловеческого, разумного и неразумного бытия и жизни», «все наше культурное богатство», «встреча всех возможных и мыслимых пластов бытия»; «без слова и имени нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием»22. Имя у П.А. Флоренского — «безу словная данность», высящаяся «перед каждым индивидуальным сознанием, «непоколебимый маяк на пути постижения жизни», некое «окончательное» слово, «которое настолько попало в самую точку, в самую суть познаваемой реальности, — что никто и никогда не посмеет и не сумеет посягнуть на это слово, не обкрадывая духовно себя самого». Предельная плас тичность имени позволяет считать его вместилищем «каждого явления духа, самого нового, самого по видимому неожиданного, самого своеобразно-индивидуального, даже до капризности», и видеть его «столь же гибким, как и твердым, столь же индивидуальным, как и универсальным, столь же мгновенно возникающим, как и навеки определенным исторически, столь же моим произволом, как и грозно стоящей надо мною принудительностью»23.
Таким образом, вопреки утверждению А. Уайтхеда о невозможности выражения глубоких, многозначных, противоречивых и общезначимых смыслов в одном-единственном слове, русские философы убеждены в обратном. Но есть ли в русском языке такое имя-слово, которое в концентрированном виде содержит в себе весь спектр национальной идеи России и которое можно считать ее конструктивно-смысловой основой? Да, в русском языке есть такое слово. Это «магичное в своей природе», «умное и «сверх-умное» слово, прошедшее путь от «знания себя» к «знанию иного как себя», а затем — к собиранию в нерасчлененное единство и «мыслящего как такового», и «всего иного, что только есть»24. Имя этому слову — Лад. Сохранившееся в словаре санскрита, тысячелетия живущее в душе и сознании русского народа, активно употребляемое в современной русской речи, слово «Лад» в ХХ в. стало и научным понятием, а сегодня рассматривается как вербальная основа новой смысло — и системообразующей категории — концепта лада.
Введение в философию и науку данной категории стало возможным благодаря культурфилософскому исследованию концепта лада в широком поле русского культурного дискурса. В результате «Русский Лад» выступает в качестве «живого» процесса смыслопорождения и смыслополагания, аксиологической максимы русского народа, а также универсального принципа жизни и всего живого, который воплощен в каждой вещи и способен выполнять методологическую роль в любых сферах познания. Органичность концепта
22 Лосев А.Ф. Философия имени/ А.Ф. Лосев. Из ранних произведений. М., 1990. С. 24–25.
23 Флоренский П.А. Мысль и язык / П.А. Флоренский. Т 2. У водоразделов мысли. М., 1990.
С. 202–203.
24 Лосев А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. Из ранних произведений. М., 1990. С. 70–71.
445
Национальная идея России
лада русской ментальности и русской культуре в их позитивной доминанте позволяет говорить о концепте лада как о «ядре» национальной идеи России и основе для различных вариантов ее формулирования, что может содействовать разработке российской внутренней и внешней политики, ускорению процессов социокультурной интеграции, совершенствования всех сфер жизнедеятельности российского общества, каждого его гражданина.
Конструирование национальной идеи может иметь разные пути и конфигурации, и не всегда они являются прямыми и осмысленно целенаправленными. Важно только, чтобы пути эти были естественными, вытекали из насущных жизненных проблем, опирались на коренные традиции народа и, объединяя бытие и мышление, идею и вещь, реальное и идеальное, действительное и возможное, были соизмеримы не только с национально-этническими, но и с общечеловеческими ценностями, а также с ценностями каждого индивидуума. Такое конструирование требует самоотверженного индивидуального и коллективного труда, нравственных усилий, работы чувства, разума, воображения, интуиции. Не претендуя на «единственность», абсолютную правильность и завершенность концепции Русского Лада, особо отметим совпадение пройденного пути, метода исследования и выявленного содержания концепта лада в определяющих их параметрах. Поскольку в рамках отдельной статьи невозможно осветить весь круг существенных положений данной концепции, обозначим лишь главные методологические вехи и основные результаты пройденного пути.
