От неолиберализма к державности
(глобальный, этнополитический
И социо-психологический ракурс)
Халидов Д.Ш. (Москва)
Предварительные замечания. В политической практике и в экспертном сообществе России все более очевидным становится правый выбор; решительный отказ от неолиберальных (прозападных) идей и попытка вырабо-
123 Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 2000. C. 226–233.
124 Крадин Н.Н. Указ. соч.
125 Кобищанов Ю.М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории. М.: РОССПЭН,
1995.
407
Национальная идея России
тать модель аутентичного, на собственной культурно-цивилизационной основе, развития страны. Здесь налицо признаки державных устремлений, как следствие «травмы» за разрушение некогда великой страны, так и разочарование за десятилетия «наивной» веры в Запад и в преимущества неолиберального курса. Достаточно просмотреть программу передач «Суд истории» на 5-м ТВ-канале, на которой С.Е. Кургинян, как правило, с подавляющим преимуществом выигрывает у неолиберала Л.М. Млечина спор вокруг истории России.
Но в российском варианте правого выбора очевидны и элементы левизны, как реакция на олигархический строй и запредельное социальное расслоение. Около 75–80% населения России живут за чертой бедности, определяемой не по официальным цифрам федеральных ведомств, а по интегральным оценкам экспертного и социологического опроса. Таким образом национальный (русский, главным образом) протест накладывается еще и на социальный конфликт. Степень отчуждения между властью и обществом, между русскими и некоторыми нацменьшинствами, преимущественно представленными в правящем политэкономическом сообществе, скоро может достигнуть критической черты. Поскольку в российской политической традиции велика (очень) роль административно — бюрократического ресурса и, соответственно, велики и возможности манипуляций и подтасовок, то такой (национальный и социальный) конфликт не может получить адекватного отражения в политическом процессе: в парламентских процедурах, в выборах в региональные парламенты и определении курса правительства страны. Соответственно, накапливается и социальное и межнациональное напряжение, которое в один прекрасный момент может вылиться в массовые беспорядки и «беспощадный» бунт.
|
|
Таким образом, для России наступает своеобразный момент истины. Практические все отечественные западноиды (термин А. Зиновьева) и монетаристы в творческом отношении»выдохлись», нет ни свежих, вдохновляющих идей, ни продуманных концепций обустройства России; одни перепевы «старых»идеологических клише и постмодернистские упражнения. Россия жаждет независимости и национальной и социальной справедливости, разумной «почвенности» и консерватизма, как последних рубежей сохранения себя в истории.
|
|
Представленные ниже тезисы, это всего лишь краткое изложение проблемы переходаот дискредитировавшей себя идеи и концепции неолиберализма в ее российском исполнении, к подлинно национально — ориентированной модели развития страны. Но дискуссии в рамках патриотическо-державного «лагеря», при всех реверансах в сторону «коренных народов России», не избавлены от родимых пятен провинциального национализма, а где-то и ксенофобии. В лучшем случае проблему обходят стороной в политкорректной форме. С другой стороны, не осознан во всей полноте характер глобальных
408
Отражение и воплощение национальной идеи …
секция III
угроз и вызовов, перед которыми стоит и Россия, как одна из наследниц незападных (духовных) цивилизаций. Источник этих вызовов, если подходит строго научно, не Юг и не Восток, а главным образом, Глобамерика (США, как плацдарм мировой финансовой олигархии и ТНК) переживающие системный, глубинный кризис. И, наконец, третий важный аспект обсуждаемой проблемы: как обеспечить, без эксцессов гражданской войны или этнических конфликтов, переход от неолиберализма к державному курсу? Это сложнейшая проблема (на стыке науки и искусства), перехода от наличного (политэкономического, идеологического) состояния страны к желаемому, образ которой, в общих чертах, уже сложился у большинства думающих россиян, за исключением одержимых Западом либералов. Попробуем проанализировать проблему в этих ракурсах.