Началом этого пути (80-е годы прошлого столетия) послужила задача внедрения в общеобразовательную практику понятия лада как «основного закона музыки». В ходе решения этой задачи было выявлено, что понятие лада не имеет аналога в зарубежном музыкознании, а его развитие сопряжено со множеством сложностей и противоречий, в целом характерных для эпистемологии ХХ-го века. Философский анализ эволюции понятия лада в опоре на единственно возможную тогда методологию — материалистическую диалектику — позволил определить пути и способы преодоления кризиса ладовой теории, «примирить» существующие противоречия и дать широкое, философское определение музыкально-теоретической категории лада, включающей в себя не только объективный и рациональный, но также субъективный и эмоциональный факторы. Согласно данному определению, феномен лада можно рассматривать в качестве динамического стереотипа, или закона обратной свя зи, или явления скоординированности структурно-смысловых элементов музыки по принципу тяготения («принципу Любви»), проявляющему себя в состоянии неустойчивого равновесия между харáктерно-ста тическими (тембро-фоническими, сенсорными) и процессуально-динамическими (темпо- ритмическими, временными, кинетическими) осо бен ностями звучания и восприятия, организованными субъектом музы кальной культуры по законам природы и человека.
446
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
секция IV
Предположение о возможности экстраполяции данной категории в иные культурные сферы (как принципа неустойчивого равновесия между тяго тением «к себе» и тяготением «к другому») послужило основанием для последующей разработки концепта лада, которая протекала в условиях новых методологических реалий и возможностей (с конца 90-х годов XX). Солидную опору концепция «Русского Лада» приобрела в феноменологической диалектике, философии имени и слова А.Ф. Лосева и П.А. Флоренского, в трудах русских религиозных философов, в концептологии Ю.С. Степанова, С.С. Неретиной, А.П. Огурцова, в философии языка М.Н. Эпштейна, в теории сложных самоорганизующихся систем, которая разрабатывается в естественных науках. Так, согласно А. Круглову и Н. Моисееву, данные системы несут в себе не только способ распознавания качеств, отношений и коэволюции своих элементов, но и некий трансцендентальный смысл, который может быть выражен в образной модели, создаваемой на основе интуиции.
Взаимодополнительный характер этих методологий позволил обосновать принципы интегрально-дискурсивного подхода к анализу концепта лада. Это нераздельность смыслов концепта и дискурса; охват различных областей знания и точек зрения на предмет исследования при ведущей роли философии; учет этнокультурной специфики концепта и специфики его эволюционо-семиотических рядов; поиск смысловых универсалий концепта лада в точках соприкосновения множества высказываний; персональный подход как показатель уважения к личности каждого автора, требующий сохранения авторской системы языка и речи; относительная свобода автора в выборе «собеседников», в организации дискурса, в результатах и выводах концепции.
Применение данного подхода способствовало системному исследованию различных форм выражения концепта лада, обнаруженных в связанных между собой дискурсивных практиках: в языково-речевой культуре народа, в теории музыки, естествознании, музыкальном искусстве, философии (прежде всего, русской), в мифологии и религии.
Изучение работ В.И. Даля, С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, В.Д. Осипо-ва, Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой, П.Я. Черных, Д.С. Лихачева, Н.И. Костомарова, Г.С. Гриневича, других исследователей русского языка и русской культуры позволило высветить некоторые забытые смыслы слова «лад», запечатлевшие «выстраданную целыми поколениями опытную мудрость», которая отражена в древнейшей мифологии, религиозных обрядах и символах, в русских пословицах, поговорках, прибаутках, в производных от слова «лад» образованиях и бытовых выражениях, в графике глаголицы и кириллицы. Чрезвычайная семантическая насыщенность Лада обусловлена концентрацией в нем множества значений таких слов, как «мир», «согласие», «порядок», «дружба», «любовь», «добро», «красота», «власть», «свобода»,
447
Национальная идея России
«воля», «совесть», их онтологического, аксилогического, гносеологического и деятельностного аспектов, а также духовного и «телесного», явного и тайного, сакрального и утилитарного, рационального и иррационального, вещного и номинального, божественного и человеческого факторов. Все это подтверждает трактовку Лада как «исконно русского Космоса» (В.И. Демин), «божества гармонии Вселенной» (Н.И. Костомаров), «живого», архитектонически устойчивого и динамически развивающегося организма и принципа русского миропорядка, закона его организации, выражающего его положительное состояние, характер отношений и процесс единения, предполагающий наличие непременной раздельности и множественности — как минимум троичности (связанные «законом» отношения «одного» и «другого»).
Вряд ли случайна трансформация слова «лад» в одноименное понятие науки о музыке (на санскрите «лад» означает «желать, играть» и связано с музыкой, плясками, песнями). Означая «принцип тяготения» и его воплощение в музыкально-звуковой сфере, понятие лада интегрирует объективные и субъективные детерминанты музыкального творчества и восприятия, объединяя все средства музыкального языка и «живой» музыкальной речи. Отсюда естественным продолжением поиска объективных, «природных» оснований концепта лада становится обращение к совершенно иной области научного знания — сфере точных наук, и прежде всего, к развитию теории тяготения Ньютона-Эйнштейна (Н. Бор, Д. Бом, К. Прибрам и др.) к новым и новейшим исследованиям в области физики, математики, биологии, генетики. Было обнаружено, что ученые-естественники конца XX — начала XXI вв. все чаще рассматривают Вселенную как информационное целое, где «царствует Любовь», связывая данное предположение с наделением силы тяготения и явления положительной гравитации (бóльшей силы притяжения к положительно заряженной частице) функцией интеграции всего многообразия энергий и форм и выделяя неустойчивое равновесие как фактор их согласования, а мужское и женское начала как «узловые события» в их эволюции.
Показано, что первичные формы организации физических и биологических структур дуальны и тетричны (поле и две корпускулы, дуплетно-триплетный код молекул ДНК и пр.), а взаимодействие между ними и их элементами, подчиняясь фактору неустойчивого равновесия, согласует «все со всем» и повышает роль чувственного восприятия в области тонких энергий, — прежде всего, чувства любви, в том числе, для получения истинно го знания (П.П. Гаряев, А.П. Дубров, Н.Е. Невесский, В.Н. Волченко и др.). Сближение естествознания с философией, религией, древними учениями в аспекте лада происходит в идеях голографии, фрактальности, этики и эстетики природы, а обнаружение наличия у каждой частицы уникального частотно-волнового облика («сущностно-ментального ядра», «тембра»,
448
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
секция IV
«лейттемы») вызывает аналогии между языком природы и звучанием хора или оркестра в проекции Божественного Слова, Музыки, Мировой Души (А.Г. Гурвич, А.А. Любищев, В.Н. Беклемишев, Н.Е. Невесский и др.). Возникающий при этом Духовный Свет есть и луч (результат «вибрации», «во-блирования», по меньшей мере, двух сил, или сущностей), и источник этого луча (Единое, лазер, сингулярная точка, шар), задающий «программу жизни» в матричной системе кода ДНК (С.В. Петухов, Е.В. Петухова) и в иных «сакральных структурах», производных от «синтетической точки зрения». Эти структуры, являя собой «единый закон Мироздания», выраженный через отношение «мужского» и «женского» начал и объясняющий все физические законы (Ю.И. Кулаков), «трансцендентны к наблюдаемому», но имеют «явный характер»; существуя актуально и потенциально, они «ожидают» не конца света, а творческой активности Человека, ответственного за свою деятельность перед Творцом и Универсумом. И именно Россия, в которой «есть и Запад, и Восток», должна начинать реализацию этой парадигмы (Ю.С. Владимиров, А.Ю. Севальников и др.).