|
|
Центр и Провинция: экзистенциональный раскол. Драма России, заключающаяся в глубоком расколе между общественными ожиданиями и настроениями с одной стороны и неолиберальной (прозападной) идеологией и практикой реализуемой де-факто в стране с другой, близка к завершению. Такой раскол приобрел традиционный для России характер («внутри») геополитического ОТЧУЖДЕНИЯ Центра и Провинции, как носителей «перпендикулярных» идеологий: Центра, как носителя неолиберальных ценностей и прозападных ориентаций, четко артикулируемых и продвигаемых в общество весьма сплоченной группой людей; и Провинции, ценности и ожидания которой в стихийной (на бессознательном и сознательном уровнях) форме укладываются в модель культурно — циви-лизационной самобытности России и аутентичного развития. Провинция в этом смысле — социальный и нравственный фундамент восстановления геополитического статуса России и аутентичного развития; т. е., развития основанного на собственной культурно-исторической и цивилизационной основе. Проблема актуальная начиная с эпохи Петра-I, приобретает новые очертания в начале XXI века.
|
|
Все последние 10 лет характеризовались попыткой российской власти совместить трудно — совместимые «вещи»: неолиберализм и монетаризм (в политике и экономике, культуре и информации) с идеей возрождения государства — цивилизации. Противоречие снималось на виртуальном (масс-медийном) уровне, посредством выстраивания соответствующего ассоциативного ряда из государственнических символов, путем тонких информационных и политических манипуляций. И в этом своем качестве государственная идея в России была вторым изданием «а-ля Пиночет», в полном соответствии с идеями статьи (в начале 2000-х г.) одного из экс-министров правительства Егора Гайдара, впоследствии известного олигарха и представителя компрадорской буржуазии. Возможно, это был единственно верный путь сохранения страны в условиях олигархического «раздолья» ельцинской эпохи.
409
Национальная идея России
Но всему приходит конец, идея — симбиоз государственничества и неолиберализма (и монетаризма) исчерпала себя. Народ инстинктивно понимает, что «в стране творится что-то неладное, и не туда она развивается», о чем свидетельствуют и многочисленные социологические замеры и информация из масс-медиа. «Неолиберальный» Центр в конфликтес «консервативной (почвеннической)» Провинцией уже проигрывает идейную борьбу. Достаточно пройтись по книжным лавкам, и мы увидим: отечественной «агентуре глобализации» (термин Александра Панарина) нечего предложить народу, при том, что книжные полки ломятся от трудов интеллектуалов-патриотов и державников.
МОДЕРНИЗАЦИЯ: смысловой диссонанс. Концепция модернизации, выдвинутая частью правящей элиты и »профсоюзом» олигархов в лице РСПП, это очередная попытка продления жизни скомпрометировавшей себя неолиберальной идеи и прозападной ориентации. Модернизация, в такой упаковке, это нечто иное, как постмодернистские упражнения отечественных неолибералов, которые четко выполняют заказ компрадоров. Не отрицая целей и ценностей, провозглашенных в рамках президентского курса на модернизацию, нельзя не обратить внимание на ограниченность постановки проблемы модернизации (инновации «чисто» в экономической сфере и проект «Сколково»); на старательное избегание судьбоносных для России вопросов развития, основанной на прочном культурно — цивилиза-ционном фундаменте и национальной безопасности.Но модернизация, рассматриваемая «чисто» в экономической плоскости (проект «Сколково» — как второе издание Силиконовой долины в Калифорнии, но только ближе к Рублевке) вызывает откровенное недоумение и смех американских экспертов из заокеанского патриотического (в целом, пророссийского) «лагеря» (см. сайт ЛиндонаЛаруша — http://www. larouchepub. com/russian/lar/2010/ b0177 _lar_dvorko. html). Дело в том, что около 2/3 площадей Силиконовой долины пустуют. Нет заказов, а безработица среди местных технарей и инженеров приобрела масштабный характер.