Аналогии между природными явлениями и музыкой позволяют предполагать метасмысловую функцию музыкального языка и музыкальной речи как особых форм концепта лада, объединяющих природу и культуру. Язык музыки, на котором «говорит» и человек, и природа, воздействует на всех нас, на окружающий нас мир. Являясь анализатором и созидателем состояния человека, общества, природы, язык музыки способен возвращать человеку утраченное чувство «своей» и «иной» природы и культуры, мира и лада с самим собой, с людьми различного, даже противоположного, мировоззрения, но требует от человеческой музыки высочайшего качества. Будучи эффективным средством познания и самопознания и вмещая в себя все возможные вещи и смыслы, музыка обладает глубоким и высоким смыслом и воспитательным потенциалом. Благодаря лечебному эффекту музыки, ее любви к каждому человеку (и любви взаимной), даруемой ею духовной свободе — свободе выбора интерпретации ее смысла, а также возложению ею всей ответственности за правильность такого выбора на человека, предполагается наибольшая близость музыкальной речи Богу, Абсолюту, Универсуму.
Объединенная философская мысль о музыке (А. Шопенгауэр, Г. Гадамер, М. Хайдеггер, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, А. Белый и др.) определяет сущность ее языка как «высшую форму воссоздания целостности и всеединства», как «ключ» к загадкам бытия, открывающий «двери в вечность», где истина «несокрыта». Среди познающих, открывающих и объясняющих эту истину выделяются имена многих русских художников, ученых и философов, но особо возвышается имя А.Ф. Лосева, который обосновывал мир как «мир чистого музыкального бытия», сумел прожить в этом мире долгую жизнь, несмотря на ее тяжелейшие внешние обстоятельства, и призывал всех нас «чувствовать музыкально» и «жить музыкально», ибо превраще-449
Национальная идея России
ние жизни в «вечную скованность, тупую механичность и в безжизненный труп» есть результат не-музыкальной культуры — растерзанного и распятого, разбитого на куски мира25.
Музыка, писал А.Ф. Лосев, — это единый лик в идеальном единстве, где есть лишь взаимопроникновение и где действует закон рождения как момент связанности одного с другим, их интимной, внутренней близости, сходства «членов рода» при их индивидуальной несводимости друг к другу, и где всегда сохраняется «несказанная тайна» — «разительная слитость в ней страдания и наслаждения», которая «мучительно-сладко чуется сердцем, кипит в душе». В музыкальном переживании осуществляется особое, становящееся знание, где истина, равная музыкальному бытию, музыкальной норме и музыкальному закону, есть центр динамических взаимоотношений, живая познавательная ткань, где личность воссоединяется с Первобытно-Единым, с Мировой Волей, с вечно страждущей Матерью — «родной родительницей». Музыкально чувствовать, жить музыкально — значит соединить Бога и мир, молиться всему, славословить каждую былинку, радоваться жизни вне всяких категорий и оценок и управлять Вселенной, имманентно присутствуя в каждой монаде стремящихся струй Бытия26.
Язык музыки, объединяя интуитивно-трансцендентное с имманентным, внутреннее с внешним, логическое с этическим и эстетическим, есть «слышание» бытия в целостности его смысла. Умение слушать и слышать музыку, входить в резонанс с ней раскрывает природный и культурный потенциал и человека, и музыки. И чем более адекватной миру природы и человека является интуиция в области звука, тем скорее она кладется в основу неосознанных, но подлежащих осмыслению и осмысливаемых художественных и культурных норм (архетипические импульсы «гул-ритма» в творчестве В. Маяковского, С. Рахманинова, И. Стравинского). И хотя многие явления, связанные с музыкой (в частности, целесообразность свойств звукового материала — порядка обертонового ряда, «закона октавы», общего и неповторимого в тембрах, ритмах, интонациях и т. п.), во многом остаются загадкой, своеобразный концептуализм музыкальной речи, вытекающий из ее интерсубъективной сущности (наличие в акте коммуникации более чем двух субъектов), делает музыку не только наиболее сложным для анализа, но и самым показательным для состояния культуры языком.
«Музыкальность» философии А.Ф. Лосева — достойное продолжение и развитие лучших достижений русской философской мысли второй половины XIX — первой половины ХХ вв. Философский уровень концепта лада наиболее ярко и полно представили русские религиозные философы, нередко называвшие свою философию «музыкальной» (П.А. Флоренский,
25 Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / А.Ф. Лосев. Из ранних произведений. М., 1990. С. 217–218, 225–227, 237–241, 243–244, 261–268.
Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Цит. изд. С. 230, 232, 234, 245–248.
450
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
секция IV
В.Ф. Эрн, Н.О. Лосский и др.). Персонификация взглядов русских религиозных философов показала, что они нечасто использовали слово «лад», но все свои заветные понятия концентрировали вокруг концепта лада, представив красочный диапазон рациональных, эмоциональных, интуитивных, мистических, религиозных смыслов Любви, Всеединства, соборности, Софии, Великой Женственности, Власти, Воли, Свободы. Путь от наиболее равновесного лада В.С. Соловьева — к разладу В.В. Розанова, силе выходящего на грань с насилием лада И.А. Ильина и, наконец, — к «аду» Н.А. Бердяева, отвергающего любовь и свой народ как высшие ценности и готового отрицать Бога ради личной свободы — отразил не только сущностные свойства ментальности русского народа и пройденные за краткий век этапы исторического пути России, но и в некотором роде предвосхитил результаты той «адской» апологии свободы, которую народы России пытаются «проглотить» сегодня.
Предвосхитив идеи информационной Вселенной, голографии, фракталь-ности и наполнив их высоким Смыслом, каждый из рассмотренных нами русских религиозных философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, В.Ф. Эрн, Г.Г. Шпет, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Н.О. Лосский и др.) выступает как яркая творческая личность, обладающая индивидуальным своеобразием в восприятии, познании и оценке мира. При этом всех их объединяет не только время и не только то, что они «русские» (несмотря на принадлежность к «иным кровям»), православные (с элементами «ереси» в сторону язычества или интеррелигиозности) и тяготеют к общей тематике, но и нечто иное. В.Ф. Эрн, видевший специфику русской мысли в верности «философскому началу всемирного значения», в обращении к жизни, сущности, в отсутствии систем, в глубокой и коренной религиозности и персонализме, подчеркивающем «значительность личности ее творцов», обратил внимание на то, что индивидуальная свобода восприятия мира и творчества совпадает у русских философов с передачей опыта человечества «через головы нескольких поколений, иногда же — через века и тысячелетия»: «Русские мыслители, очень часто разделенные большими промежутками времени и незнанием друг друга, перекликаются между собой и, не сговариваясь, в поразительном согласии подхватывают один другого»27. С этим связан присущий русской философской мысли «особый динамизм теории познания», пронизанной «порывами чувства, инстинктивными движениями воли», «уходящими в недра Космоса» и «полными скрытым Словом», «чрез благодать существенного усвоения» которого в «прагматике христианского подвига» осуществляется органичное единство Истины с Бытием и Логосом, «глубочайшее раскрытие
и утверждение всех творческих и существенных сторон личности»28.
27 Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Сочинения. М., 1991. С. 96–98.
28 Там же. С. 354–358, 112, 88–90.
451
Национальная идея России
Ю.С. Пивоваров, анализируя мысли С.Л. Франка о специфике русской философии и русского мировоззрения, приводит его слова о «совершенно особенном понимании истины, которое пронизывает всю русскую мысль». Связывая это понимание с взысканием «правды» (которая до споров но-минлистов и реалистов и вне их) как «тождества представления и действительности», Ю.С. Пивоваров выделяет доминанту этой правды — «духовную сущность бытия, посредством которой оно становится внутренне единым, освящается и спасается», преображая и спасая мир, а кроме того, — присущий русской философии «новый критерий истины и соответствующую ему познавательную способность», которую Франк определяет как «новое гно сеологическое направление наряду с главными формами — рационализмом, эмпиризмом и критицизмом». В основе этого направления лежит «жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании»29.