С другой стороны, с точки зрения подлинных инноваций и прорывных технологий, Силиконовая долина — это пройденный этап, укладывающийся в концепцию «догоняющей модернизации и развития». А надобно развивать новые («закрывающие» традиционные производства) технологии, коих в России достаточно, но «агентура глобализации» саботирует этот подлинно-модернизационный курс. Достаточно ознакомиться с опытом «сотрудничества» отечественных подвижников подлинной модернизации в лице М. Калашникова и К* с командой А. Чубайса в госкорпорации по на-нотехнологиям и многих других ученых, и становится ясно: России предписано («кем и где?», не трудно догадаться) «развиваться» в строго очерченных рамках, а самые передовые технологии и научные разработки должны осваиваться на Западе (в США, прежде всего). Не потому ли за последние
410
Отражение и воплощение национальной идеи …
секция III
10 лет в России были убиты или погибли при неизвестных обстоятельствах около 50 талантливых русских ученых-изобретателей не поддавшихся на щедрые посулы американских агитаторов-«доброжелателей» (ст. из «Аргументов недели» за июль 2010).
Патриоты — державники понимают концепцию модернизации шире и глубже. Несмотря на «здоровый» консерватизм и »почвеннические» ориентации патриотов она (модернизация) должна затронуть политическую и социально-экономическую систему страны; ее геополитические приоритеты в той мере, в которой это позволит сохранить Россию как особую цивилизацию со своей миссией в мире и Евразии. Кроме того, требует серьезной реформы финансовая политика, определяемая (пока) по рецептам Вашингтонского консенсуса (с 1992 г.) и социально-экономический курс в целях решения проблемы социальной и национальной справедливости.
Подлинный и чаемый Провинцией России смысл модернизации заложен во множестве документов, статей и монографий. Из последних работ можно выделить Манифест Никиты Михалкова «Право и Правда», где изложены идеи и подходы, укладывающиеся в целом рамки политики ПРОСВЕЩЕННОГО КОНСЕРВАТИЗМА И ДЕРЖАВНОСТИ. Правда, не достаточно прописаны вопросы социальной справедливости. Мы здесь сознательно отвлекаемся от подлинного авторства документа и вполне очевидного влияния Православной церкви, тесно сотрудничающего (по косвенным данным) с одной из составных частей глобальных (мондиалистских) сил, в лице Римской Католической церкви. Важно что в уста столь известного человека (который очевидно,также, разделяет идеи Манифеста) вложены витающие в воздухе идеи — идеи органично вписывающие, главным образом, национальное и державное, в меньшей степени, социальное и экономическое, содержание в одном пакете. Просвещенный консерватизм (или державный курс) снимает противоречие между ожиданиями широких социальных слоев и народами России с одной стороны и курсом на модернизацию с другой. Сам Манифест, это безусловно квинтэссенция идей и концепций изложенных в работах российских патриотов — интеллектуалов: в 3-х томах «Проекта Россия», трудах С.Г. Кара-Мурзы, Центра проблемного анализа и государственного управленческого проектирования (С.С. Сулакшин), Академии геополитических проблем (Л. Ивашов), у авторов «Русского проекта» и многих других подвижников дела спасения Отчества. Лозунги, слоганы и идеи заложенные в Манифесте, по сути своей, обеспечивают общенациональное Согласие по ключевым вопросам российской жизни и дальнейших путей развития страны; выполняют задачи мобилизационного характера, и в целом, составляют прочный стратегический фундамент, на котором может и должно быть выстроено ново-«старое» здание Российского государства, как цивилизации, не сводимой ни к Западу (Европе), ни к Востоку (Азии). И в этом своем качестве выполняют функцию НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ для России.