Анализ концепта лада на уровне русской религиозной философии не только показал справедливость этого утверждения, но позволил уточнить характер и способ такого постижения в обосновании единого метода рус ской мысли, объединяющего все формы бытия и его познания — метода триадической диалектики становления, восхождения, соответствующего основным смысловым и структурным показателям концепта лада, знающего на своем пути и глубочайшие нисхождения. От выявления ноэмы, смыслового коррелята слова, идентичного многообразию и многогранности обозначаемых им жизненных явлений — к восстановлению его «живого и цельного лика», «первичного сакраментального смысла» через обнаружение его главных антиномий, а отсюда — к идее, открывающей бесконечную смысловую перспективу, — в этом суть данного метода, которым пользовались не только величайшие мудрецы земли русской (многие из которых безымянны), но который симультанно, в «свернутом» виде живет в сердце каждого русского человека как архетип его сознания, каждый раз по-новому разворачивающийся в пространственно-временном континууме.
Метод триадической диалектики совпадает и с самим понятием «концепт», который означает цепь «актов схватывания» и связывания «в один ментальный узел» множества смыслов единицы вербальных и невербальных речевых высказываний, когда с помощью логики и интуиции «формируются контуры вещи» и постепенно проясняется ее идея. Каждое их этих речевых высказываний — это личностно окрашенное вопрошание, связанное с идеей Творения, «жертвенная речь», направленная к другому и произносимая при «Боге-свидетеле». Данному методу соответствует триади-ческая, статически-динамическая модель «Русского Лада», которую можно представить в виде «русских качелей» (ладовых «весов», «маятника» и пр.).
29 Цит. по: Пивоваров Ю. Русская мысль. Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии) / Ю. Пивоваров. Полная гибель всерьез: Избранные работы. М., 2004. С. 27–28, 30, 39.
452
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
секция IV
Такому представлению способствует написание слова ЛАД в глаголице и кириллице:
Д + ДЛАД
Расшифровка этого письма — увлекательное дело, требующее рациональности, соединенной с неким «чувством ошибки», подобным чувству поэта, «не находящего нужной рифмы» («Это, кажется, так, хотя и не знаю, почему»), — подсознательным обнаружением закономерности, которая «вскоре будет осознана и получит… обоснование»30. Но даже первые попытки такой расшифровки открывают перед взором исследователя удивительное богатство развивающихся смыслов Русского Лада. «Живопись» его в русской глаголице и кириллице вызывает ассоциации с соединением зодиакальных знаков рака и льва (символов мужской и женской силы), колоколов, гор, куполов, огней, лучей, перевернутых сердец, чаш, лилий («цветков света»), деревьев и пр., где каждое из изображений подобно, но не тождественно друг другу. Крест в глаголице («плюс», «положительное») — символ динамического единения всех смыслов и форм земного и небесного миров, дарующий радость жизни и требующий добровольной жертвы. В результате Лад (в кириллице — тройственный Луч) выступает универсальным и этнокультурным архетипом — символом Триады, содержащей все известные ее интерпретации, включая каноны православной Троицы. Но Космос Лада — это сама жизнь, о которой можно говорить как о пронизанной Любовью Музыке мерцающих созвездий, поющих колоколов, сияющих огней, играющих лучей, изливающихся чаш, раскачивающихся гор, деревьев, цветов, пульсирующих сердец, совершенная устойчивость и абсолютное равновесие которых существует лишь в «верхней точке» — в Истинном Доме Любви Отца-Матери, Мужчины-Женщины. Пронизанность всего сущего и существующего Великой Любовью, хранимой в «сердце» каждого в качестве благодатной «памяти-знания», сопряжена с великой тоской по ее Идеалу, надеждой и желанием претворить эту Любовь в земной реальности. К этому призывает и «огненный» дух кириллического «Лада», подчеркивающий «дающую» и оберегающую Силу Любви, где «Аз» («Я Есмь») находится в вечном единстве с «Добром» («Д») и «Людьми» («Л») и где «Добро» как бы оберегает, предупреждает человека, указывая на «закрытую дверь» в мир «подземный».
При раскачке ладовых «качелей» открывается значительная широта и высота пространства, его «верх» и «низ», что не только обогащает мир и его восприятие, но создает опасность влечения к миру «исподнего» и «преисподнего» (можно упасть и крепко расшибиться, и чем выше крен в одну из сторон, — тем сильнее). Спасительным противовесом этому влечению
30 Гриневич Г.С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. М., 2006. С. 15-16, 17-18.
453
Национальная идея России
(причине хаотизации мира, переворачивания иеархии ценностей, возведения в ранг «высшего» потребительских интересов, низменных нравов и поступков) служит восхищенный взгляд «в стороны и вверх», помогающий от «тошноты» и «головокружения». Для русского Лада неприемлемы идеалы покойного «среднего» и сколь-нибудь долгое пребывание в «середине», ориентированное на западноевропейскую систему ценностей, — «качели останавливаются».
Раскачка «ладового маятника», отличная от Дао («холодных отношений» Инь-Янь в безличной замкнутой сфере), триадического Эроса Платона (объективного сверхчувственного Блага), «чистой формы» Бога Аристотеля или Всеобщей Самости Абсолюта Р. Генона, воплощенной в Вертикали рационального Слова, объясняет и миролюбие русского духа, и его «воинственный пыл», идеи мессианства и комплексы неполноценности, эмоциональность и стремление к предельному рационализму, к абстракциям и эмпиризму, к мистицизму и «здравому смыслу», а также другие антиномии русской культуры, где «единое становится множественным не через дробление а через вероятностное взвешивание»31, «подвижное равновесие разно сторонних склонений»32.
Таким образом, концепт лада предстает в качестве архетипическо- го, многогранного, многозвучного и многоóбразного интерактивного языково-речевого феномена, связанного с идеей Творения, миропорядка, смыслом Любви, тяготения и выражаемого принципом неустойчивого равновесия между мужским и женским началами в природе и культуре, между любовью (тяготением) к себе и любовью (тяготением) к другому . Данный принцип, будучи «выраженной вещью», «живым нервом реаль ного опыта», «живым равновесием «вещи» и «жизни», порождает, структурирует и интегрирует все многообразие смыслов и форм жизни и является действенным фактором ее преобразования. Сохраняя во множестве языково-речевых форм мудрость народа и имея различные этно — и социокультурные модификации, принцип лада соответствует образу русской жизни и методу триадической диалектики становления, восхождения, присущему лучшим проявлениям культуры русского народа.
Концепт лада — эффективное средство этнической идентификации, способствующее выявлению этнокультурного потенциала народа и отвергающее любую форму этнического господства. Так, линейная динамика западноевропейского мужского лада, достигая высокого уровня материального достатка и комфорта, показывает пагубность пути от борьбы противоположностей к «победе» над миром и Богом тяготеющего только
31 Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая ар
хитектоника личности. М., 1989. С. 143–144.
32 Флоренский П.А. Мысль и язык. Антиномия языка / П.А. Флоренский Т 2. У водораз
делов мысли. М., 1990. С. 153.