411
Национальная идея России
ДЕРЖАВНЫЙ КУРС: осмысление «неправильной войны». Но национальная идея, сформулированная в терминах державности или просвещенного консерватизма, не дает и пока не может дать нам ответа на целый ряд ключевых вопросов, связанных с глобальными вызовами и угрозами (для России и мира в целом) с одной стороны, с «неправильной войной», которая ведется с Россией и с «полит-технологическими» вопросами с другой. Не многие осмысливают происходящее в России как признаки «неправильной войны» (информационной, сетевой, «гео» экономической и политической), демонтирующей культурное и социальное «ядро» России; ДЕмобилизующей население и молодежь, разрушающей безопасность и фундаментальные основы страны. Чаще говорят о террористической угрозе, но террор уносит от силы несколько сотен жизней в год, когда как «неправильная» (комплексная) война — сотни тыс. (?!). О неадекватности экспликации угроз для мира свидетельствует и Доклад «мудрецов» ООН (от 2004), куда от России вошел Е. Примаков. Согласно Докладу, терроризм занял лишь предпоследнюю (6-ю) строчку из обширного списка угроз и вызовов для человечества.
Поэтому представляется, что актуальна задача идентификации (на научной и правовой основе) источников этой необъявленной «войны» в терминах саботажа, конфликта интересов и коррупции, предательства интересов страны в целом. Без такой идентификации никакие разговоры о восстановлении державности и отказа от скомпрометировавшего себя курса не достигнут цели.
Что касается полит-технологического аспекта затрагиваемой пробле мы, то следует обратить внимание на следующее.
Поскольку идея и концепция державности (просвещенного консерватизма) предполагает достаточно серьезную модернизацию политической структуры общества и государства (вплоть до серьезных изменений и принятия новой Конституции), то крайне важно прояснить и выработать адекватный (ситуации и задачам) механизм перехода от старой, к новой Конститу ции: через Федеральное собрание, или новое издание Учредительного собрания и созыв всероссийского народного собора. Таким образом, со всей остротой встает вопрос о политическом субъекте, способном на реальные, действенные шаги. Он, этот субъект вызревает в мучительных «родах», и часть властвующей элиты, критически осмысляющая результаты неолиберального курса, очевидно должна более активно запускать процесс самоорганизации в патриотических «низах»: вопрос «на кого можно опереться?» нелегкий и может быть решен только в процессе совместной деятельности и широкой кооперации патриотов «снизу» и «сверху».
Но в «низах», если оценивать действующие политические силы по-критерию «мобилизационные возможности», мы видим, что в стране на передние роли выходит сообщество молодежных движений и группправо-радикального толка, не испытывающих проблем с финансированием;
412
Отражение и воплощение национальной идеи …
секция III
взращенных на протяжении последнего 10-летия, как проект для часа «Х» в рамках технологии «березовой революции». Кто стоит за этими движениями — вопрос требующий тщательного исследования. Такой национализм деструктивен по сути и по форме, а заигрывание державников и умеренных национал — патриотов могут только усугубить ситуацию. Конструктивный национализм в существенной мере уступает первым по своим мобилизационным возможностям, и соответственно существует реальная угроза перехвата инициативы не теми, и не с теми целями и задачами. Мы не рассматриваем как серьезный политический ресурс прокремлевские молодежные движения (как призванные нести охранительные функции, а не прорывные). Что касается лево-патриотических сил (КПРФ и пр.), то конформизм их лидеров, (пока не преодоленный) не оставляет шансов на реальный прорыв. Впрочем, при определенных условиях (запуск процесса самоорганизации коалиций и совместных действий), можно и нужно вычленить из социальной опоры левых значительный сегмент, стоящих на патриотических позициях и сформировать реальную альтернативу как деструктивному национализму, так и неолиберальному «консерватизму» правительства.