454
Национальная идея и общественный гуманитарный процесс
секция IV
к себе сверхчеловека Ф. Ницше. Близкий русскому ладу китайский Дао (имя которому — «Мать Поднебесной») имеет иную динамику — ослабленные тяготения Инь-Ян в их вечном круговороте внутри замкнутой сферы. На этом фоне ярко выступают положительные свойства русского лада (широта и высота, открытость, сила, размашистость, сердечность, душевность, интерес и апелляции к иным культурам даже при сильнейшей концентрации на родном и близком, коллективизм, неутилитаризм, тяготение к образу, слову и музыке, сакрализация Любви, жизни, животворящих качеств Великой Матери, женского начала, символизирующей их Воды) и отрицательные (непривычка к размеренному труду и образу жизни, недостаток прагматизма, рационализма, подражательство, взрывчатость эмоций, стремление к «волюшке вольной», к чрезмерной раскачке ладовых «качелей»).
Естественный принцип индивидуации концепта лада — отношение мужского и женского начал как первичных интегрально-дифференциальных показателей концепта лада и проявленных сущностей троичного Лада, противоположных по своим качествам и потому взаимотяготеющих, в идеале равновесных и всегда сохраняющих свою андрогинную природу. Эвристичность и вероятностный характер этого принципа как каузально-телеологического основания жизни обращает нас к истории гендерных ценностей, мифологии и религии, к изначальному культу образа Великой Матери, в русской культуре — богини Лады, породившей «небесных» мужских богов, которые, в отличие от западных, не стремились к власти и богатству, правили «с любовью», храбро защищали свой народ. Жизненная сила женского и мужского начал русского лада — причина активной раскачки «ладового маятника», взлетов и падений русской культуры, превращения круговорота жизни в «коловорот», обеспечивающий ее разнообразие и крайне неустойчивую динамику, которая усиливается влиянием на русскую культуру «мужского» европейского лада и требует возвышения женских идеалов Любви, Единения Рода, семьи, материнского (родительского) отношения к «детям».
Ценности «отцов» и «детей», манифестируемые в современном русском философском дискурсе, сохраняют традиционный оптимизм, витальность, патриотизм, космологизм, метафизичность и метафоричность мышления, эстетизм, стремление к смыслу, слову, тайному, сакральному, к свободе индивидуального выражения. Однако «отцы», а еще более «дети», все чаще отвергают рациональность, гуманность, диалог, обращаясь к эсхатологии и воспевая радикализм, философию «господ», аморализм, хаос, уродство, абсурд, шизоидные методы, ведущие к явным фальсификациям, неверным инсталляциям и реконструкциям, возвышают идеалы рынка и престижа, нацеливающие философию на создание «среднего продукта». Все это говорит о необходимости «родительской» помощи, где вере в «детей», опасно раскачивающих «ладовые качели», должно сопутствовать внимательное, ответ-455
Национальная идея России
ственное отношение к своему творчеству и творчеству «сыновей». Лучшее средство для этого — изучение наследия «предков», где высочайшим образцом Мудрости, нравственных отношений, жизненного и творческого подвига может служить русская религиозная философия и ее представители.
Инвариантная модель «Русского Лада» подсказывает естественные основания «Русской Идеи», которая имеет различные историко-культурные модификации и которую сегодня можно выразить в лозунге «Единение, Твор чество, Стабильность». Идея эта, имеющая трансцендентный источник и характеризующаяся активным взаимодействием мужского и женского начал на основе принципа тяготения (принципа Любви), призывает к возвышению «другого» (а значит, и «себя»), приближению его к Первоначалу, Богу, Абсолюту, результатом чего будут новые творческие открытия и достижение новой стабильности, нового равновесия, которое всегда относительно (неустойчиво), чем и обеспечивается динамика развития и саморазвития. Однако чрезмерный крен в ту или другую сторону, обусловленный эмоциональностью, «волением», «художественностью», «силой любви» русского народа, расширяя кругозор, способствует разладу и даже «аду» в социокультурной и природной сферах. Поворот «ладьи» в обратную сторону, за которым следует наступление исторического момента относительно устойчивого развития Русского Лада, требует соответствующих усилий каждого.
456
Стендовая секция
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!