Другой и не менее актуальный вопрос, тесно связанный с проблемой формирования реального политического субъекта: как обеспечить адекватный, для столь масштабной задачи, информационный плацдарм в общенациональном масштабе? Как обеспечить качественный сдвиг в информационном фоне России, где, пока, ключевые «повестки дня» и модели поведения, ценности и оценки определяются неолиберальными растлителями и агентурой глобализации? Ситуацию на этом «фронте» необходимо осмысливать в терминах национальной безопасности и необъявленной («неправильной») войны. У автора данных тезисов есть ряд идей в этом плане, которые позволят обеспечить перелом в этом направлении.
Державный курс и внутренняя геополитика. Третий и очень важный вопрос из сферы «внутренней» геополитики: как совместить качественно различные сущности в одном обществе: инновации и консерватизм Провинции; разные национальные и религиозные (в рамках традиционных конфессий) сущности в идее российской гражданственности? Как обеспечить переход от концепции отношения к национальным меньшинствам и традиционным (неправославным) конфессиям, укладывающейся в »формулу» «отношение к терпимым меньшинствам» (которое реализуется «де — фак-то»), к »формуле» уважительного и равноправного отношения? Ясно, что один из ключевых и эффективных механизмов — это Общее дело и Делание общего Отечества, евразийской цивилизации; творческое усвоение уроков СССР, Российской империи, Европы и др. стран. Но столь же очевидно, что за последние десятилетия в крупных мегаполисах страны (в основном, в центральной России) накопился огромный потенциал национальной нетерпимости и ненависти, в основном — к выходцам с Кавказа (см. иссле-413
Национальная идея России
дования: Арутюнян Ю.В., Москвичи. Этносоциологическое исследование. М.: Наука, 2007; Малькова В.К. Полиэтничная Москва в начале нового 1000-летия: Как видит и показывает ее столичная пресса. М.: РУДН, 2007. С. 115– 126, 143–155, 164–170). Ясно, что нельзя не учитывать в реальной политике этот социологически установленный факт. Социальные ожидания политически активной части общества весьма критичны к этническому маркеру.
Кроме того, реальная социально — политическая практика и теоретические поиски значительной части патриотов — державников все больше увлекают их по »старо» — новому пути, через который прошла в свое время Российская империя с формулой «Самодержавие. Народность. Правосла вие». Разумеется, с вполне прогнозируемыми последствиями, когда радикальные силы, в лице социалистов, а затем, и большевиков (тогда) увлекли за собой множество национальных и пр. неправославных меньшинств по пути национального и социального освобождения. Идеологическая «формула», вроде бы скреплявшая «тело» России,исчерпала себя в силу некритичности к социальным и национальным ожиданиям значительного большинства населения Империи. Как следствие — серьезный сбой в самый критичный момент истории страны. Впрочем, красныетогда сумели «скрестить» лозунги державности (евразийскости) с идеями национального равноправия и социальной справедливости, что и позволило им одержать победу. Но не будем забывать о трагических последствиях Гражданской войны 1918–1922 гг. для русского и других народов огромной империи.
Можно привести много научных (и околонаучных) доводов, когда количественные аргументы со ссылками на подавляющее большинство одного (русского) народа в стране, успешно разбиваются качественными различиями (в социальных интересах и демографии, уровне пассионарности и социального оптимизма и т. д.). В »точках бифуркации» политической истории, судьбу страны может решить и один полк (а то и батальон), как это было в октябре 1917 г., когда «железным» аргументом (В.И. Ленина) в пользу революции в споре с Л. Троцким стали 200 (?!) финских «спецназовцев».
Промежуточный вывод: национал-державники, сторонники восстановления Российской (независимой от Запада — США) государственности проиграют свой последний и решительный «бой» с отечественными неолибералами, если вновь «наступят на грабли», об которые спотыкались белые в период Гражданской войны; если в модели новой Российской цивилизации не будет достойного места и статуса для коренных народов и традиционных конфессий.
Глобальные вызовы и всемирность русского сознания. Но и это еще не все. Мало учесть интересы своих соседей по общей Родине. Глобальные вызовы, связанные, прежде всего, с западной (финансовой) моделью капитализма, и кризис «матрешечного» типа (блестящий анализ которого провел директор Института русской истории РГГУ, известный кризисолог, А. Фур-414
Отражение и воплощение национальной идеи …
секция III
сов) ставят перед Россией уникальные по своей сложности задачи по выработке адекватного «Ответа». В первом приближении такой «Ответ» никак не может быть «чисто» автаркическим, или сугубо протекционистским. Он («Ответ» России) должен сочетать в себе ограниченный протекционизм с открытостью и широким присутствием России (российской модели пре одоления вызовов глобального характера) не только в странах ближнего, но и дальнего зарубежья. Учитывая историю и достижения России, русский «Ответ» на внешние и внутренние «вызовы» может и должен быть представлен как образец решения насущных проблем народов не только II — го, полупериферийного и III-го периферийного миров, но и даже I-го (западного) мира. Растущий социальный и моральный протест в странах Запада и понимание тупика, к которому ведут мир (и Европу в том числе) мировой финансовый «интернационал», расширяют базу сотрудничества и согласия России, взявшей на вооружение ново — «старую» идею державности (и просвещенного консерватизма), но уже адаптированную к глобальной проблематике.
Без такой адаптации Россия обречена оставаться мировой провинцией, а не образцовым примером решения глобальных проблем, а в умеренном варианте — успешной страной, играющей весомую роль на Евразийском континенте. Провиденциальная миссия России видится также в этом. Смысли и ценности, консолидирующие русское общество в лучшие периоды ее истории, включают в себя именно наднациональные идеи.
Именно об этом писал в свое время Ф.М. Достоевский, говоря «о всемирной русской отзывчивости». Примерно в этом же ключе рассуждали выдающиеся психологи А. Маслоу и В. Франкл, доказывая, что понятия справедливости и смысла жизни, подлинные ценности жизни для представителей разных народов (широко образованных и «самоактуализирующихся», по выражению А. Маслоу) имеют примерно одинаковое значение (см. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы // <http://nkozlov.ru/library/ psychology/d3647/?resultpage=4>; Франкл В. Человек в поисках смысла. Изложение игумена Евгения Перистого // Батюшка, я — наркоман! «Свет православия», 2002. С. 273–283); Франкл В. , Человек в поисках смысла // Сайт словарь Википедия). «Я могу с большой долей уверенности утверждать, — писал А. Маслоу, что чем ближе к самоактуализации, к полной человечно сти стоит человек, тем с большей вероятностью мы можем обнаружить, что в основе его «работы» лежат метамотивы (надличностные, наднацио нальные — Х.Д.), а не базовые потребности. Для личностей, находящихся на более высокой ступени развития, «закон» является способом достиже ния скорее справедливости, истины, добра, чем финансового благополучия, статуса, престижа, власти, силы». Именно такой тип личности адекватен в условиях глобальных вызовов и угроз.
Глобальные вызовы и угрозы не могут быть разрешены в рамках узкопровинциального (националистического) или корпоративного мышления;
415
Национальная идея России
им должна соответствовать столь же масштабная личность — ГЛОБАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, как «органический» синтез регионального, национального и наднационального содержаний. Россия, всей своей историейв XX-м веке, доказала, что именно здесь на российских просторах может вырасти такое поколение людей, и соответственно, именно Россия может подать пример нового подхода к решению глобальных проблем. Если только верх не возьмут другие альтернативные тенденции олицетворяемые: 1) национал — «деструкторами» и 2) компрадорами и неолибералами, которые в час «Х» вполне могут призвать «варягов» из НАТО и разжечь в странемятеже-войну, подобно Ираку и Афганистану. И тогда идея державности (просвещенного консерватизма) «плавно» будет перемещена в маргинальную нишу и, скорее всего, станет уделом русского повстанческого движения.
416
Секция IV
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!